Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Бондаренко Станислав Олегович

Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России
<
Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондаренко Станислав Олегович. Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России : 23.00.02 Бондаренко, Станислав Олегович Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02 Саратов, 2006 160 с. РГБ ОД, 61:06-22/384

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Социологический анализ правовой культуры 17

Раздел II. Основные характеристики современного российского государства 50

Раздел III. Направления повышения уровня правовой культуры населения современной России 90

Заключение 142

Список использованной литературы

Введение к работе

Российская Федерация переживает ответственный этап своей истории -

Ч/ч,Т-Тї/,\Г\ОТІЇ*0'І11Т- TJT ПЛПДОТТОТТТТГТТІ ТТІЛЛТТОЛЛ ПОПТЇТГОПТ ТТЛГЛ ПапатгЛТПЛТІЛТПП ЛЛітлі

Поэтому так важен поиск тех путей, средств, институтов и механизмов, которые способствуют активизации процесса становления и функционирования демократической государственности в нашей стране. Бесспорно, что одним из таких действенных факторов, ускоряющих этот процесс, выступает правовая культура.

Правовая культура - сложно структурированное понятие, применимое как к личности, так и к отдельным профессиональным группам, социальным слоям, к государственным и общественным органам и учреждениям. В состав правовой культуры входят ряд компонентов, связанных с политикой, правом, обеспечивающих правовое регулирование в государстве и правовое поведение граждан. В этом смысле правовая культура связывает воедино общество, государство и личность.

Стратегический курс на модернизацию страны путем институализации
нормативно-ценностных императивов ее социально-правовой

государственности обретает новое дыхание.

Теоретически осмыслить внутреннюю логику этого инновационного процесса, его стратегию и тактику, средства, социальные механизмы реализации - задача, несомненно, сложная, но вместе с тем и актуальная, тем более, что в научной литературе она не получила пока должной теоретической разработки.

Следует отметить, что вопросы, связанные с проблемами правового взаимодействия общества, государства и личности всегда были в центре внимания мировой общественной мысли. Автор опирается на логику развития взглядов в области понятийного и концептуального осмысления данной проблематики, представленную в трудах античных философов, мыслителей нового времени, а также отечественных дореволюционных ученых, среди которых особо выделим М.М.Ковалевского, B.C. Котляревского, П.И.Новгородцева, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, М.М. Сперанского, С.Л. Франка, Б.Н. Чичерина, Г.В.Шершеневича и других.

Взгляды российских ученых на социальное и политическое обустройство общества, как правило, сочетали в себе достижения западной теоретической мысли с анализом особенностей исторических судеб России, традициями, ментальностью россиян.

Так, в частности, одобряя и поддерживая идеи естественных прав человека, свободы и равенства граждан, широкой демократизации общественной жизни путем создания гражданского общества и правового государства, они не принимали безоговорочно «крайностей либерализма».

Особый интерес для наших целей представляет исследование Т. Парсонса, посвященное концепции модернизации, характеризующей главный вектор исторического развития и становления системы обществ современного типа1.

В современной отечественной литературе (социологической,
политологической, философской, юридической) проблематика

демократической государственности и правовой культуры разрабатывается такими учеными, как Б.Н. Бессонов, В.А. Варывдин, А.Г. Володин, К.С. Гаджиев, В.И. Добреньков, Г.В. Дыльнов, З.Т. Голенкова, Б.Я. Замбровский, М.В. Ильин, Б.И. Коваль, А.И. Кравченко, И.Б. Левин, Н.И. Матузов, СП. Перегудов, З.М.Черниловский, В.А. Ядов и другие2.

См.: Парсонс Т. Система современных обществ / Перев. с англ. М., 1998.

См.: Бессонов Б.Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития. М., 1998; Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7; Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. №3. С.25-36; Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России / Отв. ред. В.Г. Хорос. М, 1998; Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. 1996. №5. С.107-119; Добреньков В.И., Кравченко A.M. Социология. Социальные институты и процессы. М., 2000. Т. 3. С.77-81; Магомедов К.А. Формирование гражданского общества в современной России (социологический аспект). М., 1999; Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. №3; Перегудов СП. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и

Большое значение имеет анализ специфики и роли правовой культуры в становлении российской государственности в современных условиях.

В работах зарубежных авторов достаточно подробно раскрыты проблемы генезиса, становления и функционирования демократического правового государства, его подконтрольности гражданскому обществу. Однако в них проблематика правовой культуры затрагивается явно недостаточно.

В свое время советскими авторами было опубликовано немало работ, посвященных анализу трансформации западных государств, в том числе концепции социальной и правовой государственности, «государства всеобщего благосостояния»1. Однако они, как правило, выполнены с позиций ортодоксальной критики буржуазной «демагогии и либерализма»; доминирующей стала идея постепенного отмирания государства и права, слияния прав и обязанностей граждан в единые правила коммунистического общежития.

Особо выделим появившуюся на свет в 1983 году монографию Н.М. Кейзерова о правовой культуре, едва ли не единственную работу по данной проблематике в тот период.

государства // Полис. 1998. №1. С.137-148; Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

1 См.: Баглай М.В. Капитализм и «социальная демократия»: Теоретические вопросы
развития социальной деятельности буржуазного государства. М., 1970; Гусев А.Д.
Социальная политика США: классовая сущность, проблемы, противоречия. Минск, 1980;
Кассирова Е.П. США: кризис социальной политики (Государство и социальное
обеспечение). М., 1978; Нагель С.Н. и др. Социальная политика буржуазного государства.
М, 1987; Попов А.А. Государство «всеобщего благосостояния»? Мифы и реальность
современной Америки. М., 1985; Сальковский О.В. Социальная политика буржуазии и
пролетариат (По материалам ФРГ). М., 1969; Соловьева Л.И. Проблемы социального
обеспечения в странах ЕЭС. М., 1983.

2 См.: Кейзером Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы.
М., 1983.

На рубеже 80-90-х годов прошлого столетия появились публикации, посвященные специальному исследованию становления нового российского государства. Среди них особо следует выделить работы М.В. Баглая, Н.Н. Гриценко, Ж.Х. Македонской, Л.С. Мамута, В.П. Милецкого, Б. Ракитского, В.Д. Ройка, В.А. Торлопова1.

Внимание указанных ученых сосредоточено главным образом на анализе правового государства, его сущности, функциях, параметрах, социальной политике, перспективах и факторах его развития. Обстоятельно раскрывается связь государства с обществом, экономикой, процессами российской модернизации. Однако правовой аспект статуса современной российской государственности, его нормативно-ценностные императивы, правовая культура затрагивались лишь фрагментарно.

При разработке данного аспекта мы опирались на конструктивные идеи большой группы ученых, преимущественно юристов (Р.С. Байниязова, П.П. Баранова, В.И. Бегинина, К.Т. Вельского, Н.Л. Гранат, Н.А. Емельяновой, Г.А. Злобина, В.И. Каминской, А.И. Кирпичникова, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Л.Д. Мостовщикова, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, И.П. Разумовского, А.Р. Ратинова, М.А.

См., например: Баглай М.В. Социальное государство - что это? // Профсоюзы и экономика в социальном государстве. Сер.: Человек. Труд. Реформы. 1995. №2. С.15-22; Гриценко Н.Н. Социальное государство (социально-экономический аспект) // Общество и экономика. 1996. №8. С.3-13; Он же. Выбор - социальное государство // Общество и экономика. 1999. №10-11. С.100-107; Милецкий В.П. Российская модернизация: Предпосылки и перспективы эволюции социального государства. СПб., 1997; Роик В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и труд. 1996. №11. С.9-11; Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб., 1999; Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. №7. С.5-14;идр.

Рейснера, В.П. Сальникова, В.А. Сапун, Н.Я. Соколова, М.С. Строговича, В.А. Сырцова, И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцева и других1.

В публикациях указанных авторов содержатся определенные позитивные идеи, выводы и обобщения о социальной природе, специфических особенностях, месте правовой культуры общества, взаимосвязи с политическим сознанием, законностью, путях и особенностях формирования правовой культуры. В целом же в них доминирует традиционный юридический подход.

Исключение составляет работа В.И. Бегинина, в которой предпринята удачная, на наш взгляд, попытка социологического подхода к анализу правовой культуры как фактора политической самоорганизации общества.

Значительный интерес представляют для нас работы Г.В. Дыльнова и В.А. Шабалина, в которых представлен развернутый социологический анализ роли правовой культуры в социальном механизме функционирования законодательной власти в правовом государстве3, а также труды В.П. Воробьева, С.Н. Иваненкова, А.И. Ковалевой, М.Н. Кузьмина, Н.Ф.

См.: Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: введение в общую теорию. Саратов, 2001; Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел (теоретические проблемы). М., 1991; Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1993; Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982; Гранат Н.Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М., 1984; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М, 1973; Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969; Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977; Соколов Н.Я. Правосознание юристов. М., 1988; Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

См.: Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность / Под ред. проф. В.А. Шабалина. Саратов, 1993.

3 См.: Дыльнов Г.В., Шабалин В.А. Социальный механизм законодательной власти. Саратов, 1992; Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. М, 1995.

Наумовой, Н.С. Розова, В.Г. Федотовой, Ю.Р. Хайруллиной , посвященные анализу проблемы социализации личности в условиях переходного общества. Идеи, содержащиеся в указанных работах, дают исходные теоретические основания для исследования правовой культуры населения России в контексте становления в стране социально-правовой государственности.

Таким образом, имеются определенные теоретические предпосылки для специального социологического исследования актуальной и недостаточно разработанной проблемы правовой культуры как фактора становления современной российской государственности. Исходя из этого сформулированы цель и задачи данного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы обосновать социальную роль правовой культуры в становлении современной российской государственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать эволюцию социально-политических взглядов на соотношение общества, государства и личности;

дать авторское понимание правовой культуры;

выявить социальную роль правовой культуры в легитимации новой российской государственности;

1 См.: Воробьев В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция: проблемы переходного общества. Пенза, 2001; Иваненков С.Н. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999; Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996; Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменения человека // Вопросы философии. 1997. №2; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998; Федотова В.Г. Социальная рациональность и демократическое общество // Рациональность на перепутье: В 2 кн. М., 1999. Кн. 1; Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань, 1998.

- проанализировать текущее состояние правовой культуры как формы
общественного сознания и института социального контроля;

- раскрыть основные направления повышения уровня правовой
культуры в современных условиях;

обобщить использование социально-правовых информационных технологий в формировании правовой культуры и предложить некоторые практические рекомендации по повышению их эффективности.

Объектом данного исследования является процесс становления демократической государственности в современной России.

Предмет исследования: место и роль правовой культуры в формировании демократической государственности в современной России.

В своем исследовании автор не стремился применять какую-либо одну концептуальную схему, а придерживался методологического плюрализма. Поскольку тема работы носит междисциплинарный характер, используются конструктивные идеи классиков социологической, философской, политической и юридической мысли о гражданском обществе, личности, правовом государстве, общественном правосознании.

В диссертации используется совокупность методологических приемов и подходов, среди которых методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа, а также исторический подход.

В соответствии с поставленными задачами диссертант опирался на материалы дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе, средствах массовой информации последних лет, на конструктивные идеи, выводы и обобщения, представленные в них.

Важными источниками при анализе проблемы явились документы федерального центра (законы, указы Президента и т.д.), другие нормативные акты, материалы социологических исследований, которые проводились в различных регионах страны.

Конкретно элементы научной новизны состоят в следующем:

проанализирована социальная доминанта исторического пути народов к достижению консенсуса между обществом, государством и личностью, современным этапом которого стало гражданское общество с правовым государством;

правовая культура представлена как сложная социальная система, способствующая органической связи гражданского общества, демократического государства и личности;

впервые предпринят системный анализ нормативно-ценностных императивов правового государства;

по-новому дан развернутый анализ правовой культуры как формы общественного сознания и института социального контроля, его текущего состояния в России;

обоснована социальная ценность информационного подхода к общественному правосознанию в контексте модернизации правовой сферы общества;

предложены новые конструктивные рекомендации по повышению правовой культуры населения.

На защиту выносятся следующие положения диссертации.

1. В постсоветской России произошло резкое ослабление государства, что повлекло за собой не только потерю социальной управляемости, но и деградацию специфического корпоративного гражданского общества, которое сложилось в советскую эпоху. Отсюда чрезвычайная актуальность для России восстановления государственности и создания эффективных институциональных каналов взаимодействия государства и общества с постепенным преобразованием государства в равноправного партнера общества с его разнообразными способами самовыражения и идентификации. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса легитимной самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больше возможностей для

самоидентификации социального государства. С другой стороны, чем демократичнее и эффективнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского самосознания индивидов.

2. Анализ сущностных признаков новой российской государственности
свидетельствует о том, что она может быть идентифицирована как система
нормативно-ценностных императивов, выражающих легитимную волю и
интересы народа и определяющих динамику и вектор его
жизнедеятельности. Речь идет о таких императивах, как суверенитет и
территориальная целостность страны, народовластие, разделение властей,
федерализм, экономический либерализм, приоритет прав и свобод человека
и гражданина, законность. Все они неразрывно связаны, взаимообусловлены
и объективно представляют собой целостную систему. Как и в любой другой
социальной системе названные императивы тесно связаны между собой
функциональными, координационными и субординационными связями. При
этом субординирующим элементом системы является приоритет прав и
свобод человека и гражданина. Нарушение указанных связей системы, как и
ослабление (дисфункция) любого из ее элементов, с неизбежностью
деформирует, дезорганизует систему, резко снижает ее социальную
эффективность, компрометируя саму идею социально-правовой
государственности.

3. Особое значение в связи с этим приобретает активизация человеческого
фактора, осознание россиянами своих гражданских прав и обязанностей,
социальной ответственности за судьбы своей страны. В этом аспекте на
первый план выступает правовая культура.

Поэтому на ведущее место среди форм общественного сознания выдвигается правосознание как основа прагматической мобилизационной идеологии, направленной на реанимацию и стимулирование гражданской самоидентификации россиян. Специфика правового сознания - в особом нормативно-волевом отражении социальной реальности. Волевая компонента правового сознания индивида ориентирована на освоение им

своего социального статуса, регламентированного в контексте легитимных прав и обязанностей при исполнении общественно значимых социальных ролей. Поведенческая ориентация субъекта правосознания с неизбежностью выводит его на взаимодействие с государством как источником и гарантом своих прав и свобод, а также институтом социального контроля. Стратегическая задача заключается в том, чтобы сделать это взаимодействие устойчивым, солидарным и продуктивным. При этом оно должно быть с обеих сторон целенаправленным и волевым.

4. Современная правовая культура российского общества деформирована,
неустойчива, эклектична. В ней причудливо переплетаются устаревшие
стереотипы и новейшие ультралиберальные представления. Она
фрагментарна, противоречива, отражает характер и содержание
отечественного переходного периода, умонастроения и социальные позиции
различных слоев населения.

Наиболее распространенными и общественно опасными по своей сущности типами деформированной правовой культуры являются правовой нигилизм, юридическая индифферентность и правовой инфантилизм. Предстоит большая и трудная работа по правовому просвещению и воспитанию населения в контексте императивов новой государственности.

5. Российское государство в последние годы предпринимает энергичные
меры по совершенствованию законодательства, приведению его в
соответствие с конституционными императивами. Принят новый Трудовой
кодекс, новый Закон о пенсионном обеспечении граждан РФ, комплекс
законов о реформировании судебной системы. Вступили в силу
нормативные акты по стимулированию мелкого и среднего
предпринимательства, принято постановление правительства по
патриотическому воспитанию населения России, укреплена вертикаль
государственной власти в интересах создания единого правового
пространства России. Усилены правовые средства борьбы с факторами
социальной дезинтеграции и т.д. Все это позитивно сказывается на

гражданском самочувствии населения, растет доверие к власти, закону, стимулируется социальная активность людей.

Растущее значение в этой связи приобретает проблема правовой информатизации населения России с тем, чтобы люди имели свободный доступ ко все более обширному и усложняющемуся законодательству и постепенно приобщались к участию в его совершенствовании на всех этапах функционирования механизма правового регулирования, начиная с законодательства до контроля за уровнем законности и правопорядка. Именно в этом заключается суть демократической правовой государственности.

6. Стабилизация экономики, наметившийся экономический рост, усиление роли государственных структур и всей системы правопорядка, что вполне согласуется с общественными запросами, образом мышления большинства россиян, должны создать институциональную опору последующих российских трансформаций. При этом важно учитывать тот факт, что интегративным процессам в нашем обществе противостоят тенденции дезинтегративные: регионально-анклавные, связанные с разрывом между богатством и бедностью.

Преодоление этих негативных тенденций возможно лишь путем целенаправленной, всесторонне взвешенной и последовательно государственной политики, то есть своего рода национальной программы развития в направлении «справедливого общества». А это, в свою очередь, предполагает усиление нравственной доминанты в структуре ценностей общественного правосознания.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется прежде всего актуальностью темы, новизной ее проблематики. Полученные автором результаты, сделанные обобщения и выводы являются определенным приращением знаний в области представлений о правовой культуре современного российского государства, ее нормативно-ценностных императивах, процессе их легитимации в интересах активизации

человеческого фактора, модернизации РФ, могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях данной проблематики.

Рекомендации автора могут способствовать разработке практических мероприятий по реализации, упрочению и оптимизации ценностей российской правовой государственности, актуализации роли правовой культуры в этом процессе.

Основные положения диссертации могут быть использованы в научно-педагогической деятельности, в преподавании курсов социологии, политологии, философии, при чтении спецкурсов по управлению, в подготовке аспирантов и в воспитательной работе.

Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты исследования, предложения и рекомендации излагались автором на ежегодных итоговых конференциях социологического , факультета Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского в 2003-2006 гг. и нашли отражение в авторских публикациях.

Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Социологический анализ правовой культуры

Чтобы научно обосновать степень воздействия правовой культуры на процесс укрепления демократического государства в современной России, необходимо понять правовую культуру как социальный феномен, систему тех связей и отношений, в которую он вписан. Правовая культура на первый взгляд целиком относится к юриспруденции. При более глубоком проникновении в ее суть оказывается, что это не так, что это поверхностный, односторонний подход. Итак, что же такое правовая культура?

Основные параметры правовой культуры в обществе задаются фундаментальными характеристиками общей культуры, частью которой она является. Изучение проблем культуры, ее места и роли в обществе имеет богатую традицию. В последние годы, как считают некоторые ученые, произошло значительное обогащение представлений о сущности этого феномена, механизме, с помощью которого он регулирует общественную жизнь. Выявлена ограниченность подхода к культуре как сумме, набору материальных и духовных ценностей, достижений, акцент перенес на ее изучение как специфического способа человеческой деятельности, природа которого обусловлена ее творческим характером. В рамках такого подхода культура определяется как «творческая, созидательная деятельность человека, как прошлая, воплощенная, опредмеченная в ценностях, традициях, нормах и т.д., передающих от поколения к поколению исторический опыт человечества, так и прежде всего настоящая, основывающаяся на распредмечивании этих ценностей, норм и пр., т.е. актуализирующая содержание этого опыта в творческих способностях индивидов в процессе преобразования человеком его собственного предметного мира и мира общественных отношении».1

Для понимания значения и роли правовой культуры существенно важно учитывать специфическую диалектику культуры, смысл которой заключается в противоречивом единстве творчества, обновления и сохранения достигнутого, образца, нормы. Разрывы этих двух аспектов культуры в теории и на практике оборачиваются серьезными потерями: искажением культурного процесса, сведением его к одной из сторон при игнорировании другой, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как к антикультуре.2

Правовая культура служит каналом взаимодействия личности, общества и государства. Ее основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к обществу и общественной деятельности. Она связана с такими ее сущностными чертами как целенаправленность, осуществление властных функций в обществе, упорядочивающим воздействие на весь спектр социальных отношений. Правовая культура становится реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на функционирование правовой системы государства и гражданского общества в целом.

Современные представления о правовой культуре исходят из признания органического единства в ней двух начал: духовного, идеологического и практического, деятельного. Формирование правовой культуры и социализация рассматриваются как деятельный процесс. Способность того или иного феномена стать элементом правовой культуры в первую очередь определяется возможностями его влияния на достижение планируемых результатов деятельности.

Для понимания сущности правовой культуры очень важно разобраться в таких социальных явлениях, как право, правовое пространство, правосознание и т.д., ибо правовая культура становится реальным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное влияние на функционирование правовой системы государства и гражданского общества.

Правовая культура как феномен социальной реальности не состоит из отдельных и изолированных явлений, а представляет собой некоторое целостное образование. Именно целостность определяет те интегральные качества, которые оказываются присущими отдельным составляющим как компонентам системы. Концептуальным инструментом решения проблемы исследования является построение системы показателей и эмпирических индикаторов, определяющих правовую культуру как социально-духовный феномен.

В российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются правовыми феноменами в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. «Раздвоенность позиций» - вот точная характеристика состояния сознания, определяющая и содержание, и эволюцию правовой культуры в России. Эта черта не только присутствует, но и доминирует. В сознании еще не произошел перелом, еще велика степень предубежденности, опасений, что намечаемые меры не окажут реального влияния на практическую сторону дела, на полное исчезновение тех негативных тенденций, которые сложились в обществе в предшествующие годы.

Данное положение обусловлено рядом причин: недостаточной эффективностью реформ политико-правовой системы, низкой правовой компетентностью граждан, недостаточной информированностью их о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом; слабостью правоохранительной и судебной систем. Эти и другие характеристики обусловливают состояние правовой культуры российского общества.

В каждом обществе существует определенная степень подчинения праву, его престижу, определенное общее напластование различных оценок, моральных и социальных позиций, обычаев, которые поддерживают или ослабляют действие правовой системы. Эту общность навыков и ценностей, связанных с одобрением, оценкой, критикой и реализацией правовой системы, можно определить как общую правовую культуру данного общества. Эта правовая культура может быть более или менее развита, а ее отдельные части могут быть в различной степени согласованы со всей культурой. Но существуют и определенные отклонения от основополагающих начал этой общей правовой культуры.

Основные характеристики современного российского государства

Современное российское государство берет свое начало с 1993 года -года принятия Конституции Российской Федерации.

После закрепления в Конституции Российской Федерации положения о России как правовом государстве было опубликовано немало работ, касающихся различных аспектов этого сложного и многообразного социально-политического института1.

Формирование правовой государственности - процесс постоянный и непрерывный, требующий адекватной реакции на вновь возникающие ситуации и в экономике, и в политике, и в нравственности . Требуется системно обоснованная, всесторонне взвешенная и гибкая государственная политика, которая «обеспечивает и относительный прогресс, и относительное равновесие социальных отношений разных классов и групп населения. Все понимают, что иначе усиливается опасность левого или правого радикализма» . Обратимся к опыту становления подобных государств на Западе.

Новейшая история свидетельствует о том, что для создания правового государства помимо традиционных, существуют и иные, экстраординарные, ускоренные пути. В кризисных ситуациях руководители некоторых государств, в частности, США, Германии, Японии, прибегали, как известно, к нестандартным, но действенным решениям. Так, в США в 30-е годы президент Рузвельт утвердил для большинства компаний так называемые кодексы честной конкуренции. По существу, это было государственное регулирование экономики в период кризиса и выхода из него. За три года в стране оживилась экономика, было создано 10 млн. рабочих мест (при энтузиазм. Эрхард не выдвигал абстрактных объединяющих идей. Его лозунгами были: труд делает свободным; каждому немцу- работу, квартиру, машину. Государство изначально было поставлено на службу обществу, людям. Оно создавало условия для развития предпринимательства способным и сильным и гарантировало поддержку слабым1.

Уместно напомнить, что именно Л. Эрхарда немцы считают «отцом возрождения Германии». Именно ему и его сподвижникам, опираясь на эти бесхитростные идеи, удалось за короткий срок поднять из руин свою страну, сделать ее цивилизованной, процветающей современной мировой державой.

Идея правового государства сейчас получает все большее признание, воплощается в практике и закрепляется в конституциях современных государств. Германия еще в 1949 г. конституционно провозгласила себя социальным правовым государством2. Принцип социальности государства в той или иной форме выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции и других государств. Он неразрывно связан с социально-экономическими и культурными правами, которые получили легитимацию в важнейших международно-правовых актах- Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Документы, принятые международным сообществом, ориентируют все государства на последовательное упорядочение общественных отношений на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для всестороннего развития и самореализации личности1.

Однако исторический опыт показывает, что реализация идей правового государства, осуществление эффективной социальной политики могут быть принципиально различными. Сегодня стало очевидным, что разветвленные системы социальных льгот и гарантий могут быть успешно воплощены не столько при монопольной, определяющей роли структур государственной власти и жесткой, унитарной модели распределительных отношений, сколько при наличии оптимально развитых структур гражданского общества.

Это предполагает активную деятельность в обществе свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений и т.п., наличие множества (государственных и негосударственных) самостоятельных субъектов хозяйствования и институтов самоуправления, механизмов реализации прав и свобод личности, обеспечения ее неприкосновенности и безопасности.

В большинстве развитых стран мира именно наличие развитого гражданского общества позволило существенно повысить уровень человеческого потенциала и социальной защищенности граждан. Это объясняется тем, что структуры гражданского общества более приближены к потребностям конкретного человека, что позволяет им более гибко реагировать на них, с помощью государства решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной помощи между группами и слоями общества. Поэтому залогом эффективной деятельности правового государства является его опора на структуры гражданского общества.

Направления повышения уровня правовой культуры населения современной России

Для России проблема формирования правовой культуры граждан, отвечающей духу времени и происходящих перемен, основанной на законе, является первостепенной. Эта проблема становится наиболее острой в период общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение многих институциональных и нормативных образцов, меняются ценности, цели и допустимые средства реализации социальных потребностей, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия.

Не подлежит сомнению, что анализ становления и функционирования правовой культуры в российских условиях должен опираться на методологическое положение о том, что современное российское общество находится на переходном этапе. Наша страна уходит от тоталитаризма, от командно-волевой экономики, от огосударствления и идеологизации всех сторон жизни, от диктата партии, от многого другого, что сейчас именуется нашим недавним прошлым. Сложнее ответить на вопрос об избранном Россией пути, хотя в самом общем виде вроде бы ясно: стремление встать на дорогу общечеловеческой цивилизации, построить правовое государство и гражданское общество.

Основными направлениями роста уровня правовой культуры населения являются следующие: совершенствование правовой основы жизнедеятельности государства и общества; демократизация работы органов власти и управления и в первую очередь - правоохранительных органов; осуществление правовой и судебной реформ; совершенствование практики применения законов и иных правовых актов; ликвидация правовой безграмотности населения; развитие информационных технологий в правовой сфере и др.

Следует признать, что недостаточно высокий уровень развития правосознания не способствовал в историческом прошлом и не способствует поныне становлению в России подлинно демократического государства. Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их недостаточной информированностью о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; правовым нигилизмом, правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной систем. Однако главная причина - кризисное состояние российского общества. Поэтому столь необходимо формирование правовой культуры, ориентированной на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержку принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении.

Формирование правовой культуры, адекватной возникающему демократическому государству, - процесс сложный, длительный и противоречивый, он лишь в самом начале пути. Остановимся на характеристике его наиболее важных особенностей.

В этом широком контексте особое внимание заслуживает проблема национальной безопасности, которая конкретно воздействует на состояние национального государства и его правовой базы.

В 2000 году была принята концепция национальной безопасности Российской Федерации. Обращает на себя внимание сама постановка вопроса: речь идет уже не просто о непомерно затянувшихся проблемах возрождения страны, а о том, что они стали представлять реальную угрозу самому существованию России, ее правовой государственности. Концептуальные положения документа адаптированы к действующей Конституции РФ, всем ее ценностным императивам, другим федеральным законам и с предельной четкостью и полнотой аргументированы. Приведем некоторые из них.

В документе дается характеристика основных угроз применительно к каждой сфере жизнедеятельности современной России.

Особо обратим внимание на вопрос об угрозах праву и законности в стране. Весьма остро поставлен вопрос о праве и законности в стране: «Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях». Угроза криминализации общественных отношений, складывающаяся в процессе реформирования общества, характеризуется как «приобретающая особую остроту»1.

Предприняты реальные шаги по реализации положений данной концепции. Известно, что укреплена вертикаль государственной власти. Создается единое правовое поле- законодательство субъектов федерации приводится в соответствие с Конституцией РФ и другими федеральными законами. Начата реформа Вооруженных Сил с целью повышения их боеготовности, занята принципиальная внешнеполитическая позиция, отвечающая общенациональным интересам страны. Активизирована борьба с преступностью.

Похожие диссертации на Правовая культура как фактор становления демократического государства в современной России