Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Понятие мировоззрения и изменение его содержания в процессе развития общества 18-34
2. Сущность мировоззрения, его важнейшие черты и социальные функции 35-49
3. Закономерности, противоречия и факторы формирования мировоззрения молодежи 49-69
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
1. Социально-политические условия возникновения и факторы формирования мировоззрения молодежи 70-96
2. Формирование политических взглядов молодежи на уровне демократических требований 96-115
3. Взаимодействие религиозного сознания и процесса формирования, мировоззрения молодежи в контексте приоритета общечеловеческих ценностей 115-132
4. Место и роль мировоззрения в формировании политической культуры молодежи 132-148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149-158
- Понятие мировоззрения и изменение его содержания в процессе развития общества
- Социально-политические условия возникновения и факторы формирования мировоззрения молодежи
- Формирование политических взглядов молодежи на уровне демократических требований
Введение к работе
Актуальность проблемы. Таджикистан, вступая в XXI век, надеется создать демократическое и гражданское общество. Процесс этот исторически длительный, но направлен на укрепление позиции личности, ограничение государственного принуждения и утверждения справедливого социального порядка. Осуществление такой стратегической цели во многом зависит от политики, которая вырабатывает формы и определяет средства для их достижения. Однако, политика служит благу общества только в том случае, если есть граждански развитая личность, понимающая перспективы социального развития и собственное место в этом процессе.
Формирование самостоятельного и ответственного за свои поступки гражданина, знающего свои права и свободы, возможности влияния на власть требует, прежде всего, чтобы член общества имел твердое мировоззрение, высокое политическое сознание и политическую культуру. Формирование идейной убежденности каждого члена общества поможет привить ценности демократической культуры новым поколениям, которые и будут создавать свободное общество.
Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчетливо появились в нашей стране, формирование мировоззрения занимает особое место. Формирование мировоззрения молодежи - насущная потребность нашего общества, Поэтому разработка проблем формирования мировоззрения приобретает актуальное теоретическое и практическое значение. Особенно в условиях демократизации общественной жизни, включая в себя процесс раскрепощения сознания человека, в качестве приоритетного направления теоретической мысли выдвигает задачу исследования проблем, противоречия и закономерностей формирования мировоззрения людей.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что нынешняя ситуация нашего общества объективно требует нового подхода к теоретическому анализу мировоззрения как сложного и противоречивого социального феномена. Этот новый подход, с одной стороны должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается плюрализм мировоззрения, связано с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознания взаимосвязанности всего человечества. И в этих условиях значительно повышается социальный статус мировоззрения, усиливается его роль в духовной жизни общества и человека.
Практика всех социальных революций, в том числе происходящих изменений в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. В свою очередь, исследование диалектики общего и особенного в формировании мировоззрения классов и социальных слоев создаёт возможность учёта приоритета общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в Таджикистане требует консолидации всех прогрессивных общественных сил - нации, классов, социальных групп и слоев населения Республики.
Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей - этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества. Сложные экономические, социально-политические и духовные ситуации нашей Республики в современных условиях требуют внимательного теоретического рассмотрения связи между сознанием и мировоззрением людей и их практической деятельностью. Это
требует повышения роли и значения мировоззрения и духовной жизни Республики Таджикистана.
Актуальность темы исследования обусловлена:
во-первых, потребностями дальнейшего совершенствования теории мировоззрения, необходимостью конкретизации его места и роли в духовной жизни нашего общества; анализом специфики и качественных черт их взаимосвязи и взаимодействия;
во-вторых, наша страна вступила в новый этап своего развития - этап демократизации, качественного преобразования всех сфер духовной жизни общества. Решение этих задач возможно лишь при условии активизации человеческого фактора, идейной основной которого является мировоззрение;
в-третьих, глубокие перемены в обществе требуют соответствующих перемен во взглядах ,так как без перелома в мировоззрении, общественном сознании, без изменений в психологии и мышлении мы не можем преодолеть критические состояние нашего общества. Поэтому формирование мировоззрения людей в духе современности, повышение социальной активности молодёжи в создании гуманного и демократического общества, устоявших стереотипов - это сегодня один из мощных факторов перехода нашего общества в качественно новое состояние;
в-четвёртых, мировоззрение молодёжи ныне формируется в условиях беспрецедентного развёртывания в области науки и техники революционных преобразований, которые характеризуются неоднозначными последствиями. Следующие друг за другом крупные открытия вызывают ломку устаревших представлений. Поэтому для того, чтобы верно сориентироваться в сложных процессах, порождённых научно-технической революцией, важно иметь солидный мировоззренческий кругозор, подразумевающий и широту взглядов, и способность проникать в противоречивую суть происходящего;
в-пятых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в современных условиях вопрос о тенденциях дальнейшего возрастания роли и
значения мировоззрения в духовной жизни нашего общества становится в один ряд с конкретными социально-экономическими и духовными задачами. В осуществлении этих задач велика роль и значение мировоззрения как методологической, так и идейно-теоретической основы общества.
Названные факторы обуславливают чрезвычайную актуальность проблем формирования мировоззрения. В свою очередь, данное обстоятельство определило важность анализа сущности и структуры мировоззрения; выявление путей и средств его утверждения в сознании молодёжи на нынешнем этапе развития общества.
Степень научной разработанности проблемы. В последние годы по вопросам теории и практики формирования вышло в печати большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматривается анализ соотношения мировоззрения и философии, мировоззрения и политики, мировоззрения и идеологии, мировоззрения и морали, мировоззрения и сознания, мировоззрения и традиций, мировоззрения и религии и другие аспекты данной проблемы.
В трудах известных ученных стран СНГ, таких как: М.Б.Митина, М.Б. Кедрова, М.П. Иовчука, А.Г. Спиркина, В.В. Бобенко, В.Л. Василенко, М.К. Капрова, B.C. Овчинникова, М.С. Ковалёва, В.Г. Платонова, В.А. Медведева, В.Ф. Черноволенко, В.А. Черняка, В.Г. Афанасьева, А.И. Анишенко, М.Г .Гака, В.В. Журавлёва, Ж.М .Абдильдина, М.С .Аженова, И.Т .Фролова, М.Я .Ковалзона и др., в свете задач демократического строящегося общества рассматриваются социально-политические, духовно-идеологические, нравственные, эстетические, национальные, интернациональные, патриотические, юридические и другие аспекты мировоззрения в духовной жизни общество.
За последний период очень редко издавалась литература по проблемам мировоззрения. Поэтому мы были вынуждены в настоящем исследовании использовать литературу 80-90-х годов. Существенный вклад в развитие
внесли и те исследователи, которые хотя и не ставили перед собой задачи непосредственного изучения проблемы формирования, мировоззрения, но тем не менее они проанализировали целый ряд социальных явлений и зависимостей, теснейшим образом связанных с процессом формирования мировоззрения членов общества.
Среди таких трудов в первую очередь следует назвать работы Т.И.Ойзермана, А.С.Богомолова, П.Г.Лященко, М.А.Акапова. Н.В.Столетова. В.С.Семенова, А.И. Щербинин, Н.С .Гуревич, Ю.Т .Волков и других авторов1, не только раскрывающих сложную взаимосвязь объективного и субъективного факторов в развитии общества, но и научно обосновывающих те характерные черты и свойства поведения и, соответственно, сознание членов нашего общества, которые делают возможным нормальное функционирование этого общества, реализацию его закономерностей.
Исследование собственно сознания является важнейшей теоретической предпосылкой для успешного изучения мировоззрения. Проблемы сознания, его природы, структуры, социальные факторы его развития в трудах ученых исследованы с различных сторон. Общефилософское рассмотрение сознания содержится в работах Э.Ф.Володина, Б.А.Грушина, В.В.Лазарева, А.И.Новикова, В.А .Щегорцев2 и других.
При всём внимании научной мысли к мировоззрению, признании его особого места в сознании и акцентировании значения целенаправленного
1 Ойзерман Т.Н. Проблемы историко-философской науки. М: Мысль. 1982: Богомолов
А.С., Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского прогресса. М: Мысль,
1983; Ляшенко П.Г. Формирование человека как личности. Л. : Изд-во Ленинградского
университета, 1984; Столетов Н.В. Становление личности. М. :Мысль. 1987; Семенов
B.C. Диалектика развития социализма. М. .Мысль, 1987; Щербинин А.И. - Политическое
образование. М.: "Весь мир", 2005; Гуревич С.Н. Философия культуры. М.: Mola -
BENE, 2001; Волков Ю.Т., Кадария Ф.Б. - Социология молодежи. Ростов-на-Дону,
"Финикс", 2001 и др.
2 Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Издательство МГУ, 1982; Грушин Б.А.
Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987;
Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М.: 1986; Новиков
А.И. Классовый подход и новое мышление. Л.: Лениздат, 1988; Политическая культура:
Модели и реальность. М,: 1990 и др.
формирования мировоззрения в процессе нравственного воспитания, при неоспоримых успехах этого процесса, непосредственному изучению мировоззрения, его сущности, взаимосвязи с другими видами сознания, его исторической и диалектической динамики посвящен целый ряд работ. В качестве основных исчерпывающе представляющих степень современной научной исследованности мировоззрения, следует назвать работы А.С. Тонких, В.И. Дрыгина, П.В. Алексеева, В.И. Шинкарука, А.И. Лященко, М.Г. Ашманиса, А.В. Мяювицкого, Н.В. Попова, С. Джумагулова, Р.А. Арцишевского, B.C. Буянова, М.Топсона, И.Т. Ильинский1 и др.
В названных работах исследуются диалектическая и историческая природа мировоззрения в системе общественного сознания, соотношение мировоззрения с философией, наукой, идеологией, раскрываются социальные функции мировоззрения.
Однако во всех указанных работах анализируются вопросы формирования мировоззрения в целом, следовательно, особенности процесса формирования данной проблемы освещаются в общих чертах. Они написаны на основе общего материала, поэтому у них не хватает широких теоретических обобщений, рассматривающих особенности проявления общих закономерностей формирования, мировоззрения людей в той или иной стране СНГ. Тем не менее, вышеназванные работы оказали определённую помощь диссертанту в исследовании закономерностей и
Тонких А.С. Научное мировоззрение; понятие, структура, функции. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981; Шинкарук В.И., Ляшенко А.И. Гуманизм диалектико-материалистического мировоззрения. Киев: Политиздат Украины, 1984; Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинашне, 1984; Мяювицкий А.В., Попов Н.В. Коммунистическое мировоззрение и формирование нового человека. Киев: Политиздат Украины, 1984; Джумагулов С. Философия с мировоззрение нового человека. Фрунзе, 1985; Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986; Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987; Топсон М. - Философия религии. М.: Торговый дом Гранд. 2001; Ильинский И.Т. Формирование европейского сознания молодого поколения. София, 1993 и др.
противоречий мировоззрения молодежи и особенностей их проявления в условиях Таджикистана.
За последние годы руководителями и ученными Таджикистана немало сделано в области обобщения опыта работы Республики Таджикистан по идейному воспитанию молодежи. Весьма ценными являются работы Э.Ш.Рахмонова, И.Ш. Шарипова, М-К.Гафаровой, М.Гулахмедова, В.Набиева, Т.Рахмонова, А.Махмадова, З.Тураева, А.Имомова, Р.Комилова, Махмадали Нурали, Н.Давлятова, К.Джалилова1, Р.Олимова, А.Ашурова, А.Шамолова, Т.Бозриковой и др.
Однако, несмотря на это, остаётся еще много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов по проблемам и противоречиям процесса формирования мировоззрения, требующих дальнейшего исследования и освещения. Так, анализ имеющейся литературы показал, что ещё недостаточно глубоко исследованы проблемы и противоречия процесса формирования мировоззрения в условиях Таджикистана.
Опыт работы Республики Таджикистан, как и других Республик Средней Азии и Казахстана по формированию мировоззрения людей отличается разнообразием форм, методов, средств, обусловленных специфическими и историко-этнографическими особенности развития этого многонационального региона.
Особая актуальность и недостаточная изученность вышеназванных вопросов определили интерес к ним автора, были им учтены при выборе
1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. Душанбе: Ирфон, 1997; Рахметов Э. Молодёжь - будущее суверенного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1997; Рахмонов Э. Молодёжь -будущее нации. Душанбе: Ирфон, 1998; Шарипов И.Ш. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1983. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. Душанбе: Ирфон, 1987; Рахмонов Т. Политическая культура современного общества и тенденции его развития. Куляб: Изд-во Сада, 1995; Махмадов А., Тураев 3. Политические режимы. Душанбе, 1998; Имомов А. Конституционно-правовые проблемы развития Республики Таджикистан. Душанбе, 1998; Комилов Р., Н.Мухамадали. Фарханги мухтасари чахонбини. Душанбе, «Пайк», 2002; Давлатов Н. Компромисс идеологии. Душанбе «Тамаддун», 2003, №7; Джалилов К. Идеология молодежной политики. Бизнес и политика, 2003,7 февраль. - С.2 и др.
направлений исследования. Диссертант при этом, разумеется, исходя из того, что более или менее полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования мировоззрения молодёжи на примере Таджикистана в рамках одной работы не представляется возможным. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных общественных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности источников диссертант предпринял попытку исследовать особенности проявления закономерностей формирования мировоззрения молодежи на примере Республики Таджикистан. Эти и другие проблемы, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Изучить в комплексе особенности формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане, основываясь на анализе практического и теоретического материала. В соответствии с главной целью, в исследовании решается ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых выделим следующие:
исследовать категорию мировоззрения, изменение его содержания в процессе развития общества, определить понятия мировоззрения, показать различные типы мировоззрения в истории общества;
раскрыть социальную сущность мировоззрения и его роль в развитии духовной жизни общества, выявить механизм взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов, влияющих на формирование мировоззрения;
- вскрыть общие закономерности и специфику особенностей
формирование мировоззрения в условиях Таджикистана, показать
диалектику общего и особенного, взаимосвязь общего и региональных
моментов формирования мировоззрения;
- рассмотреть демократизацию общества как важный фактор
формирования мировоззрения, преодоления отчуждённости человека от
общечеловеческих и духовных ценностей. В этом аспекте раскрыть сущность
современной модернизации ислама, стремящегося к укреплению и усилению
влияния идеологии ислама и национальной обособленности, исследовать
причины переплетения религиозных и националистических пережитков;
- исследовать взаимосвязь становления духовой жизни общества и
формирования мировоззрения молодёжи; определить место политической
сознательности и идейной убеждённости в системе мировоззрения личности;
- раскрыть специфические формы проявления противоречия и
негативных явлений в нашей стране и их отрицательное влияние на процесс
формирования мировоззрения молодёжи;
- исследовать влияние социально-политических и духовных факторов
превращения мировоззрения в личную идейную убеждённость молодого
человека; диалектика тенденции дальнейшего возрастания роли и значения
мировоззрения в духовной жизни общества.
Объектом исследования диссертационной работы является процессы, сознания и формирование мировоззрения молодежи в условиях демократизации общества в Таджикистане.
Предметом исследования является научный анализ социально-политических и идеологических факторов возникновения, исторические условия формирования мировззрения молодежи Таджикистана. Важным моментом исследования является прослеживание особенностей формирования мировоззрения различных категории таджикской молодежи.
Научная новизна исследования - состоит в следующем: ещё нет специальных работ, посвященных формированию мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана. В работе предпринята попытка восполнить этот пробел.
В отличие от других исследовании в диссертации впервые сделана попытка выявить общие и специфические особенности формирования мировоззрения. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:
- проанализирован уровень развития политического сознания,
характерные классовые аспекты отдельных форм общественного сознания в
дореволюционный период Таджикистана, выявлены основные социальные
факторы, тормозившие формирование мировоззрения;
исследовано влияние социально-освободительной борьбы таджикского народа накануне Октября на закономерности пробуждения мировоззрения, выявлено основное содержание мировоззрения этой эпохи;
подвержены анализу объективные условия и субъективные факторы формирования мировоззрения ранее отсталого народа, общие и специфические закономерности, вытекающие из них;
показаны уровень и содержание политического сознания основных классов и социальных групп Таджикистана, а также место и роль каждого из них в демократическом процессе;
- проведен анализ места возникновения процесса формирования
мировоззрения в системе закономерностей нового общества;
- показано возникновение и формирование мировоззрения в условиях
Таджикистана, проанализированы особенности социально-политических,
экономических и духовных предпосылок формирования мировоззрения
молодёжи;
впервые проведён научный анализ процесса формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане, обосновано, что это исторически уникальное явление.
проведен научный анализ процесса преодоления устоявшихся стереотипов, выразившихся в стремлении искусственно форсировать процесс формирования мировоззрения людей под влиянием мощного механизма административно - командной системы, политикой и идеологией застоя;
- в сравнении со своими предшественниками диссертант значительно расширил предмет исследования, включив в него и такие аспекты идеологической работы, которые до сих пор не подвергались анализу. В ней освещается теоретический аспект идеологической работы по разработке научных основ в деле формирования мировоззрения, впервые дана целостная характеристика борьбы против негативных явлений, консервативных тенденций последних лет в Таджикистане. Выявлены социально-экономические корни появления и становления бюрократизма, догматизма, консерватизма, коррупции, взяточничества и других негативных явлений в обществе, сформулированы практические рекомендации для преодоления этих антиподов общечеловеческой морали.
Диссертация явилась первой научной работой в области политической науки, в которой обобщён опыт идеологической работы Таджикистана по формированию мировоззрения молодёжи Республики условиях демократизации общества.
Методологическая основа диссертации. Настоящая работа является теоретическим исследованием объективной обусловленности научного характера формирования мировоззрения молодёжи в условиях Таджикистана. Методологической основой работы является диалектический анализ духовных явлений. Чтобы выявить действительные позиции теории мировоззрения, понимание природы и сущности, его структуру и функции мировоззрения как общественное явление, представляющие совокупность идей, оценок, целей, воззрений, отражающих общественные отношения через призму философских, социально-политических, политико-правовых, морально-этических и эстетических взглядов тех или иных социальных классов.
Объектом исследования являются прежде всего те уровни различных сторон жизни общества и отдельных составляющих его социальных общностей, прежде всего классов, которые делают возможным и
необходимым формирование мировоззрения. Соответственно предметом исследования являются особенности проявления закономерностей и противоречивые процессы формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане.
Постановка и анализ в диссертации ряда новых теоретических проблем разработка методологии и методики их исследования открывают возможности для расширения фронта изучения процесса формирования мировоззрения и повышения его роли в духовной жизни общества.
Настоящее исследование позволяет выработать единую методику учета и оценки тех объективных условий, в которых осуществлялось прежняя практика, определившая особенности нынешнего состояния мировоззрения, молодежи Таджикистана.
В методике основными были тщательный тестологический анализ, сравнение источников, проводимые на диалектической методологической основе. Работа осуществлена на основе изучения общечеловеческого идейного наследия, использования обширного круга философских, экономических, социологических и психологических исследований.
В диссертации использованы труды ученых стран СНГ. Также использовании анализы идеологических явлений в нашем обществе за несколько последних лет.
В диссертации широко использованы материалы центральной, республиканской, областной и районной печати, текущих архивов Министерства образования Республики Таджикистан, Министерства культуры Таджикистана, ряда промышленных предприятий, учреждений, Центрального статуправления Таджикистана и др.
Диссертантом, с целью глубокого ознакомления с процессом формирования мировоззрения молодёжи, в период своего исследования проведены собеседования с многими представителями рабочих, крестьянства, интеллигенции, служащих городов и посёлков Таджикистана.
Все материалы дали автору возможность связать теоретические положения с практическими задачами по проблемам формирования мировоззрения молодёжи.
Теоретическая и практическая ценость диссертации. Исследование места мировоззрения в системе духовной жизни общества в Таджикистане имеет фундаментальное значение как в плане общечеловеческих ценностей, так и в конкретизации социально-демократических функций мировоззрения в обществе.
Теоретическая и практическая ценность исследования состоит в том, что формирование у молодежи мировоззрения осуществляется на основе комплекса философских, социально-политических, психолого-педагогических знаний. Это требует глубокой разработки общетеоретической и методологической основы проблемы, которая опиралась бы на учёт накопленного положительного опыта идеологических учреждений Таджикистана по формированию у молодежи мировоззрения.
В этой связи в диссертации выявляются функции мировоззрения в системе идейно-теоретических знаний личности, в утверждении её активной жизненной позиции, всесторонне осмысливается проблема оценки культурного наследия прошлого в аспекте обогащения интеллектуального потенциала нашего общества.
Практическая ценность нашего исследования имеет принципиальное значение в формировании политической сознательности молодёжи. В этой связи на переднем крае идеологической работы, как важнейшая социально-политическая проблема идейного воспитания молодёжи стоит формирование мировоззрения. Мировоззрение выступает как теоретическая и методологическая идейная основа в борьбе с негативными явлениями в сознании и поведении людей.
Теоретические выводы нашего исследования имеют особое значение в борьбе с международным терроризмом и исламским фундаментализмом.
Сформулированные в диссертации положения позволяют вполне мобилизовать идеологический потенциал мировоззрения, способствовать процессу возвышения духовных и нравственных ценностей Республики Таджикистана, дают возможность выявить позитивную закономерность осуществления принципа свободы совета, недопустимость возбуждения вражды и ненависти на религиозной основе в нашем обществе.
Вместе с тем, теоретические выводы диссертации дают возможность более эффективно поднять уровень повышения политической сознательности молодёжи, формирования мировоззрения и социальной активности людей в реализации социально-экономических задач в Республике Таджикистан.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем формирования мировоззрения, раскрытия специфики духовно-идеологической жизни Таджикистана.
Тем самым, выводы нашего исследования могут послужить исходной базой для дальнейшего исследования проблемы соотношения мировоззрения с другими гуманитарными общественными науками. Некоторые разделы диссертации уже используются кафедрой философии и политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева. Материалы диссертации могут найти применение в практической деятельности в системах воспитания.
Апробация работы. Тема исследования обсуждена и утверждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К.Джураева и включена в план координации АН Республики Таджикистан. Диссертация выполнена на кафедре политологии ТГПУ им. К.Джураева, где обсуждена и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в статьях и тезисах докладов, опубликованных в научных изданиях и периодической печати. Исследование также апробировалось в научных выступлениях и докладах на
конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. К.Джураева.
Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Понятие мировоззрения и изменение его содержания в процессе развития общества
Правильное определение понятия "мировоззрения", понимание его места и роли в духовной жизни общества имеет большое теоретическое и практическое значения. Проблема мировоззрения, как известно является предметом изучения многих наук: философии, истории, социологии, политологии, психологии, педагогики и других.
Мировоззрение - весьма сложное явления. Неслучайно, что в изданной у нас научной и общественно-политической литературе по вопросам происхождения и понятия мировоззрения насчитывается несколько десятков определений. Несмотря на отсутствие в нашей литературе единого понимания того, что входит в содержание понятие "мировоззрения", бесспорным является тот факт, что это понятие прочно завоевало право называться научной категорией и продолжает разрабатываться представителями философии, социологии, политологии, психологии и других наук.
Как известно, мировоззрение - это система взглядов, понятий, представлений об окружающем мире. Но такое определение является общим. Для его конкретизации необходимо выяснить, что такое мировоззрение, из чего оно складывается, на какой основе возникает, какое место занимает среди явлений духовной жизни общества и т.д.
Мировоззрение охватывает не всю сумму имеющихся в распоряжении людей сведений, а лишь основополагающие идеи, важнейшие принципы и теоретические положения, которые являются исходными для истолкования природы и общества и которыми руководствуются классы, определяя программу действий и цели борьбы, на основе которых формируется идейно-политический облик человека.
Термин «мировоззрение» впервые стал применяться в Германии в конце XVIII века. Возникновение понятия «мировоззрение» связывают с историей немецкого романтизма, в частности, с работами его представителя Фридриха Шлеймахера (1768-1834), в которых он (1799-1800гг.) изложил свою концепцию религиозно-эстетического мировоззрения1. Необходимость этого понятия, очевидно, было продиктована с появлением нового класса -буржуазии - потребовалось теоретическое обоснование её мировоззрения. Анализируя понятие «мировоззрения», Г.М.Штракс и М.Г.Штракс пишут, что «элементы научного подхода к понятию «мировоззрения» имели место у ряда представителей домарксистской философии и психологической мысли, в особенности, в связи с их материалистическим понятием природы и её законов (французские материалисты) и диалектической трактовкой духовного мира человека (объективный идеализм немецкой классической философии)» . Но и то, и другое не могли дать научной концепции понятию мировоззрения.
Появление термина мировоззрение и предрешение его в особую философскую категорию было обусловлено значительным накоплением знаний о природе и общества, завершением процесса «отпочкования» от философии конкретных наук, их дальнейшим бурным развитием и возрастанием самосознания различных социальных групп и классов в новое время.
Термин мировоззрение употреблялся в значении учения, взгляда, философского убеждения (верования), представления о системе знаний, о духовном и материальном мире, их соотношении. Что касается содержания термина «мировоззрение», то в различные исторические периоды оно было неодинаково. В первое время содержание этого мало популярного и редко применяемого термина ограничивалось только основным опросом философии, отношением духа к материальному миру. При этом понятие мировоззрение рассматривалось с позиции той или иной формы. Например, Гегель видел в мировоззрении «разумно упорядоченную связь представлений и позиций»1, синоним объективного идеализма. Отрицая бога и его сверхъестественное, Л.Фейербах отмечал, что его «учение или воззрение может быть выражено в двух словах: природа и человек»2.
Социально-политические условия возникновения и факторы формирования мировоззрения молодежи
На основе общего анализа и практических итогов социально-политических условий возникновения и факторов формирования мировоззрения следует подчеркнуть, что мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов на мир и на отношения к нему человека. Оно включает в себя совокупность идеалов и убеждений, интересов и ценностей познавательной и практической деятельности, то, что определяет мотивы и линию поведения социальных общностей и отдельного индивида. Оно не только отражает существенные стороны природного и социального мира, но и является действенным фактором духовно-практического освоения действительности. Вместе с тем, в силу своей способности интегрировать знания, определять жизненную позицию и духовный облик мировоззрения играет исключительно большую роль в жизни общества и человека.
Поэтому формирования формирование мировоззрения людей, особенно молодёжи, является очень сложным и трудным процессом. Практический опыт показывает, что имеющиеся сознания, опыт и знания современной молодёжи находятся на различных уровнях. Исходя из этого мы хотели бы выявить социально-политические условия возникновения и основные факторы формирования мировоззрения молодежи в условиях демократизации Таджикистана.
На этом этапе строительство демократического общества особое значение приобретает мировоззрение молодежи Республики Таджикистан. Рассмотрение социально-политических условий возникновения мировоззрения и особенностей его формирования в современных условиях -сложная и многогранная проблема. Анализ имеющейся литературы показывает, что известные учёные стран СНГ и Таджикистана внесли весомый вклад в анализ и разработку в области мировоззрения. Но в литературе недостаточна раскрывается сущность мировоззрения и особенности её формирования в условиях Таджикистана.
Методологическая основа формирования мировоззрения была доказана историческим опытом. Следовательно, возникновение, предпосылки, факторы формирования мировоззрение, распространенные его среди народов является закономерным процессом.
Возникновение и формирование мировоззрения молодёжи Таджикистана является результатом объективного процесса исторического развития. В литературе уже имеется немало работ, которые специально посвящены или косвенно отражают проблемы социально-политических основ возникновения закономерности, противоречий и факторов формирования мировоззрения. Исторический опыт показывает, что мировоззрение возникло не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, а на её путях, в итоге развития её самых ценных результатов. На каждом этапе борьбы за новое общество формирование мировоззрения возможно лишь в том случае, если оно строится на точном и всестороннем учёте условий жизни, труда, уровня образования, культуры, социально-психологических особенностей профессиональных интересов различных народов, классов, наций, социальных групп и слоев общества.
Строительство каждого нового общества, познание его закономерностей и полное использование новых возможностей зависит не только от творческого труда миллионов, но и от сознательности, образованности и глубокого овладения мировоззрением всех членов общества1. Исходя из этого, мировоззрение является логическим выводом из исходных положений, зафиксированных в естественных науках. Поэтому формирование мировоззрения является закономерным процессом исторического развития общества.
Социально-экономической основой и предпосылкой закономерного процесса формирования мировоззрения у членов общества является материальная жизнь общества, общественное производство, ликвидация социальных неравенств и утверждение отношений сотрудничества в производстве и других сферах общественной жизни.
Формирование политических взглядов молодежи на уровне демократических требований
Политические взгляды и установки оказывают непосредственное воздействие на все стороны мировоззрения людей, придают ему идейную окраску, позволяют оценивать общественные процессы и явления, поступки людей с позиций преданности общечеловеческим идеалам. Политические убеждения дают возможность молодёжи твёрдо определить своё место в обществе, служат фундаментом её сознательности и социальной активности.
Политические компоненты (аспекты, сферы, стороны) культуры, как концентрированное выражение политической формы сознания, возникли и начали развиваться вместе разделением общества на классы и появлением политической системы. В. И. Ленин, всесторонне исследовавший различные стороны политики, суть её сводил к следующему: «Политика - это специфическая область отношений между классами, нациями, государствами и другими крупными социальными образованиями, где затрагиваются коренные, классовые интересы миллионов людей, а главным вопросом выступает о власти»1.
Исторический опыт свидетельствует, что политические взгляды всегда занимали центральное место в обществе. Современные масштабы строительства демократического общества, необходимость широкого привлечения трудящихся к управлению государством, обострению противоречий современного мирового развития - всё это требует высокого, чем прежде, уровня политических мировоззрений и политических взглядов. Главный смысл работы по формированию политической сферы мировоззрения молодёжи состоит ныне в том, чтобы она глубоко усваивала, наряду с основным положениями современной теории, суть новых политических идей государства, сознательно участвовала в выработке политики и её воплощение в жизнь, повышала свою политическую культуру, уровень политической сознательности.
В политических взглядах отражаются важнейшие реальности эпохи, уровень развития общества, особенности присущей ему классовой структуры и системы общественных отношений1. Отметим в данной связи, что происходящие ныне процессы в социально-классовой сфере в ряде случаев по-новому ставят проблему формирования политических компонентов мировоззрения.
Практический опыт Таджикистана за последние годы показывает, что процесс формирования твердых политических взглядов и убеждений невозможен без активного участия молодежи в общественно-политической деятельности, без собственного политического опыта. «Перемена во взглядах,- подчеркивал В.И.Ленин политическим опытом масс, никогда ни одной только пропагандой»2.
Сама политическая деятельность представляет собой диалектическое единство активного и целенаправленного субъекта - объективного взаимодействия»3. Политическая или общественно-политическая деятельность людей проявляется в разнообразных формах: это и членство в общественных политических организациях, носящих политический характер, и участие в выборах, органах государственной власти и общественных организаций и обсуждениях общегосударственных политических вопросов и т.д. Словом, участие в общественно-политической деятельности -непременное условие формирования взглядов, гражданских качеств человека. «Общественная деятельность, - писал К.Маркс, - какой бы скромны характер не носила, оказывает на каждого необычайно освежающее действие»1.
Формирование политических взглядов происходит под воздействием не только политических отношений, социально-политических отношений людей, но и в результате политической практики людей, а также их идейно-политического воспитания. В политическую жизнь страны включаются всё новые и новые миллионы людей. Но чтобы участие масс в этой жизни было не только «поголовным», но и компетентным, требуется постоянный рост их политических взглядов.