Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Роженко Ольга Дмитриевна

Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля
<
Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Роженко Ольга Дмитриевна. Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля : 13.00.08 Роженко, Ольга Дмитриевна Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля (На примере изучения курса математики) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Ставрополь, 2005 167 с. РГБ ОД, 61:06-13/1017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА 15

1.1. Культура творческого труда как психолого-педагогическая проблема 15

1.2. Анализ научных подходов к соотношению интеллекта и творчества 29

1.3. Модель культуры творческого труда 35

1.4 Специфика формирования культуры творческого труда и психолого-педагогические

концепции его развития 50

Выводы по 1 главе 63

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 66

2.1. Требования, предъявляемые к курсу математики для гуманитарных факультетов 66

2.2. Система задач для развития культуры творческого труда 82

2.3. Экспериментальная проверка модели формирования культуры творческого труда

студентов 109

Выводы по 2 главе: 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 134

Введение к работе

Обучение в классическом университете должно быть направлено, прежде всего, на личностное развитие студентов, на умение специалиста адаптироваться к новым условиям, новым задачам, на формирование творческого отношения к труду. Понимание этого требует смещение акцента с познавательной функции образования на развивающую функцию обучения. Это приводит к повышению уровня требований к выпускникам высших учебных заведений. Образование на современном этапе должно рассматриваться как путь развития личности, рефлексия должна стать "механизмом", средством, на основе которого специалист строит свою профессиональную деятельность (В.В. Бажанов, А.П. Огурцов, И.Н. Семенов и К.И. Степанов, Э.Г. Юдин, В.В. Давыдов, Г.А. Голицын, А.З. Зак, И.С. Кон, Б.Д. Эльконин). Необходимо определенное «завышение» требований к сегодняшнему специалисту. М.Н. Берулава и Г.А. Берулава отмечали, что «... учебные программы делают акцент на конвергентном, а не на дивергентном мышлении и, скорее, суживают мышление ребенка, а не расширяют его. На традиционных школьных занятиях уделяется непропорционально большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам, ассоциируемым в основном с деятельностью левого полушария мозга. Мышление же интуитивное ... может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам» [17, с.66]. Аналогичная ситуация прослеживается и в высшей школе.

Решение любой проблемы - это синтез творчества и интеллекта, что составляет ядро культуры творческого труда специалиста. Культура творческого труда - это не только обладание знанием и умение работать творчески, используя интеллектуальные возможности, но и «инстинкт» творчества - интеллектуально-творческая деятельность во всех сферах жизни. Речь идет не об экстенсивном накопительстве знаний во всех областях, а о

приобретении навыка самостоятельного интеллектуального и творческого роста. Готовится студент не только ради конкретной специальности, которая может через несколько лет исчезнуть, а для творческого труда, возможно, и в разных отраслях производства. Необходим профессионал, способный создавать и быстро осваивать новые специализации в условиях действия высоких технологий. Главное - системность и целостность его знания, взаимодействие интеллекта и творчества. В учебные программы нельзя вложить все. Обучение всем учебным предметам в классическом университете должно осуществляться в русле общечеловеческой культуры (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, В.М. Розин). Следует показать многообразие знания, его неисчерпаемость, возбудить интерес студентов к знаниям, сформировать их мотивацию самообразования, сформировать навык совместного применения алгоритмов и творчества в любом виде деятельности.

Проблемы интеллекта и возможность его развития стояли в центре научного внимания большого числа ученых (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленский, П.Я. Гальперин А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, А.А. Столяр, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная). На важность проблемы формирования интеллектуальных умений указывали С.Л. Рубинштейн, Ф.Н. Гоноболин, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Г.И.Щукина и др.

Методическим и дидактическим аспектам творчества посвящены
фундаментальные работы Б.Г. Ананьева, B.C. Библера, П.П. Блонского,
Л.С. Выготского, Г.А. Давыдова, Б.М. Кедрова, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука,
А.Р. Лурия, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина,

А.Г. Спиркина, К.Д. Ушинского, и др.

В ряде работ ученые исследовали творческое мышление, творческие способности личности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, М.Р. Гинзбург, Ю.Н. Кулюткин), творческий процесс, его уровни, стадии (Л.М. Аболин, Г.С. Альтшуллер, М. Вертгеймер, Р. Вудвортс, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу,

5 К. Роджерс, Е. Спирмен, O.K. Тихомиров, Е.П. Торренс), критерии продуктов творчества, методы разрешения противоречий (Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, К. Тейлор, Мак Ферсон), критерии диагностики творческого мышления (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, Е.П. Торренс), условия формирования творческой деятельности (Л.М. Аболин, A.M. Матюшкин, Д.Б. Эльконин).

В последнее время большое внимание уделяется проблемам, связанным с актуализацией интеллектуально-творческого потенциала личности. Можно выделить несколько основных направлений - развитие познавательной самостоятельности (ДВ. Вилькеев, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), развитие познавательного интереса (B.C. Ильин, А.К. Маркова, Ф.К. Савина, П.И. Якобсон и др.), формирование умственных операций и приемов (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др.), развитие креативных способностей методами развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.З. Рахимов), формирование системно-комбинаторного мышления студентов (В.П. Беспалько, В.В. Кучугуров). Большое влияние на развитие теории обучения оказали работы, посвященные проблемам слияния в единый органический процесс усвоения знаний и формирования приемов умственной деятельности (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленский, П.Я. Гальперин А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, А.А. Столяр, Н.Ф. Талызина), использования рефлексии (И.П. Иванов - технология развития творческих качеств личности, И.С. Якиманская - технология личностно ориентированного, развивающего обучения), Г.К. Селевко -технология саморазвивающего обучения, B.C. Библер и СЮ. Курганов -«диалог культур»), проблема интуиции и ее роли в творческом процессе (Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев. К.А. Славская, В.Н. Пушкин), а также проблемы творческого воображения, интуитивного мышления,

6 объективизации образов, творчества изобретателей (Ломброзо, В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж и др.).

Анализ общих закономерностей развития высшей школы осуществлен на основании работ СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, СИ. Зиновьева, И.Я. Конфедератова, В.Я. Ляудиса, A.M. Новикова, В.А. Шаповалова.

В нашем исследовании использовались основные положения теории задач, рассмотренные в работах Г.С Апьтшуллера, Г.А. Балла, И.Я. Лернера, Д. Пойа, Л.М. Фридмана, А.Ф. Эсаулова и др., приемы творческого решения математических проблем (В.Г. Болтянский, Я.И. Груденов, О.Б. Епишева, В.М. Монахов, Н.Л. Рощина, Г.И. Саранцев, Е.Н. Турецкий, Л.М. Фридман, Р.Г. Хазанкин, В.Ф. Шаталов, Б.П. Эрдниев), «механизм управления процессом формирования умственных действий» и методика составления творческих заданий по курсу методики преподавания математики (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.Д. Кучугурова).

При моделировании содержания проблемных задач мы опирались на работы М.М. Левиной, В.Г. Разумовского и Ю.И. Соколовского, а при разработке методики их решения - на технологии применения эвристических методов как главных процессуальных характеристик творческой деятельности, разрабатываемые В.И. Андреевым, А.И. Половинкиным, Д. Пойа и другими учеными.

В настоящее время созданы универсальные методики разрешения противоречий, основанные на объективных законах развития интеллектуальных систем. Данные методики созданы, в основном, для разрешения противоречий в технических системах [1, 4, 7, 9, 6, 53, 79, 111, 135, 148]. Однако эти методики практически недоступны для гуманитариев, необходимо адаптировать их к решению более широкого круга проблем. Основу нового подхода - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) заложил в своих работах Г.С. Альтшуллер. В настоящее время большое количество работ посвящено различным аспектам развития и применения

ТРИЗ: теория развития творческой личности (Ю.В. Горин, И.М. Верткин), теория прогнозирования (М.С. Рубин), разработка ТРИЗ-педагогики, интегрированный подход к формированию умений (Н.Д. Кучугурова, И.Н. Мурашковская), приемы педагогической техники, творческие учебные задачи (А.А. Гин), алгоритм новых идей, фантастика и ТРИЗ, шкала фантазии (П.Р. Амнуэль), преподавание ТРИЗ в вузах (А.И. Гасанов), основные мотивы творческой деятельности человека (Г.И. Иванов), теория разрешения противоречий (Ю.С. Мурашковский, А.А. Нестеренко, Н.Н. Хоменко), творческий тренинг для школьников (А.А. Нестеренко), стандарты применения методов РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ (развитие творческого воображения - теория решения изобретательских задач - теория развития творческой личности) при обучении дошкольников, школьников, студентов и получении дополнительного образования (М.С. Рубин, Н.В. Рубина, А.В. Корзун), технология творческого мышления (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина), уровни творчества (М. Гафитулин).

Технологическая схема организации обучению разрешения проблем (в частности, учебных задач) в процессе получения высшего образования в условиях классического университета, на наш взгляд, наиболее эффективна на основе деятельностного подхода, поэтому мы обращаемся к операционно-деятельностным технологиям обучения. Использование этой технологии включает в себя предъявление дидактической цели с выделением информационной компоненты, практических действий, мыслительных операций (операциональная составляющая), которые должен освоить студент, мотивов включения в познавательную деятельность. Учет индивидуальных различий обучаемых способствует содержательному наполнению компонентов деятельности для различных уровней усвоения.

Применительно к образовательным задачам, операционно-деятельностные технологии обеспечивают возможность перехода к так называемым дуальным формам обучения, которые опираются как на

8 левополушарные, так и на правополушарные "механизмы" обработки информации функциональными системами головного мозга.

Движущей силой любого процесса являются противоречия. Одним из основных противоречий процесса обучения является противоречие между требованиями, предъявляемыми изменяющимися условиями жизни, и уровнем подготовки молодых специалистов, между потребностью общества в активных, инициативных, творчески мыслящих, социально адаптивных гражданах и традиционной направленностью высшей и особенно средней школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника, действующего строго в соответствии с инструкцией. Для выхода на более высокую ступень развития требуются специалисты, действующие вопреки сложившемуся стереотипу, способные выйти за рамки привычных представлений и найти неожиданные решения. Анализ деятельности выпускников СГУ и других вузов свидетельствует о том, что уровень подготовки молодых специалистов отстает от новых требований, что вызвано необходимостью осмысления требований жизни и процедурой изменения подготовки молодых специалистов.

Второе противоречие — это разрыв между потенциальными возможностями индивида, его природной активностью и реальным развитием этих способностей - между врожденным творческим характером познавательной деятельности и репродуктивными методами обучения. Современная система образования направлена больше на приобретение знаний, чем на развитие способностей. Это похоже на механизм, работающий с большой нагрузкой, но низким КПД.

Третье противоречие можно сформулировать как частный случай общефилософского противоречия единства и борьбы противоположностей -это противоречие между соотношением логического и интуитивного в процессе познания, что позволяет учитывать индивидуальные различия обучаемых, типы их интеллектуального развития, функциональную специализацию полушарий мозга, и в соответствии с этим строить реальный

9 образовательный процесс. Аналитическое мышление необходимо в процессе решения проблем, но также необходимы и другие компоненты этого процесса - воображение, фантазия, развитие которых в стенах учебных заведений происходит полностью стихийно.

Для разрешения указанных противоречий необходимо ответить на следующие вопросы: как организовать процесс обучения студентов в высшем учебном заведении, направленный на формирование творческих личностей? как в процессе обучения наиболее эффективно использовать творческий и интеллектуальный потенциал каждого студента? каково соотношение между интеллектом и творчеством и как это проявляется в процессе решения проблем? как количественно оценить уровень развития культуры творческого труда студентов? как интегрировать в единый комплекс все компоненты культуры творческого труда при изучении курса математики у студентов-гуманитариев? В выделенных противоречиях и связанных с ними вопросах и заключается проблемное поле исследования.

Поиски разрешения указанных противоречий как в теоретическом, так и практическом планах, актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия в педагогике определили выбор темы нашего исследования «Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля».

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании дидактических условий формирования культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля в процессе изучения курса математики.

Объект исследования - подготовка специалистов гуманитарного профиля.

Предметом исследования выступает процесс формирования культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля при изучении курса математики.

Достижение намеченной цели и решение основной проблемы диссертационного исследования связаны с выдвижением гипотезы:

10 формированию культуры творческого труда студентов гуманитарных факультетов классического университета будет способствовать реализация в учебном процессе следующих условий:

- учет структуры культуры творческого труда на основании которой
осуществляется моделирование и реализация процесса изучения курса
математики,

-использование операционно-деятельностного подхода, отражающего развитие всех компонентов учебного процесса;

- развитие рефлексивной позиции студентов, признание студента
активным субъектом учебного процесса;

- реализация разработанной системы дидактических средств
формирования культуры творческого труда.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования решались следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия культура творческого труда и провести обобщение основных подходов к формированию культуры творческого труда.

  2. Теоретически обосновать дидактические условия, способствующие формированию культуры творческого труда студентов гуманитарных специальностей классического университета.

  3. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования культуры творческого труда студентов юридического факультета.

  1. Определить содержание каждого занятия по курсу математики и адекватные этому содержанию формы организации учебной деятельности, стимулирующие развитие культуры творческого труда, разработать экспериментальное пособие по математике для студентов юридического факультета.

  2. Провести педагогический эксперимент по проверке эффективности учебно-методического комплекса, обеспечивающего развитие и формирование культуры творческого труда студентов гуманитарных факультетов классического университета в курсе математики.

Методологическую базу исследования составляют

операционно-деятельностный подход, разработанный Б.М. Кедровым, Ж. Пиаже, Д.В. Пивоваровым, Я.А. Пономаревым, В.И. Хоревым;

идеи личностно-развивающего высшего образования Г.А. Бордовской, В.И. Горовой, Ю.Н. Гологузовой, М.Н. Костиковой, Н.Ф. Родионовой, Г.П. Сикорской, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, B.C. Ямпольского и других;

- концепция гуманизации математического образования,
профессионально-ориентированной учебной деятельности студентов,
достижения и тенденции развития общей и частной методики обучения
математике (В.А. Кузнецова, Н.Д. Кучугурова, A.M. Пышкало,
Ю.В. Сидоров, Н.Л. Стефанова, Г.Т. Хамов, М.И. Шабунин);

В процессе исследования применялась система методов исследования, адекватных поставленным задачам: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, изучение, обобщение и сопоставительный анализ педагогического опыта, методы педагогической диагностики (тестирование с использованием стандартизованных методик, беседа, наблюдение, анализ результатов контрольных работ), диагностический, формирующий и контрольный эксперименты по формированию культуры творческого труда студентов, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 год и состояло из следующих этапов:

Первый этап (констатирующий) (2000-2001): изучение философской, психолого-педагогической научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования; разработка гипотезы исследования; определение сущности и содержания понятия культуры творческого труда.

Второй этап (формирующий) (2001-2002): опытная работа и фрагментарный педагогический эксперимент, создание первоначального варианта методики формирования культуры творческого труда студентов.

Третий этап (2002-2003): разработка методики использования курса математики для формирования культуры творческого труда студентов, создание и корректировка пособия по математике для студентов юридического факультета с учетом результатов контрольных и тестовых задания, разработка программы диагностики изменений культуры творческого труда студентов, диагностический и формирующий эксперимент, проведение проверки эффективности разработанной модели формирования культуры творческого труда студентов классического университета.

Четвертый этап (заключительный) (2003-2004): обобщение и систематизация полученных результатов, завершение научного обоснования основных положений исследования, работа над текстом диссертации.

Научная новизна исследования состоит в обобщении и разработке теоретической модели культуры творческого труда студентов, определении и обосновании дидактических условий, обеспечивающих эффективность формирования культуры творческого труда студентов юридического факультета.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в разработку понятия культуры творческого труда студентов классического университета; в обоснование научных основ процесса формирования культуры творческого труда студентов в русле концепции операционно-деятелыюстного подхода; в решение проблемы формирования опыта интеллектуальной и творческой деятельности.

Практическая значимость исследования связана с подбором и апробацией методики формирования культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля классического университета на материале курса математики, а также с созданием учебного пособия по математике для студентов юридического факультета классического университета, позволяющего в рамках учебного процесса развивать культуру творческого труда студентов.

13
Достоверность результатов исследования обусловлена

методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватной системы методов исследования, статистическим анализом, оценкой значимости выборки и результатов эксперимента, оценкой эффективности предлагаемых способов педагогического взаимодействия.

На защиту выносятся следующие положения

1. Культура творческого труда - это высокий уровень развития
творческой личности, сознательное и грамотное использование потенциала,
способствующего появлению нового при помощи корректного и
эффективного использования опыта, накопленного многовековой историей
человечества в области решения творческих задач, навык и даже потребность
творческого труда.

2. Модель культуры творческого труда.

3. Дидактические условия формирования культуры творческого труда
студентов гуманитарного профиля, включающие в себя:

- учет структуры культуры творческого труда на основании которой
осуществляется моделирование и реализация процесса изучения курса
математики,

-использование операционно-деятельностного подхода, отражающего развитие всех компонентов учебного процесса;

- развитие рефлексивной позиции студентов, признание студента
активным субъектом учебного процесса;

- реализация разработанной системы дидактических средств
формирования культуры творческого труда.

4. Методика формирования культуры творческого труда студентов
юридического факультета классического университета.

Апробация и внедрение результатов проведенного исследования в практику осуществлялось в форме докладов и сообщений на научно-методических семинарах кафедр геометрии и алгебры СГУ. Материалы

14 исследования обсуждались на конференциях различного уровня: «Интегративные основы проектирования педагогических технологий» (VII сессия Международной школы семинара, 1993), «Совершенствование техники, технологии, экономики в сфере сервиса и методики обучения» (III межвузовская научно - практическая конференция. Ставрополь, 2003), «Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи» (Региональная научно-практическая конференция. Ставрополь, 2002). «Психодидактика высшего и среднего образования» (Пятая Всероссийская научно-практическая конференция Барнаул, 2004).

Апробация и внедрение результатов осуществлялось в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов юридического факультета, факультета романо-германских языков Ставропольского государственного университета и на занятиях математики в Региональном многопрофильном колледже (РМК) г. Ставрополя.

Структура и объем диссертации. Диссертация (165 с.) состоит из введения (11 с), двух глав (49 с, 62 с), заключения, списка использованной литературы (159 наименований) и 4 приложений. Диссертация содержит в тексте 10 таблиц, 18 схем, 7 диаграмм.

Культура творческого труда как психолого-педагогическая проблема

Изначально слово CULTURA (лат.) имело значение - возделывание, обрабатывание почвы. В ходе исторического развития это понятие наполнилось новым содержанием, понятие культура стали употреблять применительно к искусству, воспитанию, образованию, развитию:

Культура - 1) исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей;

2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, политическая культура, культура речи и т.д.);

3) характеристика определенных исторических эпох (например, культура древнего мира), народов или наций (например, русская культура);

4) степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо;

5) возделывание, обработка почв;

6) разведение, выращивание какого-либо растения;

7) клетки определенных микроорганизмов, выращенные в лабораторных условиях;

8) метод выращивания живых тканей вне организма [133].

Общее, что объединяет эти совершенно разные понятия это то, что к каждому из них применимо словосочетание «уровень развития».

В работе философа А.А. Зворыкина говорится: «Культура - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. Культура, -пишет он, - продукт творчества общественного человека, располагающего специфическими, присущими только ему качествами - речью, мышлением, способностью целенаправленного труда и художественного творчества» [61].

М.И. Меерович и Л.И. Шрагиной [92] было отмечено, что: «...если «творчество» - одна из форм человеческой деятельности, то «культура» - как раз результат этой деятельности». Нам представляется несколько односторонним такой подход к определению культуры, т.к. в это определение входит только понятие результата, но не самого процесса достижения этого результата. Понятие культуры связано не только с тем, что сделано, но и как и зачем. Культура - это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается прошлое и настоящее человечества.

Более полными, на наш взгляд, являются следующие определения:

- Культура - способ и результат всей человеческой деятельности, в отличие от уже имеющегося в природе (Бернет Тейлор)

- Культура - совокупность созданных людьми научных, морально-социальных, художественных и технических ценностей, а также процессы участия, взаимодействия с этими ценностями и создание новых [102]. - Культура - это организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [103 с.20].

Таким образом, культуру можно условно разделить на две составных части: процесс производства и результат этого производства. Деление это очень условно, но это позволяет выявить структуру данного понятия. Под культурой, как результатом достижений человечества, понимается то, что направлено на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека (архитектуру, живопись, литературу, духовные, нравственные ценности, идеи, и т. д.), ко второй группе можно отнести то, что соответствует уровню процесса производства этих достижений. Это расчленение условно, т.к. эти две сферы культуры взаимозависимы. Для материальной культуры критерии уровня развития культуры связаны с некоторыми физическими и математическими показателями. Определение того, что есть духовная культура - является более сложной и спорной процедурой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования, состояние просвещение, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отражается в материальной форме.

Таким образом, можно дать определение понятия культуры как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

class2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ class2

Требования, предъявляемые к курсу математики для гуманитарных факультетов

Математика представляет собой часть общечеловеческой культуры, такая же неотъемлемая и важная, как право, медицина естествознание и многое другое. Все наилучшие достижения человеческой мысли и составляют основу гуманитарного образования, необходимого каждому современному человеку. Таким образом, для студентов гуманитарного профиля, математика, прежде всего, общеобразовательная дисциплина, как, например, иностранный язык или основы права для студентов математиков. Но этим значение математики не исчерпывается. Любой специалист, как и математик, должен уметь рассуждать логически, использовать аналитическое мышление, владеть методами разрешения противоречий. Поэтому, занимаясь математикой, студенты гуманитарного профиля формируют свое профессиональное мышление.

Наконец, применение математических методов расширяет возможности каждого специалиста. Во всех науках важную роль играет статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала. Ценность специалиста существенно возрастает, если он умеет делать все это. Таким образом, математика в области образования имеет двойную функцию: с одной стороны -это учебная дисциплина, знание которой имеет большое практическое значение. Невозможно представить область знания, в которой бы не использовался математический аппарат для анализа статистических данных, вычисления корреляционных зависимостей, прогнозирования дальнейших изменений и тенденций. С другой стороны - для решения далеких от математики задач необходимо строгое математическое мышление, проявляющееся в четкой постановке проблемы, умении анализировать состояние исходных данных, грамотно сформулировать (или переформулировать) требования и умении логически правильно перейти от истинных предпосылок к верным выводам. Однако одной из самых сложных проблем при решении самых разнообразных задач является умение увидеть логическую цепочку, ведущую к верному решению, и здесь главную роль играет синтез творчества и знание приемов разрешения проблем.

Можно выделить пять основных направлений, по которым должен происходит процесс преподавания курса математики на гуманитарных факультетах: первое направление - информационное; второе связано с развитием воображения и фантазии, освобождением от психологических барьеров; третье направление связано с развитием интеллектуальных умений, абстрактного мышления; в русле четвертого направления происходит развитие творческой активности; пятое направление ответственно за развитие алгоритмической культуры и в частности отдельных элементов алгоритмов творчества.

В соответствие с основными направлениями можно сформулировать общие требования, которым должны удовлетворять элементы системы курса математики для гуманитарных специальностей.

Получение информации происходит на импринтинговых и обзорных лекциях, при глоссарном обучении, меморайзинге и частично во время проведения развивающего тренинга. Главным критерием сформированности информационного блока можно считать авторизацию. Требования, предъявляемые к информационному блоку можно сформулировать следующим образом:

- наличие развивающего компонента, т.е. информационный блок должен нести не только информационную нагрузку, но и развивающую;

- системности, т. е. упорядочивать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею при выполнении конкретных

действий; - самоконтроля - позволять студентам самостоятельно оценивать свои знания, фиксировать их дефицит;

- панорамности - давать представления о целостной системе изучаемого курса, связях и отношениях между отдельными блоками и темами;

- актуальность - возможность использования его при изучении других учебных дисциплин, а также будущей профессии.

Система задач для развития культуры творческого труда

Для творческой работы необходима информация, опыт творческого решения проблем в противовес гештальт-психологам утверждающим, что многознание - это психологическая основа глупости, ибо именно систематизированные прошлые знания препятствуют нахождению решения в проблемной ситуации, загоняя мысль в колею «известного». Однако еще Гераклит сказал: "Многознание не научает мудрости, коя заключена в знании оснований и причин". Серьезную проблему представляют собой процессы получения и использования знаний. Представители знаниевого подхода отмечают никчемность «мертвого груза» неорганизованных знаний. Ибо умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний [147] Следовательно, необходимыми являются эффективные механизмы приобретения информации, ее актуализации и организации.

Традиционное обучение математике направлено, в основном, на получение единственного правильного ответа. Французский философ Эмиль Шартье сказал: «Ничто не может быть более опасно, чем идея, если она одна». Необходимо использование упражнений и задач, имеющих неоднозначные формулировки, несколько правильных решений, несколько методов решения, избыточные или недостаточные условия.

Студенты, не приученные к неоднозначности, часто задают вопрос: « А как же правильно на самом деле?». Ломка подобного стереотипа проходит довольно болезненно, и многие студенты с большим желанием решают традиционные однозначные задачи. Следствием выполнения этого пункта является то, что уходит страх ошибки студенты - гуманитарии начинают искать всевозможные аргументы в пользу своего, даже зачастую неправильного, решения, искореняется принцип «стадности» - каждый имеет право на свою точку зрения, на свой способ решения. Однако это требование невозможно рассматривать без завершающей стадии процесса решения: оценки правильности решения, последствий и оформления решения в виде метода..

Процесс решения каждой задачи представляет собой, согласно терминологии Ван Оиха, [31] синтез жесткого и мягкого мышления. Под жестким мышлением понимаются логические операции и интеллектуальные умения, а под мягким - интуиция, воображение, фантазия. «Мир нелогичен по своей природе» [31, с.60]. Таким образом, необходимым требованием является развитие, как жесткого мышления - логики, алгоритмической культуры, так и мягкого - интуиции, воображения, фантазии. Правила возникают на определенном этапе развития каждой системы, необходимые для функционирования данной системы, однако, со временем условия изменяются и эти правила становятся препятствием, тормозящим развитие системы, следовательно, необходимо время от времени подвергать сомнению законы и правила, отменять их и формулировать новые.

При решении проблемы необходимо избегать специализации, необходимо искать «рядом» [21], т.е. при решении проблем из одной области не бояться привлекать знания из других отраслей знания, стараться демонстрировать универсальность методов познания, показывая специфику каждого учебного предмета.

При преподавании учебных предметов желательно вводить элементы ТРИЗ, т.к. ТРИЗ является педагогикой творчества. В настоящее время процесс повышения профессионализма выпускников решается путем увеличением объема изучаемых предметов в расчете на интуицию обучаемых, проще говоря - надеждой на "Может быть да пригодится". ТРИЗ является инструментом перестройки мышления, т.к. в результате занятий вырабатывается системное, без психологических ограничений мышление с сильно развитым воображением - т.е. талантливое мышление. Однако внесение элементов ТРИЗ в процесс преподавания учебных предметов должно вестись с учетом того, что ТРИЗ это инструмент, т.е. средство решения задач, а не самоцель.

В процессе преподавания учебных дисциплин желательно использовать специальные упражнения, как для развития логического мышления, так и для развития воображения. Эти упражнения можно проводить в виде интеллектуальной разминки, деловой игры, с обязательным этапом осознания мыслительных операций, приемов, используемых в процессе выполнения задания. Учитывая систему требований, представленных выше ( 2.1.), было составлено пособие по математике для студентов юридического факультета. Пособие написано с учетом того, что курс математики для студентов гуманитарных факультетов должен, с одной стороны, быть достаточно широким, чтобы играть развивающую, гуманитарную роль. С другой стороны, он должен быть и достаточно содержательным, чтобы студенты научились решать несложные прикладные задачи. Теоретическая часть пособия по математике для студентов юридического факультета в нашем исследовании является тем материалом, на базе которого происходит формирование культуры творческого труда, т.к. навыки, приобретаемые на одном материале, сохраняются и легко переносятся на любой другой.

Имеется большое количество учебников, излагающих материал по программе курса математики для гуманитариев, в которых просматривается, в основном, обучающая функция данных тем, в настоящем пособии сделан акцент на развивающую функцию изучаемого материала. В соответствии с моделью формирования культуры творческого труда в учебном пособии представлены все составляющие культуры творческого труда. Каждая тема представляет собой систему, состоящую из определенных компонент: развивающий тренинг, теоретический материал, алгоритмический блок и система заданий для авторизации. На схемах 2.3, 2.4, 2.5 представлены 3 уровня развития культуры творческого труда, дана характеристика каждого модуля, перечень необходимых умений и предлагаемые для этого упражнения.

Похожие диссертации на Формирование культуры творческого труда студентов гуманитарного профиля