Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теория национального примирения и национального единства и её особенности проявления в условиях Таджикистана 17
1. Теория национального примирения и национального единства: общее и специфичное 17
2. Политическая ситуация в Таджикистане накануне гражданской войны 28
3. Основные причины и факторы политического конфликта в Таджикистане 42
Глава 2. Процесс достижения национального примирения и национального единства в Таджикистане и его историко-политическое значение 54
1. Политические переговоры и диалоги как основы перехода к национальному примирению 54
2. Опыт урегулирования межтаджикского конфликта и стратегия предотвращения конфликтов в Центральной Азии 76
3. Роль международного сообщества в постконфликтном развитии Таджикистана 103
4. Проблемы дальнейшего развития национального согласия в Таджикистане и его особенности 124
Заключение 146
Список использованной литературы 154
- Теория национального примирения и национального единства: общее и специфичное
- Основные причины и факторы политического конфликта в Таджикистане
- Опыт урегулирования межтаджикского конфликта и стратегия предотвращения конфликтов в Центральной Азии
- Проблемы дальнейшего развития национального согласия в Таджикистане и его особенности
Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Начиная с момента своего возникновения человечество, было знакомо с конфликтами. Войны периодически вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между людьми, странами, блоками государств. Войны велись из-за территорий и природных ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Вооруженные конфликты уносили множество человеческих жизней, вызывали всеобщую разруху и голод. Все это побудило членов мирового сообщества предпринять необходимые меры для сохранения мира на планете.
Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи трудно управляемыми, они имеют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно оказался вовлечением в конфликт, но и всем живущим на земле.
Для Таджикистана проблема урегулирования конфликта мирными средствами важна вдвойне: во - первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации, и, во-вторых, с точки зрения непосредственных интересов страны.
Каждый конфликт своеобразен и неповторим, поэтому невозможно дать один универсальный рецепт по урегулированию всех конфликтов вообще. Теоретическое осмысление позволяет глубоко проанализировать конкретный конфликт, поставить более точный диагноз ситуации, лучше с ориентироваться в средствах воздействия на конфликт, заранее просчитывать возможные позитивные и негативные последствия применения того или иного подхода или метода. Практическая работа по урегулированию конфликтов, как любая практическая деятельность, кроме знаний требует определенных навыков и умений, которые обычно приходят с опытом. Не все конфликты и не всегда легко поддаются урегулированию. Большинство из них, как правило, требуют немало времени и высокого уровня профессионализма от тех, кто вовлечен в процесс поиска взаимоприемлемого решения. Непрофессиональное же вмешательство в конфликт нередко вызывает его осложнение. Вот почему подходить к урегулированию конфликтов следует только будучи действительно квалифицированным специалистом и обладая необходимыми для этого знанием и умением.
Акцент делается не на конфликтах как таковых, а именно на их регулировании. При этом основное внимание уделяется регулированию внутренних конфликтов, подобных гражданской войне в Таджикистане.
Политический опыт Таджикистана даёт богатый материал для анализа конфликтогенных процессов в условиях демократизации общества. Великим достижением в новейшей истории страны является обретение Таджикистаном политической независимости, которая досталась нелегко. Таджикистан и таджикский народ приобрели независимость, национальный суверенитет, для дальнейшего развития которого было необходимо мирное
развитие. Однако, осуществлению этого процесса всячески мешали различные противоборствующие силы. Под влиянием враждебных внутренних и внешних сил страна была втянута в гражданскую войну, которая нанесла колоссальный политический, экономический и моральный ущерб, парализовала государственные, структуры. Наряду с повседневной деятельностью по созданию нового общества в сіране предстояло разрешить клановые, региональные и межнациональные конфликты. В этих трудных условиях народ Таджикистана добился проведения в ноябре 1992 года XVI-ой Сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, основной целью которой было восстановление мира и национального согласия. На этой сессии Э. Рахмон, как глава государства, представил программу выхода страны из политического, социально-экономического и духовного кризиса. Избранный курс, результатом которого посвящен немало фундаментальных научных трудов и целый ряд научно-практических конференции, не имел альтернативы1.
Политическое руководство Таджикистана предложило программу национального примирения как концепцию упорядочения регионального разногласия, согласно крторой споры должны были решаться путём переговоров. Следовательно, для Таджикистана мир и национальное единство были наиболее приоритетными целями и задачами. Поэтому население страны всесторонне и горячо поддержало политику, проводимую своим президентом. Исходя из этих реалий жизни, важным объектом для анализа процесса становления и развития национального примирения и национального единства и в силу тех своеобразных и противоречивых перемен, которые происходят в настоящее время в сіране, становится Таджикистан. Эти перемены рассматриваются как важнейшие тенденции развития модернизационных процессов в плане укреплении и развития национального единства. Перед Таджикистаном стоит задача не только социально-экономического и политического развития, но и сохранения и укрепления целостности, идентичности под давлением глобальных проблем и мировых угроз современности.
Реалии и особенности политических процессов, опыт Таджикистана по реализации концепции национального примирения и национального единства является бесценным, что делает его необходимым для изучения и использования другими государствами. Поэтому данная проблема рассматривается как важный объект предлагаемого исследования. Указанная тема ещё не получила должного изучения и освещения. Не сделаны политологические обобщения таджикского опыта реализации концепции
1 См: Разменов Э.Ш. Точшшстон: Дах. соли иогиклолият, вазуїаги миллй ва бунёдкори. -Душанбе, 2001.4,-1.; «Основа новейшей государственности. -М., «Радуиииа», 2002; Тачрибаи сулх,и точикон.-Душанбе, 2001; Достиев Л. Шикаспшхо ва бастанцо- -Душанбе, 2СОЗ; Материалы П-oit Международной конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке».- Душанбе, !997; Материалы международной конференции, посвященной 10-й годовщине подписания общего соглашения об установлении мира и национального согласи» в Таджикистане, 25-26 июня 2007 г. -Душанбе, 2007; и ряд других.
национального примирения и национального единства. Именно это обстоятельство и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы. На современном этапе развития общества и проблемы, связанные с изучением урегулирования политических конфликтов, теорией и практикой национального примирения и национального единства, развития независимости и государственного суверенитета, подвергаются достаточно серьёзной разработке. Отечественные исследователи стали чаще знакомиться с методологиями различных научных школ и направлений по проблемам конфликтологам, в частности урегулирования политических конфликтов и различных войн.
Проблемы становления и развития национального примирения и национального единства изучались в трудах и затрагивались в выступлениях Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона. Глава государства был инициатором осуществления концепции национального примирения в Таджикистане. Естественно, без обеспечения мира и согласия нельзя было добиться дальнейшего развития страны. Поэтому глава государства сделал всё возможное для разрешения конфликта и установления мира.1
Теоретические проблемы урегулирования политических конфликтов, становления и развития национального примирения и национального единства, укрепления государственной независимости разрабатывались в трудах таких иследователей как А.А.Безгулов, Л.Беланже, А.С. Белоусова, О.Н.Еыков, А.Г.Больнов, С.Б.Бомешко, М.Ю.Бородай, Т.А. Гарр, О.Н.Глазунов, А.В.Глухова, Л. Гудков, В.Р. Дальников, Д.И.Давыдов, А.В.Дмитриев, Н.И.Дорожин, В.Н.Дохин, А.Г.Здравомыслов, Л. Козер, Н.А.Косолапов, Э.А.Паин, Л.Р.Полянская, А.Б.Посадский, В.Ф. Пряхин Г.А.Пядухов, А.А Сухарь, Т.Шеллинг, Г.М.Штаракс и других.2
См: Рахметов Э. - Юбилей независимости и второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, «Ирфоп», 1993; Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. -Душанбе, «Ирфок», 1995; Таджикистгн на пороге будущего. —М., ИТАР-ТАСС, 1997; Таджики в зеркале истории. -Душанбе, «Ирфон», 1997;Молодсжь - будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе, «Ирфои», 1997; Доллій путь к миру. -Душанбе «Шарки Озода, 1998; Мац ба Шумо сулх меоваарам (Я принесу Вам мир). -Душанбе, «Авесто», 1998; Главное - верховенство закона. -Душанбе, «Ирфон», 1999; Наша цепь - единство, согласие, созидание! -Душанбе, «Ирфон», 2000; Доклад на семнадцатой сессии Верховного Сопста PT 25 июня 1993 г. -Душанбе, «Ирфон», 1993; Мы обязаны искоренить преступность.-Душанбе; «Авесто», 1999; Таджикистан: десять лет независимости, национальною единства и созидания. В 8-х томах. -Душанбе, 2001.-2009 гг.
1 См: Безгулов А.А. Суверенитет советского народа. -М.: Юридическая литература, 1975; Бсланже Л. Переговоры. - СПб., 2003; Белоусова А.С. Социально - политические конфликты и технологии их урегулирования. - Волгоград, 2006; Быков ОН. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). М., 1997, Больнсв А.Г. Политический конфликт возможности управления и исследования традиции. Казань, 2004.; Бомешко С. Є Понятие войны в западном общественном сознании к фактор современных международных отношений // Вестник Московского ун-та. Серия 18социология и политология - 2006, № 4,Бородай М.Ю. Пути становления национального единства // Наш современник 1995, К» 1; Гарр ТР. Почему люди бунтуют. -СПб., 2005; Глазунов ОН. Государственный переворог. Стратегия и технологии. -М., 2006; Глухова А.В. Политическая конфликтология: между старыми и новыми подходами // Конфликтология: теория и практика. 2003, № 3; Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. -М., 200; Гудков Л. Идеология «врага» / Негативная идегтичиость. - М., 2004; Давыдов Д.И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: Вестник международных Ассамблей, № 2, -Санкт-Петербург, 1999; Дальников В.Р. Непослушное дитя биосферы. 3-е изд. -СПб., 2.003; Дохии В.Н Личность, общество, государство: Проблемы
Существенный вклад в разработку теории и практики проблемы национального согласия и примирения как 'феномена демократизации общества, вопросы межтаджикского урегулирования были разработаны в работах В.И.Бушкова, Г. Зокирова, Г. Кургиняна, А.Махмадова, Д.В. Микульского, М.Олимова, А.Имомова, И.Д.Звягельской, X. Самеъ, Д. Хуморова С.Фаттоева, Р.Хакимова и др.' Эти работы представляют собой научные исследования, которые по разрабатываемой в них проблематике наиболее близки к исследуемой нами теме.
Изучение и аналитический обзор существующей научной литературы показывает, что таджикскими учёными проделана определенная работа по исследованию и обобщению опыта в урегулировании политических конфликтов, становления и развитии национального примирения и национального единства нашей страны. Они являются ценными достоверными источниками и научным обобщением исследований особенностей, закономерностей и противоречий процесса достижения национального примирения и единства в условиях Таджикистана.
Однако следует отметить, что, несмотря на наличие большого количества трудов по данной проблематике, ещё недостаточно исследованы проблемы возникновения и развития политических конфликтов, их
развития гражданского общества. -М., 1992; Здравотделов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М., -1996; Полянская Л. Р. Мусульманские Республики СНГ; проблемы взаимодействия ислама и государства // Россия и современность. - М.: Мир, 1995, № 1; Пряхвн В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). - М.: 000 «Издательство ГНОМ и Д», 2002, Штаракс Г.М. - Социальнне противоречия. - М., 1997, Этнические и региональные конфликты а Евразии: в 3-х книгах. - М.: Издательство «Весь мир», 1997; Козер Л. Функции социального конфликта - М., 2000. - Главы 1-І X, Приложение; Посадский А.В Гражданская воина под углом зрения политической конфликтологии // Политические исследования. - 2002. - № 3; Косолапое НА. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология // Мировая экономика международные отношения. - 1995. - № 10. - С. 5 - 17, Наин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. -2002. -№ 4, Дмитриев А.В. Шдухов Г.А. Этнические группы трудящихся - мигрантов и принимающее общество: взаимодействие, напряженность, конфликты // Соция, 2006, № 9. С. 86-94. Сухарь А.А. Этнонягаональный конфликт п Чечне и Косово: сравнительный анализ // Полис. 2007. С. 158-173.
' См: Бушков В.И., Микульский Д В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996; Зокиров Г.Н. Этнополитические проблемы миграции населения в Таджикистане. -Душанбе, 1995; Он же. Dylematy Iransformacjt poliiycznej. Tadzyki.stan.-Wars?awa, 2002. -С. 197-207; Он же. Мусолихаи милля ва цойгощ он дар раванди сиёсии Точ,икисгон// Вахдат, давлаг, президент. 4.VIII. -Душанбе, 2008. C.I39-I47; Он же. Олами муосир ва дарёфти роху воситахда асосии тах,ким ва такмили вахлати чомеа// Вахдат, давлат, президент. Ц.\П. -Душанбе, 2007. С. 120-129; Кургинян Г. Таджикский узел // Советская Россия, 1993, 29 июля; Махмадов А.Н. Социология конфликта. — Куляб, 1995; Он же. Точнкистон дар масири истиклолият. -Душанбе, 2000; Махмадов А., Хидирова М. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб, 1997; Олимов М. Проблемы методологии анализа и прогноза в изучении межтаджикского конфликта. // Центральная Азия, 1997, № 5; Имомов А. Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. -ІІ Центральная Азия, 1998, № 2; Звягельсках ИД. Состоится ли тадж.урегулирование //Центральна» Азия, 1997, № 4; Самеь X. Истицрори сулх. дар Точнкистон - омили мухьми расидан ба вахдати миллй // Вахдат, давлат, президент. 4,-VI. -Душанбе, 2007. С.148-154; Хуморов Д. Сабаки таърих ва вахдати милля. // Вахдат, давлат, президент. 4..VI. -Душанбе, 2007. С.196-2002; Фатгоев С. Дорога к миру необратима. - Душанбе, «Шарки Озод», 1998; Таджикская революция и гражданская война (1989-1994 гг.), -М.,1995;: «Основа новейшей государственности». Под редПрсдседателя Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан Убайдуллоева. - М., «Радуница», 2002; Хакимов P.M. Конфликтогенные факторы межнациональных и внутринациональных отношений в Таджикистане: Автореф дисс. канд. полит, наук. - Душанбе, 1999.
урегулирования, становления и развития процесса достижения национального примирения и национального единства в условиях нашей страны.
Процесс становления и развития национального примирения и национального единства имеет своя специфические особенности. Анализ литературы показывает, что всё ещё остаётся немало нерешенных проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий в достижении и укреплении национального единства в Таджикистане. Данная проблема требует дальнейшего исследования, особенно политико-нравственных и гуманистических аспектов концепции национального примирения и укрепления национального единства. Исходя из этой точки зрения и с учётом анализа вышеуказанных источников, нами предпринята попытка исследования процесса становления и развития национального примирения и национального единства и определения их особенностей в Республике Таджикистан.
Объект исследования - процесс формирования и развития национального примирения и национального единства.
Предмет исследования - изучение и определение условий и факторов, формирующих национальное согласие и единство в политическом обществе.
Цель и задачи исследования. Исходя из степени разработанности данной проблемы, з качестве главной цели является определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства в Таджикистане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения политической стабильности, межэтнического и межконфессиокального согласия в обществе.
Поставленная цель потребовала от автора решения следующих задач:
- дать анализ политической ситуации в Таджикистане накануне
гражданской войны, возникновения и развития политических конфликтов;
определить возможные пути урегулирования, становления и развития процесса достижения национального примирения и национального единства;
выявить внешние и внутренние факторы возникновения идеи и базы национального согласия и примирения в таджикском обществе;
исследовать общность и отличия Концепции национального примирения в Таджикистане от подобных явлений в других конфликтогенных странах;
- рассмотреть процесс осуществления национального примирения, его
нравственно-этические принципы, приводящие к согласию и миру;
- дать оценку месту и роли третьей стороны в урегулировании
межтаджикского конфликта и реализации Концепции национального
согласия и примирения в Таджикистане;
- проанализировать социально-экономические, политические и
культурно-духовные достижения Таджикистана в постконфликтном периоде;
- изучить проблемы и перспективы дальнейшей реализации Концепции
национального примирения и национального единства в Таджикистане и для
всестороннего углубления данного процесса;
- обобщить положительный опыт Таджикистана по стратегии
предотвращения и решению политических конфликтов и выработать
практические рекомендации для урегулирования подобных явлений.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследовании выступают такой диалектический метод как взаимосвязь явлений, их взаимодействие, функционирование и развитие, а также политеоретический подход к изучению политических явлений и процессов, объединяющих в себе макро и микроуровии анализа политического общества.
Для реализации цели и научных задач исследования в диссертационной
работе также ^ применяются теоретико-методологический синтез
политического процесса, в целом, и его конфликтогенное состояние, в
частности. В качестве Методологической основы использованы логический,
системный, социологический, структурно-функциональный анализ и методы
сравнительного анализа политической жизни, дающих простор для научного
исследования. Автор в основном опирался на методологические положения и
выводы, содержащиеся в трудах ведущих учёных, исследующих данную
проблематику. ,
При анализе материала исследования важным источником явились данные статистических сборников, материалы периодической печати.
Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в самой постановке вопроса и политическом анализе материала. Представленная работа является одной из первых в отечественной научной литературе, посвященной исследованию данной проблемы. Научная новизна исследования определяется также комплексным подходом к проблеме опыта Республики Таджикистан в осуществлении Концепции национального примирения и национального единства. Диссертационное исследование позволило углубить положения, исследованные ранее и выявить новые, свойственные современной политической жизни, определить особенности, характерные для урегулирования политического конфликта в Таджикистане:
была проанализирована политическая ситуация в независимом Таджикистане накануне гражданской войны, определены соотношение политических сил и степень их непримиримости, возникновение и развитие политического конфликта в виде гражданской войны, способы и методы его урегулирования, а также процесс становления и развития национального примирения и национального единства;
исследованы основные причины и факторы, способствовавшие развязыванию гражданской войны в Таджикистане. Должное внимание было уделено внутренним факторам, а также влиянию внешнего фактора и участию различных внешних сил в разжигании политического конфликта в Таджикистане;
рассмотрены внешние и внутренние факторы возникновения и развития идеи и базы национального примирения и национального единства в таджикском обществе и перспективы их дальнейшего углубления в
условиях трансформационного, глобализационного развития современного мира;
- анализированы общее и особенно в процессе национального
примирения в Таджикистане его отличия от подобных явлений в других
странах. Переговоры и диалоги стали основой и движущими силами
национального примирения в Таджикистане;
- при рассмотрение проблем акцент делается на нравственно-этические
и гуманистические стороны вопроса и их место в политическом поведении
противоборствующих сторон;
исследованы проблемы и перспективы дальнейшей реализации концепции национального примирения и национального единства в Таджикистане и всестороннего углубления данного процесса;
обобщен опыт Таджикистана по стратегии предотвращения и решению политических конфликтов и сформулированы практические рекомендации для урегулирование подобных явлений.
Основные положения, выносимые на защиту, связаны с поставленной целью и решением задач исследования. При исследовании проблемы становления и развития национального примирения и национального единства как процесса дальнейшего развития таджикской государственности эти положения формулируются следующим образом:
1. Под национальным единством понимается целостность
существования этнических общностей в составе единого государства,
высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой
Таджикистан, с существующий системой ценностей и идеалов.
Основой национального единства Таджикистанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству таджикистанцев и консолидируют общество в единое целое. Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений таджикистанцев является наша общая история. С обретением независимости общими ценностями народа страны стали свободный выбор собственной судьбы, сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан.
2. Национальное примирение и национальное единство представляют
собой процессы, характеризующиеся неравномерностью их протекания. В
политической теории и практике многих стран выделяют два типа
национального примирения и национального единства: а) оригинальный,
спонтанный тип характерен для стран, переживших переход к рациональным
общественным структурам в результате постепенного, длительного развития
внутренних процессов, через постепенное самопроизвольное накопление
предпосылок в тех или иных областях общественной жизни, соединение
которых давало качественный толчок; б) национальное примирение и
национальное единство характерны для стран, по тем или иным причинам
отставших в своем развитии и теперь за счет широкого использования опыта
развитых государств пытающихся их догнать по уровню и качеству жизни.
*
Национальное примирение и национальное единство оцениваются как особый вид современных политических процессов. Их специфическая черта - достижение политическими субъектами общества целей при помощи использования власти и существующих норм права. Механизм национального примирения и национального единства составляет взаимодействие общественных институтов и специальных групп с их сознанием и психологией. Характер и конкретное содержание национального примирения и национального единства определяются особенностями данной политической системы и существующего политического режима.
Национальное примирение и национальное единство в условиях демократизации общественных отношений имеют ярко выраженные стадии: конституирование; воспроизводство политической системы; принятие и исполнение политико-управленческих решений; контроль за функционированием и развитием политической системы. На развитие национального примирения и согласия большое влияние оказывают следующие как объективные, так и субъективные факторы: сложные ситуации, участие в решении задач политической элиты, политических партий, государственных и общественных организаций и т.п.
Национальное примирение и национальное единство переходного периода в Таджикистане характеризуются многочисленными изменениями не только в политической жизни, но в социально-экономических, нравственно-культурных отношениях. Переходный период происходил с негативными явлениями и конфликтами, разрушением экономики и раздробленностью политической системы. Сформировались различные групповые интересы, выделялись системы интересов и потребностей отдельного индивида и личности. Возникли политические организации, объединения и движения, целью которых было и будет участие в политическом процессе. Государственная политика в переходный период сопровождалась реформированием общественных сфер, что ускорило национальное примирение и национальное единство.
Для эффективной реализации концепции национального примирения и национального единства необходимо преодолеть последствия застоя в теории и практике политической системы, пересмотреть отношение к духовной жизни народа, полностью отказаться от догматического подхода к объяснению явлений действительности и сосредоточить всю деятельность прогрессивных сил на процессе созидания и дальнейшего укрепления единого Таджикистана, зашиты его интересов и потребностей. В связи с этим необходимы поиски путей и средств повышения политической культуры, политической сознательности всего населения страны.
В Таджикистане сформирована собственная модель национального и межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе. Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения этого согласия. Конституция Республики Таджикистан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона
заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими
группами. Приоритеты обеспечения межэтнического и
межконфессионального согласия отражены в программной деятельности государства Таджикистан.
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что выдвинутые и сформулированные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании происходящих в таджикском обществе политических процессов.
Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в диссертации, могут быть использованы отечественными, международными организациями, специалистами данной отрасли. Сформулированные конкретные предложения могут быть применены в работе органов общественной и государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшего совершенствования и укрепления независимости, согласия и мира, развития демократического общества в Таджикистане.
Практическая значимость диссертации определяется, прежде всего, тем, что основные её положения могут быть включены в лекционные курсы и семинарские занятия по политологии и конфликтологии.
Апробация работы. Тема исследования «Национальное примирение и национальное единство: проблемы становления и развития » обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского национального университета. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, в лекциях и практических занятиях по курсам политологии, конфликтологии, этнополитологии и других разделах политических наук на отделении политологии Таджикского национального университета.
Основные положения и результаты диссертационной работы отражены в стагьях: «Историческая миссия 16-ой сессии в судьбе нации», 0,6 п.л., «Вклад интеллигенции в развитие национального единства», 0,7 п.л., «Единство - источник укрепления национального государства», а также в докладах и выступлениях на научно-теоретических и научно-практических республиканских, межвузовских конференциях, семинарах, занятиях по политологии в ВУЗе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
Теория национального примирения и национального единства: общее и специфичное
Национальное примирение - комплексный социально-политический и политико-психологический процесс, включающий широкий комплекс разносторонних, прежде всего, социально-политических мер, имеющих целью прекращение внутринационального, внутригосударственного или регионального конфликта, умиротворение той или иной территории, достижение согласия между конфликтующими сторонами, прежде всего прекращение боевых действий и вооруженных акций противоборствующих сил, установление национального мира и согласия.
На 41-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1988 г. политика национального примирения была официально признана "базовой моделью урегулирования внутринациональных и региональных конфликтов".
В политико-психологическом отношении наиболее значимы три аспекта национального примирения. Во-первых, в стратегическом отношении это один из наиболее очевидных путей материализации идей неконфронтационного политического мышления. Во-вторых, в реалистическом плане, это наиболее конструктивный способ разблокирования целого ряда хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов и, в целом, снижения глобального противостояния в мире. В-третьих, национальное примирение - одна из наиболее продуктивных возможностей развития социальных процессов в тех странах, где начатые теми или иными силами преобразования (к которым можно отнести любую революцию, комплекс реформ и т. п.) столкнулись с сразу возникшими непреодолимыми трудностями.
Национальное согласие - широкое обобщающее понятие, в общепринятом употреблении обозначающее, прежде всего, политико-психологические результаты и последствия эффективной и конструктивной общенациональной внутренней политики (политики национального согласия) - состояние гармоничных взаимоотношений и успешного взаимодействия различных национально-этнических, социальных, политических и др. сил обычно в пределах одного государственного образования; единство всей нации или различных групп, составляющих население многонационального государства, по какому-либо жизненно важному вопросу; результат успешного развития процессов, подразумеваемых политикой национального примирения.
Национальное согласие как долгосрочное состояние и основа развития общности базируется на адекватной именно для данной общности, понятной и устраивающей всех ее членов, политике. Обычно она включает в себя постоянный поиск и достижение взаимоприемлемых компромиссов в вопросах целеустремленного сбалансированного развития государственно-территориального образования, которое удовлетворяло бы стратегические и, в определенных пределах, тактические интересы всех существующих в пределах этого образования групп. Такая политика также предусматривает наличие специальных механизмов переговорного характера (обычно встроенных в механизмы осуществления власти), обеспечивающих мирное урегулирование возникающих конфликтов и противоречий на демократической основе.
Национальное согласие как единовременное состояние единства по какому-либо одному вопросу функционирования территориально-государственного образования обычно представляет собой реакцию массового сознания и подавляющего большинства социально-политических сил страны на такие политические решения или действия, которые удовлетворяют большинство сложившихся в общности интересов и представлений о возможности разрешения данного рода проблем. Примером достижения национального согласия такого рода можно считать заключенный в 1989 г. всеми политическими силами Туниса «Национальный пакт ради примирения и согласия», в разработке которого участвовали представители различных отраслей науки, а содержание которого сводилось к соглашению относительно перспективных направлений развития государства и общества после отстранения от власти прежнего президента Бургибы, что получило одобрение со стороны широких масс населения.
Способами выявления и достижения национального согласия в таких ситуациях обычно являются «круглые столы» с участием максимально широкого круга политических партий и движений, представляющих подавляющее большинство членов общества. Пример такого рода - «круглый стол» ПОРП и оппозиционных ей сил, состоявшийся в 1989 г. в Польше. Он привел к достижению согласия в отношении перехода к новым формам социально-экономического и политического устройства жизни.
Сюда же относятся специальные процедуры типа общенациональных референдумов по тем или иным жизненно важным вопросам - например, проведенный в 1986 г. в Испании референдум по вопросу сохранения» членства страны в НАТО и осуществлению политики нейтралитета. В этот же ряд можно включить общенациональные плебисциты в виде опросов населения (например, проводившиеся в 1991 г. в ряде республик СССР опросы об отношении населения к самостоятельности и независимости данных территориально-государственных образований). Сюда же - существующие в ряде стран традиции «общенародного обсуждения» тех или иных жизненно важных проблем или документов программного для развития общества характера,
Национальное согласие как следствие развития процессов национального примирения представляет собой, прежде всего, политико-психологическую демилитаризацию массового сознания, согласие всех основных групп и слоев общества в отношении необходимости решения существующих спорных вопросов мирным путем и готовности к быстрому прекращению вооруженных конфликтов. Такое национальное согласие является платформой для установления общенационального мира и выражает собой широкий предварительный консенсус взглядов, позиций и точек зрения, исключающий лишь заведомо «непримиримые» направления. Такого рода национальное согласие, например, было достигнуто в ходе серии «неформальных встреч» представителей «основных кхмерских сторон» -внутриполитических сил Кампучии, вставших, при всех многочисленных различиях и противоречиях своих взглядов, на путь политики национального примирения, однако исключивших из числа возможных партнеров представителей наиболее экстремистской группировки Пол Пота - Иенг Сари, ответственной за допущенный в период своего правления геноцид в стране.
Национальное согласие в контексте политики национального примирения связано как с начальными этапами этой политики - согласием в отношении необходимости достижения примирения, так и с этапами ее осуществления. Национальное согласие является необходимым фоном развития и углубления примиренческих процессов, тем более, что оно связано с конечным результатом такой политики - согласием в отношении форм и перспектив мирного, бесконфликтного функционирования национально-территориального образования. В стратегическом выражении весь процесс национального примирения выступает как процесс выработки и поэтапного претворения в жизнь политической психологии национального согласия. В этом отношении следует иметь в виду, что помимо «нулевых вариантов» национального согласия, в которых процесс достижения согласия развивается «с нуля», с момента полного согласования интересов в общенациональных масштабах и начальных этапов национального примирения, возможен и иной, более продуктивный превентивный вариант. Так, превентивное стратегическое национальное согласие в Уругвае в 1989 г. было установлено в связи с серьезнейшей проблемой, но по весьма конкретному вопросу. В результате призывов (и соответствующих политических действий) нового президента страны Сангинетти, демократически избранного после долгой цепочки военных диктатур, к «национальному примирению» и «забвению прошлого», в ходе общенационального референдума стране предстояло решить вопрос о том, амнистировать ли тех лиц, которые были замешаны в осуществлении репрессий в период диктатуры. Общество стояло на грани раскола, который мог привести к непредсказуемым последствиям. Призывы к национальному согласию ради будущего страны, сохранению единства и консолидации всех сил на конструктивном созидательном развитии возымели действие: в ходе референдума победила сдержанная, примиренческая линия.
Основные причины и факторы политического конфликта в Таджикистане
В исследуемой работе необходимо напомнить о причинах межтаджикского конфликта для того, чтобы обсудить, насколько их напоминание может помочь нам верно оценить и справиться с накапливающимся по мере развития наших стран новым конфликтным потенциалом.
О гражданской войне в Таджикистане и его причинах написано множество работ1. Обобщая эти работы, можно сделать вывод, что межтаджикский конфликт был многомерным, имел много причин, среди которых наиболее важными были следующие:
-определенные общественные противоречия, обусловленные параллельными устремлениями участников, их конкуренция, борьбы за власть;
-конфликтогенная ситуация в стране в конце 80-ых годов;
- конфликт локальных элит за власть и ресурсы во внезапно получившей суверенитет территории в период распада СССР и раздела общественной собственности;
- противоборство между различными идеологиями, борьба за выживание и доминирование в реальных политических отношениях;
- конфликт государства и политического ислама и особенности его проявления в Таджикистане.
Ключевой элемент управления в странах Центральной Азии- это элитные группировки различного характера. Управление ими обеспечивает стабильность государства.
Говоря о первой причине конфликта, следует отметить, что конфликт в Таджикистане продемонстрировал, что основной институциональной структурой (неформальной) в стране являются регионально — клановые структуры.1 Опыт независимого существования стран Центральной Азии показывает, что ситуация в других странах такая же, например, в Таджикистане и Кыргызстане - это территориально-региональные элиты, в Узбекистане — регионально - отраслевые группы, в Казахстане - клиентелы, основанные на жузах. Поэтому управление элитными группами и достижение баланса между локальными отраслевыми элитами — ключ к стабильности государства.
Опыт урегулирования межтаджикского конфликта показал, что прагматический подход международных акторов к управлению конфликтом оказался верным. Достижение компромисса между элитными группировками в ходе переговорного процесса и образование новой конфигурации элитных групп привело к устойчивому миру в Таджикистане.
Основными элементами поддержания стабильности в постконфликтный период, вплоть до настоящего времени стали: гибкое управление элитными группировками и поддержание межэлитного баланса; административный ресурс, включающий использование силовых ведомств; тотальный контроль над СМИ. Это обеспечивает стабильность в стране, независимо от уровня безработицы, распространения бедности, недостатка ресурсов и межэтнических противоречий. Потеря контроля над кланово — элитными группами приводит к потере власти, как это случилось с А. Акаевым в Кыргызской Республике.
Что касается развития политического плюрализма, многопартийности и других элементов реальной демократии, которые призваны обеспечить выражение групповых интересов, то при сохранении традиционной институциональной структуры в виде устойчивой кланово — групповой «пирамиды», включающей все региональные, этнические, конфессиональные и социальные группы, развитие демократии идет как периферийный процесс, вовлекающий горожан, новых индивидуалистов и маргинализированные группы населения. Это утверждение, однако, применимо только для Таджикистана и Узбекистана. В Казахстане и Кыргызстане ситуация иная.
Опыт Таджикистана свидетельствует, что в Центральной Азии партии начинают играть выдающуюся роль и в политическом процессе только тогда, когда серьезно нарушен баланс между элитными группировками, и последние вступают в открытый конфликт между собой. Элитные группы рассматривают партии только как эффективный способ политической мобилизации своих сторонников в открытом конфликте.
Признавая, что сложившаяся схема управления обеспечивает достаточно высокий уровень стабильности, следует учесть, что она не дает возможности решить исключительно важные вопросы преемственности власти и ее легитимности. Они не решены ни в одной из стран Центральной Азии, что является одной из причин неустойчивости ситуаций в странах Центральной Азии и неопределенностью перспектив их дальнейшего развития.
Особое внимание необходимо уделять религии и следует быть предельно осторожным с исламом. Вопрос о взаимоотношениях с политическом исламом — это вопрос о жизнеспособности власти в странах Центральной Азии. Одной из важнейших причин конфликта в Таджикистане был конфликт государства и ислама. Сейчас, спустя 13 лет после заключения мирных соглашений, можно изучать опыт межтаджикского конфликта и в этом направление для дальнейшего всестороннего его использования.
В настоящее время существует немало спорных суждений относительно того, что может ли какая-либо религия, в частности, ислам, быть источником или детонатором конфликта. Хорошим тоном среди наиболее обоснованным точек зрения различных исследователей является опровержение тезиса С.Хантингтона о войне цивилизаций, а также выражение убеждения, что религия не может быть почвой для конфликта, а только используется «деструктивными силами» в собственных целях. Так считает и массовое сознание.1
Тем не менее, вопрос о том, какую роль политический ислам играет в накоплении конфликтного материала, развитии конфликтов и их урегулировании в Таджикистане, остается исключительно актуальным.
Различия и противоречия между мировоззрениями и религиозными убеждениями, так же, как и конкуренция религий, являются нормой для человеческого общества. Вопрос в том, в какой момент и почему люди берут оружие и начинают в вооруженную борьбу из-за религиозных убеждений.
Общеизвестно, что люди тогда вступают в конфликт, когда под угрозой находится их существование, включая доступ к природным ресурсам, сохранение национальной идентичности и собственной территории. Религия является частью собственной идентичности, включающей религиозные убеждения, и соответственно, ее защита может стать почвой для конфликта. Кроме того, вооруженные конфликты, такие, как в Таджикистане, практически всегда имеют многомерный характер. В данном случае конфликт идентичностей сопровождался конфликтом идеологий, распадом системы власти и нарушением межэлитного баланса, борьбой кланово-элитных группировок из-за доступа к власти и ресурсам, контроля над территориями, межэтническими противоречиями (между номадами — арабами и тюрками и земледельцами Центральной Азии — таджиками в Курган - Тюбинской области - это была самая ранняя фаза конфликта). 1
Когда сегодня мы рассуждаем об уроках конфликта и миротворческого процесса в Республике Таджикистан, следует помнить, что содержание взаимоотношений ислама и государства меняется вместе со стремительными изменениями, которые переживают транзитные страны Центральной Азии.
Основные этапы развития конфликтности, связанной с взаимоотношениями различных политических сил в постсоветском пространстве и особенно в Центральной Азии и в Таджикистане, выглядят следующим образом:
- канун и период сразу после развала СССР. Гражданская война в Таджикистане представляет собой наиболее яркий конфликт, связанный с религией, и в действительности являлась открытым выражением конфликта ислама и коммунизма, который скрыто существовал на протяжении всего советского периода. В то время ислам существовал не только как образ жизни и идентификация коренного населения Таджикистана, но и как богословско-правовая мысль, и как идеология. Действительно, наиболее важной функцией ислама и духовных мусульманских лидеров в советский период было сохранение коллективной идентичности общества. Однако, начиная с кокандских мулл, нашедших убежище в Восточной Бухаре в двадцатые-тридцатые годы в Центральной Азии, через ишанов и ходжей, поддерживавших опальных исламских интеллектуалов в пятидесятые-шестидесятые годы, ислам продолжал развиваться в различных формах, в том числе и в виде реформаторства. В период распада СССР конфликт ислама и коммунизма перешел в открытую форму.1
Опыт урегулирования межтаджикского конфликта и стратегия предотвращения конфликтов в Центральной Азии
Срок, прошедший с момента заключения Общего соглашения об установлении мира и национального согласия, предоставляет еще одну возможность проанализировать войну и мир в Таджикистане, учитывая как уроки межтаджикского мирного процесса, так и опыт постконфликтного миростроительства.
Межтаджикский конфликт явился огромной трагедией, прежде всего для народа Таджикистана: около 60 тысяч жизней было потеряно, сотни тысяч человек оказались беженцами и перемещенными лицами. Экономике страны, ее усилиям начать независимое экономическое и социальное развитие, был нанесен колоссальный ущерб. Под вопросом оказалось выживание Таджикистана как суверенного правового государства и само существование таджикской нации.
Конфликт в Таджикистане не был фатально неизбежным и мог бы быть предотвращен. Что касается его объективных причин: экономических,, социальных, демографических, геополитических и даже географических, то на них, в свою очередь, наслоился целый ряд субъективных факторов. В комплексе всё это способствовало созданию сложной и противоречивой ситуации, которая была использована экстремистскими элементами и политическими авантюристами как с той, так и другой стороны, в результате чего и разразился гражданский конфликт.
Одним из наиболее существенных элементов таджикского противостояния было формирование Исламского движения возрождения Таджикистана. Вопреки иногда высказываемому мнению, анализ ситуации того времени позволяет с уверенностью утверждать, что таджикский конфликт не имел ничего общего с противостоянием между неокоммунизмом и возрождающимся политическим исламом. Исследователи неоднократно общались и с полевыми командирами, и с политическими лидерами с той и другой стороны. Этот опыт дает возможность заключить, что в мировоззрении, во взглядах, в позициях политических лидеров и полевых командиров того времени не наблюдалось ни радикального исламизма, ни неокоммунизма. Это были люди, которые представляли групповые интересы, и именно эти интересы находили свое выражение в процессе переговоров.
Восстановление мира и национального согласия стало актом сохранения таджикской нации и государственности. В чем секрет успеха таджикской модели восстановления мира и национального согласия? Успех миротворчества Таджикистана ещё не изучен до конца, и тот положительный опыт, который, безусловно, имеется в Таджикистане, использован не полностью. Наша задача состоит в том, чтобы концептуально осмыслить процесс достижения мира в Таджикистане и адекватно применить этот опыт в тех странах и ситуациях, где еще продолжаются конфликты.
Важнейшим компонентом этого успеха, прежде всего была политическая воля самого народа Таджикистана и сторон, вовлеченных в этот конфликт. Политическая воля - это, в первую очередь воля главы государства,, направленная на достижении мира. Посол Ливиу Бота и представители государств- третьей стороны холодным и не очень уютным зимним утром 13 января 1993 года приземлились в Таджикистане с тем, чтобы создать миссию наблюдателей ООН. 16 января глава государства принял их, чтобы обсудить дальнейшие шаги по нормализацию метаджикского конфликта. Они спросили тогда у Эмомали Рахмона: «Элементы конституционного порядка восстановлены, что делать дальше?» Глава государства выдержал небольшую паузу, а потом очень прочувствованно, очень искренне сказал: «Прежде всего, надо возвратить соотечественников домой из Афганистана, стран СНГ - без этого не будет мира. Необходимо начать процесс национального примирения. Будет очень трудно, меня многие не поймут, прежде всего, командиры, но другого пути нет. Это путь к миру, это путь к восстановлению Таджикистана»1.
Когда изложили эту часть разговора бывшему Генеральному Секретарю Бутросу Бутросу-Гали, он сказал: «Ну что же, если глава государства намерен идти этим путем, дело Таджикистана не безнадежно» . Сегодня мы все знаем, что глава страны последовательно и твердо, несмотря на чрезвычайно сложные обстоятельства, следовал этому курсу. Подстать ему были его коллеги и соратники, которые возглавляли делегацию правительства на переговорах. Однако, как говорят на востоке: «Одной рукой в ладони не хлопнешь», и для того, чтобы мир состоялся, нужна была политическая воля другой стороны. Такая политическая воля действительно была высказана а руководитель ОТО С.А.Нури продемонстрировал готовность к сотрудничеству и последовательным усилиям по достижению национального согласия. Это и были те составляющие, которые можно в общем назвать «политической волей». Это было непростое дело, зачастую сопряженное с риском не только политическим, но и физическим. Тем не менее, руководители Таджикистана, глава государства взяли на себя этот риск и привели страну к национальному согласию.
Организация Объединенных Наций оперативно начала свою деятельность в Таджикистане, и при этом её поддержка носила не только политический характер. Также очень быстро к подкреплению протокола о временном прекращении огня подключились военные наблюдатели ООН. Оказывалась огромная гуманитарная помощь. Многие тысячи таджиков выжили благодаря усилиям сотрудников Офиса Верховного Комиссара по делам беженцев и Международной продовольственной программы, оказавшим помощь нуждающимся в трудные времена. Эта деятельность имела огромное значение для населения Таджикистана.
Необходимо остановиться на методике переговорного процесса и проанализировать его составные элементы, а также определить, почему переговорный процесс удался. Что представляли из себя элементы и ингредиенты таджикской модели миротворчества, которые позволили привести страну к миру? Каким образом межтаджикский мирный процесс, который был таким же сложным и хрупким, как и другие мирные процессы в разделенных обществах и странах, сопровождаемых массой эмоций, множеством невысказанных и неотомщенных обид, тем не менее, стал жесткой, устойчивой структурой и, самое главное, завершился успехом?
Прежде всего, существует орган, который даёт правовую легитимность мирному процессу - Совет Безопасности. Были приняты соответствующие резолюции Совета Безопасности, которые освещали переговорный процесс. Совету Безопасности докладывал Генеральный Секретарь ООН на основе докладов специальных представителей и специальных посланников Генерального Секретаря. Эти доклады были регулярными и отражали деятельность вначале политической миссии, а затем миссии наблюдателей ООН в Таджикистане. Основными действующими лицами мирного процесса были, конечно, стороны таджикского конфликта, но для того, чтобы. переговорный механизм заработал, необходимо было свести эти стороны вместе. Этим занимались специальные посланники, которым помогала Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане. Вначале численность миссии была невелика, но затем она достигла порядка 250 человек, включая военных наблюдателей, и это был очень хорошо отлаженный и эффективный инструмент.
Параллельно был создан механизм, который координировал деятельность соседних государств и отражал их коллективную волю и поддержку. Вначале это была группа государств-наблюдателей, а затем к ним присоединилась и группа стран-гарантов. В итоге образовалась восьмерка стран плюс две международные организации - ОБСЕ и Организация Исламская Конференция. С тем, чтобы в период между переговорами процесс не угасал, в штаб-квартире ООН была сформирована так называемая Группа Друзей Таджикистана, которая состояла из постоянных представителей восьмерки государств-наблюдателей и некоторых других государств. Это был тот локомотив, который способствовал продвижению переговорного процесса.
Роль государств-наблюдателей на переговорах - России, Ирана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Пакистана и Афганистана - была огромной, но тот консенсус, который сложился в ходе переговорного процесса, появился не сразу. Это был сложный процесс притирки национальных интересов каждой их этих стран, выработки общего видения, с тем, чтобы впоследствии группа стран-наблюдателей работала как одна команда.
Проблемы дальнейшего развития национального согласия в Таджикистане и его особенности
Таджикистан в конце 80-х - начале 90-х годов вступил на путь демократизации. Однако, избранный путь оказался сложным и противоречивым для одного из беднейших государств бывшего СССР, это особенно проявилось в конфликте различных политических сил внутри таджикской нации. Взаимопонимание между старой и новой политическими элитами достигнуто не было, и диалог не состоялся. Религиозный же фактор начал выступать в форме экстремизма, проявившегося в столкновении интересов различных религиозных групп. Эти факторы в совокупности с особенностями и менталитетом тоталитарного общества привели наш народ к гражданской войне. Эта война, хотя продолжалась недолго и не охватила все регионы, нанесла колоссальный ущерб стране в целом.
Народ Таджикистана быстро осознал, какие разрушительные последствия может иметь продолжение гражданского противостояния, и начал оказывать активное противодействие тем силам, которые хотели использовать эту ситуацию в своих неблаговидных целях. Спасением для таджикистанцев стало начало диалога на основе наших древних традиций, то есть по возможности решать все вопросы только мирным переговорным путем (например «оши ошти» - совместный обед в честь примирения). Но это оказалось очень трудным делом, так как на этом пути возникло множество препятствий как внутреннего, так и внешнего характера. В конечном счете, однако, менталитет и культура нашего народа стали главной миротворческой силой, которая крепла, ежедневно преодолевая на своем пути десятки проблем, многие из которых еще не получили своей оценки.
Современный Таджикистан - это динамично развивающееся, устойчивое общество, работающее в целях улучшения жизни своих граждан. Все разработанные программы правительства направлены на решение именно этой стратегической задачи. Основной целью современного таджикского государства является построение правового государства, в котором права человека считаются системообразующим элементом.
В современном демократическом государстве важную роль играет система соблюдения и защиты прав человека, которая должна пронизывать все сферы его жизнедеятельности. Посредством степени реализации прав человека определяется подлинность демократического режима, а также система политических реалий в стране. Принципы политического и идеологического плюрализма, равенства перед законом, толерантное отношение к личности и вариантам ее идентификации, возможности волеизъявления, объединения в общности, зависят, прежде всего, от соблюдения прав человека со стороны государства.
В целом Таджикистан обеспечивает законодательное закрепление международных политико-правовых стандартов, структурное соответствие органов обеспечения прав человека и развивает систему сотрудничества с гражданским обществом, но все же следует внедрять систему соблюдения и защиты прав человека, особенно на уровне законодательства, а также на уровне практики и устройства структуры специальных компетентных органов.
Республика Таджикистан ратифицировала почти все основные международно-правовые документы в области прав человека. В целях обеспечения прав человека в республике также были созданы специальные органы, деятельность которых в соответствии с их назначением носит консультативный характер.
Для реализации прав человека, со стороны государства сделано много работы. В частности:
- создание в 1997 году отдела Конституционных гарантий прав граждан в структуре Исполнительного Аппарата Президента Республики Таджикистан, основной целью которого являются отслеживание ситуации с правами человека в республике, прием граждан и работа с жалобами граждан по фактам дискриминации;
- создание в 2002 году Комиссии по обеспечению выполнения международных обязательств в области прав человека при Правительстве Республики Таджикистан;
- рассмотрение обращений граждан, связанные с нарушениями прав в соответствии с уголовным и гражданским законодательством, со стороны судов республики. Надзор за соответствие внутреннего законодательства международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Таджикистан, осуществляется Конституционном судом;
- функционирование Комитетов по законодательству и правам человека в нижней палате национального парламента - Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, и в верхней палате национального парламента — Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
- принятие конституционного принципа, вводящего международно правовые акты в области прав человека, в качестве составной части правовой системы Республики Таджикистан;
- введение в 2009 году органа омбудсмена.
Эффективная деятельность правительства, представляющего интересы всех слоев населения и делающего ставку на верховенство права, уменьшает необходимость людям самим вступать в игру, для разрешения разногласий насильственными методами. Даже, если институты и процессы, гарантирующие широкое политическое участие, могут сильно различаться, важно, чтобы все слои населения верили в то, что у них действительно есть возможности влиять на политический процесс. Хотя демократические системы стремятся к равному обращению с людьми, это еще не означает, что они ко всем относятся одинаково. Так же, как общество пытается учитывать потребности и очень старых, и очень молодых людей, бедных и инвалидов, необходимо признавать и различия, которые могут существовать между разнообразными общественными группами, и удовлетворять отдельные потребности последних настолько полно, насколько это только возможно. К важнейшим потребностям относятся свобода, сохранение важных культурных традиций, включая возможность преподавания в школах на языке национального меньшинства, и свобода вероисповедания. Говоря проще, динамичные общественно-политические системы, учитывающие интересы всех слоев общества, нуждаются в религиозной и культурной свободе.
Дискриминация прав и свобод представителей национальных меньшинств может вызвать появление широкомасштабных этнических конфликтов, а эти конфликты, в свою очередь, угрожают также глобальной стабильности, разрушая правила и нормы поведения, которые государства пытаются разработать. Зачастую толчком к насилию служат безудержные и незаконные нарушения прав человека. Они отражают крушение правопорядка и, если произвол беспрепятственно продолжается, то в результате ослабляется доверие к обязательствам государств (в том числе и международно-правовым) защищать права человека, демократию и соблюдать международные договоры. Кроме того, если международное сообщество, — прежде всего, страны, способные действовать — не отвечают на этот вызов, то это способствует возникновению атмосферы беззакония, в которой отчужденные люди или враждующие группы расколовшегося общества стремятся взять все в свои руки. Стремление помочь в предотвращении этнических конфликтов не только вытекает из гуманитарных обязательств, но и соответствует собственным осознанным интересам.
Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека. Источником этих прав, в первую очередь, являются основные нормы международного права, международно-правовые акты, которые определяются конституцией страны составной частью правовой системы Республики Таджикистан.1
Ратифицировав Международную Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Таджикистан взял на себя обязательства недискриминации, обеспечения политических, экономических, социальных и культурных (индивидуальных и коллективных) прав, представителей национальных меньшинств.2
Представителям национальных меньшинств в Таджикистане, также не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком, что соответствует 27 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам.3