Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Деловое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении: теория и практика 15
1.1. Проблемы делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении 15
1.2. Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя 39
Глава II. Подготовка студентов педагогического колледжа к музыкальному воспитанию дошкольников (состояние проблемы) 55
2.1. Понятие и критерии профессиональной готовности воспитателя к осуществлению музыкального воспитания дошкольников 55
2.2. Выявление уровня готовности студентов педагогического колледжа к осуществлению музыкального воспитания дошкольников 81
2.3. Анализ существующей модели музыкальной подготовки студентов педагогического колледжа97
Глава III. Модель музыкальной подготовки студентов педагогического колледжа и ее реализация в опытно-экспериментальной работе 110
3.1. Обновленная модель музыкальной подготовки будущих воспитателей 110
3.2. Проверка эффективности музыкальной подготовки студентов 135
педагогического колледжа
Заключение 150
Библиографический список 152
Приложения 172
- Проблемы делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
- Понятие и критерии профессиональной готовности воспитателя к осуществлению музыкального воспитания дошкольников
- Обновленная модель музыкальной подготовки будущих воспитателей
Введение к работе
Актуальность исследования.
Реформирование системы дошкольного образования в России нацеливает на повышение уровня квалификации педагогических кадров, что влечет за собой пересмотр задач и содержания образовательной деятельности профессиональных учебных заведений.
В советский период становления и развития системы дошкольного образования одним из наиболее значимых социокультурных направлений было музыкально-эстетическое воспитание детей. Педагогический потенциал и уровень квалификации воспитателя позволял и обязывал его стать центром педагогического процесса развития ребенка. Музыкальное воспитание осуществлялось как на занятиях, так и в повседневной жизни; такое сочетание оказывало положительное влияние на интерес детей к эстетической деятельности, а деловое сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя обеспечивало успешность ее протекания. Анализ изменений, произошедших в последние два десятилетия в системе дошкольного воспитания, позволил выявить ряд тенденций, самые значительные из которых - вариативность программ обучения и воспитания, предметная направленность образования (выделение дополнительных предметов с привлечением специалистов по каждому из них), знаниевая парадигма обучения. Эти изменения коснулись профессиональных обязанностей воспитателя; его потенциальные возможности влиять на образование дошкольников оказались мало востребованными.
Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса. Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональными обязанностями музыкального руководителя, педагогический ресурс воспитателя практически не используется, музыкальное развитие детей находится вне поля его профессиональной деятельности, что негативно отражается на
целостности процесса музыкально-эстетического воспитания: содержание
музыкальных занятий сегодня направлено, в основном, на подготовку к
праздникам; использование музыки на других занятиях, свободная
музыкальная деятельность детей стали редкостью в практике дошкольных
учреждений. Неуспешность делового сотрудничества воспитателя и
музыкального руководителя является серьезным недостатком в реализации
задач музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста на
современном этапе. Это заставляет рассматривать готовность к деловому
сотрудничеству в качестве базисной педагогической ценности, позволяющей
реализовать преемственность в работе субъектов деятельности,
обеспечивать эмоционально-положительный фон процесса воспитания, оказывать положительное влияние на его результативность.
Причинами вышеперечисленных негативных явлений, на наш взгляд, являются следующие: 1) несоответствие профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа современным задачам развития ребенка и, как результат этого, низкий уровень музыкально-эстетической компетентности воспитателя; 2) отсутствие сформированной готовности к деловому сотрудничеству воспитателя и музыкального руководителя как базисной ценности и важнейшей компетенции специалиста, четко определяющей ролевое поведение, цели, принципы и формы взаимодействия участников процесса музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Один из эффективных путей изменения данной ситуации — внесение корректив в подготовку воспитателя детского сада в этой сфере его профессиональной деятельности: повышение уровня музыкально-эстетической компетентности, важной составляющей которой является готовность к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем. Это будет способствовать успешной реализации современных подходов к музыкально-эстетическому воспитанию детей: обогащение воспитательно-образовательного процесса различными видами музыкальной деятельности, расширение зоны ближайшего развития ребенка-дошкольника. Очевидно,
что воспитатель и сегодня должен оставаться хранителем лучших традиций отечественного дошкольного воспитания, его фундаментального содержательного ядра. Забота о престиже и статусе профессии воспитателя должна быть обязанностью не только государства, но и каждого профессионала. Выбрав данную специальность, человек должен прилагать усилия, чтобы она стала значимой не только для него самого, но и для других.
Таким образом, диссертационное исследование направлено на разрешение следующих противоречий:
между современными требованиями к музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста и ограниченным участием воспитателя в этом процессе, невостребованностью его педагогических возможностей;
между необходимостью делового сотрудничества как базисной педагогической ценности и неготовностью воспитателя к нему.
Выявленные противоречия побуждают на исследовательском уровне обосновать современные подходы к осуществлению делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя. Это обусловило постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия формирования готовности студентов педагогического колледжа — будущих воспитателей к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем с учетом современной ситуации в дошкольном воспитании. В педагогической науке этот аспект проблемы специально не обсуждался.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить пути формирования готовности студентов педагогического колледжа - будущих воспитателей к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: готовность студентов педагогического колледжа — будущих воспитателей к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем.
Предмет исследования: процесс формирования готовности студентов педагогического колледжа к профессиональному взаимодействию с музыкальным руководителем. Гипотеза исследования:
Эффективность подготовки будущих воспитателей к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении может быть достигнута, если:
будет сформировано осознание студентами педагогического колледжа-будущими воспитателями своей инициативной роли и функциональных обязанностей в процессе музыкального развития детей;
при формировании музыкально-эстетической компетентности как важной составляющей профессиограммы педагога будет уделено особое внимание развитию делового сотрудничества - базисной компетенции воспитателя.
Результативность этого процесса может быть достигнута при реализации следующих условий:
1) разработке современной модели подготовки специалиста, которая отражает:
новые цели, содержание, формы и методы музыкального образования студентов, соответствующие современным требованиям к музыкально-эстетической готовности воспитателя дошкольного учреждения;
характеристику музыкально-эстетической компетентности как важной составляющей профессиограммы педагога;
- принципы формирования делового сотрудничества как важнейшей
компетенции воспитателя: паритетности (обеспечение личностно-
равноправной позиции сотрудничающих педагогов), индивидуализации
(создание синергетического эффекта кооперации труда), диалогизации
(обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса),
единства и последовательности требований и эмоционально-оценочных отношений;
2) создании научно-методической базы, обеспечивающей процесс изучения музыкальных дисциплин (программы, учебные и учебно-методические пособия, наглядные материалы и др.).
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «деловое сотрудничество» воспитателя и
музыкального руководителя в современном дошкольном образовательном
учреждении и разработать научно-обоснованную методическую систему с
целью реализации этого процесса.
2. Разработать показатели и исследовать уровень музыкально-
эстетической компетентности будущих воспитателей.
Обосновать модель подготовки студентов педагогического колледжа к музыкальному развитию дошкольников и деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем.
Проверить эффективность разработанной модели в экспериментальной работе.
Методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, Б.П. Усов); социально-психологические теории взаимодействия субъектов деятельности (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А. В. Петровский); концепции музыкального развития (Б. В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, Л.В. Школяр, Б.Л. Яворский); концепции профессиональной подготовки и моделирования педагогической деятельности в учебном процессе в профессиональных учебных заведениях (В.В. Анисимов, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Сему шина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков).
Теоретическую базу исследования составляют труды ученых и методистов - музыкантов (Е.А. Бодина, И.Л. Дзержинская, Е.А. Дубровская, А.И. Катинене, Л.Н. Комиссарова, О.П. Радынова, К.В. Тарасова и др.);
исследования, характеризующие деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Т.А. Куликова, Н.Я. Михайленко, Л.А. Парамонова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; анализ и обобщение педагогического опыта; опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа); моделирование процесса музыкальной подготовки студентов на основе ведущих позиций настоящего исследования; опытно-экспериментальная работа; качественный и статистический анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования:
расширены научные представления о деловом сотрудничестве субъектов педагогической деятельности как базисной компетенции педагога-воспитателя;
разработана система делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения, включающая взаимосвязанные компоненты: приоритетные цели, принципы, содержание, формы взаимодействия;
обоснована инициативная роль воспитателя как главного лица педагогического процесса, обеспечивающего всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника в условиях современного дошкольного образования;
разработана и экспериментально апробирована модель музыкальной подготовки будущих воспитателей в педагогическом колледже, обеспечивающая эффективность деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений в области музыкально-эстетического воспитания детей;
в структуру компетенций воспитателя введена новая компетенция — практико-преобразующая.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Разработаны теоретические подходы к определению музыкально-эстетической компетентности как сложного интегративного образования личности воспитателя дошкольного учреждения, отражающей его готовность активно участвовать в музыкальном развитии дошкольников.
Выявлен педагогический потенциал грамотного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, целенаправленное использование которого существенно повышает эффективность музыкального развития детей дошкольного возраста.
3. Доказана универсальность теоретических подходов к формированию
профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования на
основе взаимодействия разных ее субъектов, независимо от их предметной
специализации (воспитатель - педагог по изобразительной деятельности;
воспитатель - руководитель физического воспитания и др.).
4. Разработаны теоретические основания конструирования системы
методического обеспечения процесса музыкального образования студентов
педагогического колледжа (программа, средства обучения), повышающие их
музыкально-эстетическую компетентность.
Практическая значимость исследования:
Разработанные автором учебно-методические пособия («Теория и методика музыкального развития детей», «Музыкальная тетрадь будущего воспитателя детского сада») могут использоваться в процессе преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом колледже, а также в системе повышения квалификации соответствующих специалистов дошкольного образования. Результаты исследования могут быть полезны при подготовке законодательных актов системы образования (стандартов, концепций, целевых программ), а также при разработке вариативных учебных программ и средств обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены единой и непротиворечивой теоретико-методологической базой исследования; широкой источниковой базой исследования; комплексным
использованием теоретических и эмпирических исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; результатами педагогического эксперимента, который строился на принципах репрезентативности, оптимальности, воспроизводимости.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2001 — 2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы; изучалась научная и учебно-методическая литература, определялись методологическая основа и теоретическая база исследования; проводился констатирующий этап эксперимента. На формирующем этапе исследования (2003 - 2006 гг.) разрабатывалась и внедрялась в учебный процесс педагогического колледжа модель подготовки будущих воспитателей к взаимодействию с музыкальным руководителем. На контрольном этапе эксперимента (2006 — 2008 гг.) были осуществлены систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформлены материалы диссертации и сформулированы ее выводы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих направлениях:
преподавание лично автором следующих дисциплин: «Музыка», «Методика музыкального развития», «Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано)», «Хоровое пение» (ГОУ СПО Педагогический колледж № 18 г. Москвы);
участие в российских и международных научно-практических конференциях (доклады и выступления автора в 2001, 2004, 2005, 2007 гг.);
участие в заседаниях Городского методического объединения преподавателей музыкальных дисциплин, а также Городского методического объединения преподавателей социально-экономических дисциплин (доклады в 2005 г.);
обсуждения на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии МГПУ (доклады и выступления в 2003-2008 гг.);
- публикации в специальных изданиях, научно-методических журналах (всего 7 публикаций общим объемом более 7 п.л.).
Опытно-экспериментальная база исследования:
Государственное образовательное учреждение педагогический
колледж
№18 «Митино» Департамента образования города Москвы, Государственное образовательное учреждение педагогический колледж №5 Департамента образования города Москвы. Экспериментальным исследованием с 2001 по 2008 годов были охвачены 410 студентов, обучавшихся по специальности 050704 Дошкольное образование.
Дошкольные образовательные учреждения города Москвы, среди
них:
№2263, №2245, №2190, №2412, №2355, №2447. Всего на различных этапах экспериментальным исследованием были охвачены 96 воспитателей и 27 музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений. Положения, выносимые на защиту:
Педагогический потенциал и уровень квалификации современного воспитателя обязывают его стать центром педагогического процесса, хранителем лучших традиций отечественного дошкольного воспитания, его фундаментального содержательного ядра.
Базисной компетенцией, составляющей существенный компонент интегративной характеристики музыкально-эстетической компетентности воспитателя, является практико-преобразующая компетенция -сформированная готовность воспитателя к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем. Деловое сотрудничество понимается как педагогическое взаимодействие равноправных партнеров (в данном исследовании - воспитателя и музыкального руководителя), характеризующееся единством цели профессиональной деятельности каждого субъекта. Базисной данную компетенцию делает такая качественная
характеристика как универсальность, то есть возможность переноса в другие компетентности.
3. Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
основывается на принципах паритетности, индивидуализации, диалогизации,
которые должны быть реализованы в содержании совместной деятельности
(совместное планирование, распределение функциональных обязанностей,
непосредственное и опосредованное взаимодействие на занятиях, в быту
детского сада, в свободной самостоятельной деятельности детей,
педагогическая рефлексия); в формах взаимодействия (обмен мнениями,
консультации, учебный диалог, контроль, анализ, ведение педагогического
дневника).
4. Исходя из существующих ныне противоречий между современными
требованиями к музыкально-эстетическому развитию дошкольников и
невостребованностью педагогических возможностей воспитателя, между
необходимостью делового сотрудничества и неготовностью воспитателя к
нему, обновленная модель музыкальной подготовки студентов
педагогического колледжа — будущих воспитателей должна строиться с
учетом следующих требований: усиление связи с будущими партнерами по
музыкально-эстетической деятельности; углубление взаимосвязи задач
учебной деятельности с задачами выполнения будущих профессиональных
обязанностей; индивидуальный подход в развитии музыкальных
способностей; обеспечение динамики музыкального развития студентов,
формирующей позитивное отношение к музыкальной деятельности.
Проблемы делового сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Среди множества тенденций последних десятилетий, касающихся дошкольного воспитания, особенно ярко проявилась тенденция выделения дополнительных предметов в дошкольных образовательных учреждениях (предметная акцентированность дошкольного образования) с привлечением специалистов по каждому из них. Одной из негативных следствий этой тенденции является разнонаправленность воздействий воспитывающих взрослых на ребенка. В педагогической литературе для обозначения педагога - дополнительного специалиста используются также следующие варианты: «педагог-специалист», «педагог дополнительного образования», «специалист-предметник», «освобожденный специалист» и просто «специалист». Проблема «соорганизации» (термин Н.Я. Михайленко) воспитателей и дополнительных специалистов дошкольного образовательного учреждения поднимается достаточно остро с начала 90-х годов XX века. Соорганизация рассматривается как объединение воспитателей и дополнительных специалистов в рамках целостного образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Е.П. Ухабина).
Важность наличия только одного наставника — воспитателя подчеркивали в своих работах педагоги Г.Н. Ковалева, Л.П. Литвин (55). Авторы опираются на позиции К.Д. Ушинского, Я. Фребеля и рассматривают наличие дополнительных специалистов в детском саду как негативное явление, следствием которого являются:
- установка на занятие как основную форму воспитательно-образовательной работы в детском саду; школьно-урочные подходы к проведению занятий; жесткая регламентация места, порядка и хода проведения занятий, создающая психологические трудности для реализации познавательно-образовательных задач в новых, изменившихся условиях;
- недооценка огромных дидактических возможностей игры; сформированность в нескольких поколениях воспитателей такого стереотипа сознания, в котором игра воспринимается не как ведущая деятельность в организации жизни и познания дошкольников, а как вспомогательное средство переработки и закрепления знаний, полученных на занятиях.
Противоположного мнения придерживаются педагоги B.C. Никишина, O.K. Середина, Н.В. Чанчикова, Л.Ю. Тимофеева, позитивно оценивая предметную акцентированность образования в дошкольных учреждениях. Авторы утверждают, что тем самым:
- создаются условия углубленного развития способностей ребенка при всестороннем внимании к нему разных специалистов,
- воспитатель, освобождаясь от функции «обучателя», становится воспитателем в первоначальном смысле этого слова, то есть тем, кто воспитывает, воздействуя собственной личностью (159, с.7).
Мы разделяем позиции Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Р.Б. Стеркиной, Е.П. Ухабиной и других педагогов, рассматривающих наличие дополнительных специалистов в детском саду как объективный факт, с которым не только необходимо считаться, но и использовать его в интересах воспитания и обучения дошкольников. В сложившейся в настоящее время ситуации целесообразнее, на наш взгляд, рассматривать не столько вопрос о вреде или пользе самой идеи, сколько вопрос о подходах к реализации идеи, о наиболее эффективных способах решения проблемы предметного обучения. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова подчеркивают, что в настоящее время наличие в детском саду преподавателей—предметников неизбежно из-за недостаточного количества таких дошкольных педагогов, которые могли бы сами компетентно реализовывать цели специализированных программ. Но позиция этих взрослых по отношению к детям и тип взаимодействия с ними должны быть адекватны особенностям дошкольного периода детства (89).
Среди позитивных изменений, происходящих в детских образовательных учреждениях, Р.Б. Стеркина отмечала приток в детские сады специалистов-предметников, но видела проблему и сохранение негативных стереотипов в отсутствии необходимой координации между воспитателями и дополнительными специалистами в рамках целостного педагогического процесса. Чрезвычайно важно, указывала автор, чтобы педагоги действовали согласованно и координировали свои профессиональные действия друг с другом. Каждое занятие, которое проводит либо воспитатель, либо освобожденный специалист, должно интегрироваться, органично вплетаться в целостный педагогический процесс (150, ст.5).
Понятие и критерии профессиональной готовности воспитателя к осуществлению музыкального воспитания дошкольников
Достижение цели делового сотрудничества, реализация принципов взаимодействия потребует от воспитателя не только осознания своей инициативной роли и функциональных обязанностей, но и сформированной музыкально-эстетической компетентности.
Музыкально-эстетическая компетентность трактуется нами в опоре на определение профессионально-педагогической компетентности как сложного интегративного образования личности педагога, отражающего его готовность использовать теоретические знания и практический опыт (когнитивные и операционально-деятельностные компетенции) для достижения целей обученияи воспитания (И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, СЕ. Шишов и др.).
В общетеоретическом плане проблема готовности к профессиональной деятельности разработана в трудах Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, Л.И. Разборовой и других педагогов - исследователей. Проблема формирования готовности в области эстетического образования получила освещение в работах Е.А. Дубровской, Н.А. Порошиной, Н.В. Афанасьевой и других педагогов -исследователей.
Несмотря на некоторые несовпадения в теоретических подходах и интерпретации понятия «готовность» и ее структуры, она рассматривается во многих исследованиях как совокупность требований, предъявляемых к студенту-выпускнику, как первичное и обязательное условие успешного выполнения его профессиональной деятельности.
Необходимо рассмотреть «готовность» и как психическое состояние, имеющее сложную динамическую структуру и выражающее совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики (Л.И. Разборова).
Состояние готовности, закрепляясь в процессе деятельности, превращается в устойчивую, длительную готовность (113, с.6).
Итак, негативные проявления современной образовательной ситуации, рассмотренные нами в предыдущей главе, мы связываем с неспособностью большей части современных воспитателей к музыкальному развитию детей и деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем, отсутствием осознания воспитателями силы воздействия музыкального искусства на ребёнка-дошкольника, своей инициативы и функциональных обязанностей в процессе музыкально-эстетической деятельности в дошкольном учреждении.
Сила воздействия музыкального искусства на ребенка связана с особенностью психики детей дошкольного возраста, поскольку ведущая роль в становлении его личности, регуляции психических функций принадлежит эмоциональной сфере (по Л.С. Выготскому), основным же содержанием музыкального искусства являются чувства, эмоции, настроения (Б.М. Теплов). Роль эмоций в музыкальном развитии исключительно велика. Музыка представляет неисчерпаемые возможности для познания душевного мира человека: в ней, по мнению А.Л. Готсдинера, откристаллизовалось огромное богатство интонаций, выражающих бесчисленные оттенки человеческих чувств и переживаний. Вслушиваясь в различные музыкальные произведения, мы проникаемся их настроением, испытываем чувства, вложенные в них композитором, усваиваем их и сверяем с собственным жизненным и эмоциональным опытом. Новизна, необычность переживания, настроения обостряют их восприятие. Затем при повторном прослушивании восприятие музыки углубляется и обобщается, произведение запоминается, классифицируется (31, с.35).
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал - в этом особенность ее содержания и воздействия на человека. Как абстрактный вид искусства, музыка может создавать целостную картину мира, рассматривать модели миропонимания и форм знаний, делая это в единстве мыслей и чувств.
Обновленная модель музыкальной подготовки будущих воспитателей
Обновленная модель отражает главную цель музыкальной подготовки воспитателя дошкольного образовательного учреждения: формирование музыкально-эстетической компетентности, важной составляющей которой является готовность к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем.
Музыкально-эстетическая компетентность, выражающаяся в наличии определенного базиса знаний и готовности использовать приобретенные теоретические знания в практическом опыте для решения задач музыкального развития детей, включает когнитивные и операционально-деятельностные компетенции (мотивированное овладение теоретическими знаниями и практическими навыками музыкальной деятельности). Для воспитателя современного дошкольного образовательного учреждения необходимыми когнитивными компетенциями, раскрывающими знаниевую составляющую музыкально-эстетической компетентности, являются: 1) общее представление о музыке как виде рюкусства (жанры, средства выразительности, сведения о музыкальной литературе, жизни и творчестве композиторов); 2) знание возрастных особенностей музыкального развития ребенка, музыкальных способностей, методов и приемов музыкального воспитания; 3) знание методики музыкального развития дошкольников (методики проведения музыкально-дидактических игр, разучивания музыкально-ритмических движений, детских песен, приобщения к игре на детских музыкальных инструментах, проведения беседы о музыке).
Содержание операционально-деятельностной компетенции составляет: 1) владение нотной грамотой, что дает возможность самостоятельно разучить произведения детского репертуара; 2) умение интонационно чисто и выразительно петь репертуар для дошкольников; 3) умение свободно играть на детских музыкальных инструментах; 4) владение элементами музыкально-ритмических движений; 5) владение разнообразными формами организации музыкальной деятельности дошкольников (занятия, музыка в быту детского сада, свободная музыкальная деятельность).
Эти традиционные компетенции были дополнены в соответствии с гипотезой базисной, с нашей точки зрения, практико-преобразующей компетенцией воспитателя - сформированной готовностью к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем. Практико-преобразующая компетенция реализует важнейшую функцию воспитателя как руководителя педагогического процесса развития ребенка-дошкольника, инициатора взаимодействия с музыкальным руководителем и характеризует следующие умения: умения строить диалог, проектировать, прогнозировать, использовать принципы и способы взаимодействия в различных видах музыкальной деятельности, умения оценивать, рефлексировать, умения целесообразно использовать знания для самообразования, саморазвития.
Формирование музыкально-эстетической компетентности будущего воспитателя, важной составляющей которой является готовность к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем, - цель музыкальной подготовки студентов педагогического колледжа.
Выдвинутая нами цель подготовки будущих воспитателей и характеристика их музыкально-эстетической компетентности обусловили определение принципов конструирования обновленной модели подготовки: принцип приоритетности (обеспечение формирования устойчивого интереса к музыкальному искусству, потребности в музыкальной деятельности, музыкально-эстетической активности);
принцип природосообразности (учет склонностей и интересов студентов, индивидуальный подход в развитии их музыкальных способностей; адекватность методов музыкальной подготовки ее цели, а также индивидуальным особенностям студентов);
принцип партнерства (создание условий для формирования умений вступать в деловые отношения с партнерами по деятельности, навыков ролевого поведения);
принцип последовательности (обеспечение последовательности изучения и взаимосвязи содержания дисциплин музыкального цикла). Принципы, выделенные нами, позволили определить следующие позиции по изменению структуры и содержания дисциплин музыкального цикла: