Содержание к диссертации
Введение
Глава I. История становления музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России 35
1.1 Генезис музыкальной эстрады и эстрадного образования народной ориентации от древнейших времён до концаї 7-го столетия 35
1.2 Становление профессиональной музыкальной эстрады и эстрадного образования от конца 17-го столетия до начала 20-х годов XX столетия... 69
1.3. Становление отечественного джаза и эстрадно-джазового образования от 20-х до 70-х годов XX столетия 104
1.4 Основные направления и тенденции развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования на современном этапе 150
Глава II. Теоретико-методологические основы эстрадно-джазового образования 187
2.1 Сущность и специфика музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады в процессе обучения 187
2.2 Содержание и структура эстрадно-джазового образования 232
2.3 Формы и методы эстрадно-джазового образования 270
2.4 Синтез искусств как средство профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады 312
Глава III. Методические основы профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады 349
3.1 Методы активизации музыкально-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин 349
3.2 Система самостоятельных творческих работ в процессе профессиональной подготовки 397
3.3 Методика освоения синтеза искусств в процессе профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады 428
Заключение 453
Список литературы 468
Приложения
- Генезис музыкальной эстрады и эстрадного образования народной ориентации от древнейших времён до концаї 7-го столетия
- Сущность и специфика музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады в процессе обучения
- Методы активизации музыкально-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
Введение к работе
Актуальность исследования. Начало двадцать первого века — эпоха научно-технических и культурных преобразований, решения серьезных и острых проблем в области науки, культуры и искусства, в реализации которых решающая роль принадлежит человеку с его убеждениями, способностью творчески мыслить, активно действовать.
Новые экономические реалии, кризисные явления, появление конкуренции на рынке труда обусловили необходимость нового подхода к оценке профессиональных качеств современного специалиста, поскольку сейчас предоставлены более широкие возможности для творческой реализации личности, свободы творчества, осуществления своих художественных целей в соответствии с имеющимися экономическими возможностями. Реформирование современного общества невозможно без его духовного обновления, которое предполагает возрождение истинных ценностей и общечеловеческих идеалов. В этой связи возрастает роль системы профессионального образования в становлении и обогащении интеллектуального потенциала общества, подготовки специалистов высшей квалификации для сферы культуры и искусства.
Именно поэтому без решения теоретических и практических проблем формирования музыкально-эстетической культуры населения в современной ситуации невозможно говорить о духовном возрождении общества.
Исследование музыкальной эстрады в настоящее время приобретает особую значимость для современной науки и практики, поскольку интерес самых широких кругов слушателей, не только в нашей стране, но и во всем мире, к различным жанрам музыкальной эстрады (джаз, легкая инструментальная музыка, рок и поп-музыка) достаточно велик.
За сравнительно недолгую историю существования музыкальной эстрады, по сравнению с академической музыкой, возникло множество ее стилистических разновидностей, порой принципиально отличающихся друг от друга по содержанию, выразительным средствам, национальным признакам. От подчеркнуто непритязательных элементарных образцов, рассчитанных на невзыскательный вкус, до сложных композиций, соприкасающихся с областью современного "авангарда" в классической музыке; от сугубо прикладных, развлекательных функций — к выражению идей протеста, политической борьбы ("Рок за мир", "Рок против расизма", "Рок на баррикадах") и т.д. К настоящему времени музыкальная эстрада, особенно джаз и рок, радикально повлияла на самые разнообразные жанры музыкального искусства. Многие академические и фольклорные жанры сблизились с джазом и роком.
Необходимость данного исследования вызвана еще и тем, что музыковедческий и психолого-педагогический подход к изучению проблем музыкальной эстрады не занял достойное место в отечественной науке. Достаточно обширный материал о творческой деятельности музыкантов академических и фольклорных жанров накоплен искусствознанием и музыкальной педагогикой. Активно изучаются особенности симфонического, камерного, народного исполнительства, исследуются специфические творческие процессы воплощения замысла композитора, интерпретации музыкальных произведений, успешного функционирования художественных ценностей прошлого в новых конкретно-исторических условиях нашей жизни.
Однако проблемы развития жанра музыкальной эстрады, особенно теоретические и методические аспекты профессиональной подготовки кадров в учебных заведениях нашей страны, изучены недостаточно и нуждаются в научном осознании.
Особую актуальность приобретают вопросы сущности и специфики музыкально-творческой деятельности специалистов эстрады, синтеза выразительных средств различных видов искусств в эстрадном исполнительстве, особого характера взаимосвязи композитора и исполнителя, взаимоотношения со зрительской аудиторией.
Одним из направлений реформирования высшей школы является совершенствование профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады, разработки научно-обоснованной концепции эстрадно-джазового образования, содержащей совокупность теоретических положений о сущности, структуре, содержании, методах и формах организации обучения, законах и принципах, исторических этапов развития. На её разработку и направлено данное исследование.
Проблема нашего исследования заключается в разработке научной
концепции эстрадно-джазового образования в России, в теоретическом и
экспериментальном обосновании путей совершенствования
профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в системе высшей школы, преодоления сложившихся в настоящее время противоречий:
- между социальными потребностями общества в специалистах для
сферы культуры и искусства и состоянием подготовки студентов к этой
деятельности;
- между высокими требованиями к качествам специалиста,
конкурентности выпускников высшей школы и отсутствием
теоретического обобщения и систематизации закономерностей процесса
формирования профессионального мастерства;
- между изменившимися условиями деятельности высших учебных
заведений в современных социально-экономических условиях и
недостаточной общепедагогической, методической обеспеченностью формирования творческой личности специалистов высшей квалификации.
Степень научной разработанности проблемы.
Специального исследования, направленного на разработку психолого-педагогической концепции эстрадно-джазового образования, не проводилось. Теоретическое и эмпирическое осмысление проблем подготовки специалистов музыкальной эстрады имеет сравнительно не долгую историю, которая обычно исчисляется от середины двадцатого века, и традиционно соотносится с историко-теоретическими, искусствоведческими, культурологическими и психолого-педагогическими исследованиями.
Историко-теоретическое освещение проблемы формирования творческой личности дано в трудах Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, .П.Н. Милюкова, Н.И. Хлебникова, В.О. Ключевского, Б.Д. Грекова, Н.И. Костомарова, а также более современных историков: А.П. Каджана, В.В. Кусковой, А. Некрича, Б.А. Рыбакова, Ю.С.Савельева, Р.Г.Скрынникова, Л.Холмса, Р.Пайпса, которые теснейшим образом связывали проблемы развития культуры с социально-историческими изменениями в обществе.
Наиболее полное рассмотрение проблемы было дано в исследованиях русских философов П.Я.Чаадаева, Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О.Лосского, В.В. Розанова, Г.П.Федотова, П.А. Флоренского, которые пытались понять сущность и взаимодействие духовного и творческого начала в становлении личности. Изучая духовную культуру России, они утверждали, что человек -свободное существо, имеющее право выбирать для себя культуру, и поэтому недопустимо давление в выборе культуры.
В трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева рассматривались проблемы свободного национального
воспитания и образования, формирования творческих качеств подрастающего поколения. Они утверждали, что в основу воспитательного процесса человека должны быть положены общечеловеческие ценности. Н.И. Пирогов полагал, что образование должно готовить «ребенка быть человеком». Развивая его идеи, К.Д.Ушинский заявлял о создании национальной школы, основанной на христианском и научном мировоззрении, а для Л.Н.Толстого главным в развитии личности являлась свобода, опирающаяся на общечеловеческие ценности и являющаяся высшим элементом духовной культуры.
Историко-искусствоведческие и историко-педагогические идеи нашли отражение в работах Г.Б.Корнетова, Е.М.Кузнецова, Е.И.Максимова, В.И.Мартынова, Е.В. Николаевой. В исследованиях Е.М.Кузнецова в историческом аспекте раскрываются особенности развития различных жанров русской эстрады. В трудах Е.В.Николаевой прослеживается постепенное расширение и изменение содержания и методов древнерусского музыкального искусства.
Духовная культура современного общества вызывает все больший интерес философов, культурологов, социологов, так как она отражает глубинные процессы, происходящие в обществе, динамизм их развития. Особый смысл приобретают труды А.И.Арнольдова, А.А.Аронова, Е.Я. Александровой, Л.П. Буевой, И.М. Быховской, П.С. Гуревича, В.В.Денисова, Л.С. Зориловой, С.Н. Иконниковой, Ю.В. Китова, М.С. Кагана, Т.А. Кудриной, Д.С.Лихачева, В.А. Разумного.
А.И. Арнольдов в своих трудах огромное внимание уделяет проблемам сущности и содержания культуры, которая рассматривается как глобальный творческий процесс, возвышенная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке.
Рассматривая взаимосвязь духовного и материального, историю и современность, А.А. Аронов концентрирует внимание на глобальных проблемах творчества как социокультурного феномена, соотношения в нём биологического и социального начал, тенденций и закономерностей развития творческого процесса, взаимовлияние творчества и творческой личности.
В исследованиях Л.С. Зориловой раскрывается сущность духовности, духовных идеалов личности как многоаспектного явления с позиций различных научных знаний, выявляются практические проблемы становления духовных идеалов в условиях профессиональной подготовки студентов в вузах культуры.
Автор опирается и на исследования, посвященные теории и методике социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Работы М.А.Ариарского, Т.И. Баклановой, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Т.Г.Киселевой, Э.И. Петровой, Б.Сафаралиева, Ю.А.Стрельцова, В.В. Туева отражают современное состояние духовной культуры, тенденции ее развития, рассматривают новые технологии и методики, влияющие на дальнейшее формирование личности.
Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников отмечают, что современная культурология выдвигает одной их центральных задач своего дальнейшего развития формирование духовных идеалов личности студенческой молодежи, представляя идеал как общечеловеческую ценность.
Значительно повысился интерес к проблемам, связанным с духовно-творческим развитием подрастающего поколения, о чем свидетельствуют кандидатские диссертационные исследования В.В. Богатова, В.Н. Дуденок, А.П.Желобова, В.Н. Козлова, Н.Н. Никитиной, Е.И. Пустоваловой, В.М. Радугина, В.Н. Соболева, Н.НЛрошенко, а также докторские диссертации Ю.Б.Алиева, Н.И. Ворониной, В.Н. Духанина, Т.Ф. Карпова, А.В. Кезина,
Э.Г.Классена, Г.Н.Падалки, А.Н.Фролова и других. В них вопросы воспитания и образования рассматриваются как ценностно-ориентационное направление с позиций нравственности, эстетики, художественных видов деятельности.
Исследование опирается на ведущие методологические работы, раскрывающие основные категории общей педагогики, а также философско-псхологические проблемы становления образования (В.И.Гинецинский, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, В.А.Сластенин); психологические теории развития личности (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); концепцию целостного педагогического процесса (В.В. Краевский, B.C. Ильина, В.И.Загвязинский, Г.И. Шукина, В.А. Якунин); организацию образовательного процесса и творческого формирования личности учителя (З.И. Васильева, С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.В. Краевский, А.И. Пискунов, В.А.Сластенин, Н.Ф.Радионова); проблему личностно-духовного становления учащихся и их художественно-эстетического развития в специально организуемом педагогическом процессе (Л.И. Богданович, Ю.Б.Алиев, И.Я.Лернер, К.Д. Радина, Л.А. Рапацкая, А.П.Тряпицына, С.М.Хентова, С.Г.Якобсон).
Современная педагогика, опираясь на гуманистические традиции, общечеловеческие ценности, в качестве одной из ведущих проблем совершенствования системы высшего образования выделяет формирование творческой личности. Труды Ю.П. Азарова, АЛ.Айзенберга, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, В.С.Кузина, В.И. Черниченко внесли существенный вклад в теорию и практику духовного развития личности в процессе профессиональной подготовки специалиста. Ю.П.Азаров, всесторонне изучая русское мировоззрение, труды выдающихся философов, педагогов, психологов, деятелей культуры и искусства как
прошлого, так и настоящего, стремится воплотить и развить прогрессивную систему общечеловеческого воспитания.
В ряде работ В.А. Кан-Калика, СВ. Кондратьевой, Е.А. Климова, Т.В Кудрявцева, И.А.Зязюна, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич освещались проблемы формирования и становления личности педагога-профессионала, мастера своего дела. Важное значение имели исследования В.П. Зинченко, В.Г. Кинелева, Н.С.Ладыжец, В.А. Сластенина, С.Д.Смирнова, В.Д. Шадрикова, изучающие современное состояние и совершенствование системы образования в России*.
Н.С.Ладыжец, анализируя современное вузовское образование, утверждает, что высшая цель вузовского образования заключается в воспроизводстве интеллектуального потенциала общества, направляя его на реализацию приобретенных знаний и творческих возможностей. По мнению В.А.Сластенина, интеллект, знания, творчество, созидание, мастерство, профессионализм становятся не только результатом педагогического воздействия, но и средством дальнейшего духовного становления личности.
В числе этих работ и защищенные в последние годы докторские диссертации Г.В. Акопова, О.А. Антоновой, Н.К. Баклановой, О.А. Блоха, Л.И. Гурье, Л.Н. Евменовой, В.Д. Иванова, И.Ф. Исаева, А.Г. Казаковой, В.В. Карпова, А.А. Мелик-Пашаева, М.И. Мухина, И.Ф. Плетневой, Л.А. Рапацкой, B.C. Садовской, В.И. Черниченко, направленные на гуманизацию процесса воспитания личности, ее самореализацию в условиях созидания и творчества. Данные работы ориентируют в методологических, историко-культурологических, психологических, социально-педагогических и искусствоведческих аспектах, становятся основой исследования духовных идеалов. В диссертации Н.К. Баклановой раскрываются психолого-педагогические основы профессионального
мастерства специалистов культуры художественного профиля, а в исследовании В.Д. Иванова уделено внимание становлению и эволюции джазового саксофонового исполнительства.
Автор опирается на теоретические, методические, прикладные идеи исследователей, педагогов, деятелей различных видов искусств: музыкального — Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Г.Л.Ержемский, А.В. Малиновская, И.А. Мусин, Г.Г.Нейгауз, В.Г.Ражников, Г.М.Цыпин, П.А.Черватюк, Л.В.Шамина и др.; театрального — СВ. Гиппиус, Ю.А.Завадский, М.О. Кнебель, З.Я. Корогодский, А.Д. Попов, К.С. Станиславский, И.Г. Шароев, и др.
В области эстрадно-джазового искусства историко-искусствоведческую, педагогическую проблематику, технологию исполнения изучали И.М. Бриль, С.С. Клитин, В.Д. Конен, Е.М. Кузнецов, Е.В. ОвчинниковДО.С. Саульский, Б.К. Штейнпресс, Ю.Н. Чугунов.
При всей ценности опубликованных трудов нельзя не отметить, что существует обширное поле для исследования проблем эстрадно-джазового образования.
