Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА 13
1.1. Сущность, структура и содержание понятия «культуры межнационального общения» 13
1.2. Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза как педагогический процесс 34
1.3. Педагогические условия формирования культуры межнационального общения студентов в образовательном процессе педвуза 52
Выводы по первой главе 64
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 67
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы 67
2.2. Реализация педагогических условий формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза 95
2.3. Анализ, оценка и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 116
Выводы по второй главе 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
БИБЛИОГРАФИЯ 137
- Сущность, структура и содержание понятия «культуры межнационального общения»
- Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза как педагогический процесс
- Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, характеризующаяся эпизодическим проявлением межнациональной напряженности, конфликтов на территории Российской Федерации, со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения у молодого поколения. Современная Россия заставила и молодежь осмысливать процессы национального возрождения под влиянием тех событий, которые происходят в этнонациональной сфере. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны.
Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет высшая педагогическая школа, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать ее в своих учениках. Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.
Вследствие этого формирование культуры межнационального общения у студентов становится одной из первоочередных задач педагогического вуза. Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.
Проблемы, связанные с общением, для отечественной философии, психологии, педагогики всегда были актуальными. Методологические и теоретические подходы к их решению находят отражение в работах М.С. Kara-
на, В.М. Межуева, Л.П. Буевой, Б.Ф. Ломова, Г.М. Андреевой, А.А. Леонтьева, М.А. Чернышевой, А.Б. Добровича, М.Н. Ночевника, Б.С. Алякринского и др.
Различные аспекты формирования культуры рассмотрены в трудах философов, педагогов, социологов, психологов. Основные постулаты теории личности, деятельности и общения обоснованы в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др.
Проблема формирования культуры межнационального общения является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в трудах Р.Г. Абдулатипова, Ю.А. Ахророва, Л.Н. Боголюбова, Т.Ю. Бурмистровой, З.Т. Гасанова, О.А. Дмитриева, Л.М. Дробиже-вой, Л.Р. Заурбековой, Л.Н. Когана, A.M. Магомедова, И.И. Серовой, Е.И. Ча-рикова, В.П. Комарова и др. Особенности подготовки студентов высших учебных заведений к работе в условиях многонационального учебного заведения раскрыты Г.Н. Волковым, Т.Г. Исламшиной, P.P. Имамкуловой, В.В.Соколовой и др.
Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза, еще недостаточно изучена.
На основании изучения и анализа существующих исследований, анализа ситуации в стране в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Она определяется наличием противоречия между необходимостью формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза, и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
потребностью современного общества в учителе, способном научно обоснованно организовывать и осуществлять межнациональное общение среди учащихся, формировать у них культуру межнационального общения и стереотипностью существующей системы профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза;
наличием достаточно большого количества теорий по вопросам культуры межнационального общения и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки;
возможностями формирования культуры межнационального общения у студентов, имеющимися в содержании профессиональной подготовки, и их реализацией в образовательном процессе современного педагогического вуза.
Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки».
Цель исследования - определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза.
Объект исследования - процесс профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза.
Предмет исследования — формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования культуры межнационального общения студентов педагогического вуза повысится, если:
на основе интегративно-деятельностного подхода будет разработана и реализована структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза;
на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин будет обеспечена направленность образовательного процесса на формирование культуры межнационального общения у студентов;
в учебный план педагогического вуза будет включен расширенный интегрированный спецкурс «Культура межнационального общения».
Исходя из цели и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:
Изучить состояние проблемы формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза.
На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнить сущность и раскрыть содержание понятия «культура межнационального общения» студентов педвуза.
Экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности формирования культуры межнационального общения в образовательном процессе педагогического вуза.
Опираясь на результаты исследования, разработать методические материалы по формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения и подходы в области философии, культурологии, психологии, педагогики:
- системный подход, отражающий иерархичность структуры культуры, наличие различных видов функциональной зависимости между ее элементами (В.Г. Афанасьев, Э.В. Ильенков, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарьян и др.);
деятельностный подход, определяющий деятельность в качестве необходимого условия развития личности и основы создания культурных ценностей (Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Л.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.);
аксиологический подход, рассматривающий культуру как систему ценностей (А.Б. Невелев, А.В. Кирьякова, А.И. Ракитов, В.Н. Сагатовский, А.И. Титаренко и др.);
личностно-ориентированный (Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, И.С. Якиманская и др.);
интегративный подход к культурологическим и педагогическим процессам, отражающий их развитие на основе объединительных тенденций (А.С. Бароненко, Б.С. Гершунский, В.М. Рагозин и др.);
основные положения о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Каган и др.), о личности как выразителе отношений к различным сторонам окружающей жизни (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.);
теория педагогической деятельности (О.А. Абдуллина, СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Н. Новиков, В.А. Сластенин и др.);
современные концепции гуманизации образовательного процесса (О.С. Газман, И.Ф. Исаев, Л.И. Новикова, Е.Н. Шиянов и др.);
теория моделирования педагогических систем (В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.);
теория формирования личности педагога (Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, А.В. Усова, П.И. Чернецов, А.И. Щербаков и др.);
современные концепции гражданского и патриотического воспитания и культуры межнационального общения (Т.Ю. Бурмистрова, З.Т. Гасанов, А.С. Гаязов, Н.В. Ипполитова, СЕ. Матушкин, И.И.Серова и др.).
Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Закон РФ «Об образовании», концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.), а также документы, определяющие нормативную базу высшего образования (национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г.Москва).
Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие теоретические методы исследования: изучение научно-педагогической литературы; классификация философской, социологической, психолого-педагогической литературы; классификация, систематизация, моделирование, синтез, а также эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изучение результатов деятельности, опрос, беседа, анкетирование, переписка с людьми разных национальностей, экспертная оценка, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе (2000 - 2001 гг.) - поисково-теоретическом -проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы, в том числе диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работы; выявления и обоснования педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. Ведущие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по рассматриваемой про-
блеме, анализ учебных планов, государственного образовательного стандарта, моделирование, наблюдение.
На втором этапе (2001-2002 гг.) - опытно-экспериментальном - определялись критерии и показатели сформированности культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза; проводился констатирующий эксперимент по изучению сформированности культуры межнационального общения; проведен формирующий эксперимент - апробировались выделенные педагогические условия. Основными методами исследования явились: диагностические (тестирование, анкетирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (анализ результатов продуктов деятельности), методы математической статистики.
На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) - заключительно-оценочном - проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследования; определялась практическая значимость, разрабатывались научно-методические рекомендации, формулировались основные теоретические выводы, оформлялось диссертационное исследование. Методы исследования: анализ результатов и продуктов деятельности, методы математической статистики.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2000 года на базе Шадринского государственного педагогического института. Всего исследованием охвачено 436 студентов: физико-математического факультета - 103 чел., филологического - 105 чел., информатики - 113 чел., педагогики и методики начального образования - 115 чел. Из них русских - 92,23%, татар -2,91%, казахов - 2,91, башкир -0,97% , белорусов - 0,97%, лезгин - 0,97%.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана структурно-содержательная модель формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки, включающая ценностно-целевой, содержатель-
ный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;
- выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза: реализация структурно-содержательной модели процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза; обеспечение направленности образовательного процесса на формирование у студентов культуры межнационального общения на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин; включение в учебный план педагогического вуза расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения».
Теоретическая значимость исследования состоит:
в уточнении и конкретизации понятия «культура межнационального общения студентов педвуза», под которой мы понимаем совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, обеспечивающая в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента;
в выявлении общих и специфических функций культуры межнационального общения;
в определении структуры культуры межнационального общения студентов, включающей три взаимосвязанных компонента: интеллектуальный, ценностно-мотивационный, деятельностный.
Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев и показателей оценки сформированное культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза; дидактических материалов в
рамках расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения»; методических материалов для преподавателей по формированию культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями педагогических вузов, работниками образования.
На защиту выносятся следующие положения:
Культура межнационального общения студентов педвуза представляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента.
Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза представляет педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о культуре межнационального общения, развитие ценностно-мотивационной сферы и расширение опыта межнационального общения студентов, формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.
Эффективность формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
реализацией структурно-содержательной модели процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза;
обеспечением направленности образовательного процесса на формирование у студентов культуры межнационального общения на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин;
- включением в учебный план педагогического вуза расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы; использованием современных концепций; выбором и использованием методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; воспроизводимостью и повторяемостью результатов эксперимента; соотносимостью и выверяемостью полученных данных и их интерпретации; обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сделать обобщенные выводы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования, выступлений на международных, всероссийских, региональных, межвузовских, научно-практических конференциях: «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2003 г.), «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.), «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (Челябинск, 2001 г.), «Проблемы формирования толерантного сознания в воспитательной работе с учащимися» (Курган, 2003 г.), «Актуальные проблемы современной педагогики» (Шадринск, 2003 г.), «Современное начальное образование: теория и практика» (Шадринск, 2003 г.), «Формирование мировоззренческих позиций молодежи в современных условиях» (Шадринск, 2003 г.), «Шадринская провинция» (Шадринск, 2003 г.), «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2003 г.); отчета на кафедре профессионально-педагогического образования Шадринского государственного педагогического института и практической деятельности в качестве сотрудника Центра культурно-антропологических исследований при вышеуказанном институте.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения; содержит таблиц - 7, рисунков - 2, гистограмм —11. Библиография включает 229 источников, в том числе 4 работы зарубежных авторов.
Сущность, структура и содержание понятия «культуры межнационального общения»
Культура отношений между нациями в настоящее время является важнейшей проблемой, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны. Развитие общества на современном этапе требует значительного повышения качества подготовки специалистов. Одним из главных путей решения данной проблемы является формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. Необходимость формирования культуры межнационального общения у студентов может быть объяснена многонациональным составом студенческих коллективов, с одной стороны, и влиянием межнациональных отношений - с другой.
Особую тревогу вызывает вовлечение в межнациональные противостояния студентов высших учебных заведений. Поэтому будущих учителей необходимо приобщать к ценностям мировой культуры и культуре своего народа, воспитывать их в духе взаимоуважения и взаимопомощи, бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, равенства и равноправия всех наций и народностей, на основе приоритета общечеловеческих ценностей, которые отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (143).
Термин "культура" является самым многозначным и наиболее часто употребляемым в гуманитарном знании. Термин «культура» имеет очень древнее происхождение и происходит из двух слов: «культ» (лат) - поклонение, почитание, хвала; и «ур» - свет (171). Первоначально в латинском языке он означал обработку земли, разведение растений и животных и т.п. (208, с. 210-211).
Анализ работ по истории культуры показал многозначность определений термина, множественность теорий, подходов к его рассмотрению. В античном сознании термин «культура» отождествляется с пайдейей, т.е. образованностью; в эпоху средневековья - с культом, т.е. способностью человека раскрыть собственный потенциал в любви к богу; в эпоху Возрождения - с активным началом в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В середине XIX века из общих идей просветительства выделились две прямо противоположные точки зрения на культуру: первая -(Ж.Ж. Руссо, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, 3. Фрейд, Э. Фромм, Франкфуртская школа и др.) - рассматривает культуру как фактор, негативно влияющий на развитие личности, вторая - (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А. Швейцер, Р. Роллан) - как средство облагораживания человека, превращения в собственно человека (110).
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и расширили перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, сгруппировав их следующим образом: описательные, исторические, нормативные, ценностные, психологические, определения на базе теорий обучения, структурные, идеологические, символические (81).
В словаре по мировой художественной культуре можно найти большое количество значений термина «культура»: «1) совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности; 2) высокий уровень развития какого-либо вида человеческой деятельности; 3) современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какого-либо общества; 4) определенная совокупность передаваемых из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь, и т.д.» (59, с. 198).
Энциклопедия «Народы России» (136, с. 456) дает следующее определение: «культура - это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... Она охватывает все стороны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения)».
Наиболее же привычным для нас является значение «культуры» как воспитания и образования. Культурного человека определяет уровень образования и воспитания - все это и составляет содержание культуры всех народов в целом (63).
Культура - понятие более широкое, нежели общение, оно включает в себя все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. В том числе культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование (213, с.5). Если культура исчезнет, то человечество обречено на гибель. Поэтому культура необходима не только для самовыражения и самоутверждения, но и для духовного спасения (11, с. 190).
Самое короткое и одновременно самое широкое определение предложил американский культурантрополог М. Херсковиц (1895 - 1963), утверждавший, что «культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (226).
Антропологическое понимание культуры, основано на признании:
Самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился;
Равноценности всех культур на земле (94, с. 14).
Многие философы занимались проблемой культуры, называющие ее сложным и многогранным феноменом. Межуев В.М. считает, что «по культуре мы можем судить о том, кем мы являемся в этом мире, каковы границы и масштабы нашего существования в нем, что значит вообще быть человеком». С философской точки зрения, культура не просто сумма вещей или идей, которые надо только эмпирически выделить и описать, а «вся создаваемая человечеством предметная действительность, воплощая в себе наши собственные силы и отношения» (130, с. 42 - 52).
