Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Коровникова Наталья Александровна

Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России
<
Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коровникова Наталья Александровна. Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Коровникова Наталья Александровна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сущность, эволюция и проблемы формирования национальной идеи России.

1.1. Онтологическая сущность понятия «национальная идея», ее взаимосвязь с категорией «идеология».

1.2. Национальная идея в истории России.

1.3. Проблемы формирования национальной идеи России на современном этапе.

Глава 2. Национальная идея современной России: перспективы формирования.

2.1. Система ценностей россиян в ракурсе становления национальной идеи современной России.

2.2. Партийно-политические основания для формирования интегративной идеологии России (на основе анализа партийных документов).

2.3. Перспективы и принципы становления национальной идеи России как основы интегративной идеологии.

Заключение 178

Список литературы 185

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для политической науки и российской политической практики тема «национальная идея» является одной из наиболее сложных и противоречивых. По словам известного политолога A.M. Салмина она «неуловима, как, Протей, и загадочна, как Сфинкс». Хотя некоторые исследователи вообще отказывают ей в праве на существование (по крайней мере, в рамках научного анализа), она остается в числе наиболее обсуждаемых тем. Значительное внимание ей уделяют и зарубежные специалисты, в том числе и те, кто иначе видит цели, использует другие методы анализа проблемы или употребляет другие термины («американская мечта», европейская идея и т.д.).

Проблематика национальной идеи напрямую связана с выбором и реализацией нацией своего пути развития, роли и места в мире, как своеобразного ответа вызовам истории. Политические культуры таких стран, как США, Великобритания, Германия, Франция несут в себе «оригинальный» ответ этим историческим'вызовам. Национальная идея как поиск собственного культурно - исторического идеала, формирующего вектор развития государства* и общества, характерна и для стран, освободившихся от формальной или фактической зависимости от ведущих мировых держав (Китай, Индия, Латинская Америка и т.п.). И, наконец, сегодня национальная идея выступает как своего рода ответ на политико - культурный вызов для стран бывшей социалистической системы. Это, прежде всего, касается России, поскольку она как никакая другая бывшая социалистическая страна, претендует на свой собственный ответ вызовам современности.

Сегодня становится все более очевидным тот факт, что для преодоления кризисного положения во всех сферах общественной жизни, в т.ч. в общественном сознании, необходим поиск новых, объединяющих нас идейных концепций. Как отметил Президент

Российской Федерации, Д.А. Медведев: « каждая уважающая себя нация в тот или иной исторический период должна иметь набор ценностных представлений, которые значительная часть этой нации должна разделять. И желательно, чтобы они разделялись не по принуждению, а на основе личных убеждений»1.

Поиск национальной идеи в такой многоукладной, многоэтнической, многоконфессиональной стране, как Россия - задача весьма трудная, которая осложняется целым рядом внешних и внутренних факторов, тормозящих процесс ее становления, которые следует принять во внимание и представить таким образом, чтобы обеспечить самоидентификацию нашей страны, что является необходимым условием становления национальной идеи России. Все это в совокупности делает проблему национальной идеи актуальной для политологического исследования и значимой для политической практики.

Степень научной разработанности проблемы. Начало поиска собственной национальной идеи для России восходит к истокам формирования национального самосознания, культурной идентичности, становления государственности. К первым произведениям по данной тематике специалисты относят: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона; «Повесть временных лет», приписываемая монаху Киевско-Печерского монастыря, Нестору; работы Феодосия Печерского, учителя Нестора и ряда других мыслителей. Уже в их учениях были заложены духовные идеи - концепты, ставшие фундаментом «русской идеи». Важной вехой эволюции русской идеи эпохи Московского царства стала концепция монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея, известная как «Москва — Третий Рим». До начала XIX в. этот термин носил преимущественно религиозный

1 Сванидзе II., Сванидзе М. Медведев. - Спб.: Амфора, 2008. - С.9.

характер, но уже с первой четверти XIX в. тема национальной идеи становится центральной в русской философской мысли. Особая роль в этом принадлежит П.Я. Чаадаеву. В его работах «Философические письма», «Апология сумасшедшего» подчеркивается культурно -историческая «особость» России, которую, однако, надо доказать и осознать". Публикации П.Я. Чаадаева,способствовали появлению в 30— 40-х гг. XIX века течений «западников» и «славянофилов», спор между которыми в измененных формах продолжается' и по сей день.

