Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Машков, Дмитрий Николаевич

Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе
<
Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Машков, Дмитрий Николаевич. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Машков Дмитрий Николаевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Подольск, 2011.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/141

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Теоретико-методологические основы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту 22

1.1. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности

1.2. Сущность и специфика формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза 49

1.3. Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта 80

ГЛАВА II Методика формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в системе высшего образования 97

2.1. Анализ современного состояния и перспективных направлений непрерывной профессиональной подготовки специалистов в региональном образовательном комплексе «колледж институт» 97

2.2. Методика оптимизации формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки 118

Заключение 145

Список использованной литературы 152

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация образования в России, переход обучения на новые принципы организации учебного процесса обуславливает новые требования к профессиональной подготовке кадров для социокультурной сферы в области физической культуры и спорта. Ведущими критериями современного образования в вузах становятся совокупность сформированных компетенций специалиста, включающих такие категории, как профессиональная направленность, профессиональное мышление, профессиональное самосознание, социально-коммуникативные навыки, толерантность, готовность к познанию, к самостоятельному принятию решений, позволяющих эффективно использовать их в ситуациях профессиональной деятельности.

Специфика вузов физической культуры и спорта предусматривает как общенаучную, специально-профессиональную подготовку будущих специалистов социальной сферы, так и создание условий для их духовно-творческого развития, формирования их профессиональной компетентности. Поэтому в настоящее время овладение социокультурными технологиями в области физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений, эффективным средством достижения профессиональной реализации личности.

Это означает, что сегодня требуется выработка такой политики в области образования, которая была бы нацелена на удовлетворение общественных и личных потребностей студентов, совершенствование процесса их узкопрофессиональной подготовки, поиск инновационных технологий обучения, способствующих более активному усвоению знаний, формированию умений и навыков социально-культурной коммуникации, а также умений свободно оперировать их формами и средствами в организации художественно-спортивных мероприятий.

Актуальность данного исследования обусловлена и тем, что в научной литературе изучению проблем социокультурной подготовки специалистов по физической культуре и спорту не уделяется достаточного внимания. Активно изучаются особенности физкультурно-спортивной подготовки по установлению рекордов, исследуются специфические процессы спортивных достижений. Однако проблемы формирования духовной культуры, особенно теоретические и методические аспекты профессионального становления студентов в учебных заведениях нашей страны, изучены недостаточно.

Особую актуальность приобретают вопросы сущности и специфики художественно-творческой деятельности специалистов по физической культуре и спорту, интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта.

В практике профессиональной подготовки специалистов сложилось следующее противоречие. С одной стороны, функции преподавателя заданы обществом в виде государственного образовательного стандарта, в котором представлены требования, ведущие в известной степени к единообразию и шаблонности преподавания. С другой стороны, общественное сознание призывает к формированию творческой индивидуальности выпускников высшей школы. Объективная необходимость направленности профессиональной подготовки

специалистов на творчество обусловлена сложностью и многообразностью поставленных задач, необычным многообразием конкретных педагогических ситуаций и тем, что выпускники, достигшие уровня творческой индивидуальности, способны более активно участвовать в создании духовных ценностей в социально-культурной и физкультурно-спортивной сфере.

Проблема данного исследования заключается в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании путей совершенствования социокультурной подготовки специалистов в системе высшего физкультурно-спортивного образования, преодоления противоречий, сложившихся в настоящее время между изменившимися условиями деятельности высших учебных заведений и недостаточной общепедагогической, методической обеспеченностью формирования творческой личности специалистов высшей квалификации.

Степень разработанности проблемы. Проблема взаимосвязи культуры, искусства и спорта в физическом и духовном развития личности начала утверждаться в науке еще в далеком прошлом и привлекала внимание многих философов, психологов, педагогов, искусствоведов. Большой вклад в изучение проблемы единства духовного и физического воспитания человека средствами искусства внесли античные философы: Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит. Анализ их подходов к проблемам становления личности позволяет сделать вывод, что искусство и спорт являются одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека и занятие спортивной и творческой деятельностью способствует не только индивидуальному самовыражению и самопроявлению, но и развитию человека в целом, гармонизации индивида. Данные идеи нашли свое развитие в гуманистических теориях представителей Средневековья, эпохи Возрождения и Просвещения Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Ф.А.В. Дистервега. В России теоретическая разработка проблем общечеловеческих ценностей, творческого становления личности получила развитие в середине XIX - начале XX веков. Идеи духовности, высших ценностей человека, творчества, творческой свободы рассматривались в исследованиях отечественных философов и мыслителей П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.П. Вышеславцева и др. Большое значение для данного исследования имеют труды зарубежных педагогов, а также отечественных -К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, СТ. Шацкого и других, в работах которых рассматривались проблемы национального воспитания, русского характера. Методологические и общетеоретические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, В.З. Зинченко, В.В. Давыдова и др.

Более специальные вопросы психологии творчества получили широкую разработку в работах Б.М. Теплова, А.Я Пономарева, Е.Н. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова и др. В них изложены основные направления исследований в данной области: психология восприятия, научного и художественного творчества, воспитания, обучения, диагностика способностей.

Вопросы общей и профессиональной подготовки специалистов, организации учебно-воспитательного процесса освещены в исследованиях ведущих педагогов: Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калика, Б.Т. Лихачева,

И.Я. Лернера, В.А. Сухомлинского и др.

Проблема профессиональной компетентности широко освещена в исследованиях ученых различных направлений. Отдельные аспекты компетентности педагога, компетентностного подхода в образовании изложены в трудах Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Т.А. Маркиной, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Э.Ф. Зеера, А. В. Хуторского и других. Компетентность как одно из основных условий достижения успеха в профессиональной деятельности рассматривается в работах западных ученых (Верч Дж., Равен Дж., К.Р. Роджерс и др.) и отечественных исследователей (В.И. Байденко, В.В. Логинов, В.И. Соколов, Ю.Г. Татур и др.) В психологии существует ряд исследований, посвященных изучению и анализу компетентности как фактора социализации личности (Е.В. Руденский, Е.И. Рогов и др.). Значительное количество научных исследований посвящено анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (А.А. Аронов, А.Я. Айзенберг, Н.К. Бакланова, Т.П. Бакланова, А.А. Вербицкий, Л.С. Жаркова, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, В.И. Черниченко и др.). В ряде научных работ освещаются различные аспекты компетентности педагога (Н.В. Мордовская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.).

К настоящему времени в России выполнен ряд исследований, обращенных к развитию понятия компетентности и разработке её структуры (М.М. Левина, Е.А. Петелина и др.).

Отдельные аспекты проблемы синтеза искусств в творческом становлении личности рассматривались в культурологической литературе, в исследованиях по теории организации и методике социально-культурной деятельности. Общие вопросы подготовки кадров нашли отражение в работах А.И. Арнольдо-ва, А.А. Аронова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.А. Волобуева, B.C. Садовской и др.

В педагогике физической культуры и спорта проблемы взаимосвязи культуры, искусства и спорта, формирования профессиональной компетентности изложены в трудах В.К. Бальсевича, Б.Н. Шустина, B.C. Якимовича, Л.И. Лу-бышевой, С.Д. Неверковича и др. В русле данной проблематики и защищенные в последние годы докторские Е.В. Утишевой, Д.Б. Лосина, В.А. Магина, М.В. Прохоровой и кандидатские диссертации Н.Н. Шубакигой, В.Г.Цыкунова, М.В. Петрухиной, СВ. Пахотиной, В.Г. Купцова, С.А. Хазовой, В.И. Соколова, Т.В. Фендель.

Диссертант опирался на теоретические и методические прикладные идеи педагогов, деятелей различных видов искусств: музыкального - Б.В. Асафьева, Л.Н. Баренбойма, Л.О. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, И.А. Мусина, Г.Г. Нейгауза, В.Г. Ражникова, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина и др.; театрального -К.С. Станиславского, Г.П. Ансимова, М.О. Кнебель, Н.П. Акимова, А.Д. Попова, С.С. Клитина, Е.Д. Уваровой, И.Г. Шароева, СВ. Гиппиус, Б.Н. Петрова и др.

Несмотря на важность выводов и рекомендаций, содержащихся в этих работах, необходима дальнейшая комплексная разработка научно обоснованной системы формирования социокультурной компетентности специалистов по

физической культуре и спорту. Недостаточная разработанность проблемы обусловила ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта.

Предмет исследования: процесс формирования социокультурной компетентности студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе.

Цель исследования: раскрыть теоретико-методологические основы формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, разработать и апробировать экспериментальную методику, имеющую инновационную программу, направленную на создание целостной образовательной модели профессиональной модели специалистов в вузе.

В соответствии с целью исследования выдвинуты следующие задачи:

раскрыть взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности;

выявить сущность социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза;

определить содержание и структуру целостной образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в вузе;

обосновать приоритет формирования социокультурной компетентности будущих специалистов в системе непрерывного многоуровневого образования в регионе и преемственности его на всех этапах обучения;

разработать, апробировать и реализовать экспериментальную методику оптимизации вузовской подготовки специалистов по физической культуре и спорту в процессе формирования социокультурной компетентности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в современных условиях формирование социокультурной компетентности студентов, будущих специалистов по физической культуры и спорту будет отвечать требованиям современного образования, если:

процесс обучения построен на основе синтеза культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности и ориентирован на активное освоение знаний, приобретения умений, навыков и опыта ее осуществления;

будет выявлена сущность социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза и на этой основе разработана целостная образовательная модель специалиста, соответствующая их будущей профессиональной деятельности;

содержание, формы и методы целостной образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов будут направлены на интеграцию культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта;

процесс формирования социокультурной компетентности студентов будет осуществляться в системе непрерывного многоуровневого образования в регионе и преемственности его на всех этапах обучения;

будет разработана и апробирована экспериментальная методика, алгоритм

которой направлен на формирование социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.

Методологическую основу исследовании составили: философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, развития личности и определяющей роли деятельности в этом процессе, разработанные в трудах Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева; идеи ученых различных областей наук о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека, гуманистической направленности на общечеловеческие ценности, единстве физического и духовного становления личности, способности к творчеству в широком и узком смысле данного понятия были отражены в работах И.А. Ильина, Вл. Соловьева, В.В. Розанова, Д.С. Лихачева.

Теоретическую основу исследования составили следующие концепции и фундаментальные труды: в области общей педагогики - К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина, В.Б. Беспалько, А.Г. Казаковой; в области психологии творчества, развития личности - Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.Я. Пономарева; в области культурологии и социально-культурной деятельности - А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, В.А. Волобуева, В. С. Садовской; в области спортивной педагогики - В.К. Бальсевича, Б.Н. Шустина, B.C. Якимовича, Л.И. Лубышевой, С.Д. Неверкови-ча; в обасти искусства: музыкального - Б.В. Асафьева, Л.Н. Баренбойма, Л.О. Гинзбурга, Г.Л. Ержемского, И.А. Мусина, Г.Г. Нейгауза, В.Г. Ражникова, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина и др.; театрального - К.С. Станиславского, Г.П. Ансимова, М.О. Кнебель, А.А. Гончарова, Н.П. Акимова, А.Д. Попова, С.С. Клитина, Е.Д. Уваровой, И.Г. Шароева, СВ. Гиппиус, Б.Н. Петрова; научных трудах, освещающих различные аспекты компетентности, компетентностного подхода в образовании - Н.В. Кузьминой, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Т.А. Маркиной, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской, Э.Ф. Зеера, А. В. Хуторского и других.

Методы исследования. Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования:

- общетеоретические - анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой и физкультурно-спортивной литературы, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация;

-эмпирические - наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, моделирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент.

Базы исследования: Подольский социально-спортивный институт, Санкт-Петербургский Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, Московский государственный университет культуры и искусств, Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша) {специальности: акробатика, гимнастика, эквилибр, эксцентриада).

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 178 студентов, 14 преподавателей, 6 творческих работников. На констатирующем этапе эксперимента участвовали 158 студентов, а на экспериментальном - 60 студентов. Основной базой экспериментальной работы служили кафедры факультета физической культуры и спорта Подольского социально-спортивного института и колледжа.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2011 год. На первом этапе - теоретико-поисковом (2005-2006 гг.) изучалось состояние проблемы в теории и практике: были выявлены современные требования к профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, противоречия и условия формирования социокультурной компетентности студентов в процессе обучения; осуществлен анализ научной литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, изучены методологические и теоретические основы исследования, отработан понятийный аппарат; определены актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет, рабочая гипотеза, разработана программа исследования. Результаты этого этапа нашли отражение в разработке специального курса «Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников». Проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали студенты учебных заведений физической культуры и спорта, культуры и искусства, позволивший установить и статистически проверить, с одной стороны, повышение интереса, внимания и активности 142 студентов к изучению спецкурса, с другой - низкий и ниже среднего уровень социокультурной компетентности участвующих в эксперименте.

Второй этап исследования (2007-2010 гг.) - педагогический эксперимент (формирующий), включавший: разработку программы, определения экспериментальной базы, респондентов и времени его проведения; составление авторской методики освоения социокультурных технологий постановки массовых спортивных мероприятий и праздников; изучение особенностей профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта и на этой основе создание компетентностной образовательной модели формирования социокультурной компетентности студентов в процессе обучения; выявление критериев и показателей эффективности авторской методики, включавшей в себя проведения теоретических и практических (художественно-профессиональный тренинг) занятий; формирование экспериментальной (30 человек) и контрольной (30 человек) групп. В эксперименте принимали участие студенты факультета физической культуры и спорта Подольского социально-спортивного института и учащиеся колледжа специальностей «физическая культура» и «адаптивная физическая культура». Эксперимент основывался на изучении значимости роли социокультурной подготовки будущих педагогов физической культуры и тренеров различных видов спорта. На этом этапе отрабатывались межпредметные связи общепрофессиональных и специальных дисциплин в процессе социокультурной подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Третий этап (2010-2011 гг.) - аналитический. На этом этапе была pea-

лизована программа эксперимента, осуществлялось обобщение материалов исследования, систематизация полученных данных, их обработка, анализ эффективности авторской методики, выявление динамики формирования социокультурной компетентности студентов в процессе освоения постановочного мастерства, формулировка теоретических выводов и составление методических рекомендаций практикам по организации лекционно-тренинговых занятий, литературное оформление диссертационной работы и автореферата. Итогом третьего этапа является корректировка содержания спецкурса, апробация и внедрение экспериментальной методики оптимизации профессиональной подготовки специалистов в учебный процесс вузов физической культуры и спорта. Научная новизна исследования состоит в том, что:

выявлены организационно-содержательные основы интеграции культуры и искусства в образовательный процесс учебных заведений физической культуры и спорта, которые заключаются в усилении философско-культурологического обучения, создании проблемных интегрирующих курсов, углублении взаимодействия основных специальных дисциплин со смежными науками и искусствами, в проблемно-синхроннной координации дисциплин;

уточнена сущность социокультурной компетентности специалиста по физической культуре и спорту как профессионально-значимого интегрированного качества, совокупности свойств личности, основными составляющими компонентами которого являются система специфических знаний, умений и навыков, способов и опыта создания и реализации художественно-образного замысла спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающей становление, самоопределение и самореализацию личности, способность и готовность ориентироваться, оценивать обстоятельства и принимать ответственные решения в ситуации выбора, позволяющие эффективно использовать их в профессиональной деятельности, прогнозируя возможные последствия;

разработана социокультурная компетентностная модель педагога и тренера, структурными компонентами которой являются: мотивационно-целевой (индивидуальность личности, потребность в сценарно-постановочном творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения и опыт постановки художественно-спортивных представлений), личностный (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический (способы умственных и практических действий в сфере литературно-драматургической, композиционно-постановочной, музыкально-пластической и художественно-изобразительной деятельности), разработана целостная образовательная модель формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, включающая три подсистемы (художественно-теоретическая, художественно-практическая и организационно-дидактическая), детерминирующая профессиональное, духовное и творческое становление личности в процессе овладения основами социально-культурной деятельности по постановке спортивно-массовых мероприятий;

определены особенности эффективного формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в системе непрерывного интегрированного образования («Концепция организации Подольского

образовательного округа непрерывного интегрированного профессионального образования»): наличие наряду с федеральным углубленного регионального и муниципального компонента профессиональной подготовки кадров в государственных и негосударственных учебных учреждениях для социальной сферы региона; соответствие личностных ориентации студента региональным социокультурным потребностям; преемственность в профессиональной подготовке будущих специалистов на всех этапах непрерывного образования; возможности творческой самореализации специалиста непосредственно в регионе;

- разработана экспериментальная методика оптимизации процесса формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту, опирающаяся на интегративную программу, в процессе апробации которой выявлена активизация художественно-эстетического сознания, ассоциативного, эмоционально-чувственного и предметно-деятельностного ряда (художественно-профессиональный тренинг, предметные игровые действия, опредмечивание образов средствами музыкального, театрального, циркового, хореографического, изобразительного искусства, драматургии и т.д.), в результате исследования экспериментально доказано влияние проблемно-развивающего метода на основе освоения синтеза культуры, искусства и спорта.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обогащена теоретическая база педагогики физической культуры и спорта постановкой и рассмотрением проблем интеграции культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс профессиональной подготовки кадров: раскрыты теоретико-методологические, организационно-дидактические механизмы формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, которая рассматривается как процесс и результат усвоения адаптированных знаний, умений, навыков, способов и опыта сце-нарно-постановочной деятельности в области физической культуры и спорта, обеспечивающей становление, самоопределение, саморазвитие и самореализацию обучающихся; теоретически обосновано и раскрыто содержание образовательной модели формирования социокультурной компетентности педагогов физической культуры и тренеров различных видов спорта, разработан алгоритм построения занятий на основе синтеза традиционных и тренинговых методов; обоснован новый подход в раскрытии сущности и специфики формирования социокультурной компетентности как дидактической системы, включающей в качестве основных компонентов литературно-драматургическую, композиционно-постановочную, музыкально-пластическую и художественно-изобразительную учебную деятельность, направленных на конечный результат обучения - спортивно-художественное творчество; в педагогике физической культуры и спорта разработано положение о необходимости использования синтеза искусств в системе непрерывного интегрированного физкультурно-спортивного образования, установлена педагогическая значимость его воздействия на творческое становление личности в процессе обучения.

Практическая значимость исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в разработанной

автором экспериментальной методике оптимизации формирования социокультурной компетентности студентов, опирающейся на спецкурс «Социокультурные технологии постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников», общеобразовательных и специальных дисциплин «Теория физической культуры и спорта», «Педагогика физической культуры и спорта», «Основы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту», «Информационные технологии в физической культуре и спорте», «Спортивно-педагогическое совершенствование», «Педагогическая практика» Подольского социально-спортивного института, Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, «Профессионально-прикладная физическая культура» для студентов художественных специальностей и специализаций Московского государственного университета культуры и искусств, специальностей акробатика, гимнастика, эквилибр и эксцентриада Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша).

Полученные в ходе исследования результаты использовались при разработке программ «Спортивный город» и «Концепция организации Подольского образовательного округа непрерывного интегрированного профессионального образования», научно-методических материалов, связанных с учебной практикой студентов дневного отделения в спортивном клубе «Витязь», Ледовом дворце, юношеских спортивных школах, объединениях, культурно-досуговых центрах и учебных заведениях г. Подольска, Москвы и Московской области, материалы исследования использовались диссертантом и группой педагогов при разработке учебных планов специальностей «Физическая культура», «Адаптивная физкультура».

Предложенные диссертантом проблемные задания на основе установления межпредметных связей кафедр факультета физической культуры развивают технологические и духовно-творческие направления профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта. Практические рекомендации могут быть использованы при разработке инновационных педагогических подходов и концепций, касающихся высших и средних специальных учебных заведений, повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры педагогики, психологии и теории профессионального образования Подольского социально-спортивного института и кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств; прошла предварительную экспертизу и принята к защите диссертационным советом Д 210.010.03 при Московском государственном университете культуры и искусств.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях автора (общий объём - 6,5 п.л.), в том числе в журналах «Вестник спортивной науки» № 3 и № 5, «Ученые записки университета имени П.Ф. Ле-

стгафта» № 10 (80) за 2011 год, входящих в перечень научных изданий ВАК Российской Федерации.

Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на семинарах, «круглых столах» и конференциях различного уровня. В их числе участие автора в ряде комплексных исследований Подольского социально-спортивного института: «Подготовка специалистов в контексте приоритетного национального проекта «Образование»» (2005-2009 г.), «Управление профессиональным образованием в социальной сфере региона» (2010-2011 гг.) и др.; в научных докладах и сообщениях на международных, всероссийских, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях в 2005-2011 гг. в Подольском социально-спортивном институте, Санкт-Петербургском Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лестгафта, Московском государственном университете культуры и искусств, Московском социально-педагогическом институте, Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. М.Н. Румянцева (Карандаша); курсах повышения квалификации педагогов учебных заведений физической культуры и спорта, мастер-классах в вузах и колледжах физической культуры и спорта, культуры и искусств.

Достоверность исследования диссертационной работы обеспечена: адекватностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме, обоснованностью исходных теоретических и фактологических подходов к изучению предмета исследования, реализацией их на теоретическом и практическом уровнях; убедительностью и доказательностью полученных данных с позиций анализа фактического материала, обобщения передового опыта; системным применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике настоящей работы; значимостью итоговых результатов педагогического эксперимента, сопоставлением и сравнением их с наблюдениями и выводами, содержащимися в сходных по характеру и направленности исследованиях, а также имеющимися в педагогической практике.

На защиту выносится следующие положения:

  1. Изучение взаимосвязи и особенностей взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности с позиций компе-тентностного, целостного и личностно-ориентированного подходов, их интеграция в образовательный и художественно-творческий процесс учебных заведений физической культуры и спорта являются необходимым педагогическим условием и средством оптимизации формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.

  2. Сущность и специфика социокультурной компетентности как интегрального качества личности специалиста заключаются в синтезе профессионализма, развитой интуиции, высокой духовности и творческой индивидуальности. Основным видом его деятельности является педагогическая, тренерская и художественно-творческая. Качественные изменения основных компонентов в процессе профессиональной подготовки раскрывает модель специалиста, которая включает в себя следующие структурные компоненты: мотивационно-

целевой (индивидуальность личности, потребность в творчестве), содержательный (теоретические и практические знания, умения, навыки), личностный (самооценка, самоанализ, прогнозирование), технологический (способы умственных и практических действий).

  1. Содержательно-образовательная модель формирования социокультурной компетентности представляет собой целостную дидактическую систему, основу которой составляет единство общего и профессионального развития личности, включающую находящиеся в единстве и взаимосвязи три группы (подсистемы) компонентов: художественно-теоретическая, художественно-практическая, организационно-дидактическая.

  2. Система непрерывного интегрированного образования содержит совокупность идей о теоретико-методических основах профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту с учетом особенностей развития социальной сферы региона. Характер и особенности процесса формирования социокультурной компетентности можно исследовать, используя в единстве три теоретические модели (модель специалиста, содержательно-образовательную модель, модель синтеза культуры, искусства и спорта в профессиональной подготовке обучающихся) как метод научного исследования. На основе одной теоретической модели могут быть разработаны вариативные теоретико-методические модели педагогической системы учебных заведений физической культуры и спорта различного уровня.

  3. Экспериментальная программа и методика оптимизации освоения синтеза культуры, искусства и спорта в процессе формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту представляют собой единство физического, эмоционального и рационального начала при общей повышенной эмоциональной содержательности занятий, их построение на основе ассоциативного художественного и сюжетно-тематического материала, с использованием креативных методов, направленных на освоение знаний, приобретения умений и навыков социально-культурной деятельности в учебных заведениях физической культуры и спорта

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность и специфика формирования социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза

Физическая культура и спорт представляют собой, как отмечено в научных исследованиях по физической культуре и спорту, неотъемлемую часть общей культуры общества, исторически сложившееся, самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни. .Еще—в. античную эпоху начала складываться система физического воспитания, особенно действенной она была в Спарте. В это время стали проводиться знаменитые Олимпийские игры. «Физическая культура неизменно являлась обязательной составляющей культуры общества и личности, особым видом социально-культурной деятельности, в котором интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное» (86,26). Средние века, возникновение рыцарской системы воспитания, становление классовых по характеру, а позднее и национальных систем физического воспитания, создание национальных спортивных союзов, клубов и лиг, о которых свидетельствуют исследования ученых, развитие практики национальных и международных соревнований убедительно доказывают о возрастающей роли физической культуры как посредника в сложной системе политических, экономических, социальных и культурных, отношений в обществе. «Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально- культурной деятельности общества в целом» (86,216-217). Это развитие связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки, авторов инновационных для своего времени концептуальных теорий физического воспитания - П.Ф, Лесгафт, Н.И. Пирогов, исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах российских и советских ученых и просветителей (НИ. Новиков, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.).

В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших психолого-педагогических систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли, как указанно в работах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, концепции раннего начала физического развития и закаливания Б.П. и Л.А. Никитиных, обеспечения сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения В.Ф. Базарного, единства физического и умственного развития Т.П. и Е.В. Воронковых, приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности А.Ф. Пазухина и других (86).

Взаимосвязь и взаимодействие культуры, искусства и спорта, как отмечают исследователи, обусловлены тем, что они являются крупнейшими областями общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.

Важным компонентом совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту является интеграция культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс вузов — объединение и использование разных форм воздействия на человека, создание максимально благоприятных условий для раскрытия его духовных и физических возможностей, развития интеллектуальных способностей, о которых еще отмечал Лосев А.Ф. (114, 33).

Следует отметить, что значительное место в воспитании молодого поколения отводилась культуре и искусству, оказывающее влияние на формирование личности средствами музыки, танца, театра, народной песни,, произведений изобразительного искусства. ( і

Привлечение искусства в физкультурно-спортивное образование, как показывают научно-теоретические и экспериментальные исследования успешно разрешают многие педагогические задачи. Практическое использование средств и1 форм искусства, их возможности достаточно широки для формирования духовной личности. Все средства художественной выразительности (музыка, театр, хореография, изоискусство) могут успешно используются в различных частях урока физической культуры в учебных аудиториях и во внеурочное время в постановке массовых художественно-спортивных мероприятий и культурно-досуговых программ.

По мнению специалистов культуры, искусства и спорта, современное искусство нуждается в «спортивной стимуляции», а спортивная деятельность— в «окраске искусством» (198,18), поскольку сложнейщая техника при выполнении трюковых элементов в цирке, в танце невозможна без специальной физической подготовки артиста, а успешное выступление спортсменов в фигурном катании на коньках, художественной гимнастике, синхронном плавании, прыжках в воду, фристайле и других невозможно без отработки в тренировочном процессе элементов хореографии, сценического движения. А знание музыки во многих видах спорта обязательно.

Еще одна из особенностей взаимосвязи искусства и спорта, как отмечают специалисты физической культуры и спорта заключается в том, что сегодня гарантией победы на международной арене служит не только высокий уровень технического мастерства спортсмена, но и создание им художественного образа, хореографическая и музыкальная культура, художественно-исполнительское мастерство, яркая индивидуальность. Безусловно, такой подход требует с детских лет целенаправленной системной подготовки по основам музыкальной грамоты, хореографии, пластической импровизации. Это еще один довод, как определят ученые, в пользу интеграции физкультурно-спортивного образования студентов с получением ими знаний, умений и навыков в области искусства. Экспериментально проверено, что в образовательно-воспитательном процессе учебных заведений, используя творческий подход, возможно интегрировать знания, умения и навыки по разным областям. Например, физическая культура + музыка + изоискусство; физическая культура + музыка + танец; физическая культура + музыка + литература; физическая культура + изоискусство + литература; физическая культура + литература + танец, а также возможны интеграции и с математикой, и с биологией, и с физикой. (140)., поскольку различные варианты могут играть определенную роль в развитии художественно-эстетических качеств личности учащихся. Данная методика, как показало наше исследование, предусматривает создание условий для осознанного участия студентов в учебном процессе и, в частности, в процессе освоения художественно-творческих операций, в процессе которых происходит их переориентация с результата обучения на способы подхода к нему, его достижения, а значит — возможности использования в жизненных условиях.

Содержание и структура образовательной модели формирования социокультурной компетентности специалистов в учебных заведениях физической культуры и спорта

Художественно-спортивное мероприятие, руководимое талантливым организатором, должно сплачивать всех на некоторое время в монолитный коллектив единомышленников. Каждая группа при этом имеет свой творческий почерк и выступает как создатель коллективной образности. Именно тогда у специалистов по физической культуре и спорту появляется мотивация для совершенствования мастерства.

Содержательный компонент социокультурной компетентности имеет также важное значение, хотя фундаментальная подготовка специалистов должна являться не целью, а средством подготовки и должна быть согласована с «нуждами» приобретаемой профессии (140). Это -совокупность базовых знаний о профессии, её теоретические и фундаментальные (содержательные) основы.

Способы формирования данной составляющей достаточно подробно изложены в учебных курсах, готовящих специалистов по социально-культурной, культурно-досуговой и физкультурно-спортивной деятельности. У них эту компетенцию развивают общепрофессиональные предметы. Реализация компетентностного подхода обеспечивает целеустремленность в обучении, понимание студентами перспективы изучения и освоения специальных дисциплин, помогает в решении психологических проблем.

Особое значение для продуктивной профессиональной деятельности специалиста приобретает личностный компонент социокультурной компетентности, поскольку для ее осуществления имеет не столько уровень выраженности отдельных важных свойств личности, сколько их тесные взаимосвязи, благодаря которым возникает процесс усиления их влияния.1 Классифицировать данный компонент социокультурной компетентности можно в соответствии с видами личностных особенностей человека физическими, психологическими (умственными), наследственными и развиваемыми. Эти особенности достаточно подробно изучались психологами, физиологами, врачами, а также представителями многих других наук, однако, наша задача выявить особенности присущие именно специалистам по физической культуре и спорту. і Специфика заключается в высоких физических нагрузках в момент игры на спортивной площадке. Подача лёгкими воздуха приводит к повышению кровяного давления в организме и порой создаёт дополнительные трудности для профессиональной деятельности. Именно, поэтому, им важно обладать не только специфическими психологическими качествами, но и необходимыми физическими данными для успешной профессиональной деятельности. Эти данные развиваемые, однако, имеют, Как отмечают ученые, некоторый врожденный предел развития.

Также в этот компонент компетентности следует включить психологические качества личности. Основу для психологической установки на саму деятельность, формированию её целей и задач создает мотивация.

Психологическая установка на изучение основ социокультурной и физкультурно-спортивной деятельности влияет на стабильность специалиста, который должен обладать артистизмом, волей, владеть своими чувствами и эмоциями, контролировать так называемое творческое самочувствие.

Несмотря на то, что психологическая установка на профессиональную деятельность мобилизует все творческие способности, она не всегда им осознается. Эта мобилизация, поиски того или иного практического решения могут осуществляться даже в те моменты, когда, казалось бы, специалист и не думает о предстоящем результате. Повседневные заботы, которые он переживает перед проведением учебного занятия, тренировки или постановка художественно-спортивного мероприятия, проявляют себя «на фоне главной задачи - мобилизации физических и душевных сил к предстоящей реализации проекта» (140). Овладение принципами управления психологической установкой актуально для специалиста физкультурно спортивной деятельности, поскольку порой её использование позволяет исправить многие недостатки подготовки к конечной реализации проекта.

Среди профессионально важных качеств, помогающих формированию и повышению уровня личностной компетенции, ученые выделяют упорство и целеустремленность Для их воспитания необходимо постоянно направлять деятельность студентов на достижение пусть небольших, но поставленных и выполненных целей, поскольку данные качества оказываются постоянно востребованными.

Также огромное значение в формировании личностной компоненты в структуре социокультурной компетентности специалиста имеет такое качество, как ответственность.

Технологический компонент социокультурной компетентности. Как показало исследование постоянно находится в динамике, обусловленные возрастающими современными требованиями к профессиональной деятельности. Необходимые умения и навыки для полноценной профессиональной деятельности нуждаются в развитии, постоянной поддержке профессионального уровня. Эта компетенция обозначает уровень владения технологическими средствами данного проекта в его разновидностях. Способы овладения социокультурными технологиями, направленными на освоение различных видов профессиональной деятельности специалистов, изложены в отечественной литературе. Поэтому мы не будем здесь их описывать, а остановимся на самых важных, с нашей точки зрения, моментах.

Для совершенствования профессионального мастерства, прежде всего, необходимо поддерживать творческий тонус (высокой степени готовности к принятию решений), у специалиста физкультурно-спортивной деятельности эта «поддержка» имеет свою специфику (готовность к действию; действие принятие решений по реализации художественно-образного замысла). Творческий тонус, представляет собой совокупность психических (сознания, эмоциональной сферы, воли) и физиологических процессов, функционирующих от формирования замысла до реализации проекта. Степень гибкости управления им проявляется в том, сколько усилий требуется от каждого для поддержания его в творческо-игровом тонусе, это также показатель способности их к профессиональной деятельности. Требования к творческому состоянию очень схожи с требованиями, относящимся к другим профессиям, и заключается в степени его натренированности.

Анализ современного состояния и перспективных направлений непрерывной профессиональной подготовки специалистов в региональном образовательном комплексе «колледж институт»

Тем более это важно для учебных заведения физической культуры и спорта, готовящих специалистов социально-спортивной деятельности, стремящихся «внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социальной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями». (86).

Однако, проблемы социокультурной подготовки преподавателей физической культуры и тренеров, развития их активности и самостоятельности в научной и методической литературе разработаны недостаточно.

В диссертационных исследованиях, в отдельных педагогических изданиях самостоятельная работа чаще всего рассматривается или в общем виде, или же даются отдельные указания по ее использованию. Освещаются и классифицируются виды и формы этой работы, направленные на владение определенной системой знаний, умений и навыков и совершенно недостаточно на процесс самостоятельного изучения нового материала.

Недостаточно представлены экспериментальные исследования по разработке эффективных методов самостоятельного приобретения студентами новых знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности, факторов способствующих наилучшему развитию умственных способностей студентов, их мыслительной активности и практических действий, рациональной организации самостоятельной работы по овладению новыми технологиями, необходимой для будущей профессиональной, в том числе и социокультурной деятельности.

Поэтому одной из задач нашей экспериментальной работы создание педагогических условий для формирования у студентов умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия в процессе освоения социокультурных технологий постановки спортивно-массовых мероприятий, художественно-творческих фрагментов соревнований и спортивных праздников.

Решая задачи формирований социокультурной компетентности студентов, их общего развития, повышения активности и самостоятельности, наблюдательности, гибкости мышления, мы большое внимание сосредоточили на разработке методики привития обучаемым умениям самостоятельного освоения знаний, приобретения умений и навыков рациональной организации самостоятельной работы на учебных и внеаудиторных занятиях по постановке спортивно-массовых мероприятий. Ученые и практики отмечают, что затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному решению задачи повышения их познавательной активности, самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, но мало заданий, которые бы знакомили с приемами познавательной деятельности, прививали бы студентам навыки самостоятельной учебной и творческой работы. Казакова А.Г.в монографии «Высшее профессиональное и послевузовское научное образование» отмечает, что в «учебниках содержится недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, норм, действий, поведения; формулирования новых выводов» (82, 274).

Анализ научно-методической литературы показал, что в учебниках и учебных пособиях правила, методические рекомендации, советы, выводы часто даются в готовом виде, которые требуют только заучивания; в различных заданиях зачастую не указаны способы применения правил, не даются образцы, алгоритмы обоснования предстоящих практических действии; не указаны приемы проверки каждым студентом результатов своей деятельности.

Более того ученые утверждают, что в настоящее время в дидактике ряд существенных вопросов теории самостоятельной деятельности учащихся в обучении остаётся нерешённым: что следует понимать под самостоятельной деятельностью, какова её природа, правомерно ли отождествление понятий «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа», каковы закономерные связи между самостоятельными работами как особым видом учебных занятий и характером самостоятельной познавательной деятельности, на какой основе должно строится это соотношение, как раздвигать границы творчества студентов в их самостоятельной деятельности, каковы принципы построения дидактически обоснованной системы самостоятельных работ, в чём заключается функция и каковы особенности педагогического руководства в организации самостоятельной работы обучающихся.

Также нет единой точки зрения в определении понятий «активность» и «самостоятельность». Одни учёные считают главным критерием соединение в деятельности воспитанника собственной мысли с личным выполнением умственных и физических действий; другие к движущим силам и основным признакам самостоятельных действий относят собственные побуждения учащегося и осознание им смысла, цели работы; третьи — отсутствие: педагогического руководства; четвёртые внесение учащимися в выполняемую работу чего-то нового по отношению к воспроизводящему образцу; пятые - готовность к труду и преодолению трудностей, целенаправленность; шестые - проявление минимума активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы и т.д.

Методика оптимизации формирования социокультурной компетентности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки

О более высоком уровне художественно-спортивной техники студентов, занимающихся по экспериментальной методике, говорят показатели степени сложности упражнений, трюков в выполненных ими работах. Так, изучение простых приемов зафиксировано экспертами только у 3 студентов, в то время как в контрольных 8, средней степени сложности в экспериментальных группах - 12, а сложных, учитывая естественно возможности студентов на данном этапе обучения - 8, в контрольных I соответственно - 11 и 5.

Причина более высоких показателей технического мастерства студентов экспериментальных групп заключается с одной стороны в том, что система художественно-творческих заданий построена по возрастанию степени сложности изучаемого материала, в котором заложены дидактические задания, преследующие цель формирование новых, более совершенных умений и навыков.

Если в экспериментальной группе наличие новизны зафиксировано в 32 работах, то в контрольной - только 14. , Объясняется это обстоятельство тем, что студент самостоятельно работает с аудио и видеоматериалом, имеет возможности более полно проявить свои творческие способности. Педагог, поставив проблему : подготовить на основе видеозаписи сюжет (общий схематический план) упражнения, этюда, номера, определяет направление и характер художественно-творческой деятельности.

Студент, ориентируясь в заданном материале, осуществляет художественный поиск: самостоятельно анализирует записи, выделяет более сильные стороны исполнения, зафиксированные на видеокассете и, на этой основе создаёт представление о материале - формирует свой замысел, пробует свои возможности в применении актерской техники, соединяя приемы с замыслом, сюжетом упражнения или этюда. Это свидетельствует уже об активном отношении к выполнению задания.

Количество стереотипных подходов к построению сюжетов зафиксировано в 34 работах студентов контрольных групп, а в экспериментальной лишь 9.

В третьей серии экспериментов студенты экспериментальной группы выполняли более сложное задание, которое требовало от них проявления более высокого уровня активности - избирательности подхода. Педагог, после определения студентами первоначального замысла, предлагал студентам различные варианты аккомпанемента, записанные на фонограмме, а последние в соответствии со своим замыслом выбирали тот или иной вариант, который должен им помочь выполнить его в процессе выполнения задания, то есть студенты сами, в соответствии с характером музыки осуществляли поиск выразительных средств, адекватных решению образа этюда, номера. Всё это сказалось на результатах исполнения: большее разнообразие в подходах к одному произведению различных студентов, наличие смелых и оригинальных, изобретательных и неожиданных технических комбинаций и художественных приёмов.

Особую значимость экспериментальная методика приобретает для проведения массовых и групповых упражнений, этюдов и номеров, поскольку выполнение массовых и групповых заданий по существу является подготовительным этапом к последующей практической деятельности к постановке на больших спортивных площадках, не только в сольных, но и в групповых номерах, і Особенность экспериментальной методики заключается в управлении учебно-творческой деятельностью студентов в процессе групповых занятий в сочетании индивидуальной работой, использованием дидактических приёмов и средств руководства учением, что представляет более широкие возможности для индивидуализации учебно-творческой деятельности студентов, формирования и совершенствования умений и навыков творческого подхода к решению художественных и технических задач и т.д.. А традиционная методика направлена на организацию коллективной учебной деятельностью под руководством педагога, то есть система методов предлагает приёмы организации коллективной работы.

Особое значение экспериментальная методика приобретает для осознания способов своих действий. Посредством введения приёмов, обучающих студентов устно и письменно обосновывать свои практические действия. Как показало исследование, обучение на групповых занятиях затруднено участием каждого студента в пояснении своих действий. В комментировании, как правило, участвуют один-два студента, а остальные слушают их объяснение и нередко выполняют задание так, как им сказано.

В экспериментальной группе педагогом были созданы условия для формирования умений обосновывать свои действия каждым студентом за счет увеличения объема самостоятельной практической работы при освоении навыков принятия коллективного решения. Студенты во время показа сосредоточенно работают, знакомятся с замыслом этюда и номера, анализируют примеры (различные варианты исполнения), сравнивая их, усваивают признаки стиля, жанра этюда или номера, формулируют и записывают выводы, определяют способы действий, сличают результаты самостоятельной работы с образцами. Уже ;на начальном этапе обучение приобретает практическую направленность, учит методам самостоятельной работы в команде, в групповом номере, фрагменте представления. Всё это, как показало исследование, способствует развитию наблюдательности, активизации аналитико-синтетической деятельности студентов, повышению качества профессиональной подготовки.

После серии экспериментальных занятий были организованы курсовые показы, на которых студенты1 демонстрировали свои работы.

Всего в эксперименте приняло участие 47 студентов 1-4 курсов базовых учебных заведений. В группах, занимающихся по экспериментальной методике зафиксировано выполнение 190 заданий, а в контрольных - 95. Ещё большее различие обнаружено в характере учебно-творческой деятельности студентов экспериментальных и контрольных групп, что нашло ; отражение в результатах, способах и значении их деятельности.

Похожие диссертации на Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе