Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль традиционной политической культуры в политических процессах современной России Рогозин Эрнест Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рогозин Эрнест Владимирович. Роль традиционной политической культуры в политических процессах современной России : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Рогозин Эрнест Владимирович; [Место защиты: Ин-т социологии РАН].- Москва, 2009.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Эффективность политики модернизации российского общества во многом зависит от преодоления традиционалистских черт политической культуры, препятствующих трансформационным процессам в стране Именно этим обусловлена актуальность выбранной темы, посвященной анализу механизмов формирования и воспроизводства традиционной политической культуры в России, причин ее устойчивого влияния на современные политические процессы В контексте данной темы несомненный интерес представляет рассмотрение институциональных форм государства, а также ценностных установок, норм поведения, политической активности и ориентации индивидов, характера их реагирования и влияния на политические процессы

В диссертации исследуются

социокультурные предпосылки складывания характерных особенностей политической культуры России в различные исторические эпохи, начиная с Московской Руси и вплоть до наших дней,

роль центральной зоны культуры в формировании и воспроизводстве специфики политической культуры российского общества,

тип политической культуры, сформировавшийся в России,

политические традиции как центральный элемент политической культуры,

Традиционная политическая культура трактуется в работе как набор устоявшихся стереотипных ценностей и представлений, которые передаются от поколения к поколению и определяют систему политических ориентации и образцы политического поведения членов общества, а также тип взаимодействия государства и общества

Современная политическая культура рассматривается как совокупность рациональных ценностей, она направлена на формирование социально активной личности и ориентирует членов общества на конструктивную

деятельность в сфере политики, в результате которой общество получает социально значимые и полезные результаты от властных структур

Политические традиции и наиболее устойчивые ценности образуют, так называемую, центральную зону политической культуры1 - (ее ядро)

Центральная зона политической культуры - социокультурное поле, в рамках которого осуществляется накопление специфических форм политической культуры, выработанных данным обществом на различных исторических этапах и проявляющихся в традициях, обычаях, символах и т д В центральной зоне кристаллизуются и укореняются устойчивые ментальные ценности, передающие через коммуникативные каналы импульсы обществу, и определяющие установки и нормы поведения людей Содержание центральной зоны культуры образует информационно-коммуникативную сетку, через которую члены общества смотрят на мир и оценивают происходящие процессы Именно на этой основе формируются представления людей об общественной реальности, модели их поведения и реагирования

Центральная зона политической культуры определяет общие ориентиры поведения людей и тип взаимодействия государства и общества В наполнении центральной зоны политической культуры такими идеологемами и мифолої емами, как «Москва - Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность» (дореволюционная Россия), или « победа мировой революции», « коммунистическое будущее страны», «незыблемость советского строя» и др (советский период) или «особый путь России» (современный период) проявляется традиционный характер политической культуры В таком случае в обществе возникают определенные формы политики -государствоцентризм и изоляционизм - и соответствующие им нормы поведения людей

Концепцию центральной зоны культуры в контексте этнопсихологии разработали Эдвард Шилз, Шмуэль Айзенштадг (применил ее для объяснения феномена этнической традиции), Светлана Лурье и др

Если содержание центральной зоны культуры составляют такие социокультурные категории как верховенство закона, равенство всех перед законом, права и свободы личности, а также «социальное благополучие», «повышение уровня и качества жизни населения» и т п , то можно говорить о новых традициях и современных формах политической культуры Тогда политико-правовые процессы направлены на решение социальных задач и проблем, и граждане ожидают от государственных органов соответствующих результатов их деятельности, по которым оценивается эффективность политического курса страны

В первом случае традиционная политическая культура обусловливает иерархический тип взаимодействия между обществом и государством, а во втором - современные политические традиции способствуют формированию сетевой системы отношений в обществе

Проблема исследования. В работе исследуется тип взаимодействия власти и общества в России в различные исторические эпохи Рассмотренные в работе политические модели государственности России монархической, советской и современной (переходной к демократическому обществу) позволяют обнаружить сходные проблемы

1 Специфика отношений между обществом и государством

При монархическом режиме, советском юсударстве и в современной России поддерживается иерархическая форма взаимодействия, принцип господства - подчинения между государством и обществом, патернализм

2 Особенности государственной поттики сочетание элементов
авторитаризма, бюрократизма, отстаивания собственных интересов правящей

«Политическая сеть представ.шет собой набор относительно стабильных взаимоотношений по природе неиерархичесюгх и взаимозависимых, связывающих многообразие акторов, которые разделяют относительно политики общие интересы и которые обмениваются ресурсами для того, чтобы продвинуть эти шгтересы, признавая, что кооперацій является наилучшим способом достижения общих налей» (В0Г7ЄІ T Organizing Babylon - on the Different Conceptions of Policy Networks II Public Administration 1998 -Vol 76 -№2 -P358)

верхушкой, государствоцентризм, подчинение интересов общества интересам власти и т д

3 Ценностные установки индивидов приверженность к традиционным стереотипам сознания и поведения, действия личности мотивированы не индивидуальными, а коллективными установками, сакрализация и персонификация верховной власти, ожидание социальных благ от государства, а не от проявления личной инициативы и т п

Гипотеза исследования - предполагается возможность трансформации традиционной политической культуры в России посредством политической социализации членов общества

Объект исследования - российская политическая культура и взаимодействие государства и общества

Предмет исследования - центральная зона традиционной политической культуры и ее роль в современных политических процессах

Цель исследования: обосновать возможность замены традиционных ценностей политической культуры современными, направленными на усиление позиции граждан в обществе для обеспечения партнерских отношений между обществом и властью

Задачи исследования:

  1. Выявить социокультурные предпосылки формирования российской политической культуры

  2. Показать специфику образования центральной зоны культуры и ее роль в исследовании проблем политической культуры

  1. Определить тип российской политической культуры и раскрыть его характерные особенности

  2. Выявить факторы, способствующие трансформации традиционной политической культуры в современную

  3. Показать актуальность разработки современной социокультурной политики в контексте оказания воздействия на центральную зону

политической культуры как условие и средство трансформации политической культуры России

Теоретические и методологические основы исследования

Исследование проблем политической культуры предполагает применение методов исторической, политической и культурной антропологии, с помощью которых осуществляется разносторонний подход к изучению феномена менталитета, национально-культурного наследия, осмыслению форм политической культуры, их роли в современных политических процессах

При разработке темы автор опирался на работы представителей французской «Школы Анналов» - Марка Блока (1886-1944), Шарля Блондсля (1876-1939), Фернана Броделя (1902-1985), Габриэля Ле Бра (1891-1970), Жака Ле Гоффа (р 1924), Люсьена Февра (1878-1956)3 и других, работавших и работающих над проблемами политической культуры Основатели этой школы Люсьен Февр и Марк Блок ввели в лексикон социальных наук понятие «менталитета» и заложили основы теории менталыюсти

Существуют историко-антропологические исследования традиционной политической культуры - Эдварда П Томпсона (1924-1993) о «плебейской культуре», Питера Берка (р 1937) - о европейской народной культуре, Робера Мухембледа (р 1944) - о взаимоотношении народной и элитарной культур,

3 Bloch Marc La societe feodale Vol 1-2 - Pans, 1939-1940, Bloch Marc Apologie pour l'histoire ou Metier d histonen -Pans, 1949, Blondel Charles La conscience morbide -Pans 1914 Blondel Charles Laps\chanal\se - Pans, 1924 Blondel Charles La mentalite primitive - Pans, 1926 Blondel Charles L'mtroduction a la psjchologie collective -Pans, 1928, Braudel Fernand. Civilisationmatenelleetcapitahsme XV—XVHI siecles -Pans, 1967 (Бродель Фернан Материатыгая цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVUI вв -М Весь Мир, 2007), Febvre Lucien Un destin, Martin Lutlier - Pans Presses Universitaires de France, 1928 Febvre Lucien Combats pour 1 historre -Pans Armand Colin, 1953 Febvre Lucien Pour une histoire a part entiere -Pans SEVPEN, 1962, Le Bras Gabriel Institutions ecclesiastiques de la chrftiente medievale Vol 1-2 - Pans Tournai, 1959-1964, Le Goff Jacques Les intellectuels au Moyen Age - Pans Le Semi, 1957 Le Goff Jacques Faire de 1 histoire (Avec Pierre Nora) - Pans Gallimard, 1986 Le Goff J Histoire et memoire - Pans Galhrnard, 1988 Le Goff Jacques De la pertinence de mettre une ceuvre contemporame dans un lieu charge d'histoire - Pans Le Peregnnateur, 2003

Ульриха Раульффа (р 1950) - теория менгальности, Райнхарда Зидера (р 1950) - роль поведения, привычек и т д 4

Для раскрытия темы использовались концепции Льюиса Моргана (1818-1881) - основоположника антропологии, внесшего огромный вклад в разработку методологии исследования и периодизации исторических этапов в развитии общества , Герберта Спенсера (1920-1903) - английского ученого-позитивиста, основоположника социологии6, Эдварда Тайлора (1832-1917) -английского этнографа, который понимал развитие культуры как естественно-исторический процесс, происходящий по объективным законам, он разработал прием типологического сравнения, используемый для сравнительно-исторического метода

Традицию этих ученых продолжили Джеймс Фрэйзер (1854-1941) -английский этнограф и антрополог, представитель феноменологической и функционалистской школы, проследивший связь между легендами, обрядами, мировыми религиями и традициями8, Рут Бенедикт (1887-1948) -американский социолог и этнограф, которая рассматривала культуру как интеллектуальную конструкцию и на этой основе она построила модели культуры разных обществ , Франц Боас (1858-1942) - американско-немецкий

4 Burke Peter Popular Culture in Earl} Modem Europe - Cambridge University Press, 1978 Burke Peter History
and Social Theory - Cambridge University Press, 1991 Burke Peter Varieties of cultural history - Cambridge
University Press, 1997, Muchembled Robert Kultur dcs Volks - Kultur der Eliten Die Geschichte einer
erfolgreichen Verdrangung 2-teAuflage - Stuttgart, 1984, RaulffUlnch VomUmschreibender Gedichte -Berlin,
1986, Зидер Райнхард Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVHI в - XX
в) - М Втадос, 1997, Томпсон Эдвард П Плебейская культура и моральная экономия // История
меіггальностей, историческая антропология Зарубежные исследования в обзорах и рефератах - М, 1996

5 Morgan Lews Ancient Society or Researches m the lmes of Human Progress from savagery through barbarism to
civilization -L McMillan & Company, 1877 (Перевод на русек яз Морган Льюис Древнее общество или
исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации Под ред М О
Косвена -Л, 1933)

6 Spencer Herbert. The Proper Sphere of Government - L, 1843 Spencer Herbert Education Intellectual, Moral,
Physical -L , 1861 Spencer Herbert The Man versus the State -L,1884 Spencer Herbert Justice - L , 1891,

7 Ту lor Edward Anthropology - L , 1881,

8 Frazer James Psyche's Task. - L McMillan & Company, 1909

9 Benedict Ruth. Patterns of Culture -NY Houghton Mifflin, 1934

антрополог, исследователь культуры разных народов и Маргарет Мид (1901-1978) - американский антрополог, ученица ФБоаса и Р Бенедикт, которая провела сравниіельное исследование типов национальных характеров, направленное на преодоление культурных стереотипов"

В диссертационной работе были использованы труды отечественных исследователей, применивших антропологический метод в рамках исторического изучения культуры, менталыюсти, семьи и всей структурной картины русского общества в историческом контексте 12

Исследования западных и отечественных ученых дают теоретическую основу для применения методов исторической, культурной и политической антропологии в изучении проблем политической культуры

Положення диссертационной работы, выносимые на защиту:

1 В России сформировался патерналистско-подданнический тип
политической культуры, со свойственными ему признаками авторитарной
формы правления (государствоцентризмом, патернализмом, сакрализацией и
персонификацией верховной власти) Патерналистско-подданническому типу
политической культуры соответствовал иерархический тип взаимодействия
между государством и обществом, основанный на принципе господства -
подчинения, что не создавало условия для формирования культуры
граждане і венности

2 Политические режимы на различных исторических этапах менялись,
однако ломки социокультурной парадигмы не произошло, что

10BoasFranz Anthropology and modem life - L , 1929, Boas Franz Race, language and culture -N Y,1940,

11 Mead Margareth Anthropology A Human Science - Columbia University Press, 1964, Mead Margareth Culture
and Commitment A Study of the Generation Gap - Columbia Unrversrty Press, 1970

12 Гуревич А Я Историческая наука и историческая антропология II Вопросы философии. - 1988 -№1 -С
56-70 Гуревич А Я Историческая антропология проблемы социальной и культурной истории // Вестник
АН СССР - 1989 -№7 -С 71-78 Гуревич А Я Категории средневековой культуры -М, 1972 - С 13
Гуревич А Я Проб лемы средневековой народной кутьтуры -М.1981 Гуревич А Я Культура и общество
средневековой Европы глазами современников - М., 1989 Гуревич А Я Индивид и социум на
средневековом Западе - М, 2005, Человек в круту семьи Очерки по истории частной жизни в Европе до
начала Нового времени / Под ред Ю Л. Бессмертного - М, 19%, Человек в шіре чу вств Очерки по истории
частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала Нового времени / Отв ред Ю Л Бессмертный
- М, 2000, Миронов Б Н Социальная история России периода империи (XVHI в - начало XX в ) - СПб
Питер, 2006, Русская религиозность проблемы изучения/Сост А И Алексеев, АС Лавров - СПб , 2000 и
ДР

способствовало сохранению традиционалистских черт политической культуры

3 Преемственность традиционной политической культуры обусловливается
устойчивостью содержания центральной зоны культуры и действием ее
защитного механизма, который выполняет адаптационно-охранительную
функцию, обеспечивая воспроизводство такой культуры

4 В политическом сознании россиян и в современный период по-прежнему
доминируют традиционные ценности, которые не способствуют
самоорганизации индивидов, групп, общностей и формированию культуры
сеіевого взаимодействия государства и общества

5 Приверженность общества к традиционным ценностям не означает их
незыблемости Одним из способов трансформации политической культуры
может служить разработка современной социокультурной политики и ее
реализация

Новизна диссертационного исследования:

  1. В диссертационной работе автором впервые в отечественной политической науке предлагается, ранее разработанный в этнопсихологии, концепт центральной зоны политической культуры для типологизации политической культуры и изучения процессов ее формирования, функционирования и воспроизводства

  2. В диссертации использованы методы современной исторической, политической и культурной антропологии как способ исследования политике - правовых процессов в российском обществе

Практическая значимость работы Используемые в работе методы исследования и анализ традиционной политической культуры российского общества имеют научно-практическое значение Результаты исследования могут быть использованы государственными учреждениями различного уровня, органами местного самоуправления, общественными организациями при разработке программ государственного управления, подготовке национальных проектов,

концепций социально-ориентированной политики, культурной политики Наконец, материалы диссертационной работы могут быть использованы в исследованиях в области политологии, права, социологии, истории, культурологии, а также в качестве спецпредмета в различных образовательных центрах

Степень научной разработанности темы. Автор раскрывает тему на основе трудов, как зарубежных, так и отечественных исследователей, в том числе Гэбриэла Алмонда, Сиднея Вербы, Шмуэля Айзенштадта, Клиффорда Гиртца, Кристофа Вульфа, Клода Леви-Строса, Толкотта Парсонса, Ричарда Пайпса, Роберта Патнэма, Мишеля Фуко13 и др

Среди отечественных исследователей важную роль в разработке данной темы сыграли труды классиков - IIА Бердяева, В О Ключевского, С М Соловьева, а также современных исследователей - А С Ахиезера, В А Ачкасова, Э Я Баталова, Н И Бирюкова, С Н Гаврова, И И Глебовой, В Я Гельмана, А Б Гофмана, АЛ Гудзенко, ТМ Дридзе, ЛМ Дробижевой, Т И Заславской, Б И Зеленко, А Ю Зудина, К М Каптора, В М Каирова, О В Крыштановской, С В Лурье, О Ю Малиновой, И Л Недяк, И Б Орлова, Э А Орловой, С В Патрушева, Т В Павловой, А М Салмина, В М Сергеева,

13 Almond Gabnel, Verba Sidney The Civic Culture, Political Attitudes and Democracy in Five Nations -Princeton, 1963, Almond Gannel A Discipline Divided Schools and Sects in Political Science - L, 1990 Eisenstadt Shmuel Modernization Protest and Change - NY Englewood Cliffs, 1966 Eisenstadt Shmuel Tradition, change and modernity -NY, 1973 Айзепштадт Шчуэть Ревотюция и преобразование обществ Сравнительное изучение цивилизаций - М, 1999, Вутьф Кристоф Антропология История, культура, философия - СПб Изд-во СПбГУ, 2008, Geertz Cliflord The Interpretation of Cultures -N Y Basic Books, 2000, Levi-Strauss С Structural Antliropology -NY Basic Books, 1963, Пайпс Ричард Россия при старом режиме - М Захаров, 2004 Пайпс Ричард Pjecrarit консерватизм и его критики Исследование политической культуры - М Фонд 'Либеральная Миссия" // Новое издательство, 2008, Парсонс Толкотт Система современных обществ - М Аспект-Пресс, 1997, Парсонс Толкотт О структуре социального действия - М Академический проект, 2000, Парсонс Толкотт О социальных системах - М Академический проект, 2002, Патнэм Роберт Чтобы демократия сработала - М Ad Marginem, 1996, Фуко Мишель Надзирать и наказывать -М Ad Marginem, 1999

Э А Паина, Ю С Пивоварова, М Ю Урнова, А Б Шатилова, М X Фарукпшна, С В Цирель, А Д Хлопина, А Н Юртаева14 и других

14 Ахиезер А С Методология социокультурного исследования переходных процессов (на материале России)

М, 1997 Ахиезер АС Россия критика исторического опыта В 3-х томах - М, 1991, Ачкасов В А Трансформация традиций и потитическая модернизация феномен российского традиционализма // Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности) Сборник статей под ред Ю Н Сотошша - СПб Изд СПбГУ, 2004, Баталов Э Я Политическая культура Понятие и феномен//Политика Проблемы теории и практики -Выл VD -42 -М, 1991 Баталов Э Я Потитическая культура совремеїшого американского общества - М, 1990, Бирюков Н И, Сергеев В М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Полис - 1997 - №3 Бирюков ІЇ И, Сергеев В М Парламентская деятельность и политическая культура // Общественные науки и современность - 1995 - №1, Глебова И И Образы прошлого в структуре политической культуры России Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук - М, 2007, Дридзе Т М, Орлова Э А Основы социокультурного проектирования - М, 1995, Заславская ТИ Социетальная трансформация российского общества Детально-структурная концепция - М Дало, 2002, Зеленко Б И Демократический транзит в России Социально-политические аспекты - М Институт социологии РАН, 2007, Зудин А Ю Траддционализация и укоренение политических инноваций к постановке проблемы // Общественные науки и современность -2007 -№4 -С 67-79, Кантор К М История против прогресса -М, 1992, Крыштшювская О В Бизнес-элита и олш архи Итсги десятилетия // Мир России. - 2002 - №4 Крыштщювская О В Анатомия российской элиты - М Изд «Захаров», 2005, Малинова ОЮ Либерализм и политическая культура современной России на примере анализа партийной идеологии // Образы власти в политической культуре России Под ред ЕБ Шестопал -М, 2000, Недяк И Л. Политический маркетинг Основы теории

М Издательство "Весь мир', 2008, Орлов И Б Политическая культура России XX века - М, 2008, Павлова Т В, Патрушев С В , Хлопин А Д Российская повседневность и политическая культура в 1990-е годы // Институциональная политология Современный инсгитуционализч и поіигическая трансформация России Под ред Патр\шева С В - М ИСП РАН, 2006, Патрушев С В, Хлопин А Д Власть и народ в России обновление повседневных практик и варианты универсализации институционального порядка (Проект РГНФ, 2001-2002 гг) // Институциональная политология Современный институционализм и политическая трансформация России - М ИСП РАН, 2006, Паші Э А Между империей и нацией Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России 2 изд доп

М Новое издательство, 2004 Шин Э А Распутица Полемические размышления о предопределенности пути России -М РОССПЭН.2009, Пивоваров Ю С Русская политическая традиция и современность -М, 2006 Пивоваров Ю С Два века русской мысли - М, 2006, Рукавшглвтков В О Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал - 1998 - №1, Трушков В В Общество и отечественная политическая культура XX века - М, 2001, Урнов М Ю Эмоции в политическом поведении

М Аспект-пресс, 2008, Шатилов А Постсоветские подходы к изучению политической культуры // Pro et contra - 2002 - Т 7 - №3, Фарукшин М X, Юртаев А Н От культуры конфронтации к культуре диалога // Политические исследования -1992 - №3, Цирель С В Когда в России будет демократия или Наказ внукам // Общественные науки и современность - 2008 - №1, Яковенко ИГ Риски социальной трансформации российского общества культурологический аспект -М,2006

Основные результаты исследования, полученные автором:

Центральная зона политической культуры, образуя коммуникативные каналы и наполняя их определенным содержанием, выполняет информационную роль и, передавая соответствующие импульсы обществу, определяет типы реагирования граждан на политические процессы

Концепт центральной зоны политической культуры может служить инструментом для исследования проблем политической культуры

Традиционалистские политико-правовые особенности российской политической культуры - один из факторов, способствующих и в настоящее время поддержанию бюрократической вертикали власти на основе иерархического принципа правления

Содержание центральной зоны культуры меняется медленнее, чем происходят трансформации в обществе Поэтому для того, чтобы центральная зона наполнилась новым содержанием, соответствующим современной политической культуре, необходимо взаимодействие ряда факторов динамичное развитие новых политических и социальных отношений в обществе, демифологизация и рационализация общественного сознания, выработка эффективных демократических моделей политической социализации наряду с социализирующей политикой государства, складывание культуры гражданственности в процессе гражданских действий и воспитание социально деятельностной личности, формирование политической элиты нового типа и т д

Апробация диссертационной работы

Основные положения, идеи и выводы диссертации апробированы автором

в докладах и сообщениях, представленных на международных научных

конференциях, в том числе на международной конференции «Россия - Иран

Диалог культур» (200бг), «Глобализация и терроризм противоречия и

угрозы XXI века" (2008г) По теме диссертационной работы автором были опубликованы статьи в научных журналах

Диссертационная работа обсуждалась и получила положительную оценку в Российском институте культурологии и в Центре политологии и политической социологии Института социологии РАН Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, списка источников и литературы, приложения

Похожие диссертации на Роль традиционной политической культуры в политических процессах современной России