Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Ераносян Владимир Максимович

Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ
<
Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ераносян Владимир Максимович. Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2003.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/193-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Система информационной безопасности и религиозные противоречия современной России 19-64

1.1. Сущность, структура и методологические основы формирования и функционирования системы информационной безопасности Российской Федерации 21-39

1.2. Религиозные противоречия и их роль в возникновении и развитии информационных угроз и вооруженных конфликтов 40-64

ГЛАВА 2. Характер воздействия религиозного фактора на информационную безопасность России и ее Вооруженных сил 65-125

2.1. Религиозная ситуация и ее влияние на функционирование информационного пространства современной России 67-91

2.2. Религиозный фактор в обеспечении информационной безопасности российской армии 91-125

ГЛАВА 3. Основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере религии 126-191

3.1. Совершенствование механизма противодействия информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов и общественно опасных религиозных движений 128-157

3.2. Взаимодействие государства со средствами массовой информации по обеспечению информационной безопасности в сфере религиозных отношений 158-192

Заключение 193-202

Список Литературы 203-210

Введение к работе

Сегодня религиозная ситуация в России оказывает существенное влияние на политические процессы в стране. Неоспорим факт наличия в российском обществе, где наряду с доминирующей религией - православием, существует многомиллионная паства, исповедующая иные вероисповедания, межконфессиональных противоречий.

В сложившихся условиях актуальность и практическая значимость научного исследования проблемы влияния религиозного фактора на информационную безопасность Российского государства определяются следующими обстоятельствами:

Во-первых, тем, что религия после крушения тоталитарной идеологии наперекор процессам секуляризации, в российском обществе оказывает все большее влияние на все стороны социальной и политической действительности.

Во-вторых, реальной актуализацией процесса глобализации СМИ, функционированием мировых информационных сетей, контролируемых религиозными экстремистами.

В-третьих, наличием явных и скрытых информационных угроз национальной безопасности России в духовной сфере и необходимостью вести действенную информационную политику в условиях, когда религиозный фактор становится все более значимым в межэтнических противоречиях, существующих в российском обществе и в мире. На сегодняшний день он еще недостаточно учитывается политическим истэблишментом.

В-четвертых, слабостью научно разработанных концептуальных подходов к анализу степени воздействия религии на информационную безопасность, недостаточностью выявления структурно-статусной нормы личности верующего в процессе ее общественной и политической деятельности.

В-пятых, недостаточной разработкой социальных и социально-политических моделей, технологий, дающих возможность реально оценить состояние и основные тенденции развития процесса информационного взаимовлияния религии и политики в условиях поликонфессионального государства.

Религия и религиозный фактор являются объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает религиозную составляющую общественной жизни под своим углом зрения, своими специфическими методами. Предметом исследования в каждой из них становятся те или иные стороны, элементы религии, взаимосвязь религиозного фактора с различными сферами действительности.

Политологические концепции исследования религии и ее роли в обществе предлагались целым рядом известных исследователей во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого веков.

Так, например, Г. Спенсер (1820-1903) рассматривал религию1 в качестве одного из регуляторов общественной жизни в деле поддержания образцов поведения, но менее значимый по сравнению с рынком и политической деятельностью.

Э. Дюркгейм (1858-1917) в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912)2 обстоятельно обосновал свой главный тезис - религия является фактором социальной интеграции, выполняющим в обществе некую необходимую для его существования функцию.

Широко известна точка зрения К. Маркса (1818-1883), рассматривавшего религию3 как важный социально-политический фактор, основными функциями которого в общественной и политической жизни общества являются:

1 См.: Спенсер Г. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 290.

2 См.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система
в Австралии. - М.: Канон, 1995. - С. 54.

3 См.: Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е издание. - М.: Политиздат. - Т. 35. -
1964.-С. 345.

идеологическая, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки и политическую власть, и компенсаторная, ибо религия дает возможность угнетенным в этом мире надеяться на вознаграждение в будущей жизни.

В дальнейшем социологические и политологические концепции религии развивали М. Вебер, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, а в 60-е годы XX века - Р. Белл1.

В отечественной науке видное место принадлежит таким исследователям религиозного фактора как А.П. Лопухин, Д.М. Угринович, В.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Г.М. Закович и Л.Н. Митрохин , аналитические работы которых свидетельствовали о серьезной укорененности в общественном сознании идей религиозного видения мира и предупреждали об опасности форсирования атеистических усилий (да еще и с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского образа жизни.

В советский период религия была искусственно вытеснена на периферию политической жизни. Церкви было запрещено вести какую-либо самостоятельную социально-политическую (включая благотворительную) деятельность. Научным исследованием религии занимался сравнительно узкий круг академических ученых.