По мнению В.М. Межуева «культура охватывает всю область общественной деятельности человека, включая как ее материальные, так и духовные формы» (129, с. 64). Ученый считает, что «культура - это не чисто духовная субстанция, ограниченная рамками сознания и существующая лишь посредством сознания, а особого рода объективная действительность, которая в отличие от природной действительности имеет субъективный (не в смысле «сознательный», а в смысле «деятельный») источник происхождения» (129, с. 70).
Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза как педагогический процесс
В принципах государственной политики в области образования общечеловеческие ценности рассматриваются как приоритетные. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 2.) в числе других определены такие принципы государственной политики в области образования, как:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (143, с.4-5). По мнению З.Т. Гасанова, «представляется неправомерным выделение общечеловеческих ценностей как приоритетных, их отрыв от национальных и федеральных ценностей». Ученый отмечает, что «остаются в тени вопросы воспитания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. Это тем более вызывает недоумение, что Российская Федерация является одним из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов. Обеспечение же единства и целостности России, воспитание ее граждан в духе дружбы народов, российского патриотизма и веротерпимости становится основополагающей общероссийской идеей и важнейшей государственной целью в области образования» (50, с. 159).
Высшее образование должно включать в образовательный процесс вопросы по формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
Педагогическая задача заключается, в формировании у студентов гуманизма, российского патриотизма, уважения к людям иной национальности, коллективизма, трудолюбия, чувства человеческого достоинства (50, с. 154).
В Госстандарте по педагогике (2000 г.) выделен курс «Педагогика межнационального общения». В него включены: «Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности».
Россия - многонациональная страна, на ее территории проживает свыше ста народов, поэтому развитие их отношений между собой и с народами других национальностей обуславливает формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. В Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации и других правовых актах определена система мер по регулированию отношений народов страны, укреплению федеративного государства, воспитанию граждан в духе российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. В ней подчеркивается необходимость «обеспечить реализацию в системах дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовными богатствами народов России» (162).
Исходя из научно-педагогического анализа правовых документов (Закон Российской Федерации «Об образовании», концепция государственной национальной политики РФ, Госстандарт по педагогике) мы выделяем меры, нацеленные на разработку и реализацию учебных программ и спецкурса «Культура межнационального общения» для студентов педагогических вузов.
Логика исследования требует определение ключевых понятий: «культура межнационального общения студентов педвуза», «формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза».
В современных исследованиях понятие «культура» рассматривается в различных аспектах. Рассмотрим наиболее близкие нам точки зрения.
Бароненко А.С., анализируя обществоведческую культуру учащихся, определяет ее как «исторически определенный концентрированный уровень знаний об обществе, являющихся средством понимания тенденций его развития, его преобразования и адекватную этому уровню знаний деятельность» (21, с. 8).
Халупо О.Н. при исследовании коммуникативной культуры студентов технического вуза понимает ее как «совокупность умений и навыков в области средств общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения» (211, с. 8).
Рассматривая процесс формирования экологической культуры подростков, Иванов В.Д. определяет ее как «неотъемлемый элемент духовного мира личности, экологически ориентированное сознание и поведение, в основе которых лежат гуманистические ценностные ориентации и установки в отношении к природе» (74, с. 9). Итак, анализ показывает, что при определении различных видов культуры и культуры межнационального общения в частности существуют различные подходы, которые сводятся в основном к нескольким ключевым словам: способ (установления, организации отношений, взаимоотношений между людьми различных национальностей); совокупность (идей; ценностей; знаний; умений и действий); единство (сознания и поведения; форм взаимодействия).
На наш взгляд, именно «совокупность» в качестве ключевого слова в определение культуры межнационального общения студентов педвуза позволяет не только отразить специфику культуры межнационального общения, но и показать особенности ее структуры, а также отразить суть формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки.
С учетом этого и анализа философских, психолого-педагогических источников и основных положений о сущности и структуре культуры межнационального общения, рассмотренных в п. 1.1. мы определяем «культуру межнационального общения студентов педвуза» как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента.
Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
В научно-педагогической и психологической литературе уделяется значительное внимание методике проведения исследований. В работах исследователей А.Д. Ботвинникова (34), В.И. Загвязинского (70), А.И. Кочетова (101), І Н.В. Кузьминой (107), А.А. Кыверялга (112), A.M. Новиковой (139), М.Н. Скаткина (187) и др. даются рекомендации по методике проведения эксперимента.
Эксперимент (лат. experimentum) в переводе на русский означает «проба, опыт». В научной литературе имеется достаточно много толкований понятия «эксперимент». В педагогическом словаре под экспериментом понимается научно поставленный опыт с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы (93, с. 168). В педагогической энциклопедии дается следующее определение эксперимента — это один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности (175, с. 610).
М.Н. Скаткин под экспериментом понимает искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях (187, с. 98). По мнению ученого эксперимент по сравнению с простым наблюдением имеет ряд преимуществ:
- эксперимент дает возможность получать такие комбинации обстоятельств, явлений, которые не встречаются в обычных условиях;
- в эксперименте условия явления обычно лучше известны, чем при простом наблюдении; - эксперимент позволяет устранять или, как говорят изолировать те или иные обстоятельства, явления и наблюдать ход явления при отсутствии тех или иных условий.
- искусственное изменение условий в эксперименте позволяет в любое время и многократно получать исследуемое явление в одном и том же виде и благодаря этому изучить его точнее, чем это возможно при простом наблюдении (187, с. 99).
Основываясь на данных определениях, мы в работе присоединяемся к определению понятия эксперимента, данному М.Н. Скаткиным.
Сущность нашего педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ходе педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой.
В процессе разработки программы опытно-экспериментальной работы мы опирались на ряд положений, используемых в научно-педагогической литературе:
Раскрытие методики проведения эксперимента.
Сценарий (сроки, порядок основных мероприятий, процедуры завершения и т.п.).
Создание экспериментальной ситуации (изменение по заданным параметрам педагогических условий деятельности объекта).
Периодическое оценивание состояния исследуемых процессов.
На основе этих положений и существующих рекомендаций нами были определены цель, задачи, методы исследования.
Целью проведения опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий, способствующих эффективному формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.
Исходя из цели, были сформулированы следующие основные задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Разработка критериев и показателей определения уровней сформированное культуры межнационального общения для студентов педагогического вуза.
2. Проведение констатирующего эксперимента для диагностики уровня сформированности культуры межнационального общения.
3. Проведение формирующего эксперимента. Обоснование и апробация педагогических условий, при которых процесс формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза будет проходить наиболее эффективно.
Поскольку решение намеченных задач возможно лишь в практической деятельности педагогического вуза, возникла необходимость в организации опытно-экспериментальной работы. Теоретической основой организации эксперимента явились работы Ю.К. Бабанского (18), В.И. Загвязинского (69) и др.
Экспериментальная работа по исследуемой проблеме проводилась нами в течение пяти лет (с 2000 по 2003 гг.) и представляла собой определенную систему организационно-методических мероприятий, направленных на решение поставленных в диссертационном исследовании задач.
В ходе проведения экспериментальной работы было осуществлено несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
В экспериментальной работе приняли участие 436 студентов пятых курсов следующих факультетов Шадринского государственного педагогического института: физико-математического, филологического, информатики и педагогики и методики начального образования. Экспертами выступали преподаватели Шадринского государственного педагогического института.
Студенческий коллектив Шадринского государственного педагогического института по своему составу является многонациональным, так как формирование его происходит из представителей различных местных этнических групп, а также соседних областей и даже близ лежащих республик. В ШГПИ профессию будущего педагога получают представители более 15 национальностей и народностей.
В рамках нашего исследования был проведен анализ национального состава студентов Шадринского государственного педагогического института на следующих факультетах: физико-математическом, филологическом, информатики, педагогики и методики начального образования. Данные получили следующие: всего студентов на данных факультетах (на 1 сентября 2003 г.) обучается - 1278 человек, из них русских - 92,7%, татар - 3%, казахов - 1,2%, украинцев - 0,7%, башкир - 0,6%, молдаван - 0,6%, белорусов - 0,5%, армян -0,2%, марийцев - 0,2%. На филологическом факультете обучается одна чеченка, на физико-математическом — одна лезгинка, на факультете информатики — один азербайджанец, один еврей, один латыш.
Самым многонациональным является физико-математический факультет и факультет информатики, на которых представителей других национальностей соответственно- 9,8% и 8,89%. На факультете педагогики и методики профессионального образования и филологическом других национальностей значительно меньше - 5,02% и 4,13%. Представители других национальностей приезжают, главным образом, из Курганской области - из Шадринского, Шатровского, Далматовского, Каргапольского, Шумихинского, Катайского, Альменьевского, Сафакулевского, Мокроусовского районов и других районов.