Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики
1.1. Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей в отечественной системе образования 17
1.2. Потенциальные возможности артпедагогики в патриотическом воспитании 40
1.3. Основы формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей 63
Выводы 88
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы 92
2.2. Экспериментальная программа формирования готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики 119
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 134
Вы воды 143
Заключение 145
Библиография 151
Приложения 167
- Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей в отечественной системе образования
- Методика и организация опытно-экспериментальной работы
- Экспериментальная программа формирования готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики
Введение к работе
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В условиях неблагоприятного воздействия макросреды резко возросли интересы сугубо личностного, прагматического плана у молодежи. У значительной ее части разрушены и утрачены традиционные нравственно-психологические черты. Социологические исследования свидетельствуют о росте негативного отношения к таким понятиям, как гражданский долг, ответственность перед обществом, о размывании патриотических, гражданских ценностей и идеалов,
Одной из причин создавшегося положения является практическое свертывание патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, хотя оно является одним из ведущих направлений воспитания, и должно выступать неотъемлемой составной, частью всей, деятельности по формированию у подрастающего поколения готовности к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Другая не менее важная причина крайнего индивидуализма молодежи — подражание кумиру. Каждое новое поколение создает себе свой идеал. Но сегодня, в период социальных потрясений, молодежь выбрала в качестве кумира образец, противоречащий традиционному, российскому менталитету. Психология индивидуализма и потребительства нанесла огромный ущерб делу воспитания молодежи. Дискредитации в значительной мере подверглась
не только практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования личности гражданина-патриота.
Сравнивая ключевые события разных исторических эпох и общественно-политических условий, можно выделить то общее, что помогало России и россиянам выжить и выстоять в тяжелые годы — высшие патриотические чувства народа, его сплоченность, жертвенность, способность поступиться благами настоящего ради великого будущего. Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства понимали, что успех задуманного во многом зависит от подготовки преданных делу, патриотически настроенных людей. Идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест.
Патриотизм является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее адекватной деятельной самореализации на благо Отечества. Это лишний раз подчеркивает актуальность проблемы для любого общества и государства. Решение данной проблемы лежит прежде всего в осмыслении социально-психологической и педагогической значимости процесса патриотического воспитания подрастающего поколения.
Рассматривая в качестве общенациональной идею патриотизма, нельзя рассчитывать на ее быстрое восприятие обществом. Патриотизм надо воспитывать повседневно* с детства и на протяжении всей жизни_
Неотложность решения проблемы патриотического воспитания, с целью консолидации общества и укрепления государства стала очевидна на государственном уровне. Поставлены конкретные задачи, в частности, по формированию патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Происходящие в современном российском обществе перемены сопровождаются формированием нового ценностного сознания. Российская школа оказалась в ситуации поиска
новых, скорректированных реалиями жизни, ценностных установок и моральных норм. Необходимость патриотического воспитания не вызывает ни у кого сомнения и для организации такой работы была принята Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы".
Обозначилась проблема подготовки кадров, способных в своей профессиональной деятельности воспитывать патриотов своей страны. Без значительных усилий, направленных на кардинальное изменение существующего положения, невозможно достижение главной цели системы образования - подготовка специалиста-профессионала, достойного гражданина и патриота Родины. Развитию профессиональной компетентности будущих преподавателей, формированию у них патриотических чувств и готовности к патриотическому воспитанию будет способствовать повышение статуса воспитания в системе образования российского общества. В этой связи возрастает необходимость поиска новых технологий образования и средств воспитания, способных инициировать процесс развития личности, содействовать реализации ее позитивного потенциала.
Одним из приоритетных направлений в области образования является проблема профессиональной подготовки педагогов, которая рассматривается многими учеными с разных позиций. Научные основы данной проблемы заложены в трудах П.П. Блонского^ A.CL Бубнова, Ю.П. Ветрова, Ф.Н. Гоноболина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого и др. Профессиональное становление личности раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Н.В. Кузьминой, Н.Ф. Талызиной, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Структура педагогической деятельности, и пути ее формирования обоснованы в исследованиях О.А. Абдуллиной, СИ. Архангельского, В.И. Гинецианского, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, К.К. Платонова, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, А.И. Щербакова и др. Специфика процесса формирования готовности будущих
учителей к профессиональной деятельности в современных условиях отражена в работах В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Ю.С. Брановского, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.И. Горовой, Т.С. Деркача, Е.М. Ивановой, В. А. Сластенина, и др.
Идеология воспитания, базирующаяся на традициях отечественной
культуры, образования, науки должна определять стратегическую цель
патриотического воспитания, где стержневыми понятиями являлись бы
"гражданственность", "героические традиции", "нравственность",
"патриотизм", "духовные ценности".
Фундаментальными предпосылками для поиска ответа о сущности патриотического воспитания, его обновления в современных условиях стало педагогическое наследие русской народной педагогики, прогрессивные взгляды видных общественных деятелей России, политиков, ученых, педагогов; в частности, идеалы нравственного, гражданского и патриотического воспитания М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В. А. Сух ом лине кого; философские мысли Н.Л. Бердяева, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, И.А. Ильина; научные взгляды А.В. Беляева, А.Н. Вырщикова, А.С. Грязнова, З.Т. Гасанова, Г.Н. Филонова, Д.В. Кочуры, И.С. Марьенко, Е.П. Белозерцева, К.С. Гаджиева, О.С. Газмана, Ф.Б* Горелика, В.А. Кобылянского, Г.И. Школьника.
Сегодня, растет интерес- специалистов, к. механизму воздействия искусства в целях воспитания и обучения. Большое значение в формировании личности посредством искусства отмечали известные философы, педагоги, психологи: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, М.С.Каган, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Б.М.НеменскиЙ, Н.А.Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, И.С. Левшина, P.M. Чумичева, Н.К. Карпова, ВТ. Кисунько, А.А. Салиев, и др.
Однако, в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашла полного отражения проблема отбора содержания и организации процесса
формирования профессиональной готовности педагогов-психолого в к патриотическому воспитанию детей средствами артпед аго гики.
В связи с этим научный поиск решения проблемы формирования готовности будущих педагогов - психологов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики направлен на разрешение противоречий между:
недостаточной подготовленностью педагогов к патриотическому воспитанию детей в современных условиях и потребностью общества в укреплении патриотического духа, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей юных граждан России;
достигнутым в науке и искусстве уровнем знаний, образовательных технологий воспитания и готовностью будущих педагогов-психологов к их практическому использованию в процессе патриотического воспитания;
накопленным потенциалом артпедагогики и возможностями его воздействия на процесс патриотического воспитания и использования в реальной практике.
Разрешить указанные противоречия возможно на основе разработки новых подходов в подготовке будущих педагогов-психологов к использованию средств артпедагогики в патриотическом воспитании детей.
Применяя понятие артпедагогика^необходимо уточнить, что ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических состояний человека. Однако, идея "воспитания посредством искусства" получает распространение в трудах зарубежных ученых (Г. Рида, Э. Сурно). В отечественной педагогической литературе оно употребляется лишь отдельными авторами (МЛ. Князева, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Н.М. Назарова, Т.А. Добровольская) и еще не получило полного признания со стороны педагогов. Чаще используется понятие "эстетическое воспитание" как самостоятельный вид воспитания.
Артпедагогика (художественная педагогика) - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), основными функциями которой являются: культурологическая, образовательная, воспитательная.
На наш взгляд, современная наука, в поисках эффективных средств воспитания должна значительно больше ориентироваться на использование искусства. Но в педагогической науке недостаточно еще изучены как трактовка самого понятия "артпедагогика", так и механизм ее использования в патриотическом воспитании молодежи. С нашей точки зрения использование средств артпедагогики является одним из приоритетных направлений, которое в сложившихся современных условиях может способствовать выполнению социального заказа, отраженного в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы" №122 от 16.02.2001г.
Искусство является важнейшим, выработанным историей культуры способом освоения окружающего мира. Оно способно помочь преодолеть дисгармонию между обществом и человеком и превратить ценности общества в систему ценностей личности.
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения как целостной системы научных, философских, социально - политических, нравственно - патриотических взглядов на мир. В настоящее, время, выделяется- конкретно социально-педагогическое направление в использовании искусства, его методов и технологий в работе с детьми и подростками. Также выделяются направления: психотерапевтическое, психофизиологическое и психологическое. Но вопрос об использовании средств артпедагогики в патриотическом воспитании детей в научной литературе не освещался на должном уровне.
Среди молодежи наблюдается ослабление патриотического духа, снижается уровень осознания идей российской государственности, что явилось результатом освобождения общественного сознания от политико-
идеологических норм. В этой связи возникает объективная необходимость проведения специального исследования теоретических и методических основ формирования готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию средствами артпед аго гики. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики, ее теоретическая и практическая значимость, определили выбор темы исследования, которую мы сформулировали следующим образом: "Формирование профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики".
Цель исследования состоит в обосновании необходимости профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики и экспериментальной проверке модели профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию.
Объект исследования — профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов в вузе.
Предмет исследования - процесс формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс подготовки педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики будет протекать эффективнее, если:
выявить специфику и определить возможности артпедагогики в патриотическом воспитании детей;
уточнить сущность понятий "патриотическое воспитание", "российский патриотизм" в современной научной трактовке;
выявить диагностические параметры (критерии, уровни) готовности
будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей
средствами артпедагогики; - профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов
осуществлять в контексте разработанной модели готовности к
патриотическому воспитанию. Задами исследования:
Изучить степень научно-теоретической и практической разработанности проблемы патриотического воспитания с последующим анализом существующего состояния профессиональной подготовки педагогов-психологов к использованию средств артпедагогики в осуществлении патриотического воспитания детей.
Конкретизировать понятия "российский патриотизм", "артпедагогика".
Раскрыть сущность и функции воспитательного потенциала артпедагогики в патриотическом воспитании.
Обосновать критерии и уровни готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей.
Разработать модель профессиональной готовности будущих педагога в-психологов к патриотическому воспитанию и экспериментально апробировать программу по ее реализации^.
Методологическую основу исследования составляют гуманистические и демократические ценности отечественной философско-педагогической мысли; положения о единстве сознания и деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сфер; аксиологический подход; идеи гуманистической педагогики о взаимосвязи образования и культуры.
Теоретической основой работы послужили труды ученых, в которых концептуальное значение имеют:
методология и методы исследования профессионального образования (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, А.Л. Денисова, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин идр,).
философские положения о видах деятельности, формировании личности, становлении профессионала (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн и др.).
общедидактические исследования профессионального образования (А.В. Барабанщиков, А.А. Вербицкий, Г.Л. Ильин, В.Д. Шадриков и др.).
социально-педагогические основы формирования гражданского патриотизма учащейся молодежи ( А.В. Беляев, А.Н. Вырщиков, А.С. Грязнов, Г.Н. Филонов);
научные взгляды, отражающие специфику искусства как нравственной ценности и его гуманистической направленности (Ю.Б. Борев, Г.А. Брандт, В.Р. Букин, Д.И. Говорун, Г.М. Гогиберидзе, М.С. Каган, Т.М. Кононенко, А.Ф. Лосев, С.Х. Рапоппорт, Т.Б. Сиднева, Л.Н. Столович, B.C. Федорук, А.И. Фортова и др.);
взаимосвязь и взаимовлияние искусства и нравственного воспитания личности (В.В. Ванслов, Н.А. Ветлугина, К.В. Гавриловен, Г.М. Гогиберидзе, Е.С. Евдокимова, Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, М.М. Конина, Л.В. Крайнева, B.C. Мухина, Т.И. Сафронова, P.M. Чумичева и др.);
психологические основы_ деятельности, учителя (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Рогов, Д.Б. Эль конин и др.);
формирования личности учителя (С.Г. Вершловский, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Горовая, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, В.А. Крутецкий, В.А. Сластенин и др.);
определения сущностной характеристики профессиональной компетентности современного педагога (П.Я. Зязюн, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, В.П. Симонов,и др.);
педагогических способностей (Е.П. Белозерцев, Н.В. Дружинин, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Е.И. Рогов, В.Д. Шадриков и др.);
профессионально-значимых личностных качеств (И.А. Зязюн, Н.В.Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки
гипотезы, нами была использована совокупность общенаучных и
педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга.
При этом для изучения каждого аспекта проблемы был использован метод,
адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись
методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-
сопоставительный, системный, логический, ретроспективный,
моделирование); опросно-диагностические (анкетирование,
интервьюирование, беседа, тестирование); обсервационные (прямое,
косвенное, включенное наблюдение); экспериментальные (констатирующий,
формирующий и контрольный педагогический эксперимент);
количественной и качественной оценки полученных результатов
(компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем,
рисунков).
Опытно-экспериментальной базой исследования явились факультет психологии Ставропольского государственного университета и факультет педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института. Исследованием были охвачены 300 человек студентов. Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа:
1 этап — поисково-теоретический (2001 - 2002г.) включал ознакомление с научной философской, исторической, психолого-педагогической литературой по проблеме исследования; анализ и оценку современного состояния проблемы, изучение опыта работы по патриотическому воспитанию. На основе полученных сведений создавался банк данных,
формулировалась рабочая гипотеза, определялись цели, задачи, предмет и объект исследования; разрабатывался план исследования.
этап — опытно-экспериментальный (2002 - 2003г.), проводился педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Разрабатывалась и апробировалась методика опытно-->кс пери ментальной работы, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, корректировалось содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
этап - обобщающий (2004г.) был посвящен завершению опытно-экспериментальной работы, включал анализ и обработку данных, формулировку выводов, оформление работы в целом.
Научная новизна:
выявлены потенциальные возможности средств артпедагогики в осуществлении патриотического воспитания;
экспериментально доказана необходимость обеспечения синхронности динамики профессионального образования и патриотического воспитания будущих педагогов-психологов, подготовки их к целенаправленному использованию средств артпедагогики;
разработана модель формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики, включающая в себя программу по ее реализации;
конкретизированы и уточнены понятия "российский патриотизм", "арт педагогика".
Теоретическая значимость исследования :
проведен ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания;
разработан и апробирован интегративный курс, позволяющий
интенсифицировать процесс формирования профессиональной готовности к
патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики;
определены критерии и уровни профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей;
показана специфика педагогического соотнесения понятий эстетическое
воспитание и артпедагогика, эксплицировано их отличие, заключающееся в
рассмотрении смысла, статуса и содержания.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении возможностей артпедагогики в подготовке педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике высшей школы для профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию, а так же в системе повышения квалификации работников образования.
Положения, выносимые на защиту:
Артпедагогика как интеграция педагогического знания и искусства, характеризующаяся специфическими выразительными средствами (словом - в литературе, цветом - в живописи, интонацией - в музыке, игрой актеров - в театре) и обладающая потенциальными возможностями патриотического воспитания, когда социальные ценности становятся собственными ценностями и нормами личности, преломляясь через чувства.
Ценностно-патриотические ориентации будущих педагогов-психологов формируются более эффективно при условии целенаправленного использования средств артпедагогики в контексте разработанной и апробированной модели, опирающейся на профессионально-значимые качества.
Обоснование значимости профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей как результат овладения совокупностью общетеоретических и специальных знаний,
комплексом психолого-педагогических умений и навыков, сформированности патриотических чувств, ценностных ориентации и активио-деятельностных качеств. Готовность будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию, которая выступает как совокупность личностных и профессионально-важных качеств, представленных эмоциональным, когнитивным и эмотивным компонентами, базирующуюся на синхронности профессиональной подготовки и подготовки к патриотическому воспитанию с использованием средств артпедагогики.
Достоверность и обоснованность выводов обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; теоретической и практической обоснованностью основных положений и выводов; результатами успешно проведенной опытно-экспериментальной работы; эффективным внедрением полученных результатов в практику вузовской системы обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на кафедрах педагогики и педагогических технологий, педагогики и психологии высшей школы СГУ, а также на Региональной научно-практической конференции "Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи" (Ставрополь, 2002), Всероссийской научно-практической конференции "Педагогическая наука и практика — региону" (Ставрополь, 2003г), 48-й научно-методической конференции преподавателей и студентов "Паука — региону" (Ставрополь, 2003), семинаре-конференции "Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе" (Ставрополь, 2003), 49-й научно-методической конференции "Университетская наука — региону" (Ставрополь, 2004).
По материалам диссертации разработан интегративный курс
"Теоретические основы артпедагогики"; методические рекомендации для
*
*
*
*
организации самостоятельной работы студентов "Основы артпедагогики и арттерапии в образовании"; разработана и внедрена в педагогический процесс МДОУ № 6 г. Ставрополя профилактическая артпедагогическая программа работы с детьми дошкольного возраста (Ставрополь, 2002).
Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей в отечественной системе образования
Сегодня важное значение приобрела проблема укрепления в сознании каждого россиянина, и прежде всего молодежи, национальной самобытности, чувства "русскости", постижение собственной истории, духовных ценностей отечественной культурно-исторической системы. Необходимо учитывать, что смысловое содержание любви к Родине, преданности ее интересам, т.е. то, с чем люди связывают благополучие страны и народа, исторически обусловлены и не остаются неизменными. На сегодняшний день представления о патриотизме у наших соотечественников не всегда совпадают. Патриотизм подвержен эволюционным изменениям и требует к себе пристального внимания, а также глубокого философского осмысления.
По словам Н.М. Карамзина "дух народный составляет нравственное могущество государства... он есть не что иное, как привязанность к своему народному достоинству"[105].
Серьезными издержками для общества обернулись недооценка нравственных норм, противопоставление официальной пропагандой российскому менталитету чужого образа жизни, нравов, культуры. 11роизошло резкое ослабление нравственных устоев российского общества.
Известные мыслители Н.Я. Данилевский, Н.А.Бердяев, И.А. Ильин весьма скептически относились к "европейничанию", считали серьезной ошибкой политиков игнорирование глубокого различия между западной и отечественной культурой. Забвение этого стало одной из причин оскуднения духовного мира россиян [126]. Издавна утвердилось представление, что быть патриотом — это значит любить Родину, бережно и уважительно относиться к отечественной истории и традициям своего народа, гордиться тем, что создано его руками и разумом в прошлом и настоящем, самоотверженно трудиться на благо Отечества, быть готовым выступить на его защиту.
Спектр отношений к понятию "патриотизм" имеет широкий разброс, начиная от его неприятия и заканчивая отождествлением с национализмом и шовинизмом. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, различными формами проявления. При всех трактовках понимания патриотизма, важно освободить его от искажения, критически и творчески подойти к осмыслению этого понятия, обладающего многогранностью проявления, и сохранить его подлинный смысл.
С целью выявления этимологии слова "патриот" мы обратились к различным словарным источникам. В словаре СИ. Ожегова дается определение: "патриот - человек, одушевленный патриотизмом, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь". И вместе с тем само понятие "патриотизм" Ожегов трактует как преданность и любовь к своему Отечеству, народу. [168] Углубляясь в этимологический анализ слова, мы узнаем, что патриотизм от греческого patris - отечество, Родина и в психолого-педагогическом словаре под редакцией В.А. Мижерикова дается следующее определение : "патриотизм — чувство любви к своему отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее" [191]
В педагогическом словаре под редакцией И.А. Каирова, Н.К. Гончарова мы читаем, что "патриотизм - это любовь к Родине, к своему народу, одно из самых глубоких чувств, развитых и закрепленных многовековым существованием обособленных отечеств". [178] И.С. Кон определяет патриотизм как "общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине". [116]
Своеобразное определение патриотизму дает профессор В.В. Макаев: "Патриотизм — общечеловеческий нравственный принцип, включающий в себя любовь к родине, к земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, чувства дружбы, равенства и братства народов". [212]
В словаре иностранных слов под редакцией А.В. Лехина ./ патриот" переводится как "человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины, а "патриотизм" — это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу". [211]
В Большой Советской энциклопедии трактуется следующим образом понятие патриотизма: "Патриотизм —любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам".[28] Словарь русского языка определяет патриотизм как любовь и преданность своему отечеству и народу. [214] В Большом энциклопедическом словаре понятие патриотизма включает в себя "любовь к родине, привязанность к. месту своего рождения, месту жительства".[219]
Выдающийся грузинский педагог Я.С. Гогебашвили в статье " О воспитании нового человека-патриота " писал : " Кого называют патриотом? Того, кто основной целью своей жизни считает счастье и благополучие родной страны; кто самоотверженно и неустанно борется со всякими препятствиями на пути к преуспеванию своей родины; кто почитает напрасно потерянным каждый миг, не использованный для блага отечества; у кого болит душа при страданиях родины; кто радуется ее достижениям и кто готов с улыбкой на устах принести себя в жертву для блага своей родины". [84] Понятие патриотизма всегда привлекало внимание просвещенных умов своего времени: философов, литераторов, педагогов.
В статье, "О любви к Отечеству и народной гордости", выдающийся русский историк Н.М. Карамзин определил свое понимание патриотизма, как "...любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях... и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества". [105]
А.Н. Толстой писал, что патриотизм — это не только любовь к своей Родине, но гораздо больше. Это — осознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней.[228]
Современное понятие патриотизма трактуется как осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине.
Патриотизм относится к нравственным чувствам и отсюда есть необходимость рассмотреть критерии, включающиеся в нравственный кодекс патриота на протяжении истории.
Первая важнейшая цель патриотического воспитания с древнейших времен - привить любовь к родине и родному языку, к нравственным идеалам добра, любви и дружбы, гуманизма, справедливости, трудолюбия, что воспето народом в поэзии и отражено в литературных памятниках. В летописи российского народа немало фольклорных произведений, воспитывающих патриотические чувства и поведение. Воспитание древних славян (VI-ІХвв.) было неразрывно связано образом идеального героя, воплотившего в себе высшую цель воспитания - подготовку профессионального воина. Использовались не только соответствующие упражнения с целью физического развития, но и древнейшие памятники русского устного народного творчества, такие как " Волх Всеславович", где рисуется идеальный образ вождя - воина. [7] Подрастающее поколение воспитывали в духе долга защиты родины; формировали нравственные качества, в том числе преданности родине.
В истории России огромную роль играло православие. Русь крепла в тяжелых испытаниях, и вера, а так же нравственная сила народа помогали ей выживать. Церковь была основным социальным институтом, который воспитывал человека. В школах при церквях или монастырях дети начинали свое познание истины, любви и чистоты, они учились бороться с дурными помыслами. Нормам поведения учила церковь. Суть русского православия — это духовное начало человека. Патриотизм, готовность отдать жизнь за родную землю характеризует православных россиян. Русь называли святой потому, что народ ее стремился к святости, чистоте, духовному совершенству. Лев Николаевич Толстой писал: "Православие воспитало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не поборола бы всех своих врагов. Русские люди клялись в верности Родине "целованием креста" и черпали нравственную силу в молитве". [39]
Методика и организация опытно-экспериментальной работы
Как нами уже отмечалось в предыдущей главе, кризисные явления в духовной сфере привели к общему снижению патриотизма среди молодежи. В современном постсоветском обществе произошел резкий слом общественно-идеологических устоев, системы социальных- ценностей Возникла потребность соотнесения образовательных приоритетов с духовно-нравственным, патриотическим воспитанием; повышения статуса патриотического воспитания в системе образования российского общества; возросла необходимость поиска новых технологий формирования готовности будущих преподавателей к патриотическому воспитанию. В условиях высшей школы эта проблема приобретает особую актуальность.
Проведенный нами анализ различных научных источников по проблеме подготовки будущих специалистов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики выявил ее недостаточную разработанность. Рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы. В частности, технологии воспитания, используемые сегодня в вузе, слабо ориентированы на использование средств артпедагогики в подготовке будущих специалистов к решению проблем патриотического воспитания. Анализ концепции воспитательной работы СГУ, планов кураторов ФП показали, что не прослеживается четкая система по патриотическому воспитанию студентов от заявленной в концепции, до осуществления на практике. Патриотическое воспитание осуществляется стихийно. Отсутствует диагностика уровня патриотической воспитанности, Внеучебная воспитательная деятельность носит чаще развлекательную или рекреативную направленность. В блоке изучаемых дисциплин нет специальных курсов по подготовке студентов к осуществлению патриотического воспитания детей. Пет научно-обоснованных рекомендаций для педагогов по организации патриотического воспитания студентов. Ограничены материальные возможности вуза. Создавшееся положение требует пересмотра данной ситуации.
Таким образом, необходим поиск оптимальных педагогических средств и технологий, направленных на преодоление сложившейся ситуации.
На основании проведенного теоретического анализа, принимая во внимание, что студенчества как социальная группа характеризуется с одной стороны, относительной устойчивостью и осознанным самоконтролем, а с другой стороны — продолжающимися процессами формирования самосознания, когда незавершенность социально-психологических процессов создает1 открытость для осознания и присвоения ценностных ориентации и формирования мировоззрения, мы пришли к выводу о том, что назрела необходимость обеспечения синхронности динамики профессионального образования и патриотического воспитания будущих педагогов-психологов, подготовки их к целенаправленному использованию средств искусства в целях патриотического воспитания детей..
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского государственного университета на факультете психологии. Исследованием были охвачены студенты первых, вторых, третьих, четвертых и пятых курсов специальности: 031000 "Педагогика и психология" и студенты 4, 5 курсов специальности 031200 "Педагогика и методика начального образования". Нами были определены контрольные (КТ) и -экспериментальные (ЭГ) группы. К контрольным группам были отнесены: 4, 5 курсы специальности "Педагогика и методика начального образования". К экспериментальным группам были отнесены: 4, 5 курсы специальности "Педагогика и психология". База исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была расширена
за счет I, 2, 3 курсов специальности "Педагогика и психология" СГУ, а так же 2, 3, 4 курсов факультета "Педагогика и методика начального образования" Армавирского государственного педагогического университета. Всего на констатирующем этапе эксперимента приняло ччаетие 300 человек.
Процесс формирования готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию проходил во время изучения студентами дисциплин педагогического цикла, в ходе воспитательной работы и был разделен на три основных этапа: диагностический,- организационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный.
На диагностическом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Орган изационно-деятельностный этап был направлен на непосредственное формирование ценностно-патриотических ориентации и формирование профессиональной готовности к патриотическому воспитанию детей.
Рефлексивно-оценочный этап позволил определить эффективность проделанной работы, оценить готовность педагогов-психологов к патриотическому воспитанию, установить уровень сформированности ценностно-патриотических ориентации и профессиональную готовность студентов.
Нашей целью на констатирующем этапе эксперимента стало выявление уровня профессиональной готовности студентов к осуществлению патриотического воспитания детей. Изучался уровень сформированности эмоциональной привязанности к Отечеству; знания и система взглядов, определяющих осознанный выбор модели социального поведения; навыки поведения в соответствии с общественными нормами и традициями. Определялась степень развития общих и специальных способностей, профессионально-значимых качеств, осведомленность в области артпедагогики, знание особенностей организации учебно-воспитательной работы с детьми. В основу были положены следующие критерии; мотивационный, когнитивный, эмоционально-чувственный, активно-дсятельностный, операциональный.
Исходя из выше обозначенных критериев, нами были разработаны уровни готовности студентов (педагогов-психологов) к осуществлению патриотического воспитания.
Экспериментальная программа формирования готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию средствами артпедагогики
Выявление преобладания низкого уровня патриотизма у студентов на констатирующем этапе эксперимента вскрыло необходимость работы со студентами в данном направлении, а теоретические предположения о потенциальных возможностях артпедагогики в патриотическом воспитании позволили определить цель и задачи формирующего этапа эксперимента. Таким образом, целью второго (формирующего) этапа стала апробация модели формирования профессиональной готовности будущих педагогов-психологов к патриотическому воспитанию детей средствами артпедагогики.
Задачами данного этапа были обозначены следующие:
- формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности по патриотическому воспитанию детей;
- формирование профессионально-значимых качеств;
- разработка и внедрение интегративного курса по патриотическому воспитанию средствами артпедагогики;
- расширение диапазона будущей профессиональной деятельности за счет средств артпедагогики;
- систематизация и целенаправленность воспитательной работы со студентами в русле патриотического воспитания;
- расширение возможностей базовых дисциплин (педагогика, теория и методика музыкального воспитания) в контексте рассматриваемой проблемы.
Реализация выше обозначенных целей и задач осуществлялась на основе следующих принципов:
- гуманизации;
— демократизации; культуросообразности;
— аксиологизации;
— стандартизации;
— единства и непротиворечивости воздействий;
— научности;
— интегративности;
— вариативности;
— систематичности и последовательности;
— сознательности и деятельности;
— единства знаний и поведения;
— эмоционального педагогического фона.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы использовали личмостно-смысловую организацию учебного процесса на эмоционально-психологической основе, ориентируясь на слова В.А. Сухомлинского, что учение есть прежде всего человеческие отношения и подлинное обучение характеризуется обстановкой "эмоционального пробуждения разума". В педагогический инструментарий входило создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов искусства. Такая технология дала возможность создания эмоционально-психологического фона, на котором развертывалось содержание занятия. В качестве педагогического фактора использовался высший класс эмоций — интеллектуальные и нравственные. Технология работы со студентами предполагала активное использование диалога, что давало возможность реализации субъект-субъектных отношений как в знаниевой, так и в нравственно-этической форме. Нами широко использовались методы внушения, погружения, мозговой атаки, метод микрооткрытий.
Основной упор мы делали на методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций, беседа, рассказ), методы формирования поведения (упражнения, пример, тренировка, самоуправление) и методы формирования чувств (контроль, поощрение, порицание и др.).
Одним из направлений экспериментальной работы была разработка ишегративного курса с единым проблемным полем — патриотическое воспитание. Центром этого курса является человек и его ценностные ориентации, мировоззрение. Средствами воспитания патриотических чувств являются средства искусства и знание педагогических технологий. Педагогическая технология рассматривалась нами как "Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов обучения, воспитательных средств", источниками педагогической технологии являются достижения недаюги ческой, психологической, социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом. [179]
Термин "педагогические технологии" появился в 40-х годах в связи с использованием различных технических средств в школе: магнитофонов, проигрывателей и др. С середины 50-х годов в образовании реализуется идея программированного обучения, связанного с разработкой специальных аудиовизуальных средств для этих целей. В эти же годы специалисты в области программированного обучения и аудиовизуальных средств объединяются в рамках общего направления —- педагогические технологии. С середины 70-х годов под педагогическими технологиями понимают изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники. В середине 80-х годов в школьную практику активно внедряются компьютерные лаборатории и дисплейные классы, возрастает количество педагогических программных средств. В Энциклопедии педагогических средств, коммуникации и технологий (Лондон, 1978) П, Митчелл (США) дает такое определение педагогической технологии: "Педагогическая технология есть область исследований и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогических систем для достижения специфических потенциально воспроизводимых педагогических результатов ".
Таким образом, педагогическая технология имеет свои корни в двух принципиально разных областях: с одной стороны, это технические.науки — разработка и применение различных технических средств, способствующих повышению эффективности учебного процесса; с другой стороны, гуманитарная область знаний — педагогика (теория воспитания и обучения), в рамках которой возможна определенная заданность и воспроизводимость результатов воспитательной и образовательной деятельности.
В нашем отечественном опыте некоторые подходы, предвосхитившие появление педагогических технологий, можно встретить еще в работах А.С. Макаренко 20-30-х годов, в которых он говорил о том, что подлинное развитие педагогической науки связано с ее способностью "проектировать личность", т.е. задавать с полной определенностью качества и свойства личности, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.
Дискуссия о сущности педагогических технологий завершилась в середине 80-х годов. В это время в педагогической практике и педагогической печати широко обсуждаются и находят признание педагогические технологии Ш.А. Амонашвили (гуманно-личностная технология), В.П. Беспал ько (технология программированного обучения), С.Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение) и др.; педагогические системы воспитания В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой,