Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Лабахуа Елена Макбетовна

Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия)
<
Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия) Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лабахуа Елена Макбетовна. Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лабахуа Елена Макбетовна;[Место защиты: Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт www.mpgu.edu].- Москва, 2015.- 166 с.

Содержание к диссертации

Введение

I. Экспозиционно-выставочный комплекс как система художественного, нравственно-эстетического воспитания 17-50

1.1 Основные компоненты и способы взаимодействия экспозиционно выставочного комплекса 18-27

1.2 Образовательные особенности экспозиционно-выставочного комплекса в музее, определяемые характером его деятельности 28-38

1.3 Воспитательные функции экспозиционно-выставочного комплекса при организации и проведении различных выставок 39-50

II. Функции экспозиционно-выставочного комплекса и их роль и место в системе нравственного воспитания и эстетического образования 51-100

2.1 Воспитательные и образовательные функции экспозиционно выставочного комплекса и их возможности в решении педагогических задач по нравственному воспитанию и образованию 51-67

2.2 Функции эстетического воспитания и художественного образования экспозиционно-выставочного комплекса в развитии творческих способностей 68-83

2.3 Апробация педагогического эксперимента по спецкурсу «Экспозиционно-выставочная деятельность» как часть воспитательно образовательного процесса при профессиональной подготовке педагога 84-100

III. Особенности формирования экспозиционно выставочного комплекса при организации различных выставок и их влияние на нравственно эстетическое развитие личности 101-138

3.1 Истоки формирования и развития экспозиционно - выставочной деятельности в Абхазии 101-113

3.2 Воспитательные и образовательные возможности экспозиций исторических реплик. Особенности создания подобных экспозиций и их значение 114-125

3.3Создание различных тематических экспозиций и их возможности в процессе воспитания и образования 126-138

Заключение 139-143

Список литературы

Образовательные особенности экспозиционно-выставочного комплекса в музее, определяемые характером его деятельности

Понятие «экспозиционно-выставочный комплекс» тесно связано с различной выставочной деятельностью, с существующей традицией представлять предметы для всеобщего обозрения, создавая различные выставки и экспозиции. Термин "экспозиция" происходит от латинского глагола «expono» - выставлять напоказ, рассматривать и производного от него существительного «exposition» -выставление напоказ, изложение.

Экспозиция определяется как "размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов" [35, с. 9]. При этом "цели и задачи экспозиции - дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала" [там же].

Сегодня экспозицию определяют как принципы и порядок размещения предметов, выставленных для обозрения. При этом она предполагает наличие следующих компонентов: наличие экспонатов, соответствующим образом подобранных и представленных, и наличие пространства. В экспозиции предметы подбираются и выставляются в определенной системе, поэтому "в музейно-художественной практике экспозиция - это показ произведений искусств, подобранных и выставленных в определенной системе" [233, с.5].

Из приведенных определений экспозиции следует, что ее основной задачей является демонстрация предметов, представляющих различные сферы человеческой деятельности, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, а формой передачи информации, ее экспозиционно-информационным рядом является экспозиционно-выставочный комплекс, который создается с целью донести до зрителя заложенную в нем информацию и эстетическую эмоцию. Таким образом, основными структурными элементами экспозиционно-выставочного комплекса являются сами экспонаты и созданное экспозиционное пространство с одной стороны, и с другой стороны - зритель, для которого создается экспозиция. При этом главная задача экспозиции - это через созданный ею язык осуществить контакт со зрителем, передать ему заложенный в ней образ, информацию, эстетическое переживание и эмоцию.

Эффективность экспозиции зависит от таких фактов, как качество предметов экспозиции - экспонатов, организации выставочного пространства, художественного образа экспозиции, значимости самой темы экспозиции и созданных для зрителя условий, способствующих его восприятию и созерцанию предметов экспозиции.

Как уже отмечалось, основным структурным элементом экспозиционно-выставочного комплекса является экспонат. Название «экспонат» происходит от латинского слова «exponatus» - выставленный напоказ, т.е. это - "предметы, выставленные для обозрения в музее или на выставке" [35, с. 10].

Из экспонатов создается экспозиция, которая в зависимости от выставляемых предметов может быть - выставкой произведений искусства, скульптуры, народного творчества, это могут быть исторические предметы или предметы, представляющие открытия в науке и технике. При этом они обладают двойственным свойством по своей природе. С одной стороны: они - материальные предметы, с другой - в них включена духовная сущность, так как они продукты деятельности человека. Поэтому можно говорить, что экспозиция - это способ, метод показа и объяснения "этого духовного опыта, включающего в себя уровень идеальный и уровень материальный", а когда в экспозиции представлены произведения искусства, то такая экспозиция рассматривается "как ценности духовного опыта, аккумулированные в материальных формах" [234, с. 33].

Экспонат, предмет выставки, располагаясь в определенном месте экспозиционного пространства, обретает новое качество, которое Богородский С.В. определил понятием "размещение". Предметы-экспонаты проявляют в заданной экспозиции "не только эстетические, смысловые и коллекционные качества, но и обретают при взаимодействии и влиянии друг на друга принципиально новое качество - экспозиционное, проявляющееся только в данной выставочной среде" [34, с. 11]. При этом инфраструктура выставки -щиты, постаменты, витрины позволяют предметам - экспонатам не просто наличествовать, а помогают демонстрировать обретенное новое качество -"экспозиционность", которая определяет смысловое содержание выставки " через визуальное восприятие рационально организованной экспозиционной среды" [34, с. 5 ]. И в данном случае предметы - экспонаты являются знаками, образующими особый язык, позволяющий "читать" экспозиционные "тексты" [34, с. 12].

Похожий подход к экспонатам и к экспозиции в целом осуществила и Николаева Н.А., которая рассмотрела экспозицию с точки зрения литературно-семиотической теории Ю.М.Лотмана. С ее точки зрения, выставка осуществляет контакт между вещью и посетителем, и от качества экспозиции зависит полнота постижения выставляемых предметов [170]. В семиотике предметы экспозиции рассматриваются как знаки, а музейная экспозиция - своеобразным текстом, при этом экспонат рассматривается как носитель не только исторической реальности, но как носитель некой духовной сущности, своего рода "знак" культурной среды, из которой он изъят, но продолжает о ней свидетельствовать [156, с. 133] .

Тропова Е.О. рассматривает экспозицию как искусственно созданную систему, состоящую из двух уровней умозрительного, духовного и материального. При этом она отмечает, что "Все системы можно разделить на умозрительные, элементами которых являются понятия или идеи, возникшие благодаря познавательной деятельности, и материальные, состоящие из материальных элементов, взаимодействующие друг с другом, возникшие в природе или в результате созидательной деятельности человека. Экспозиция -искусственно созданная система, включающая в себя оба начала "[234, с. 33].

Воспитательные функции экспозиционно-выставочного комплекса при организации и проведении различных выставок

Основная задача при такой коммуникации - это ввести зрителя в заданное эмоциональное состояние, вызвать у него сопереживание через различные способы погружения в представляемые события. Подобную экспозицию можно рассматривать как самостоятельное произведение искусства, и потому "построенное по законам композиции и использующее целый комплекс средств художественной выразительности, это синтетическое произведение воздействует на зрителя, адресуясь к его творческим возможностям". [233, с.12]

В современном обществе получили развитие и интерактивные выставки, цель которых вовлечь зрителя в действие, а не только в созерцание предметов. На таких выставках не просто демонстрируются предметы, а часто представлены различные модели, макеты, предметы, которые зрители могут приводить в действие. В данном случае осуществляется не только процесс визуальной коммуникации, но осуществляется разносторонний процесс взаимодействия зрителя с экспозиционными предметами. Такой способ экспонирования применяется в детских музеях, этнографических выставках, на фестивалях народного искусства. При этом используется и такой метод, когда на глазах у зрителей работают художники, мастера различных видов декоративно 57 прикладного искусства, и тут же проводят мастер классы, вовлекая зрителей в творческий процесс. Такие экспозиции требуют особой активности от зрителя.

Таким образом, с введением в рассмотрении экспозиции выставок и музеев коммуникационного подхода посетитель стал рассматриваться как полноценный участник экспозиции. И при этом ценность самой экспозиции стала определяться ее способностью воздействовать на зрителя, ее способностью с использованием имеющихся в ее распоряжении методов донести необходимую информацию и эстетическую эмоцию до зрителя.

В связи с новым пониманием взаимоотношения посетителя и экспозиционно-выставочного комплекса появилась и такая форма ее деятельности, как культурно-образовательная, которая подразумевает включение человека в поле культуры, его интеллектуальное и духовное развитие.

Сегодня экспозиции в музее, на выставках занимают определенное место в жизни общества и играют в нем различные социальные функции. Они определяются тем фактом, что экспозиция, которая обладает художественной выразительностью, содержательностью, информативностью, является не только частью экспозиционно-выставочного комплекса, но и важным каналам трансляции культурных ценностей в обществе, важным средством коммуникации между человеком, его прошлым и настоящим. "В последние годы заметно возрос интерес к месту и роли коммуникаций в основных направлениях деятельности музеев (экспозиционная и выставочная деятельность, формы работы с посетителями, музейная педагогика и пр.)". [140, с. 2]

При этом многие исследователи считают, что роль и функция экспозиций определяется тем фактом, какое место в обществе отводится культуре и ее месту в развитии и образовании человеческой личности. Общество всегда предъявляло определенные требования к развитию человека. Эти требования изменялись исторически, но оставалось неизменным требование - это социальная адаптация личности, ее способность воспринимать, следовать и развивать основные общественно значимые ценности и представления. Одним из факторов социализации личности является и то, что он является носителем определенной культуры. Одним из мест, где в обществе осуществляется процесс трансляции культур, стали музеи и выставки.

Наряду с такой функцией, как обеспечение культурного досуга, социальной адаптации личности, современные выставки и экспозиции играют воспитательную и образовательную роль. Это одна из форм трансляции культур и ценностей. Поскольку в основе межкультурного общения лежат ценности, то ценностный аспект является ведущим в экспозиционной коммуникации, и из него развиваются такие аспекты коммуникации, как образование, передача информации и знаний. И потому сегодня музей позиционируют "как поле социокультурной коммуникации, где происходит общение посетителей с культурными артефактами, развитие интеллектуальных и творческих способностей". [65, с.2]

Экспозиционно-выставочный комплекс в музее и на выставке имеет свои особенности и в плане коммуникационной функции. Поскольку выставки рассматриваются как временное мероприятие, то в их организации используются различные способы экспериментальной экспозиции, они демонстрируют новые течения в области экспозиционного искусства, на них проверяются новые технические разработки, в силу этого они часто привлекают посетителя новыми и интересными способами экспонирования.

Сегодня изменились во многих странах функции и способы экспонирования в музее, причем многие музеи находятся в поиске новых форм не только экспонирования, но и основных видов своей деятельности. Основные функции современного музея указаны в его определении. Так, Международный совет музеев в своем уставе с поправками 2001 г. определяет, что музей "является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей". Где наряду с его основными функциями, такими, как сбор, приобретение, хранение и исследование предметов, определяются и такие его функции, как образование, воспитание и удовлетворение духовных потребностей.

Такие функции музеев сложились исторически, с того времени, как стали создаваться музеи. Так, уже в эпоху Просвещения, перед ними стояли задачи просвещать и доставлять эстетическое наслаждение [222, с. 16]. Посещение музеев становилось показателем стремления у зрителей к приобщению к знаниям и искусству, что приветствовалось со стороны государства. Так, например, уже в созданной в 1714 Петром I Кунсткамере посещение для зрителей было не только бесплатным, но еще для посетителей из числа небогатой публики выдавалось денежное поощрение за тягу к науке и искусствам.

Таким образом, в экспозиционно-выставочной деятельности основополагающей, традиционной, исторически сложившейся функцией является функция образования и воспитания. Функция образования и воспитания основана на информационных, эстетических, культурных, исторических свойствах экспонатов, представленных в экспозиционно-выставочном комплексе.

Нужно отметить, что представление о воспитательной и образовательной функции экспозиции, основанной на ее коммуникативной функции, во многом сегодня соответствует концепции "гуманистической педагогики". С точки зрения гуманистической педагогики, "если индивид традиционно воспринимался как объект для обучения или воспитания, то есть как пассивный получатель готовых знаний и впечатлений, то, в соответствии с новыми педагогическими концепциями, он становится полноправным участником коммуникационного процесса, самостоятельно отбирающим информацию". Причем основополагающей в этой концепции является положение "непрерывного образования, основанного на представлении о жизни, как о бесконечном развитии". При этом целью воспитания и образования является формирование гармоничной личности, знающей и понимающей ценность знания. [31, с.418]

Функции эстетического воспитания и художественного образования экспозиционно-выставочного комплекса в развитии творческих способностей

Е. Малия, исследуя народное творчество и традиции украшений в различных материалах в предметах быта, в резьбе по дереву, камне, кости, рогу, выделила следующие разновидности в их оформлении - геометрический, растительный и животный. Среди геометрических узоров она выделяет узоры квадратов, которые формируются в сложные многоугольники, образуют традиционный рисунок, получивший в народе название "след собаки". Иногда "многоугольники осложняются множеством дополнительных геометрических узоров, в центр ромбической фигуры вписывается ромб, квадрат, звезда и т.д."[144, с. 30]. Среди ткацких изделий можно встретить и шахматный узор, который использовался как в ткацких, так и в ковровых изделиях.

Еще один узор из сплетенных в цепь ромбов имеет очень древнее происхождение, получивший в народе название "след лошади", встречается не только на ткацких изделиях и древней керамике, бронзе, но и в росписях монументальных сооружений, таких, как роспись стен Лыхненского дворца.

Большое место как на древних, так и на более поздних предметах народного декоративно-прикладного искусства занимают солярные знаки- символы солнца и луны и символы движения - круги, круги с вращающимися членениями, которые присутствуют в тканных изделиях, в резьбе по дереву, кости, на древних сооружениях, на различных предметах оружия. "Они представляют собой различного рода розетки с вращающимися полукругами, крестами, крестами, вписанными в круг, лунообразными изображениями и т.д." [144, с. 130].

Нужно отметить, что еще на предметах бронзовой культуры, различных образцах археологических находок, старинных культовых сооружениях, таких, как храм Лашкиндар или Цебельдинский храм, до позднейшего времени повсеместно встречаются изображения равноконечного креста.

Наряду с геометрическим узором часто присутствовал и животный орнамент, создаваемый из повторяющихся фигурок отдельных животных, таких как олень, собака, лошадь, баран, различные птицы. В ткацких изделиях часто различные орнаменты создавались сочетанием черного и красного цветов.

Народное творчество дает представление о существующем художественно-эстетическом вкусе и нравственных ценностях. Хотя произведения народного творчества не сформировались в форму специально художественной профессиональной деятельности, вместе с тем в нем вырабатывались эстетические представления и пристрастия. Поэтому "чувство красоты имеет универсальный, общечеловеческий характер. Прекрасное в природе и общественной жизни вызывает чувство эстетического наслаждения у всех способных понимать красоту людей, независимо от их племенной, расовой или классовой принадлежности... Однако, наряду с общими чертами, идеалы прекрасного имеют и специфические особенности у различных рас, народов и общественных классов". [84, с. 16].

В народном творчестве выражаются не только представления о прекрасном и нравственном, но и религиозные представления, в сочетании с материальной целесообразностью. Можно сказать, что "народное художественное творчество абхазов обусловлено длительной культурной традицией, оно уходит своими истоками в глубокое прошлое народа и раскрывает перед нами духовное богатство его носителей. Изобразительные мотивы абхазского народного узора, дошедшие до наших дней, - это своего рода символы древнего мышления, измененные временем. В них отражается общее мировоззрение народа, его эстетические представления, связанные с существовавшим укладом жизни и хозяйственной деятельности". [144, с.99]

На основе народного творчества складывалась и традиция профессиональной художественной деятельности, чему в немалой степени способствовала деятельность первого профессионального художника, главного художника-декоратора императорского театра, активного участника творческого объединения "Мир искусства" Алексея Чачба. Он приехал в Сухум в октябре 1918 110 года, он "мечтал в эти годы о духовном, культурном возрождении своего народа. Он мечтает о театре под открытым небом на знаменитой поляне в селе Лыхны, о музее изящных искусств и национальной библиотеке в Сухуме, об Абхазском национальном музее, о создании научной и популярной истории Абхазии, о печатном деле, издании народных песен, заклинаний, сказаний, преданий, пословиц и поговорок". [119, с. 70]

Так, в марте 1919 года по его инициативе была впервые открыта художественная студия живописи и рисования. В это время "в Сухум-Кале родилось замечательное сообщество – "Художественное содружество" и "САО" ("Сухумское артистическое общество"), куда входили Шервашидзе (Чачба), поэты Василий Каменский и Виктор Стражев, актриса Наталья Бутковская. Время 1917–1923 годов можно назвать периодом "сухумского ренессанса". [116, с. 56] Большую роль в развитии профессионального искусства сыграли и различные театральные постановки, которые стали очень популярны после революции 1917 года. Так, уже в январе 1918 года П. С. Шакрыл поставил в Очамчире пьесу на абхазском языке "Из темноты в свет". В это время в Сухуме Сухумским артистическим обществом тоже было поставлено несколько спектаклей, в том числе и постановка "Раненный в сердце" по мотивам абхазской народной песни, к которой А.Чачба сделал декорации. [1, с. 18]

Росту профессиональной художественной деятельности способствовало и открытие Сухумской художественной школы в 1935 году, а в 1937 году, по инициативе Н. Лакоба, открылось Сухумское художественное училище. Уже в 1940 году состоялась первая выставка художников в Абхазии.

Воспитательные и образовательные возможности экспозиций исторических реплик. Особенности создания подобных экспозиций и их значение

Большая часть экспозиции посвящена боевым операциям в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 годов. В центральном месте экспозиции расположен стенд, на котором расположены фотографии Ардзинба В.Г., первого президента Республики Абхазия и первого Главнокомандующего РА с 11.01.1993г. по 12.02.2005г. Внизу - фотографии руководителей Министерства обороны Республики Абхазия во время войны: Аршба В. Ш., Сосналиева С. А., Дбар С. П., Агрба Г. К. В верхней части композиции на световом поле - флаг Республики Абхазия, а в нижней части - объемный герб Республики Абхазия. По обеим сторонам от главного стенда расположены художественные композиции, сделанные из фронтовых фотографий, их художественное решение помогает сформировать необходимую атмосферу для восприятия музейных экспозиций.

Поскольку во время войны бои проходили на двух фронтах, то слева от центральной композиции расположены тематические стенды, посвященные операциям на Гумистинском фронте, а справа - основным операциям Восточного фронта. Соответственно - слева и справа от главного стенда находятся стенды, на которых представлена информация о командующих фронтами, их руководителях и командирах батальонов. Над ними - карты фронта, линии обороны и общая схема расположения фронтов Абхазской армии.

Предыстория создания абхазской армии отображена на большом тематическом художественном панно (3,5х2 м), на котором в художественной композиции отображена в художественных и исторических образах история войн и оружия, личностей, возглавлявших армию и государство, тех, кто в течение многих лет создавал и сохранял Абхазию с древнейших времен. Через представленные образы показана история существования государства и сложившиеся военные традиции. На фоне панно, в специальной защищенной витрине, установлено Знамя Победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 гг.

Славные военные традиции своего народа несли и абхазские добровольцы первой мировой и гражданской войны 1914 - 1918 гг., которые воевали в составе абхазской сотни (323 человека) в Кавказской дивизии. Более 55 тысяч жителей Абхазии воевало в Великой Отечественной войне, 17 тысяч погибло или пропало без вести, 22 воина получили звание Героя Советского Союза, 4 - стали кавалерами Ордена Славы трех степеней. Девятьсот женщин приняло участие в боевых действиях, среди них - прославленная женщина - летчица Ф.Авидзба. Бои проходили и в непосредственной близости, и на территории Абхазии, что показано на карте "Героическая оборона Кавказа в июле-декабре 1942 г."

Все выставочное пространство разделено на четыре уровня. В верхнем экспозиционном поле представлены копии карт на световых коробах, отражающие основные операции двух фронтов. На среднем уровне представлены фотографии, материалы, различные документы, рассказывающие о разных периодах войны, представляющие ее участников. На витринах под ними представлены различные предметы, личные вещи, награды, документы. В пространстве под ними расположено трофейное и боевое оружие, изготовленные образцы вооружения, средства связи, снаряды и мины. Там же расположено крупногабаритное оружие.

Перестраивалась на нужды фронта вся страна, и каждый старался сделать, что мог. Поскольку в стране не хватало оружия, то его стали производить самостоятельно, используя имеющиеся в наличии технические ресурсы. В экспозиции представлены миномет М-60, созданный Гудаутским авторемонтным заводом в 1992 году, самодельный ручной гранатомет Ткварчельского завода "Заря", самодельная пусковая установка для неуправляемой ракеты и созданная морская подводная мина контактного действия, которые использовали в Морском флоте. Здесь представлены и противопехотные самодельные гранаты. И оружие, которое использовалось в ходе боев: это и пулеметы, и гранатометы, и огнеметы.

В ходе боевых действий формировались и различные рода войск, такие, как артиллерия, система ПВО, военно-морской флот и ВВС.

В экспозиции представлен и большой фактографический материал: это газеты, которые выходили в период войны, такие, как «Свободная Абхазия», «Республика Абхазия», «Боевой листок», приложение к газете "За наше Отечество". Представлены материалы исполкома Конгресса Кабардинского народа. Отражена роль добровольческого движения народов Северного Кавказа и Юга России.

Днем создания Вооруженных сил Республики Абхазия считается 11 октября 1992 г, когда во время грузино-абхазской войны В.Ардзинба подписал указ о создании Министерства Обороны и Генерального штаба. Абхазская армия рождалась в ходе боевых действий. Основные операции фронтов представлены на картах и схемах, среди них шесть основных операций Восточного фронта и шесть основных операций Гумистинского фронта. В витринах музея представлены материалы, показывающие ход подготовки и осуществления операций, карты, боевые распоряжения, приказы о проведении операций, о награждениях, о повышении в воинском звании. Все эти документы сопровождаются фотографиями военной хроники, показывающими ход боев, позиции бойцов фронта, оборонительные сооружения Восточного фронта. 14 мая 1994 года было подписано соглашение о прекращении огня и разъединении сил в зоне грузино-абхазского конфликта, а в июне произошло размещение в зоне разъединения контингента коллективных сил по поддержанию мира СНГ. За время их пребывания, до 2006 года, погибло 122 военнослужащих миротворческих сил. На стендах музея представлены списки погибших бойцов и фотографии мемориала, установленного для увековечения их памяти.

В экспозиции музея представлены материалы, отражающие и современное состояние армии. Музей продолжает развиваться, он пополняется новыми экспонатами. Постоянно ведется поисковая и исследовательская работа по различным направлениям, она связана с накоплением, обработкой и введением в оборот собранного материала. В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся школ, беседы, встречи с интересными людьми, различные круглые столы. Большую помощь в пополнении экспозиции материалами оказывают ветераны войны. Сегодня музей стал еще одним центром воспитательной работы.

Похожие диссертации на Экспозиционно-выставочный комплекс художественной галереи как фактор нравственно-эстетического воспитания студентов художественно-педагогических факультетов. (на примере художественных галерей и музеев республики абхазия)