В современных условиях религиозный фактор оказался в центре общественно-политического внимания. В российском обществе широко используются религиозные символы и сюжеты для обретения привлекательного имиджа, в том числе политического. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно-духовного возрождения нации. Воздействие религиозного фактора на политическую стабильность государства очевидно, а вследствие

См., например: Вебер М. Избранные произведения: Перевод с немецкого. - М.: Прогресс, 1990; Американская социология. - М., 1972.

2 См., например: Лопухин А.П. Библейские истории ветхого завета. Первое заграничное издание. - Монреаль, 1986; Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986; Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт. — 1998. -С. 383-395.

ряда этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР современные исследователи отводят в своих научных трудах все большее внимание их религиозной составляющей1.

В последнее время начато исследование и совершенно нового аспекта в проблематике воздействия религиозного фактора на национальную безопасность России. Авторы этих научных трудов исследуют религиозный фактор как причину, способную спровоцировать опасные для общества и государства явления. Речь идет об определении содержания таких понятий, как «религиозная опасность» и «религиозная безопасность» .

Нельзя не отметить, что в отечественной политологии создана хорошая теоретическая база для исследования воздействия религиозного фактора на общественно-политические процессы благодаря глубокой разработке таких категорий, как «религиозный фанатизм», «религиозный экстремизм», «религиозный терроризм», «религиозная рознь», «религиозная нетерпимость»3.

Однако, отмечая возрастающее внимание российских ученых к проблеме влияния религиозного фактора на национальную безопасность страны, и в частности на ее информационную безопасность, заметим, что фундаментальные исследования по этой теме в отечественной научной литературе пока отсутствуют.

Большое количество исследований, посвященных проблеме влияния религиозного фактора на национальную безопасность, проводится в развитых

1 См., например: Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность: Монография. - М.: ВУ, 2000; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России: Монография. - М.: ВУ, 2001.

См. подробнее: Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история, тенденции, проблемы. - М.: Социум, 1997. -234 с.

3 См., например: Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Киев, 1973. - 23 с; Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Пермь, 1989. - 18 с; Гальперин Б.И. Религиозный экстремизм: кто есть кто. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 133 с; Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. - М.: Знание, 1983. - 63 с; Фойгель A.M. Социальная природа религиозного фанатизма. Автореф. дис. канд. филос. наук. - Л., 1973. - 24 с.

странах Запада. Анализ этих работ показывает, что зарубежные авторы основную опасность для национальной безопасности своих стран и мировой стабильности в целом видят в исламском терроризме и экстремизме1.

Особое место среди зарубежных исследований религиозного фактора занимает работа профессора Гарвардского университета С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций?». В ней религия рассматривается в качестве основного цивилизационно-образующего основания, и вместе с тем главного фактора, инициирующего большинство общественно-политических конфликтов . Несмотря на спорность данного положения, сам факт придания религиозной составляющей общественного бытия определяющей роли в мировой политике указывает на весомость религиозного фактора в современной модели мироустройства.

Анализ опубликованной литературы по проблеме позволил определить степень изученности темы диссертационного исследования. Прежде всего следует отметить, что по данной теме уже сделано.

Во-первых, благодаря усилиям исследователей, рассматривавших различные аспекты влияния религиозного фактора на национальную безопасность и на информационную безопасность в частности, определены исходные принципы и подходы к изучению этой проблемы с точки зрения политической науки.

Во-вторых, убедительно показано, что активизация религиозной жизни в современной России по отношению к ее информационной безопасности имеет не только позитивные, но и негативные последствия. В ряде работ достаточно

1 См., например: Hiro D.Holy wars: The rise of Islamic fundamentalism. N.Y.: 1989; Liebman Ch. S. Extremism as a religious norm II J. for the sci. study of religion. - storrs, 1983. -Vol. 22, № 1. - P. 75-86; Monte P. Religion: A divisive factor in Yugoslavia II New humanist -L., 1993. - Vol. 108, № 1.- P. 5-6; The morality of terrorism: Religious a secular justifications I Ed. By Rapoport D.C., Flexander Y. - N.Y. etc.: Pergamon press, 1982; Rovan J. Der fundamentalistische Islamismus bedroht Europa II Intern. Politik. - Bonn, 1995. - J. 50, № 2. - P. 47-52.

См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. -1994.-№1.-С. 33-48.

глубоко раскрыта опасность для российского общества дестабилизирующей деятельности новых религиозных движений, псевдорелигиозных организаций и оккультизма, появившихся в нашей стране в последние годы.

В-третьих, выявлены основные центры религиозного терроризма и экстремизма, от которых исходят информационные угрозы для России. Установлено существование международной террористической сети с едиными источниками финансирования.

Вместе с тем в ходе анализа литературы выяснилось, что ряд немаловажных аспектов проблемы остается недостаточно или совсем не исследованным.

Во-первых, недостаточное внимание уделено анализу межрелигиозных и внутрирелигиозных противоречий, влияние которых на информационную безопасность весьма существенно. В современных условиях острота этих противоречий усиливается, и через определенные системы общественных связей они все более влияют на состояние общественно-политической жизни, внося в нее элементы дестабилизации.

