Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы Лескова Инна Александровна

Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы
<
Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лескова Инна Александровна. Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лескова Инна Александровна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т].- Волгоград, 2010.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1704

Введение к работе

Актуальность исследования. Усиление роли самостоятельности и субъектности индивида в современном мире обусловило стратегическую направленность профессионального образования на формирование у будущих специалистов не узкопрофессиональных знаний и умений, а профессионально-личностных качеств, обусловливающих эффективность и самореализацию личности в профессиональной деятельности. Для специалистов в сфере искусства особо значимым в этом смысле является формирование художественно-творческого мышления как базовой предпосылки их успешности в области художественного проектирования и изобразительной деятельности. Рассмотрению этих вопросов посвящены работы А.А. Коблякова, О. Ла-новенко, А.О. Лилова, Дж. И. Ниренберга, Б.А. Столярова.

Художественно-творческое мышление, являясь необходимым профессионально-личностным качеством специалистов художественного профиля, на данный момент не выделено в качестве приоритетного в процессе их подготовки, вследствие чего такие необходимые для творческой самореализации данных специалистов качества, как субъектная культурная позиция, оригинальность, новизна и подвижность художественных ассоциаций, у большинства студентов проявляются спонтанно (по результатам диагностирующего эксперимента -у 76% студентов). Художественному образованию и подготовке специалистов в этой области исследователи уделяют достаточно много внимания (О.А. Блох, Е.Ю. Ежова, Л.А. Рапацкая, Т.Д. Суслова, Т.В. Челышева), но в основном оно направлено на обоснование путей приобретения и развития у них практических навыков владения тем или иным видом искусства и в меньшей степени- на вооружение их опытом художественно-творческого мышления. Как отмечают Е.Ю. Ежова, Л.А. Рапацкая, О.В. Суходольская-Кулешова, ещё не в полной мере используется при этом потенциал дисциплин, отражающих историко-художественный процесс, культуроформирующий опыт великих мастеров искусства прошлого и современной эпохи. Потому особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку содержания и таких средств изучения историко-художе-ственного процесса в мировой культуре, которые будут способны обеспечить развитие художественно-творческого мышления при подготовке студентов художественных специальностей. В качестве предпосылок его формирования исследователи определяют ориентацию будущих специалистов на холическое видение мира, их приобщение к процессу построения функциональной системы знаний об искусстве, обретение опыта формирования художественного замысла, реа-

лизации продуктивной творческой идеи (И.А. Бескова, С.А. Борчи-ков, О.А. Лилов, Дж. И. Ниренберг, Н.В. Рождественская). Этими же авторами рассмотрен художественно-творческий опыт как цель и содержание процесса подготовки студентов художественных специальностей. Они указывают на такие его характеристики, как образность, креативность, внесение собственных смыслов и субъектной авторской позиции в создаваемый творческий продукт, актуализация художественного вкуса.

Важнейшим ресурсом при создании условий для становления художественно-творческого опыта, как отмечается в работах В.Г. Буданова, Л.А. Закса, А.А. Коблякова, О.А. Кривцуна, Е.В. Синцова, является моделирование исторических закономерностей развития искусства. С этих позиций преподавание дисциплин, отражающих историко-художественный процесс, приобретает иной статус, способствуя повышению общекультурного потенциала и формированию художественно-творческого мышления будущих специалистов. В исследованиях по проблемам подготовки специалистов сферы художественного творчества имеются различные подходы к пониманию предмета их деятельности - искусства. Так, авторы, рассматривающие искусство как нерациональную форму познания, представляют историко-художественный процесс как движение смыслов, выраженных образами, создаваемыми средствами того или иного вида искусства. А.С. Ахиезер, И.А.Евин, М.С.Каган, Б.Н. Пойзнер рассматривают искусство как центральную подсистему культуры и форму ее самосознания. В работах Е.Я. Васина, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, М. Верт-геймера, Б.А. Столярова особенности творческого и художественного мышления исследуются с точки зрения эстетики и психологии художественного творчества. Большая группа исследований посвящена обоснованию содержания и методов подготовки будущих специалистов художественного профиля (дизайнеров, художников, музыкантов). Е.Ю. Ежова, А.А. Кобляков, A.M. Новиков, Л.А. Рапац-кая, Т.Д. Суслова, Ю.В. Чайковский, Т.В. Челышева разрабатывают принципы «мягкого» моделирования, применимого в гуманитарной области. Вклад в разработку проблемы вносят и исследования по гуманитаризации образования, отражающие интеграцию естественных и гуманитарных наук и рассматривающие в качестве образовательного приоритета формирование холического видения мира (Е.В. Гривко, В.И. Данильчук, А.А. Касьян, В.М. Симонов и др.). В работах B.C. Ильина, В.В. Краевского, Н.К. Сергеева и др. раскрываются современные подходы к изучению и построению педагогического процесса, среди которых можно назвать целостный подход, рассматривающий педагогический процесс как восхождение к целостности ин-

тегративных новообразований личности; личностный подход, предполагающий включение в содержание образования личностного опыта как «строительного материала» личностных свойств специалиста (А.В. Зеленцова, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков).

Несмотря на значимость художественно-творческого мышления как профессионально-личностного качества для специалистов данной сферы, его формирование еще не представлено в исследованиях как специальная образовательная задача и протекает спонтанно с недостаточной эффективностью. Связано это, прежде всего, с недостаточной изученностью структуры данного типа мышления и его функций в решении профессиональных задач специалистами художественной сферы.

Анализ теоретических исследований и опыта выявил ряд обусловливающих актуальность данного исследования противоречий между:

- необходимостью овладения специалистами художественного
профиля художественно-творческим мышлением и неразработаннос
тью представлений о сущности этого типа мышления, реализующего
холическое мировосприятие, образность, субъектность и др. профес
сиональные качества специалистов данной сферы;

-возможностью развития художественно-творческого мышления студентов при изучении содержания историко-художественного процесса с позиции неклассической и постнеклассической науки, моделирования этого процесса с помощью современных информационных средств и реальным содержанием и методами обучения, ограничивающимися формированием традиционных понятий и не позволяющими построить современную дидактическую систему формирования важнейшего профессионально-личностного качества специалистов художественного профиля;

- необходимостью обоснования системы средств формирования
художественно-творческого мышления, адекватного вышеназванной
сфере деятельности в процессе изучения историко-художественных
дисциплин, и неразработанностью данного аспекта проблемы.

Проблема исследования связана с неразработанностью процесса формирования художественно-творческого мышления (диагностика, отбор содержания художественно-эстетического опыта, технологии) специалистов художественного профиля в процессе изучения дисциплин историко-художественного цикла с использованием возможностей новых информационных технологий (гипертекстовых, диалоговых).

Выделенная проблема и базовые противоречия определили тему исследования: «Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы».

Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов художественного профиля при изучении историко-художествен-ных дисциплин.

Предмет исследования - свойства процесса формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов данной сферы с использованием в качестве дидактического средства информационной модели «самодвижения» искусства.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка дидактических основ процесса формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов при изучении дисциплин историко-художественного цикла может быть обеспечена, если:

при постановке цели художественно-творческое мышление будет рассматриваться как один из видов мышления, актуализируемого в процессе создания продукта, имеющего форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующей творческое Я художника, и обеспечивающего творчески-преобразующие отношения субъекта художественного творчества с объектами внешнего мира, в результате чего создаваемый продукт обретает помимо утилитарного значения еще и художественную значимость;

в качестве психологического механизма формирования данного качества будет актуализировано понимание художественного текста и закономерностей художественного языка, образа как структурной «единицы» произведения искусства, творческого метода и творческого Я художника; логика развития качества будет включать этапы формирования у студентов субъектной культурной позиции; продуктивных компонентов художественно-творческого мышления посредством решения студентами задач из сферы художественного творчества, обеспечивающих холическое (целостно-образное) видение явлений и продуктов искусства;

информационная модель «самодвижения» искусства, представляя собой особым образом организованный гипертекст, будет определять ориентировочную основу деятельности, позволяющей студенту осваивать материал посредством диалога, реализовывать индивидуальный учебный маршрут при изучении историко-художественного процесса, проявляя при этом субъектную культурную позицию в процессе творческого взаимодействия с автором текста;

будет реализована модель процесса формирования художественно-творческого мышления, описывающая последовательность целей и педагогических ситуаций, обусловливающих развитие данного качества.

Цель исследования и гипотетические положения определили исследовательские задачи:

  1. выявить сущность художественно-творческого мышления специалистов художественного профиля;

  2. разработать информационную модель «самодвижения» искусства как дидактическое средство формирования художественно-творческого мышления будущих специалистов;

  3. обосновать средства формирования художественно-творческого мышления.

Методологической основой исследования являются гуманитарно-целостный подход (В.И. Данильчук, B.C. Ильин, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.М. Симонов), исходящий из признания целостности человека, педагогических явлений и процессов и задающий методологические ориентиры исследования художественно-творческого мышления как гуманитарно-целостного новообразования; информационный подход (В.А. Извозчиков, К.К.Ко-лин), рассматривающий психологические процессы как сложную систему процессов переработки информации, претерпевающей на каждом из этапов определенные видоизменения (кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия); культурно-исторический подход (А.С. Ахиезер, В.В. Бычков, А. Гелен, М.А. Каган, И.Кант, О.С. Кривцун, В.М. Межуев, М.Н. Столович), позволяющий делать выводы о соотношении духовной культуры общества и цивилизации, о природе эстетической ценности, образно-холической природе художественного мышления, взаимоотношении личности и культуры; личностный подход (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.А. Якиманская и др.), раскрывающий гуманизацию и гуманитаризацию современной педагогической науки и практики как обращенность к личностным и субъектным проявлениям человека в его диалогичности с миром; системный подход (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, B.C. Лед-нев, В.М. Монахов, Н.Д. Никандров, В.Н. Садовский, В.П. Симонов, В.А. Сластенин, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), в части построения систем гуманитарного типа предлагающий принципы изучения художественно-творческого мышления как интегративного новообразования.

Исследование проводилось в 2004-2009 гг. и включало в себя три этапа.

Теоретико-поисковый (2004-2005 гг.) - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение трудов по философии,

эстетике, искусствознанию, психологии личности, проблемам гуманитаризации образования.

Экспериментально-исследовательский (2005-2006 гг.) - теоретическое осмысление существующего опыта педагогической поддержки ситуации актуализации смыслотворчества в учебном процессе, разработка концептуального инструментария информационной модели «самодвижения» искусства и условий ее реализации.

Завершающий (2006-2009 гг.) - интерпретация полученных результатов исследования, обоснование системы средств педагогического сопровождения ситуации актуализации смыслотворчества, внедрение результатов исследования, оформление диссертации.

Методы исследования. На теоретико-поисковом этапе в соответствии с характером поставленных в работе задач применялись теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения для исследования, изучение и обобщение педагогического опыта, научное наблюдение.

На экспериментально-исследовательском этапе применялись теоретическое моделирование как построение концептуального инструментария информационной модели «самодвижения» искусства, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности учеников.

На завершающем этапе исследование осуществлялось с применением теоретических (сравнение, абстрагирование, обобщение) и статистических (расчёт распределения, математическая обработка исследовательских результатов) методов.

Базой исследования являлся Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета. Всего в эксперименте приняли участие 50 студентов 1-5-го курсов отделения художественно-графического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественно-творческое мышление - один из видов мышления, актуализируемого в процессе создания продукта, имеющего форму художественно-образной, субъективно-смысловой предметности, реализующей творческое Я художника. Суть данного вида мышления в том, что оно обеспечивает творчески-преобразующие, интуитивно-действенные отношения субъекта художественного творчества с объектами внешнего мира, в результате чего он обретает помимо утилитарного значения еще и художественную значимость. Художественно-творческое мышление проявляет себя через ассоциативность, свободу воображения, холическое восприятие. Этот тип мышления обеспечивает эффективность выполнения различных профессиональных

художественно-творческих функций (проектирование образов, форм и коммуникаций, обладающих эстетическим измерением). Критерии его сформированное следующие: субъектная культурная позиция будущего специалиста художественной сферы, проявляющаяся в стремлении реализовать собственное представление о создаваемом продукте (произведении); оригинальность, новизна и подвижность возникающих у будущего специалиста художественных ассоциаций; умение находить собственную интерпретацию художественных явлений; понимание художественного текста и закономерностей художественного языка, образа.

  1. Дидактическим инструментом создания указанных ситуаций выступает информационная модель «самодвижения» искусства, которая представляет собой специфическую систему гуманитарного типа, основанную на информационной гипертекстовой технологии, моделирующей закономерности развития искусства. Пространство гипертекста структурируется системой понятий, позволяющих оформить процессуально-деятельностный компонент информационной модели «самодвижения» искусства, выражая через соответствующий понятийный аппарат динамические характеристики нелинейной среды художественной реальности и являясь ориентировочной основой художественно-проектной деятельности студентов. Это позволяет ставить перед студентами творческие задачи, решение которых предполагает холическое видение явлений и продуктов искусства, и создавать ситуации, моделирующие проектирование образов, форм и коммуникаций, обладающих эстетическим измерением.

  2. Содержательно-процессуальным условием формирования художественно-творческого мышления является последовательность ситуаций, востребующих проявление таких аспектов художественно-творческого мышления, как ассоциативность, свобода воображения, холическое восприятие, необходимые будущим специалистам в их профессиональной деятельности. В процессе формирования художественно-творческого мышления реализуются условия развития данного качества: решение задач из сферы художественного творчества, обеспечивающих холическое видение явлений и продуктов искусства; овладение опытом применения эстетических закономерностей при анализе явлений искусства и рефлексии собственного творчества; овладение способами анализа художественных традиций и школ различных эпох, персоналий; проектирование ситуаций творческого диалога с авторами произведений искусства.

  3. Процесс формирования художественно-творческого мышления включает два этапа:

1) Чувственно-аналитический, в ходе которого происходит формирование основ субъектной культурной позиции обучаемых. Этому

способствуют ситуации «коннотации» и «автокоммуникации», обеспечивающие овладение опытом применения эстетических идей и концепций в художественно-творческой деятельности, формирующие основы субъектной культурной позиции обучаемых. Ситуация критического отбора способствует овладению умением контекстуализи-ровать знания через продуцирование интерпретационной неоднозначности получаемых в процессе обучения сведений. Она даёт также студентам опыт осуществления резонансной взаимосвязи объекта изучения с динамическими характеристиками целостности процесса развития искусства и чувственно-смысловой сферой студента.

2) Творческо-рефлексивный, формирующий продуктивные компоненты художественно-творческого мышления, связанные с пониманием художественного текста, с реализацией в проектировочной деятельности закономерностей художественного языка, образа, творческого метода и творческой личности художника. Здесь формируется умение интегрировать в соответствии с темой разрозненные смысловые звенья из сегментов поликонтекстной среды информационного пространства гипертекстовой модели «самодвижения» искусства. Основополагающей на втором этапе является ситуация «самодостраивания целостного образа», актуализирующая интуицию, что ориентирует студентов на поиск авторских решений проблем художественного проектирования, активизируя дивергентность мышления, позицию сотворчества с авторами произведений искусства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в
нём впервые в качестве средства формирования данного вида мыш
ления разработана и апробирована технология преподавания исто-
рико-художественных дисциплин, основанная на информационной
модели «самодвижения» искусства, в которой благодаря использова
нию технологии гипертекста создаются возможности . " %~" ;
индивидуальной учебной траектории для студентов; дополнены ха
рактеристики художественно-творческого мышления как профессио
нально-личностного качества специалистов художественного профиля
за счет выявления новых аспектов этого качества, проявляющихся в
способности использовать концепции генезиса искусства при проек
тировании художественных образов, сред, коммуникаций. В иссле
довании уточнены критерии сформированности художественно-твор
ческого мышления.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вноситвклад в развитие теоретических основ профессионального образования специалистов гуманитарной сферы. Выводы исследования вносят вклад в создание общетеоретических положений, развивающих научные представления о сущности, содержании и меха-

низмах становления профессионально значимых качеств специалистов сферы художественного творчества, и открывают путь к разработке информационных моделей, позволяющих актуализировать условия развития профессионально-личностных качеств будущих специалистов. Предложенный гипертекстовой подход позволяет расширить сферу приложения концепции личностно ориентированного образования в этой области.

Достоверность результатов обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (искусствознание, эстетика, философия, психология и др.), корректным использованием методов экспериментальной работы, корректной реализацией методологических принципов личностного подхода к решению исследовательских задач, валидно-стью диагностических методик, корректностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических предположений.

Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью использования в процессе подготовки специалистов художественного профиля технологии формирования художественно-творческого мышления на основе методик создания интерпретационного сюжета при проектировании творческого продукта, актуализации субъектной культурной позиции как инструмента самоорганизации эстетического опыта специалистов данной сферы. Результаты исследования найдут применение в процессе преподавания истори-ко-художественных дисциплин студентам высших учебных заведений на основе применения информационных технологий как средств моделирования художественных процессов посредством гипертекста. Исследование вооружает преподавателей гуманитарных дисциплин системой педагогических средств формирования художественно-творческого мышления, способов мониторинга развития профессионально-личностных качеств специалистов художественной сферы.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на Всероссийском научно-практическом форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (Чебоксары, 2004 г.); научно-практической конференции «Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования» (Волгоград, 2007 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2007 г.); научно-практической конференции преподавателей, соискателей и студентов специальности «Дизайн» (Волжский, 2007); международных педагогических чтениях «Урок в современном образовательном

учреждении: теоретические модели, инновационный опыт, факторы и условия эффективности» (Волгоград, 2008 г.); IV Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» (Волгоград, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарно-образовательное пространство в инновационном учреждении: теория и практика» (Волгоград, 2008).

Внедрение результатов исследования происходило в процессе опытной работы в Институте художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Диссертация (159 с.) включает в себя введение (14 с), две главы (гл. 1 -я - 59 с, гл.2-я - 42 с), заключение (6 с), список использованной литературы (199 источников), 7 приложений с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 2 таблицы, систематизирующие эмпирический материал. В первой главе «Опыт художественно-творческого мышления как элемент содержания профессионального образования специалистов художественной сферы» определены сущность, а также критерии и уровни развития художественно-творческого мышления будущих специалистов художественной сферы и психолого-педагогические условия его формирования. Вторая глава «Формирование художественно-творческого мышления будущих специалистов художественной сферы с использованием в качестве дидактического средства информационной модели "самодвижения" искусства» посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по апробированию и конкретизации технологии формирования художественно-творческого мышления студентов на основе реализации возможностей информационной модели "самодвижения" искусства. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

Похожие диссертации на Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы