Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Практическая подготовка менеджеров социально-культурной деятельности как педагогическая проблема в современном профессиональном образовании. Практическая подготовка как составляющая учебного процесса вуза. 11
1.2. Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов специальности «менеджер СКД» в контексте практико-ориентированной составляющей учебного плана . 24
1.3.Характеристика профессиональных умений менеджера СКД. 46
Выводы по 1 главе. 65
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки. 69
2.1. Инновационные формы и методы практической подготовки менеджеров СКД. 69
2.2. Динамика формирования профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практики 95
2.3. Уровни сформированности профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе. 111
Выводы по 2 главе. 126
Заключение. 129
Список литературы. 133
Приложения. 141
- Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов специальности «менеджер СКД» в контексте практико-ориентированной составляющей учебного плана
- Инновационные формы и методы практической подготовки менеджеров СКД.
- Динамика формирования профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практики
Введение к работе
Актуальность исследования. Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся инвестиции в развитие человека, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной мировой экономике.
В качестве основных направлений модернизации образования в правительственной программе определяются обновление содержания образования и повышение его качества, для чего возникает необходимость решить следующие задачи: устранить традицию перегруженности предметами, которые не являются фундаментом для новых знаний, изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, профессиональные навыки; поднять роль самостоятельной работы студентов, восстановить и укрепить связи профессионального образования с практической профессиональной деятельностью.
Социально-культурная сфера в России за годы перестройки и перехода к рыночным отношениям претерпела существенные изменения, которые выражаются, прежде всего, в том, что стали возникать новые социально-экономические отношения в новых же учреждениях социально-культурной деятельности. Изменился состав посетителей учреждений социально-культурной сферы, изменилась инфраструктура, изменилась система управления, а, следовательно, и в практической подготовке специалистов в образовательных учреждениях социально-культурной направленности должны произойти и уже происходят соответствующие изменения.
От того, насколько вовремя и в какой последовательности студент, как объект учебно-воспитательного процесса, включается в практическую деятельность, зависит успех ориентации его в системе внутрипрофессиональных отношений и связей, и формируется умение оценивать и реально представ лять трудности выбранной профессии. Практика обогащает социально-предметную и общепрофессиональную компетентность студента, создает возможность использования теоретических положений изучаемых наук в решении практических задач. Эффект обучающего характера практики решающим образом определяется уровнем взаимодействия высшего учебного заведения и базовых учреждений, наличием научных основ организации профессиональной практики, методической системы требований к ее организации.
Анализ образовательной деятельности вузов социально-культурного профиля выявил противоречие между требованиями международных стандартов профессионального образования, диктующих увеличение часов практической подготовки и изменение характера и содержания учебно-производственной практики в вузе, с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов, более тесной связи образования с практикой, и традиционными подходами к организации практической подготовки студентов в вузе, которая уже не может обеспечить необходимый уровень развития профессиональных умений специалистов социально-культурной сферы. В этой связи возникла проблема: как должна быть организована практическая подготовка студентов в вузе и каким должно быть содержание учебно-производственных практик, призванных формировать профессиональные умения будущего специалиста, чтобы отвечать международным стандартам качества профессионального образования, обусловившая выбор темы исследования: «Формирование профессиональных умений менеджеров социально-культурной деятельности в процессе практической подготовки в вузе».
Цель исследования - разработать содержание и методику непрерывной практической подготовки, позволяющей сформировать профессиональ ные умения менеджеров социально-культурной деятельности в процессе обучения в вузе.
Объект исследования - практическая подготовка менеджеров социально-культурной деятельности ( СКД) в вузе.
Предмет исследования - формирование профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе
Гипотеза исследования: формирование профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе будет успешным если:
- определить принципы организации практической подготовки сту- -дентов в вузе, на основе которых осуществляется разработка содержания учебно-производственной практики на всех ее этапах;
- выделить и охарактеризовать виды учебно-производственной практики в вузе, позволяющие в соответствии с задачами практики более эффективно формировать профессиональные умения студентов - будущих менеджеров СКД;
- разработать методику проведения специальных занятий на практике, направленную на формирование необходимых профессиональных умений в будущей практической деятельности менеджеров СКД;
- выделить и обосновать систему профессиональных умений менеджеров СКД;
- определить уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе.
Задачи исследования:
1. Определить принципы организации непрерывной практической подготовки в вузе.
2. Классифицировать профессиональные умения менеджера социально-культурной деятельности.
3. Разработать содержание учебно-производственной практики, определить ее виды и выявить ее влияние на формирование профессиональных умений менеджеров СКД.