Таким образом, тема нашего диссертационного исследования определена в соответствии с нерешенностью в педагогической науке ряда проблем. Нет конкретного определения понятия эстрадно-джазового образования как педагогической системы; не выявлены закономерности процесса профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады и их взаимосвязь; не создана целостная концепция эстрадно-джазового образования во взаимообусловленности: содержание, конкретное структурное наполнение и требования к специалисту; не проанализированы в новых социально-экономических условиях основные направления перестройки стратегии и тактики образовательного процесса; не раскрыта эволюция музыкальной эстрады и образования в органичной
связи с философией, обшей педагогикой и художественными течениями различных эпох, не обоснована взаимосвязь различных направлений в образовательной деятельности вузов с позиций ценностных духовных ориентации. Мы рассчитываем, что систематизация и интерпретация накопленного зарубежной и отечественной наукой материала позволит синтезировать целостное, систематизированное представление о сущности, функциональной специфике и структуре эстрадно-джазового образования; проследить его генезис, проанализировать исторические формы в контексте наиболее общих тенденций их эволюции, что до сих пор оставалось за рамками исследовательских интересов. Все изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости разработать теоретико-методологические основы эстрадно-джазового образования, определяющих его стратегию и тактику, направленных на систему фундаментального развития личности человека во всем богатстве его интеллектуальных, эмоциональных и продуктивных качеств: «мыслить - чувствовать- действовать - творить».
Цель исследования заключается в создании, реализации и обосновании целостной научной концепции эстрадно-джазового образования в изменившемся социуме, определяющей, историю и современную практику профессиональной подготовки кадров в области эстрадного и джазового искусства.
Объект исследования - система эстрадно-джазового образования в России.
Предмет исследования - процесс развития системы эстрадно-джазового образования как средство преобразования педагогической
системы профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады, в её теоретическом обобщении и практическом осуществлении.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
проследить генезис и динамику исторических форм музыкальной эстрады, теории и практики эстрадно-джазового образования и выявить общие закономерности их эволюции;
охарактеризовать новые концептуальные подходы, сложившиеся в педагогической теории и практике эстрадно-джазового образования и профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады на современном этапе;
выявить особенности целостного, деятельностного, личностного, индивидуально-творческого, аксиологического подходов к профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в её системном исследовании;
раскрыть сущность и специфику эстрадно-джазового образования, охарактеризовать содержание и структуру профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в начальных, средних специальных и высших учебных заведениях;
систематизировать формы и методы профессиональной подготовки, рассмотреть синтез искусств как одно из инновационных педагогических средств в становлении творческой личности специалиста музыкальной эстрады;
- исследовать психолого-педагогические проблемы формирования
творческой личности в процессе профессиональной подготовки
специалистов музыкальной эстрады и разработать целостную
концептуальную модель эстрадно-джазового образования в России.
- разработать, апробировать и внедрить методики активизации
музыкально-познавательной и художественно-творческой деятельности
студентов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных
дисциплин на разных этапах профессионального становления,
направленных на конечный результат обучения - профессиональное
творчество.
Гипотеза исследования строится на нашем представлении о системе эстрадно-джазового образования как целостной совокупности компонентов (субъекты педагогического взаимодействия, цель, содержание и способы его осуществления), отражающих особенности педагогического взаимодействия в пространственно-временном контексте. Структура концепции как педагогической системы профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады включает три иерархических уровня, интегрированных один в другой (педагогическое общение, совместная деятельность, педагогический процесс). Совершенствование системы эстрадно-джазового образования представляет собой процесс качественных изменений её компонентов и их функциональных связей, обуславливающих её переход с одного уровня целостности на другой. Этот процесс осуществляется эффективно при выполнении ряда условий, если:
- музыкальная эстрада и эстрадно-джазовое образование постигаются
в единстве с духовными исканиями эпохи, ее философскими,
общепедагогическими и художественно-эстетическими течениями;
обоснована концепция эстрадно-джазового образования, ориентированная на конечный результат обучения - профессиональное творчество;
- в основу современной стратегии и тактики профессиональной
подготовки положены идеи гуманизма, целостности, системности,
исторической преемственности, непрерывности;
- построена система моделей: модель специалиста музыкальной
эстрады, музыкально-образовательная модель профессиональной
подготовки, модель применения синтеза искусств проблемно-
развивающего обучения;
новое содержание эстрадно-джазового образования обуславливает высокий уровень личностно-профессиональной подготовки исполнителя, дирижёра-руководителя эстрадного коллектива, педагога-музыканта, обладающего созидательным духовно-творческим потенциалом; целостным художественным мышлением;
выявлена и установлена система организационно-дидактических условий творческого становления личности на различных этапах обучения;
- профессиональная подготовка в высшей школе становится
фактором формирования духовной культуры специалиста музыкальной
эстрады, образного постижения гуманистических ценностей мира во всем
его единстве и многообразии.
Теоретико-методологические основы исследования составили
положения философии о диалектической взаимосвязи и
взаимообусловленности явлений окружающего мира; о ведущей роли творческой деятельности в развитии личности; идеи античных философов Сократа, Платона, Аристотеля о самопознании человека, труды И. Канта о трансцендентности сферы духовного, Г. Гегеля об «абсолютной идее», «мировом духе и разуме», выдающихся отечественных философов B.C. Соловьёва, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского, а также С.Л. Франка, Б.П.Вышеславцева, А.Ф.Лосева, М.М. Бахтина, А.И. Арнольдова, Э.Б. Адуллина, Ю.Б. Алиева, Д.С. Лихачёва, В.А. Разумнова утверждающих гуманизм, целостность личности, ее место в культуре, роль духовности в ее становлении и творческой самореализации; гуманистическую
направленность образования, ориентированного на общечеловеческие ценности; автор использует идеи, касающиеся творчества и творческой свободы, высших ценностей человека, его духовности, самосознания и самосовершенствования.
Общенаучная методология ориентирована на системный подход, обеспечивающий целостное рассмотрение профессиональной подготовки как многоаспектного явления. В качестве соподчиненных ему выбраны целостный, деятельностный, личностный, индивидуально-творческий, аксиологический подходы.
Конкретно-научная методология исследования основывается на
гуманистической, личностно-ориентированной направленности
современного образования, включает ряд теоретических положений психологии творчества (Я.А. Пономарев), психологии самосознания (И.С.Кон, В.В. Столин), опирается на положения ведущих психологов и педагогов о развитии личности специалиста, психологических основах ее формирования (Л.И.Анцыферова, Н.Н.Нечаев, Ю.П.Поваренков); о профессиональном мастерстве и его компонентах (Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова, В.А.Сластенин и др.); используются теоретические и прикладные идеи исследователей, педагогов, мастеров искусства.
Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, включавших в себя изучение и теоретический анализ широкого круга философских, искусствоведческих, психолого-педагогических источников.
Использовались следующие методы:
- системный анализ, в основе которого лежит понятие системы как множества объектов (компонентов), обладающих определенными свойствами и фиксированными отношениями между ними (использовался
для выявления сущности, специфики, структуры и содержания эстрадно-джазового образования, определения путей совершенствования педагогического процесса в учебных заведениях различных уровней);
- восхождение от абстрактного к конкретному (применялся в
процессе формирования понятийной терминологии диссертации, на пути
восхождения от гипотетических моделей исследования к их объективно-
реальным образующим);
сравнительный анализ (способствовал обработке историко-педагогических данных, наполнению содержательной сущностью интерпретируемых дефиниций, определению эффективности предлагаемой экспериментальной методики);
диалектика общего, единичного и особенного (обеспечивала выявление категорий, понятий, структурных составляющих, которые входят в предметно-содержательную область эстрадно-джазового образования. В данном случает личность - общее, специалист музыкальной эстрады - более частное, а специфика освоения художественной продукции в музыкально-образовательной сфере - особенное);
- обобщение положительного педагогического опыта, сложившегося в
музыкально-образовательной системе (школа — училище — вуз), а также
педагогического опыта автора диссертации;
экспертиза, позволяющая зафиксировать мнение специалистов, авторитетных в своей сфере деятельности;
обработка эмпирических данных (интервьюирование, беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование, интроспекция) применялась в процессе анализа исполнительской и музыкально-образовательной практики Московского, Тамбовского, Орловского, Челябинского и Смоленского регионов РФ;
математическая обработка полученных результатов исследования. Эксперимент включал констатирующий, формирующий и итогово-аналитический этапы;
- моделирование - построение моделей: специалиста музыкальной эстрады, эстрадно-джазового образования, синтеза искусств в процессе профессиональной подготовки.
В основном обозначенные методы использовались во взаимодействующем режиме, что вызвано различными ракурсами исследования. Их дифференциация проведена условно с целью рельефного показа и не исчерпывает методико-исследовательский перечень.
Организация и этапы исследования. Экспериментальные базы представляют высшие и средние специальные учебные заведения культуры и искусств России (центральные регионы РФ) и СНГ (Белоруссия), школы искусств, детские музыкальные школы, эстрадно-джазовые студии. Опытно-экспериментальная работа в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин велась в Московском государственном университете культуры и искусств, Московской военной консерватории, Государственной классической академии имени Майманида, Смоленском государственном институте искусств, Томбовском государственном музыкально-педагогическом институте, Челябинской государственной академии культуры и искусств, совместно А. Коротеевым в Минском институте культуры (студенты музыкальных, режиссерских специализаций, аспиранты, соискатели, ассистенты-стажеры); на эстрадных отделениях Московского областного колледжа искусств, Московского государственного колледжа эстрадно-джазового искусства, Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Н.М. Румянцева (Карандаша), Смоленского музыкального училища
имени М. Глинки; в не государственных колледжах «Консорт», «Искусство музыкальной импровизации» г. Москвы.
Автор принимал непосредственное участие в опытно-экспериментальной работе на всех указанных базах.
Исследование проводилось с 1975 по 1999 годы. На первом этапе (1975-1985 г.) изучалось состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической теории, исследованиях по культурно-просветительной работе; анализировалась практическая деятельность работников культуры, организаторов самодеятельного творчества, в том числе народных и заслуженных артистов; велось наблюдение за подготовленностью к практической деятельности студентов.
В этот же период велось наблюдение за процессом подготовки и уровнем подготовленности будущих специалистов художественных специализаций в МГУКИ, учитывались результаты, полученные в ходе госэкзаменов в средних специальных учебных заведениях культуры и искусств; выявлялись роль и возможности преподавания специальных дисциплин в совершенствовании профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады, руководителей любительских эстрадных коллективов. Намечался общий замысел исследования (цель, задачи, гипотеза).
На втором этапе исследования (1986-1992 г.) была разработана теоретическая концепция и осуществлялось эмпирическое исследование. Оно включало:
— опытно-экспериментальную работу в МГУКИ по формированию основ профессионального мастерства студентов кафедры эстрадных оркестров и ансамблей в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Использовались методы: анализ учебной
документации, учебно-методической литературы; профилированное преподавание;
— наблюдение в ходе госэкзаменов за уровнем подготовленности
выпускников МГУКИ, Минского института культуры, а также
Московского областного колледжа искусств, Ярославского областного
училища культуры, где в 1987 году была начата опытно-экспериментальная
работа по формированию основ профессионального мастерства у учащихся
среднего звена;
Теоретическое исследование включило разработку проблем формирования творческой личности и путей их решения: создание обобщенной модели профессиональной подготовки студентов в процессе преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, модели взаимосвязи творческих кафедр в процессе профессионального становления специалистов музыкальной эстрады.
Результаты этого этапа: основные идеи автора использованы в
подготовленных кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей МГУКИ
программах («Оркестровый класс», «Методика работы с самодеятельными
эстрадными оркестрами и ансамблями», «Класс ансамбля»,
«Импровизация»).
На третьем этапе (1993 - 1999 г.) продолжалось эмпирическое исследование. Оно включало следующие направления:
- опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент со
студентами кафедры эстрадных оркестров и ансамблей и учащимися
Московского областного и Смоленского колледжей искусств.
Использовались методы: система творческих заданий, наблюдение,
выполнение специальных заданий на основные виды профессиональной
деятельности;
- опытно-экспериментальная работа по апробации разработанных
положений профессиональной подготовки будущих специалистов
музыкальной эстрады: на базе Московского государственного университета
культуры и искусств, Высшей школы изящных искусств,
Государственного училища циркового и эстрадного искусства, Московского областного и Смоленского колледжей искусств, колледжей «Консорт» и «Искусство музыкальной импровизации», на послевузовском этапе — в процессе работы с аспирантами и соискателями. Использовались методы: анализ и коррекция учебно-воспитательного процесса, анкетирование, система творческих заданий, семинар-дискуссия, актёрско-режиссёрский тренинг.
Одновременно шло обобщение, оформление и отражение результатов исследования в программах («Методика обучения игре на инструменте», «Методика работы с эстрадными оркестрами и ансамблями»); методическом пособии «Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями» (Издательство «Музыка» 1981, 1986), учебном пособии «Методика работы с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями» (МГУКИ 1993), учебнике «Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях» с грифом Министерства культуры РФ для вузов культуры и искусств.
Всего эмпирическим исследованием было охвачено около 850 специалистов эстрадного профиля и более 3000 студентов и учащихся художественных специализаций учебных заведений культуры и искусств.
В исследовании использован опыт работы автора в качестве педагога кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), Высшей школы изящных искусств, Московского областного колледжа искусств.
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке совокупности методологических, теоретических и методических положений, определяющих основы научной концепции эстрадно-джазового образования:
1. Выявлены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады:
открыты новые направления в изучении проблем эстрадно-джазового образования, которые раньше не являлись предметом научного исследования;
разработана целостная научная концепция профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады, включающая три подсистемы (музыкально-теоретическая, музыкально-практическая и организационно-дидактическая), детерминирующая профессиональное, духовное и творческое становление личности в процессе обучения;
- введены в научный оборот новые понятия - «эстрадно-джазовое
образование», «профессиональная подготовка специалистов музыкальной
эстрады», «самоучение», «сотворчество», «взаимообогащение»,
- уточнены понятия, не имеющие в литературе однозначного
определения: «музыкально-творческая деятельность специалиста
музыкальной эстрады», «творческая индивидуальность». Первое
(творчество) рассматривается как деятельность, направленная на создание
существенно нового, как процесс, включённый в постановку и решение
проблем, нестандартных задач, как форма познания действительности;
второе (музыкально-творческая деятельность) - как процесс познания,
воспроизведения, создания и распространения объективно и субъективно
нового, оригинального продукта в сфере музыкального искусства
посредством интеллектуальных процедур; третье (творческая
индивидуальность) - как особое качество, уровень развития личности, сущность которой заключается в самобытности, цельности, оригинальности, ярком своеобразии и масштабности;
- построена модель специалиста музыкальной эстрады, которая
включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-
целевой (индивидуальность личности, потребность в творчестве),
содержательный (теоретические и практические знания, умения, навыки),
операционно-деятельностный (способы умственных и практических
действий), рефлексивно-оценочный (самооценка, самоанализ,
прогнозирование);
осуществлена классификация методов профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады, в основание которой положен способ связей и отношений совместной деятельности педагога и студентов в процессе обучения: наглядно-опытный, репродуктивно-реконструктивный, художественно-эвристический и креактивностный; выявлена специфика каждого из них в учебно-творческой деятельности;
- выявлены организационно-содержательная основа и возможности
синтеза искусств в профессиональном становлении специалистов
музыкальной эстрады: усиление философско-культурологических основ
обучения, создание проблемных интегрирующих курсов, углубление
взаимодействия основных специальных дисциплин со смежными науками
и искусствами, проблемно-синхронная координация дисциплин;
разработаны методические принципы освоения синтеза искусств: единство
эмоционального и рационального начала при общей повышенной
эмоциональной содержательности занятий, построение занятий на основе
ассоциативного художественного материала, эмоциональная драматургия и
сюжетно-тематическое построение занятий.
2. Проанализирована эволюция музыкальной эстрады и эстрадно-
джазового образования в России:
осуществлена периодизация музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России с позиций ценностных ориентиров каждого исторического этапа на основании интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного подходов.
выявлена закономерность взаимосвязи и взаимозависимости процесса эволюции музыкальной эстрады, теории и практики эстрадно-джазового образования от изменений ценностных ориентиров в процессе общественно-исторического развития;
установлено, что музыкальная эстрада, теория и практика музыкально-образовательной деятельности на различных этапах развития общества испытывали на себе влияние мировой духовной культуры, особенно западноевропейской и американской эстрадной и джазовой музыки.
3. Обоснованы научно-методические основы профессиональной
подготовки специалистов музыкальной эстрады:
- установлена педагогическая закономерность эффективности
системы методов активизации музыкально-познавательной и музыкально-
творческой деятельности студентов (наглядно-опытный, репродуктивно-
реконструктивный, художественно-эвристический и креактивностный);
выявлена специфика каждого из них в учебно-творческой деятельности на
успешность продвижения личности в овладении профессиональной
деятельностью и основами мастерства, их взаимосвязь и динамика на
различных этапах профессиональной подготовки будущих специалистов;
- предложена классификация системы самостоятельных творческих
работ (работа по образцу, тренажная работа, реконструктивная работа и
творческая работа); обоснована целесообразность применения различных
видов творчества: исполнительского (интерпретация и импровизация),
авторского (сочинение, обработка, инструментовка, аранжировка),
научного (написания научных, методических работ, рефератов и т.д.);
разработана методика использования технических средств обучения и
компьютерных технологий, обоснована целесообразность применения
различных их видов при изучении специальных дисциплин.
- выявлено и экспериментально доказано значение и влияние
проблемно-развивающего метода в освоении синтеза искусств, в
активизации эстетического сознания, ассоциативного, эмоционально-
чувственного и предметно-деятельностного ряда (профессиональный
тренинг, предметные игровые действия, опредмечивание музыкальных
образов средствами театрального, циркового, изобразительного искусства,
драматургии и т.д.).
Теоретическая значимость исследования
- Пополнена теоретическая база музыкальной педагогики. Раскрыты
теоретико-методологические, организационно-педагогические механизмы
построения системы эстрадно-джазового образования, которое
рассматривается как процесс и результат усвоения систематизированных
знаний, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной
деятельности в области эстрадного и джазового искусства,
обеспечивающей становление, самоопределение, саморазвитие и
самореализацию обучающихся в динамичном и целостном процессе
обучения, воспитания и развития.
На основе проведённого системного анализа научно-теоретических источников обоснован новый подход в раскрытии сущности, специфики, структуры и содержания понятия «профессиональная подготовка специалистов музыкальной эстрады» как дидактической системы, включающей в качестве основных элементов смысл, цель, содержание, формы, методы и средства развития творческой индивидуальности, уникальности и самостоятельности обучающихся, формирования профессионально важных качеств, направленных на конечный результат эстрадно-джазового образования - профессиональное творчество.
В музыкальной дидактике разработано положение о необходимости использования синтеза искусств в профессиональной подготовке кадров в системе многоуровневого эстрадно-джазового образования, установлена педагогическая значимость его воздействия на творческое становление личности в процессе обучения.
На основе анализа историко-педагогического материала освещены этапы становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования, предложена их периодизация, обоснованием которой является изменение ценностных ориентиров каждой исторической эпохи. Обоснованы методологически и введены в научный оборот обновлённые интерпретации понятий «самоучение», «сотворчество», «взаимообогащение» как основных форм познания основ эстрадно-джазового искусства, являющиеся прямым отражением исторического развития музыкальной эстрады, её стилистических направлений, влияющих на структуру и содержание эстрадно-джазового образования.
- На базе сравнительного анализа теоретических источников,
обобщения передового научно-методического опыта и полученных
экспериментальных данных осуществлена классификация методов профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады как способа связи и отношений в процессе совместной деятельности педагога и учащихся с учётом дидактических ситуаций; разработана методика проблемно-развивающего обучения, направленная на развитие творческой индивидуальности, самобытности и оригинальности личности будущих музыкантов эстрады и джаза.
Практическая значимость исследования:
материалы диссертации нашли отражение в учебнике,
рекомендованном Министерством культуры РФ для студентов
художественных специализаций вузов культуры и искусств - «Теория и
методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных
оркестрах и ансамблях» (М.: Музыка, 2000), монографии «История
становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового
образования в России» (М.: Мелограф, 2005»), а также в ряде статей и
тезисов, посвященных проблемам эстрадно-джазового образования, и
внедрены в учебный процесс Московского государственного университета
культуры и искусств, Московской военной консерватории,
Государственной классической академии имени Майманида, Смоленского государственного института искусств, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института, Челябинской государственной академии культуры и искусств, Высшей школы изящных искусств и других вузов культуры и искусств;
- основные идеи исследования использованы в учебных программах, разработанных на кафедре эстрадных оркестров и ансамблей («Методика преподавания специальных дисциплин», «Методика работы с эстрадными оркестрами и ансамблями», «Оркестровый класс», «Класс ансамбля», «История эстрадного исполнительства», «Режиссура эстрадного
музыкального номера и концертной программы», «Музыкальное оформление спектакля», «Музыка в театрализованном представлении») и внедрены в соответствующие лекционные курсы, читаемые студентам музыкальных и режиссерских специализаций, аспирантам МГУКИ;
- идеи, положения, рекомендации исследования внедрены в учебный
процесс учебных заведений среднего и начального звена: Московского
областного колледжа искусств, государственного училища циркового и
эстрадного искусства имени Н.М. Румянцева (Карандаша),
государственного московского училища эстрадно-джазового искусства,
Смоленского музыкального училища имени М.И. Глинки; колледжей
«Консорт», «Искусство музыкальной импровизации», где занятия ведутся
на основе разработанных автором программно-методических материалов;
разработанные в диссертации теоретические положения, экспериментальная методика, выводы и рекомендации используются на практике для формирования основ профессионального мастерства специалистов культуры в процессе профессиональной подготовки, для совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях культуры и искусств, системе повышения квалификации; организации производственной практики; управления процессом подготовки кадров культуры художественного профиля;
- материалы исследования использованы для разработки проекта
концепции обновления Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования по специальности «Народное
художественное творчество» специализация «Эстрадный оркестр и
ансамбль» утвержденного Министерством образования и науки в 1996,
1999, 2003 годах., построения региональной системы непрерывного
профессионального образования специалистов музыкальной эстрады,
народного художественного творчества, составления квалификационных
характеристик специалистов культуры художественного профиля, подготовки программ, учебных пособий.
Достоверность результатов диссертационной работы обеспечена: адекватностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме, обоснованностью исходных теоретических и фактологических подходов к изучению предмета исследования, реализацией их на теоретическом и практическом уровне; убедительностью и научной доказательностью полученных данных с позиций анализа фактического материала, обобщения передового опыта; системным применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике настоящей работы; значимостью итоговых результатов педагогического эксперимента, сопоставлением и сравнением их с наблюдениями и выводами , содержащимися в сходных по характеру и направленности исследованиях, а также имеющимися в педагогической практике.
На защиту выносится целостная концепция;
1. Концепция содержит совокупность идей о историко-педагогических и методологических основах профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в системе многоуровневого эстрадно-джазового образования:
- эстрадно-джазовое образование - это целостная дидактическая
система, представляющая единство общего и профессионального развития
личности и включающая находящиеся в единстве и взаимосвязи три
группы (подсистемы) компонентов: музыкально-теоретическая,
музыкально-практическая, организационно-дидактическая;
- характер системы эстрадно-джазового образования и особенности
процесса её развития можно исследовать, используя в единстве три
теоретические модели (модель специалиста музыкальной эстрады,
концептуально-содержательную модель, модель синтеза искусств в профессиональной подготовке обучающихся) как метод научного исследования. На основе одной теоретической модели могут быть разработаны вариативные концептуальные модели педагогической системы учебных заведений различного уровня;
- развитие музыкальной эстрады, теории и практики эстрадно-джазового образования в России на всех его этапах обусловлено изменениями в общественном сознании представлений о духовных ценностях, об идеале человека и целях его воспитания и образования, которые в свою очередь были вызваны влиянием конкретно-исторических условий социально-экономического и социально-культурного развития. Более масштабный и целостный взгляд на проблему позволяет изучить исторический опыт, дать научное обоснование теоретическим концепциям и их практическим воплощениям в сфере эстрадного искусства, объяснить многие явления, характерные для эстрадно-джазового образования на современном этапе, определить пути его дальнейшего развития.
2. Концепция представляет собой систему теоретических положений о сущности, структуре, формах и методах профессиональной подготовки, динамической модели специалиста музыкальной эстрады:
сущность профессиональной подготовки заключается в
совокупности элементов учебно-творческого процесса (субъекты
педагогического взаимодействия, цель, содержание и способы его
осуществления), отражающие особенности педагогического
взаимодействия в пространственно-временном контексте, структура которой включает три иерархических уровня, интегрированных один в другой (педагогическое общение, совместная деятельность, целостный педагогический процесс);
содержание профессиональной подготовки представляет собой адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает музыкально-творческое развитие личности, подготовленной к участию в воссоздании и развитии отечественной музыкальной культуры в целом и музыкальной эстрады в частности;
специфика музыкально-творческой деятельности специалиста музыкальной эстрады как интегрального качества личности заключается в синтезе профессионализма, развитой интуиции, импровизационности, артистизма, высокой духовности и творческой индивидуальности. Основным видом его деятельности является художественно-творческая: исполнительская, дирижёрская, композиторская, инструментаторская, педагогическая. Качественные изменения основных компонентов в процессе профессиональной подготовки раскрывает модель специалиста, которая включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-целевой (индивидуальность личности, потребность в творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения, навыки), операционно-деятельностный (способы умственных и практических действий), , рефлексивно-оценочный (самооценка, самоанализ, прогнозирование).
3. Концепция содержит совокупность теоретических положений о методике профессиональной подготовки и условиях управления этим процессом в системе начального, среднего и высшего образования:
организованное обучение эстрадно-джазовому искусству
принципиально возможно. Его качественный уровень зависит от
правильного понимания особенностей эстрадно-джазового
исполнительства, от содержания и методов профессиональной подготовки;
процесс обучения обусловлен спецификой предмета (эстрадная и джазовая музыка) и педагогической целью, направленной на развитие творческой, самобытной личности, способной выполнять важные социокультурные задачи сохранения и развития традиций эстрады и джаза в новых исторических условиях;
методика профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады перспективна, поскольку она, во-первых, направлена на природу творческого коммуникативного взаимодействия педагога и студента, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и процесс её развития;
условиями эффективности профессиональной подготовки являются: самоопределение педагогического коллектива, свободный выбор воспитательных и образовательных ценностей, способствующих развитию педагогической культуры преподавателей, отражающей методологические и научно-методические основы профессиональной подготовки в системе высшего образования; принятие большинством педагогического коллектива концептуальной модели профессиональной подготовки как цели инновационной деятельности; применение принципов развивающего обучения, методов активизации познавательной и музыкально-творческой деятельности студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, освоения синтеза искусств. При этом на основе одной теоретической модели могут быть разработаны вариативные модели синтеза искусств как средства профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады.
Апробация результатов исследования Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры педагогики и
психологии Московского государственного университета культуры и искусств; прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным советом Д 210.010.03 при Московском государственном университете культуры и искусств.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора (общее количество - 47, общий объём - 98,2 п.л.)
Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на семинарах, «круглых столах» и конференциях различного уровня. В их числе
- участие автора в ряде комплексных исследований Московского
государственного университета культуры и искусств: «Совершенствование
целостного процесса общей и профессиональной подготовки специалистов
в вузах культуры» (1986-1990 г.), «Подготовка и использование кадров
руководителей художественной самодеятельности» (1988-1989 гг.) и др.;
- в научных докладах и сообщениях на Международных, Всесоюзных,
Всероссийских, Республиканских, межвузовских научно-теоретических,
научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях в 1978-2005
г.г. в Московском государственном университете культуры и искусств, в
Кемеровском, Кишиневском, Душанбинском, Минском, Самарском,
Тюменском институтах культуры, Смоленском вузах искусств.
Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, 12 приложений. В I главе «История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России» раскрывается генезис музыкальной эстрады, теории и практики музыкального образования, обусловленного изменениями ценностных ориентиров общественного развития, даётся научное обоснование теоретическим концепциям и их
практическим воплощениям в сфере современного эстрадного искусства и образования, определяются основные направления и тенденции его дальнейшего развития.
Во II главе «Теоретико-методологические аспекты профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств» представлен анализ теоретико-методологических идей и подходов в современной философии, искусствоведении, психологии, педагогике, определяющих задачи, возможности, основные направления исследования профессиональной подготовки специалиста как многоаспектного явления; определены с позиций целостного, деятельностного, личностного и индивидуально-творческого подходов сущность, специфика, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и соотношение основных понятий, построена целостная модель.
В III главе «Методические основы профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств» исследование профессиональной подготовки базируется на определении её в качестве цели непрерывного процесса общего и профессионального развития личности; приводится анализ результатов анкетирования студентов эстрадных специализаций вузов культуры и искусств; излагаются результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности авторских методик организации учебно-воспитательного процесса на разных этапах профессиональной подготовки специальностей «Музыкальное искусство эстрады» и «Народное художественное творчество», специализация «Эстрадный оркестр и ансамбль», направленного на конечный результат обучения - профессиональное творчество; предлагаются пути решения проблем.
Генезис музыкальной эстрады и эстрадного образования народной ориентации от древнейших времён до концаї 7-го столетия
Музыкальное образование в России как явление многогранное складывалось в трёх основных направлениях: народной, религиозной и светской ориентации, в которых, как отмечают исследователи, выделяются три направления: общее, любительское и профессиональное. Следует отметить, что данная структура в целом сохранилась и до настоящего времени с некоторым преобразованием и обогащением.
В настоящее время в научной литературе, раскрывающей периодизацию музыкального образования в России, сложилось несколько подходов применительно к становлению и развитию историко-педагогического процесса вообще и отечественного музыкального образования в частности: интонационный, парадигмально-педагогический и цивилизационный.
Ряд учёных, исследующих историю отечественного музыкального образования с позиций цивилизационного подхода, выделяют три фазы развития:
1 фаза - зарождение и становление музыкального образования в недрах языческой культуры наших далёких предков;
2 фаза - взаимодействие отечественных музыкально-педагогических воззрений с музыкально-педагогическими традициями Востока и Запада;
3 фаза - сближение педагогических традиций различных цивилизаций в области музыкального образования. (422, 300.)
Другие в качестве основных определяют пять этапов в истории отечественного музыкального образования;
1 этап - с древнейших времён до обращения Руси к православной христианской религии в конце X века;
2 этап - с конца X до середины XVI1 века;
3 этап - вторая половина XVI1 - первая треть XIX века;
4 этап - со второй трети до конца XIX века;
5 этап - с начала XX столетия и до наших дней включительно. ( 422,301-303).
На наш взгляд, позиция учёных, предлагающих периодизацию отечественного музыкального образования академического и народно-исполнительского жанров, заслуживает высокой оценки. Однако в отношении эстрадно-джазового образования она не может быть принята за основание классификации и периодизации, поскольку в последнее время в нашей стране наметился интерес к исследованию проблем развития эстрадной и джазовой музыки, эстрадно-джазового образования. Написаны учебники, учебные пособия, успешно защищены диссертации на соискание учёных степеней по специальностям искусствоведения, культурологии, педагогических наук, в которых рассматриваются вопросы эволюции музыкальной эстрады, джазовой импровизации, свинга, музыкальной педагогики и методики преподавания специальных дисциплин. (И. Бриль, В.Кузнецов, И.Кунин, Е. Овчинников, Е. Савин, О. Степурко, А. Сухих, Ю. Чугунов и т.д.) В некоторых работах предлагается периодизация эстрадно-джазового образования, но относящаяся только к началу XX века. Так, в диссертации К.А. Ушакова «Особенности эволюции джаза и его влиянии на процесс инновации в Российской музыкальной культуре» выделяется три периода становления и развития:
1 период (1920 - 1950) - накопление отечественными музыкантами навыка воспроизводства нотного материала, освоение ритмо-формул, знакомство с популярными темами, стилями, особенностями музыкального языка джаза;
2 период (1950 - 1980) - создание клубов, школ, творческих лабораторий при оркестрах;
3 период (1980 - по настоящее время) - профессионализация
джазового обучения.
Мы, учитывая все имеющиеся классификации и приняв за основу периодизацию, предложенную исследователями отечественного музыкального образования академического и народного направлений, соединивших все три подхода, предлагаем иную с учётом специфики музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России.
Целостное рассмотрение истории музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в данной главе обусловлено тем, что становление музыкально-педагогической теории и музыкально-образовательной практики сопряжено с развитием эстрадной и джазовой музыки в нашей стране. Поэтому музыкально-педагогическая интерпретация музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования представляется необходимой, так как даёт возможность на гипотетическом уровне охарактеризовать некоторые особенности содержания и методов обучения на начальном этапе его становления.
Более того, мы рассматриваем истоки эстрадного и джазового образования в рамках фольклора России вместе в связи с тем, что русская эстрада и джаз зарождались в фольклоре и имеют сходные сущностные черты. Во-первых, джаз, как и фольклор не имеют письменности, адекватно фиксирующей звучание. Во-вторых, сущность их природы заключается в импровизации. В третьих, у любой джазовой композиции и в фольклоре, как отмечают исследователи фольклора и джаза, нет своего единственного образца, нет канонического текста, того, что мы обычно называем оригиналом, а есть «множество» исполнительских вариантов основного мелодического прообраза
Изучение истории музыкального образования, осмысление эволюции человеческих ценностей в контексте теории и эстрадно-исполнительской практики, с одной стороны, является необходимой предпосылкой для создания любой педагогической концепции, теории, а также и для методики музыкального воспитания и образования, в том числе и эстрадно-джазового. С другой - позволит получить более объективную характеристику процесса его становления и развития, рассмотреть характер взаимодействия и особенности проявления основных направлений музыкально-педагогической теории и практики на каждом историческом этапе.
Музыкальная эстрада, являющаяся одним из популярных жанров эстрадного искусства — понятие достаточно широкое. Оно включает себя следующие направления: легкую инструментальную музыку, песню, обработки фольклора, джаз, рок и поп-музыку. Термин эстрада является сравнительно новым, утвердившимся во второй половине 19-го века в связи с формированием эстрадных жанров и обособлением их в самостоятельную отрасль сценического искусства. Он впервые начинает встречаться в газетных рецензиях, в периодической печати. В.И. Даль в словаре русского языка ограничивал содержание этого понятия исключительно его физическими свойствами, определив «эстраду» как возвышенную площадку для публичных выступлений, в частности для выступления музыкантов. «Эстрада, - писал он, - помост, возвышение, например, для музыки». (168,665). Это объясняется тем, что когда Даль работал над составлением словаря, термин «эстрада» ещё не бытовал в живой обиходной речи в качестве более широкого понятия, объединяющего различные жанровые разновидности искусства. Нас, однако, интересует другое значение этого понятия, которое приводится, в частности, в словаре Д. Ушакова как искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене. Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно отражает сущность эстрады как искусства представления, объединяющего различные жанры. Специфика ее заключается в «легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированное его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя... в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики». (279,19). Эти качественные признаки эстрадного искусства, являющиеся особенно ценными и в то же время специфичными именно для эстрады, послужили критерием при отборе разнообразных явлений, характеризующих его прошлое, его исторический творческий опыт. В процессе возникновения эстрадных жанров, накопления исполнительских традиций, формирования эстрадного искусства проходило и становление эстрадно-джазового образования.
Сущность и специфика музыкально-творческой деятельности специалистов музыкальной эстрады в процессе обучения
Курс на переоценку духовных ценностей, переориентацию социально-экономических устоев общества поставил вопрос о расширении и укреплении творческого начала во всех сферах жизнедеятельности человека. Эта задача выдвигается в ряд наиболее актуальных и перспективных. Ей придается особый практический смысл и требуется новый уровень теоретического осмысления, поскольку истоки формирования творческих качеств личности лежат, в основном, в системе образования. Не является исключением интересующая нас область эстрадного и джазового исполнительства.
Проблема музыкально-творческого развития студентов приобретает особое значение в связи с тем, что в настоящее время происходит чрезвычайно интенсивное разве эстрадного музыкального искусства, как профессионального, так и любительского; создаются новые произведения, различные по стилю жанру, рождаются новые исполнительские приемы их воплощения; появляются новые инструменты (синтезаторы, блоки электронных эффектов и т. д.), открывающие для авторов и исполнителей все более широкие возможности в реализации своих художественных замыслов. Широкое применение электронных средств (музыкальные компьютеры, множители, звукоакустические установки и т. д.) создало предпосылки для включения в процесс эстрадного музыкального творчества значительно большего количества молодежи. Сейчас люди, обладающие небольшим, голосом, но развитым слухом и чистой интонацией, благодаря звукоакустической технике, освоению соответствующих приемов могут быть приобщены к созданию духовных ценностей, а вместе с тем развивать свои способности в эстетическом освоении действительности. В связи с этим возникает необходимость в такой организации обучения специалистов с музыкальной эстрады, которая не только обеспечила бы усвоения уже созданного в этой области, но и формировало способности самостоятельно изучать и создавать оригинальные произведения, двигаться вместе с ускоряющимся развитием современного искусства.
