Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Русскова Галина Геннадьевна

Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза
<
Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Русскова Галина Геннадьевна. Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чебоксары, 2002 254 c. РГБ ОД, 61:04-13/13-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы формирования гуманистической направленности личности студентов в процессе обучения в кооперативном вузе 14

1.1. Формирование гуманистической направленности личности студентов как социально-педагогическая проблема 14

1.2. Сущность и содержание гуманистической направленности личности будущих специалистов для системы потребительской кооперации 56

1.3. Модель формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза 77

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза 116

2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза

2.2. Формирование гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения спецкурса «Русский язык и культура речи как аспект формирования гуманистической направленности личности студентов» 134

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 144

Заключение 157

Библиографический список 160

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические и культурно-ценностные преобразования, происходящие в нашем обществе, предъявляют высокие требования к будущим специалистам, которые ежегодно возрастают. Успех работы во всех сферах производства, в том числе и в кооперативных организациях, зависит не только от уровня подготовленности кадров, умения ориентироваться в новых экономических ситуациях в условиях интенсивного развития рыночных отношений, но и общей гуманистической направленности личности работников.

Вопросы формирования гуманистической направленности личности студентов — важнейшая социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях нужны специалисты, способные адекватно оценивать происходящие в мире, обществе, выражать свое отношение с позиций ценностей, которые отражают их моральный облик. Проблема формирования гуманистической направленности личности будущих специалистов носит комплексный характер. Она относится к числу все еще недостаточно изученных, несмотря на то, что вопросы гуманистической направленности личности были и остаются актуальными во все времена. Проблема гуманистической направленности личности занимала человечество на протяжении веков и тысячелетий, затрагивалась в учениях мыслителей разных времен. Этой проблеме уделялось значительное внимание в советской педагогике. Однако в 90-ые годы прошлого века в связи с часто меняющейся социальной политикой вопросы культуры общества и формирования гуманистической направленности личности отошли на второй план.

В настоящее время в педагогической, психологической, философско-социологической литературе сконцентрировано внимание на исследовании конкретных путей формирования гуманистической направленности личности

#'

индивидов в условиях меняющейся социальной политики. Эти вопросы разрабатывались в трудах Б.Г. Ананьева, А.И. Арнольдова, И.Н. Афанасьева, Г.Н. Волкова, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, А.Я. Гуревича, В.В. Знакова, Д.Е. Ріванова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, В.Ж. Келле, Л.Е. Кертмана, И.С. Кона, В.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, С.Л. Рубинштейна, а также в трудах классиков-педагогов Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.Я. Яковлева и др..

Особо следует отметить исследования, рассматривающие направленность личности в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), научные идеи которой нашли отражение в трудах А.И. Арнольдова, В.Г. Бочаровой, В.А. Сластенина, где дается анализ психолого-педагогической деятельности по формированию гуманистической направленности личности.

Следует отметить, что общетеоретические аспекты формирования гуманистической направленности личности исследованы в трудах П.П. Блонского, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина и многих других ученых. Ю.Р. Вишневский и Л.Я. Рубина свои работы посвятили комплекс-ному исследованию социального облика студенчества.

Гуманизацию личности как психологическую проблему раскрывают в своих трудах В.К. Невлев, А.В. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.

Гуманистическим, нравственно-этическим аспектам подготовки специалистов посвятили свои работы В.П. Бездухов, Х.Г Тхагопсоев, М.В. Фат-хуллин, О.Б. Фомичева, М.А. Федорова, Е.Г. Хрисанова, Е.И. Шулева.

Исследования М.В. Богуславского, Е.В. Бондаревской, Л.П. Буевой, А.Н. Да-илковой, А.В. Зосимовского, Л.Г. Ионина, В.А. Кобылянского и других ученых направлены на изучение личностно-ориентированного образования и общения.

Теория ценностей, разработанная в философско-этических исследованиях, рассматривается в трудах Б.С. Братуся, А.В. Бездухова, М.С. Когана, М. Рокича, Э Фромма и др. Общечеловеческие ценности в различных аспек-

тах изучены В.В. Знаковым, О.Н. Козловой, И.Ф. Кефели, Н.Н. Мироновой, В.Д. Шадриковым и др.

Работы А.И. Кравченко, М.М. Ковалевского, Э. Тэйлора посвящены проблемам генезиса человека как творца и творения культуры, что принято называть культурной антропологией.

Ценностные аспекты студентов анализируются в трудах: Н.Д. Никандро-ва, В.И. Овсянникова, Н.С. Розова, Л.В. Токмаковой, В.М. Утенкова и др.

Вопросы общекооперативной культуры рассматриваются в трудах Л. Маркуса, Л.П. Федоровой, А. Чаянова. Исследованию истории развития кооперативного движения посвятили свои работы Н.К. Батурин, К.И. Вахитов, А.П. Макаренко, Р.И. Хайруллин и др.

В кооперативных уставах рочдейльских ткачей, кроме экономических положений, нашли свое отражение кооперативные ценности. В настоящее время принято считать, что в основу кооперативных ценностей легли общечеловеческие ценности. Этот аспект в теории кооперативного движения занимает одно из важнейших положений и находит свое отражение в работах И.В. Захарова, В.Ф. Ермакова, В.К. Невлева, А.К. Семенова, В.П. Трофимова, Р.П. Хайруллина и др. В специальных исследованиях М.И. Туган-Барановского, М. Фридмена рассматриваются роль и значение моральных норм и ценностей в предпринимательстве и коммерции.

В законах РФ и ЧР «Об образовании» ставятся задачи формирования гуманистической направленности студентов, которые должны решаться как в учебное, так и внеучебное время.

Современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки рассмотрены в трудах: В.П. Бездухова, М.В. Богуславского, М.П. Данилковой, Э.Д. Днепрова, В.А. Сластенина, А. Флиера и др.

Учебные дисциплины имеют различные педагогические возможности в формировании гуманистической направленности личности студентов в соот-

ветствии со спецификой каждого предмета. Вышеназванные аспекты нашли свое отражение в трудах П. Наторпа, В.М. Никитина, И.А. Хроменкова и др.

Некоторые аспекты проблемы совершенствования учебной деятельности в высшей школе разработаны в трудах ученых-педагогов Ю.К. Бабан-ского, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, М.Н. Скаткина и психологов Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.

Следует отметить, что формирование гуманистической направленности личности студентов возможно при изучении как специальных, так и общеобразовательных дисциплин. Из этого вытекает острая необходимость укрепления связей преподавания гуманитарных и специальных дисциплин. В своих работах М.К. Енисеев, О.Г. Максимова, В.К. Кириллов, О.В. Чернова большое внимание уделяют межпредметным связям, что способствует формированию гуманистической направленности личности студентов. Так, нельзя учить праву, макро и микроэкономике, истории, этике в вузе без воспитания у студентов интереса к своему народу, традициям, быту, что в конечном счете формирует гуманистическую направленность студентов (Д.Е. Иванов, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов и др.). Вместе с тем хотелось бы отметить, что вопросы разработки проблем и принципов формирования гуманистической направленности личности студенческой молодежи кооперативных учебных заведений требуют, по нашему мнению, дифференцированного внимания и изучения. Это обусловлено тем, что проблемы гуманистической направленности личности в данной структуре долгие годы оставались второстепенными, хотя и декларировались в различных государственных документах. Формирование гуманистической направленности личности студентов в основном идет в общеобразовательных школах, а студент нацелен на получение профессии, материальный аспект и т. д.

Между тем, несмотря на наличие большого числа глубоких и обстоятельных трудов отечественных и зарубежных педагогов по проблеме формирования гуманистической направленности личности студентов, вопросы совершенствования формирования гуманистической направленности личности

*

студентов, роли общечеловеческих и кооперативных ценностей остаются в недостаточной мере изученными.

С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий формирования гуманистической направленно-^ сти личности студентов кооперативного вуза.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: гуманистически ориентированный процесс обучения студентов кооперативных вузов в современных условиях.

Предмет исследования: педагогические условия формирования гумани
стической направленности личности студентов кооперативного вуза.
, В соответствии с проблемой, объектом, предметом мы выдвигаем сле-

дующие задачи исследования:

осуществить теоретический анализ проблемы исследования, выявить сущность и обосновать содержание и основные подходы гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза;

разработать и обосновать модель процесса формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза;

выявить и обосновать совокупность педагогических условий эффективной реализации разработанной модели формирования гуманистической направленности личности студентов в практике образовательного процесса кооперативного вуза;

разработать и апробировать спецкурс «Русский язык и культура речи как аспект формирования гуманистической направленности личности студентов».

Гипотеза исследования: Если гуманистическая направленность личности студентов кооперативного вуза есть система ценностных ориентации студентов, которая регулирует и направляет деятельность по приобщению

студентов к общечеловеческим и кооперативным ценностям, то формирование данной системы будет успешней, если на основе глубокого теоретического анализа проблемы будут: выявлена сущность, обоснованы содержание и основные подходы, разработана и обоснована модель процесса формирования гуманистической направленности личности и определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих его эффективность.

Методологической основой исследования являются: положения, философской, педагогической и социологической антропологии о человеке как высшей ценности общества и субъекте общественного развития; о его творческой и деятельностной сущности; аксиология как теория ценностей; концепции гуманизации образования; документы об основных направлениях развития высшей школы.

Теоретической базой исследования являются научные концепции и положения, достаточно прочно утвердившиеся в гуманитарных науках:

идеи единства личности и деятельности, сознания и поведения (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Знаков, В.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин),

современные концепции гуманизации образования в процессе профессиональной подготовки (А.В.Бездухов, В.П.Бездухов, М.В.Богуславский, М.П.Данилкова, Э.Д.Днепров, В.А.Сластенин, А.Флиер, И.В.Юстус),

концепции личностно-ориентированного образования (Н.Б. Шмелева, О.И. Донина, СИ. Митин),

этнопедагогические концепции современного образования (К.Ш. Ахия-ров, Г.Н.Волков, В.Н.Иванов, Д.Е.Иванов, Т.Н.Петрова),

философия и методология образования и воспитания (А.И.Арнольдов, М.М.Галагузова, Б.С.Гершунский, А.Я.Гуревич, М.С.Каган, В.Ж.Келле, Л.Е.Кертмен, В.В.Краевский, Б.Т.Лихачев, М.К.Мамардашвили, В.М.Межуев, В.А.Разумный, Д.И.Фильдштейн),

роль и значение кооперативных ценностей в жизни, предпринимательстве, коммерции (К.И.Вахитов, Л.Маркус, А.К.Семенов, Р.П.Хайруллин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования. В его состав вошли наиболее эффективные исследовательские методы педагогики, психологии, социологии и других наук: изучение документов: контент-анализ, анализ нормативных документов высшего специального образования: учебные планы, рабочие программы по специальностям, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, сочинения студентов на заявленную тему; обсервационные методы: педагогическое наблюдение за процессом обучения студентов кооперативного вуза; опросные методы: анкетирование; диагностические методы: тестирование, изучение ценностных ориентации студентов по методике М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, разделенных им на 2 класса: терминальные -ценности-цели и инструментальные - ценности-средства; экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты; методы статистической обработки данных: компьютерные статистические программы.

Опытно-экспериментальной базой исследования служили факультет финансов и кредита, юридический факультет Чебоксарского кооперативного института Московского университета потребительской кооперации.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (1996-1998 гг.) - выявление состояния проблемы в теории и практике путем изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований по проблеме формирования гуманистической направленности личности, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. На этом этапе были выделены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы и аппарат исследования.

Второй этап (1998-1999 гг.) - построение модели процесса формирова
ния гуманистической направленности личности студентов кооперативного
вуза. Поиск оптимальной методики обучения, уточнение целей, содержания,
методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, теоретиче
ское осмысление проблемы.
Третий этап (1999-2002 гг.) - разработка и проведение формирующего

эксперимента. Обобщение полученных результатов, педагогическая интерпретация результатов исследования, их апробация и внедрение результатов исследования в практику кооперативного вуза.

Четвертый этап (2002-2003 гг.) - оформление материалов исследования
в виде диссертации и автореферата.
Щч Наиболее существенные результаты, полученные лично соискате-

лем, их научная новизна и теоретическое значение. В исследовании: проанализирован уровень разработанности проблемы, выявлена сущность и содержание гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза, которая заключается в том, что центром гуманистического мировоззрения является человек, реализующий в своей деятельности ценности; общечеловеческие и кооперативные ценности являются

^ системообразущей основой содержания процесса формирования гумани-

стической направленности личности студентов. На основе анализа существующих концепций гуманистической направленности личности синтезировано и определено понятие "гуманистическая направленность личности студентов кооперативного вуза". Обоснованы основные подходыкфор-мированигогуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза;

Ф обоснована модель процесса формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза в тесной взаимосвязи ее основных компонентов: социального заказа, цели, задач, принципов, содержания, условий, технологии и результата;

определена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспе
чивающих эффективное формирование гуманистической направленности
личности студентов: включение в содержание гуманитарного образования
антропологического материала; актуализация аксиологического аспекта
предметов гуманитарного цикла; приобщение студентов к кооперативным

((0^ ценностям в процессе обучения в вузе;

доказательно представлен разработанный и апробированный спецкурс
"Русский язык и культура речи как аспект формирования гуманистической
направленности личности студентов".

Результаты исследования позволяют осуществить подход к решению

проблемы гуманизации образования, расширяют научные представления о

,^v сущности формирования гуманистической направленности личности студен-

тов кооперативного вуза, конкретизируют личностно-ориентированное содержание подготовки и повышения уровня преподавания дисциплин гуманитарного цикла в той части, которая относится к способам включения общечеловеческих и кооперативных ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования гуманистической направленности личности студентов; способствуют определению методов исследования, с помощью которых изучаются и формируются ценностные ориентации студентов. Разработано и обосновано содержание спецкурса по дисциплине «Русский язык и культура речи как аспект формирования гуманистической направленности личности студентов». Рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы научно-педагогическими, а также практическими работниками для совершенствования учебной и воспитательной работы, организации внеучебной (досуго-вой) деятельности студентов различных типов учебных заведений.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответст-

вием поставленной проблеме; ее осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных. Положения, выносимые на защиту:

  1. Полем формирования гуманистической направленности личности студентов должно стать гуманистическое мировоззрение, сущность которого заключается в том, что центром гуманистического мировоззрения является человек, реализующий в своей деятельности ценности; общечеловеческие и кооперативные ценности являются системообразущей основой содержания процесса формирования гуманистической направленности личности студентов.

  2. Положение о необходимости формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза должно базироваться не только на идее воспитания личности, но и на идеях гуманистически-ориентированной педагогики. В современных условиях требуется принципиально новый способ ориентации студентов в культуре, ценностях. Его обоснование должно быть осуществлено на основе понимания единства антропологического, аксиологического и культурологического подходов.

  3. Формирование гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза предполагает создание модели, включающей такие компоненты, как социальный заказ, цель, задачи, принципы, содержание, технологию формирования работы и отражающей логику педагогических действий. Все компоненты модели взаимосвязаны, что позволило системно подойти к решению проблемы формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза. Реализация вышеназванных компонентов в процессе формирования гуманистической направ-

ленности личности студентов кооперативного вуза обуславливает успешность этого процесса. 4. Совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование гуманистической направленности личности студентов:

включение в содержание гуманитарного образования антропологического материала;

актуализация аксиологического аспекта предметов гуманитарного цикла;

приобщение студентов к кооперативным ценностям в процессе обучения в вузе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, в методических указаниях, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских научно-практических конференциях (Москва, Чебоксары). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Чебоксарском кооперативном институте Московского университета потребительской кооперации.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы (283 наименований) и приложения.

Формирование гуманистической направленности личности студентов как социально-педагогическая проблема

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, затронули все сферы и слои общества, в том числе и сферу образования. Проблема подготовки высококвалифицированных специалистов в этих условиях является одной из основных проблем. В условиях нестабильного экономического и социального развития общества специалист должен иметь глубокую теоретическую подготовку, чтобы гибко реагировать на новые процессы и своевременно творчески находить правильные решения. Для системы потребительской кооперации, как никогда раньше, нужны специалисты не только владеющие глубокими теоретическими знаниями, но и обладающие гуманистической направленностью.

Сегодня, как никогда раньше, перед педагогической наукой остро встал ЩІ вопрос гуманизации образования. Гуманизация образования — это многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. Гуманизация образования не абстрактный призыв к человеколюбию, а признание ценности конкретного индивида, создание условий, направленных на очеловечивание обстоятельств жизни.

Гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) — это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на сча-jf стье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.

Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это делает гуманизм не только мировоззрением отдельного человека, но и общественным явлением.

Первые ростки гуманизма ярче всего обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V в. до н.э.). В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX и XX вв. Социальный характер гуманизма позволяет дать ему еще одно определение. Гуманизм — это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа.

Поскольку гуманизм как мировоззрение не связывает себя с определенной философской или иной системой идеи, то исторически и теоретически существует большое многообразие гуманистических течений и школ. Главные среди них — религиозный и светский (секулярный или гражданский) гуманизм.

Гуманизм носит как дескриптивный характер, предлагая людям определенную картину мира, так и прескриптивный (нормативный), предписывая человеку некоторые правила поведения. Теоретически гуманист это прежде всего доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку ею хорошего в себе, но и принятие определенных обязательств перед самим собой [117, 46].

Среди требований, которые светский гуманизм предъявляет человеку, В. Кувакин различает: личностные (экзистенциальные или смысложизнен-ные), нравственные; гражданские или правовые; эстетические; интеллектуальные; экологические.

К первым относятся требования жить здоровой и осмысленной жизнью, ко вторым — соблюдать общепринятые нормы морали, к третьим — следовать правовым нормам общежития, прежде всего зафиксированным в справедливой и демократически принятой конституции, к четвертым — воспитывать эстетический вкус, умение отличать прекрасное от безобразного, к пятым — культивировать ценности разума, познания, критического мышления, к шестым — соблюдать экологическую этику, направленную на сбережение и оздоровление окружающей среды.

Изначально духу гуманизма было присуще уважение к разуму, познавательным, нравственным и гражданским добродетелям. Поэтому он придает большое значение идее просвещения и самообразования. Это позволяет рассматривать гуманизм как систему знания, психологию и концепцию воспитания [117,47].

Современный гуманизм, творцом и ярким представителем которого был К. Роджерс, кардинально отличается от прежнего развенчанного и развенчавшего себя социального (экономического и политического) гуманизма прежде всего своим предельным психологизмом: ни социальный прогресс, ни экономическое благополучие, ни политическая борьба не являются гуманизирующими, очеловечивающими мир факторами; гуманный облик и свобода человека не есть следствия каких бы то ни было действий и усилий, направленных на внешний объективный мир и на других людей, воспринимаемых как «часть» этого мира. Внешний (внепсихологический) мир не может быть источником и средством гуманизации, так как он сам нуждается в очеловечивании. Нравственный прогресс человека имеет другой источник и другие средства. Внутренний (психологический) мир, человек как «остров внутри себя» (К. Роджерс) становится ареной действия современного гуманизма, психология — его главной наукой [22, 31].

По мнению В.П. Бездухова, чтобы определить педагогические условия, необходимые для формирования гуманистической направленности будущего специалиста, содержания, форм и методов общепедагогической подготовки, следует проанализировать понятие «направленность», во-первых, а во-вторых, определить как конституирующие единицы гуманистической направленности специалиста, так и системообразующее начало гуманистической направленности его деятельности.

В-третьих, следует осмыслить и раскрыть сущность и содержание гуманистической направленности деятельности [22, 41].

Психологическая характеристика направленности человека дана С.Л. Рубинштейном и представляет собой описание того, «чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится» [210, 99].

Анализируя психологическое описание направленности человека, сформулированное С.Л. Рубинштейном, мы видим, что это понятие представляет собой динамическую систему потребностей, мотивов, интересов, устремлений и запросов, находящихся в сложных связях и отношениях, в различных соподчинениях друг к другу.

Идея С.Л. Рубинштейна о том, что реальной деятельности, поведению предшествуют особые состояния человека, получила развитие в психологических исследованиях проблемы направленности личности, предрасположенности человека действовать в конкретных условиях определенным образом.

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что проблема формирования гуманистической направленности личности базируется на культурологическом, аксиологическом и антропологическом подходах.

Культурологический подход связан с понятием «культура», которое означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Сущность и содержание гуманистической направленности личности будущих специалистов для системы потребительской кооперации

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу наиважнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом. Важнейшей, прежде всего в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельного индивида, так и для социальной группы, культуры, нации и, наконец, для человечества в целом.

Анализ литературных источников дает основание сделать вывод о том, что слово «гуманистический» означает «направленный на человека», на студента как ценность, как цель педагогической деятельности, то есть ценности ради другого, реализованные в деятельности и общении в рамках гуманистического подхода к личности.

Гуманистический подход к личности студента и создает те отношения, которые определяют гуманистическую направленность педагогической деятельности и общения преподавателя. Гуманистическая направленность деятельности и общения, в свою очередь, фиксирует гуманистические отношения между преподавателем и студентом (взаимный переход ценностей «для себя» и «для другого»), которые подчиняют себе другие типы отношений. В гуманистических отношениях находят свое выражение потребности и интересы преподавателя в деле воспитания гуманистически ориентированной личности студента [63, 73].

Определяя содержание понятия «гуманистическая направленность личности» студента, мы исходим из положений В.П. Бездухова, о том, что каждая категория фиксирует в первую очередь отношение, которое порождает свойства и воплощается в них.

В своей работе мы базируемся на основных положениях его работы, считая, что в формировании гуманистической направленности личности студентов мотивационная сфера учеников и студентов схожа. Реализация конкретных усвоенных педагогом ценностей, которые, становясь мотивом его деятельности и общения, определяют строение его мотивационной сферы, Щ зависит от:

целей и задач обучения и воспитания школьников в конкретный возрастной период их жизни;

конкретной педагогической ситуации, специально создаваемой или спонтанно возникающей;

уровня воспитанности учащихся (воспитанность как норма отношений к людям, к себе, к миру является четвертым компонентом в содержании образования в школе);

уровня образованности детей (знания как компонент содержания образования являются не только научной ценностью, но и нравственной ценностью);

развитости эмоциональной сферы школьников, от культуры чувств детей (ценность эта обладает эмоциональной притягательностью, вызывает определенный настрой человека на познание, труд, общение; эмоция входит в мотивацию деятельности).

Ценности, реализованные в профессиональной деятельности и общении педагога ради другого, то есть во имя студента, направленные на его развитие, образование и воспитание, на его становление как личности приобретают статус гуманистических ценностей.

Из этого можно сделать вывод, что все нравственные ценности автоматически становятся гуманистическими. Однако это не так, поскольку, по-видимому, необходимо различать ценности «для себя» и ценности «для другого». Последние и приобретают статус гуманистических [22, 59].

В наиболее обобщенном виде гуманизацию образования можно— определить, следуя Э.Д. Днепрову, как преодоление основного порока старой школы — ее обезличенности, поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это — создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения. Это — преодоление прежней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особен -59 ностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира... Гуманизация — ключевой момент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования [63, 73].

Анализ публикаций последнего времени показывает, что в психолого-педагогическом контексте термин «гуманизация» используется в двух значениях.

По мнению А. Орлова, во-первых, под гуманизацией многие авторы понимают гуманитаризацию содержания образования. В данном случае аспектами гуманитаризации оказываются увеличение в учебных программах удельного веса гуманитарных дисциплин при изменении самого типа этих дисциплин с целью развития гуманитарного мышления учащихся и гуманитарного сознания учителей, создание нового поколения учебников и учебных пособии, в том числе и для предметов негуманитарного, естественнонаучного цикла, дифференциация и индивидуализация содержания в соответствии с психологическими особенностями учащихся, диалогизация учебного содержания, преподавание этого содержания в форме разного рода учебных диалогов и т. д. и т. п. Иначе говоря, под гуманизацией понимают приближение к человеку, очеловечивание учебного материала, средств его преподавания и усвоения.

Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза

Теоретико-методологический анализ проблемы, проведенный нами в первой главе диссертации, выступает основой для экспериментального исследования и выявления педагогических условий формирования гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза.

Термин «педагогический эксперимент» мы понимаем в следующем значении: «педагогический эксперимент представляет собой научный опыт, проводимый в определенных условиях и предполагающий преобразование существующих условий. Педагогический эксперимент позволяет: устанавливать взаимосвязь между характером педагогического воздействия и его результатами; сравнивать результаты различных педагогических явлений; повторять отдельные изучаемые педагогические явления в примерно одинаковых условиях; целенаправленно изменять условия педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе» [95, 107].

В связи с коренными реформами социальных отношений в вузах идут противоречивые процессы, детерминирующие систему научно-педагогической деятельности и гуманистических отношений между

профессорско-преподавательским составом и администрацией, коллегами-преподавателями, преподавателями и студентами. Наблюдается обострение нравственно-этических проблем, разрешение которых напрямую связано с повышением эффективности научной, обучающей и воспитательной дея тельности, качеством подготовки специалистов. Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы совершенствования формирования гуманистической направленности личности студентов, а также роли общечеловеческих и кооперативных ценностей в реализации этого процесса. Поэтому целью экспериментального исследова-Ф ния стало определение педагогических условий, способствующих формированию гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза, суть которой состоит в развитии ценностных ориентации и дифференцированной культуры субъекта деятельности, позволяющих реализовать гуманное отношение студентов к конкретному человеку и социальной среде в целом. В этой связи мы считаем необходимым дополнить ведущие принципы обучения, в частности принципы фундаментализации, гуманитаризации и индивидуализации, не менее важными принципами развития, технологизации и систематизации, концентрируя своё внимание как на педагогической, так и на системно-структурной, технологической стороне обучения и развития субъекта деятельности. Это позволяет выстроить в единую исследовательско-экспериментальную технологию весь познавательно-формирующий педагогический инструментарий. В его состав вошли наиболее эффективные исследовательские методы педагогики, психологии, социологии и других наук:

изучение документов, в частности контент-анализ. Осуществлялся анализ нормативных документов высшего специального образования: учебные планы, рабочие программы по специальностям, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также были проанализированы сочинения студентов на заявленную тему.

обсервационные методы - педагогическое наблюдение за процессом обучения студентов кооперативного вуза;

опросные методы - анкетирование - в исследовании применялась анкета (тексты анкет даны в Приложении 1,2), которая дает общее представление о сформированности гуманистической направленности личности студентов кооперативного вуза. Вопросы анкеты были направлены на изучение не только личных ценностей студентов, но и их представлений об общечеловеческих ценностях.

диагностические методы - тестирование. Для изучения системы ценностных ориентации студентов использовалась одноименная методика М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, разделенных им на 2 класса: 1) терминальные - ценности-цели и 2) инструментальные - ценности-средства. Тест определяет содержательную сторону направленности личности: ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, жизненную концепцию и «философию жизни» - именно это лежит в основе гуманистической направленности личности.

экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты),

методы статистической обработки данных (компьютерные статистические программы).

Похожие диссертации на Формирование духовной культуры студентов кооперативного вуза