Введение к работе
Актуальность и значимость темы исследования обусловлены перспективами социально – экономического развития страны на период до 2020 года. Для развивающейся экономики и обеспечения благосостояния населения России особое значение приобретает повышение качества подготовки специалистов в сфере сервисного обслуживания, особенно в области моделирования и конструирования швейных изделий.
Как показывают исследования, одним из приоритетных направлений повышения качества подготовки специалистов по конструированию одежды является обеспечение интеграции культуры будущего специалиста с эстетической стороной результатов его профессиональной подготовки или дизайном. Речь идет о формировании дизайнерской культуры студентов, где дизайн представляет собой процесс и результат художественной творческой проектной и конструкторской деятельности, ставящей своей целью создание новой гармоничной среды, удовлетворяющей социокультурные потребности личности.
Дизайнерская культура специалиста – это целостное качество, отражающееся в его знаниях, умениях, навыках, духовных ценностях, накопленных человечеством, усвоенных и развитых личностью, получающих воплощение в предмете ее деятельности.
Среди исследований в области развития дизайнерского образования следует назвать работы К.Р. Акропова, Л.Ю. Анцукова, И.Ф. Волкова, Н.В. Воронова, М.С. Кагана, К.М. Кантора, Г.Б. Минервина, В.И. Михайленко, И.А. Розенсон, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко и др. Современный опыт дизайн-образования представлен в работах Е.Н. Ковешниковой, В.П. Климова, Л.Б. Переверзева, И.В. Приваловой, В.О. Родина, Х.Г. Тхагапсоева и др.
Среди работ, посвященных истории, теории и методологии дизайн-проектирования следует также назвать научные труды Р. Арнхейма, В.Р. Аронова, Ж. Бодрийяра, В.В. Волковой, В.Л. Глазычева, А.Л. Дижура, К.М. Кантора, Н. Кларка, М.А. Коськова, Г.Н. Лолы, М.К. Мамардашвили, Г.Б. Минервина, С.М. Михайлова, О.И. Нестеренко, Е.А. Розенблюма, В.Ф. Сидоренко, М. Хайдеггера, С.О. Хан-Магомедова, В.Т. Шимко и др.
В последние годы (1998-2009гг.) защищен ряд диссертаций по проблеме формирования культуры в области дизайна у будущих специалистов: Н.В. Геращенко, Т.М. Кауда, Ф.Р. Ковалева, Т.В. Костогриз, Н.Д. Куланина, Л.С. Мазикина, Т.В. Матвеева, Р.И. Набиев, С.Г. Пищев, Н.Е. Сауренко, А.В. Смирнов, Д.В. Томбу, С.В. Фролова и др.
Однако, при всей несомненной теоретической и практической значимости этих работ, следует отметить, что формирование дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды как целостной профессионально-культурной компетентности остается еще малоисследованной проблемой профессиональной педагогики.
Изучение педагогической литературы и анализ существующей практики позволили выявить ряд недостатков в теории и практике формирования дизайнерской культуры будущих специалистов в области конструирования одежды:
-положение о том, что важной частью обеспечения готовности будущих специалистов к конструированию одежды является сформированность у них дизайнерской культуры, еще не стало руководством к действию педагогических коллективов вузов сервиса;
-существующие в вузах сервиса учебные планы и программы не обеспечивают непрерывного и целостного формирования дизайнерской культуры будущих специалистов в области конструирования одежды;
-недостаточна также методическая готовность преподавателей вузов к формированию средствами своего предмета компонентов дизайнерской культуры студентов.
Преодолению указанных недостатков мешают существующие противоречия между:
-приоритетной направленностью в вузах сервиса на специальную инженерную подготовку студентов по конструированию одежды и необходимостью формирования у них дизайнерской культуры;
-потребностью будущих конструкторов одежды в навыках дизайнерской культуры и слишком запоздалым и разрозненным изучением соответствующих дисциплин в учебном плане вузов;
-необходимостью формирования у будущих специалистов целостных знаний и умений в области дизайнерской культуры конструирования одежды и отсутствием комплексного учебно-методического обеспечения этого процесса.
Вышеизложенное в целом является источником научной проблемы исследования: «Каковы теоретико-методологические и практические предпосылки, методические подходы к проектированию и реализации методики формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды?»
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость в деле повышения качества подготовки специалистов в области индустрии моды побудили нас избрать следующую тему диссертационного исследования: «Формирование дизайнерской культуры будущих инженеров-конструкторов швейных изделий».
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью:
-совершенствования качества подготовки специалистов в области конструирования одежды путем формирования у студентов дизайнерской культуры как целостной личностно-профессиональной компетентности;
-определения научно-педагогических основ формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды;
-разработки педагогической системы формирования дизайнерской культуры студентов в области конструирования одежды;
-выявления и создания организационно-педагогических условий обеспечения успешности реализации системы формирования дизайнерской культуры студентов вуза в конструировании швейных изделий.
Цель исследования – путем разработки и реализации методики формирования дизайнерской культуры студентов вузов повысить качество подготовки специалистов в области конструирования швейных изделий.
Объект исследования – процесс подготовки специалистов в вузах сервиса в области конструирования швейных изделий.
Предмет исследования – методика формирования дизайнерской культуры студентов специальности «Конструирование швейных изделий».
Гипотеза исследования. Качество подготовки и конкурентоспособность специалистов в области конструирования швейных изделий в вузах сервисного обслуживания можно значительно повысить, если разработать и реализовать методику формирования их дизайнерской культуры на основе:
-системного подхода;
-определения теоретико-методологических предпосылок проектирования системы формирования дизайнерской культуры будущих конструкторов одежды;
-обоснования концептуальных положений и разработки модели содержания процесса формирования дизайнерской культуры студентов;
-перестройки компонентов существующей системы подготовки студентов под требования системообразующего элемента – формирование дизайнерской культуры;
-создания необходимых организационно-педагогических условий формирования дизайнерской культуры студентов: разработки и реализации спецкурса «Дизайн-культура конструктора одежды» как установочного этапа системы непрерывного формирования дизайнерской культуры будущих специалистов; организации необходимой художественно-эстетической, учебно-педагогической среды, способствующей формированию дизайнерской культуры будущих конструкторов одежды; поэтапного и преемственного формирования дизайнерской культуры в процессе преподавания всех дисциплин учебного плана вуза и др.;
-разработки и внедрения методики формирования дизайнерской культуры будущих специалистов, ориентированной на переход студентов к продуктивному мышлению и творческому саморазвитию.
Задачи исследования:
1.Определить теоретико-методологические основы проектирования модели содержания системы формирования дизайнерской культуры студентов вуза в области конструирования швейных изделий.
2.Обосновать концептуальные положения и спроектировать модель содержания системы формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды.
3.Преобразовать структурные компоненты подготовки специалистов по конструированию одежды (цель, методы обучения, деятельность преподавателей и студентов) в соответствии с разработанной моделью содержания и требованиями принципа культуросообразности и системообразующего целевого элемента - формирование дизайнерской культуры.
4.Выявить и создать организационно-педагогические условия реализации преобразованной системы подготовки специалистов, разработать методику формирования дизайнерской культуры студентов вуза специальности «Конструирование швейных изделий» на примере преподавания курса «Конструирование одежды» и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.
Теоретико-методологические основы исследования.
Работа опирается на:
-результаты исследований в области принципа культуросообразности (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.Р. Вишневский, П.С. Гуревич. Л.И. Коган, В.А. Малахов, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.);
-идеи проектирования новых педагогических систем (В.С. Безрукова, А.Л. Бусыгина, В.А. Гусев, Ю.А. Кустов, В.Н. Михелькевич, Е.Л. Осоргин и др.)
-теорию системного подхода к анализу педагогических процессов (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина и др.);
-современные подходы к демократизации и гуманизации образования (Б.С. Гершунский, В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов, К.Колин, Ю.П. Свириденко, И.Б. Федоров и др.);
-концепции компетентностно-ориентированного, личностно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития личности (Н.А. Алексеев, В.И. Андреев, В.И. Байденко, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.В. Малышева, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, И.С. Якиманская и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования:
-теоретические методы: системный подход; анализ и синтез; педагогическое проектирование; моделирование; логические заключения на основе индукции, дедукции, обобщений и выводов;
-эмпирические методы: изучение литературы по теме исследования; анкетирование, тестирование, наблюдение; анализ структуры и содержания учебных планов и программ вузов сервиса, учебных пособий по предметам.
Опытно-экспериментальной базой исследования является факультет технологий сервиса филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самара, кафедра «Проектирования технологий в сервисе», Самарская государственная академия культуры и искусств, Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Первая частная фабрика «Тавифа» в г. Самара. В опытной работе приняло участие 1642 студента и преподавателя.
Этапы исследования
Исследование велось в течении восьми лет (2002-2010гг.) и состояло из трех этапов.
1 этап - поисково-подготовительный (2002-2004гг.).
2этап - теоретико-проектировочный (2004-2007гг.) - определялись научно-методологические предпосылки исследования; уточнялась исходная гипотеза; велось обоснование концептуальных положений проектирования модели системы формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды; проектировалась модель содержания системы; перерабатывались структурные компоненты существующей системы подготовки студентов по специальности «Конструирование швейных изделий» (цель, структура учебного плана, средства, методы обучения, организация деятельности преподавателей и студентов) в соответствии с требованиями обеспечения педагогических условий успешного формирования дизайнерской культуры будущих специалистов; осуществлялась опытная реализация образовательно-профессиональных программ в базовом высшем профессиональном учебном заведении.
3 этап – экспериментально-обобщающий (2007-2010 гг.) –
проводилось опытно-экспериментальное определение эффективности реализации спроектированной системы и внедрение позитивных результатов исследования в педагогическую практику; велось литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации на основе теории личностно-ориентированного профессионального образования, идеи творческого саморазвития будущих конструкторов швейных изделий:
-определены теоретико-методологические предпосылки проектирования системы формирования дизайнерской культуры студентов вуза в области конструирования одежды;
-обоснованы концептуальные положения, спроектирована модель содержания и определены компоненты системы формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию швейных изделий;
-преобразованы структурные компоненты подготовки специалистов в области конструирования одежды (цель, методы обучения, деятельность преподавателей и студентов) в соответствии с разработанной моделью содержания, требованиями системообразующего фактора – принципа культуросообразности и системообразующего целевого элемента - формирование дизайнерской культуры;
-разработана методика формирования дизайнерской культуры студентов вуза специальности «Конструирование швейных изделий» на примере преподавания курса «Конструирование одежды».
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
-научно обоснованный и реализованный в исследовании теоретико-методологический подход к определению научных предпосылок проектирования системы формирования дизайнерской культуры будущих конструкторов одежды может быть перенесен на проектирование подготовки бакалавров;
-раскрытием в исследовании сущности интегративного понятия «Дизайнерская культура» будущих специалистов по конструированию одежды внесен определенный вклад в понятийно-терминологический аппарат теории и методики профессионального образования;
-определенные в исследовании особенности требований и правил принципа культуросообразности как системообразующего фактора доказывают необходимость обеспечения контекстной направленности требований и правил других дидактических принципов;
- сформулированную и реализованную в исследовании идею поэтапного и непрерывного формирования дизайнерской культуры будущих специалистов целесообразно перенести на разработку новых инновационных педагогических систем.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что спроектированная педагогическая система формирования дизайнерской культуры у будущих инженеров-конструкторов швейных изделий и обеспечивающий ее реализацию учебно-методический комплекс (из восьми методических рекомендаций для преподавателей и методических указаний для студентов) внедрены в учебный процесс Самарского филиала Российского государственного университета туризма и сервиса и других учреждений профессионального образования Поволжского региона.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: анализом теоретических и опытных работ по проблеме исследования; выявлением методологических, психологических и дидактических предпосылок выполняемого педагогического проектирования; адекватностью методов исследования его целям и задачам; репрезентативностью выборки; интеграцией научного поиска с практической деятельностью и ориентацией на неё; реализацией системного и компетентностно-ориентированного подходов; решением поставленных в исследовании задач; оперативным внесением корректив в гипотезу и организацию опытной работы; экспериментальной проверкой эффективности системы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе подготовки конструкторов швейных изделий в Самарском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса; докладывались, обсуждались и получили одобрения на:
Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара 2004г., филиал ГОУ ВПО «МГУС»); Международном Конгрессе «Этика и гуманизм» (Крым-Алушта 2005г.); Второй Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара 2006г., филиал ГОУ ВПО «МГУС»); Международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов: «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н/Новгород, 2007г., ГОУ ВПО Волжский государственный инженерно-педагогический университет); Третьей Всероссийской научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития сервиса: образование, управление, технологии» (Самара, 2008г., филиал ФГОУВПО «РГУТиС»); VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2009г., «Волжский университет им. В.Н. Татищева»).
Результаты исследования докладывались также на заседаниях кафедры проектирования технологий в сервисе ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (филиал в г. Самара), кафедры декоративно-прикладного творчества ГОУ ВПО «Самарская государственная академия культуры и искусств», кафедры педагогики и методик преподавания ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», где получили одобрение и поддержку.
На защиту выносятся:
1.Теоретико-методологические предпосылки проектирования системы формирования дизайнерской культуры студентов специальности «Конструирование швейных изделий».
2.Концептуальные положения и модель содержания системы формирования дизайнерской культуры будущих специалистов по конструированию одежды.
3.Технология преобразования структурных компонентов педагогической системы подготовки специалистов в области конструирования одежды (цели, средства педагогической коммуникации, деятельности преподавателей и студентов) в соответствии с разработанной моделью системы содержания, требованиями системообразующего целевого компонента – дизайнерской культуры и системообразующего фактора - принципа культуросообразности.
4.Организационно-педагогические условия эффективной реализации спроектированной системы формирования дизайнерской культуры будущих конструкторов швейных изделий: разработка спецкурса «Дизайн-культура конструктора одежды»; создание учебно-педагогической среды, способствующей формированию дизайнерской культуры будущих конструкторов одежды; определение содержания поэтапного формирования дизайнерской культуры с участием преподавателей всех дисциплин учебного плана вуза; повышение квалификации преподавателей вуза в области формирования дизайнерской культуры студентов; разработка системы вовлечения студентов в разнообразные виды деятельности, способствующие формированию их дизайнерской культуры.
Структура и объем диссертации. Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы из 277 наименований, содержит 12 приложений, 20 рисунков, 28 таблиц. Общий объем диссертации составляет 208 страниц.