С древних времен и до наших дней искусство занимает важное место в жизни людей. Отражая и обобщая в художественных образах явления и факты жизни человеческого общества, оно является неисчерпаемым источником познания. Искусство обогащает ум и чувства, расширяет кругозор, вдохновляет на действия, открывает широкий простор для наиболее полного и всестороннего проявления всех творческих возможностей и дарований человека.
Одним из самых массовых и любимых народом видов искусства является музыка. Она пронизывает все стороны жизни людей, помогает им глубже понять и прочувствовать жизнь, активно влияя на сознание, чувства и волю, формируя их. Еще Аристотель, учитывая эту способность ее, предлагал включить музыку в число предметов воспитания молодежи.
Усложненность языка, выразительных средств современного музыкального искусства, как определенного способа мышления, привела к появлению многообразных музыкальных жанров, в том числе и в области музыкальной эстрады, отражающих богатство действительности. А это ведет к повышению требований к профессиональному и любительскому творчеству, как одному из форм познания и отражения мира, что в свою очередь поставило задачи более углубленной подготовки кадров в вузах культуры и искусства.
Анализ практики учебных заведений и учреждений культуры показал, что в последнее время достаточно распространенным явлением стали студенты с хорошо развитыми техническими навыками владения музыкальными инструментами, но с ограниченным музыкальным кругозором, не способные глубоко, прочувствованно и художественно убедительно исполнять музыкальные произведения. По справедливому замечанию ряда ученых и музыкантов-педагогов сложившаяся ситуация объясняется, с одной стороны, недооценкой многими педагогами музыкально-творческого развития студентов, их творческой активности и самостоятельности, в результате чего проблема целенаправленного формирования профессиональных качеств, как таковая, остается вне сферы педагогического воздействия. С другой - сложностью и недостаточной разработанностью формирования творческой личности специалистов музыкальной эстрады.
Под формированием творческой личности мы понимаем развитие всех компонентов музыкального дарования, необходимых для полноценного эмоционального и сознательного восприятия и исполнения музыкальных произведений. Поэтому рассмотрение проблемы основывается на анализе основных этапов формирования и развития музыкально-творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки студентов на специальности "Музыкальное искусство эстрады" и «Народное художественное творчество».
Для выявления сущности и специфики музыкально-творческой деятельности студентов нам необходимо уточнить отправное понимание понятия творчество. Мы не ставим своей задачей дать универсальное определение данного термина, а остановимся на рассмотрении различных точек зрения о сущности творчества, укажем наиболее встречающиеся в литературе определения и постараемся выделить общее, что характеризует творческий процесс.
Методы активизации музыкально-творческой деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
Во второй главе нами были выяснены сущность и специфика эстрадно-джазового образования, а также охарактеризованы содержание, формы и методы музыкального обучения. В задачи третьей главы входят выяснение методических условий, способствующих повышению результативности учебно-творческого процесса в учебных заведениях культуры и искусств.
Ответ на этот вопрос нельзя получить только из непосредственного наблюдения и изучения учебной и творческой работы колледжей и вузов. Это требует специальной организации серии психолого-педагогических экспериментов.
Сравнительное изучение методов профессиональной подготовки учебных заведений имеет исключительно большое значение для определения путей повышения качества обучения, хотя и представляет огромные трудности. Это связано, прежде всего, с тем, что результативность учебного процесса обуславливается не только методами обучения, но и другими факторами, прежде всего содержанием, педагогическим мастерством, специальной квалификацией педагогов, индивидуальными особенностями студентов и т.д.
Поэтому для получения более точных данных мы предприняли попытку добиться сравнительно равных условий, так, например индивидуальные особенности некоторых студентов и групп в целом уравнивались путём перекрестной проверки полученных результатов и относительно одинаковым состоянием испытуемых; квалификация и педагогическое мастерство преподавателей - посредством изучения массового опыта одних и тех же педагогов; и, наконец, сравнивались методы, которые служили одним и тем же целям, выполняли одинаковые функции и применялись при изучении одного учебного материала.
В основу критериев сравнительной оценки методов обучения было положено оптимальное усвоение студентами знаний, включающих в себя объём, систематичность, осмысленность, прочность и действенность их, а также развитие творческой активности и самостоятельности, к которым относятся: наблюдательность, пытливость, умение анализировать и обобщать изучаемый материал, ставить новые познавательные и художественные задачи и самостоятельно решать их, умение устно и письменно излагать материал, обосновывать свой подход к истолкованию произведения, пользоваться приобретёнными знаниями в учебной и музыкально-исполнительской деятельности.
Названные критерии носят обобщенный характер и относятся к учебно-воспитательному процессу в целом. Применительно к отдельным дисциплинам (теоретическим, специальным, репетиционным и т.д.) они по ходу анализа их будут наполняться конкретным содержанием, располагаться в соответствующей последовательности и учитываться в одних случаях полностью, в других лишь частично.
Данная глава представляет собой анализ материалов экспериментальной работы, организованной в базовых учебных заведениях, целью которой было изучение сравнительной эффективности методов профессиональной подготовки, условия использования самостоятельных работ творческого характера при выполнении одних и тех же задач, содержания и однородного состава участников.
Изучение общепрофессиональных дисциплин, включающих в себя историю отечественной и зарубежной музыки, гармонию и полифонию, анализ музыкальных произведений является одной из составных частей музыкально-творческого развития студентов, и, в частности, формирования эстетического восприятия, вкуса, идеалов, способности самостоятельного познания музыкально-художественных произведений, глубокого проникновения в сущность его подлинно творческой интерпретации. Без знания основных закономерностей музыкального искусства исполнитель не сможет осознать сущность самого процесса исполнительского творчества, тем более, вдохновенно и убедительно раскрыть замысел автора, выразить свое отношение к нему. Поэтому и возникает необходимость совершенствования теоретического обучения студентов.
На протяжении двадцати двух лет нами проводилось исследование сравнительной эффективности методов обучения в базовых вузах и колледжах культуры и искусств на занятиях по истории музыки и анализу музыкальных произведений. Выбор для исследования повышения результативности педагогического процесса именно этих дисциплин обусловлен тем, что в принципе занятия по теории, гармонии и сольфеджио в основном почти во многих учебных заведениях проводятся достаточно успешно. Здесь сказывается огромный опыт работы преподавания данного предмета, накопленный музыкальными школами, училищами и вузами. Методика проведения занятий по истории музыки и анализу музыкальных произведений ещё недостаточно разработана. Между тем, значение анализа художественных сочинений играет огромную роль в формировании широко эрудированного исполнителя, в развитии аналитического мышления студентов, которые, овладев исполнительским искусство, сами становятся пропагандистами музыкальной культуры, воспитателями вкусов и идеалов широких масс слушателей. Именно данные дисциплины учат рассматривать музыкальное искусство с позиций историзма, помогают студенту приобрести чёткую систему знаний о развитии музыки разных эпох, времён, народов, что позволяет в свою очередь обобщать те сведения и навыки, которые они получили на других специальных и практических занятиях: классе специального инструмента, оркестровом классе, классе ансамбля, джазовой гармонии и полифонии и т.д.
Изучение этих предметов создаёт условие возникновения предпосылок для формирования исторически правильно окрашенных музыкально-слуховых представлений и приобретения навыков оперирования этими представлениями в исполнительской деятельности на занятиях по изучению инструмента, игры в оркестре и самостоятельной работе. Методика анализа музыкальных произведений в историческом аспекте, приобретённая на этих занятиях, приобретает большое практическое значение и для музыкально-педагогической и творческой деятельности студентов - при подготовке бесед, лекций, тематических вечеров, написания исследовательских работ, музыковедческих рефератов и т.д.
Решение всех этих многообразных задач в процессе профессиональной подготовки неотделимо от разработки и постоянного совершенствования методики профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады.