Введение к работе
Актуальность исследования. Палехская лаковая миниатюрная живопись – уникальное явление русской культуры, базирующееся на многовековой художественной системе древнерусской живописи, истоках народного искусства и опыте классического мирового изобразительного искусства. А.В. Бакушинский отмечал, что Палех - единственное место в мире, где еще жива дивная сказка русской культуры, имеющая мировое значение. Однако сегодня существует проблема сохранения и развития палехской лаковой миниатюрной живописи в художественном пространстве России, что обусловлено большей востребованностью таких направлений палехского искусства как иконопись и храмовая роспись – стенопись. Это ориентирует как художников, так и профессиональное обучение именно на данное направление, и является с одной стороны положительным моментом для возрождения палехского стиля иконописи, но с другой - ставит под угрозу дальнейшее существование палехской лаковой миниатюрной живописи.
Подготовка художников лаковой миниатюрной живописи ведётся в училищах, расположенных непосредственно в исторических центрах этого искусства: Палехе (палехская миниатюра), Холуе (холуйская миниатюрная живопись), Мстёре (мстёрская живопись) и Федоскино (федоскинская миниатюрная живопись) и характеризуются малочисленностью общего контингента обучающихся (от 40 до 60 человек), индивидуальным обучением абсолютно независимых между собой видов этого искусства. В сохранении национальных традиций особая роль принадлежит выпускнику училища – транслятору культуры, который должен влиять на формирование интересов и вкусов подрастающего поколения. Однако, в связи с закрытием предприятий в этой области, где имело место художественно-творческое становление выпускников под кураторством опытных художников, работа современного художника-мастера представляет собой индивидуальную художественно-творческую деятельность, для успешной реализации которой необходимо не только высокое исполнительское мастерство, но и композиционные знания, умения и навыки палехской лаковой миниатюрной живописи. И здесь основная роль отводится предмету «Композиция», в процессе обучения которому формируется творческая готовность к созданию уникальных произведений палехской лаковой миниатюрной живописи посредством собственного художественного видения формы, колорита, сущности способов гармонического построения.
Тем не менее в области художественной педагогики традиционной палехской живописи до настоящего времени, отсутствуют учебники по композиции, не созданы адаптированные учебные пособия по этой дисциплине, не раскрыт её потенциал в формировании творческой готовности обучающегося. Возникает необходимость в разработке учебных программ по данной дисциплине, нацеленных на творческую готовность к будущей профессиональной деятельности.
Анализ теории и практики обучения художников традиционного прикладного искусства, позволяет констатировать, что процесс обучения композиции, как самостоятельной творческой дисциплине, недостаточно эффективен: в силу устоявшихся стереотипов обучения, не раскрывает творческий потенциал формирующейся личности и не активизирует поисково-исследовательское мышление учащихся. В итоге, знания и умения по профилирующей дисциплине не развиваются дальше репродуктивно-алгоритмического уровня (С.С. Зорин). Всё это составило практическую проблему нашего исследования.
Степень разработанности проблемы. Сегодня имеется много исследований в области: русских лаков (М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская, Т.М.Разина, Б.И.Коромыслов, А.Н. Уханова), общей теории композиции (М.В. Алпатов, Н.Н.Волков, О.Л. Голубева, В.В. Кандинский, Б.В. Раушенбах, В.А. Фаворский, П.А.Флоренский, Н.Н. Третьяков, Е.В. Шорохов), формирования творческой готовности (С.Е.Пиперов, Р.З.Сабанчиева, А.Н.Загребина, Ю.А.Бондарев), профессионального образования в различных направлениях декоративно-прикладного искусства (В.Ф.Максимович, Е.А.Лапшина, Ю.С.Салтанова, Н.И.Дружкова). Педагогической взаимосвязи учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении учащихся лаковой миниатюрной живописи посвящены исследования О.В. Федотовой, а В.Ю. Борисовой разработаны подходы к решению проблемы сохранения и развития профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Обучению палехской миниатюрной живописи посвящены исследования А.В.Бакушинского, техническому мастерству палехской лаковой миниатюрной живописи - труды Н.М. Зиновьева «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха», где детально раскрыты основные принципы исполнения, стилевые особенности и технические приемы палехской лаковой миниатюрной живописи. Теоретические основы процесса подготовки мастеров палехской лаковой миниатюры, предпосылки и необходимость модернизации содержания образования в данном направлении исследовал М.Р. Белоусов. Однако, научных исследований по вопросу формирования творческой готовности к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения палехской миниатюрной живописи нами не выявлено, что является научной проблемой.
Недостаточная научно-исследовательская разработанность и несовершенная практика профессионального обучения выявили противоречия между:
- существующими научными исследованиями по формированию творческой готовности обучающихся по различным направлениям и отсутствием адаптирован- ных работ по данной проблеме в области традиционного прикладного искусства;
- объективными потребностями современной действительности в художниках- трансляторах традиционной культуры, способных решать нестандартные профессиональные задачи, требующие проявления творческой инициативы, дивергентного мышления, и, с другой стороны, применение консервативной методики обучения палехской лаковой миниатюрной живописи;
- технической подготовленностью в сфере исполнительского мастерства палехской лаковой миниатюрной живописи и недостаточно высоким уровнем обучения композиции и, как результат слабо сформированная творческая готовность выпускников к будущей профессиональной деятельности.
Данные противоречия обозначили научную проблему исследования, связанную с необходимостью разработки научно-методических подходов к формированию творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности и обусловили выбор темы исследования «Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи»
Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования творческой готовности будущего художника палехской лаковой миниатюры в процессе профессионального обучения.
Объект исследования: профессиональное образование будущих художников в области палехской лаковой миниатюрной живописи.
Предмет исследования: формирование творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи в процессе освоения учебной дисциплины «Композиция».
Гипотеза исследования. Формирование творческой готовности будущего художника к профессиональной деятельности возможно при условии:
- осуществления профессиональной подготовки в условиях взаимодействия традиционных и современных методов обучения, соотнесенных по содержанию с исторической сущностью палехской лаковой миниатюрной живописи;
- выявления понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и на этой основе определение дальнейших путей совершенствования обучения композиции;
- разработки и внедрения в учебный процесс педагогической модели формирования творческой готовности будущих художников к профессиональной деятельности;
- определения содержания курса «Композиция», включающего учебную программу и систему творческих упражнений, способствующих формированию творческой готовности обучающихся к созданию высокопрофессиональных художественно-творческих работ в области лаковой миниатюрной живописи Палеха.
Задачи исследования.
1. Проанализировать исторический и современный опыт развития палехской лаковой миниатюрной живописи и профессионального обучения в этой области и обосновать место и роль предмета «Композиция».
2. Раскрыть сущность понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и разработать теоретические подходы к проблеме формирования готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
3. Теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи.
4. Разработать и апробировать содержание курса «Композиция» и систему творческих упражнений, способствующих успешному формированию творческой готовности обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической модели.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные исследования в области: истории и развития искусства лаковой миниатюрной живописи и профессионального образования в этой области (А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, В.Ф.Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, В.С. Щербаков, И.Н. Уханова); развития творческой активности (Д.Б. Богоявленская, В.А. Скакун, Е.П. Торренс, В.П. Ушачев); психологии художественного творчества (Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн); теории композиции
(О.Л. Голубева, Б.В. Раушенбах, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов).
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, различных методик по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование, опросы, беседы с художниками Палеха, тестирование обучающихся, моделирование, проведение педагогического эксперимента; статистические - обработка и анализ результатов эксперимента (поисковый, констатирующий, формирующий и сравнительный).
База исследования. Исследование проводилось в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Палехское художественное училище имени М. Горького» и в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)».
Этапы исследования. Первый этап (2007-2008 годы) – поисковый - анализ научных исследований, выявление принципов формирования художественно-творческой готовности обучающихся, определение программы экспериментальной работы и порядка внедрения результатов исследования, выявление исходного уровня творческой готовности обучающихся; второй этап (2008-2010 годы) – научно-экспериментальный, в ходе которого проверялась разработанная педагогическая модель, апробировалась программа по учебной дисциплине «Композиция», осуществлялись контрольные срезы и анализ полученных результатов эксперимента; третий этап (2010-2011 годы) – формирующий эксперимент, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, оформление текста диссертации.
Научная новизна. Впервые поставлена и комплексно решена проблема формирования творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности в процессе обучения композиции. Установлено, что формирование творческой готовности художника к будущей профессиональной деятельности представляет собой динамичный процесс, являющийся неотъемлемой частью профессионального становления личности и взаимосвязанный с уровнем развития композиционных умений и художественно-творческого мышления обучающихся, овладения знаниями традиционного опыта художественно-исторического наследия Палеха и основными понятиями и законами построения палехской композиции, специфики профессионального материального воплощения произведений палехской миниатюрной живописи. Теоретически обоснованы педагогические условия реализации модели: раскрытие значимости учебной дисциплины «Композиция» для будущей профессии; отбор и использование учебного материала ориентированного на формирование творческой готовности, применение на ряду с традиционными методами: информационно - развивающих, проблемно-поисковых, творчески-воспроизводящих.
Теоретическая значимость. Раскрыта взаимосвязь сущности палехской лаковой миниатюрной живописи и содержания обучения композиции в данной области, уточнено содержание понятия «творческая готовность художника палехской лаковой миниатюрной живописи» и её значение в профессиональном образовании в этой области. Теоретически обоснована и разработана педагогическая модель, в которой определены механизмы формирования творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников лаковой миниатюрной живописи. Определено, что содержание и методы обучения «Композиции» отражают сущность композиционных и колористических традиций палехской лаковой миниатюрной живописи.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс авторской программы и содержания «Композиции», включающей оригинальные тренировочные аналитические упражнения, учитывающие специфику будущей профессиональной деятельности обучающихся и направленных на развитие творческих способностей в создании собственно-творческих произведений палехской лаковой миниатюрной живописи. Разработаны научно-методические рекомендации последовательности выполнения обучающимися учебно-профессиональной работы от художественно-творческой идеи до ее материализации в собственно-разработанной форме изделия из папье-маше. Материалы исследования могут быть использованы в подготовке художников не только палехской, но и федоскинской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюрной живописи - уникальном искусстве мирового уровня.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки), охватывающей проблемы профессионального обучения, результаты научного исследования соответствуют следующим позициям паспорта специальности: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; методология и методика профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность и обоснованность исследования были обеспечены анализом педагогической и специальной литературы по обозначенной проблеме, последовательной реализацией программы исследования, внедрением педагогической модели, соответствующей целям и задачам исследования, положительной динамикой формирования творческой готовности обучающихся в процессе экспериментального обучения, воспроизводимостью результатов исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных данных и валидностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (2009 г., 2010г., 2011 г.) Внедрение результатов исследования проводилось на базе ФГБОУ среднего профессионального образования «Палехское художественное училище имени М. Горького», ГОУ СПО «Холуйское художественное училище имени
Н.Н. Харламова». Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры «Истории и теории художественного образования» ФГБОУ ВПО Высшей школы народных искусств (института).
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Сущность палехской лаковой миниатюрной живописи, характеризующейся уникальными композиционными и колористическими решениями и содержание обучения в этой области являются взаимозависимыми, где формирование творческой готовности обучающихся к будущей профессиональной художественной деятельности является основной педагогической задачей, а для искусства русских лаков – необходимым условием их существования и развития. Наиболее эффективное влияние на формирование творческой готовности обучающихся имеет дисциплина «Композиция», в процессе освоения которой активизируется мотивация обучения именно палехской лаковой миниатюрной живописи, развиваются художественно-творческие композиционные способности и умения, формируются профессионально-важные качества, происходит осмысление ценности палехской лаковой миниатюрной живописи.
2.Формирование творческой готовности художника к будущей профессиональной деятельности в области палехской лаковой миниатюрной живописи представляет собой динамичный процесс, являющийся неотъемлемой частью профессионального становления личности и взаимосвязанный с уровнем развития композиционных умений и художественно-творческого мышления обучающихся. И как результат творческая готовность художника–действенное состояние, мотивирующее на профессиональную художественно-творческую деятельность, интегрирующую в себе: владение знаниями традиционного опыта классического наследия Палеха, владение основными понятиями и законами построения палехской композиции, традиционных технологий палехской живописи, специфики профессионального материального воплощения произведений палехской миниатюрной живописи.
3. Созданная педагогическая модель формирования творческой готовности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи к профессиональной деятельности основывается на принципах личностного, деятельного, диалогического, культурологического, аналитико-искусствоведческого подходов и включает с учётом начального тезауруса как базового творческого потенциала обучающихся: содержание, учебную программу и систему творческих упражнений курса «Композиция», методы обучения (информационно-развивающие, проблемно-поисковые, творчески-воспроизводящие), условия формирования продуктивной деятельности, уровни активности и критерии творческой готовности обучающихся.
4. Разработанные содержание и методы обучения курса «Композиция», отражающие сущность композиционных и колористических традиций палехской лаковой миниатюрной живописи. Процесс обучения включает два этапа: подготовительный, который характеризуется включением в учебную программу системы творческих упражнений, интегрированных с учебно-творческими заданиями курса, результатом освоения которых является достижение уровня активности обучающихся, как условия для осуществления творческого этапа и непосредственно творческий этап - характеризующийся переходом к учебно-профессиональной художественно-творческой деятельности, основанной на методически полной схеме ведения работы над проектом по композиции с последующим воплощением этого проекта в материале.
Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Список использованной литературы включает 193 наименования. Объем диссертации 145 страниц, 2 приложения, 17 таблиц и 8 рисунков.