Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ.
1 . Основные социально-политические направления формирования идей национального согласия и примирения.
2.Этапы и особенности переговорного процесса в национальном примирении.
3.Осуществление социально-экономических и политических реформ -процесс дальнейшего развития концепции национального примирения.
Г Л А В А 2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ -ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИМИРЕНИЯ В СУВЕРЕННОМ ТАДЖИКИСТАНЕ.
1 . Особенности национального согласия и примирения в Республике Таджикистан . 2.Демократизация социально-политических процессов — как фактор согласия и национального примирения в суверенном Таджикистане.
З. Роль мирового сообщества в достижении национального согласия и примирения в Таджикистане.
4.Роль и место России как стратегического партнёра в осуществлении концепции национального примирения в суверенном Таджикистане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- Основные социально-политические направления формирования идей национального согласия и примирения.
- Особенности национального согласия и примирения в Республике Таджикистан
- Роль мирового сообщества в достижении национального согласия и примирения в Таджикистане.
Введение к работе
Актуальность темы диссертации. Общественное согласия и национальное примирение являются актуальной проблемой, в связи с разрешением острых, социально-экономических, политических и идеологических конфликтов, предотвращения экстремистских и других радикальных тенденций, террористических актов, подобно событиям в Нью-Йорке, Москве, Турции и в других странах мира. Эти явления могут привести к катастрофе различного масштаба, требуют от политиков постоянного и пристального внимания к вопросам демократизации политических отношений не только в рамках отдельных государств, но и в процессе установления и развития межгосударственных связей.
Бесспорно, что человеческое общество, как таковое «в наличии» не существует потому, что состоит и формируется из различных общественных отношений. В процессе своего развития в нём преобладающую роль играют то экономические, то политические отношения. В первобытном обществе преобладающую роль играли кровнородственные, в средневековом феодальном — религиозные, в капиталистическом - политические отношения, но все они по своей природе были связаны с насильственным разбогатением экономики и захватом чужих территорий разными путями и средствами.
Начало XXI века характеризуется повышением возросшей роли политики и политических отношений в жизни общества, ибо большинство стран и государств приобрели реальную независимость и суверенитет для которых на данном этапе своего развития очень важны были не только экономические, но и политические отношения, обеспечивающие их национальной и государственный менталитет.
Известно также, что для Таджикистана это время было самым трудным и сложным. Спустя тысячелетие, республика и таджикский народ приобрели независимость, национальный суверенитет, для которого мирное
развитие было необходимо как воздух. Однако, этому пути всячески мешали различные противоборствующие силы, в конце концов приведшие к братоубийственной войне, значительному социально-экономическому ущербу народного хозяйства и тысячам человеческих жертв.
Республике предстояло разрешить, наряду с повседневными делами ряд родовых, клановых, региональных и межнациональных конфликтов, которые постоянно создавали вражеские силы, с целью помешать мирному, свободному развитию Таджикистана.
Именно в это время народ Таджикистана и Правительство республики нашли силы и возможности разрешить катастрофический конфликт мирным путём, путём компромисса и согласия, выработали развёрнутую Концепцию национального примирения, фундамент которого заложила историческая ХУ1 Сессия Верховного Совета страны, проходившая в 1992 году в городе Ходженте, 10-летию которой посвящена специальная фундаментальная работа «Основы новейшей государственности».
Правительство Таджикистана с первых дней предложило Концепцию национального примирения, как идею упорядочения регионального разногласия, согласно которой, споры не должны были решаться с применением силы. Следовательно, для таджиков мир и национальное единство были самыми главными целями и задачами, на решение и достижение которых были направлены все усилия. Неслучайно все народы, проживающие в Республике Таджикистан, горячо и искренне поддерживали политику, проводимую Президентом и Правительством республики.
И, сегодня, не случайно восприятие за рубежом наших больших социально-экономических и духовно-культурных успехов, имеющих не только научное, но и важное практическое значение. Если раньше в их научный обиход всё чаще входили такие понятия, как «крах», «кризис», «саботаж реформы», «социальные конфликты» и т.д. по отношению к нашей республике, то в настоящее время опыт Таджикистана является объектом
особого внимания западных и американских политологов, социологов и историографов.'
Процесс обновления экономики и Таджикского государства заявляет, что зарубежные политологи более объективно должны отражать в своих исследованиях эти обратимые социально-экономические и политические успехи. В этом и заключается значение и актуальность темы диссертации, в пользе осуществления Программы Концепции национального согласия и примирения как феномена демократизации всех процессов обновления и развития таджикского общества.
Актуальность настоящей диссертационной работы определяется ещё и тем, что она недостаточно ещё исследована в таджикской и мировой науке и литературе. В пропаганде и изучении её во многих конфликтогенных странах и регионах современного мира значительно облегчило бы их борьбу и обеспечило бы мирное решение проблем и конфликтов в обществе.
Степень научной разработанности темы. Как уже выше отмечалось, процессы достижения Таджикистаном национального примирения, независимости и государственного суверенитета в результате успешного преодоления гражданской войны и разрешения всевозможных внутренних и внешних конфликтов стали предметом пристального внимания большинства обществоведов стран СНГ и, особенно, учёных Таджикистана. Многие учёные посвятили свои исследования переговорным процессам, их политическим и нравственно-гуманистическим аспектам; внимание части учёных и специалистов политологов было обращено вопросам опыта достижения компромисса и согласия. Политологи больше всего изучали политические процессы национального примирения, историки - прошлое
См. например, большое количество трудов, изданных в последние годы политологами, как А.Бенниксена, З.Бзежинского, Р.Пейпса, М.Ривкина, С.Хедлина, Е.Ховфмана и др., в которых значительное место занимают позитивные суждения и некоторые реальные успехи Таджикистана в поствоенном пространстве и эпохах.
культурное наследие и его современное значение, философы посвящали свои труды духовным проблемам и закономерностям становления и развития республики, экономисты — созданию переходной экономики и рыночным отношениям Таджикистана и т.д.
Так, в трудах таких известных учёных стран СНГ, как А.А.Безгулов, О.Н.Быков, М.Ю.Бородай, Д.И.Давыдов, Н.И.Дорожин, В.Н.Дохин, А.Г.Здравомыслов, Л.Р.Полянская, Г.М.Штаракс1 и ряде других рассматриваются политические, философские, правовые, исторические, антропологические аспекты проблем национального примирения вообще и Таджикистана в частности.
Существенный вклад в разработку теории и практики независимости и суверенитета различных наций и народов, их историческое и культурное наследия внесли такие известные учёные, общественные деятели и специалисты, как Б.Г.Гафуров, С.Айни, М.Турсунзаде, Э.Ш.Рахмонов, С.Ю.Данилов, М.И.Одинцов, А.К.Понамарев, И.К.Галько, Е.Н.Копелев, О.Г.Космач, А.В.Гадунов, В.С.Коморовский и другие. В их научных трудах на основе социально-исторического опыта прослеживаются и анализируются основные факторы и историческая необходимость приобретения
Безгулов А.А. Суверенитет советского народа. -M.: Юридическая литература, 1975; Быков О.Н. Национальная безопасность России (геополитические аспекты). М., 1997; Бородай М.Ю. Пути становления национального единства // Наш современник. 1995, № 1; Давыдов Д.И. О правовом обеспечении противодействия преступности на территории государств СНГ. В кн.: Вестник международных Ассамблей, № 2, -Санкт-Петербург, 1999; Дохин В.Н. Личность, общество, государство: Проблемы развития гражданского общества. -М., 1992; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. -М., -1996; Полянская Л.Р. Мусульманские Республики СНГ: проблемы взаимодействия ислама и государства // Россия и современность. — М.: Мир, 1995, № 1; Штаракс Г.М. - Социальные противоречия. - M., 1997 и др.
2 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1998; Айни С. Воспоминание в 4-х томах. Душанбе, 1952; Турсунзаде М., Серия работ о независимости Индии. Москва-Душанбе, 1954; Рахмонов Эмомали. Таджики в зеркале истории. Книга первая «От арийецв до саманидов», Душанбе-Лондон, 2001; Данилов СЮ. Правовое демократическое государство: Очерки истории. -М., 1997; Одинцов М.Ц. Россия строит светское государство (1985-1997) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - М., 1997; Понамарёв A.K. Вопросы о конституционной модели государственного суверенитета. Право и жизнь. -M., 1998; Галько И.К., Космач E.H., Копелев О.Г. Демократизация и борьба идей.. -Минск, 1989; Годунов А.В. Эволюция политической культуры как фактор модернизации современной российской государственности. -М., 1997; Камаровский B.C. Выборные кампании в системе институтов демократии современного российского общества // Политология: взгляд на современность. - М., 1995, №5 и др.
национальной независимости, суверенитета.
Весомый вклад в исследование проблемы национального согласия и примирения как феномена демократизации общества внесли учёные, политологи и специалисты Таджикистана. Всю литературу, в которой содержатся сведения по Концепции общественного согласия и национального примирения этого периода исследования можно разделить на несколько групп по аспектам их исследования.
Так, одну из групп составляют работы, посвященные событиям, происходящим в разные годы исследуемого периода в Таджикистане.1
Разные его аспекты и проблемы затрагиваются в трудах и выступлениях Президента страны Э.Ш.Рахмонова. Именно он, был инициатором осуществления концепции национального примирения в Таджикистане.
Известно, что без обеспечения мира и согласия в целом по стране нельзя было добиться мирного созидательного труда. Поэтому, глава государства все свои знания, опыт и силу направил именно для разрешения конфликта и установления полного мира в Таджикистане, а его результаты отразились в его трудах и докладах.
Вместе с тем следует отметить, что десятки трудов Президента Э.Ш.Рахмонова, посвященных миротворческому процессу, не только были изданы внутри страны, но и переводились на разные языки мира и вышли в свет в городах: Москва, Алма-Ата, Лондон. Полный перечень всех
выступлений Президента страны также был издан в 4-томах, которые имеют
См например «Основа новейшей государственности. М., «Радуница», 2002; Материалы П-ой Международной конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке», Душанбе, 1997 и ряд других.
Рахмонов Э. - Юбилей независимости и второй всемирный форум таджиков. -Душанбе, «Ирфон», 1993; Таджикистан: четыре года независимости и самопознания. -Душанбе, «Ирфон», 1995; Таджикистан на пороге будущего. -М., ИТАР-ТАСС, 1997; Таджики в зеркале истории. -Душанбе, «Ирфон», 1997; Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. -Душанбе, «Ирфон», 1997; Долгий путь к миру. -Душанбе «Шарки Озод», 1998; Ман ба Шумо сулх меоваарам (Я принесу Вам мир). -Душанбе, «Авесто», 1998; Главное - верховенство закона. -Душанбе, «Ирфон», 1999; Наша цель - единство, согласие, созидание! -Душанбе, «Ирфон», 2000; Доклад на семнадцатой сессии Верховного Совета РТ 25 июня 1993 г. -Душанбе, «Ирфон»,1993; Мы обязаны искоренить преступность.Душанбе, «Авесто», 1999.
3 Рахмонов Э.Ш. Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания. В 4-х томах. Душанбе, «Ирфон», 2001.
большое научно-практическое и пропагандистское значение.
Другими источниковедческими базами служат труды работников Исполнительного Аппарата Президента Республики Таджикистан, работавших тогда в разных комиссиях по переговорному процессу и национальному примирению в республике.1 За эти годы по вопросам межтаджикского конфликта и его урегулирования был издан и ряд других работ, среди которых ценными являются труды В.И.Бушкова, Д.В.Микульского, Г.Кургиняна, К.Расулова, М.Гулахмедова и других, исследуемых разные аспекты национального согласия и примирения как феномена демократизации общества.
Другую группу источников составляют аналитические работы учёных-
историков, политологов, социологов, где исследуются процессы
общественно-политического развития, даются ценные данные и обобщаются
отдельные аспекты исследуемой темы.3 Вопросы межтаджикского
урегулирования и некоторые теоретическое вопросы были разработаны
А.Махмадовым, М.Олимовым, А.Имомовым, И.Д.Звягельской,
Ф.Т.Тахировым, Т.Н.Назаровым, С.Фаттоевым,4 и другими учёными.
Третью группу источников составляют специальные исследования, которые являются наиболее близкими к исследуемой нами теме. Из них
См. например Усманов И. Моменты из созидательного мира. Душанбе, «Ирфон», 1999; Саидов 3. Таджикистан: внешняя политика и массовая информация (1993-1995 гг.), Душанбе, 1995; Один год Президента Рахмонова Э. (По материалам Российского информационного Агенства «Интерфакс» за 1997 год). Душанбе: «Шарки Озод», 1998; Саидов 3.,Таштемиров М. Дорогой мира и согласия. Душанбе, 1997 и др.
Бушков В.И., Микульский Д.В. Анатомия гражданской войны в Таджикистане. -М., 1996; Таджикская революция и гражданская война (1989-1994 гг.), -М.,1995; Кургинян Г. Таджикский узел // Советская Россия, 1993, 29 июля; Расулов К.Р., Гулахмедов М.Г. Национальные и политические процессы независимости Таджикистана. -Душанбе, «Матбуот», 2001.
3 См. «Основа новейшей государственности», под ред.Председателя Маджлиси Милли, Маджлиси Оли
Республики Таджикистан Убайдуллоева М. Москва, «Радуница», 2002,416с.
4 Махмадов A.H. Социология конфликта. -Куляб, 1995; Олимов М. Проблемы методологии анализа и
прогноза в изучении межтаджикского конфликта. // Центральная Азия, 1997, № 5; Имомов А.
Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы. // Центральная Азия, 1998,
№ 2; Звягельская И.Д. Состоится ли тадж.урегулирование //Центральная Азия, 1997, № 4; Тахиров Ф.Т. -
История государства и права Таджикистана (1917-1929 гг.); Назаров Т.Н. Таджикистан: горизонты
настоящего будущего. Нью-Йорк, 1999; Фаттоев С. Дорога к миру необратима. Душанбе, «Шарки
Озод», 1998.
можно выделить исследования в виде кандидатских диссертаций Е.В.Белова и С.В.Махониной , Саймудцинова Ш.1, в которых особое внимание уделено опыту переговорного процесса в Таджикистане и военно-патриотическому союзу Республики Таджикистан с Российской Федерацией. Другой подобной диссертационной работой является монография С.Фатоева. Однако, в этих исследованиях сам процесс осуществления Концепции национального примирения и его этико-нравственные аспекты остаются вне поля зрения исследования.
В следующую группу источников входят материалы, изданные межпарламентской Ассамблеей СНГ, Ахбори Маджлиси Оли, Информационные бюллетени Департамента Информации Министерства иностранных дел Республики Таджикистан, Информационные листки Миссии наблюдателей ООН в Таджикистане, «Сборник международных актов по правам человека»3 и ряд других.
Таким образом, изучение и анализ опубликованных работ показывает, что учёными стран СНГ и Республики Таджикистан в научно-теоретическом и аналитическом плане проделана большая работа в исследовании и обобщении исторического опыта по различным проблемам Концепции национального примирения. И они, безусловно, оказали определённую помощь автору в исследовании закономерностей и противоречий процесса достижения национального согласия и примирения в условиях суверенной Республики Таджикистан.
1 Белов Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта
1993-1997 гг.; Автореф..дис.канд.истор.наук. -Душанбе, 1999; Махонина СВ. Военно-патриотическое
сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 1993-1999 гг.: исторический
опыт и уроки. Автореф.дис.канд.полит.наук. -Душанбе, 2001; Саймуддинов Ш. -Национальное примирение
в Таджикистане и его современное значение. Авторфер.дис.канд.полит.наук. -Душанбе, 2002.
2 Фаттоев С.С. Социально-политические конфликты в современном обществе (Опыт Таджикистана).
Монография. Душанбе, 2001.
3 Информационный бюллетень СНГ, № 23. -Санкт-Петербург, 2000; Вестник межпарламентской Ассамблеи,
№ 2. -Санкт-Петербург, 1999; Там же, № 1. -Санкт-Петербург, 2000; Там же, № 3, -Санкт-Петербург, 2000;
Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, №№ 6, 7, 9, 10, 11. -Душанбе, 2000; Сборник
международных актов по правам человека. -Душанбе, 2000; Новые Законы Республики Таджикистан
(Сборник), Часть 1, - Душанбе, 1991.
Отводя большое внимание политическим процессам, из поля зрения выпали такие важные моменты, как этико-нравственные, гуманистические стороны программы национального примирения.
Однако, следует отметить, что несмотря на наличие большого количества трудов по данному направлению, ещё недостаточно полно исследованы проблемы вопросов и противоречий процесса достижения национального примирения, дальнейшее его выполнение в условиях суверенного Таджикистана. В этих исследованиях, к сожалению, не даны научно-философские понятия «Концепция национального примирения», «Переговорный процесс», «Демократизация как феномен национального примирения». Известно, что процесс достижения национального примирения имеет свои специфические особенности. Анализ литературы показывает, что всё ещё остаётся много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов, касающихся противоречий достижения и укрепления национального примирения в Таджикистане, требующих дальнейшего исследования, особенно нравственные и гуманистические аспекты, составляющие основные компоненты программы народного согласия и национального примирения. На основе анализа всех этих вышеуказанных, взятых в совокупности источников, нами предпринята попытка исследования особенностей достижения национального согласия и примирения в Республике Таджикистан, как феномена демократизации общества современного Таджикистана.
Цель и задачи исследования. Основной целью научного исследования является то, что с позиции современной политологической науки, необходимо изучить таджикский переговорный процесс и опыт осуществления концепции и политики национального примирения в Таджикистане, мирных средств достижения компромисса и народного
согласия, основанных на принципах гуманизма и человеколюбия, составляющих основные аспекты Концепции национального примирения.
В диссертации особое место уделено Международным внешним и внутренним, основным особенностям программы национального примирения, процессам межтаджикского диалога, договорному процессу и его последствий в постконфликтном периоде. Большое место в работе по осуществлению курса национального примирения отведено роли и месту международного сообщества, особенно постоянной помощи и вниманию со стороны ООН, ОБСЕ, различных международных организаций и учреждений, способствующих в короткое время обеспечить мирный процесс в Республике Таджикистан.
В диссертации показано, что осуществление Концепции народного согласия и национального примирения составляет основной феномен дальнейшей демократизации таджикского общества и приобретение государственного статуса демократического, независимого, правового, светского государства в нашей стране.
Исходя из вышеизложенного, автор стремился разрешить следующие важные задачи:
исследовать и раскрыть основные причины, способствующие возникновению местнических, клановых, родовых, национальных межэтнических конфликтов;
- выявить внешние и внутренние факторы возникновения идеи и базы народного согласия и примирения в таджикском обществе;
- исследовать и раскрыть общее, особенно в Концепции национального
примирения в Таджикистане и его отличия от подобных процессов и
концепций в ряде конфликтогенных стран;
- раскрыть и показать в процессе осуществления национального
примирения аспекты и факторы нравственно-этических принципов,
приводящих к согласию и миру;
дать глубокий посильный анализ различных раундов, этапов, сложных и противоречивых моментов в составлении договорных процессов и их правовых и нравственных сторон в документах Концепции национального примирения;
изучить, исследовать и оценить роль, место и позиции международных организаций, стран-гарантов и иностранных инвесторов в урегулировании межтаджикского конфликта и успешного осуществления Концепции национального согласия и примирения в столь короткое время;
- специально изучить и обобщить в диссертации место, роль и
однозначность позиции ООН, его секции и руководителей в осуществлении
мира и народного согласия и дальнейшее его развитие по пути
демократизации всех процессов общественной жизни, укреплению
независимости и суверенитета Таджикского национального государства;
- анализировать социально-экономические, политические и культурно-
духовные достижения Таджикистана в постконфликтном периоде его
развития;
на основе имеющихся документов, материалов и опубликованных работ, прогнозировать дальнейший путь развития и обновления республики, являющихся последствиями в осуществлении всесторонней демократизации таджикского общества как феномена государственной политики в достижении мира и согласия в стране;
и, наконец, по результатам исследования обобщить положительный опыт, достигнутый мирного процесса в стране, для его использования международным сообществом в других сопредельных странах и регионах мира по рекомендации ООН как «уникальный пример многим другим странам, явившись вкладом Таджикистана в историю миротворчества».1
Научная новизна диссертации. Диссертационное исследование
Процитировано из «Народной газеты», газ., 2001,7 июня, -С.1.
является специальной работой по политологии, посвященной разработке, осуществлению, и положительного опыта в осуществлении в кратчайший срок Концепции народного согласия и национального примирения и в таджикском обществе.
В ней впервые исследуются этико-нравственные и гуманистические стороны и аспекты переговорного процесса в осуществлении и достижении мира в Таджикистане не исследованных и выпавших из поля зрения некоторых предыдущих исследователей подобных проблем и вопросов в политологическом плане.
В диссертации в широком плане и специально выделяется и показывается диапазон процессов демократизации многих отраслей производства и общественной жизни как феномена и составного направления в осуществлении и политики национального примирения.
Во время исследования нами обращается специальное внимание роли, месту и позиции таких международных организаций как ООН, ОБСЕ и другим, игравшим большое значение в осуществлении программы национального примирения в Таджикистане, опыт которого теперь признан всемирным сообществом, на основе научного анализа, имеющихся документов, материалов и опыта.
В диссертационной работе впервые сделана попытка определить, конкретизировать и дать научно-философское понятие таким общественным явлениям, как: «Внутритаджикский конфликт», «Национальное примирение», «Договорный процесс», «Концепция национального примирения и народного согласия» и т.д., что не было сделано в предыдущих исследовательских работах.
Новизной диссертации являются прогностические обобщения, выводы и конкретные предложения по дальнейшей демократизации всех сфер общественного развития в республике, непременно приводящих общество от переходного периода к зарождающемуся гражданскому обществу в
Таджикистане, о котором справедливо говорил Президент страны Э.Ш.Рахмонов в своём докладе к 12-летию Независимости республики.
Новизной кандидатской диссертации также является и то, что на основании тщательного изучения существующих источников освещается широкий круг проблем и вопросов, касающихся концепции мира, её места и роли во всех сферах жизни таджикского общества. Кроме того, выработанная концепция национального согласия и примирения народов Таджикистана, как уже выше сказано, стала уникальным опытом для изучения многими международными организациями, и плоды которого могут бесспорно быть переняты во многих конфликтогенных регионах мира. Поэтому в работе даётся комплексный анализ социально-политических факторов, обусловивших дальнейшее укрепление программы национального примирения в Таджикистане по пути развития независимого, демократического, правового общества светского характера.
Методологическая основа исследования. Методологической основой диссертации являются принципы историзма, их основополагающие законы, диалектические концепции общественной жизни вообще и конкретные проявления их в общественной и социально-политической жизни Таджикистана, в частности. В качестве методологической основы использован логический, системный, социологический, структурно-функциональный анализ, исторический и диалектический подход, а также методы сравнительного анализа различных сфер и отраслей общественной и политической жизни, дающих простор для научного исследования. В работе автор в основном опирался на методологические положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих таджикских, российских и некоторых зарубежных учёных, исследующих данную проблему и концепцию.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней впервые анализируются качественные и количественные сдвиги,
произошедшие в Таджикистане за 12 лет независимости и суверенитета. Значимость исследования также заключается в том, что в нём теоретически и практически раскрываются основные направления идейно-политических, социально-экономических, этико-нравственных компонентов Концепции национального примирения, от успешной реализации и осуществления которых, зависел и ныне зависит дальнейший процесс развития внешней и внутренней политики Республики Таджикистан, не только на региональном уровне, но и в международном масштабе.
Отсюда основные положения, выводы и рекомендации, освещенные в диссертации, могут быть использованы внутренними, международными заинтересованными организациями, специалистами, и исследователями, а также его конкретные предложения могут быть применены в работе органов общественной и государственной власти при разработке и реализации национальной и социальной политики, дальнейшего совершенствования и укрепления независимости, согласия и мира, прогресса демократического, правового, светского государства в Таджикистане.
Все положения, обобщения и выводы диссертационной работы могут быть использованы при комплексном изучении и анализе сегодняшнего постсоветского пространства в переходный период зарождающегося гражданского общества в Таджикистане.
Результаты исследования могут быть применены в качестве материала при дальнейшем исследовании и прогнозировании национальной, внутренней и внешней политики, национальных отношений в Республике Таджикистан и стран СНГ.
Выводы и рекомендации могут найти применение при разработке и написании учебных программ и курсов, написании учебников и учебных пособий по политологии, истории, конфликтологии, при составлении методических Советов и рекомендаций для студентов и учащихся, изучающих эти предметы. Рекомендации и предложения, сделанные в
диссертации могут быть использованы также в научной педагогической и пропагандистской работе среди молодёжи и населения.
Апробация работы. Тема исследования «Национальное согласие и примирение - феномен демократизации общества (из опыта Таджикистана)» обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева. Полученные в диссертации выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях и практических занятиях по курса философии, политологии, конфликтологии, права в Таджикском государственном педагогическом университете им.К.Джураева. Основные положения и результаты отражены автором в брошюре « Роль мирового сообщества в осуществлении Концепции национального примирения в Таджикистане», 2 п.л.; в статьях: «Роль России в стратегическом партнёрстве суверенного Таджикистана», 0,6 п.л., «Роль и место ООН в осуществлении Концепции национального примирения в Таджикистане», 0,7 п.л. и в ряде докладов и выступлений на научно-теоретических и научно-практических республиканских, межвузовских конференциях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Основные социально-политические направления формирования идей национального согласия и примирения
Известно, что конец XX века прошёл для Таджикистана, как и для всех республик бывшего Советского Союза под знаком величайших социально-политических и экономических потрясений, которые, несомненно, стали предметом пристального внимания и изучения учёных различных отраслей науки на протяжении целого ряда лет в XX 1-ом столетии.
Вот почему исследование особенностей эволюции межнациональных отношений, проблемы урегулирования межнациональных и внутринациональных конфликтов на территории постсоветского пространства приобретают особую актуальность. Известно, что 90-ые годы XX века были ознаменованы целым рядом острых конфликтов, явившихся следствием распада Советского Союза. Именно поэтому проблемы региональных конфликтов становятся предметом обсуждения широко известных международных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ, научных симпозиумов и конференций, целью которых является свести к минимуму угрозу мировой безопасности и найти наиболее оптимальные варианты урегулирования, устранения очага напряженности национального примирения.
Необходимо особо подчеркнуть, что внутри и межнациональные конфликты, возникшие после распада СССР, происходят в условиях совершенно новых геополитических интересов. США даже не скрывают своих претензий на глобальное лидерство, а НАТО стремится проникнуть на территорию бывших республик СССР и таким образом вплотную приблизить свои войска к территории России, взяв под свой непосредственный контроль страны Прибалтики, Молдавию, Украину, а на Востоке — Азербайджан, Грузию и т.д. Предметом исследования становятся особенности эволюционных межнациональных и внутринациональных процессов, взаимодействие социально-политических и экономических факторов, их противоречия, приводящие к социальной напряженности. Вот почему так важно и необходимо понять сущность межнациональных конфликтов на современном этапе, выявить причины их возникновения и найти пути к их прогнозированию и устранению. Здесь большую роль может сыграть анализ опыта гражданской войны в Таджикистане и успешные, как показало время, меры, предпринятые руководством республики к мирному урегулированию и согласию некогда враждующих сторон, быстрое достижение национального согласия и примирения в обществе.
Межтаджикские внутринациональные переговоры наглядно показали действительность обоюдного стремления к миру и национальному согласию, когда под непосредственным воздействием и участием ООН и России был установлен мир между противоборствующими сторонами. Этому важному процессу содействовали восемь стран наблюдателей: Афганистан, Иран, Казахстан, Пакистан, Россия, Туркменистан и Узбекистан, а также всемирное сообщество.
В результате всех усилий была осознана необходимость прекращения трагического для истории Таджикистана и таджикского народа конфликта и были созданы реальные условия для проведения социально-политических, военных, экономических преобразований, что подтвердила июльская встреча (2000 г.) Шанхайской пятёрки, посвященная антитеррористической борьбе, необходимость которой стала реальной в условиях обострения конфликтов в Чечне, ряде других стран и активизации движения «Талибан» в Афганистане.
Вот почему исследования региональных конфликтов, как и исследования проблемы войны и мира, имеют давнюю традицию в науке. В этих исследованиях нашли своё отражение извечные поиски реального благосостояния, реальной безопасности, как отдельной личности, так и всего общества, народа, в целом.
Интерес к исследованию региональных конфликтов особенно возрос после распада СССР и обострения межнациональных конфликтов в республиках, ставших суверенными и демократическими. Хотя исследования о конфликтах и требуют признания их своеобразия, основанного на различных подходах к ценностным установкам, они всё же взаимосвязаны своей спецификой. Конфликт большей частью справедливо определяется как результат несовместимости интересов заинтересованных этносов, регионов, кланов и т.д. Существуют интересы национальные, политические, экономические, территориальные, военно-стратегические. Как известно, межрегиональному конфликту в Таджикистане предшествовал распад СССР, явившийся закономерным итогом перестроечных процессов, которые проводились по инициативе верхов, а не низов.
Пестрота этнических и клановых регионов, каким является Таджикистан, сопровождаемая различным экономическим уровнем развития и особенностями образа жизни требует большого внимания, в противном случае конфликт и несогласие могут вспыхнуть с новой силой, а также национальный и региональный экстремизм, который станет неуправляемым.
Известно, при демократии любые проявления, как правило, обуславливают соответствующую реакцию со стороны правительства, сводящуюся к поиску компромисса и решений, удовлетворяющих большую часть вовлеченных в социально-экономический процесс, политических сил. При авторитарных и тоталитарных режимах недовольство народа подавляется, но в последствии оно рано или поздно выходит наружу с удвоенной силой, как это было с крахом СССР.
Особенности национального согласия и примирения в Республике Таджикистан
Исследование происходящих в стране политических процессов и отношений приобретает важное научно-теоретическое и практическое значение, и позволяет дать нравственную оценку деятельности субъектов политических процессов, выявить соотношение между целями и средствами, определить преимущества тех или иных действий, направленных на достижение цели и, наконец, проследить путь воплощения гуманистических принципов в реальную социально-политическую практику. В связи с этим, необходимым представляется рассмотрение процессов национального примирения и его особенностей в Таджикистане. В этой связи следует отметить, что национальное примирение - не единичный процесс, как может показаться на первый взгляд, ибо он включает в себя ряд политических процессов, среди которых можно выделить переговорный процесс, институционализацию национального примирения, реализацию достигнутых договоренностей.
Основными предпосылками и причинами всех этих бедствий, как известно, явилось то, что социально-политическая и экономическая реформа, проводившаяся в своё время в Советском союзе, сопровождалась исключительно болезненными изменениями отношений не только между всеми республиками некогда могущественного, монолитного государства, но и ростом противоречий, нестабильности, конфликтами внутри самих республик, что особенно характерно выразилось в Таджикистане. Внутригосударственный конфликт в Республике Таджикистан возник в результате политического кризиса в 1990 году, а межтаджикские переговоры начали проходить с апреля 1994 года и продолжались по июнь 1997 года при активном содействии России и ООН.
Наш анализ и личные наблюдения показывают, что конфликт в Республике Таджикистан возник на основе противоречий между различными политическими силами, кланами и регионами. Эти противоречия впитали в себя экономические, социальные, идеологические, культурные, этнические и религиозные проблемы, что послужило поводом для сотрудничества и конкурентности между и внутри партий и различных политических группировок, что в конечном итоге привело к обострению конфликта и стало кровавым очагом гражданской войны.
Осмысления событий того времени позволяют понять не только сущность и причины кризиса отношений между правительством и оппозиционными силами в Республике Таджикистан в 1992-1993 гг., но показывают все губительные его последствия для мирного населения.
Известно, что оппозиционные силы вплоть до 1993 года делали основной упор на разрешение всех противоречий только с помощью оружия и непримиримого противостояния, что привело к потере 20 тысяч жизней. Это больше, чем погибло за пять лет на всей территории СССР.
Резко возросло число беженцев, составивших 1,5 млн. человек, среди которых более половины, в основном русскоязычные, так и не вернулись в Таджикистан.1
С начала 1993 года военные действия перешли в Каратегинскую зону, охватили Юг республики (Курган-Тюбе, Хатлон), а затем активизировались в Рамитском ущелье, Гармской группе районов и в пограничных с Узбекистаном, населенных пунктах. Большая группировка оппозиции
Процитировано по З.А.Дадабаевой «Таджикистан: Межнациональные отношения в период трансформации общества», Душанбе, 2000 г., -С.45 перешла афганскую границу и осела в специально созданных военных лагерях, в основном возле Кундуза, Талукана, Ходжагара и Файзабада. Несколько групп оппозиционеров обосновались так же на территории Пакистана, где проходили подготовку под руководством афганских, иранских и пакистанских военных специалистов.
Таджикские боевики неоднократно нарушали границу, вели ожесточенные бои, в результате которых пограничники несли ощутимые потери, а население приграничной местности жило в страхе и отчаянии, в условиях военного времени, когда территорию контролировали так называемые фронты оппозиции — Шаартузско-Кабодиёнский, Пянджский, Кулябский, Бадахшанский. В их распоряжении было стрелковое оружие, минометы, переносные зенитные комплексы, безоткатные орудия. В рядах таджикских боевиков воевали за идеи ислама граждане Ливии, ОАЭ, Ирана, вербовкой наемников из арабских стран занимались Исламские организации «Джихад», «Джамиати ислами» в Египте и Пакистане. Всего же насчитывалось более 500 наемников.1
Осенью 1994 года Движение исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ) резко активизировало боевые действия, сделав попытку взорвать стратегически важный мост на автодороге Душанбе-Хорог, с целью укрепить свои позиции в Бадахшане. В это время таджикские боевики, находящиеся на военных базах Афганистана более тридцати раз нарушали границу, создавая по всей линии тайники с оружием. В начале 1995 года обстановка на границе стала ещё более сложной и напряженной. Пресса, как российская, так и зарубежная писала, что в Таджикистане идёт фактически широкомасштабная война, такая же, как и теперь в Чечне, но имеющая и свои особенности.
Резко активизировалась подпольная деятельность боевиков, постоянно проводились теракты, жертвами которых становились не только армейские
В результате боевых действий та и другая сторона несли большие потери, а главное Правительство республики не могло проводить стабильную социально-экономическую политику.
Следует отметить, что ещё в 1992 г. были предприняты первые попытки ведения переговоров между полевыми командирами противоборствующих сторон. Такими попытками явились три встречи: Хорогская, Саядская и Калининабадская. Однако, их особенность заключалась в том, что их переговорщики не смогли добиться серьёзных результатов. Принятые ими обязательства постоянно нарушались. Нужно сказать, что переговоры проходили в условиях отсутствия доверия друг к другу, без участия международных организаций и посредников и носили характер противопоставлений позиций.
Роль мирового сообщества в достижении национального согласия и примирения в Таджикистане
Самым важным фактором достижения национального примирения является консолидация нации на основе осознания общности интересов и того факта, что многообразие интересов может быть не только разъединяющим, но и объединяющим, обогащающим общество фактором. Как показал исторический опыт государства Саманидов, «в стране жили представители различных религий и религиозных направлений, и это не мешало тому, что государство было централизованным и единым».1
Важное значение в процессе консолидации народа имеет решение проблемы нации, которая не была решена в советский период, что порождало напряженность в таджикском обществе. Официально умалчивалось о национальном единстве, региональных и этнических различиях, о необходимости культурной и экономической интеграции регионов, что привело к появлению регионализма, усугубившего напряженность и, в итоге к гражданской войне 1992 г.
Основным препятствием на пути к социальной интеграции является проблема бедности, разрушающая человеческий капитал, ведущая к расслоению общества, к неравенству возможностей доступа к удовлетворению основных нужд человека (здравоохранения, культуры, образования и т.п.), что приводит к войне и насилию.
Важным элементом национального сплочения является наличие в обществе многочисленного среднего класса. В современных западных обществах средний класс составляет большинство населения, отличается высоким уровнем образования, компетентностью политических суждений и политической активностью, имеет способность влиять на направленность политических процессов, не поднимает вопросы национальной, региональной, религиозной, языковой или какой-либо иной принадлежности, концентрируя своё внимание на политике экономического благополучия.
Таким образом, достижение национального согласия предполагает по нашему мнению следующее:
- уважение и соблюдение человеческих прав и свобод, обеспечение равных возможностей доступа к удовлетворению основных нужд человека; - улучшение благосостояния всех слоев населения и вовлечение их в процесс принятия решений;
- утверждение верховенства закона;
- соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина со стороны государства, его органов и должностных лиц;
- придерживаться в политике принципов экономического плюрализма и плюрализма политических партий и движений;
- обеспечение равномерного экономического, социального и культурного развития всех регионов страны;
- формирование среднего класса как гаранта социальной стабильности и социальных отношений;
- возрождение и уважение культурных традиций, способствующих утверждению национальной идентичности.
Как видно, достижение национального согласия и примирения зависят от ряда новых для Таджикистана задач. По утверждению С.П.Хангтингтона объединение нации означает политическую модернизацию, что подразумевает «замену множества традиционных, религиозных, семейных и этнических центров политического влияния авторитетом единой светской общенациональной политической власти».1 В процессе модернизации «повышаются сознательность, сплочённость, организованность и активность многих социальных сил, которые в традиционном обществе отличались гораздо низким уровнем самосознания и организации».1
Период конца XX и начала XXI столетия стал для таджикского народа поистине судьбоносным. Этот период не только включает в себя трагические дни гражданской войны и осуществления принципов программы Национального примирения и согласия, но и великое завоевание — независимость нации, что позволило формировать новые политические, социально-экономические отношения на принципах демократии, национального согласия, единства, возрождения разрушенных войной предприятий, учреждений, создания новой инфраструктуры.
Выступая на торжественном собрании, посвященном седьмой годовщине независимости Таджикистана, Президент Э.Ш.Рахмонов категорически отверг мнение некоторых политологов о том, что республике независимость была «подарена» в результате развала сверхдержавы - СССР: «распад великих империй, и получение народами политической независимости происходят на основе внутренних закономерностей развития человеческого общества, на основе упорного стремления каждого народа и нации к собственной свободе. С этой точки зрения таджикский народ, который ещё тысячелетия назад располагал высокоразвитой культурой и богатыми традициями государственности, должен был рано или поздно достичь цели и обрести национальное государство».
В период гражданской войны, внутри и межнационального противостояния, экономике Таджикистана был нанесён огромный ущерб, последствия которого, несмотря на весьма ощутимые успехи будут ощущаться ещё многие годы. «Народная газета». 1998,18 сентября. Степень активности участия общества в социально-политической жизни во многом зависит от экономического состояния страны. Именно поэтому правительство Таджикистана приняло социально ориентированную Программу Экономических преобразований на 1995-2005 гг., которая служит основой для перехода к рыночной экономике и обеспечит социально-экономический, духовно-культурный прогресс общества.
Эти процессы, естественно же могут развиваться без демократизации всех сфер общественной жизни: политической, экономической, правовой, нравственной, социально-бытовой и т.д.
Вместе с тем, модернизация и преобразование не являются для Таджикистана новыми явлениями. Как показал Т.Назаров «Мощным импульсом к ускорению и значительному изменению вектора развития стало втягивание Центрально-Азиатских стран в орбиту влияния западного мира. Для таджиков это было связано с аннексией Россией Центральной Азии и российско-английскими соглашениями 1887 и 1895 гг., разделившими Центрально-Азиатский регион на зоны влияния Российской и Британской империй.
Следующим мощным толчком к модернизации таджикского общества стала Октябрьская революция. Таджикистан получил свою государственность. Была создана современная многоотраслевая промышленность, развитое сельское хозяйство, Таджикистан стал страной сплошной грамотности, эффективного здравоохранения. В республике был подготовлен большой отряд национальной интеллигенции, была создана своя наука, в том числе и фундаментальная».1