Во-вторых, при анализе воздействия религиозного фактора на информационную безопасность России недостаточно глубоко осмысливались проблемы, связанные с перестройкой системы отношений между культурами российских народов и этнических групп, принадлежащих к различным конфессиям, в связи с возрастанием роли религии в жизни этих народов и этносов.

В-третьих, при рассмотрении воздействия религиозного фактора на систему информационной безопасности России остается нераскрытым механизм противодействия информационным угрозам, исходящим от религиозных экстремистов и новых религий.

В-четвертых, исследователями практически не предпринимались попытки научных прогнозов в отношении дальнейших перспектив развития влияния религиозного фактора на систему информационной безопасности

российского государства.

В-пятых, остается слабо изученным опыт ведущих стран Запада в решении проблем, связанных с ведением информационных войн в период локальных вооруженных конфликтов, в ходе которых заметную роль играет религиозный фактор. По этой причине при принятии военно-политических решений о проведении тех или иных информационных кампаний российское руководство вынуждено опираться в основном на собственный (не всегда удачный) опыт информационной борьбы с религиозными экстремистами и террористами.

В-шестых, при исследовании воздействия религиозного фактора на
общественно-политические процессы современной России не раскрыты
основные направления информационной политики России в сфере религии, а
также пути обеспечения информационной безопасности

поликонфессиональных Вооруженных Сил Российской Федерации.

Что касается военно-политического анализа религиозного фактора и его воздействия на национальные и политические процессы современной России, то можно определенно констатировать достаточно низкую степень научной разработанности данной проблемы.

Объектом исследования является система информационной безопасности Российской Федерации и влияние на нее религиозного фактора.

Предмет исследования: особенности и механизм влияния религиозного фактора на информационную безопасность России в современных условиях.

Цель исследования: осуществить военно-политический анализ характера воздействия религиозного фактора на информационную безопасность Российского государства, выработать практические рекомендации для управленческих структур, направленные на эффективную борьбу с информационными угрозами, имеющими религиозную основу.

Задачи исследования: 1. Определить мировые тенденции в области координации действий

государства и средств массовой информации по обеспечению информационной безопасности;

  1. Определить уровень взаимосвязи между религией и информационной безопасностью России и ее Вооруженных сил, а также между религиозным экстремизмом и догматикой традиционных и новых религиозных учений;

  2. Определить меру, направления, особенности и механизм влияния религиозного фактора на систему информационной безопасности и формирование информационной политики государства;

4. Выявить источники информационных угроз, использующих религию с
целью разжигания национальной вражды и межконфессиональных
конфликтов;

  1. Определить, какова вероятность перерастания информационной борьбы между различными конфессиями в России в этнополитические конфликты на религиозной почве, а также уровень корреляции нетрадиционных вероучений и общечеловеческих норм морали;

  2. Выявить направления совершенствования механизма противодействия России информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов и общественно опасных религиозных движений.

В качестве рабочей гипотезы исследования можно сформулировать следующее положение: увеличение информационных угроз, имеющих религиозную подоплеку, ведет к усилению религиозной составляющей информационной борьбы и этнополитических конфликтов современности.

Данное обстоятельство указывает на невозможность эффективного противостояния информационным угрозам, источниками которых являются религиозные организации экстремистского толка, без глубоко продуманного системного государственного подхода к взаимодействию со СМИ по обеспечению информационной безопасности и к военно-политическому управлению информационными потоками как в мирное время, так и в период

локальных вооруженных конфликтов.

Научная новизна исследования заключается:

в результатах анализа развития и отражения в информационном пространстве религиозной ситуации современной России;

в раскрытии и уточнении направлений позитивного и негативного воздействия религиозного фактора на информационную безопасность государства;

в результатах, полученных в ходе анализа информационных угроз национальной безопасности России со стороны религиозных экстремистов и общественно опасных религиозных течений;

- в определении особенностей и механизма воздействия религиозного
фактора на систему информационной безопасности России;

в результатах исследования роли религиозных противоречий, имеющих место в современной России, в возникновении и развитии информационных угроз;

- в определении роли религиозного фактора в информационной борьбе и
вооруженных конфликтах современности;

в раскрытии основных противоречий, возникающих в современных Вооруженных Силах России под воздействием новой религиозной ситуации в стране.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют идеи и положения политологии, философии, социологии, истории, религиоведения, их понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования.

В процессе исследования применялись системный, деятельностный, исторический, логический и социокультурный подходы, методы политологического и социально-политического анализа. Были творчески использованы результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области проблем религии и информационной безопасности государства.

Религиозный фактор был представлен через набор таких компонентов, как религия, религиозная ситуация, конфессиональная самоидентификация, религиозные противоречия, религиозный экстремизм, религиозность (ее уровень, степень, характер, динамика), состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих). Политический анализ религиозного фактора предполагал исследование религиозного сознания и поведения людей, больших и малых групп, общественного мнения о религии и церкви, деятельности религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие догматики различных конфессий на поведение людей в различных сферах общественно-политической жизни, в том числе в условиях военной службы.

Ключевыми понятиями исследования воздействия религиозного фактора на информационную безопасность России также выступили информационная безопасность, источники информационных угроз, информационная война, информационное оружие, информационное обеспечение, военно-политическое управление информацией.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования в адресном смысле представляют интерес прежде всего для таких организаций, как: Совет безопасности Российской Федерации; Комитет по безопасности и Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ; Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации; Комиссия по делам религиозных объединений при Правительстве РФ; Министерство иностранных дел РФ (Отдел политико-религиозных проблем Департамента по делам СНГ); Министерство печати и информации РФ; Министерство по делам федерации и национальностей; Федеральная пограничная служба РФ; Министерство обороны РФ; Министерство юстиции

(Отдел регистрации религиозных объединений); Министерство внутренних дел РФ; Федеральная служба безопасности; Межведомственная антитеррористическая комиссия при Правительстве РФ.

В содержательном смысле результаты исследования могут быть использованы:

при разработке государственных мер, необходимых для ослабления нарастающих межрелигиозных противоречий, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку и негативно сказывающихся на межнациональных отношениях;

при разработке мер по предотвращению роста религиозного экстремизма и религиозного терроризма;

при разработке мер по пресечению деятельности религиозных организаций, представляющих опасность для общества;

при прогнозировании развития социально-политической ситуации в стране и состояния ее информационной безопасности с учетом влияния на них религиозного фактора;

в учебно-воспитательном процессе. Практическая значимость данного диссертационного исследования безусловно будет зависеть от того, насколько серьезно наши выводы и практические рекомендации будут восприняты политическим и военным руководством страны и адаптированы к постоянно меняющейся религиозной ситуации в России. Однако, на наш взгляд, сегодня с полной определенностью можно сказать, что роль религиозного фактора в поддержании стабильности общества и обеспечении национальной безопасности государства в дальнейшем будет возрастать. Об этом свидетельствует целый ряд неопровержимых фактов.

Количество существующих в России религиозных объединений возросло в 1990-1995 гг. более чем в 2 раза, а за период 1995-1998 гг. примерно в 1,5

раза, достигнув 16 тысяч1.

Русская Православная церковь была и остается крупнейшей в России: по данным социологических исследований ее прихожанами являются более трети жителей России. На сегодняшний день количество приходов РПЦ составляет 8,6 тысяч.

Ислам - вторая по значимости после православия религия в России. Рост количества мусульманских религиозных общин за 1990-1995 гг. можно характеризовать как «взрывной»: около 900 в 1990 году и более 2 тысяч в 1995 году. В 1998 году рост числа исламских религиозных организаций несколько замедлился и к настоящему времени их насчитывается 2,9 тысяч.

Католицизм в России был и остается в основном религией нескольких этнических меньшинств: его исповедует часть российских немцев и латышей, большинство из живущих в России поляков и литовцев - всего, по некоторым оценкам, до 300 тысяч человек. Существенный рост числа католических общин с 35 в 1990 году до 223 в 1998 году, формирование на территории России двух епархий РКЦ (с центрами в Москве и Новосибирске), открытие духовных учебных заведений (в Москве и Санкт-Петербурге) - все это объясняется не столько реальным увеличением числа последователей католицизма в России, сколько полной легализацией деятельности этой «неблагонадежной» (по этническому признаку) и негласно дискриминируемой в советский период религиозной организации.

Протестантизм в России представлен 1 млн. верующих, исповедующих в основном баптизм, пятидесятничество, адвентизм. Существуют также общины лютеран, менонитов, Свидетелей Иеговы и новых, нетрадиционных для России направлений протестантизма, имеющих иностранное происхождение (методизм, пресвитерианство, Новоапостольская церковь и др.). Общее количество их религиозных объединений возросло в 1990-1995 гг. с 1,9 до 2,7

1 См.: Религии народов современной России: Словарь. - М.: Издательство «Республика», 1999. - С. 345.

тысяч. В 1998 году их число составило 3,3 тысячи.

В 1998 году в нашей стране было зарегистрировано 96 иудейских религиозных объединений. 52% всех российских евреев проживает в Москве и Санкт-Петербурге.

Буддизм в России был и остается традиционной религией прежде всего для калмыков, бурят и тувинцев. Однако, в последнее время буддистские общины и центры стали создаваться по всей территории России: из 160 российских буддистский религиозных объединений (1998 г.) менее половины находятся ныне в регионах компактного проживания народов, традиционно исповедующих эту религию1.

Основные проблемы в сфере религиозной жизни современной России связаны с новыми религиозными движениями: с неопределенностью юридического статуса действующих на российской территории иностранных миссий, отсутствием в российском законодательстве нормативов, регламентирующих их деятельность. Нередко между ними и местными (российскими) религиозными организациями возникают конфликты.

Общие противоречия в изменениях современной религиозной ситуации в стране, особенности их проявления определяют все стороны противоречий в изменениях религиозной ситуации и в Вооруженных Силах.

Познание и научный анализ диалектики сочетания общих противоречий, возникающих в процессе изменения религиозной ситуации в стране и влияющих на информационную безопасность России, с особенностями их непосредственного проявления в армии и на флоте особо важно для поддержания информационной безопасности и обеспечения эффективной управленческой деятельности в Вооруженных Силах на современном этапе.

Это обусловлено тем, что понимание этой проблемы позволяет выработать правильные пути решения сложных взаимоотношений в системе

См.: Религии народов современной России: Словарь. - М.: Издательство «Республика», 1999. - С. 346.

"армия-церковь" в условиях идеологической борьбы между конфессиями, а также эффективного информационного обеспечения войск с учетом их многоконфессионального состава и наличия реальных угроз со стороны религиозных экстремистов и новых нетрадиционных течений в религии.

Поскольку противоречия в изменениях современной религиозной ситуации в армии и на флоте выступают видовым проявлением противоречий в изменениях религиозной ситуации в стране, то они являются носителями не только общих, но и специфических черт и характеристик, выделяющих их из общего ряда. В этом смысле противоречия, возникающие в процессе изменений религиозной ситуации в Вооруженных Силах по отношению к противоречиям в изменениях религиозной ситуации в стране есть не что иное, как особенное.

Представляется, что сущность противоречий в изменениях современной религиозной обстановки в армии и на флоте, помимо общих черт, отличает то особенное, что связано:

1) с ролевым статусом различных религиозных объединений,
организаций и конфессий в государстве, адекватной политической ситуации в
стране, и спецификой их взаимоотношений с армией;

2) с соответствием или несоответствием догматов того или иного
вероучения сущности, предназначению и функционированию армии и др.

При этом следует учитывать, что противоречия, сопровождающие процесс изменения современной религиозной обстановки, отражают объективную социально-политическую реальность в стране и в мире.

Таким образом, спецификой проявления религиозных противоречий в системе информационной безопасности Российской армии является наличие в их содержании военного аспекта. Он достаточно многопланов, разнообразен и может быть представлен содержательно, функционально и генетико-онтологически.

В содержательном плане военный аспект - это наличие в содержании и

структуре противоречий в изменениях религиозной ситуации в стране военных элементов, игнорировать которые не представляется возможным в силу их прямого влияния на национальную безопасность государства.

В функциональном плане - это функционирование того или иного военного элемента, в котором возникает какое-либо противоречие. При этом совершенно не обязательна его военная принадлежность или природа, а имеется в виду его военная значимость. К примеру, отказ от призыва на военную службу по религиозным мотивам приверженцев какого-либо вероучения может негативно сказаться на комплектовании вооруженных сил.

В генетико-онтологическом плане военный аспект представляет собой фрагмент социально-политического бытия, в пределах которого происходит зарождение, актуализация и конституирование какого-либо противоречия. Например, современная религиозная ситуация в армии, начиная от расчета, отделения, взвода и, завершая масштабом самих вооруженных сил, является фрагментом общей религиозной ситуации в государстве.

Если рассматривать противоречия в изменениях религиозной ситуации в стране, то применительно к армейской жизни имеется в виду прежде всего боевая деятельность, боевая учеба, служба и быт войск, жизнь в военных гарнизонах и др. в соотнесенности с деятельностью религиозных организаций. Данная проблематика может так же рассматриваться в области военного строительства, военного производства, военного образования и т.п., где присутствует религиозный элемент, воздействующий на духовную сферу информационной безопасности государства и его вооруженных сил.

Апробация работы. Положения и выводы исследования апробированы:

в ходе проведения лекций и практических занятий по организации работы пресс-служб на факультете культуры и журналистики Военного университета МО РФ;

в научных сообщениях и выступлениях автора перед офицерами Московского военного округа, Главного штаба ВМФ, Черноморского флота

РФ, на кафедре журналистики Военного университета МО РФ, перед коллективами редакций газеты «Флаг Родины» (ЧФ РФ), журнала «Морской сборник» (ВМФ РФ);

- в материалах дипломной работы автора на тему «Социализация личности верующего военнослужащего в условиях поликонфессиональных Вооруженных Сил РФ» и результатах проведенного конкретно-социологического исследования на примере Черноморского флота, при разработке перспективных планов работы по подготовке публикаций в газете «Флаг Родины» Черноморского флота РФ;

основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора общим объемом 3 п. л.

Сущность, структура и методологические основы формирования и функционирования системы информационной безопасности Российской Федерации

Информационная безопасность Российской федерации является одной из составляющих национальной безопасности России и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

Речь идет о сферах экономики, внутренней и внешней политики, области науки и техники, сфере духовной жизни, общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, сфере обороны, правоохранительной и судебной сферах, а также об обеспечении информационной безопасности государства в условиях чрезвычайных ситуаций.

Информационная безопасность страны предполагает достаточный уровень защищенности потребностей и интересов граждан, общественных институтов и учреждений, органов государственной власти и управления в качественной информации, необходимый для развития, эффективного функционирования и обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Наиболее четкое и лаконичное определение информационной безопасности Российской Федерации, по нашему мнению, зафиксировано в утвержденной 9 сентября 2000 года Президентом России «Доктрине информационной безопасности»: «Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» . Информационная безопасность России направлена на обеспечение информационного суверенитета и укрепление политической стабильности общества. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет все более возрастать.

Укрепление информационной безопасности названо в концепции национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое.

В соответствии с Концепцией государственной информационной политики, информационная политика государства представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих, является составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества . По мнению ряда авторитетных специалистов в области информационной безопасности в рамках информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений в части, касающейся получения, распространения и использования информации1. Информационная безопасность государства представляет собой систему, формирующуюся и функционирующую под воздействием различных факторов. Определение понятия «фактор» дано в Современном словаре иностранных слов: «Фактор — движущая сила, причина какого либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» . Схожее определение можно встретить и в Большой советской энциклопедии: «Фактор (нем. Faktor от лат. factor — действующий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты»3. На информационную безопасность государства воздействуют экономический, этнополитический, национальный, религиозный, экологический и другие факторы. По силе воздействия эти факторы не равнозначны и при определенных обстоятельствах развития политической ситуации даже малозначительный фактор способен стать доминирующим в принятии военно-политических решений в информационной сфере.

Религиозная ситуация и ее влияние на функционирование информационного пространства современной России

Религиозный комплекс является общественной подсистемой, которая состоит из религиозного сознания, религиозных отношений, религиозной деятельности, религиозных организаций и обеспечивает удовлетворение существующих у людей религиозных потребностей.

Немецкий философ Макс Вебер характеризует религию как способ придания смысла социальному действию: в качестве явления культуры она задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым «вносит рациональность»1 в объяснение мира и повседневную этику.

Французский философ и социолог Э. Дюркгейм дал следующее определение религии: "Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяются в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти требования и обряды " .

Взгляды Э. Дюркгейма в дальнейшем существенно развили и дополнили такие известные исследователи, как А. Рафклифф-Браун, Б. Малиновский, Т. Парсонс, Р.К. Мертон3 и другие.

По мнению доктора философских наук Е. В. Макаренкова, основными тенденциями диалектики взаимовлияния политики и религии в современных условиях являются как религизация политики, так и политизация религии. «Политические лидеры не могут не учитывать состояние религиозности в обществе. Использование религиозного фактора для достижения политических целей, демонстративное общение государственных и партийных лидеров с церковью, осознание роли верующих и их организаций в решении социально экономических и духовных задач, использование церковью государственных средств массовой информации для пропаганды вероучения, - все это убедительно свидетельствует о религизации политики, - считает Е. В. Макаренков. - Об активном же влиянии религии на политические процессы можно судить по таким фактам, как участие в политической деятельности религиозных организаций и служителей культа, функционирование политических партий и движений на религиозной основе и участие церкви в урегулировании политических и социальных конфликтов»1.

Специалист в области межнациональных отношений А. А. Нуруллаев считает, что «...религиозный фактор есть специфическое обозначение функционирования религии и ее институтов в системе социальных, экономических, политических, национальных и других отношений; все, что относится к религии и ее институтам как субъектам деятельности в различных сферах общественной жизни» .

На наш взгляд, более точное определение религиозного фактора было дано доктором философских наук Ю. Г. Носковым: «Религиозный фактор -понятие, служащее для обозначения воздействия, оказываемого со стороны \ религии на тот или иной социальный объект и представляющего в данных конкретных условиях особое значение для функционирования и исследования этого объекта»3. Военный ученый отмечает, что специфику религиозного фактора образуют религиозные традиции страны, уровень религиозности населения, социально-политическая ситуация в обществе и форма государственно-церковных отношений. Характер воздействия религиозного фактора на социальные явления может быть как позитивным, так и негативным. Во многом это зависит от политической власти в стране, от общего уровня образованности населения и, безусловно, от догм и постулатов, проповедуемых духовенством доминирующих в государстве религий. Анализируя нынешнюю религиозную ситуацию в Российской Федерации, необходимо предварительно раскрыть сущность категории «религиозная ситуация». Надо отметить, что строгого научного определения данного термина нет ни в одном из теоретических источников. Религиозную ситуацию можно рассматривать как разновидность ситуации социально политической, представляющей собой совокупность условий, характеризующих состояние в определенный период времени сакральных и секулярных процессов в обществе, в которые включены объект и субъект религиозной деятельности. Российская религиозная ситуация может влиять на информационное пространство, проявляясь в виде информационного противоборства: а) между различными конфессиями (православие и католицизм); б) между различными течениями или сектами одной конфессии (торикатисты и ваххабиты в Дагестане); в) между государством и общественно опасными религиозными движениями (в данном случае духовенство традиционных религий выступает на стороне государства). Примером здесь могут служить совместные информационные кампании государства и Московского Патриархата против Белого братства; г) между светскими властями и претендующими на власть религиозными организациями (исламисты в Татарстане); д) между пострадавшими от деятельности тоталитарных сект людьми и сторонниками гуру (деятельность японской секты Аум Синрикё, сатанинских культов, «ведьм», «потомственных гадалок» и «ясновидящих»).

Совершенствование механизма противодействия информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов и общественно опасных религиозных движений

На протяжении последних десятилетий международный терроризм стал, пожалуй, основным источником напряженности в мире. Экстремисты, стремясь к власти, рассчитывают прежде всего на поддержку тех этнических и религиозных групп, интересы которых они якобы отстаивают. Хуже всего то, что они часто и получают такую поддержку, как в виде финансовых средств, так и на уровне политического лоббирования. В ряде случаев в конечном итоге фанатики приходят к власти де-факто. Так произошло, к примеру, в Ливии, Афганистане и Косово. Попытки низвержения законной власти в различных регионах планеты продолжаются по сей день. В России с наибольшей отчетливостью это явление проявляется на Северном Кавказе, где откровенный бандитизм сознательно приобрел религиозный окрас как проверенный способ завуалировать истинные корни насилия.

Повышение эффективности противодействия информационным угрозам, источниками которых являются религиозные экстремисты, становится в современных условиях приоритетной задачей политического и военного руководства страны. Реализация военно-политических целей и задач всегда зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определенное значение. Эффективное достижение военно-политических целей и успешное решение поставленных задач невозможно без комплексного использования политических, нормативно-правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных ресурсов государства, без обеспечения информационной безопасности в той или иной сфере жизнедеятельности общества.

На наш взгляд, решение задачи обеспечения информационной безопасности России в духовной сфере включает в себя разработку и совершенствование механизма противодействия информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов, который включает в себя: - субъекты и объекты информационного воздействия; средства и способы ведения информационной войны; системы анализа, контроля и прогнозирования источников информационных угроз и причин их порождающих; морально-нравственные устои общества; законодательную базу, регулирующую взаимоотношения государства и религиозных объединений.

Следовательно, в механизме реализации задачи по нейтрализации информационных угроз, исходящих от религиозных экстремистов и новых религий, можно выделить следующие компоненты: 1) мировоззренческо-ценностный; 2) нормативно-правовой; 3) институционально-организационный; 4) функционально-деятельностный. Мировоззренческо-ценностный компонент представляет собой духовную составляю ую общественно-политической жизни. Моральное единение общества, его консолидация перед лицом религиозного терроризма является необходимым условием эффективной борьбы с ним. Разобщенность граждан, то есть несоответствие взглядов на те или иные политические процессы и явления, ценностных ориентации, мотивов поведения, потребностей различных слоев населения, напротив, может негативно сказаться на способности государства противостоять религиозному экстремизму. В этом смысле цели государства и экстремистов абсолютно антагонистичны. Поликонфессиональное государство в целях сохранения политической стабильности руководствуется принципами религиозной и национальной терпимости, сотрудничая с высшим духовенством традиционных конфессий. Экстремисты же, преследуя свои политические цели, наоборот, сеют религиозную и этническую рознь. Нормативно-правовой компонент представлен нормативными актами международного, межгосударственного уровня, законодательными актами государственной власти, обеспечивающими функционирование информационной сферы, а также иными правовыми актами и инструкциями, регулирующими текущие информационные процессы в обществе и государстве. Механизм противодействия информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов должен соответствовать нормам международного права и опираться на законодательную базу страны. Данный механизм не должен препятствовать реализации права граждан на объективную информацию, учитывая при этом региональные различия, компетенцию субъектов информационного воздействия и нравственно-этические нормы.

Информационная политика, как и любая другая, осуществляется специально созданными органами и институтами общества и государства. Основным институтом организации и управления в информационной сфере следует считать государство, органы его законодательной, исполнительной и судебной властей, которые и составляют институционально 131

организационный компонент механизма противодействия информационным угрозам, источниками которых являются религиозные экстремисты и международный терроризм.

Функционально-деятельностный компонент включает в себя практическую деятельность субъектов механизма противодействия информационным угрозам в соответствии с конкретными целями, задачами и направлениями. Субъекты информационной деятельности должны руководствоваться принципами религиозной терпимости и взаимоуважения конфессий как правилами, соблюдение которых гарантирует сохранение системы информационной безопасности России в духовной сфере и ее эффективность. Основой деятельности субъектов информационного противодействия религиозным экстремистам является проблема соотношения целей, средств их достижения, направлений и способов осуществления. Конечный эффект информационного противодействия религиозному экстремизму всегда будет измеряться отношением результатов деятельности субъектов к содержанию исходных целей и задач, продиктованных национальными интересами государства и основными направлениями его информационной политики.

Взаимодействие государства со средствами массовой информации по обеспечению информационной безопасности в сфере религиозных отношений

Анализ современных войн и вооруженных конфликтов убедительно показал, что поддержка населением действий своей армии в вооруженном конфликте порой важнее ее технического оснащения. Не секрет, что моральное состояние войск зачастую больше зависит от осознания правильности своих действий, чем от новейших образцов оружия, которые, как считает один из героев чеченской войны генерал-полковник Г.Н. Трошев, еще долго не поступят на вооружение объединенной группировки федеральных сил в Чечне1.

Армия - часть общества и на выполнение стоящих перед ней задач напрямую влияет общественное мнение, которое во многом формируется средствами массовой информации. Политическим лидерам Российского государства и военачальникам Российской армии следует научиться делать необходимые выводы, анализируя итоги информационных баталий в период локальных вооруженных конфликтов и больших войн, которыми насыщена новейшая история. Сегодня очевиден факт, что в ходе конфликта противоборствующие стороны прибегают к активному воздействию на информационное пространство. Речь идет о военно-политическом управлении информационными потоками, то есть целенаправленном воздействии военного и политического руководства страны на информационное пространство в интересах обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. Это означает, что противостояние информационным угрозам вероятного противника и обеспечение поддержки населением политики своего государства требует особых мер со стороны государственной власти при планировании и выработке военно-политических решений в информационной сфере, организации информационного воздействия и контроле за реализацией информационной политики государства.

Все это свидетельствует об объективной необходимости поиска оптимальных путей эффективной защиты национальных интересов в информационной сфере в целях сохранения государственной стабильности, особенно в период военных конфликтов. Решение этой задачи требует активного взаимодействия государства со средствами массовой информации.

Статья 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) определяет, что под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

В свою очередь, под массовой информацией понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Всего в РФ зарегистрировано 24566 печатных изданий, в том числе 15391 газета и 7753 журнала. Из них 9678 газет и журналов зарегистрированы в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (общероссийские издания), 14313 - в регионах (региональные издания) . В стране также действуют 1419 вещательных организаций . По тематике СМИ можно классифицировать на общественно-политические («Независимая газета», «Россия», «Российская газета»), партийные («Советская Россия», «Правда Жириновского», «Яблоко»), деловые («Финансовые известия», «Экономика и жизнь», «Бизнес и банки»), рекламно 160 справочные («Оптовик», «Товары и цены», «Из рук в руки»), информационно развлекательные («Клюква», «Спид-ИНФО», «Криминальная хроника»). Большая группа изданий и передач специализируется на военной тематике. Это журналы «Военный парад», «Вестник воздушного флота», «Братишка», «Солдат удачи», телепрограммы «Служу России!», «Полигон», радиопрограммы «Полевая почта», «У микрофона военный комментатор». По содержательной направленности относительно власти средства массовой информации можно классифицировать на: проправительственные, отражающие деятельность властных структур и являющиеся в определенной степени органами этих структур, финансируемые ими («Российская газета», «Парламентская газета», РТР, радиостанции «Радио России», «Маяк»); демократические, стоящие на либерально-демократических позициях, выступающие за либеральные, рыночные ценности («Известия», «Новые известия», «Московские новости», «Независимая газета», «Век», «Литературная газета», НТВ, радиостанция «Эхо Москвы»); оппозиционные, стоящие в оппозиции к власти, правительству («Правда», «Советская Россия», «Завтра»); центристские, пытающиеся совместить позиции демократических и оппозиционных средств массовой информации, стремящиеся больше писать о жизни и заботах людей («Труд», «Трибуна»). Применимы и другие классификации (например, по принадлежности СМИ к различным медиа-структурам), которые лишь подтверждают многообразие средств массовой информации в современной России. Взаимодействие государства со средствами массовой информации стало неотъемлемой частью локальных войн и вооруженных конфликтов. Без поддержки СМИ военно-политические итоги боевых действий могут оказаться под вопросом (наглядный пример - первая и вторая война в Чечне).

Объясняется этот тем, что в современных условиях печать, радио и телевидение являются важнейшим фактором обеспечения информационной безопасности страны, и именно они формируют общественное мнение о целях и задачах боевых действий, моральном духе и психологическом состоянии военнослужащих и населения. Во многих случаях без информационной поддержки ведение собственно боевых действий становится бессмысленным.

Похожие диссертации на Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