Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы исследования политической коммуникации 9
1.1 Становление и развитие теории политической коммуникации в научных исследованиях 9
1.2 Сущность и особенности коммуникативных процессов в политической сфере 18
1.3 Формирование политического коммуникативного пространства 24
ГЛАВА II. Телевидение в структуре политической коммуникации 43
2.1 Политические функции телевидения 43
2.2 Телевизионные жанры и возможности ТВ в политике 56
2.3 Политическая пропаганда на телеэкране 87
ГЛАВА III Специфика развития телевидения как политического фактора в России 99
3.1 ВлияниеТВ на массовое сознание 99
3.2 Изменение роли телевидения в политическом процессе 103
3.3 Телевидение как инструмент государственной политики 118
Заключение 153
Список литературы 157
- Становление и развитие теории политической коммуникации в научных исследованиях
- Политические функции телевидения
- ВлияниеТВ на массовое сознание
Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования
Стремительные изменения, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, развитие рыночных отношений, распространение их на политику - все это требует переосмысления ситуации в сферах деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием, в частности в тех из них, где деятельность осуществляется в условиях конкурентной борьбы. К последним, без сомнения, относится и телевидение.
Проблема места и роли телевидения в системе политической коммуникации приобрела актуальность для политической науки с середины XX в. К тому моменту сложились действительно массовая аудитория и массовые средства передачи информации, что привело к качественному изменению форм и методов функционирования телевидения. Одной из главных задач телевидения в области политики должно быть добросовестное и всестороннее освещение особенностей протекания политических процессов в обществе, хода избирательных кампаний, представление зрителям-избирателям наиболее полной и объективной информации о кандидатах, партиях и движениях, на основе которой каждый гражданин мог бы сделать сознательный выбор. Однако в процессе реализации этой* задачи возникает множество трудностей и проблем. Особенно ярко проявляется это в тех странах, где слабо развиты демократические основы политического процесса.
Политическая трансформация, происходящая в России на протяжении двух последних десятилетий, привела к качественным изменениям роли телевидения в политической жизни страны. Оно стало оказывать сильнейшее влияние на характер политических процессов, динамику изменений политических предпочтений граждан, их отношение к политической власти. В то же время во взаимодействии между институтами власти и гражданского общества нередко наблюдается нежелание первых идти на открытый диалог и отсутствие эффективных каналов связи, форм влияния и контроля вторых над
4 государственными структурами, для которых характерны отсутствие
открытости, прозрачности, высокий уровень забюрократизированное.
Опыт показывает, что отсутствие эффективных, двусторонних политических коммуникаций приводит в будущем к высокой социальной напряженности, нарастанию конфликтов, непредсказуемости событий, падению легитимности политических институтов, возникновению кризисных ситуаций.
Увеличение количества телевизионных каналов и источников распространения политической информации, возникновение множества акторов в сфере политической коммуникации, представляющих интересы различных групп российского общества, усиливают необходимость согласования позиций в отношении обеспечения политического плюрализма и гласности в стране, что, в свою очередь, приводит к значительному возрастанию роли телевидения и вызывает потребность его тщательного изучения.
Степень разработанности темы исследования
Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику развития современного общества свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности. Во-первых, необходимо отметить работы российских и зарубежных исследователей в области коммуникации, журналистики, телевидения, общественного мнения, социальной психологии и массовой информации, во-вторых, работы, непосредственно посвященные различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям на телевидении.
Наибольший интерес с точки зрения рассмотрения воздействия коммуникации на современные общественные процессы и идеологию, по нашему мнению, представляют работы таких исследователей, как Г.Г. Почепцов, Филипп А. Буари, Д.В. Ольшанский, А.В. Соколов, Е. В. Егорова-Гантман и К.В. Плешаков, Д.Гавра и др.
5 Однако, несмотря на обилие появившихся в последнее время работ,
посвященных различным аспектам политической коммуникации и
избирательным технологиям, исследований телевидения как структурного
целого практически нет. Фрагментарно в той или иной степени отдельные
аспекты избранной темы исследования освещается в ряде специализированных
книг по технологиям избирательных кампаний, политической имиджелогии,
политическому маркетингу, в многочисленных публикациях, посвященных
анализу изменений телевизионной информационной политики. Попытки
выстроить схему взаимоотношений политики и телевидения предприняты в
работах Г.Г. Почепцова, И.Л. Викентьева, Я.Н. Засурского, Е.В. Егоровой-
Гантман и К.В.Плешакова, Д.В. Ольшанского и др. Однако мнения этих
авторов по данному вопросу существенно расходятся, и на сегодняшний день
целостной концепции политической роли телевидения в условиях
формирующегося демократического государства пока не существует.
Роль телевидения в политической жизни современного демократического общества достаточно подробно проанализирована в работах таких западных исследователей, как К.Артертон, М.Беннет, Д.Фридман, Э.Барноу, К.Кесслер, К.Кендалл и др. Центральное место в них, как правило, занимает вопрос о характере политической рекламы и степени ее влияния на электоральный процесс. Речь в этих работах, что вполне естественно, идет, главным образом, о телевидении в развитых, стабильных демократиях. Вопрос же о его специфике в условиях трансформирующейся политической системы затрагивается в них лишь косвенно.
Применительно к России, конечно, существует множество газетных и журнальных статей, раскрывающих отдельные аспекты заявленной темы, однако они носят, как правило, публицистический характер и отражают политические взгляды и пристрастия их авторов.
Все это предопределило цели и задачи данного диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении специфики влияния телевидения на политические процессы в современных
6 условиях, его роли в трансформации политического поля и массового
сознания.
Реализация данной цели предполагала постановку и решение следующих
исследовательских задач:
рассмотрение места и роли телевидения в системе политической коммуникации;
определение специфических особенностей экранного воздействия и значения телевидения в политическом пространстве;
- выявление позитивных и негативных последствий широкого
использования телевидения в политике;
- анализ основных тенденций трансформации политической роли
телевидения в России.
Объектом исследования является телевидение как средство воздействия на массовое сознание.
Предметом исследования является взаимосвязь между процессами политической трансформации в обществе и изменением роли телевидения в политическом процессе.
Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный анализ, а также исторический и диалектический подходы.
Новизна исследования заключается в комплексном анализе характера взаимозависимости между процессами демократизации общественной жизни и развитием телевидения как политического актора.
В диссертации, в частности:
выявлены последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;
телевидение рассмотрено как инструмент проведения государственной политики;
определена роль телевидения в развитии избирательной системы;
- даны прогнозы политического развития телевидения в России и
очерчены его перспективы.
Положения, выносимые на защиту
1.Главное преимущество телевидения в системе политической коммуникации состоит в самой его природе, позволяющей сочетать зрительные и слуховые образы, показывать события или явления в динамике и движении. Именно это делает его на сегодняшний день самым эффективным и массовым средством воздействия.
2.Выявляя характерные черты экранного воздействия на аудиторию, необходимо исходить из специфики данного коммуникационного канала, определяющего дифференциацию телевизионных жанров со своими собственными выразительными и техническими средствами. На телевидении в качестве основных жанров используют выступления политиков и теледебаты, рекламные споты, видеоклипы, видеофильмы, рекламные шоу и т.д.
3.Степень влияния телевидения на политику достигла такого влияния, что можно говорить о медиатизации политики, или о наступлении «эпохи медиакратии».
4.Анализ основных тенденций развития телевидения в современной России свидетельствует об усиливающемся стремлении властных элит как на общенациональном, так и на региональном уровне использования его в качестве главного инструмента манипулирования общественным мнением, что создает угрозу демократическому процессу в стране.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теоретических подходов к анализу состояния, тенденций развития и функционирования телевидения в его взаимосвязи с изменениями политических процессов в обществе.
Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию законотворческой деятельности в сфере регулирования деятельности средств массовой информации. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти, политических партий
8
и общественных организаций по научному обоснованию
совершенствования системы работы по связям с общественностью в условиях
современной России. Представленные результаты анализа и выводы автора
могут лечь в основу преподавания соответствующих курсов, спецкурсов и
спецсеминаров по политологии и политической социологии.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе ряда
научно-практических конференций, в частности, научно-практической
конференции «Действия ответственной оппозиции в кризисных условиях»
(2004 г., г. Москва,); круглого стола «Информационная политика оппозиции в
условиях жесткого противостояния с властью» (2005 г., г. Москва,), вузовской
научной конференции «Герценовские чтения» (2005 г., г.Санкт - Петербург);
научной конференции «Реформы в России и Россия в реформирующемся
мире» (2005 г., г.Санкт - Петербург).
По теме диссертационного исследования опубликованы 4 работы, общим объемом 2,8 п.л.
Становление и развитие теории политической коммуникации в научных исследованиях
В современном мире человек окружен большим количеством информации. Например, в США ежегодно издается 50 тыс. новых наименований книг. За такой же отрезок времени американский ребенок видит по телевизору 20 тыс. рекламных клипов.
Россия не имеет такой развитой системы массовой информации. Но и здесь сегодня наблюдается информационный бум, принимающий непривычную для нас форму. В России зарегистрировано более 47000 периодических печатных изданий и выдано более 6000 лицензий на вещание теле и радиокомпаниям государственного и регионального уровня. Выступая на отраслевой конференции «Издательская инициатива. Стратегия развития рынка распространения прессы», Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславский сказал, что сегодня «обществом востребована независимая, свободная, сильная в экономическом плане, отражающая весь спектр мнений и идей пресса. Например, в 2003 году в стране было реализовано периодической печати на сумму более 1,5 млрд. долларов США, в том числе, на 500 млн. - по подписке и более 1 млрд. в розницу. Инвестиции в периодическую печать в 2003 году составили порядка 800 млн. долларов. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 45 тыс. периодических печатных изданий (в том числе - почти 26 тысяч газет, и свыше 16 тысяч журналов), что на 20 с лишним тысяч наименований больше, чем в 2000 году. Полагаем, что к 1 января 2005 года общее количество зарегистрированных печатных СМИ в РФ достигнет абсолютного рекорда и составит порядка 47 тысяч наименований».1 Помимо количественного роста средств и каналов информации, их технического переоснащения, мы постепенно переходим к политическому плюрализму.
Наряду с государственными, независимыми и коммерческими каналами информации наблюдается расширение круга печатных изданий политических партий и общественных организаций, усиление их влияния на формирование общественного мнения.
Задача средств коммуникации заключается в том, во-первых, чтобы привлечь к себе внимание аудитории. Во-вторых, стимулировать интерес к содержанию своих сообщений. В-третьих, выработать желание целевых групп общественности действовать в соответствии с сообщениями. И, в-четвертых, направить действия тех, кто откликается на сообщения. Однако выполнить такое задание, сделать процесс коммуникации более эффективным не так просто, как это может показаться на первый взгляд.
Термин «коммуникация» используется в научной среде с начала 20 века. Но явление коммуникации появилось гораздо раньше. Известным канадским исследователем Г.М. Маклюэном были выделены следующие исторические эпохи развития коммуникации1 - эпоху устной коммуникации, дописьменной культуры, во время которой существовали лишь устные формы передачи информации, зрительно-слуховые формы восприятия и понимания мира, воплощенные в фольклоре и мифологии. Им были присущи устность передачи информации и многомерность ее восприятия в пространстве, непосредственность, возможность одновременного участия всех желающих, а также иррационализм и неразрывность мышления.
Эпоха письменной коммуникации, печатной культуры, которой была свойственна книжная форма общения, сводившая восприятие мира к абстрактным условно-печатным знакам;
Современная аудиовизуальная эпоха, в которой коммуникация немыслима без электронных СМИ, заместивших книжно-печатный язык информацией на новой электронно-индивидуальной основе, где первостепенными стали возрождение и развитие естественного визуально-слухового восприятия мира.
Возникновение нового понимания коммуникации было вызвано необходимостью обозначить принципиально новые социально-политические явления, вызванные демократизацией современных политических процессов в мире во второй половине 20 века, развитием кибернетической теории, возникновением и возрастанием новых коммуникационных систем и технологий.
В это время происходит выделение самостоятельного предмета изучения политической коммуникации на стыке разных наук. Это объясняет наличие тесных междисциплинарных связей в процессе исследования политической коммуникации. Но, прежде следует отметить, что независимо от области знаний современные ученые употребляют термин «коммуникация», по крайней мере, в трех интерпретациях - таких как:
а) средство связи любых объектов материального и духовного мира (коммуникация - механизм)
б) общение - передача информации от человека к человеку (коммуникация - функция)
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (коммуникация - процесс).
Существует предвзятое мнение, что передача информации и коммуникация - одно и тоже. Собственно говоря, распространение информации часто путают с коммуникацией. Такая путаница встречается в тех случаях, когда переданный средствами массовой информации материал (видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете и т.д.) считают актом коммуникации.
Политические функции телевидения
Политическая система погружена в общество и связано с ним сетью прямых и обратных связей. В идеале, оно должно представлять собой открытую систему, активно взаимодействующую со своей средой. Точно также как общество, являясь объектом управления, испытывает на себе воздействия со стороны субъекта управления, осуществляющего политическую власть, так и политическая власть испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей его внешней среды.
Сегодня все более становится ясно, что процесс социальных изменений в обществе лежит в сфере коммуникационных технологий и связан с определенной практической деятельностью, направленной на преобразование (изменение состояния) социального объекта. В нашем случае объектом является общественность, а инструментом преобразования, изменения ее составляющих являются общественные связи, которые включают в себя СМИ.
Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения. Истоки и предпосылки возникновения телевидения мы находим в 70-х годах 19 века. С открытием электричества, законов электротехники человечество стремительно продвигалось по пути внедрения новых открытий во все отрасли экономики, что привело к изменению социокультурной ситуации в целом.
В 1900 году К.Д. Перский впервые употребил термин «телевидение», television (сначала, в 1889 г. он же употребил «телевизирование»). Наконец, практические исследования в области электрической телескопии Б.Л. Розинга привели к предложенному им 1902 году способу соединения электроннолучевой трубки в телеприемнике с электрохимическими светочуствительными элементами передающего устройства. Трубка при этом снабжалась отклоняющими луч электромагнитами. Сходный способ передачи рисунков разрабатывался и в Германии Д. Дикманом и Г. Глаге (запатентован в 1906г.). Тщательным образом, проработав каждую деталь своего аппарата, Б.Л. Розинг подал заявку на патент нового «способа передачи изображений» и получил его в 1908 г. в Англии, в 1909г. - в Германии и в 1910г. - в России. Днем рождения ТВ признано 9 мая 1913 года, когда была впервые произведена передача изображения на расстояние при помощи электронно-лучевой трубки.1
В настоящее время телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность телевидения объясняется особенностями его физической природы, определяющими специфику телевидения как средства создания и передачи сообщения.2
Первое — способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения.
Второе — способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.
Третье — способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по слорам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его».3 Одновременность действия, события и отображения его на экране — уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища. Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с текущей жизнью телезрителя, диктор сообщает, например, о демонстрации художественного фильма, находясь в прямом эфире, в реальном времени; и зритель невольно актуализирует содержание этого старого, может быть, фильма, включая его в контекст реальности, находя такие параллели, о которых создатели фильма даже не могли предположить. Например, в 1993 г. показ фильма 1950 г. «Заговор обреченных» воспринимался в контексте заседаний последнего в истории России съезда народных депутатов, избранных еще при власти КПСС.1
Прежде всего, технические средства массовой коммуникации нельзя рассматривать как одинаково эффективные инструменты донесения информации. На практике в современной культуре существуют три наиболее распространенных таких канала: радио, телевидение и печать, — причем все они имеют свои особые, отличные друг от друга функции.
Радио, телевидение и пресса отвечают на три принципиально разных вопроса и в соответствии с этим каждый из них отражает свой аспект освещаемого события. Радио отвечает на вопрос «Что?» — «Что случилось?» Телевидение отвечает — на вопрос «Как?» — «Как случилось то, о чем уже сообщило радио?» Пресса отвечает на вопрос «Почему?» — «Почему именно случилось то, о чем рассказало радио, и так, как показало телевидение?» Таково объективное «разделение труда» между основными коммуникационными каналами.
Главное преимущество телевидения состоит в самой его природе: это наличие «картинки», демонстрация движущегося видеоряда. Именно это уникальное свойство придает телевизионному воздействию ни с чем несравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, движении, развитии, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе современной массовой коммуникации.
ВлияниеТВ на массовое сознание
В настоящее время телевидение благодаря своим возможностям визуального воздействия занимает ведущее место, на него во все возрастающей мере ориентируются печатные СМИ. Это происходит потому, что изменились вкусы публики, избалованной «картинками». Формат некоторых газет теперь уже выглядит, как телевидение в оттисках - материал подается более сжато, наглядно, с краткими текстами и большим количеством иллюстраций.
Тенденция о возрастающей роли телевидения вполне определенным образом фиксируется в опросах общественного мнения. По сравнению с рейтингом программ значительно ниже рейтинги газет и радио.
Назовем лишь наиболее популярные из них: «Жизнь» (4.3%), «Комсомольская правда» (3.8 %), «Московский комсомолец» (2.6%), «Известия», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Труд» (менее 1 %).
Радио России (13.1 %), Маяк (8.3 %), Русское радио (15.4%), Европа плюс (14.4 %), Эхо Москвы (2.2 %), Юность (0.8 %).1
Положение о главенствующей роли ТВ закрепляется еще то обстоятельство, что россияне практически не платят за телевидение и это для большинства семей стало решающим в их выборе. Согласно социологическим исследованиям на протяжении многих лет конкуренция телевизионных каналов не приносила никаких изменений. Потихоньку падала доля НТВ и Первого канала, росла доля каналов «Россия», СТС и ТНТ. Но их рейтинговые места во всех замерах оказывались постоянными. Первый канал - безусловный лидер, государственный «Россия» на втором месте, НТВ с большим отрывом на третьем, СТС немного отставал и занимал стабильное четвертое место. Исследуемый регион: Россия (города с численностью населения более 100 тыс.чел.)
Исследуемая аудитория: население в возрасте старше 4 лет Иссследуемая часть суток: 06:00 - 02:00
Почти повсеместная доступность телесигнала на территории России также объясняет распространение ТВ и во многом определяет рейтинги ОРТ и РТР среди новостных передач. По последним исследованиям за 2002 г. ВЦИОМа лидером является программа новостей «Время» (ОРТ) - (62,7%), 2 место занимают «Вести» (РТР) - (50,2%), далее программы, имеющие одинаковые позиции (23-28%): «Сегодня» (НТВ), «События» (ТВЦ), передачи местных каналов.
Для аудитории от 16 лет и старше Комментарий
Приведенные данные представляют собой экстраполяцию результатов измерения аудитории в городах Российской Федерации на все население России в возрасте от 16 лет. Основаны на данных Госкомстата и центров, измеряющих аудиторию: в 1996-98 гг. - Russian Research, в 1999-2004 - (TNS) Gallup Media
Доля аудитории - процент зрителей того или иного канала относительно всех зрителей, реально смотревших телевизор. Например, цифра 36% для Первого канала в 2004 году означает следующее: в 2004 году Первый канал в среднем смотрели 36% от всех телезрителей в возрасте 16 лет и старше. Или в другой интерпретации: 36% всего времени просмотра ТВ приходилось на Первый канал.
Для аудитории от 16 лет и старше Комментарий
Приведенные данные представляют собой экстраполяцию результатов измерения аудитории в городах Российской Федерации на все население России в возрасте от 16 лет. Основаны на данных Госкомстата и центров, измеряющих аудиторию: в 1996-98 гг. - Russian Research и ВЦИОМ-МЕДИАМАР, в 1999-2001 - GFK-ВЦИОМ, в 2002-2004 - (TNS) Gallup Media.
Доля аудитории - процент зрителей той или иной радиостанции относительно всех реальных радиослушателей. Например, цифра 23% для «Радио России» в 2004 году означает следующее: в 2004 году «Радио России» в среднем слушали 23% от всех радиослушателей в возрасте 16 лет и старше. Или в другой интерпретации: 23% всего времени радиослушания приходилось на «Радио России».