Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ основных подходов изучения религиозного политического экстремизма и терроризма 17-42
1.1 Проблема религиозного политического экстремизма и терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях 17-36
1.2 Содержание и критерии использования понятия «политический экстремизм, использующий ислам» 37-41
Выводы к первой главе 41-42
Глава 2. Основные идеологии политического экстремизма, использующие ислам .43-77
2.1 Ваххабизм и салафизм как идеологии политического экстремизма .43-61
2.2 Малоизученные аспекты политического экстремизма, использующего ислам
2.2.1 Махдизм в контексте политического экстремизма 61-72
2.2.2. К вопросу о суфизме как умеренном направлении в исламе 72-74
Выводы ко второй главе .75-77
Глава 3. Механизмы религиозного фактора в политическом контексте противодействию терроризму 78-124
3.1 Эмпирический анализ основных механизмов использования религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму 78-105
3.2 Рекомендации по улучшению мер противодействия терроризму с учетом религиозного фактора 106-113
Выводы к третьей главе 114-117
Заключение и выводы 118-123
Библиография
- Проблема религиозного политического экстремизма и терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях
- Содержание и критерии использования понятия «политический экстремизм, использующий ислам»
- Малоизученные аспекты политического экстремизма, использующего ислам
- Рекомендации по улучшению мер противодействия терроризму с учетом религиозного фактора
Проблема религиозного политического экстремизма и терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях
Экстремизм и терроризм существовали задолго до появления самих этих терминов. Истоки терроризма уходят своими корнями в древние века. Одно из первых упоминаний о терроризме связано с актами, совершенными в I в. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «ревнителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии. В I в. н.э. в римской Иудее появилась первая из известных террористических организаций национально-религиозного толка – «сикарии» (от слова «сика» – короткий кинжал), которая уничтожала римлян и представителей еврейской знати, сотрудничавших
В Древнем Риме довольно часто использовался террор как метод устрашения с целью добиться повиновения. Юлий Цезарь наказывал обратившиеся в бегство легионы методом децимации – казнью каждого десятого солдата бежавшего легиона.23
Сочетание религиозного мессианства и политического терроризма было присуще секте ассасинов, отделившихся от исмаилитов (низариты), которые появились в XI столетии и были разгромлены монголами в XIII в.24
Терроризм получил распространение во времена правления якобинцев во Франции в 1793-1794 гг. Робеспьер характеризовал террор как проявление гражданской добродетели, так же как и якобинцы, которые применяли данный термин без какой-либо негативной окраски для оправдания своих действий. Якобинцы, заявив своей главной целью изменение, как общества, так и человеческой природы, считали необходимым для этого разрушение прежнего режима и уничтожение всех, кто не поддерживает данные идеи. Якобинцы создали революционные трибуналы, которые выносили смертные приговоры всем противникам нового режима. Совершаемому ими террору они придавали необходимое легальное и моральное оправдание. Тем не менее, критики, изучавшие политическую философию, с самого начала Французской революции предупреждали о драматических последствиях террора.25
Истории хорошо известен период кровавого правления царя Ивана IV (1565– 1584 гг.). Созданный им специальный репрессивный орган – опричнина – служил инструментом для расправ со всеми неугодными царю князьями и боярами.26
Хотя ислам считается религией мира, в истории исламских государств много примеров, когда халифы и эмиры под прикрытием религии совершали акты террора. Исследование истории ислама после правления четырех халифов, в частности, Умара II из династии Омейядов, позволяет заключить, что многие халифы, султаны, эмиры и их полководцы, по своей жестокости и кровожадности ничем не отличались от других правителей, применявших террор как метод политического экстремизма в борьбе за власть.27
Во второй половине XIX века произошли изменения в описательных и оценочных исследованиях террора. Разочарованные во всех остальных методах политической борьбы некоторые анархистские и революционные организации, а также радикальные националистические группы выбрали террор как метод политического принуждения.28 Они пришли к выводу, что словесные воздействия являются неэффективными в политической борьбе, и поэтому необходимо переходить к поступкам, то есть, экстремальным действиям, направленным на сокрушение несправедливого, репрессивного политического режима, для того, чтобы вызвать страх и отчаяние среди его последователей, продемонстрировать их уязвимость, вынудив их, таким образом, к политическим и социальным изменениям. Исследователи назвали данное направление политического террора «пропагандой поступком», который часто оказывался покушением или убийством членов правящей королевской семьи или высокопоставленных политических деятелей. Так, в период 1880-1890 гг. французские и испанские анархистские организации провели серию террористических актов, жертвами которых оказались не только политические фигуры, но и мирные граждане. При этом сами террористы и их сторонники объявили свои действия морально легитимными.29
Исследователи обозначают переход терроризма в новую стадию государственного терроризма в первой половине XX века. Наиболее крайней формой государственного терроризма исследователи считают тоталитарный терроризм, примерами которого являются фашистский режим в Германии и сталинский режим в СССР, где терроризм применялся правительствами в качестве основного метода осуществления политического контроля над обществом. Данная форма террора определяется как эссенция тоталитарного доминирования. Однако, как подчеркивают исследователи, государственный терроризм не является прерогативой тоталитарного режима.
Содержание и критерии использования понятия «политический экстремизм, использующий ислам»
Одной из наиболее распространенных экстремистских идеологий, использующейся террористическими группами на Северном Кавказе, является идеология ваххабизма. Для того, чтобы понять политическую эффективность ваххабизма необходимо изучить истоки его возникновения. В основе данной идеологии лежит история ее основоположника Мухаммада Ибн Абд Аль-Вахаба (1703-1792). Два наиболее ранних источника о жизни и деятельности Аль-Вахаба, доступных современным исследователям, были написаны Ибн-Ганнамом в 1797 г., единственным историком-свидетелем, описавшим формирование и развитие идеологии Аль-Вахаба на основе собственных наблюдений, и Ибн-Бишром, который дополнил описание Ибн-Ганнама в 1854 г. Третьим источником является написанный в 1817 г. труд анонимного автора под названием «Лам аль-шихаб», критикующим идеологию Аль-Вахаба за неверное истолкование основ ислама.91 Все современные исследования ваххабизма являются интерпретациями тех ранних работ с той или иной степенью достоверности.
Согласно Ибн-Ганнаму и Ибн-Бишру, Аль-Вахаб принадлежал к роду Вану Тамим в Уяане, провинции Надж, и начал изучение ислама в раннем детстве под патронажем своего отца. Его реформистские взгляды относительно религии сформировались в период проживания в Басре (город на юге современного Ирака), где он прославился своими дебатами с местными религиозными деятелями, которые принадлежали к шиитской секте ислама. Аль-Вахаб являлся суннитом и придерживался ханбалийского направления в исламе. Он также продолжил свое образование в Мекке и Медине. Аль-Вахаб вернулся в Уяану в 1740 г. с уже сформировавшимися взглядами на религию, которые он начал проповедовать, привлекая многих последователей, в том числе правителя города Усмана Ибн Муаммара, которого он убедил реализовать на практике распространяемые им идеи. В первую очередь, Аль-Вахаб настоял на том, чтобы прекратить доступ местных жителей к могиле Зейда Ибн Аль-Хаттаба, сподвижника Пророка Мохаммеда, сравняв ее с землей и аргументируя это тем, что посещение могил приравнивается к идолопоклонству и запрещено в исламе. Затем он настоял на введении практики избиения камнями женщин, нарушивших супружескую верность, которая не применялась в городе в тот период, несмотря на то, что данная практика имеет подтверждение в ранних исламских источниках. Эти и подобные акции привлекли внимание Сулеймана Ибн Мохаммеда Ибн Гхурайра, правителя Аль-Насы и Катифа, который имел значительное влияние в провинции Надж, где проживал Аль-Вахаб. Ибн Гхурайр потребовал от правителя Надж прекратить подобные действия и пригрозил финансовыми мерами, если Аль-Вахаб не будет уничтожен. Ибн Муаммар отказался убить Аль-Вахаба, но выслал его из города.
В поисках убежища Аль-Вахаб нашел поддержку двух своих учеников, братьев Ибн Сауд, еще один брат которых Мохаммед Ибн Сауд являлся правителем провинции Дирийя. Мохаммед Ибн Сауд пригласил Аль-Вахаба поселиться в его городе и согласился способствовать распространению идей Аль-Вахаба в данной провинции. Начиная с того момента и в течении последующих 140 лет род Ибн Сауда, успешно использовал идеологию Аль-Вахаба для завоевания всех земель Аравии и в 1922 г. сформировал Королевство Саудовской Аравии. Таким образом, ваххабизм стал государственной идеологией, поддерживаемой Королевством Саудовской Аравии финансово и политически.
Идеология Аль-Вахаба была основана на призывах очистить ислам от всяких нововведений и практиковать его в первоначальной форме. Аль-Вахаб проповедовал запрет на всякое посредничество между Аллахом и верующими, всякое поклонение любым божествам и пророкам, в соответствии с которым он даже призывал запретить празднование дня рождения Пророка Мохаммеда. За эти экстремистские высказывания он был провозглашен многими верующими еретиком, тогда как его последователи считали его великим религиозным деятелем, возродившим ислам. Сторонники и последователи Аль-Вахаба называли себя мувахиддин или монотеистами, тогда как противники называют их ваххабистами. Сторонники Аль-Вахаба негативно реагируют на обращение «ваххабист», так как Аль-Вахаб – это одно из 99 известных имен Аллаха, они считают, что называть человеческие существа этим именем приравнивается к такфиру, то есть безбожию. Современные последователи Аль-Вахаба в Саудовской Аравии называют себя Аль аль-Шейх и включают некоторых известных религиозных и государственных деятелей, таких как бывший муфтий Саудовской Аравии Мухаммед Ибн Ибрахим Аль аль-Шейх, который в 1964 г. призвал к отречению от престола Короля Саудовской Аравии.
Аль-Вахаб возродил интерес к трудам более раннего исламского автора Ибн Таймии. Множество его работ включают, в том числе, Книгу единобожия (Китаб аль-таухид), наиболее известную на Северном Кавказе, так как она была переведена на русский язык и бесплатно распространялась последователями Аль-Вахаба в их мечетях.
С начала 70-х гг. XX в. ваххабизм стал целенаправленно и активно распространяться за пределами Саудовской Аравии. В 80–90-е гг. ваххабизм активно использовался в афганской войне. С 90-х годов по настоящее время экспансия ваххабизма наблюдается в отношении республик бывшего СССР, России, а также в странах Европы и по всему миру. В результате этого процесса создана сложная сеть ваххабитских группировок, плацдармов, тренировочных лагерей во многих странах мира.
Другой известной идеологией, использовавшейся такими известными террористическими группами как Аль-ихван аль-муслимин и Аль-Каида, является салафизм. Салафизм (в пер. с араб. – предшественники) – это фундаментальное течение в исламе, которое требует строгого следования традициям, идеям и поступкам первых трех поколений мусульман.
Салафизм часто используется как синоним ваххабизма ввиду сходства их основополагающих идей. Согласно научной концепции, в отличие от теологического подхода, ваххабизм возник в Саудовской Аравии в XVIII веке, тогда как салафизм – в Египте в XIX веке. В период, когда Аль-Вахаб начал проповедовать свои идеи в Саудовской Аравии, его учение было подвергнуто критике как упрощенческое последователями салафизма в Университете Аль-Азхар в Египте. Со своей стороны, многие последователи Аль-Вахаба также критиковали салафизм, особенно кутбизм, и отрицали свою причастность к этому направлению.92
Малоизученные аспекты политического экстремизма, использующего ислам
Данное исследование сосредоточено на анализе трех ключевых компонентов религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму: 1) идеологий экстремизма, использующие ислам, 2) религиозной идентичности террористов и террористических групп и 3) динамика формирования и распространения глобального террористического сообщества. Идеологии экстремизма, использующие ислам, были подробно рассмотрены во второй главе. В данном параграфе представлены результаты исследования религиозной идентичности террористов и глобального сообщества террористов.
В настоящем исследовании проведен эмпирический анализ 128 террористических групп из трех регионов: Ирак, Афганистан, Северный Кавказ. Выбор данных регионов для исследования был основан на следующих признаках:
1. Все три региона характеризуются преобладанием мусульманского населения;
2. Все три региона являлись или являются политически нестабильными зонами вооруженных конфликтов;
3. Все три региона характеризуются наличием повышенной террористической активности. Отличительными характеристиками данных регионов являются: 1. Ирак и Афганистан являются суверенными государствами, тогда как регион Северного Кавказа представляет республики, входящие в состав Российской Федерации;
Все три региона имеют этнические и демографические различия. Информация о террористических группах Ирака и Афганистана была взята из источников открытого доступа, таких как «Глобальная база данных о терроризме Национального консорциума по исследованию терроризма и реакций на терроризм» Университета Мэриланд США120, а также библиографических источников, представленных в списке литературы. Информация о террористических организациях, действующих на Северном Кавказе, была взята из «Единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими»121, получена в процессе теоретического анализа исследований по данной проблеме, а также взята из средств массовой информации. Религиозная идентичность террористической группы является одним из основных механизмов религиозного фактора противодействия терроризму.
Религиозная идентичность традиционно определяется как «категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности к идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе».122
Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 863. Для понимания религиозной идентичности следует учитывать, что религиозность является динамической частью личности верующего, отражающей качество и уровень его религиозных убеждений. Также религиозность является основой личностной идентичности верующего. Религиозность может характеризоваться как радикальная или умеренная, но при этом данная характеристика не может быть применена в отношении религии, так как на религию не может быть возложена ответственность за качество религиозных убеждений верующего. Ответственность за религиозные убеждения, радикальные или умеренные, лежит на самом верующем, как на сознательном человеческом существе. Таким образом, религиозная идентичность является важным компонентом личностной и социальной идентичности.
В мусульманских обществах, как на Северном Кавказе, так и в других регионах, религиозная идентичность не является приобретенной характеристикой на основе индивидуального выбора. Религиозная идентичность придается человеку с момента его рождения и передается из поколения в поколение. Как отмечает И.П. Чернобровкин (2003), рождение определяет членство в группе, а социализация только подтверждает его.123 Исключением являются только новообращенные, которые приняли ислам на том или ином этапе жизненного пути.
Название террористической группы служит первым и главным признаком того, как группа представляет себя обществу и как общество воспринимает группу. В основном, название террористической группы включает две части: «Кто мы такие», то есть, идентичность группы и «Что мы хотим», то есть, цели группы.
Результаты данного исследования показывают, что 98 (77%) из 128 террористических групп, проанализированных в данной работе, выражают свою религиозную идентичность в названии группы (см. таб. 1).
Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003. 192 с. Таблица 1. Названия террористических групп религиозного и нерелигиозного
Среди 48 террористических групп с религиозными названиями 9 (19%) групп в Ираке и 20 из 28 групп (71%) в Афганистане содержали слова «ислам», «исламский» или «мусульманский» в названиях групп, например «Солдаты ислама», «Армия мусульман», «Исламский фронт…» и другие. Террористы используют религиозные названия групп для пропаганды идеи о том, что ислам находится под угрозой уничтожения, и они должны его защитить. Отсюда и происходит призыв к джихаду, то есть, священной борьбе. Таким образом, террористы манипулируют групповой и религиозной идентичностью с целью привлечения сторонников. Как подчеркивает И.П. Чернобровскин (2003), когда человек ассоциирует себя с референтной группы, страдающей от массовых притеснений, идентичность с этой группой начинает занимать ведущее место в иерархии.124
Рекомендации по улучшению мер противодействия терроризму с учетом религиозного фактора
Представленная схема составлена на основе информации из доступных источников и поэтому может быть не совсем точным отражением реально существующих групп, но она демонстрирует тенденцию, характерную для террористического сетеобразования на Северном Кавказе.
В формировании структуры террористической сети, представленной на рис. 7, можно выделить три основных этапа:
1. Незаконные вооруженные формирования (НВФ), опиравшиеся на смешанную националистическо-религиозную идеологию. Исходной точкой формирования сети террористических групп в Чечне явились военные действия, начавшиеся в 1992 году. Незаконные вооруженные формирования того периода в целом опирались на идею суверенитета, хотя религиозный фактор активно использовался для поднятия боевого духа участников тех формирований, а также для мотивирования молодежи к участию в военных действиях. В риторике тех лет использовались призыву к газавату, которые впоследствии были заменены призывами к джихаду.
2. Экспансия идеологий ваххабизма и салафизма из Ближнего Востока и Средней Азии на Северный Кавказ, появление террористических групп из тех регионов и их участие в военных действиях, начиная примерно с 1995-96 годов. Данная экспансия привела к конфликтам на почве религиозно-иделогических и политических расхождений. НВФ, носившие националистический характер, постепенно сменились террористическими группами, опиравшимися на идеологии салафизма и ваххабизма.
3. Распространение деятельности террористических групп на всей территории Северного Кавказа. Объединение различных незаконных вооруженных формирований в единое движение под названием «Имарат Кавказ» продемонстрировало процесс трансляции националистической идеологии в религиозную, с целью захвата власти в южном регионе России и создания там исламского государства. Данный этап характеризуется также конфликтами внутри коалиции.
Анализ возникновения и распространения политического экстремизма, использующего ислам, на Северном Кавказе позволил выделить следующие пути трансляции данного явления в региональном контексте (см. рис. 8).
Получение радикального религиозного образования в ближневосточных странах. Как отмечает Р.Ф. Патеев (2006), распространение модели фундаменталистского религиозного образования на Северном Кавказе в начале 90-х годов ХХ века, которое происходило в условиях этнополитической напряженности и вооруженного конфликта, носила привнесенный характер и служила целям идеологического влияния мусульманских стран и зарубежных спецслужб, на политические процессы, происходившие на Северном Кавказе.
После распада СССР мусульмане, проживавшие на его территории, которые до этого не имели возможности получить религиозное образование, устремились в арабские страны с целью изучения арабского языка и Корана. Так как большинство из них не имело финансовой возможности для поступления в стандартные религиозные образовательные учреждения, то они неизбежно попадали в мечети, которые предоставляли бесплатное религиозное обучение. Выходцы из Северного Кавказа, которым из поколения в поколение передавалось идеализированное представление об арабском мире, где появился ислам, не понимали, что за подобной благотворительностью стоят далеко идущие геополитические интересы экстремистских групп. Попадая в такие мечети, они подвергались последовательной идеологической обработке, направленной на их радикализацию.
Распространение полученных радикальных воззрений при возвращении на родину. Вернувшись на родину, выпускники зарубежных фундаменталистских заведений начинали проповедовать экстремистские воззрения в местных мечетях, передавая полученные знания тем молодым людям, которые не имели возможности выезда в арабские страны для обучения. Следует отметить, что именно молодежь являлась наиболее уязвимой для восприятия экстремистских идеологий, которые они воспринимали как истинный ислам.
Главным доводом их духовных наставников являлся аргумент, внушенный им их арабскими «учителями» о том, что их прежние религиозные верования являются неправильными и противоречат истинному исламу. Данный аргумент легко принимался на веру молодыми людьми, не владеющими арабским языком, для того, чтобы проверить правильность подобных утверждений.
Другим фактором подверженности экстремистских идеологиям, являлось отсутствие навыков критического мышления, которое не прививалось им в советских, да и в постсоветских образовательных учреждениях. Не имея навыков критического мышления, молодые люди не подвергали сомнению воззрения своих духовных наставников и легко принимали их на веру.
Одним из ярких примеров радикализации через обучение в ближневосточных экстремистских учреждениях является Ахмад-Кади Ахтаев, который одним из первых на Северном Кавказе получил религиозное образование на Ближнем Востоке в начале 1990-х годов. Вернувшись в Дагестан, он обучил и вдохновил идеологией ваххабизма как дагестанских, так и кабардинских учеников. Двое из его учеников, Анзор Астемиров и Муса Мукожев после этого отправились в Саудовскую Аравию для продолжения обучения.137