Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Адоняев Дмитрий Юрьевич

Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования
<
Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адоняев Дмитрий Юрьевич. Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Адоняев Дмитрий Юрьевич; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1568

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн -проектирования. 15

1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования специальных знаний и умений в процессе профессиональной подготовки . 15

1.2 Моделирование методической системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн- проектирования. 33

1.3 Анализ структуры и содержания учебного материала для формирования специальных знаний и умений студентов. 65

Глава 2. Экспериментальное исследование методической системы формирования специальных знаний и умений в процессе дизайн- проектирования. 76

2.1 Организация и ход экспериментальной проверки системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн -проектирования. 76

2.2 Методика формирования специальных знаний и умений студентов в условиях квазипрофессиональной деятельности. 84

2.3 Результаты экспериментального исследования системы формирования специальных знаний и умений в процессе дизайн- проектирования. 108

Заключение 117

Литература 121

Приложения 142

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Процессы модернизации российской системы высшего образования предъявляют новые требования к содержанию образовательной деятельности вуза и обусловливают необходимость подготовки специалистов с инновационно- ориентированным профессиональным мышлением, активно участвующих в развитии отечественного производства.

В связи с этим содержание и технологии вузовского образования ориентируются на определение и формирование совокупности специальных знаний, умений и опыта деятельности будущих специалистов, связанных с успешной реализацией профессиональных функций. Именно эти знания и умения являются основой профессиональной деятельности, направленной на создание высокотехнологичной продукции, что определяет рост качества жизни населения.

Анализ профессиональной деятельности специалистов в области дизайна показал, что для успешного проектирования особую актуальность приобретает наличие знаний современных методов дизайн-проектирования, инженерно-технологических основ, тектонических закономерностей формообразования объектов предметной среды, принципов комбинаторного решения формы создаваемого объекта. Отсутствие практического опыта выпускников вузов обуславливает их сложную адаптацию в производственной деятельности, что является следствием, недостаточного внимания к формированию специальных знаний и умений, к практической направленности решения учебных творческих задач, связанных с профессиональной деятельностью в области дизайна.

Названные обстоятельства позволяют рассматривать проблему формирования специальных знаний и умений студентов вуза в процессе дизайн-проектирования актуальной и своевременной.

Наиболее значимые аспекты обозначенной проблемы рассматривались в работах, посвященных анализу и исследованию: основ теории и методологии дизайн-проектирования (Б.Г. Бархин, Н.В. Брызгов, В.Л. Глазычев, А.А. Грашин, А.И. Ковешников, Т.В. Литвина, В.Т. Минервин, Н.Ф. Рунге, В.Ф. Сидоренко, Ю.С. Сомов, А.Н. Стасюк, Е.В. Ткаченко, Л.М. Холмянский, В.Т. Шимко и другие); профессиональной подготовки студентов (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина и А.К. Маркова, А.М. Новиков и другие); психолого-педагогических и методических вопросов формированию умений (Б.Г. Ананьев, С.Д. Смирнов, В.А. Сластенин, В.Н. Романенко, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие); вопросов теории и методики художественно-графического образования (В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов); организации творческой деятельности в системе высшего образования и школе (Л.Н. Анисимова, В.А. Гервер, С.Е. Игнатьев, Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, В.В. Корешков, М.Н. Марченко, Е.П. Михеева, А.А. Павлова, В.В. Степакова, А.С. Хворостов, О.П.Шабанова, Н.К. Шабанов).

Несмотря на то, что педагогической наукой накоплен обширный материал для формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования, названная проблема является недостаточно разработанной.

Существующие недостатки в профессиональной подготовке специалистов промышленного дизайна выявляют следующие противоречия:

- между потребностью общества в инновационном развитии современного отечественного дизайн-проектирования и традиционными подходами к профессиональной подготовке специалистов в области дизайна;

- между необходимостью реализации современной специальной подготовки, обеспечивающей компетентность, творческую активность будущих дизайнеров и устоявшимися подходами к профессиональному обучению;

- между высокими требованиями рынка образовательных услуг к качеству и содержанию подготовки специалистов и отсутствием научно-обоснованной системы формирования специальных знаний и умений студентов.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в научно-теоретическом обосновании системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования в условиях квазипрофессиональной деятельности, обеспечивающей повышение качества профессиональной подготовки, развитие инновационно-ориентированного профессиональ-ного мышления, необходимых для будущей трудовой деятельности в области дизайна.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить основы методической системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования, обеспечивающей повышение качества профессиональной подготовки будущего специалиста, способного к продуктивной профессиональной деятельности в условиях наукоемких производств.

Объект исследования – процесс формирования профессиональных знаний и умений будущих дизайнеров.

Предмет исследования – формирование специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования студентов специальности «Промышленный дизайн» на примере учебного модуля «Формообразование промышленных изделий».

Гипотеза исследования: формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования будет эффективным, если:

- теоретически обоснованы и реализованы практико-ориентированный, художественно-развивающий и компетентностный подходы к подготовке будущих специалистов в области дизайна;

- реализуется модель обучения на основе квазипрофессиональной учебной деятельности, исходящей из логики будущей профессиональной деятельности выпускников вуза;

- используется специально разработанная методическая система, ориентированная на формирование специальных знаний и умений, а также творческих качеств личности: обучение укрупнёнными блоками-модулями; применение заданий, формирующих профессиональное мышление и направленных на освоение инновационной деятельности в области дизайна; усиление интеграции дисциплин в процессе обучения; управление совместной поисковой деятельностью, осуществляемое в рамках субъектно-субъектных отношений.

В соответствии с указанной проблемой, целью и выдвинутой гипотезой проводимого исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

  1. Изучить современное состояние подготовки в системе высшего профессионального образования с целью выявления направлений и подходов в формировании специальных знаний и умений.

  2. Теоретически обосновать и разработать методическую систему, реализация которой обеспечит эффективность формирования специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования на основе квазипрофессиональной деятельности.

  3. Определить педагогические условия формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования на примере учебного модуля «Формообразование промышленных изделий».

  4. Экспериментально апробировать методическую систему формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования в вузе.

Теоретико-методологическую основу работы составили концепции развития человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности (Н.М. Александрова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие); методологические основы развития многоуровневого непрерывного профессионального образования (А.П. Беляева, А.М. Новиков, И.П. Смирнов, А.Г. Соколов, и другие); теории прогнозирования образовательных систем (Б.Г. Гершунский, М.В. Кларин, М.Н. Поташкин и другие); теории деятельности, выявляющие специфику целостного педагогического процесса, общекультурные и профессиональные концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие); теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, И.П. Калошина); методология системного, комплексного, личностно- деятельностного, интегративно-модульного, социально-педагогического, профессионального подходов (С.Я. Батышев, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, С.Н. Садовский, В.В. Сериков, С.А. Шапаринский, И.С. Якиманская и другие); концептуальные подходы к дидактическим системам теоретического и производственного обучения (С.Я. Батышев, Н.И. Катаханов, И.Я. Лернер, И.Д. Клочков, О.Ф. Федорова, М.И. Скаткин, В.А. Сластёнин и другие).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, методических и учебных пособий нормативно-программной документации; изучение существующего педагогического опыта работы преподавателей высших учебных заведений; моделирование методической системы; экспериментальное внедрение программно-методического обеспечения; анализ учебных работ студентов; тестирование, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка его результатов, обобщение выводов.

Базой исследования явилось ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет». В эксперименте принимали участие 185 студентов, обучающихся по специальности «Дизайн».

Этапы исследования:

Первый этап (2006-2007) – подготовительный. На этом этапе был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и специальной литературы в соответствии с рассматриваемой проблемой, исследованы особенности профессиональной дизайн-проектной деятельности, определены цель, объект, предмет и методика исследования.

Второй этап (2007-2008) – поисковый. На втором этапе разрабатывались научно-методические материалы для проведения констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента. Были проведены констатирующий и поисковый эксперименты, в ходе которых проверялась эффективность педагогических условий и средств обучения, направленных на формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования.

Третий этап (2008-2010) – экспериментальный. На третьем этапе был проведен формирующий эксперимент. Осуществлялись анализ и систематизация результатов экспериментальной работы; проводилось обобщение, осмысление и оформление работы. Формулировались выводы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Решена значительная научно-педагогическая задача – дано психолого-педагогическое и методическое обоснование системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования.

2. Конкретизировано понятие «квазипрофессиональная учебная деятельность студентов в процессе дизайн-проектирования» как вид учебной деятельности, моделирующий профессиональную деятельность дизайнера, как процесс, являющийся доминантой в освоении и накоплении опыта работы над дизайн-проектами.

3. Выявлена сущность процесса квазипрофессиональной учебной деятельности студентов, обеспечивающие формирование специальных знаний и умений, необходимых для дизайн-проектирования, стимулирующие развитие творческого потенциала будущих специалистов в области дизайна.

4. Разработана и научно обоснована методическая система формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования, построенная на основе следующих основных концептуальных позиций:

- реализация комплекса взаимодополняющих подходов (практико-ориентированный, художественно-развивающий и компетентностный) в обучении студентов дизайн-проектированию;

- переосмысление значения учебного материала с позиции усиления его практической направленности, соответствия потребности общества в высококвалифицированных специалистах, что позволяет рассматривать обучение методам решения творческих задач как основную составляющую часть компетентности будущего специалиста в области дизайна;

- обеспечение приоритета профессиональной направленности процесса развития инновационно-ориентированного профессионального (технического, пространственного, вербально-логического) мышления с позиций практико-ориентированного подхода;

- расширение предметной области дизайн-проектирования за счет более полного рассмотрения теоретической основы, прикладного значения и многоаспектности использования учебного модуля «Формообразование промышленных изделий»;

- усиление социальной значимости и практической направленности разрабатываемых объектов промышленного дизайна в процессе квазипрофессиональной учебной деятельности.

5. Определены педагогические условия, обеспечивающие качественное формирование специальных знаний и умений студентов с позиций практико-ориентированного, художественно-развивающего и компетентностного подходов. К ним мы относим:

- освоение содержания учебного модуля «Формообразование промышленных изделий» цикла специальных дисциплин, который предполагает проектирование студентами объектов промышленного дизайна, имеющих конкретную адресность, социальную значимостью и реальное практическое применение;

- обучение методам решения творческих задач на разнообразном учебном материале как целенаправленный процесс организации и управления этапами дизайн-проектирования;

- применение заданий, разработанных на основе использования модульных структур, имеющих практическую направленность, способствующих развитию инновационно-ориентированного профессио-нального мышления.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в развитие теории и методики профессионального образования в области дизайна, а именно:

- реализован комплекс взаимодополняющих подходов (практико-ориентированный, художественно-развивающий и компетентностный) к формированию специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования;

- на основе конкретизированного содержания понятия «квазипрофессиональная учебная деятельность студентов в процессе дизайн-проектирования» разработана методическая система формирования специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования, содержащая структурные элементы: цель; основные концептуальные положения; процесс формирования специальных знаний и умений, включающий педагогические условия, принципы, методы и приемы, средства обучения; контроль; анализ результатов этого процесса;

- выявлены педагогические условия, которые обогащают теорию и практику профессионального обучения;

- рассмотрен процесс формирования специальных знаний и умений студентов, выполняющих дизайн-проектирование в рамках учебного модуля «Формообразование промышленных изделий», реализуемый на основе целенаправленного обучения методам решения творческих задач, способствующий развитию инновационно-ориентированного профессио-нального мышления в условиях квазипрофессиональной учебной деятельности в вузе.

- разработаны критерии анализа и объективной оценки сформированности специальных знаний и умений у будущих специалистов в области дизайна.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание учебного модуля «Формообразование промышленных изделий», которое способствует формированию специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования.

Внедрен в процесс подготовки студентов комплекс творческих заданий, созданный на основе использования модульных структур и направленных на усвоение методов решения производственных задач, на освоение этапов профессиональной деятельности в области дизайна.

Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования процесса обучения студентов, обучающихся по специальности «Промышленный дизайн», что повысит качественный уровень подготовки будущих специалистов. Они могут быть применены для совершенствования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, модернизации образова-тельных программ, для разработки учебных пособий и методических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры дизайна и технической графики Владимирского государственного гуманитарного университета и Московского государственного областного университета (2007 - 2010); на Научно-практической конференции «Актуальные вопросы профессионального образования» (МГОУ, 2005), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы художественной культуры и образования (региональный аспект)» (Владимир, 2009); Научно-теоретических конференциях студентов, аспирантов и преподавателей МГОУ (Москва, 2008 - 2010).

Идеи и положения, представленные в исследовании, внедрены в образовательный процесс Владимирского государственного гуманитарного университета. По теме диссертации опубликовано 12 статей, общим объемом 4,43 п.л.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений и исходных параметров исследования; опорой на целостную структуру теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; педагогическим экспериментом; личным участием автора в качестве исследователя образовательного процесса; математической обработкой данных, позволяющей доказать аргументированность и достоверность выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Квазипрофессиональная учебная деятельность студентов в дизайн-проектировании это вид учебной деятельности, моделирующий профессиональную деятельность дизайнера, процесс, который является доминантой в освоении и накоплении опыта работы над дизайн-проектами, обеспечивающий качественную профессиональную подготовку будущего специалиста и высокий уровень его компетентности.

2. Методическая система формирования специальных знаний и умений студентов определяется совокупностью следующих положений:

- реализацией практико-ориентированного, художественно-развивающего и компетентностного подходов в обучении студентов дизайн-проектированию;

- переосмыслением значения учебного материала с позиции повышения практической направленности освоения методов решения творческих задач (в соответствии с требованиям к подготовке квалифицированных конкурентноспособных специалистов в области дизайна);

- обеспечением приоритета профессиональной направленности процесса формирования и развития инновационно ориентированного профессионального мышления будущих дизайнеров;

- расширением возможностей дизайн-проектирования за счет более полного рассмотрения теоретической основы, прикладного значения и многоаспектности использования учебного модуля «Формообразование промышленных изделий»;

- усилением социальной значимости и практической направленности проектируемых объектов в процессе квазипрофессиональной учебной деятельности.

3. Педагогические условия, направленные на формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования в контексте практико-ориентированного, художественно-развивающего и компетентностного подходов обучения обеспечивают повышение качества профессиональной подготовки, развитие инновационно-ориентированного профессионального мышления. Они включают в себя:

- обучение методам решения творческих задач на разнообразных примерах и реальных объектов дизайна (как целенаправленный процесс формирования основной составляющей части компетентности будущих специалистов) в контексте практико-ориентированного, художественно-развивающего и компетентностного подходов к обучению;

- дизайн-проектирование объектов промышленного дизайна с конкретной адресностью, социальной значимостью и реальным практическим применением;

- освоение методов дизайн-проектирования в процессе специально организованной квазипрофессиональной учебной деятельности в вузе;

- развитие инновационно-ориентированного профессионального мышления на основе практико-ориентированного подхода.

4. Комплекс творческих заданий, разработанный на основе использования модульных структур и направленный на усвоение методов решения производственных задач в профессиональной области дизайна, способствует эффективному формированию специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования, развитию инновационно-ориентированного профессионального мышления студентов.

Структура объем диссертации: Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы, приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы, схемы, рисунки.

Психолого-педагогические аспекты формирования специальных знаний и умений в процессе профессиональной подготовки

Сложный и многогранный процесс подготовки будущих специалистов в высшей школе является предметом исследования философии, социологии, формальной логики, психологии, педагогики и других наук, рассматривающих особенности данного явления в соответствии со спецификой конкретной научной отрасли. Доказано, что определенная сфера деятельности формирует соответствующий вид мышления.