4. Определить уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД в процессе практической подготовки в вузе.
Этапы исследования: Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало 3 этапа:
1 этап (1998-2000 гг.): включал в себя формулирование проблемы и научного аппарата исследования. Использовались такие методы педагогического исследования, как выявление исходных условий, изучение теоретических источников и практического опыта, анализ и оценка работы отечественных вузов, готовящих специалистов социально-культурной деятельности; проведение констатирующего эксперимента, в ходе которого выявлялось исходное состояние профессиональных умений студентов - менеджеров СКД, проводился устный и письменный опрос.
2 этап (2000-2002 гг.): проводился формирующий эксперимент, в ходе которого в педагогический процесс вводились изменения в соответствии с задачами исследования; была разработана методика формирующего эксперимента. Была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было внедрение в процесс профессионального обучения методики непрерывной практической подготовки, создающей благоприятные условия для формирования профессиональных навыков студентов - будущих менеджеров СКД. этап (2002-2004 гг.): происходило обобщение итогов экспериментальной работы: проводился сравнительный анализ эффективности обучения студентов по разработанной экспериментальной методике формирования профессиональных умений, и студентов, работающих в рамках традиционной вузовской системы; определение окончательных результатов, формиро вание выводов, внедрение результатов исследования в педагогический процесс, оформление диссертации.
Теоретико-методологическая основа исследования являются философские положения о единстве теории и практики, о диалектике перехода количества в качество, а также труды Батышева С.Я., Беспалько В.П.,. Лихачева Б.Т., Сластенина В.А. по профессиональной педагогике; Азарова Ю.П., Васильковой Ю.В., Мудрика В.А. по социальной педагогике; Бодалева А.А., Выготского Л.С, Климова Е.А., Леонтьева А.Н. по психологии учебной деятельности; Генкина Д.М., Жаркова А.Д., Коновича А.А., Маркова О.И., Смирновой Е.И., Триадского В.А. по вопросам социально-культурной и до-суговой деятельности; Н.К. Баклановой, В.И. Черниченко по педагогике и психологии социально-культурной деятельности; Жолдака В.И., Зорина И.И., Квартальнова В.А., Чепика В.Д. по содержанию и методике профессионального образования.
Методы исследования: в работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез эмпирических данных; теоретико-методологический анализ философской, управленческой, психологической, педагогической литературы; моделирование; эмпирические частные методы (анкетирование, изучение документов и результатов практической деятельности, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок); констатирующий и формирующий эксперименты; опытная работа; изучение и обобщение педагогического опыта; качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
1. Определены принципы организации и проведения практики студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, последовательности, динамичности, полифункциональности и профессиональной мобильности, аттрактивности и свободы выбора, сотрудничества, кумулятивности.
2. Дана классификация профессиональных умений менеджеров СКД:
гностические (умение определять ведущие цели и задачи социально-культурной деятельности, технологий СКД и культурно-досуговой деятельности; находить критерии оценки результатов работы с точки зрения ее воспитательной и художественной ценности; умение проводить рефлексию, умение определять соответствие формы и содержания, композиционное построение программы СКД, ее стилевое и жанровое решение, умение составить отзыв или отчет о проделанной работе и др.);
коммуникативные (умение профессионально грамотно и обоснованно высказывать мнение, информировать и др., умение поощрять и стимулировать, умение поддерживать конструктивный диалог, умение владеть приемами аттракции, интеракции, умение находить способы общения на языке режиссуры, игровой анимации, актерском языке; умение оценить результат работы вербально, определять ошибки и достоинства, делать комментарий, умение владеть психологическими приемами убеждения, внушения и др.);
организаторские (умение объединить коллектив во время работы, умение правильно построить график работы; умение предъявлять обоснованные дисциплинарные требования к себе и к другим участникам постановочной группы; умение создать и обеспечить условия для продуктивной работы коллектива; умение использовать приемы активизации внимания и интереса к осуществляемой деятельности, умение создать ситуацию успеха в работе и др.);
художественно-творческие умения:
исполнительские (владение художественным словом, умение вести программу, актерские умения, хореографические умения; пластическая подготовка);
режиссерские (умение организовать репетиционный процесс, умение создавать и реализовывать замысел программы);
игротехнические (умение организовать и провести игры, моделирование игровых ситуаций и новых постановочных игр,
проектировочные (умение логически и последовательно работать над новой темой, новым жанром, используя новые постановочные средства и методы; умение продумать замысел культурно-досуговои программы, умение самостоятельно подготовиться к восприятию нового материала, применению новых форм подготовки программ и мероприятий и др.)
конструктивные (умение подобрать учебную информацию, дополнительные литературные, музыкальные и иллюстративные материалы; умение изготовить собственные наглядные материалы; умение разработать сценарный план, сценарий, рабочий план, сценарную заявку предстоящего мероприятия (программы); умение создавать свои варианты организации и постановки культурно-досуговых программ по социальному заказу и др.).
3. Определены содержание и виды социально-культурной практики студентов - будущих менеджеров СКД в вузе: ознакомительная; организационно-исполнительская; постановочная; проектная.
4. Выявлены уровни сформированности профессиональных умений будущих менеджеров СКД: констатирующе-диагностический, установочно- развивающий, творчески-преобразующий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработана программа практики будущих менеджеров СКД по видам практики и курсам обучения; разработаны учебно-тематические планы и программы спецкурсов «Технология культурно-досуговых программ», «Инновационные методы обучения менеджеров социальнокультурной деятельности», методические рекомендации по формированию профессиональных умений менеджеров СКД в процессе социально-культурной практики, сборник заданий и упражнений по видам практик.
Достоверность и надежность результатов исследования: результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных положений; использованием методов структурно-функционального подхода; опорой на данные современной педагогической науки; разнообразными источниками нормативно-правовой, информации; результативностью экспериментальных данных; взаимопроверкой данных, подтверждающих правильность выдвинутой гипотезы.
База исследования: апробация модели практической, подготовки студентов проводилась в Московском государственном университете культуры и искусств, в Институте искусств и информационных технологий (Филиале СПбГУП), во Дворце культуры г. Зеленоград, г. Химки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация практической подготовки студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности требует опоры на следующие принципы: взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и
• практики, последовательности, динамичности, полифункциональности и профессиональной мобильности, аттрактивности и свободы выбора, сотрудничества, кумулятивности.
2. Социально-культурная практика студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности, осуществляемая в учебно-воспитательном процессе вуза, в полной мере реализует задачи формирования профессиональных умений, если включает в себя ознакомительную, организационно-исполнительскую, постановочную, проектную виды практики.
3. Основными профессиональными умениями, формируемыми в процессе практической подготовки в вузе, являются: гностические, коммуникативные, организаторские, художественно-творческие (исполнительские, режиссерские, игротехнические); проектировочные, конструкторские, которые в полной мере позволяют осуществлять профессиональную деятельность менеджерам СКД.
Сравнительный анализ Государственных образовательных стандартов специальности «менеджер СКД» в контексте практико-ориентированной составляющей учебного плана
Система образования России одной из первых в мире поставила вопрос и начала практическую разработку государственных стандартов. В законе "Об образовании" введено понятие "Государственные образовательные стандарты". В статье 7 этого Закона говорится, что Государственные образова тельные стандарты являются основной объективной оценкой уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Это означает, что государственными образовательными стандартами устанавливаются определенные нормативные требования к подготовке кадров, в том числе в системах начального и среднего профессионального образования.
Государственный образовательный стандарт России представляет совокупность требований к уровню содержания и качеству образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Если до этого было привычным иметь дело со стандартами на производство различной продукции, технологией изготовления составляющих деталей или с производством продукции практически во всех отраслях промышленности, то в сфере образования это понятие не сразу и неоднозначно воспринималось педагогическими работниками, особенно на начальном этапе реализации Закона. Хотя нельзя не согласиться с тем, что стандарт профессионального образования в виде жесткой регламентации основных характеристик существовал всегда. Вся система профессионального образования: образовательные учреждения, органы управления, учебно-программная документация, формы и методы обучения были подчинены централизованному стандарту с ограниченными полями допуска на отклонения от установленных норм и правил.
Основными целями разработки Государственного стандарта Профессионального образования в Российской Федерации являются:
- повышение качества профессиональной подготовки рабочих и Специалистов за счет регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений;.
- сохранение и развитие единого образовательного и экономического пространства Российской Федерации;
- четкое определение и разграничение компетенции федеральных, ре гиональных и местных органов управления образованием;
-обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда.
Основой государственного стандарта профессионального образования является федеральный компонент. Он отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России, и представляет собой совокупность нормативных документов, разрабатываемых и утверждаемых на федеральном уровне.
Требования федерального компонента стандарта распространяются на все формы профессионального обучения студентов в рамках государственных, негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности и имеют юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
Государственный стандарт становится основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В этой связи стандарт должен быть понятен всем субъектам образовательного процесса, органам управления образованием, работодателям. С другой стороны, стандарт должен служить социальной гарантией членам общества, удовлетворять их потребности в получении необходимой профессии и обеспечивать им конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках труда. Для этого он должен быть приемлемым для всех регионов (гармонично сочетать интересы Федерации и национально-региональную специфику, права образовательных учреждений), быть посильным для обучаемых как по содержанию, так и по объему, опираться на реально существующие в обществе ресурсы.
Кроме того, образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо стыковаться в пограничных содержательных областях. Государственный стандарт профессионального образования служит основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, стандартов профессионального образования более высоких уровней, организации аттестации образовательных учреждений.
Завершение разработки Перечня профессий и соответствующих ему Госстандартов начального и среднего профессионального образования фактически означает решение одной из важнейших задач образовательной реформы - переход в целом к подготовке специалистов широкого профиля по интегрированным профессиям. Таким образом, требование работодателей и органов занятости о подготовке профессионально мобильных специалистов получило практическую реализацию.
Проведенное среди участников научно-практической конференции -ректоров учреждений профессионального образования (г. Санкт-Петербург, 1999 г.) анкетирование с целью выявления их мнения о введении образовательных стандартов (участвовали респонденты из 44 регионов) показало следующее.
Абсолютное большинство согласно с тем, что переход к Государственным образовательным стандартам способствует повышению уровня профессиональной подготовки выпускников профессиональных лицеев и колледжей - за это высказались 87,7% опрошенных. Несколько ниже этот процент среди директоров образовательных учреждений - 73,7%.
Довольно единодушны были ответы на вопрос о стиле и формах работы Органов управления образованием в условиях стандартизации. Большинство сошлось на том, что они в определенной степени изменились (80,7%).
Интересна оценка работы методических служб по внедрению государственных стандартов. Менее половины (43,9%) считают, что органы Методической службы адекватно перестроили свою работу, остальные считают, что изменения произошли не в полной мере.
Две трети участников указали на недостаточную эффективность дейст вующей системы повышения квалификации в переходе на стандарты, когда речь идет о федеральном уровне, в то же время на региональном уровне такую оценку высказывают только 31,1% участников.
Из всего перечня методических материалов наиболее востребованными в настоящее время являются: типовые (примерные) программы учебных дисциплин (за это высказались 73,7% опрошенных), тестовые задания для контроля результатов обучения (50,9%), обучение разработчиков стандартов и комплектов учебно-программной документации.
В современной образовательной системе России, особенно хронической при нехватке ресурсов, должна быть возможность проверить, насколько качество образования соответствует стандартам и национальным целям. Для этого нужно научиться измерять качество функционирования набором индикаторов. Ведь главная цель национальных образовательных стандартов - защитить права каждого обучаемого на равенство возможностей и качественное образование, а также удостовериться, что цели, поставленные правительством перед образованием, достигаются.
Однако, государственные образовательные стандарты в России все еще понимаются, описываются и представляются в форме показателей на входе количество часов в расписании, содержание передаваемой информации) и характеристик процесса (например, нагрузки учеников), а контроль на выходе почти не представлен (только минимально-допустимый уровень маний учащихся).
Нет и ясного представления о том, насколько глубоко учащийся должен освоить материал в результате просиживания "количества часов, отведенных на данную тему ". Другими словами, современные стандарты ориентированы на входные данные и нормирование процесса, а не на результаты на выходе. Поэтому в настоящий момент никто не способен рассмотреть весь спектр проблем, связанных с оценкой качества образования.
Необходим мониторинг качества образования во всей системе, надеж ные и эффективные способы оценки индивидуальных достижений учащихся, для чего, возможно, следует создать специальный орган, типа Национального центра тестирования. Он мог бы служить моделью и оказывать поддержку становлению региональных центров тестирования, разрабатывать методологию тестирования, апробировать и транслировать их в регионы и учебные заведения. Одновременно Центр был бы и базой научных исследований и подготовки специалистов, и банком идей, материалов и информации, и учреждением, привлекающим лучших теоретиков и экспериментаторов России к решению задач оценки в образовании.
Инновационные формы и методы практической подготовки менеджеров СКД
Коренные изменения, связанные с обновлением и демократизацией, экономическим реформированием нашего общества, повлекли за собой существенные перемены в социокультурной теории и практике. «Методологическим ядром нового педагогического мышления является тезис о том, что формирование личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение целенаправленных воздействий, содержащих разнообразные правила и предписания. Воспитание в традиционном педагогическом смысле может сыграть важную роль только в том случае, если будет взаимодействовать с теми нор-мообразующими силами, которые возникают как продукт непосредственного социального взаимодействия. В прежних социокультурных концепциях эти силы явно недооценивались». (131. с. 59). Мы согласны с утверждением Ю.А. Стрельцова о том, что деформирование структуры учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование профессиональных умений студентов, чаще всего приводило на практике к переоценке силы словесного воздействия и недооценке таких звеньев как деятельность и общение. В результате образовательный процесс становился незавершенным, не обеспечивался тот сплав знаний, убеждений и практического действия, который столь необходим для получения оптимальных педагогических результатов.
На современном этапе намечаются позитивные сдвиги в системе организации образовательной социокультурной деятельности. Речь идет, прежде всего, об усилении интегративных процессов, в результате которых энергично сближаются друг с другом культурная, образовательная PI социальная сферы общественной жизни. Это объективно выводит проблему рассматриваемой нами деятельности — учебно-воспитательного процесса по формированию профессиональных умений менеджеров СКД - из искусственно зауженных рамок и настойчиво выталкивает эту деятельность к полифункциональному, инновационному развитию
Инновации (нововведения) как многомерное явление в области образования имеют свою главную направленность - качественное обновление педагогической деятельности. Технологический процесс их внедрения рассматривается как инновационный подход в построении обучения.
Инновационные технологии обучения, при всей их разработанности и информированности профессиональной педагогической аудитории о них, продолжают относиться к разряду мало изученных дидактических явлений. Это создает некий неоднозначный и противоречивый эффект их восприятия, понимания и оценки.. По мнению А.М.Герасимова .и И.П.Логинова, как сложный духовно-практический феномен инновации вообще и педагогические в частности с трудом поддаются полной классификации и технологиза-ции.(39. С.З)
Сегодня практически все страны мира испытывают потребность в выработке новой образовательной системы, основу которой составляют такие культурологические принципы, как непрерывность и демократизация.. (46.С7) Кроме того, инновационный подход в обучении дополнительно предопределяется феноменом «быстрого устаревания» знаний, процессамрі интенсивной информатизации общества, «запаздывания» передачи социального опыта и организационно-структурного кризиса мировой системы образования (моносистема, преимущественно ориентированная на «передачу» знаний.) (Там же. С 32).
В этом отношении, педагогические инновации могут рассматриваться как системная реакция на социально-культурную динамику развития цивили зации в целом и отдельного обществ в частности. Так, в принятой еще в 1990 году национальной программе США «Америка 2000: стратегия развития образования» отмечалось, что сложность проблем, с которыми Соединенные Штаты входят в XXI век, требуют смены типов образования, создания новой генерации школ. Эта программа - необходимое условие поворота сознания общества к тому. Что основным средством развития страны является новое каество образования.
Как показывает опыт, самым устойчивым к изменениям элементом образовательного процесса выступает методический, контрастно выражающий системное противоречие между содержанием и организацией обучения. В подобной образовательной ситуации одним из способов эффективного использования этой проблемы выступает системное внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий обучения. Заметим, что в настоящее время выделяют более 200 различных инновационных педагогических практик, в той или иной мере реализующихся в профессиональной подготовке специалистов. Принимая данное обстоятельство во внимание, остановимся на классификации инновационных технологий обучения и их со- держания
Внедрение инноваций в образовательный процесс проявляется в соответствующих функциях инновационных технологий(Герасимов A.M., Логинов И.П.):
- моделирования профессиональной деятельности как педагогической системы обучения;
- развития профессиональных способностей обучаемых в интерактивной форме;
- совершенствования качества учебного-воспитательного процесса
Анализ данных функций позволяет рассматривать инновационный
подход как системную обоснованную педагогическую деятельность по приведению модели обучения в соответствие не только с реалиями соци альной и профессиональной практики, но и с направленностью ихразвития.
Известно, что деятельность любого преподавателя наполнена спектром инновационных форм и приемов. Но не каждая такая практика образует педагогические технологии, тем более инновационного типа. Видимо, речь идет о наборе необходимой критической массы инновационного содержания и соблюдения определенных дидактических условий ее внедрения в обучение, которые проявляются в индивидуальной педагогической культуре преподавателя и инновационном потенциале педагогического коллектива.
Как показывает проведенное исследование, опыт внедрения инновационного обучения проявился в двух основных направлениях:,первое — адаптация инновационных технологий к традиционным формам учебных занятий со студентами (в этом случае можно говорить о дифференцированном использовании потенциала инновационного обучения в процессе формирования профессиональных умений студентов- менеджеров СКД; второе направление - это организация полного технологического цикла инновационного обучения для решения учебно-профессиональных задач. Таким образом, в первом случае мы получаем систему активизации традиционных, во втором — появление качественно новых форм обучения.
Основными этапами инновационного обучения студентов-менеджеров СКД стали следующие:
- уяснение студентом модели своей профессиональной деятельности;
- развитие практического опыта профессиональной самореализации;
- подготовка к выполнению задач повседневной профессиональнойдеятельности и заданий повышенной трудности.
Рассмотрим, как внедрялись инновационные формы педагогической деятельности, направленные на улучшение учебно-воспитательного процесса, в ходе экспериментального исследования
Базой нашей опытно-экспериментальной работы являлся ДК «Зелено град» , являющийся одним из крупнейших учреждений культуры г.Москвы. Многие формы практических занятий со студентами были опробованы в его аудиториях и на сценических площадках.
Во время практической деятельности студенты были задействованы во многих культурно - досуговых мероприятиях ДК, как исполнители, помощники режиссера программы ,режиссеры — педагоги в тех художественных самодеятельных коллективах, где им необходимо было выполнить свое практическое задание.. Кроме того, они назначались ответственными за мероприятия, проводимые ДК на площадках города Зеленограда. В период учебно
- производственной и преддипломной практик, они становились организаторами и постановщиками самостоятельных культурно — досуговых программ, в которых принимали участие творческие коллективы не только ДК, но и иных учреждений культуры города.
В результате такого взаимодействия изменялось не только соотношение между теоретической и практической подготовкой студентов, но и основания их профессиональной деятельности. Обучение шло не от знаний к установлению профессиональных умений и навыков, а от практики, предметно
— практической деятельности к познанию теории, закономерностей педагогического, творческого процесса.
Учебная программа по специальной дисциплине «Технология культурно - досуговой деятельности» содержит объемный цикл теоретических и практических занятий, главной задачей которых является обучение основным умениям и навыкам в организации и постановке различных видов культурно-досуговых программ Все практические задания, которые выполняли студенты, были максимально приближены к формам КДД, используемым в ДК. Например: Этюды, показанные в конце I семестра, были собраны в концертную программу «Знакомьтесь, I курс» и показаны сначала участникам художественных коллективов ДК, а затем и другим зрителям.
В рамках освоения технологии КДД шла работа над изучением теоре тических и практических основ проведения игры. На учебных занятиях студенты слушали лекции, а затем включались в практические игровые упражнения. А в ДК и других учреждениях культуры города (молодежные клубы:, Дом творчества детей и молодежи, ЦСО и др.) они на практике с конкретной живой аудиторией опробовали те игры, которые осваивали в учебном классе.
Во II семестре студентам было дано задание написать инсценировку русской народной сказки. Именно в этот период начинает проявляться одна из важных закономерностей технологии подготовки менеджеров СКС - многоплановая работа по координации усилий отдельных педагогов и работников культуры - практиков в профессиональной подготовке будущих менеджеров. Низкая эффективность профессионального обучения, на наш взгляд чаще всего обусловлена именно тем, что каждый педагог работает независимо от других, автономно, не согласовывая со всеми коллегами ни цели обучения, ни подходов к профессиональной подготовке.
Учитывая это, обучение по таким предметам как «Технология КДД», «Пластика», «Культура речи» начиная с первого года обучения, проводилось нами согласованно и интегрировано. Интеграция усиливалась в практических заданиях. Например: во II семестре студенты были постановщиками и исполнителями инсценированных сказок и получали соответствующие задания и педагогическую помощь сразу от 3 специалистов:
1. постановка сказки — педагог по пластике, по технологии;
2. исполнение — педагог по речи и пластике;
3. инсценировка сказки — педагог по речи, пластике, технологии.
Далее студент продолжает работу с другими специалистами, работающими в ДК:
1) с звукорежиссером записывалась фонограмма постановки;
2) со светорежиссером устанавливалось соответствующее световое оформление;
3) с заведующей постановочной частью велась работа над декорация ми;
А) с костюмером отбирались необходимые костюмы.
Динамика формирования профессиональных умений менеджеров СКД в процессе практики
Проблема приобретения профессиональных умений студентов специальности «менеджер СКД» в ходе практик является сложной и многогранной. Сложность диссертационного исследования заключается в том, что решение проблемы связано с задачей гармоничного развития личности будущего менеджера СКД, формирования не только профессиональных умений специалиста социально-культурной деятельности, но и формирование со-циальной личности. Многогранность проблемы обращает внимание студентов к проблемам истории общества, истории культуры, социологии, искусствознанию, музееведению, археологии, географии, биологии и другим наукам.
Учитывая, что практическая подготовка является самой сложной формой учебного процесса, и. для ее осуществления необходимо приспособить процесс обучения к практическим задачам социально-культурного учреждения, в целях нашего исследования мы разделили профессиональную практику студентов менеджеров СКД на следующие виды:
1 Ознакомительная;
2. Организационно-исполнительская;
3. Постановочная;
4. Проектировочная
Все виды практик охватывают основные аспекты учебной и производственной деятельности, в ходе которых студенты приобретают определенные профессиональные умения. Кроме того, все виды практик тесно взаимодействуют, проникают одна в другую
Ознакомительная практика рассматривает как предмет изучения будущих менеджеров СКД социально-культурные учреждения г.Зеленограда. Назначение ознакомительной практики состоит в том, чтобы приобщить студентов, к профессиональной деятельности, происходящей в социокультурных учреждениях, познакомить с особенностями этой деятельности, научить пользоваться профессиональной деловой и методической документацией, осознать высокую роль и значение социокультурных учреждений в жизни нашего общества
Разработанная нами программа практики начинается с 1 курса с ознакомительной практики и совпадает с изучением предметов «Социально-культурная деятельность» и «Культурно-досуговая деятельность». Поэтому целесообразно теоретическое изучение основных направлений социально-культурной и культурно-досуговой деятельности подкрепить на практике знакомством с разветвленной системой разнообразных социокультурных учреждений города.
Город Зеленоград, представляет собой, в известном смысле, образец города-экспериментатора, так как, являясь районом г.Москвы, чаще всего становится базой для научных социокультурныз экспериментов в этом регионе. В качестве базовых нами используются Дворец культуры «Зеленоград», Дворец творчества детей и молодежи, Центр социального обеспечения «Солнечный», Управы муниципальных округов , Межрегиональный Центр «Дети улиц», Общественный фонд семей, имеющих детей-инвалидов. Сам выбор учреждений позволяет оптимально решать задачи по формированию профессиональных умений в период ознакомительной практики.
Технология проведения занятий студентов в различных социокультурных учреждениях - одна из педагогических технологий вуза по подготовке развитой в профессиональном отношении личности менеджера СКД. В занятиях на ознакомительной практике отражаются явления общественной и культурной жизни в их диалектическом развитии и взаимной связи. Проведенное нами анкетирование о значении ознакомительной практики для студентов выявляет необходимость постоянного контакта будущего специалиста с коллегами из различных учреждений культуры и образования, т.к. это дает будущему менеджеру возможность сформировать различные профессиональные умения ( в первую очередь, гностические и коммуникативные).
Как показывают исследования Л.С.Выготского,, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, всякое восприятие — это многофазовый процесс, который интерпретируется мышлением, но само осуществляется как наглядное, особенно зрительное суждение, тесно связанное со структурой предложения в развитии языка, что имеет существенное значение в развитии коммуникативных умений, имеются основания констатировать доминирующее значение зри тельной системы для человека. Таким образом, зрительное восприятие играет существенную роль в развитии личности менеджера СКД
Как показали экспериментальные исследования когнитивной психологии, например Роберта Солсо, восприятия, особенно зрительные, развивают внимание, память, воображение, мышление, речь и в целом человеческий интеллект, что также необходимо педагогу, организатору, постановщику, каким является менеджер СКД.
Ознакомительная практика содержит как воспитательные, так и познавательные задачи, которые во взаимодействии определяют направленность профессиональных умений. В задачи ознакомительной практики входят следующие
- углубление и закрепление знаний, полученных по базовым предме я там;
- приобретение умений анализа профессиональной документации;
- понимание концептуальных основ и направлений деятельности социокультурных учреждений
- развитие глубокого интереса к будущей профессии;
- повышение общего уровня культуры студентов.
Ознакомительная практика студентов проходит на материалах местных учреждений и предусматривает рассмотрение концепции развития каждого из них, знакомство с основными направлениями деятельности и наиболее характерными для этих направлений мероприятиями.
При проведении ознакомительной практики используются разные формы работы: лекция-беседа с руководителем учреждения, просмотр и анализ документации, знакомство с сотрудниками, обсуждения увиденного мероприятия или видеофильма о нем, экскурсия-рассказ о деятельности учреждения, при этом студенты выполняют ряд заданий.
Кратко представим содержание, этапы, формы работы студентов и приобретаемые ими профессиональные умения в следующих таблицах. t
Формирование профессиональных умений у студентов-менеджеров СКД в ходе прохождения всех видов практики в вузе
Рассмотрим содержание и методы проведения организационно-исполнительской практики на протяжении всех пяти лет обучения студентов.
Значение этого вида практической деятельности трудно переоценить. Студенты, занимающиеся в течение всего года в аудиториях, открывают для себя новые возможности в работе и профессиональном росте, осваивая работу по организации и проведению культурно-досуговых мероприятий в конкретных учреждениях, с деятельностью которых они познакомились в период предыдущей практики.. Опыт, приобретаемый на организационно-исполнительской практике, создает уникальный багаж наблюдений, знаний и умений, которые необходимы менеджеру СКД в будущей работе. Кроме то-го, умения, полученные в результате практики, дают импульс к самостоятельной творческой работе, глубокому осмыслению природы социокультурной деятельности, побуждают к экспериментальному поиску, самоусовершенствованию, повышают требования к себе. Методика проведения органи-зациооно-исполнительской практики предусматривает 2 этапа: 1 этап - 2 курс - в условиях основной базы практики - в ДК «Зеленоград» студенты, разбившись на небольшие группы, участвуют в организации и исполнении культурно-досуговых мероприятий, проводимых специалистами ДК и педагогами вуза; и 11 этап - 3-4 курсы - выездная практика, во время которой студенты организуют и проводят культурно-досуговые программы в различных социокультурных учреждениях города, выступая в них как организаторы собственных программ и исполнители в программах, организованных их сокурсниками.
На обоих этапах работа со студентами проводится в тесном контакте с преподавателями, которые ставят задачу и намечают пути ее реализации. Очень важным представляется такой прием, как «определение сверхзадачи мероприятия» и определение «собственной сверхзадачи», чтобы студент мог прочувствовать и понять социально важную значимость своей работы, открыть в себе некое «внутреннее зрение», позволяющего увидеть достоинства того или другого технологического приема на практике.
Анализ работ как отдельных студентов, так в общем и целого курса, выявляет поступательный рост как количественный, так и качественный в процессе профессиональной подготовки в вузе, созревание потребностей к творческой работе и самосовершенствованию. Работы студентов оцениваются комиссией преподавателей. Анкетирование, проведенное среди студентов экспериментальной группы, выявляет осмысленный подход к профессиональной деятельности у студентов 4 курса и выявляет конкретные четко осознанные профессиональные умения, в отличие от студентов 1 -2 курсов, получивших небольшое количество профессиональных навыков и затруд-няющихся ответить на вопрос : «Какие профессиональные умения дала вам организационно-исполнительская практика?» Многие студенты отмечают чувство «свободного творчества» и раскрепощения на практике.
Рассмотрим содержание и методы постановочной практики студентов -менеджеров СКД, которая длится на протяжении четырех лет и логично дополняет ознакомительную и организационно-исполнительскую практики.. Значение постановочной практической работы в деятельности будущего менеджера СКД огромно. Опыт, приобретаемый в постановке различных куль-турно-досуговых программ, является ценным практическим подкреплением таких дисциплин, как «Основы режиссуры и актерского мастерства», «Сценарное мастерство», «Культура речи», «Сценическое движение и пластика» и т.д. Умения , полученные в результате данной практики, дают возможность будущему специалисту освоить все этапы постановочной деятельности - от замысла к репетиционному процессу и далее — к реализации задуманного. Методика проведения постановочной практики подразумевает 3 этапа:
100 этап -1 курс — постановочная деятельность студентов в студенческой, группе во время выполнения учебных заданий по специальным дисциплинам;
2 этап — 2-3 курсы - студенты осуществляют постановки различных программ (объединившись в небольшие режиссерские группы) и показывают их сначала на базе практики в ДК «Зеленоград», а затем в других социокультурных учреждениях города:
3 этап -4-5 курс - самостоятельная постановочная работа во время выездной практики.
Также как и организационно-исполнительская, постановочная практика проводится в тесном взаимодействии с преподавателем и сотрудниками того учреждения, которое является заказчиком производимой студентом работы.
Немаловажной особенностью представляются нам места проведения постановочной практики - перечисленные ранее социокультурные учреждения города Зеленограда. Обладающие богатыми материальными и профессиональными ресурсами, они позволяют осуществить связь трех практик — ознакомительной, организационно-исполнительской и постановочной, что обеспечивает взаимосвязь, взаимодействие различных профессиональных умений в формировании специалиста и делает процесс подготовки в вузе непрерывным и системным.
Таким образом, по нашему мнению, не нарушая традиционного подхода в обучении специальным дисциплинам, профессиональная подготовка в вузе на постановочной практике реализует цель формирования креативного мышления студента, способности к самовыражению и развитию. Постановочная практика как часть профессиональной подготовки решает проблему формирования профессиональных умений в области технологий социально-культурной деятельности. Опыт постановочной практики, получаемый студентами в процессе подготовки, носит кумулятивный характер и способствует становлению личности менеджера СКС.