Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Политическая модернизация: понятие, сущность и её специфические особенности
1. Понятие, критерии и содержания политической модернизации 13-38
2. Основные этапы развития политических модернизационных процессов * 39-63
ГЛАВА 2. Специфические особенности политической модернизации в современном Таджикистане
1. Политическая модернизация: становления политической независимости и дальнейшее совершенствование новой государственности Таджикистана 64-85
2. Современные модернизационные процессы в Таджикистане как специфический путь развития страны 86-109
3. Проблемы оптимизации и перспективы развития политической модернизации Таджикистана в глобализационных условиях 110-142
Заключение 143-149
Список использованной литературы 150- 172
- Понятие, критерии и содержания политической модернизации
- Политическая модернизация: становления политической независимости и дальнейшее совершенствование новой государственности Таджикистана
- Современные модернизационные процессы в Таджикистане как специфический путь развития страны
Введение к работе
Различные страны и регионы мира, прежде всего, национальные государства на территории бывшего СССР, в последние десятилетия переживают радикальные изменения, пытаются порвать с прошлым и перейти в качественно новое общественное состояние. Такое состояние, прежде всего, охватывает политические сферы общества. Поэтому осмысление современного периода общественного развития при любых подходах и исследовательских задачах связано с проблемой трансформации общества и общественных отношений в целом, как качественно своеобразного и относительно конкретного общественно - политического феномена.
Модернизационные процессы на современном этапе развития общества имеют целый ряд характеристик, существенно отличающих их от аналогичных социальных сдвигов в прошлом. Модернизационные процессы приобрели по-настоящему глобальный характер, ибо перемены происходят не только в отдельных странах и регионах, они охватывают все народы и страны мира. Следовательно, угрозы, которые подстерегают человечество, создают объективные предпосылки как для объединительного процесса в политической, экономической, культурной, экологической и других общественных сферах, так и для выработки новых нравственных норм, которые были бы понятны представителям различных национально-государственных, социокультурных, конфессиональных традиций и приемлемы для них. Нужны нравственные универсальные императивы, способные облегчить существование человека в эпоху болезненной ломки ценностей, ориентиров, мироощущений. И, наконец, осмысление социального опыта современных научных знаний создает возможность активного вмешательства человека в ход развития общества.
Специфические характеристики современных этапов развития общества, часть которых перечислены выше, и кардинальных общественных изменений заставляют по-новому взглянуть на проблему политической модернизации.
Рассматривая общемировые параметры политической модернизации, нельзя забывать о том, что они имеют свою специфику, свое преломление в своеобразной социальной среде. Поэтому теория политической модернизации, тем более, если она претендует на методологическую базу политической технологии, должна быть адаптирована к реальностям определенных общественных систем.
Богатый материал для анализа политической модернизации дает опыт Таджикистана. Переход от одной политико-экономической модели к другой стал серьёзным испытанием для общества. Великим достижением ... в новейшей истории страны является обретение Таджикистаном политической независимости, которая досталась нелегко. Трансформационный процесс, при отсутствии опыта и навыков демократического воздействия на общество, столкнулся с большими трудностями политического характера, которые привели к гражданской войны в Таджикистане. Она нанесла колоссальный политический, экономический, общественный и моральный ущерб, парализовала государственные структуры, где воцарились произвол и беззаконие. Начавшаяся братоубийственная война принесла неисчислимые бедствия, гибель многих ни в чем неповинных людей, уничтожение материальных и духовных ценностей.
Новое правительство Таджикистана разработало и предложило различные варианты национального примирения, национального согласия и мира. Политическое руководство Таджикистана предложило программу национального примирения как концепцию упорядочения регионального разногласия, согласно которой споры должны решаться путём переговоров. Следовательно, для населения Таджикистана мир и национальное единство были самыми главными целями. Поэтому люди горячо и искренне поддержали политику, проводимую Президентом республики. Исходя из этих реалий жизни, важным объектом для анализа политических переходных процессов становится Таджикистан, также и в силу тех своеобразных и противоречивых перемен, которые происходят в последнее время. Эти перемены рассматриваются в качестве важнейших тенденций смены общественного строя. Сейчас перед Республикой Таджикистан стоит задача не только социально-экономического и политического устройства, но и сохранения и укрепления целостности, идентичности под давлением усугубляющихся глобальных проблем современности.
Современные реалии и особенности политической модернизации, особенно в контексте таджикского опыта, в совокупности могут и должны, стать важным и перспективным объектом научных исследований.
В научной литературе отсутствуют специальные исследования проблемы политической модернизации в условиях Республики Таджикистан. Ещё не сделаны политические обобщения таджикского опыта общественно -политических изменений последних десятилетий. Именно это обстоятельство и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В политических науках существует научная традиция и практика изучения модернизационных процессов. Их можно разделить следующим образом: - общие модели модернизации, которые в качестве важнейшего и необходимого элемента содержатся в политических парадигмах исторического процесса. Такие модели переходности мы находим, прежде всего, в политических теориях прошлых времен. Их можно найти уже в учениях античности.1 Они окончательно сформировались в XVIII-XIX вв., 1 См.: Аристотель. Политика. - соч. в 4-х т. т. 4. - М.: Мысль, 1983.; Античная цивилизация. - М.: Наука, 1973; Платон и его эпоха. - М.: Мысль, 1979; Цицерон М.Т. Диалоги. О государстве. О законах. - М.: Мысль, когда социальная наука- начинает специально исследовать причинно-следственные связи общественных явлений. Наиболее четко эти модели определены в произведениях Броделя Ф.э Вольтера, Гегеля, Гердера, Гольбаха, Данилевского, Дидро, Канта, Кондильяка, Маркса, Шпенглера и других мыслителей.1
Специальный интерес для разработки проблем политической модернизации представляют труды политических мыслителей XIX- начала XX в. (Аксаковы К. и И., Бердяев Н., Кавелин К., Киреевский И., Соловьев В., Фадеев Р., Хомяков А., и др.), в которых развивается целый ряд оригинальных идей о самобытности России. Дальнейшее развитие в России находит традиция осмысления российской истории и современного развития, в рамках которой вырабатывается ряд интересных идей о политической модернизации. К ним относятся труды Гадунова А.В., Горшкова М.К., Ильина М.В., Капустина Б., Косолапова Н., Красилыцикова В., Травина Д., Маргания О. Панарина А., Пантина И., Попаньи К., Пугачева В., Уткина А.И., Федотова В., В. Цымбурского и др.3
1996; Античное общество и государство. Проблемы социально-политической истории. -Л.: изд.ЛГУ, 1988; Нарсесянц B.C. Политические учения древней Греции. -М.: Наука, 1997. 1 См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.З. Время мира. - М.: Прогресс, 1992; Кузнецов В.Н. Франсуа Марк Вольтер. - М.: Мысль, 1978; Гегель Ф. Философия права. - М.:Мысль, 1990; Гольбах. Избранные произведения: в 2-х т. Т. 1.- М.: Наука, 1963; Данилевский П.Я. Россия и Европа.- М.: Наука, 1991; Далгач Т.Е. Дени Дидро.- М.: Мысль,1986; Баскин Ю.А. Кант.- М.: Наука, 1984; Шпенглер О. Закат Европы. - М.: Наука, 1993; Маркс К. Критика Готской программы.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19; Момжян Х.Е. Французское просвещение XVII в. - М.:Мысль, 1983; 2 См.: Аксаков И. Союз государство и земля // Русский вестник. 1992, 1-8 апр.; Бердяев Н.А. Судьба России. - M.: Наука, 1990; Ранние славянофилы. А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, K.C. и И.С. Аксаковы. - М.,1910; Хомяков А.С. Православие. Самодержавие. Народность. - Монреаль, 1982; Хомяков А.С. Политические письма 1848 года // Вопросы философии, 1991.-№3; Он же. О старом и новом, - М.: Мысль, 1979; Цымбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. - М.: Мысль, 1986; 3 См: Галунов А.В. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности.-М.:Аспект, 1997; Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. - М.:Аспект-Пресс, 2000; Ильин M.B. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. -M.: Проект, 2000; Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории.-М.: Алгоритм, 1998; Красильщиков B.A. Мировые модернизации в судьбы страны//Свободная мысль, 1999.-№1; Козловский B.B., Уткин А.И. Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. -СПБ.: Бизнес-Пресс, 1995; Косолапое Н.А. Интернативная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов.//Вопросы философии, 1994. -№1; Панарин А. Глобальное политическое прогнозирование. -М.: Алгоритм, 2000; Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. -М. :Проект, 1997; Попаньи К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. -СПб.: Биснес-Пресс, 2002; Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация: В 2-х кн. -М.: ООО «Издательство АТС»;СПб: Terra Fantastica, 2004; Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики//Полис, 1993.-№5;
Обширная литература посвящена анализу процессов обновления и модернизации в странах Запада, которые в период после второй мировой войны освобождались от тоталитарных и авторитарных режимов. На Западе большое распространение получили идеи таких теоретиков, как: Бжензинский 3., Братерский М.В., Даль Р., Дарендорф Р., Парсонс Т., Ростоу Д.А., Тинберген Я., Тэтчер М., Хангтингтон и др.1
Особую значимость имела дискуссия о причинах деформации реального социализма в трудах Бурлацкого Ф., Бутенко А., Кошкина С.Ю., Купряшина Г.Л., Лобера В.Л. и др. Одновременно с этим велась дискуссия о правомерности интерпретации перестройки как посттоталитарного процесса.2
Свой вклад в разработку теории и практики политической модернизации в условиях современного Таджикистана внесли такие ученые, как: Асадуллоев И.К., Диноршоев М., Зокиров Г.Н., Махмадов А.Н., Назаров Т.Н., Олимова С, Олимов М., Расулов К., Гулахмедов М., Рахимов А., Рахмонов Т., Тагоев Дж., Фатоев С, Хидирова М., Шарипов И., Шарипов С, Шозимов П.Д.3 1 См.: Бжезинский 3. Великая шахматная доска- М.: Междунар. отношения, 1999; Братерский М.В. Теория модернизации: обзор американских концепций //США: экономика, политика, идеология. 1990.-№9; Даль Р. Пути перехода к демократии//Кентавр, 1991.- №3; Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе//Вопросы философии, 1990.-№9; Парсонс Т. Система современных обществ.- М.: Аспект-Пресс, 1997; Ростоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической моделиШолис, 1996.- №5; Тинберген Я. Пересмотр международного порядка.-М.: Наука, 1980; Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. -М., 2003; Хангтингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. -М.: Алгоритм, 2003; 2 См.: Бурлацкий Ф. М., Галкин А.А, Современный Левиафан. -М.: Наука, 1985; Бутенко А.П. Современный социализм.-М.: Политиздат, 1989; Он же: Власть народа посредством самого народа.- М.: Мысль, 1988; Кошкин СЮ. Политический режим в современном мире: понятие, сущность. Тенденции развития. -М.: Наука, 1993; Купряшин Г.Л. Кризисы модернизации// Кентавр, 1994. -№3; Лобер В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. -М.:3нание, 1992. 3 См.: Асадуллоев И.К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. -Душанбе: Шарки озод, 2000; Он же: Экспансия подобия, демократия и Таджикистан.-Душанбе: Шарки озод, 2002; Диноршоев М.Д. Проблемы политической независимости //Известия АН Таджикистана. Серия: философия и правоведение, 1997, №1; Зокиров Г.Н. Масъалахои миллию сиёсии мухочирати ахоли..-Душанбе:Сино, 1995; Он же: Истиклолияти сиёси.-Душанбе: Сино, 2001; Он же: Политическая модернизация.-Душанбе: Сино, 2001; Он же: Dylematy transformacji politycznej Tadzykistan.-Warszawa, 2002, С. 197-207; Он же: Терроризм. - Душанбе:Хумо, 2004; Махмадов А. Точикистон дар масири истиклолият. -Душанбе: Дониш, 2000; Он же: Социология конфликта.-Куляб, 1995; Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное содружество. -Минск, 2002; Олимова С, Олимов М. Таджикистан на пороге перемен. -М.: Проект, 1999; Основа новейшей государственности.-М.: Радуница, 2002; Расулов К. Гулахмедов М. Национальные и политические процессы независимого Таджикистана. -Душанбе: Матбуот, 2001; Рахимов А. Политическая система общества. -Душанбе: Хумо, 2005; Рахмонов Т. Маданияти сиёсии чомеаи муосир ва тамоюлоти инкишофи он. -Кулоб, 1995; Тагаев Д.С., Аитов Н.А. Пути развития Таджикистана.-ДушанбеЛрфон,1994;
При всем разбросе мнений и противоречивости вышеназванные работы приводят к выводу: способы и пути обновления современного общества являются злободневной, но до сих пор нерешенной практической и теоретической проблемой. Научные исследования создают достаточно мощную теоретическую и методологическую базу для изучения и осмысления политической модернизации.
Объектом исследования являются политические процессы и их взаимообусловленности, способствующие наиболее активному развития общества в Республике Таджикистан.
Предметом исследования являются модернизационные процессы, их специфические характеристики и особенности проявления, проблемы и перспективы политического перехода в условиях современного Таджикистана.
Цель и задачи исследования. В качестве главной цели диссертационной работы рассматривается исследование политической модернизации на основе анализа материалов Республики Таджикистан.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд научных задач: ^ - раскрыть сущность политической модернизации, специфику и ее особенности в Республике Таджикистан; - выделить и обобщить теории модернизации общества в политической мысли и уяснить методологические подходы к данной проблеме; - выявить и проанализировать взаимосвязь общемировой динамики и политической модернизации в Таджикистане;
Фатоев С. Социально-политические конфликты в современном Таджикистане (опыт Таджикистана). // Автореферат дисс. на соис. учен. степ. канд. пол. наук. - Душанбе, 2001; Хидирова М., Махмадов А. Политические идеологии современного мира.-Душанбе: Ирфон, 2006. Шарипов И.М. Развитие национальных отношений в Таджикистане.-Душанбе: Ирфон, 2002; Шарипов СИ. Таджикистан: демократизация политических отношений. - Душанбе, 2000; Он же. Демократизация политических процессов в современном Таджикистане. // Автореферет дисс. на соис. учен. степ. док. пол. наук.-Душанбе, 2001; Шозимов П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.-Душанбе: Дониш, 2003; - определить и проанализировать противоречия и метаморфозы модернизации таджикского общества на современном этапе; - определить основные ориентиры преобразовательной стратегии в современном Таджикистане на базе осмысления общетеоретических представлений о политической модернизации в Таджикистане.
Методологическая основа исследования. Для реализации цели и научных задач исследования в диссертационной работе применяется теоретико-методологический синтез политической модернизации в целом и переходное его состояние в частности.
Методологической основой исследования послужило учение о политической модернизации общества. При написании диссертационной работы автор опирался на общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, на принципы структурно-функционального анализа с учетом выводов политической науки. Был проведен анализ политической практики, учитывались данные смежных отраслей обществоведения. При анализе проблем исследования важным источником явились данные статистических сборников, материалы периодической печати.
Научная новизна исследования определяется поставленными задачами и состоит в следующем:
В развернутой форме разработана теоретическая модель политической модернизации общества, на основе интеграции методологии, категориального аппарата политологии и других отраслей обществознания. Важнейший теоретический и методологический принцип построения данной модели состоит в адаптации и верификации общих характеристик переходного периода как общего явления к специфическим условиям и динамическим характеристикам локальной общественной системы Таджикистана.
В работе приводится политологический анализ политической модернизации таджикского общества, в ходе которого получаются результаты, имеющие признаки научной новизны: выявляется сущность политической модернизации как специфического периода развития, его отличие от стабильного состояния общества; раскрываются особенности политической модернизации в обществе, прежде всего, применимые к развитию Республики Таджикистан; - разработана модель интерпретации современной политической модернизации, политических перемен в Таджикистане как закономерного звена в цепи исторической эволюции Таджикистана; - показаны причины деструктивных и разрушительных последствий модернизации политической жизни Таджикистана, сочетания в современных переменах революционных и реформационных явлений.
Высказывается идея о необходимости разработки концепции в виде" общей преобразовательной стратегии для современного Таджикистана, которая выполняла бы роль связующего звена между теорией и практикой. Это проявляется в сочетании с сильной верховной властью и местной демократической системой в управлении обществом и определяющей ролью государства в системе собственности.
В соответствие с этим на защиту выносятся следующие положения, вытекающие из поставленной цели и задач исследования:
1. Современные модернизационные процессы связаны с неравномерностью их протекания в мировом пространстве и историческом времени, признанием независимости общественного развития, наличием долговременного периода в развитии государств. Выделяют два типа модернизации: тип оригинальной, спонтанной модернизации, характерен для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного, длительного развития внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение которых давало качественный толчок. Второй тип модернизации характерен для стран, по тем или иным причинам отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта передовых государств пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни.
Понятие, критерии и содержания политической модернизации
Стремление к современному уровню развития — вероятно, наиболее всеохватывающая и всепронизывающая черта современного мира. Большинство стран сегодня включены в этот процесс, осуществляя модернизацию или развивая собственные традиции в русле современности. Исторически модернизацию можно обозначить «как процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые слагались и развивались в Западной Европе и Северной Америке в период с семнадцатого по девятнадцатый век и затем распространились на другие европейские страны, а в девятнадцатом и двадцатом веках - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты»1.
Современные и модернизирующиеся общества эволюционировали на базе огромного разнообразия традиционных, слаборазвитых обществ. В Западной Европе они сформировались на основе федеральных или абсолютистских государств с сильными городскими центрами, в Восточной Европе - из более автократических государств и менее урбанизированных обществ.
Обычно термин "модернизация" расшифровывается как движение, переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному. В этом случае, как правило, имеются в виду развивающиеся страны, входящее в соприкосновение с западной индустриальной моделью общества. В. Красильщиков считает, что модернизация связана с деятельностью и развитием «прометеевско-фаустовского типа человека»1, которым движет активное стремление к воздействию на окружающую среду, к подчинению естественного мира, природы и пространства, также мнящего себя центром всей вселенной. Такой тип личности, по мнению автора, начал складываться в эпоху Ренессанса, когда в Европе стали разлагаться феодальные отношения, основанные на личной зависимости и, как результат, появился свободный, независимый от других индивид. К этому периоду относит и начало первой в мировой истории модернизации.
В качестве синонимов понятия " модернизация" в политической, социальной, экономической теории можно встретить такие термины как осовременивание, инновационные преобразования, переходное развитие.
Выделим ряд критериев модернизации в различных сферах общественной жизни:
- в социальной области - дифференциация и специализация ролевых функций индивидуумов и групп во всех главных институционных сферах разделения функциональных ролей, выполняемых разными индивидуумами в обществе, в особенности разделения между обязанностями в общественном производстве, в политике, в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами;
- в экономике - развитие промышленной системы, связанной с применением технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появления вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубления общественного и технического разделения труда, развития рынков товаров, денег и занятости;
- в политической области — образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей ( как на макро-, так и на микро- уровнях), включения широких масс населения в модернизационный процесс (хотя бы посредством расширения представительской формы политического участия), установления демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп;
- в культурной сфере - растущая дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие философских и научных течений, религиозный плюрализм, развитие новейших средств распространения и передачи информации, приобщение населения к достижениям культуры.
Теория политической модернизации первоначально возникла в конце 50-х годов с целью теоретического обслуживания политики Запада по отношению к развивающимся странам. Вырабатывая после второй мировой войны методы защиты своих национальных интересов в "третьем мире", США встали перед необходимостью осмысления перспектив развития освободившихся стран, передачи им своего опыта и методов, с помощью которых развивающиеся страны могли бы стабилизировать у себя политическую и экономическую ситуацию, осуществить необходимые реформы и преобразования, превратиться в социально и политически стабильные, экономически развитые государства с предсказуемой внутренней и внешней политикой, стать надежными политическими и экономическими партнерами. Однако со временем концепция политической модернизации превратилась в обоснование некой общей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к рациональному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем1.
Основная периодизация модернизации связана с неравномерностью ее протекания в мировом пространстве и историческом времени, признании независимости общественного развития, наличия долговременного периода в развитии государств.
Политическая модернизация: становления политической независимости и дальнейшее совершенствование новой государственности Таджикистана
Исследование проблемы модернизации политических процессов в условиях современного Таджикистана имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. Поэтому, закономерен процесс рассмотрения и всестороннего изучения социально-политических факторов влияющий на общественное развитие. Анализ данной проблемы целесообразно начать с теоретических вопросов и прежде всего, с исследования приобретение национальной независимости, пути и средства укрепления государственного суверенитета, определенные место и роль в мировом сообществе.
Исторический опыт, анализ источников и литературы подтверждают, что процесс, становления и развития национальной независимости и государственного суверенитета является длительным, противоречивым и закономерным. Отдельные аспекты, данной проблемы изучены и анализированы в трудах ученых республики1.
Продолжая начатые, учеными страны, исследования этих процессов, мы остановились на более подробном изучении одной проблемы.
Следует отметить, что в научной и массово-политической литературе достаточно широко рассматривались социально-политические, экономические, нравственные, духовно-идеологические и другие аспекты национальной независимости и политического суверенитета тех или иных наций и народностей Средней Азии. Разумеется, было бы теоретически неверно и практически вредно преувеличить и абсолютизировать специфические моменты приобретения национальной независимости и суверенитета той или иной нацией и народностью. Исторический опыт свидетельствует, что специфические особенности приобретения национальной независимости и суверенитета Таджикистана есть результат конкретно-исторических условий общих закономерностей развития человеческого общества. Следовательно, не менее опасно и игнорирование специфических закономерностей, поскольку она может привести к оживлению националистических тенденций и к серьёзным трудностям в разрешении национального вопроса.
Исходя из того, что проблема национальной независимости и суверенитета народов в современном мире складывалось в различных условиях, при рассмотрении данной проблемы мы поставили перед собой две задачи:
во-первых, выявить общие специфические закономерности перехода от одной ступени исторического развития к другой;
во-вторых, рассмотреть специфические особенности становления и условия приобретения национальной независимости и государственного суверенитета. Поэтому поводу В.И. Ленин писал: «Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфические в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи»1. В данной части исследования мы попытаемся показать только лишь некоторые специфические особенности возникновения, становления и приобретения национальной независимости и государственного суверенитета в Таджикистане.
Согласно утверждению академика Б.Г. Гафурова идеи национальной независимости и суверенитета таджикского народа возникли еще до возникновения таджикской государственности.1 Анализируя проблему возникновения таджикской государственности и длительной борьбы за приобретения независимости Э.Ш.Рахмонов в своем исследовании: «Таджики в зеркале истории» констатирует тот факт, что: «После нашествия арабов на территории Мовароуннахара и Хорасана образовались мощные государства Тахиридов и Саффоридов, которые мало в чем уступали возникшему позже Государству Саманидов. Но лишь Саманидам удалось на целое столетие обеспечить централизацию государства, его плодотворное развитие и небывалый рост, содействовать мощному расцвету культуры и стать важным фактором формирования таджикской национальной государственности и консолидации народности таджиков, возрождения культурных и духовных ценностей нашей нации. В конечном итоге Государство Саманидов дало возможность таджикскому народу, которому изначально было свойственно созидательное творчество, еще раз показать миру свою цивилизаторскую миссию. Этот период считается завершающим этапом исторического формирования таджикского народа и достижения им вершины национальной государственности».
Анализ истории государства Саманидов показывает, что именно этот период был жизненно важным этапом становления и укрепления таджикского государства. Сущность политической модернизации эпохи Саманидов заключалось именно в том, что укрепился принцип мирного сосуществования, и добрососедства возведенного в ранг государственной политики, которая отвечало духу и традициям миролюбивого таджикского народа. Следующим глубоко противоречивым социально-политическим фактором и периодом возникновения национальной независимости и государственного суверенитета таджикского народа непосредственно связана с перестроечным процессом в Союзе ССР. В недрах господствовавшей тогда тоталитарной системе назревали привлекательные и заманчивые, но ещё глубоко неосмысленные идеи суверенитета и демократии. В данный период образование суверенного государства представлялось на базе власти Советов, под руководством Компартии и непременно как социалистическое суверенное государство. Из этого исходили и авторы Декларации, Постановлений, Заявлений и других актов, провозглашавших в 1988-1991г.г. государственный суверенитет и независимость бывших союзных республик.1
Определяющим фактором в преодолении сложных, динамичных конфликтов и противоречий является очень сложное и противоречивые процессы. Решение этих вопросов во многом зависит от политической модернизации общества. В этой связи, исследование данной проблемы требует рассмотрения целого комплекса происходящих в странах и за её пределами процессов, обусловливающих необходимость придания политике гуманистической ориентации.
Современные модернизационные процессы в Таджикистане как специфический путь развития страны
Республика Таджикистан в составе бывшего Союза ССР формально юридически обладала определённой долей государственного суверенитета. Во всех предыдущих Конституциях Республики содержалось указание ее суверенных прав и самостоятельное осуществление государственной власти на своей территории. Таджикистан формально имел право участия не только в формировании и деятельности союзных государственных органов, но и в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, а также был наделён правом внешних отношений.
Таким образом, образование национальных советских республик обеспечило наиболее благоприятные условия для укрепления и развития советской национальной государственности народов Средней Азии. Исторический опыт показывает, что для становления и развития политической системы общества и политической модернизации в Республике Таджикистан огромную помощь оказали народы Российской Федерации и другие народы бывшего Советского Союза.
Анализ данного периода в научной литературе именуется как тоталитарно-авторитарной процесс.
Изучение социально-политических факторов возникновения и становления демократического, политической модернизации в Таджикистане показывает, что перестройка всех сфер общественной и государственной жизни неизбежно выдвигает перед обществом исключительно сложные и масштабные задачи, реализация которых во многом зависит от радикальной реформы политической системы таджикского общества. По заключению З.М.Алиева «Появление общественных организаций в 80-х годов XX века, одно из характерных черт периода перестройки являются важными предпосылками политической системы Таджикистана».1 Административно-командная система Советского периода привела к формированию функционирования, централизации единообразия общественных организаций Таджикской ССР. Анализ компонентов и структуры возникновения политической модернизации в суверенном Таджикистане приводит нас к выводу, что вопросам социально-политического фактора, возникновения и развития демократического, политической модернизации уделялось мало внимания учеными республики.
Однако за последние годы в печати вышли ряд научных, общественно-политических работ руководителей республики, ученых, педагогов, обществоведов, в которых сделаны первые попытки анализа процесса демократического общества.1
После распада СССР для бывших советских республик, в том числе и для Таджикистана наступил новый политический и экономический период. Сущность и основное содержание этого периода заключается в том, что бывшие союзные республики стали независимыми государствами.
Обретение национальной независимости и переход от одной политико-экономической модели к другому стали серьёзным испытанием для общества. Из истории последних лет следует отметить, что трансформационный процесс, при отсутствии опыта и навыков демократического воздействия таджикское общество столкнулось с большими трудностями политического характера, которые привели к гражданской войне в Таджикистане.
Сразу после провозглашения независимости в сентябре 1991 г. борьба за власть проходила более или менее мирно, хотя и на фоне частых общественных демонстраций. В результате выборов, в которых участвовали различные партии, и было выдвинуто девять кандидатов, президентский пост достался бывшему лидеру коммунистической партии. Тем не менее, его легитимность была поставлена под сомнение. Начались трения между сторонниками правительства и оппозицией, которые все, более обостряясь, привели к вооруженной борьбе. Не прошло и года со времени объявления независимости, как Таджикистан оказался ввергнутым в гражданскую войну.
Таджикистане начались массовые беспорядки в результате, которого в стране воцарился хаос и паралич власти. В этот период безвластия и беззакония подняли голову, и оживилась деятельность элементов преступного мира. Начались массовые митинги, приведшие к гражданской войне. Начавшаяся братоубийственная война принесла неисчислимые бедствия, гибели многих ни в чем неповинных людей, уничтожению материальных и духовных ценностей. «По различным сведениям в первый год войны было убито от 20 до 60 тысяч человек».1 Центральная власть была парализована, а силовые структуры республики в силу своей беспомощности объявили о своем нейтралитете.
Разгоревшаяся война стала трагедией таджикского народа. Именно это обстоятельство и вызвало необходимость выработки нового политического мышления, которое провозгласило бы высшей ценностью таджикского народа право на мир и на жизнь.
Анализ экономического, социально-политического и духовного положения Таджикистана в первые годы приобретения национальной независимости показывает, что преодоление этой катастрофической ситуации и переход к новому политическому демократическому процессу было очень трудным, сложным и противоречивым. Здесь же следует отметить, что национальной безопасности Таджикистана стали угрожать и поныне угрожают такие явления современной действительности как международный терроризм, религиозный экстремизм, национальный сепаратизм, организованная преступность, бандитизм, наркобизнес, торговля оружием и незаконная миграция. Таджикский народ не только столкнулся с этими негативными явлениями, но ему пришлось пережить и гражданскую войну. Если одним бывшим союзным республикам удалось стать независимыми легко и без катаклизмов, а другим лишь с преодолением некоторых формальных препятствий, то таджикскому народу был предначертаны долгий, сложный и кровавый путь. Анализ социально-политических факторов того периода показывает, что события стали развиваться нестабильно и пути приобретения национальной независимости и становления нового демократического процесса в Таджикистане приобрели несколько иной характер. Учитывая архиважный момент, того периода Председатель Верховного Совета Таджикистана Э.. Рахмон, отвечая корреспонденту «Известий» сказал: «парламент сумел выйти из подавленного состояния. Наступил момент, когда кризис в республике достиг предела, и всем стало ясно, что дальнейшая конфронтация грозит национальной катастрофой. Верховный Совет оставался единственным органом власти, признаваемым всеми противоборствующими сторонами и способами взять на себя всю полноту ответственности за судьбу народа».1