Таким образом, профессиональное мышление дизайнера характеризуется наличием обширных знаний, возможностями предвидеть направления развития современного производства, умениями самостоятельно решать новые задачи и системно мыслить, то есть держать в поле зрения все, что имеет непосредственное и косвенное отношение к решению проблемы дизайн-проектирования. Профессиональное мышление, как справедливо отмечается в работах, посвященных проблеме формирования названного мышления [96,100,128,140], тесно связаны не только с технической эстетикой, но и с естествознанием и гуманитарными науками. Выделяют следующие его разновидности: 1) мышление дизайнера, связанное только с техническими проблемами, внутренней логикой развития техники: модернизацией, повышением экономичности, быстродействия, надежности технических средств; 2) мышление дизайнера, направленное на исследование природы; 3) мышление дизайнера, находящееся на стыке технических и гуманитарных наук, направленное на исследование роли техники в общественной жизни; 4) мышление дизайнера, реализующее естественнонаучные принципы и технические устройства для удовлетворения общественных потребностей, связанное с построением современных, перспективных технических устройств; 5) мышление дизайнера, проявляющееся в координирующей и направляющей деятельности коллективов, определяющих социальную ценность технических разработок; 6) мышление дизайнера, направленное на поиски путей утилизации и использования промышленных отходов.

Следовательно, рассматриваемый вид мышления способствует познанию законов природы и общества, углубленному осмыслению закономерностей их развития, и тесно связано с другими видами мышления и включает в себя художественно-конструкторское (проектное) мышление, техническое мышление, элементы экономического и экологического. Остановимся на краткой характеристике указанных видов мышления.

Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности по созданию и реконструкции проектируемых объектов дизайнер сталкивается с задачами, для решения которых в операционных и познавательных структурах мышления нет соответствующих методов и понятий. Мышление, направленное на открытие способа решения таких задач, на создание новых законов и свойств, уникальных ценностей, психолого-педагогическими науками определяется как творческое. Главное для творческого мышления - нешаблонность, умение охватывать реальность во всех ее отношениях. Творческое мышление предполагает смелость при выходе за рамки привычных представлений, взглядов и способов оптимальных действий.

Из сказанного следует, что мышление является особым типом мыслительной деятельности, диалектически сочетающей элементы практического и научного сознания. Оно характеризуется целостностью и системностью, позволяющее анализировать любую проблему во всем многообразии и единстве противоречий.

Мы считаем необходимым рассмотреть виды научно-технической деятельности, которые являются конечной формой мышления дизайнера. К ним относятся проектирование, изобретательство, конструирование, рационализация. Выявление существенных признаков названных видов деятельности и развитие их в образовательной системе является, по нашему мнению, необходимой основой становления профессионального мышления у студентов как структурного элемента профессиональной подготовки в вузе. Характеристики видов проектно- конструкторской деятельности даны в работах Хилла, Ханзена, Диксона и других.

В своей работе Дж. Диксон [52] подразделяет проектирование на три составляющих: изобретательство, анализ, принятие решений. Изобретательство характеризуется им как творческая способность индивида по выявлению новых оригинальных технических идей, которые можно использовать при решении проектных задач. Изобретательству нередко присуща незавершенность, поэтому эффективность этой деятельности зависит от восприимчивости и опытности специалиста. Инженерный анализ, по мнению Диксона, это получение имеющих смысл ответов на вопросы инженерного характера. Хотя этому виду деятельности присущи творческие черты, основывается он на здравом смысле, специальных знаниях и носит более узкий характер, чем изобретательство. Принятие решений — это выбор наилучшего варианта из числа возможных.

Моделирование методической системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн- проектирования

Анализ психолого-педагогических трудов таких авторов как В.И. Загвязинского [60], В.В. Давыдова [50], И.А. Зимней [64], М.В. Кларина [72], В.В. Краевский [79], И.Я. Лернер [84], С.Д. Смирнов [142], П.Н. Третьякова [157], Г.К. Селевко [138] и других, посвященных исследованию структуры, содержания, функции и принципов построения педагогической системы, показал, что ее специфика заключается в наличии цели функционирования и управления.

Нам представляется необходимым подчеркнуть, что методическую систему формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования мы рассматриваем как составляющую профессиональной подготовки по специальности «Дизайн (промышленный дизайн)». В связи с этим рассмотрим модель взаимодействия компонентов последней. Мы считаем необходимым отметить (на основании положений и требований государственного стандарта профессиональной подготовки по названной специальности) подчеркнуть, что объектами профессиональной деятельности специалистов с квалификацией «Дизайн (промышленный дизайн)» являются образцы промышленной продукции, эстетические качества и конкурентоспособность которых обеспечиваются процессом дизайн- проектирования.

Нам представляется целесообразным разработать методическую систему формирования специальных знаний и умений студентов в дизайн-проектировании, необходимых для будущей профессии в области дизайна, которая будет опираться на практико- ориентированный, художественно-развивающий и компетент-ностный подходы к обучению. В нее должно быть включено обучение укрупнёнными блоками-модулями, специальное последовательное обучение методам решения творческих задач. Необходимо так же использовать возможности управления совместной поисковой деятельностью студентов, осуществляемой в рамках субъектно- субъектных отношений. В систему так же необходимо включить освоение квазипрофессиональной учебной деятельности в вузе, развитие инновационно-профессионального мышления.

При разработке системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования мы опираемся на следующие концептуальные позиции:

-реализация практико-ориентированного, художественно- развивающего и компетентностного подходов в обучении студентов дизайн-проектированию;

- переосмысление значения учебного материала с позиции повышения практической направленности освоения методов решения творческих задач, (в соответствии с требованиям к подготовке конкурентноспособных специалистов в области дизайна);

- обеспечение приоритета профессиональной направленности развития инновационно-ориентированного профессионального мышления студентов;

- расширение предметной области дизайн-проектирования за счет более полного рассмот-рения теоретической основы, прикладного значения и многоаспектности использования учебного модуля «Формообразование промышленных изделий». усиление социальной значимости и практической направленности разрабатываемых объектов промышленного дизайна в процессе квазипрофессиональной учебной деятельности.

В связи с этим, для выявления цели системы профессиональной подготовки, особую актуальность приобретают знания современных методов дизайн-проектирования, инженерно-технологических основ, тектонических закономерностей формообразования объектов предметной среды, принципов комбинаторного решения формы создаваемого объекта. На основании вышеизложенного можно утверждать, что идеальная цель рассматриваемой нами подготовки определяется объективными потребностями рыночной экономики и выражается в создании оптимальных возможностей для будущих специалистов получения избранной специальности.

Для определения цели обучения системы профессиональной подготовки з будущих дизайнеров и выявления структурных элементов модели этой системы мы изучили не только частнометодические исследования, посвященные созданию методических систем обучения графическим дисциплинам, а также формированию графических знаний и умений в высшей школе. Это труды И.С.Абоимовой [1], Л.Н.Анисимовой [12], Ю.Ф.Катхановой [70], Е.И. Корзиновой [78], М.Н. Марченко [95], Е.П. Михеевой [99], А.А.Павловой [113], В.В.Степаковой [150], О.П.Шабановой [171].

Исходя из положений названных трудов, мы определили структуру профессиональной подготовки как совокупность следующих системообразующих компонентов:

- содержательный блок, включающий цели и задачи обучения и содержание учебного материала;

- функциональный блок, включающий методы и формы обучения (формирование знаний и умений, организацию учебной и поисково- творческой деятельности студентов), этапы обучения, а также управление и диагностику учебного процесса;

- блок педагогического взаимодействия, включающий студента, ради которого создается система; преподавателя, осуществляющего профессиональную подготовку.

Рассмотрим содержательный блок системы профессиональной подготовки. В качестве целей профессиональной подготовки будущих дизайнеров, как педагогической системы предметно-специальной подготовки студентов, мы принимаем ряд требований к развитию профессиональных и специальных знаний, умений и навыков, а также:

- формирование системы профессиональных и специальных знаний, умений и навыков углубленного характера;

- развитие профессионально направленных способностей личности;

- формирование мотивации к профессиональному образованию.

Организация и ход экспериментальной проверки системы формирования специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн -проектирования

Экспериментальное обучение с использованием системы дидактических средств, включающих в себя активизирующие приемы модульного обучения, решение исследовательских и творческих задач и заданий, направленных на развитие инновационно-ориентированного профессионального мышления, специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования проводилось нами в процессе обучения студентов специальности «Дизайн (промышленный дизайн)» ВГГУ г. Владимира.

В педагогическом эксперименте принимали участие 185 студентов, изучавших курс «Формообразование промышленных изделий».

Экспериментальное исследование включило в себя поисковый, констатирующий, обучающий и формирующий эксперименты. Проведены в 2006-2010 годах.

Поисковый эксперимент был посвящен проверке оптимальности разработанных нами дидактических материалов и методических рекомендаций по проведению учебных занятий в системе формирования специальных знаний и умений в процессе дизайн-проектирования, в ходе которого проверялась эффективность педагогических условий и средств обучения, направленных на формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования. Результаты поискового эксперимента.

Для выявления факторов, влияющих на процесс профессиональной подготовки студентов была проведена серия экспериментов в следующих направлениях:

- обучение по разработанной нами модульной программе «Формообразование промышленных изделий»;

- изменение логики подачи содержания учебного материала;

- введение ранее неизучаемого учебного материала по проектированию формы объекта;

- включение в процесс обучения заданий и упражнений с новым техническим и графическим содержанием;

- использование индивидуальных программ обучения чтению чертежей;

- применение нетрадиционных форм обучения (деловая игра, имитирующая различные ситуации в проектировании);

- включение обучаемых в поисково-творческую деятельность при выполнении дизайн-проектов и изучении нового материала.

Обучение в рамках экспериментальной серии строилось по схеме:

1 этап - усвоение недифференцированного целого учебного материала в

первом приближении;

2 этап - выделение в целом (учебном материале) элементов (дидактических единиц) и их взаимоотношений;

3 этап - формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного, более точного целостного образа.

По итогам поискового эксперимента нами были разработаны рекомендации для проведения формирующего эксперимента, которые включали в себя следующий материал:

1. Методические рекомендации к практическим занятиям. Особое внимание обращалось на определение задач обучения, воспитания и развития студентов исходя из целей изучения формообразования объектов проектирования.

2. Учебные задания с применением модульных структур, имеющие творческий и поисковый характер, направленные на развитие инновационно-ориентированного профессионального мышления студентов, специально разработанные по составу и структуре их решения.

3. Методические комментарии к заданиям и задачам, включающие указания о способе деятельности студентов к правильному решению

4. Задачи для итоговой проверки. Эффективность предлагаемых задач и заданий проверялась в ходе экспериментального исследования с помощью разработанных нами критериев - умений.

На основе разработанных позиций, характеризующих методическую систему формирования специальных знаний и умений в области дизайна, нами были определены четыре группы критериев оценки специальных знаний и умений: группа критериев, определяющих уровни усвоения теоретических знаний (теории, методологии, истории развития дизайна);

- группа критериев, определяющих уровни усвоения знаний методов решения дизайнерских творческих задач (аналитических, эвристических и опытно-экспериментальных) и умений их применять;

- группа критериев, определяющих уровни усвоения комплекса знаний из различных областей науки и техники, необходимых для решения конкретных дизайнерских проблем в соответствии со спецификой условий, предложенных параметров объектов дизайна, а также видов дизайна; группа критериев, определяющих уровни творческого применения дизайнерских знаний, как по качественным характеристикам, так и по количеству и вариативности предлагаемых оригинальных творческих решений.

Вместе с тем нами изучалось влияние предлагаемой методики на качество знаний, получаемых при изучении основных разделов курса. Итоговая проверка проводилась с помощью традиционной контрольной работы.

Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня графической подготовки студентов, сформированности у них специальных умений и творческих способностей, диагностики и познавательного интереса (см. табл. 1).

Похожие диссертации на Формирование специальных знаний и умений студентов в процессе дизайн-проектирования