Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КОНСТРУКТОРА-МОДЕЛЬЕРА 15
1.1. Творческий стиль деятельности будущего конструктора -модельера как педагогическая проблема . 15
1.2. Дизайн костюма в системе обучения будущего конструктора - модельера 34
1.3. Средства дизайна как педагогическая проблема. 48
1.4. Характеристика модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна. 65
Выводы по первой главе 91
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО КОНСТРУКТОРА-МОДЕЛЬЕРА СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА 96
2.1. Логика и задачи опытно — экспериментальной работы. ..96
2.2.Диагностика творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера 110
2.3. Опыт формирования творческого стиля деятельности... 125
2.4. Педагогическая эффективность модели формирования творческого стиля деятельности 166
Выводы по второй главе 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183
ЛИТЕРАТУРА 186
ПРИЛОЖЕНИЯ 202
- Творческий стиль деятельности будущего конструктора -модельера как педагогическая проблема
- Дизайн костюма в системе обучения будущего конструктора - модельера
- Логика и задачи опытно — экспериментальной работы.
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и сфере образования.
В современной профессиональной педагогике происходит поиск педагогических систем и технологий, способных не толька формировать квалифицированного специалиста, профессионала — исполнителя, но и формировать творческую личность будущего конструктора-модельера, его направленность на творческое отношение к своей будущей профессии.
Творчество в любом виде деятельности человека способствует приобщению его к материальной культуре общества, опираясь на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность. Сегодня важно сформировать у молодых людей способность эмоционально воспринимать и ценить прекрасное в человеке и окружающем его мире, чтобы возвратить обществу нравственные идеалы и утраченную духовность. Творческая энергия, полученная от общения с искусством, должна, в конечном счете, стимулировать деятельность в создании новых ценностей.
Поиск и выявление новых путей формирования творческой, гармонически развитой, активной личности имеет большое значение в совершенствовании подготовки и воспитания конструктора-модельера. Практический опыт активизации и формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма играет важную роль в гуманизации образовательного процесса. Решение проблемы совершенствования системы профессионального образования обусловливает необходимость разработки задач профессиональной педагогики,
способствующих формированию творческого стиля деятельности конструктора-модельера и дает ключ к анализу и конструированию содержания образовательного процесса, стимулирующего его формирование.
Эффективность образования в значительной мере зависит от степени проявления творческой деятельности личности конструктора-модельера, что предполагает выход за пределы некоторой ограниченности, предписанной установками, инструкциями^ положениями, сложившимися стереотипами. Достигается это за счет отказа от стандартизации и универсализации образовательного процесса, что обеспечит открытость, вариативность, динамичность содержания, форм и методов совместной деятельности педагогов и будущих конструкторов-модельеров.
Актуальность проблемы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера определяется необходимостью осознания основных особенностей и принципов национально-культурных традиций, изучения художественных процессов и их проникновения в суть концепции основ дизайна, построения образовательного процесса, направленного на создание эстетически функционально полноценного предмета с разработанной конструктивно- методической основой.
Дизайн исторического костюма, являющийся неиссякаемым источником творческого вдохновения, составной частью духовной и эстетической культуры общества, способствует его интеграции с другими видами художественной деятельности, слиянию их в виде синтеза искусств, обладающего большой культурной ценностью для формирования творческой индивидуальности будущего конструктора-модельера. В настоящее время ряд ученых (В.Р. Аронова, Н.В. Воронов, В.Л. Глазычева) определяют дизайн как самостоятельные и
хорошо разработанные формы творческой деятельности, что позволяет считать дизайн, творческой деятельностью, направленной на создание гармоничной среды, способствующей удовлетворению духовных потребностей человека, обогащению внутреннего мира личности, её художественного вкуса. Использование средств дизайна исторического костюма, опора на традиции, хранимые народным искусством, способствует формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
К настоящему времени в науке имеется определённый объём знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Содержательные аспекты становления творческой деятельности, специфические особенности творчества, различные аспекты формирования творческой деятельности личности освещены в работах отечественных ученых - философов, психологов, педагогов (В.И. Андреева, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Т.Г. Браже, И.С. Коган, СМ. Кожуховская, С.А. Новоселов, В.Г. Рындак, ЕВ. Ткаченко, Е.Л. Яковлева). Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в работах Л.М. Баженова, Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, B.C. Кузина, Л.Б. Переверзев.