Особая роль в рамках данной тематики отводится Ф.М. Достоевскому, который в 1861г. впервые ввел термин «русская идея». Впоследствии основополагающие мысли в общем определении русской идеи были высказаны родоначальником философии всеединства В.С.Соловьевым .

Собственно философско-мировоззренческое становление и развитие русской идеи происходило на протяжении XIX-XX вв. и было связано с именами таких выдающихся писателей, философов, общественных деятелей (в том числе представителей русской эмиграции), как Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.Я.Данилевский, А. И. Герцен, П.А. Флоренский, Г. П. Федотов, П.А. Сорокин, и др.4 Эти авторы рассматривали русскую идею в

Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего; Философические письма. Россия глазами русского. - Спб.: Наука, 1991.

Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах - М.: Правда, 1989. 4 Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России- М.: Си К., 1997; Русская идея: Основные проблемы русской философской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Политиздат, 1990; Франк С.Л. Русское мировоззрение. - Спб.: Наука, 1996; Политика и идеи. - М.: Правда. 1990; Ильин А.И. О грядущей России // Избранные статьи, под ред. Н.П.Полторацкого. - США: Изд. Св.-Троицкого Монастыря и Корпорации Телекс Джорданвилл, 1991; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому— М.: Книга, 1991. Герцен А.И. Сочинения в 2-х томах - М.: Мысль, 1986; Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах — М.: Мысль, 1994; Федотов Г.П. Россия, Европа и мы: сб-к статей. - Paris: YMCA -Press, 1973; Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992.

общефилософском плане, исходя из традиционных для отечественной истории представлений.

В рамках марксистского направления место национальной идеи в научных исследованиях было отдано идеологии. Место и роль идеологии в государстве; сущность, принципы и содержание коммунистической идеологии стали основными вопросами, рассматриваемыми общественной мыслью советской эпохи. Впоследствии проблемами идеологии и общественного сознания занимались В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, А.К. Уледов, В.А. Ядов и др.

Споры о национальной идее России с новой силой вспыхнули на рубеже XX - XXI вв. Уже в середине 90-х гг. XX в. в качестве отклика на призыв Б.Н. Ельцина создать национальную идею выходит работа под названием «Россия в поисках идеи» под редакцией Г. Сатарова, в которой отечественные политтехнологи предприняли попытку сформулировать российскую национальную идею в качестве некой «гражданской религии» .

В современном научном дискурсе нет однозначного подхода к понятию «национальная идея», диапазон мнений по данной тематике крайне широк: от полного ее отрицания, скептического отношения (В.И. Мильдон, A.M. Салмин) до формулировки четких идеологических формул (Г.Б. Осипов, С.Л. Агаев, С.Ф. Черняховский, Г.А. Зюганов и др.).

В публикациях О. А. Митрошенкова, М. В. Ильина, В.Н. Топорова, А.А. Казанцева, рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся структуры и содержания национальной идеи .

5 Сатаров Г.А. Россия в поисках идеи. — М.: Известия, 1995.

6 Митрошенков О.А. Русская философия. Имена и идеи.- М.: РАГС, 2008; Казанцев
А.А. Грамматика русской идеи или как создавать новые идеологии в России?
http//rapn.ru/partner/files/kazantsev_grammatika_ideologii.doc; Топоров В.Н. Святость и
святые в русской духовной культуре. - М.: Гнозис, 1995; Ильин М.В. Призвание
России // Национальная идея. Страны, народы, социумы. - М.: Наука, 2007.

В традициях историософского подхода национальная идея исследуется В.К. Егоровым, Ю.С. Пивоваровым, А.И. Фурсовым, Е.С. Троицким7.

Ряд важных аспектов проблемы представлены в работах В. М. Межуева, А.С.Панарина, В.А. Кулинченко, А.В. Кулинченко, B.C. Комаровского, В.А. Тишкова, В.И.. Пантина, А.И. Солженицына и др .

Категория «идеология» также вновь оказывается в центре научного дискурса, причем все большую популярность получают неклассические трактовки данного понятия, а на первый план выходит ее интегративная функция. Данной проблематике посвящены работы Т.А. Алексеевой, Б.Г. Капустина, И.К. Пантина, А.А.Рябова, В.И. Коваленко, Г.Г. Водолазова, Л. Г. Вызова, М. А. Тарусина, и др. 9 Многими отечественными авторами изучается взаимодействие национальной идеи

Егоров В.К. Философия русской культуры. - М.: РАГС, 2006; Пивоваров Ю.С. Русская политическая традиция и современность. - М.: ИНИОН РАН, 2006; Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. - М.: Политиздат, 1994

8 Межуев В. М. О национальной идее // Вопросы философии. - 1997. - № 12; Панарин А.С.
«Вторая Европа» или «Третий Рим»? Парадоксы европеизма в современной России //
Вопросы философии. - 1996. - №10; Кулинченко В.А., Кулинченко А.В. О духовно -
культурных основаниях модернизации России // 1 Іолис. — 2002. - №3; Комаровский B.C.
Политическая идентификация России в свете идеологем «суверенной демократии» //
Проблемы современного государственною управления в России. Труды научного
семинара. М. «Научный эксперт»-2008.- Выпуск №9; Тишков В.А. Что есть Россия и
российский народ // Pro et contra. - 2007. - №3. - T.l 1; Пантин В.И. Политическая и
цивилизационная самоидентификация современного российского общества в
условиях глобализации // Полис. - 2008. - № 3; Солженицин А.И. Россия в обвале. -
М.: Русский путь, 2009.

9 Алексеева Т. А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегративной
идеологии // Полис. - 1997. - №3; Рябов А.А. Интегративная идеология и
модернизация современной России // Свободная мысль. - 1992.- № 15; Коваленко
В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы //
Вес шик МГУ.- Серия 12. Политические науки. -1994.- № 1; Водолазов Г.Г.
Общенациональная идеология как идеология большинства населения // Полис. —
1997. - №3; Вызов, Л.Г. Политические и мировоззренческие ценности россиян и
трансформация партийно-политической системы России. Доклад на заседании
Научно - экспертного совета ВЦИОМ. 16.07.2008. ; Сумма идеологии. Мировоззрение и идеология
современной российской элиты / Рук. проекта М.А. Тарусин. - М.: Ин-т
общественного проектирования, 2008.

и идеологии, причем, некоторые из них отмечают прямую связь этих понятий (Ю.С. Оганисьян, В.Ф. Туганов, М.А. Фадеичева, В.И. Якунин, и др.). В рамках данного исследования с теоретической точки зрения достаточно сильной и интересной представляется концепция идеологии английского социолога А. Гоулднера10.

В последние годы появляются работы, в которых национальная идея рассматривается не только как чисто российское понятие. Особенно показательной в этом отношении является коллективная монография «Национальная идея. Страны, народы, социумы», в которой исследуются особенности национальных идей не только России, но и ведущих стран Европы, США, Китая, Индии, Украины, Польши, балканских стран".

Смежные с национальной идеей проблемы национального идеала, путей формирования идентичности оказываются в центре внимания таких зарубежных авторов, как А. Вендт, Т. Эриксен, Ф. Карпентер, В. Л. Перингтон, С. Лапейрус, Г. Коммейджер, Д. Бурстин, К. Деглер, М. Грох, Л. Гринфельд, Р. Генон и др. "

Особый интерес проблема национальной идеи приобретает в странах, входивших в бывшую социалистическую систему. Много работ по данной тематике появилось в Польше, где особое место как

Gouldner A. The Dialectic of Ideology and Technology: The Origins, Grammar and Future of Ideology. London: Macmillan, 1976.

11 Национальная идея: страны, народы, социумы / Отв. ред. Ю.С. Оганисьян. - М.:ИС РАН, 2007.

1 О

Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge University Press, 1999; Eriksen Th. H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives. L.: Pluto Press, 1993; Carpenter F.American literature and dream. N.Y., 1995; Parrington V. L. American dreams. A study of American Utopias. Providance, 1947; Lapeyrouse S. Towards the spiritual convergence of America and Russia. Santa Cruz, California, 1990; Commager H. The Empire of reason. Garden City, 1977; American mind. N.Y., 1950; Boorstin D. The Americans: The Democratic experience. N.Y., 1974; Degler C. Out of the past. The Forces that shaped modern America. N. Y., 1984; Hroch M. Social precondition of national revival in Europe. A Comparative analysis of the social composition of patriotic groups among the smaller European nations. Cambridge, N.Y., 1985; Гринфельд Л. Национализм. Пять путей к современности. - М.: ПЕР СЭ, 2008; Генон Р. Кризис современного мира. -М.: ЭКСМО, 2008.

альтернатива национальной идеи стала занимать «европейская идея» (А. Мицкевич, Ю. Мерошевский, Е. Гедройч, 3. Бжезинский и др.), Украине (С. Рымаренко, В. Лесовий и др.)

Проблематика призвания России, ее национальной идеи формирования российской идентичности лежит в центре исследований таких зарубежных авторов, как Дж. Биллингтон, X. Маккиндер, В. Бане, Л. Брюнер, И. Нойман, Э. Рингмар и др13.

Основная гипотеза исследования. В основе исследования лежит предположение о том, что на современном этапе развития российского государства и общества возникла необходимость в национальной идее, и, несмотря на ряд существующих проблем, наличествуют определенные предпосылки и перспективы ее формирования и последующего воплощения в форме интегративной идеологии, которая на основе общих ценностей и интересов могла бы стать одним из важных факторов консолидации российского общества, задала бы общий вектор дальнейшего развития страны, определила ее роль и место в мире.

Объектом диссертационного исследования являются становление и эволюция национальной идеи в ходе развития российского государства и общества.

Предметом диссертационного исследования являются предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России и возможности ее воплощения в форме интегративной идеологии.

13 Биллингтон Дж. Россия в поисках себя. - М.: РОССПЭН, 2006; Маккиндер X. Географическая ось истории // Геополитика: Хрестоматия / Сост. Б.А. Исаев.- СПб.: Питер, 2007; Bunce V. The National Idea: Imperial Legacies and Post - Communist Parthways in Eastern Europe II Eastern European Politics and Societies, Vol.19, №3, 2005; Bruner L.M. Rhetoric of the State: The Public Negotiation of Political Character in Germany, Russia and Quebec II National Identities, Vol.2, №2, 2000; Neumann I. Russia and the Idea of Europe: a Study in Identity and International Relations. London: Routledge, 1996; Ringmar E. The Recognition Game: Soviet Russia Against the West II Cooperation and Conflict: Journal of the Nordic International Studies Association, Vol. 37(2), 2002.

Целью диссертационного исследования является выявление предпосылок, перспектив и проблем формирования национальной идеи на современном этапе развития российского общества и государства и возможности ее воплощения в форме интегративной идеологии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

  1. исследовать содержание, функции, модели национальной идеи;

  2. выявить ее взаимосвязь с идеологией и политикой;

  3. проследить эволюцию «русской идеи», ее политическую роль в истории России.

4. провести анализ, системы ценностей современных российских
граждан и программных документов ведущих политических партий РФ с
целью выявления возможностей консолидации общества и
последующего формирования национальной идеи;

5. проанализировать проблемы в духовной, социальной и
экономической сферах, тормозящие процесс становления национальной
идеи на современном этапе развития российского государства и
общества.

Теоретическую базу исследования составляют теории всеединства (B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев), цивилизации (Н.Я. Данилевский, А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокин), этногенеза (конструктивистская (А. Вендт, В.А. Тишков), примордиалистская (Л.Н. Гумилев)), синергетики.

Значимая роль в диссертации отводится анализу теоретических концепций национальной идеи современных отечественных исследователей (В.М. Межуев, М.В. Ильин и др.); концепциям идеологии А. Гоулднера, Т.А. Алексеевой и др.

Методология исследования. В ходе исследования автор опирался на междисциплинарный подход, который позволяет привлечь достижения политологии, социологии, философии, психологии для

всестороннего и глубокого рассмотрения проблемы национальной идеи.
Диссертационное исследование базируется также на историческом,
ценностно - нормативном, сравнительном, системном,

культурологическом, диалектическом и социологическом подходах.

Методы исследования. Автор использует совокупность методов исследования, таких как контент и ивент - анализ, метод критического анализа, метод дискурса, восхождения от абстрактного к конкретному; экспертный опрос, вторичный анализ социологических данных.

Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, проведенных ИС РАН, ВЦИОМ, аналитическим «Левада - центром», а также программные документы политических партий РФ («Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», СПС, «Яблока»); Программа «Россия 2020. Главные задачи развития страны». Автором осуществлен экспертный опрос путем анкетирования, в котором приняли участие представители научного сообщества РАГС, МГИМО и ряда других снаучно-исследовательских и учебных учреждений РФ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Национальная идея не является чисто российским феноменом. В той или иной форме она присуща тем странам, которые претендуют на свой самобытный ответ вызовам современности. Россия, безусловно, относится к числу таких стран.

  2. По своему содержанию национальная идея — это многоаспектное, многогранное понятие, аккумулирующее в себе фундаментальные ценности и интересы, способствующие объединению всех или большинства населения страны независимо от этнической принадлежности, социального положения и формирующее некий идеал как цель развития нации.

  3. Национальная идея в идеале конкретизируется и рационализируется идеологией, которая носит интегративный характер и

легитимизирует политический порядок в стране. Эти две категории напрямую коррелируют друг с другом посредством ряда общих функций, значения, структурных элементов, лежащих в их основе.

  1. В процессе эволюции национальной идеи при сохранении преемственности, наблюдается полная или частичная смена ее формы и содержания, как ответ на новые вызовы, изменившиеся условия бытия нации и государства.

  2. Национальная идея - это категория, безусловно, духовно — нравственная, тем не менее, она обязательно включает в себя политическую компоненту, и реализуется в программных документах и практической деятельности политических акторов и, прежде всего, государства.

  3. Сегодня в России пока еще нет осознанной национальной идеи, которая могла бы в идеале лечь в основу интегративной идеологии, что объясняется наличием ряда социальных и иного рода проблем, тормозящих процесс ее становления. В то же время имеются определенные предпосылки и перспективы ее формирования в дальнейшем.

  4. Значение национальной идеи проявляется не только во внутренней жизни государства и общества, но и во взаимоотношениях с внешним миром. Если Россия претендует на роль самостоятельного игрока в глобальных процессах, то совершенно очевидна необходимость становления собственной национальной идеи, учитывая ее специфику, заключающуюся, в частности, в особом геополитическом положении страны.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна.

1. Систематизированы и обобщены имеющие распространение в научной литературе взгляды и позиции по вопросу национальной идеи как категории политической науки. Показано, что формирование

национальной идеи не является чисто российской проблемой; что побуждающим стимулом ее становления являются претензии на оригинальный, самобытный ответ вызовам современности; что национальная идея отражает глубинные основы национального характера и в то же время меняется по форме под влиянием новых условий жизнедеятельности; является важным фактором интеграции нации вокруг базовых ценностей; имеет несколько этапов становления и обретает реальную силу после того, как она усваивается большинством населения страны, когда она становится фактором политической жизни как внутри того или иного государства и общества, так и на международной арене. Соединяя прошлое, настоящее и будущее нации и определяя национальные приоритеты, национальная идея является важнейшим стратегическим компасом поступательного развития.

2. Выявлена связь категории «национальнаяидея» с рядом понятий
политической науки (политическая идентичность, политическое
сознание, ценности, интерес). Прежде всего, показана ее тесная-
взаимосвязь с категорией «идеология». Они объединены общим
значением, структурными элементами, выполняемыми ими функциями.
Поэтому вполне корректной является характеристика национальной идеи
как основы интегративной идеологии, при учете различий этих понятий.
В первую очередь их разнит то, что в классическом смысле идеология
всегда является характеристикой классового, группового сознания,
отражая интересы не всего общества, а отдельных его сегментов. В то
время как национальная идея существует безотносительно к любым
пожеланиям или протестам определенных групп, она укоренена в самой
действительности, в противоречиях общественного развития, в проблемах
духовной и социальной жизни, которые затрагивают коренные интересы
основной массы населения.

3. Выявлено, что в России (равно как и в других странах)
национальная идея наиболее востребована в переломные периоды

развития страны; в процессе развития государства и общества она меняет свою форму, сохраняя при этом целый ряд базовых элементов содержания, таких как: народность, понимаемая как «политическое согражданство»; патриотическая идея государственности, легитимной преемственности власти; отчасти, ценности православной этики. В трансформированном виде эти базовые элементы востребованы и в настоящее время.

4. Показано что, несмотря на целый ряд внешних и внутренних проблем, в настоящее время имеются определенные предпосылки для становления национальной идеи России в дальнейшем. Прежде всего, они состоят в том, что: 1) отчасти сформировалась система ценностей, разделяемая большинством россиян; 2) ценностные принципы деятельности ведущих политических партий России во многом коррелируют с идейно - ценностным запросом общества; 3) несмотря на неоднозначность суждений, возрос интерес к данной тематике в среде интеллектуальной элиты; 4) Россия обладает достаточным потенциалом в политической, экономической, культурной сферах, для того, чтобы дать свой «оригинальный» ответ вызовам современности.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена актуальностью темы, необходимостью обращения к тематике «национальной идеи» с целью поиска новых идейных концепций, консолидирующих современное российское общество. Полученные выводы могут быть использованы как теоретическое основание для процесса формирования национальной идеи современной России с учетом не только институционально закрепленных идеологических основ, но и идейно — ценностного запроса со стороны российских граждан. Рекомендации автора могут быть востребованы при дальнейшем изучении категорий «национальная идея» и «идеология».

Практическая значимость результатов исследования и их прикладное значение заключается в том, что они могут быть использованы

при разработке стратегии развития России, уяснения ею своего места в современном мире, разработке системы мер по консолидации российского общества, а также в учебных курсах и спецкурсах по политическим и философским дисциплинам.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации обсуждены
на кафедре политологии и политического управления Российской
академии государственной службы при Президенте РФ, а также
излагались автором в докладах и сообщениях на международных,
всероссийских научных и научно - практических конференциях: 8-ой
Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и
решения» (г. Москва - 2007г.); 3-ей Всероссийской конференции
«Молодежь и * будущая Россия» (г. Москва - 2008г.); 8-ой

межвузовской научно - практической конференции аспирантов и молодых ученых «Социальная среда современной государственной службы»; Всероссийской научной конференции «Россия: путь к социальному государству» (г. Москва — 2008г.); на 9-ой Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (г. Москва - 2008г.).

Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Онтологическая сущность понятия «национальная идея», ее взаимосвязь с категорией «идеология».

На сегодняшний день тема национальной идеи вновь становится одной из наиболее обсуждаемых в среде интеллектуальной элиты, появляются новые работы по данной тематике, но в большинстве своем в них исследуются отдельные стороны этого многогранного явления. В этой связи представляется актуальным исследование онтологической сущности национальной идеи, которое позволяет выявить и обобщить некоторые теоретические положения по данной проблеме. Анализ онтологической сущности национальной идеи предполагает поиск ответа на целую серию взаимосвязанных вопросов: как она возникает; кто ее создает; каковы основные этапы ее формирования; кто является ее носителем; каковы формы ее выражения; каково содержание и разновидности национальной идеи; какие функции она выполняет; статична или динамична данная категория; с какими категориями политической науки она связана, в первую очередь. Для целей данного исследования особый интерес представляет связь национальной идеи с идеологией как общепризнанной категорией политической науки.

Начнем наше исследование с проблемы становления национальной идеи. Национальная идея - это категория историческая, т.к. она не выдумывалась в кабинетах ученых, парламентариев, министров. Некоторые ее компоненты складывались веками. Она вырастает из истории, и в этом ее сила и убедительность.

Становление и развитие национальной идеи — сложный и длительный процесс, в ходе которого люди, соприкасаясь с окружающим миром, сначала путем чувственного восприятия и живого созерцания формируют соответствующие ощущения, восприятия, образы, которые затем становятся содержанием последующей работы мозга, мышления, логической формы познания, в результате чего формируются идеи, суждения, понятия, теории (см. Приложение 1).

Механизм становления национальной идеи в общем виде можно проследить, основываясь (с определенными оговорками) на схеме, предложенной М. Грохом, в которой автор выделяет следующие этапы:

> Первый этап - академический, на котором группа интеллигенции, проявляя научную заинтересованность, развертывает этнографические, фольклорные, филологические, исторические исследования своего народа. На этом этапе создается особый образ нации.

> Второй этап «патриотической агитации», культурный, когда на базе научных исследований осознается своя особость, формируются идеологические конструкции, которые распространяются среди интеллигенции - «пионерами национальной идеи» через просвещение, прессу и т.д. На этом этапе она воспринимается активной частью населения (пассионариями — Л.Н. Гумилев).

Третий этап - политический, на котором в результате предыдущего этапа возникает массовое национальное движение, которое отстаивает национальное самоопределение, самостоятельность и государственность . Идеологические конструкции находят свое воплощение в конкретных политических программах.

Очевидно, что особая роль в поиске «ответов» на вызовы современности должна принадлежать интеллектуальным, властным и духовным элитам, которые должны суметь мобилизовать широкие слои населения России. Но эта роль заключается не в том, чтобы произвести некие искусственные конструкции, а в том, чтобы обнаружить и вербализовать адекватные современному этапу развития духовные ценности. Национальную идею невозможно искусственно сконструировать, навязать сверху в качестве «панацеи от всех бед», как нельзя и отбросить ее за ненадобностью, т.к. «она существует безотносительно к любым пожеланиям или протестам как выражение определенной культурной преемственности в духовной истории народа. ... Отказ от нее равносилен отказу от самих себя»15. Поэтому ее необходимо искать в самой действительности, в противоречиях общественного развития, в проблемах социальной жизни, которые затрагивают коренные интересы большинства граждан.

Переход от одной эпохи к другой, как правило, сопровождается обилием различного рода идей, теорий, политических программ. В это время чаще всего оживляется интерес к национальной идее, которая является, в том числе, духовным выражение политического процесса. Если обратиться к теории социальной синергетики, то значение национальной идет велико в точке бифуркации, когда на основе борьбы социальных идеалов, которая выступает в качестве детектора, происходит выбор из совокупности возможных состояний общества (тезауруса) одного. 16 Другими словами, зачастую о такой категории как «национальная идея» забывают, когда общество устойчиво развивается. Ее роль возрастает в экстремальных ситуациях, когда о ней вспоминают. Но данный факт иногда преподносится в негативном смысле, так, например, по мнению журналиста В. Гущина, автора ряда публикаций по проблемам имперской политики, «обращение к национальной идее, превращение ее в стрежневой принцип государственной политики -всегда дело вынужденное. О ней вспоминают лишь тогда, когда к этому подталкивает особое стечение обстоятельств, когда все другие сплачивающие элементы государственного строительства -исторические, геополитические, социально-экономические, гражданские - по тем или иным причинам оказываются утраченными, исчерпанными или недостаточными для обеспечения национально-государственных интересов». Но можно не согласиться с этим мнением и высказать убеждение в том, что национальная идея как совокупная интегративная идея является важнейшим фактором, объединяющим общество на всех этапах его развития.

Проблемы формирования национальной идеи России на современном этапе.

Как следует из предыдущего анализа, национальная идея, отражая исторические судьбы страны и народа, одновременно изменяется в соответствии с вызовами современности. Особенно это касается переломных периодов мировой и отечественной истории, когда одной из важнейших проблем является проблема поиска дальнейших путей развития общества. Ее решение предполагает переосмысление существовавших ранее ценностей, формирования системы мировоззренческих ориентиров и приоритетов, с учетом вызовов, которые бросает современность. Такие ценности и приоритеты должны быть не только адекватны потребностям современной эпохи, но и соответствовать долгосрочным перспективам развития всего общества. Они должны выступать в качестве сплачивающей, объединяющей все общество силы.

Отсутствие на протяжении долгого времени четко сформулированной и поддерживаемой обществом национальной идеи привело к невозможности выработать и заявить сумму национальных интересов и приоритетов внутренней и внешней политики в экономической, социальной, военной, экономической, информационной и других сферах, к их неосновательности, отсутствию базиса для координации различных действий всех структур власти.

Отсутствие общих целей, ориентиров, заявленных интересов и приоритетов ведет к движению в никуда. Сейчас в России создалась такая обстановка, в которой у нас практически размыты собственные национальные ценности, а западные дискредитированы в глазах народов России попыткой огульного и насильственного внедрения.

Современная социальная жизнь, протекающая в условиях глобализации, бросает серьезные вызовы существованию геополитических субъектов. Для сохранения целостности России, обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития, необходимо единство всех россиян в вопросах выбора ее исторического пути. Соответственно крайне важным становится проблема выработки национальной идеи. Отсутствие четко сформулированной и осмысленной национальной идеи тормозит дальнейшее успешное развитие нашего общества. Если Россия претендует на роль самостоятельного игрока, предлагающего дать свой ответ на вызовы современности, то совершенно очевидна необходимость возрождения, осмысления и осознания национальной идеи страны.

Как отметил в своем докладе «От глобализации нельзя отгородиться» В.Г. Хорос, сегодня Россия находится на цивилизационном перепутье: или отстоять себя не только как хозяйственное или политическое, но как социокультурное целое — или уйти в историческое небытие."'' Обретение собственной национальной идеи является необходимым условием того, чтобы Россия включилась в глобальные процессы как самостоятельное и сильное государство. Показательны в этом отношении слова Ю.С. Оганисьяна: «Россия обречена быть великой державой. Иного ей не дано. Она сможет сохранять свою идентичность, оставаться сама собой только в этом качестве и в этой роли. Другая станет не Россией. Это глубоко укоренено в народном сознании и отлито в свое время в идеологемы типа «народ — богоносец» или «первопроходец - коммунизма» ь. И как иронично заметил A.M. Салмин в своей посмертно изданной книге: «лишите Россию чувства оспариваемого превосходства и получите Бразилию без самбы или Пакистан без бомбы».

Причем, статус Великой державы для России вовсе не предполагает под собой порабощение народов, не ставит целью достижение мирового господства, напротив Россия резко выступает против однополярности мирового порядка. Как отметил президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию: «Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказывается это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других» . Показательны в этом отношении слова С. Смульского: «Россия должна позиционировать себя как мировая держава. Стратегический замысел состоит не в том, что государство будет стремиться к мировому господству, а, прежде всего, в том, что оно должно активно влиять на процесс формирования нового мирового порядка».

В постсоветский период процессы глобализации наслоились на внутрироссийские проблемы, катастрофические для российского общества процессы распада прежних систем социального устройства, государственности, идеологии, нравственности, содействуя разрастанию на их месте хаоса, в результате чего кризис самоидентификации стал всеобщим. С конца 80-х гг. в ситуации радикальной трансформации российского общества характер текущих изменений приобрел кризисность, бифуркационность, поток событий прерывался внезапными катаклизмами, ломались привычные уклады жизни.

Система ценностей россиян в ракурсе становления национальной идеи современной России.

В первой главе диссертации мы установили, что национальная идея не может быть только плодом интеллектуальных изобретений. Свою действенную силу и роль, как объединяющий и интегрирующий фактор, сплачивающий нацию, гармонизирующий отношения государства и общества, она может приобрести только в том случае, если будет воспринята большей частью населения страны, соответствовать ее менталитету, исторически сложившемуся образу жизни и национальному характеру. Огромное значение в данном контексте приобретает система ценностей, принимаемая (или не принимаемая) тем или иным обществом (или его большинством).

Как известно, ценностные ориентации — не просто одно из важнейших проявлений массового сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания масс, выявить контуры приемлемой национальной идеи. Вот почему в нашем исследовании анализ состояния и развития базовых ценностных ориентации россиян занимает одно из центральных мест, исходя из того.

Во-первых, система ценностей должна носить общественно-гражданский, надклассовый и надпартийный характер.

Во-вторых, она должна быть общенациональной, включать в себя все богатство духовной культуры национально-этнических регионов, то есть представлять Россию как государственно-историческое целое с многоэтничным, духовно сплоченным народом.

В-третьих, это должна быть система консолидирующих духовно-нравственных ценностей, объединяющая в своем содержании интересы представителей различных социальных слоев, а также национально-исторические ценности досоветского, советского и постсоветского периодов жизни страны. Развитие системы духовно-нравственных ценностей должно характеризоваться высокой степенью преемственности.

В-четвертых, система духовных ценностей должна отличаться гуманностью. В центр ее необходимо поставить человека как высшую ценность и цель развития общества: его многочисленные заботы, тревоги, беды, интересы, свободы, идеалы и т.д. Ее сущность составляют потребности и интересы российских граждан, их права и свободы. Но следует отметить, что удовлетворение личных интересов, достижение личных целей возможно лишь в благополучной стране. В связи с этим, говоря о духовно-нравственных ценностях, следует также помнить, что в основе нравственности лежит стремление не к личному счастью, а к счастью целого: племени, народа, класса, человечества.

В-пятых, эта система должна быть максимально доступной для усвоения, обладать возможностью массового распространения, утверждения в общественном сознании, быть понятной и близкой по духу любому представителю различных социальных слоев общества. Последнее требование касается не только содержания, но и формы выражения основных ценностей и идеалов.

Итак, что же определяет духовно-нравственные, социальные и политические ценностные ориентиры современных россиян, которые могли бы лечь в основу национальной идеи России? Как известно народ всегда живет памятью о прошлом, т.к. без прошлого не бывает настоящего и будущего. Согласно данным выборочного социологического опроса населения РФ более 80% опрошенных отметили, что их интересует историческое прошлое России, причем почти половина (46,4%) с уважением относится ко всем периодам ее истории150. При том, что прошлое может служить как консолидирующим, так и разъединяющим фактором в жизни общества. Есть множество доказательств того, что недавнее прошлое, в первую очередь, связанное с доминирующей ролью КПСС, скорее разъединяет нацию, нежели сплачивает. В то же время и в этом недавнем прошлом содержится немало объединяющих моментов.

В соответствии с задачами исследования мы, в первую очередь, обратим внимание на исторически традиционные для российского общества ценности. Среди них, конечно, следует выделить патриотизм, который сохранял свою инвариантность на всех этапах его исторического развития. Что же мы понимаем под «патриотизмом»? Если дать краткое определение, то «патриотизм» - это любовь к Родине, Отечеству, преданность и стремление служить его интересам. Патриотизм, отмечал В.И. Ленин, это «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

Похожие диссертации на Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России