В ходе-исследования были проанализированы труды в области общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, Б.Ф, Ломов, С.Л. Рубинштейн), психологии искусства (Е.Я. Басин, Е.И. Игнатов, B.C. Кузин, М.П. Якобсон). К.А. Альбуханова-Славская, В.Г. Разумовский, А.С. Смирнов, А.В. Хуторский, исследовали вопросы познавательной активности обучающихся. Проанализированы вопросы содержания организационных форм и методов обучения графическим дисциплинам (Л.М. Баженова, А.Л. Дижур, А.И. Ковешников, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Ростовцев). Особое внимание проблеме соединения художественно-
творческой работы с учебной уделяется в исследованиях Б.Г. Гагарина, В.П. Зинченко, Н.Н. Нечаев, Ю.И. Постоногова, Я.А. Пономарев и др., которые считают, что в основе учебных занятий должно быть решение задач, развивающих воображение. Мы опирались на исследования в области теории и методики дизайна (Л.Н. Безмозди-на, Ю;Г. Божко, Н.В. Воронов, Е.В. Жердев, М.С. Каган, А.С. Сидоренко); истории развития основных концепций дизайна (В.Р. Ароно-ва, Т.О. Берник, В.В. Волковой, В:Л. Глазычева, В.Ф. Рунге). Знакомство с произведениями народного искусства в области костюма, с творчеством современных художников-модельеров, дизайнеров не только воспитывает художественный вкус будущего конструктора-модельера, но и пробуждает в нем желание выразить свой индивидуальный стиль: создавать в эскизе и материале современный костюм. К вопросу использования традиций декоративно-прикладного искусства, а именно искусству народного костюма, обращались основоположники школы отечественного моделирования: Г.С. Горина, В.М. Зайцев, В.Н. Козлова, Т.В, Козлова, Н.М. Ламанова, М.Н. Мерцалова, М.Н. Пармон.
Однако, несмотря на повышенный интерес, педагогический опыт формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера исследован недостаточно. Неразрешенными остаются противоречия между:
потребностью общества в личности, обладающей творческим стилем деятельности, и недостаточным уровнем его формирования;
потенциальными возможностями средств дизайна в формировании творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера и недостаточным их использованием в образовательном процессе;
- потребностью образовательных учреждений в. научно-методическом обеспечении процесса формирования творческого стиля деятельности средствами дизайна и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования; «Поиск и научное обоснование содержания и структуры процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна».
Актуальность, теоретическая- значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке, позволили определить тему исследования «Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора - модельера средствами дизайна».
Цель исследования теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Объект исследования - формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера в образовательном процессе.
Предмет исследования - средства дизайна как фактор формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа.
Задачи исследования
1. Уточнить понятие «творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера»;
Выявить средства дизайна, способствующие формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
Разработать содержание и структуру процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера с учетом роли средств дизайна.
Подготовить условия для овладения будущим конструктором-модельером способами рефлексии.
Гипотеза исследования:
Наиболее эффективным способом формирования творческого стиля деятельности является опора на мотивацию в самораскрытии творческих способностей будущего конструктора-модельера.
При активизации процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера по созданию авторского костюма средства дизайна будут выступать как фактор формирования творческого стиля деятельности.
3.Вероятно, при разработке содержания образовательного процесса в контексте осмысления возможностей художественно-выразительных средств дизайна особая роль будет принадлежать аспектам композиции и гармонии исторического костюма.
4. Мы предположили, что для закрепления формирующегося творческого стиля деятельности особое внимание должно быть обращено на рефлексию.
Методологическую основу нашего исследования составили философские положения о познании как единстве ориентировочной и исполнительной деятельности человека, о взаимосвязи теории и практики в актуализации личностного потенциала студента. Источниками исследования являются труды известных ученых в области философии (И. Кант, М.М. Рубинштейн), философские положения о творческой и деятельной сущности личности (В.И Андреев, Г.С. Ба-
тищев, Н.А. Бердяев, М.С. Каган), развитии творческих способностей (A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г Разумовский, С.А. Новоселов, В.Г. Рындак); идеи творчества как механизма саморазвития в процессе формирования творческого стиля деятельности (Е.А. Климов, Т.М.Кузнецова, Н.Ю. Посталюк, Р.К. Саттарова); педагогики (Н.С. Боголюбова, В.И Загвязинский, А.А. Мелик-Пашаев, В:А-.. Сухомлинский), психологии творчества (-Б.Я-. Басин, Э;Ф* Зеер^ А.Ю. Козырева, А.Н. Лук, А.К. Маркова, Я.А. Пономарев); методологические положения теории дизайна (В.Р. Аронов, В.Н. Гамаюнов, А.Л. Дижур, Е.В. Жердев, М.С. Каган, К. Кантор); концептуальные идеи дизайна одежды (Д.Ю. Ермидова, М.Р. Панкратова), истории костюма (0. Гербенова, Л. Кибадова, P.M. Кирсанова, Н. Ламанова, М.Н. Мерцалова) и стиля (В.Г. Власов, Ф;М. Пармон); общие принципы промышленного проектирования и производства одежды (В.Л. Глазычев, ГС. Горина, Т.В. Козлова), моделирование и формообразование одежды в процессе художественного проектирования (В.М Зайцев, Н.Ламанова, Ф.М. Пармон).
База исследования: Оренбургский государственный профессионально-педагогический колледж, Оренбургское областное художественное училище, Оренбургский индустриально-педагогический колледж.
Исследование проводилось с 1996 по 2003 гг. включительно.
Первый этап (1996-1998) - определение теоретических и методологических оснований исследования, уточнение формулировок, структуры и содержания понятий, разработка диагностической программы, построение общей гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента. Основные методы: общетеоретические (анализ научной и научно-методической литературы, понятийно-терминологической системы по проблеме; построение гипотез, про-
гнозирование) и эмпирические (наблюдение, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта).
Второй этап (1999-2002) - обоснование модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма, разработка и экспериментальная апробация системы средств дизайна исторического костюма, выявление динамики формирования творческого стиля деятельности конструктора-модельера, типов взаимосвязи процесса формирования творческого стиля деятельности и средств дизайна исторического костюма. Основные методы исследования: общетеоретические (прогнозирование, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа); социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы); социально-психологические (тестирование, тренинг); математические (ранжирование); описа^ тельные (включенное наблюдение, эмпатическое слушание).
Третий этап (2002-2003) - уточнение и проверка научных идей диссертации, анализ и интерпретация результатов исследования, их внедрение в практику образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа, литературное и техническое оформление работы. Основные методы: общетеоретические (анализ продуктов деятельности учащихся); математические (шкалирование, математическая обработка цифровых данных); описательные (самоотчет, описательные самохарактеристики).
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- уточнено понятие «творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера» как качество личности, отражающее совокупность устойчивых характеристик художественно-творческой деятельности, проявляющихся независимо от ее содержания, цели и характерных особенностей субъекта творчества.
- выявлены средства дизайна (аспекты композиции и гармонии
исторического костюма), способствующие формированию творче
ского стиля деятельности будущего конструктора-модельера;
- теоретически обоснована и экспериментально проверена
структурно-функциональная модель формирования творческого сти
ля деятельности будущего конструктора-модельера средствами ди
зайна.
Теоретическая значимость исследования заключается:
В расширении научных представлений о творческом стиле деятельности будущего конструктора-модельера в условиях использования средств дизайна.
В обосновании теоретических предпосылок формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна (аспекты композиции и гармонии исторического костюма).
3. В выявлении принципов формирования творческого стиля
деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизай
на.
4. В определении типов взаимосвязи средств дизайна и про
цесса формирование творческого- стиля деятельности будущета кон-
структора^модельера (взаимодействие, взаимопроникновение, про
ективная связь).
Практическая значимость исследования состоит в разработке:
комплексной программы формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна;
специального курса «Формирование творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна
исторического костюма», отражающего основные направления реализации разработанной программы, которые могут быть использованы в практике подготовки художников-модельеров, дизайнеров по различным специализациям, в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей профессиональных колледжей, училищ, специалистов в области моделирования одежды;
- создании научно-методических рекомендаций по организации формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма, предназначенные для преподавателей профессиональных колледжей, училищ, руководителей студий художественно-эстетического направления.
Достоверность научных результатов исследования и основных выводов обеспечена целостностью методологических позиций, концептуальной непротиворечивостью; соответствием методологической основы исследования поставленной проблеме; опорой на результаты научных исследований в области педагогики, психологии и дизайна образования; применением комплекса научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборок, статистической достоверностью результата и личным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческий стиль деятельности будущего конструктора-модельера является качеством личности, отражающим совокупность устойчивых характеристик художественно-творческой деятельности, проявляющихся независимо^ от ее содержания, цели и характерных особенностей субъекта творчества.
Ъ. Средства дизайна включают объекты и процессы, служащие источником информации и инструментом для усвоения содержания учебного материала, воспитания и формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера и представлены группой художественно-выразительных средств (аспекты композиции, гармонии исторического костюма).
3. Модель формирования творческого стиля деятельности бу
дущего конструктора-модельера средствами дизайна основана на
комплексе педагогических принципов (демократического взаимо
действия, психологической комфортности, оперативности знаний,
«Docento discimus» («Уча - учимся сами»), системности, ориентации
на естественное выращивание индивидуальности, «творческого оза
рения»). Данные принципы обосновывают целевой (конкретная,
перспективная, и оперативная цели), содержательный (совокупность
когнитивного, эмотивного, деятельностного компонентов), техноло
гический (комплекс объективных и субъективных условий с элемен
тами интегративных технологий), оценочно-результативный компо
ненты (критерии; уровневые показатели; диагностические методики;
методы педагогического исследования) образовательного процесса,
типы взаимосвязи (взаимодействие, взаимопроникновение и проек
тивная связь) и характер взаимодействия его субъектов,
4. Уровни формирования творческого стиля деятельности бу
дущего конструктора-модельера отслеживаются соответственно эта
пам развития творческого стиля деятельности будущего конструкто
ра-модельера (мотивационно-целевому, творческо-деятельностному,
результативному) по следующим показателям: знания, сформиро-
ванность умений творческой деятельности, мотивы творческой дея
тельности, способности к художественному творчеству.
Личный вклад автора состоит:
в осуществлении теоретического анализа процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна;
в организации и проведении педагогического эксперимента по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического знания;
— в обосновании модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществ
лялись в практической педагогической деятельности и посредством
организации опытно-экспериментальной работы на базе Оренбург
ского государственного профессионально-педагогического коллед
жа, Оренбургского государственного индустриально-
педагогического колледжа и Оренбургского областного художест
венного училища (1998-2003). Основные положения исследова
ния и его результаты обсуждались на методологических семинарах,
заседаниях кафедры общей педагогики Оренбургского государст
венного педагогического университета, методических совещаниях
кафедры «Дизайн одежды» Оренбургского государственного про
фессионально-педагогического колледжа и отделения декоративно-
прикладного искусства Оренбургского художестаенного училища
(2000-2003); нашли свое отражение в учебно-методических разра
ботках, пособии; опубликованы в научных статьях, тезисах регио
нальных, всероссийских, международных научно-практических кон
ференций, опубликованных в Оренбурге, Екатеринбурге, Челябин
ске, Рязани, Тамбове (1997-2003).
Творческий стиль деятельности будущего конструктора -модельера как педагогическая проблема
Основная задача главы — проанализировать цели, подходы, теоретические концепции, противоречия формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора - модельера.
Поисковыми ориентирами на данном этапе исследования будут понятия «творчество», «деятельность», «художественная деятельность», «творческая деятельность», «стиль, творческий стиль-деятельности», «творческая личность».
Практически ни одно современное исследование по профессиональной педагогике не обходится без требований формирования «творческих способностей», «творческого потенциала», «творческой личности специалиста», «творческого мышления». Учеными отмечается аморфность, многозначность многих терминов и понятий, связанных с категорией «творческая деятельность», что отражает неустойчивость философско-методологических, психологических позиций в анализе творчества, а также сложность и вариативность проявлений феномена, обозначенного рассматриваемой категорией.
Сущность понятия «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе в двух направлениях: широком (творчество как атрибут материи, творчество природы) и узком (творчество как атрибут общественной жизни, как психологический акт, как высшая форма деятельности) (3, 11, 24, 124).
Категория деятельности является ключевой в понимании человека, его социальных характеристик. Одна из самых кардинальных проблем, непосредственно сопряженных с личностью человека, представляет собой форму взаимоотношения с объективным миром (природой, социальной средой), вне которого не мыслима жизнь человека.
«Деятельность - это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы, социальной реальности в соответствии с его потребностями, целями, задачами» (17). Это прежде всего выделение сущностных свойств деятельности, таких как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида. Они выражают единство объективного и субъективного в деятельности (90, 124).
Кроме того, центром деятельности являются субъективно-объективные отношения (К. А. Альбуханова-Славская, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн). Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции (Г, 106, 187).
Рассматривая творчество как деятельность, в которой формирование человека безгранично мы предполагаем, что именно творчество и представляет ему возможность для активизации себя (96).
Дизайн костюма в системе обучения будущего конструктора - модельера
В параграфе рассмотрены важные для нашего исследования понятия «дизайн», «мода», «костюм», «образ».
Дизайн в настоящее время - главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера художественной деятельности человека. Продуктом его является предметный мир, создаваемый людьми средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. И. Кант очень точно назвал мир вещей, творимый человеком, чтобы облегчить себе жизнь, сделать ее более удобной и приятной «второй природой». Решая в совокупности и практические и художественные задачи, дизайн принадлежит одновременно к сферам создания и материальных, и духовных ценностей (95).
Дизайн (design от англ. - проектировать, чертить, задумывать, а также план, рисунок, проект) - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды (17, 42). В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание гармоничной и целостной предметно-пространственной среды, модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений.
Дизайн - это творческая деятельность, направленная на создание гармоничной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности. Термин «дизайн» вошел в нашу жизнь сравнительно недавно. До возникновения термина проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей носила название «художественная эстетика» (95). Искусство создания костюма имеет своей целью преобразить человека, помочь ему создать определенный образ, соответствующий либо его собственному представлению о себе, либо образу, к которому он стремится, либо необычному образу, раздвигающему рамки его повседневности.
Важным моментом развития современного дизайна костюма представляется период становления собственно дизайна, происходивший в начале XX века в России. История дизайна в нашей стране имела свои особенности: в первые послереволюционные годы общество испытывало острую необходимость в новых подходах к эстетике, благодаря чему дизайн получил уникальную возможность развития, но в 30-ые годы он был практически уничтожен, а в 60-ые был возрожден вместе с созданием ВНИИТЭ, но продолжал существование в основном в теоретических разработках, так как не был востребован промышленностью. И только в 90-ые годы XX века в связи с изменением государственного и экономического строя России появились условия для повторного протекания процессов, уже происходивших во всем мире на рубеже XIX-XX веков. Поскольку в основной массе Россиян только начинает формироваться отношение к дизайну, его преимуществам и недостаткам, современному учебному заведению необходимо использовать каждую представляющуюся возможность, чтобы своевременно обеспечить будущего специалиста знаниями о дизайне (7, 22).
До сих пор ведутся дискуссии о сущности дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Изготовление одежды - одна из наиболее древних среди сложившихся на земле профессий, изначально включивших в себя художественное творчество. Накопленный за тысячелетия в этой сфере гигантский потенциал художественности обеспечил прорыв в технической цивилизации и определен как профессиональный дизайн.
Основываясь на трактовке, предложенной В.Л. Глазычевым, мы полагаем, что дизайн - это творческая деятельность по законам красоты, направленная на придание некоторому объекту свойств, которые делают его привлекательным в глазах массового потребителя. Исторически дизайн близок к искусству, но, будучи самостоятельными формами эстетической деятельности, дизайн и искусство имеют два характерных отличия. Продукт дизайна, в отличие от произведения искусства, обладает не только эстетическими, но и утилитарными свойствами, его язык понятен массовой аудитории.
Логика и задачи опытно — экспериментальной работы
В данном параграфе определена программа проведения опытно-поисковой работы, обоснованы цель, логика и задачи опытно-поисковой работы.
Задача системы формирования художественно-творческой деятельности в профессионально-педагогическом колледже — дать будущему конструктору-модельеру знания основ художественной культуры и одновременно подготовить его к художественному творчеству в новых условиях, обеспечить овладение всей художественной прошлой культурой и одновременно сформировать критическое отношение к ней, способность творчески переосмыслить установленные каноны и нормы, что закономерно обусловливает необходимость формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера.
Опытно-поисковая работа - комплекс методов исследования, который обеспечивает научно объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы, согласно которой мы предположили, что средства дизайна исторического костюма выступают фактором формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера в образовательном процессе при обеспечении мотивации его на творческий стиль деятельности и способствуют осмыслению целей формирования творческого стиля деятельности конструктора-модельера, разработке содержания образовательного процесса в контексте осознания возможностей художественно-выразительных средств дизайна (аспекты композиции и гармонии), активизации творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера по созданию авторского костюма, рефлексии уровня формирования творческого стиля деятельности, реализуются посредством управления процессами освоения средствами дизайна исторического костюма и закреплением потребности в индивидуальном стиле художественно-творческой деятельности.
Цель опытно-поисковой работы мы сформулировали следующим образом: проверить эффективность формирования творческого стиля деятельности средствами дизайна исторического костюма, организованного на основе разработанной структурно-функциональной модели.
Поставленная цель определила характер задач, решаемых нами в ходе опытно-поисковой работы:
1) разработать программу опытно-поисковой работы;
2) определить реальное состояние уровня сформированное творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера;
3) разработать и апробировать систему средств дизайна исторического костюма;
4) опытным путем проверить эффективность разработанной модели формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма.
Задачами опытно-поисковой работы являлись: уточнение сущности и структуры понятия «творческий стиль деятельности» будущего конструктора-модельера; выявление средств дизайна исторического костюма, способствующих формированию творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера; разработка содержания и структуры процесса формирования творческого стиля деятельности будущего конструктора-модельера средствами дизайна исторического костюма; разработка научно-методических рекомендаций по решению исследуемой проблемы.
Достоверность получаемых в процессе опытно-поисковой работы результатов обеспечивалась условиями его проведения, которые оказывали прямое или косвенное влияние на состояние исследуемого педагогического объекта, выступая в качестве независимых поисковых переменных. Для реализации целей и задач исследования с 1996 по 2003 год в Оренбургском государственном профессионально-педагогическом колледже в естественных условиях обучения в процессе изучения специальных дисциплин по профилю специальности в Оренбургском государственном индустриально-педагогическом колледже и в Оренбургском художественном училище проходила опытно-поисковая работа. Исследованием в общей сложности было охвачено 347 человек: 319 учащихся и 28 педагогов (129 студентов профессионально-педагогического колледжа, 118 студентов художественного училища, 100 студентов индустриально-педагогического колледжа).