Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Добровицкий Игорь Владимирович

Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана
<
Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Добровицкий Игорь Владимирович. Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2006.- 265 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-23/275

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ИРАНА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИИ 31

ГЛАВА II. МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ 1940-Х - 1970-Х ГГ. КАК ФАКТОР ЭСКАЛАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КРИЗОГЕННОСТИ 56

ГЛАВА III. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ПРОЦЕССА КОНТРМОДЕРНИЗАЦИИ ИРАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX В 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 231

ПРИЛОЖЕНИЕ 246

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 250

Введение к работе

Обоснование научной проблемы и ее актуальность. Характерной чертой современной политической реальности является ее включенность в глобальный процесс перемен, осуществляемых различными политическими акторами. Наиболее важное значение при этом приобретает даже не сам факт перманентно происходящих перемен, а их качественные характеристики, такие как необратимость и дискретность, существующие как реакция на произошедшие изменения институтов политических и социально-экономических систем. Исходя из этого, исследование политической трансформации является важной научной и практической задачей. Историческая глобализация общественных процессов, в том числе, политического взаимодействия государств, не только не снижает, но, напротив, усиливает значимость изучения региональной и национальной специфики политологических исследований.

Обладая позитивной предметно-дисциплинарной автономией, современная политология изучает многомерную проблематику специфического нелинейного развития стран Востока в политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сферах. В этой связи научно-оправданной представляется необходимость специального аналитического рассмотрения становления, трансформации и характерных черт функционирования политических режимов, в традиционных и переходных общественно-политических системах. Отсюда наиболее перспективным, с точки зрения открытия эксклюзивных свойств организации и реорганизации определенной политической системы, является анализ трансформационных сдвигов макросистемного порядка иранской государственности, которые стали причиной так называемой «исламской революции».

Введение в научный оборот понятия «трансформация макросистемного порядка государственности» является важным фактором в осмыслении

4 совокупности процесса политико-экономических и социо-культурных изменений в их системном преломлении на уровне института государства.

Процесс трансформации в его конкретном типовом и географически локализованном представлении может стать предметом специального политологического исследования по ряду причин.

Первое. Трансформация является универсальным процессом, выражения специфической последовательности действий и взаимодействия множества акторов, выступающих в качестве инструмента модификации утвержденных параметров различных систем. Универсальность процесса трансформации и его деятельностно-акторная составляющая предполагает, что в рамки этого процесса могут быть включены все социально ориентированные системы в том числе политическая система.

Второе. Характер изменений позволяет дифференцировать трансформационный процесс на два ведущих типа - эволюционный и революционный типы реорганизации объекта трансформации. Признание бинарности хода процесса преобразований дает право говорить как о регрессивных, так и о прогрессивных следствиях развития систем и их институциональных моделей.

Третье. Четкое типологическое разделение трансформации позволяет вписать в ограниченную однонаправленную структуру процесса изменения элементов системы элемент обратимости, представленный процессом модернизации и реакцией на произведенную модификацию и реорганизацию.

Четвертое. Многомерность феномена трансформации, в частности, его типологическая, а также процессуальная комплексность учитывающая процесс модернизации альтермодернизации и антимодернизации, позволяет более комплексно рассмотреть проблемы, связанные с генезисом трансформации и ее результатами.

Кроме того, учитывая включенность в процесс трансформации всех социально-ориентированных систем, рассмотрение трансформации иранской

5 государственности в форме макросистемного порядка, позволяет объективировать результаты исследования.

В этой связи важно учесть необходимость многоаспектного узкоспециального аналитического рассмотрения трансформационных сдвигов, ставших базовыми компонентами, формирования современной иранской государственности.

С момента государственного кризиса 1979 г. в Иране во всех сферах государственного развития произошли определенные преобразования, которые стали следствием вторжения традиционалистских отношений в процессы структурной модернизации. Эти преобразования проявились в легитимном утверждении в Иране иерократического политического режима. Возможность появления такого, во многом, беспрецедентного в современно-историческом плане типа политического режима, явилась трансляцией системной кризисное государственного развития 1979 г.

Сущностная неоднозначность результата подобного рода трансформации, выражающаяся в содержательной спорности, а тем самым научной дискуссионности объяснения характера данного явления, в рамках отнесения ее в разряд революционных преобразований, либо к категории составного элемента глобального процесса дискретной эволюции иранской государственности в XX веке, актуализирует необходимое адекватное научное объяснение данной проблемы.

В диссертации «Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса. (На материалах Ирана)» автор, основываясь на анализе аутентичных религиозных источников, нормативно-законодательной базы, комплекса аналитических и статистических данных, исследует проблему трансформации иранской государственности в период модернизации, пытаясь выявить локальное своеобразие адаптации модернистских политико-правовых и социально-экономических моделей-трансплантантов к сложившейся традиционной исламской структуре государственного устройства, а также целостно охарактеризовать и

типологизировать следствия трансформационных сдвигов, произошедших в Иране в 1979 г.

Актуальность предлагаемой темы диссертационного исследования определяется рядом факторов.

Первое. Значимостью изменений качественных параметров политической реальности для выявления характерных черт процесса политической трансформации и его институциональных следствий.

Второе. Важностью исследования октроированной модели трансформации через анализ преобразований макросистемного порядка иранской государственности.

Третье. Необходимостью решения прикладных, практических задач в области перевода спонтанного и перманентного универсального процесса трансформации в рамки управляемости со стороны конкретного социума и политических элит. Достижение этой цели дает возможность контролировать изменения политической среды, регулировать революционность или эволюционность их характера, а также создавать адекватную формализацию институтов политической системы, являющейся титульной по отношению к прочим социально ориентированным системам.

Таким образом, изменение параметров и качества самого политического контекста современности, необходимость оптимизации методологического и теоретического аппаратов политологии и востребованность новых решений социально-политической практикой являются важным аргументом в пользу того, что вынесенная на защиту тема политологического анализа трансформации макросистемного порядка иранской государственности является актуальной.

Объектом предлагаемого диссертационного исследования является институт иранской государственности в его макросистемной организации

Предметом данного исследования является процесс трансформации макросистемной организации иранской государственности, в его инструментальном и типовом преломлении.

Хронологические рамки диссертационного исследования.

7 В целях обеспечения научной валидности и объективности выводов диссертации, а также исходя из выбранной области исследования, рассмотрение обозначенной проблематики трансформационных сдвигов дифференцировано на три узловых этапа с 1906 по 1989 гг.:

трансформация политико-правовой системы Ирана (период 1906-1948 гг.),

реформирование экономической системы 1943 -1979 гг.

- регенерация в период 1979 - 1989 гг. иерократического политического
режима.

Исходя из выбранной предметно-объектной области исследования -трансформированная модель иранской государственной системы, а также темпоральных рамок аналитического рассмотрения модернизации политико-правовой и социально-экономических систем Ирана, основной проблемой исследования является целостный научный анализ антецедентно-консеквентной составляющей внутриполитического дисбаланса иранской государственности 1979 г., т. е. специфика трансформации макросистемного порядка иранской государственности в XX в.

Историографическая традиция исследования проблемы. Историографическая традиция изучения исследуемой проблематики структурно дифференцируется на два базисных уровня:

  1. общетеоретический, и

  2. специально-теоретический, фиксирующий аналитическую локализацию, региональность предметно-объектной базы исследований.

Общетеоретический уровень включает в себя политологическую литературу, а также литературу из пограничных научных дисциплин, квалифицируемую как классические и универсализированные установочные исследования, посвященные изучению проблем трансформации и модернизации в целом.

Главный вопрос, который стоит перед всеми трансформирующимися обществами - насколько перспективно само движение к изменениям и насколько

8 релевантны происходящие изменения сложившейся и функционирующей политической данности.

Вслед за системными теориями (например, структурно-функциональный подход; Т. Парсонса1), явившимися первыми транзитологическими представлениями о политической системе в период трансформации как совокупности элементов и отношений, позволяющих решать актуальные политические задачи, стали создаваться так называемые модернизационные теории. В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали основные положения структурно-функционального анализа.

Особый вклад в разработку теории модернизации, появившейся в 50-60-х гг. XX века, внесли работы таких авторов, как Д. Аптера «Политика модернизации» (1965 г.), Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с позиций "концепции развития"» (1966 г.), С. Аналитическое исследование» (1966 г.), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: протест и изменение» (1966 г.), Революция и преобразование обществ.

В целом в литературе, посвященной теориям модернизации, можно выделить два базовых направления: «консервативное» и «либеральное».

Сторонники «консервативного» направления (С. Хантингтон, X. Линц) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты политического властвования, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.

В свою очередь, представители, так называемого, «либерального направления» (Р. Даль, Г. Алмонд) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем

1 См.: Parsons Т. The Social System. N.Y., 1951.

9 интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество. Главным критерием политической модернизации они считали степень вовлеченности населения в систему политического представительства: характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени вовлеченности рядовых граждан в политический процесс. Условием успешной модернизации, по их мнению, являлось обеспечение стабильности и порядка с помощью прямого диалога между элитой и населением страны и мобилизации масс.

Дальнейшая эволюция теорий модернизации выражалась во все большем распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. Большинство авторов, не отрицая важности таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, что, в целом характеризуется понятием «вестернизация», отмечают вторичность этих факторов и зависимость от господствующих в том или ином обществе социальных отношений и социокультурных особенностей.

Во второй половине 80-х гг. XX века получает свое развитие концепция «модернизация в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания неорганичных, а именно чуждых западных образцов (С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт). Хотя в рамках этой теоретической модели не отрицается универсальность общественно-политического развития, вместе с тем, данный принцип сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса. Модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

В рамках этой концепции получают свое развитие термины «контрмодернизация» и «антимодернизация» (А. Турен) . Так, контрмодернизация обозначает альтернативный вариант модернизации по не

2См.:Тоигаіпе A. Critique de la modernite. P., 1992

10 западному образцу, а антимодернизация обозначает активное противодействие этому процессу. По мнению А. Турена, эти два варианта и составляли главную тенденцию общественно-политического развития в XX веке, основанную на утрате веры в принцип универсальности. Приобретает новое звучание вопрос о соотношении политической и социально-экономической модернизации, ответ на который становится в целом еще более неоднозначным, чем в предыдущие десятилетия.

Исходя из вышеприведенного анализа выделяющихся в теории
модернизации исследовательских направлений, необходимо отметить, что оба
этих подхода объединяет взгляд на модернизацию не как на спонтанный
саморазвивающийся процесс, а как на процесс, инициаторами и проводниками
которого выступают, в первую очередь, политические элиты, проводящие
соответствующую политику трансформации. Сложность и неоднозначность
содержания процесса трансформации, а также относительная точность ее
возможных институциональных следствий требует обязательной легитимации тех
или иных векторов развития данного процесса со стороны большинства
социальных акторов - объектов системы властно-подчинительных отношений. В
этой связи элита или различные группы элит, рассматривая трансформацию в
качестве константы, предлагают альтернативные варианты развития

макросистемного порядка государственности, проводя манипулятивную социализацию различных индивидов или антропных множеств посредством внедрения требуемых идеологических моделей. Согласно позиции Л. Альтюссера подобный процесс социализации именуется гегемонией . В соответствие с этим гегемония реализуется как с помощью государственных идеологических инструментов - институтов, что, в свою очередь обеспечивает требуемую легитимность политических курсов правящей элиты, так и через формы проявления культуры, например, посредством, религиозных доктрин и литературы с явной или имплицитной пропагандистской составляющей. С другой стороны, политическая идеология не является комплексом автономных «идей

См.: Althusser L. Ideology and ideological state apparatus.-London, 1971

правящих классов»4, а, напротив, имеет социальную ориентированную направленность. Легитимность той или иной группы элит может быть достигнута только в том случае, если выработанная идеология отвечает экспектакциям социальных акторов. В виду этого политическая идеология распадается на два базовых уровня:

1) теоретико-концептуальный - уровень формирования основных
положений политической теории, обоснования группами интеллектуалов
определенных ценностей и идеалов, составляющих основу предлагаемого
политического и социально-экономического устройства,

2) программно-директивный уровень, в рамках которого абстрактные
социально-философские идеалы переводятся в конкретные политические
программы, отвечающие социальным ожиданиям адептов определенной элиты.

Тем самым, паритетность субъектно-объектного взаимодействия в системе
властно-подчинительных отношений, определяет абстрактно-предметную
специфику политической идеологии, что дает возможность формирования
ситуативно-стратегических моделей политических курсов, которые в результате
социально-институциональной селекции становятся ключевыми

элементами/элементом процесса трансформации, например в виде одновременного оправдания необходимости и непосредственного осуществления политики модернизации или контрмодернизации.

В рассматриваемом случае трансформации иранской государственности вышеперечисленным положениям соответствует дискурсивное конституирование идеологии двумя уровнями элит:

  1. религиозной элитой и

  2. светской элитой, персонифицированной в лице шаха Мохаммада Резы Пехлеви.

Таким образом, идеология представляет собой обязательный атрибут процесса трансформации и инструмент, позволяющий различным политическим

4 См.: Dijk Т. A. van Discourse, ideology and context//Folia linguistica.-Barcelona, 2000, P. 10

12 силам устанавливать конкретную форму структурной и процедурной реализации процесса трансформации, то есть обеспечить управляемость данного процесса.

В контексте общеимперативных, установочных концепций трансформации и модернизации, а также методов их идеологического оправдания актуализируется детальное научное рассмотрение случая трансформации иранской государственности в период 1906 - 1979 гг. в рамках дуализма традиции и модернизации

В структурно-содержательном плане, историографическая традиция изучения исследуемой темы формировалась синхронно с раскручиванием процесса трансформации политико-правовой и социально-экономической систем Ирана. Однако требуемый анализ показателей или консеквентов трансформации и выявление характера и содержательной стороны отрицательных шоков, имевших место в результате генезиса всех антропоцентрических систем, ведет свое начало с 1979 г., то есть с момента свержения в Иране монархии как формы государственного правления и утверждения у власти клерикального шиитского духовенства, что происходило на фоне многоаспектного внутриполитического дисбаланса. Несмотря на то, что с момента исследуемых событий прошло немногим более двадцати лет, историографическая традиция комплексного изучения данной проблематики еще не успела сложиться. Подобная ситуация напрямую связана как с относительно коротким промежутком времени с начала ведения исследований в этой области, так и с внутренней спецификой и неоднозначностью рассматриваемого явления.

Анализ исследовательской политологической литературы убеждает автора в целесообразности рассмотрения изучаемого вопроса с учетом зарубежной и отечественной историографии. В этой связи, перед исследователем стоят три задачи, во-первых, указать центральную общеметодологическую разницу в изучении и понимании исламской религиозной доктрины, а, тем самым, структурно тождественных ей политико-правовых и социально-экономических систем стран Ближнего и Среднего Востока, представителями «западной» и «восточной» исследовательских школ, во-вторых, проанализировать уже

имеющийся опыт зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме и, в-третьих, показать, как аспекты этой проблемы решались и оценивались отечественными специалистами.

Вопрос о квалификационно необходимой объективации результатов проведенного исследования поставил перед автором задачу минимизации использования в работе массива косвенных данных, посредством аналитического рассмотрения работ выполненных представителями внутренних (региональных) и внешних научных и исследовательских корпораций.

Специфика изучения различного рода научных проблем в границах исламского религиозного ареала, заключается в различном понимании исследователями-западноцентристами и собственно мусульманскими мыслителями и богословами характера рассматриваемых однотипных проблем. Глубинные корни разницы интеллектуальных диспозиций, в контексте, рассмотрения ислама и сопряженных с ним различного рода системных иерархий в социокультурных и политико-экономических областях, заключаются в различности инструментариев, применяемых для достижения понимания онтологической составляющей явлений. Современной европейской интеллектуальной мысли присуще позитивное мышление, то есть научно-аналитическое рассмотрение реальной действительности посредством изучения законов явлений с целью достижения рационального предвидения или прогнозирования перспектив развития. В целом, западная и/или европейская цивилизация прошла две стадии интеллектуального реформирования: 1) переход от теологической к абстрактно-философской системе знания, 2) переход от абстрактно-философской к научной либо позитивной модели познания. С другой стороны, интеллектуальное знание в рамках исламского ареала не претерпело серьезной трансформации в сторону научной рефлексии окружающей реальности в силу объективных причин, главной из которых является тотальность влияния исламской религии на все сферы общественной деятельности. «Именно принцип абсолютной супрематии Бога и Его Откровений в Коране обуславливает специфику исламской религии не только как абсолютного руководителя и

14 наставника жизни, но и как священного посредника между государством, социальными и культурными институтами и общинами»5. В связи с этим, в исламской религиозной традиции не существует научного уровня интеллектуализации отношений с Богом, подобная практика характерна только на уровне философского знания (труды аль-Фараби, Абуль Хасана Маварди, Ибн Хальдуна). Кроме того, исключение позитивистского объяснения природы явлений формирует характерное диалектическое представление о прогрессе как о необходимости возвращения к истокам, в отличие западного, научного понимания прогресса как успешного авансирования современных затрат в будущем. Таким образом, константная опора на Коран и Сунну, а также на политический опыт раннемусульманской общины является ключевым императивом исламского религиозного мышления.

Видимая разница интеллектуально-мировоззренческих установок присущих западному и мусульманскому обществам в настоящее время привела к появлению объективной критики мусульманскими исследователями богословами и философами, западной научной ориенталистской традиции изучения ислама. Подобная критика складывается из следующих доводов, в частности: «причина неудачи ориенталистики в постижении сущности ислама заключается в недоверии востоковедов к мусульманскому рассмотрению религии, то есть подобно тому, как ее понимают сами мусульмане; востоковеды предпочитают не учитывать исламское видение посредством пренебрежительного отношения к исламским источникам, олицетворяющим исламскую религию, они опираются на ориенталистские труды или на несколько второстепенных исламских источников, или на известные взгляды незаконных исламских групп не доверяющих Сунне Пророка и обществу - Умме».6 Кроме того, в работах ученых-востоковедов «господствуют ориенталистские позиции вместо исламских установлений, то есть в них превалирует ориенталистское, а не исламское понимание. Другими словами,

5 См.: Ворожейкина Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия//МЭ и МО,

№8, 1997, С. 113

6 См.: 4f. yy.^^y . r^uJl jjjiujall jjlj jS j*;,(_ijiJl (^ j» 5LnVl <»$iУ ll (>*».Яііі д«а~«

15 «язык ориентализма играет доминирующую роль. Он соединяет противоположные вещи вместе, как натуральные, представляет человеческий тип в научных выражениях и методологиях и описывает реальность, которую он сам создает» , более конкретно это проявляется в том, что в работах ориенталистов присутствует дифференцирование ислама на концептуальный, исторический, и региональный уровни... Существует египетский, индийский пакистанский, саудовский, иранский ислам и так далее... В другом случае эти дифференциации всецело устремлены к доказательству разнородности ислама и отсутствию его комплексности..., в конечном итоге все это означает, что не существует единого ислама в контексте его единой сущности...»8

Тем самым, имеющий место интеллектуальный конфликт в изучении ислама с позиций западно-центристской и европоцентристской методологии анализа, позволяет говорить о недостаточной диалогизации исследовательских концептов, представленных в работах авторов западного научного сообщества и непосредственно арабских и иранских исследователей.

Учитывая существующую методологическую и содержательную разницу в интерпретациях определенных явлений, в рамках данного диссертационного проекта система аналитического рассмотрения изучаемой проблематики выстроена на основе обязательного принципа междисциплинарного и методологического кроссинговера, то есть по принципу дополнительности, обеспечивающего требуемую объективность и адекватность системы выводов исследования.

В целом, существующую литературу по проблемам, связанным с иранским государственным кризисом 1979 г., относящуюся к специально-теоретическому уровню, можно разделить на несколько блоков.

Первый блок представлен аналитическими работами светских и религиозных иранских интеллектуалов, которые непосредственно повлияли на формирование и развитие политического дискурса в период 1950-1970-х гг..

7См.: Said Е. Orientalism.-London., 1995, р. 321

Оперирование данными, полученными в ходе рассмотрения аутентичных социально-философских и политико-философских идей, позволяет выявить как методологические приемы, (например, метод дуальной и метод тернарной диалектики прим. И. Д.) использованные для исследования различных социально-политических феноменов, так и наличие или отсутствие интеллектуально обоснованных доктрин кризисного трансформационного развития иранской государственности, теоретическая часть которых могла быть институционально формализована в результате революционной смены или эволюционной модификации институциональной базы политической системы Ирана. Указанный блок включает в себя работы А. Шариати, А. Банисадра, Р. Хомейни, М. Мотаххари и др.9

Второй блок включает в себя работы, посвященные общей характеристике
событий 1979 г. с позиций исторической данности, которые, в основном,
отличаются своеобразной фактологической описательностью и

минимизированным аналитическим содержанием. В основном этот блок представлен работами С.Л. Агаева. Среди других авторов следует упомянуть СМ. Алиева и Р.А., Ульяновского.10 Авторы приходят к выводу о том, что иранские события 1979 года представляют собой революцию, которая стала возможной благодаря антимонархическому движению, с явно выраженной антизападной, просоциалистической направленностью.

Указанные исследователи практически не раскрывают сущность процессов, происходивших в Иране в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Тем не менее, на основании простого перечисления произошедших изменений они все же устанавливают их революционный характер. Впервые в советской научной литературе понятие «иранская революция», применительно к событиям 11 февраля 1979 года, было впервые упомянуто в статье СМ. Алиева «Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране». В целом,

9См.: Shariati Л. Marxism and Other Western Fallacies: an Islamic Critique.-Berkeley.: Mizan Press, 1980, P.122; Mutahhari M. Social and Historical Change an Islamic Perspective-Berkeley.: Mizan Press, 1986, P. 164; Хомейни P. Хокумате-е джомхури-йе эслами.-Б.м., б. г.

,0См.: Алиев СМ. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране // Народы Азии и Африки, 1979, №3; Агаев С.Л. Иран: Рождение Республики.-М.: Политиздат, 1984, с.325; Ульяновский Р.А. Иранская революция и ее особенности / Коммунист, 1982, №10

17 по мнению авторов, включенных в данный блок, в течение XX в. в результате осуществления процесса целенаправленного реформирования, в Иране произошел формационный сдвиг, а именно завершился период перехода от феодализма к капитализму. В свою очередь, именно изменение производственных базисных отношений стало основой развития политической революции.

Литература, объединенная в третий блок, изучает социально-экономические предпосылки, повлиявшие на ситуацию дискретного обновления политической данности в 1979 г.. В основном этот блок представлен работами А.З Арабаджяна, Л.Е. Склярова, а также известных зарубежных исследователей М. Парса, Ф. Холлидея, Т. Гранта.11

В целом, в своих выводах авторы, исследования которых объединены в данный блок, склоняются к мнению о том, что, в большинстве своем, причинами иранской революции является непосредственная трансляция противоречивых итогов реформ аграрного и промышленного секторов экономики Ирана, осуществлявшихся по инициатива шаха Мохаммеда Резы Пехлеви в рамках, так называемой «Белой революции» в период 50-х - 70-х гг.

Четвертая группа объединяет исследования, рассматривающие социально-психологические и культурологические предпосылки и причины экстраполяции многочисленных архаичных элементов в модернизированные ансамбли политических и социально-экономических отношений иранской государственности. Ведущими авторами в данной проблемной области являются

1

Е.А. Дорошенко, В.Б. Кляшторина, М. Баят и Н. Р. Кедди.

В своих исследовательских концепциях авторы анализируют определенные культурно-мировоззренческие константы и транслируемые от них социально-

"См.: Арабаджян А.З. Четыре года исламской республики Иран.- М., 1984; Скляров Л.Е. "Иран 60-80-х гг.: традиционализм против современности (Революция и онтрреволюция).-М.: "Наука", 1993, С.253; Parsa М. Social Origins of the Iranian Evolution.-New York, 1989; Holliday F. Iran: Dictatorship and Development.- London, 1979; II Grant T. The Iranian Revolution.

12 См.: Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905-1911 и 1978-1979 гг.-М.: ИВ РАН, 1998, с.238; Кляшторина В.Б. Иран 60-80-х гг.: от культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей.- М.: Наука, 1990, с.207; Bayat М. Shi'a Islam as a functioning ideology in Iran: The Cult of the Hidden Imam II Iran Since the Revolution: Internal Dynamics, Regional Conflict, and the Superpowers.- New York.: Columbia University Press, 1985, p. 21-29; Keddie N.R. Islamic Revivalism Past and Present, with Emphasis on Iran II Iran Since the Revolution: Internal Dynamics, Regional Conflict, and the Superpowers.- New York.: Columbia University Press, 1985, p. 3-19

18 политические практики. Отечественные исследователи раскрывают механизм религиозно-политического воздействия на верующих. В целом, это позволяет объяснить политический успех иранского духовенства, выразившейся в легитимации де-юре их властных притязаний.

Рассмотрение специфики трансформационных процессов, наблюдавшихся в Иране, с позиций религиозного символизма, наиболее полно было исследовано, главным образом в период 1980-х гг., западными востоковедами. (М. Баят, Н. Р. Кедди и др.) В их работах особое внимание уделено проблеме «исламского ревивализма» - возрождения, сыгравшего одну из ключевых ролей в практической реализации протестных настроений общественных масс, выступавших против глобальной вестернизации иранского государства.

Таким образом, по мнению российских и зарубежных авторов, именно автохтонная религиозная традиция, присущая шиитской доктрине ислама, а точнее Джафаритскому мазхабу (учению) , в контексте ислама шиитского толка, была, также как и различные политико-экономические факторы, напрямую связана с утверждением в современном Иране исламократии.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель работы заключается в исследовании и анализе ключевых составляющих государственного кризиса 1979 г. в Иране, приведших к внутриполитическому дисбалансу.

Реализация цели диссертационного исследования потребовала решения следующих задач.

1) Определить характер иранских событий 1979 г. с точки зрения объективного анализа дихотомии эволюционных и революционных компонентов.

*1) Джафариты - последователи богословско-правовой школы, названной по имени шестого имама шиитов-имамитов Джафара ас-Садика. Джафариты являются представителями «рационалистического» направления мусульманского богословия. Источниками религиозного знания джафариты считают Коран, Сунну, иджму и акл (разум). Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов (ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского) является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада». Джафариты признают лишь те ахбары (хадисы у суннитов) Сунны, которые восходят к первым сподвижникам Мухаммада. Кроме того, джафариты практикуют принцип «благоразумного сокрытия веры» (ат-такийа) в ситуациях, когда существует угроза жизни мусульманина. 2) Мазхабы - в VIII - IX вв. в результате споров между сторонниками различных подходов к мусульманской системе права в рамках суннизма сложилось несколько школ или толков, называемых мазхабами («путь», «доктрина». После завершения канонизации суннитского фикха мазхабами стали называть четыре основные богословско-правовые школы: ханафитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов. Позже к ним добавился пятый «канонический» мазхаб - шиитская правовая школа джафаритов.

  1. Провести комплексный анализ топологии и критериев революции,

  2. Изучить эволюционные процессы, следствием которых стала системная трансформация иранской государственности.

  3. Проанализировать место и роль политических элит в процессе политической трансформации.

  4. Исследовать политический дискурс, сформированный иранскими интеллектуалами в период 1950-1970-х гг.

  5. Выявить специфику нормативно-правовой организации и деятельности институтов современной политической системы Ирана, как осевого центра принятия решений.

Исследовательская гипотеза диссертации. Гипотеза, лежащая в основе диссертационного исследования работы, заключается в том, что трансформационные процессы, происходившие в рамках макросистемного порядка иранской государственности в период 1906 -1989 гг. инициировали эволюционные изменения политико-правовой и социально-экономической систем, ввиду принятой последовательной октроированной модели реформирования. Политические акции данного типа минимизировали возможность реактивных революционных изменений, в случае достижения сложной, неравновесной системной организацией положительного либо отрицательного пика в контексте константного дискретного развития систем.

Процессуально, необходимая регулируемость и управляемость основных параметров макросистемной структуры иранской государственности достигалась за счет действия трехуровневой иерархиезированной модели управления. Тернарная структура властвования являлась предельным аттрактором исследуемого комплекса антропоцентрических систем, легитимированным в рамках шиитской доктрины ислама и формализованным на уровне современного позитивного права, посредством принятия Конституции Ирана в 1906- 1907 гг., а также конституцией прямого действия вступившей в силу в 1989 г.

20 Вопросы, выносимые на защиту. Для решения данных задач, представляется необходимым и целесообразным поставить следующие вопросы:

  1. К какому типу преобразований можно отнести трансформацию иранской государственности в анализируемый исторический период?

  2. Каково значение религиозной шиитской сакрализации власти в модели функционирования системы властно-подчинительных отношений?

  3. Что обусловило переход политической системы Ирана в 1979 г. к кризисной стадии развития и последующую регенерацию иерократического политического режима?

Источниковедческие основания диссертационного исследования. Цель и задачи диссертации определили выбор источников и приемов их научной критики.

Первую группу источников составили правовые акты. Среди них следует выделить как титульные, так и ситуативно актуализированные законодательные акты, которые определяли и фиксировали процесс становления, развития и эволюции макросистемнои организации иранской государственности в период модернизации. В данную группу источников вошли такие основополагающие акты как конституция Персии (1906 г.) и Дополнение к конституции (1907 г.), конституция Исламской республики Иран 1979 года, а также модифицированная конституция ИРИ (1989 г.) и иные важнейшие государственно-правовые акты.

Вторую группу источников составили аутентичные религиозные материалы, использование которых в работе обуславливается спецификой локализации предмета проводимого исследования и позволяют заметно объективировать полученные выводы. К этой группе источников относятся Коран и Сунна -авторитетные источники шариата, фетвы, изданные старшими муджтахидами, а также религиозно-политические работы аятоллы Хомейни, ключевые положения, которых, в частности, принцип правления факиха (велаят-е факих) и правления в исламской республики, явились основанием ряда титульных правовых актов ИРИ. К третьей группе источников относятся политические выступления иранских интеллектуалов и политических лидеров. Особое место среди них

21 занимают работы и речи монархов династии Пехлеви, а также их оппонентов из среды иранского духовенства, например, аятолл М. Мотаххари, Р. Хомейни, М. Талегани и др., по вопросам формирования нового курса власти в ходе осуществляемого процесса комплексной трансформации всех социально ориентированных систем.

При подготовке диссертационного исследования также использовались и материалы иранской и египетской периодической печати («Эттелаат», «Кейхан», Мухтарат ирания др.).

Важность использования указанных источников информации заключается в том, что эти издания содержат необходимые аналитические и статистические данные, отражающие реакцию общества и власти на характер и результаты трансформационных процессов, а также нормативную базу, посредством которой подобные процессы получали требуемую легализацию.

И, наконец, в процессе подготовки диссертационного исследования использовалась мемуарная литература. Изучение мемуаров главных действующих лиц непосредственно повлиявших на процесс модернизации на различных его этапах, несмотря на субъективизм, присущий данному виду источников, позволяет выявить характеристики, которые дают авторы имевшим место различным преобразованиям политической и социально-экономической систем, а также их отношение к предлагавшимся альтернативам данных преобразований. (Hoveyda F. The Fall of the Shah.- London, 1980, Farmanfarmaian M., Farmanfarmaian R. Blood and Oil: Inside the Shah's Iran.- N.-Y.: The modern library, 1999 и др.)

Теоретические и методологические основания диссертационного исследования.

Надо отметить, что в настоящее время в российском востоковедении, как в прочем и большинстве гуманитарных наук наблюдается определенный дефицит фундаментальных научных работ. При этом под словом «фундаментальных» понимается не специфика темы исследования или количество и характер вопросов, рассматриваемых тем или иным автором, а максимальная

22
объективность выводов, полученных в результате научного поиска. Сложность
получения объективных выводов в первую очередь связана с проблемой выбора
ключевого метода при рассмотрении той или иной проблематики в рамках
гуманитаристики. Во многих случаях исследователи прибегают к использованию
дедуктивного метода анализа с его субъективно неопровержимыми доводами. По
существу исследователь, субъективно предлагая посылки силлогизма, не имеет
возможности выйти за пределы таких посылок-абсолютов. Логическая цепочка
строится на основе некорректной селекции данных и урезанного

информационного массива, определяющего посылки и вывод силлогизма. В результате этого выводы исследования лишь подтверждают субъективную выборку автора, замыкая логический круг силлогизма.

Другими словами силлогизм является аксиомой. Отсюда следует, что любой силлогизм, взятый в научный оборот в качестве инструмента доказательства какого-либо факта или явления, не согласуется с базовыми составляющими науки - доказательством и опровержением. Аксиоматичность силлогизма просто не предполагает необходимости доказательства ни частей силлогизма, ни всей смоделированной аксиомы.

Неадекватность выводов силлогизма-маяка демонстрирует завершенность логической конструкции, но одновременно показывает алогичность содержательной стороны аксиомы, которая изначально устойчива и не может подвергаться научному сомнению, ибо аксиома является положением. Согласно этому, вывод, предлагаемый автором, может рассматриваться как некий субъективный инсайт - интуитивное понимание, нежели объективное научное доказательство.

В этой связи дедуктивный метод анализа серьезно ограничивает как объем исследовательского пространства, так и содержание понятий, которыми оперирует автор. С другой стороны явления, служащие объектом анализа гуманитарных наук, в частности, политологии, содержат в себе многочисленные моменты неопределенности и неоднозначности и необратимости, что усложняет объективацию результатов исследований и создает необходимость применения

23 индуктивного метода анализа. Данный метод позволяет доказывать выдвинутую теоретическую гипотезу посредством множества теорем, которые в свою очередь также требуют доказательства. В связи с этим гипотеза подлежит научному сомнению, что делает обязательным систематическое накопление данных их сравнительный анализ и выявление причин их совпадений или различий.

Следует отметить, что указанная методологическая проблема имеет место в ориенталистских/востоковедческих исследованиях в области политической регионалистики стран Ближнего и Среднего Востока. Так, при рассмотрении изменений, имевших место в Иране в 1979 г., исследователи, как правило, используют метод дедукции, и утвердительно характеризуют данные события в качестве революции. Аксиоматичность такой характеристики ограничивает рамки научного поиска выявлением типа или вида революции. В свою очередь без внимания остается базовый вопрос: являются ли данные изменения иранской государственности революцией, либо эти сдвиги относятся к другой категории явлений? Тем самым, параметр революции, возведенный в абсолют, не подвергается научному сомнению. С другой стороны, это позволяет избежать метод научной индукции. В этом случае революция может сопоставляться с прочими моделями изменений, которые принадлежат к абсолютному процессу трансформации.

Почти любая теоретическая модель изучения процесса трансформации вообще, а случая государств Ближнего и Среднего Востока, в частности, требует не только общенаучного анализа на уровне изучаемого объекта какой-либо системы, но также и специального анализа его акторов, институтов, структур, органов и иных системных единиц, дифференцированных по разновидности их деятельности и ресурсам. Для объективного понимания причин и результатов имевшей место в Иране масштабной эволюции, необходимым элементом анализа должно быть наличие знаний как о культурно-религиозных особенностях рассматриваемого государства и общества, так и о влиянии на них специфических факторов внешнего характера.

Многофакторность процессов системной трансформации, выявившая разнообразие подходов и сфер их интересов, вместе с тем отражает как национально-региональную специфику того или иного региона или государства, так и своеобразие методик и выбора адекватных инструментов анализа.

При работе над данным исследованием мы столкнулись с определенными методологическими трудностями. Основная сложность заключалась в отсутствии должным образом адаптированной и апробированной в рамках политологии и научного востоковедения в целом специальной методологии адекватно структурно объективирующей проблемы рассмотрения генезиса процесса дискретной эволюционной трансформации государственности при переходе от традиционного типа государственного устройства с сильной исламской религиозной компонентой, к современному типу государства. При условии отсутствия базовой методологии в работе использовались различные методологии локальных исследований, отличавшихся узко направленной фрагментарностью анализа. В этой связи, в целях достижения научной объективности при рассмотрении многомерной проблемы трансформации иранской государственности в широких темпоральных границах, при создании аналитического содержания работы, использовались несколько научных подходов:

  1. институциональный,

  2. культурно-исторический.

Согласно институциональному подходу политическая система представляется как совокупность организационных структур и ролей, которые составляют и соответствующим образом играют те или иные политические институты. В соответствии с этим, для того, чтобы понять как функционирует политическая система, необходимо понять как работают и взаимодействуют ее основные составляющие. Особое место в рамках институционального подхода занимает его методологическая составляющая - социологический институционализм, в соответствии рассматривающий законы социально-политической системы с точки зрения реализации политических практик,

25 обусловленных константной культурной составляющей, что предполагает минимизацию возможного критического дискретного развития систем и преобладание элементов их эластичной эволюции.

Культурно-исторический подход в сочетании с методиками теории традиций позволил поставить исследование на реальную почву верификации и актуализации политической культуры и политических режимов.

Подобная множественность подходов определила и вариационность применения методов анализа, в частности, использовались субстанциональный, сравнительный, и доминантно определенный системный метод анализа.

Избежание дефицитности методологических обоснований было достигнуто посредством научного кроссиноговера, например, для рассмотрения эволюционного развития государственной системы Ирана из экономической науки была заимствована теоретическая модель цикличного развития систем, предложенная Н.Д. Кондратьевым. Данное заимствование позволило определить три равновесных состояния достигавшихся подсистемами иранской государственной системы на пике их дискретной трансформации:

  1. межэлитное властно-управленческое равновесие как микро уровневый баланс,

  2. социально-экономическое равновесие,

3) культурно-мировоззренческое равновесие мега уровня осевое равновесие
государственной системы. Кроме того, для дополнительной объективации
системы выводов полученных в результате аналитического рассмотрения
указанной научной проблемы исследователь в ряде случаев использовал
марксистский подход в сфере определения параметров присущих осуществлению
социальных революций, а также методологическую базу теории неравновесных
систем, в частности, в целях доказательства диссипативного характера
макросистемного порядка иранской государственности.

Принцип кроссинговера ряда научных подходов определил необходимость разработки специфической методологии исследования и расширение понятийно-

категориального аппарата, в частности, за счет заимствования определенной терминологии из естественно-научных дисциплин.

Таким образом, использование в исследовании синтеза научных теорий и принципа дополнительности методологий способствовало обеспечению многосторонности созданной интеллектуальной исследовательской модели и разработке проблемы на междисциплинарном стыке.

Новизна и научная значимость. Впервые в отечественной политической науке в диссертации проводится всестороннее исследование феномена кризогенности политической системы Ирана в 1979 году как закономерного результата дискретной эволюционной трансформации макросистемного порядка иранской государственности.

Это позволяет установить ряд положений, имеющих элемент научной новизны.

Первое. В диссертации впервые определяются механизм и процессуальная последовательность трансформационных сдвигов, актуализировавшихся и формализовывавшихся на институциональном уровне в ходе поэтапной и комплексной модернизации политической и других типов социально ориентированных систем в период 1906 - 1989 гг.

Второе. Впервые проводится комплексный анализ сформированного светскими иранскими интеллектуалами, а также консервативным и реакционным духовенством политического дискурса в период осуществления в Иране экономических и социально-культурных преобразований в 1960 - 1970-е гг., что создает возможность выявление его проблематики и различных мировоззренческих импульсов и констант.

Рассмотрение генеральных интеллектуальных концептов позволяет доказать отсутствие каких-либо рабочих программ или теоретико-прикладных доктрин моделирующих социальную и политическую революцию, а значит представляющих генезис макросистемного порядка иранской государственности, в том числе и политической системы Ирана, как вариант антимодернизации или активного противодействия процессу модернизации. Более того, политическая

27 доктрина аятоллы Хомейни, которая, по мнению диссертанта, может считаться единственным законченным интеллектуальным проектом с точки зрения теоретико-прикладной состоятельности, структурно основывается на требовании всецелой функциональной актуализации де-юре установленного в 1906 - 1907 гг. иерократического политического режима.

Третье. Автор впервые отмечает, что учреждение в Иране системы исламско-республиканского правления в посткризисный период с 1979 по 1989 гг., посредством реализации постулатов заметно рационализированной социально-политической теории Р. Хомейни, обусловило модификацию шиитской доктрины власти. Доказательством, по нашему мнению, является узаконенное создание в период 1979 - 1989 гг., института политического лидера на уровне институтов исламского правления. Сделанный вывод позволяет нам утверждать, что, такое точечное реформирование не всей системы властной иерархии, а ее ведущего уровня, позволило рестабилизировать ранее рамочно установленный иерократический политический режим

Четвертое. Впервые устанавливается, что посткризисная преемственность практик социально-экономического развития, например, синтез политики как прямого правительственного вмешательства в экономику, так и государственного либерализма в этой сфере общественных отношений, а также преемственность в характере и механизме генезиса и функционирования политической системы, свидетельствуют об имевшем место в Иране в 1979 году скачке трансформации, ответом на который стала нейтральная альтермодернизация политической системы. Этот вариант дискретной трансформации не предполагает блокирования самих модернизационных процессов, к числу которых, относилась и трансформация политико-правовой системы Ирана (период 1906 - 1948 гг.), и трансформация социально-экономической системы Ирана (период 1943 - 1963 гг.), а предлагает альтернативу существующей программе реорганизации системы и гарантирует эволюционный тип ее развития.

Практическая значимость диссертации определяется возможностями использования выявленной модели трансформации макросистемного порядка

28 иранской государственности для последующего компаративного изучения феномена социальной и политической революции как в странах региона Ближнего и Среднего Востока, так и в странах с иной политической и социо-культурной традицией и иной географической локализацией. Материалы диссертации также могут быть использованы в подготовке курса лекций, спецкурсов и семинаров по дисциплинам «Политология», «Политическая регионалистика», «Политическая философия» и «Политическая историография».

Апробация выводов, выносимых на защиту. Содержание

диссертационного исследования обсуждалось на заседаниях кафедры культуры мира и демократии в 2005 и 2006 гг. Основные положения диссертации апробированы на научных конференциях и семинарах в Москве в 2003 - 2006 гг., а также в Майкопе в 2005 году.

Структура диссертационного исследования. Диссертация построена в соответствии с целью и задачами и отражает логику исследования. Состоит из введения, трех глав и заключения, в котором подведены итоги проведенного исследования, а также приложения, включающего в себя список источников и литературы по теме диссертационного исследования.

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, формулируется содержание научной проблемы, сформулированы цели и задачи работы, определены подходы и методы исследования, указаны хронологические рамки исследования, представлен историографический обзор, отражающий процесс эволюции в подходах к изучению вопросов трансформации и функционирования политической системы. Кроме того, дана характеристика источниковой базы исследования и отражена структура работы.

Первая глава «Содержание политической традиции Ирана и потенциал ее модернизации» посвящена детализированному рассмотрению особенностей становления и генезиса шиитской модели властвования, анализу императивов, составляющих содержательную сторону данной системы управления, а также исследованию ряда факторов и закономерностей, которые в своей совокупности привели к событиям 1906 - 1907 гг., позволившим легализовать в Иране

29 конституционно-монархическую систему правления и одновременно формализовать на декларативном уровне иерократический политический режим.

Вторая глава «Модернизационные практики 1940 - 1970-х гг. как фактор
эскалации политической кризогенности» посвящена рассмотрению характерных
черт второго этапа трансформации, на котором серьезному реформированию
октроированного типа подверглась социально-экономическая система Ирана. В
этой связи исследованы механизмы и параметры структурно-

институционального развития в аспекте эволюции указанного блока антропоцентрических систем макросистемной организации иранской государственности от развитого аграрного типа в сторону индустриального типа. Кроме того, в данной главе проводится анализ влияния октроированного характера реформирования экономической и социально-культурной систем в 1960-е - 1970-е гг., на актуализацию общесистемной кризогенности, ставшей субстанциональной основой кризиса легитимности институтов светского правления в рамках действующей многомерной трехуровневой модели властвования, формализованной по итогам конституционализирования политико-правовой системы Ирана в 1906 - 1907 гг.

Третья глава «Идеологические предпосылки и институциональные следствия процесса контрмодернизации иранской государственности последней четверти XX в.» посвящена рассмотрению дополнительных причин политического кризиса 1979 г., связанных не только с отрицательными шоками модернизации, имевшими сугубо экономический характер, но и с нарушением правил межэлитной коммуникации, а также иррелевантными следствиями процесса вестернизации или вестоксификации, влиявшими на развитие иранской государственности. В этой связи, детально проанализирован политический дискурс, сформированный иранской светской и религиозной элитами в период 1950-х - 1970-х гг., ряд центральных теоретических положений которого был формализован и подвергся легальной институциализации в рамках процесса контрмодернизации 1979 -1989 гг.

В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования.

Автор выражает слова благодарности кандидату исторических наук, главному редактору «Russian Petroleum Investor» Крутихину M. И. в организации и проведении научных консультаций, по результатам которых были высказаны ценные замечания и пожелания.

Значимый вклад в основу данного исследования внесла работа в фондах Александрийской библиотеки, осуществленная в ходе научно-языковой стажировки в Каирском Университете (Египет, Каир) в 2002 - 2003 гг.

Содержание политической традиции Ирана и потенциал ее модернизации

В начале XX века Иран представлял собой монархическое, полуфеодальное государство с четко выраженной социальной дифференциацией, при которой значительная часть населения, принадлежала к страте зависимых крестьян и в области социо-культурного развития характеризовалось заметной ценностной консервативностью.

Такое положение вещей было характерно для большей части мусульманского ареала Ближнего и Среднего Востока. Это в последствии, в связи с проникновением западноевропейской цивилизации в этот регион, вызвало конфликтное восприятие местными субкультурами, основанными на религиозных традициях ислама, новых мировоззренческих установок, а также обусловило минимальную конвергентность между аутентичными региональными и внешними западноцентристскими моделями и механизмами государственного управления. Ценностно-мировоззренческое столкновение легло в основу идей исламского ревивализма и общей культурной индигенизации, которые, как частный случай, нашли свое дальнейшее развитие в эволюционном реформировании иранской государственности.

В основе идеи исламского возрождения заключалось ни что иное, как постоянное противостояние между двумя, по сути, разнородными лагерями политических элит Ирана в лице светской правительственной власти, возглавляемой шахом, и представителями высшего иранского духовенства. Уже с начала XX в. вопрос о политическом и экономическом влиянии религиозных лидеров на развитие страны являлся первостепенным и формировал большое количество трудно разрешимых конфликтных ситуаций, касающихся вариантов дальнейшего государственного развития. Именно эта конфликтная база создала дальнейшие предпосылки для более глобального распространения противоречий во все сферы жизнедеятельности общества, что и привело впоследствии развитие данного «свернутого» конфликта к кризису 1979 г. В этой связи необходимо заметить, что процесс индигенизации исламского типа раскручивался схематично и по спирали, а сама его суть достигла характерной разрядки по эффекту разжатой пружины.

В структурно-содержательном плане, представляя в начале XX века аграрную страну с феодальным землевладением и формой правления в виде абсолютной монархии, Иран на тот момент совершенно не отвечал своим развитием тем темпам и требованиям, которые ему диктовали наиболее развитые государства. Таким образом, Иран, не имея достаточных возможностей для пополнения собственного бюджета, находился по большей части в состоянии заметной экономической стагнации. Постепенно, начиная с середины XIX века, попадал под серьезную экономическую, а, тем самым, общую полуколониальную зависимость от Англии и России. Такой поворот событий объяснялся тем, что, обладая значительными сырьевыми ресурсами, по большей части топливными, Иран за отсутствием современной промышленности и технологической базы, вынужден был прибегать к английской и российской помощи, ведя сотрудничество с этими государствами, основанное на системе концессий. Таким образом, Великобритания и Россия видели в этой стране полезную экономическую базу, которую можно было использовать с безусловной выгодой.

Иран в полном смысле этого слова занимал положение страны-акцептора, нуждающегося в постоянных финансовых вливаниях из вне в собственную экономическую систему. В этой ситуации шаху и его правительству требовалось качественное изменение существовавшей экономической политики, призванное обеспечить хотя бы частичный выход из сложившейся кризисной ситуации. Кроме того, необходимость изменений в экономике Ирана была продиктована также постепенным появлением прослойки иранской торговой буржуазии, которой требовалось наличие постоянной государственной поддержки торгового капитализма.

Первые реальные шаги монархов из династии Каджаров и их правительств в плане поиска выхода из экономического кризиса как раз и заключались в реализации практики предоставления разного рода концессий иностранным государствам на ведение различного рода работ по добыче и переработке сырьевых ресурсов, причем самому Ирану доставалась минимальная доля прибыли от такого рода деятельности зарубежных компаний. Однако предположение иранского руководства, что вмешательство в экономику страны иностранных предпринимателей позволит улучшить плачевное состояние в экономическом секторе, оказалось ошибочным. С одной стороны, развитие торгового капитализма в Иране в свете общемировых тенденций движения от феодализма к капитализму являлось, безусловно, прогрессивным. Так, например, именно иностранному капиталу была обязана своим появлением и становлением иранская буржуазия. Но, по большому счету, новая социальная дифференциация иранского общества, куда стремительно вклинилась молодая капиталистическая прослойка предпринимателей, привела к возникновению большого количества трудно разрешимых проблем. С разрушением натурального хозяйства менялся весь уклад жизни сельского и части городского населения, в частности наименее обеспеченных слоев таких, как крестьяне и ремесленники, составлявших большую часть населения страны. Недовольство крестьян вызывалось, прежде всего, тем, что их хозяева, представленные в основном иранской буржуазией, с развитием товарно-денежных отношений стремились добиться того, чтобы крестьяне производили значительно большее количество продукции для экспорта. Ремесленное же производство не могло достойно конкурировать с многочисленными иностранными товарами, обладавшими более высоким качеством и более низкой меновой стоимостью.

Модернизационные практики 1940-х - 1970-х гг. как фактор эскалации политической кризогенности

Приход к власти в Иране в 1941 г. второго монарха из династии Пехлеви сына Резы - шаха Мохаммада Пехлеви, ознаменовал собой новый и в какой-то мере ключевой этап развития иранской государственности в XX в. В тот период времени Иран де-юре представлял собой более или менее стабильное государство с точки зрения функционирования его политической системы, претерпевшей серьезные изменения, связанные с процессом конституционализации, благодаря чему, при наличии основополагающего нормативного акта, обладающего высшей юридической силой, стало возможным полноценно развивать правовой механизм, что непосредственно проявилось в реализованной в конце 20-х гг. Резой-ханом комплексной реформе законодательства в области уголовно-процессуального, гражданского и коммерческого права. Однако, достигнутая усредненная, относительная стабильность, не была прямым последствием адаптирования прозападных конституционных норм к традиционным институтам иранского общества и государства в силу того, что весь процесс трансформации иранской политической системы в первой половине двадцатого столетия носил искусственный, а не автохтонно-эволюционный характер, являясь инструментом разрешения конфликтов по поводу властных полномочий в политической и финансовой сферах между элитными группами в лице прошахских сторонников и клерикального шиитского духовенства.

В виду этого не вызывает сомнения, что октроированная иранская конституция прямым образом работала на властьимущую часть иранского общества, создавая компромиссную базу в ситуации постоянного столкновения их интересов. В то же время, монопольное распоряжение ведущими сословиями иранского социума полным объемом государственной власти было абсолютно закономерным явлением, ибо 80 % иранцев, относящихся к низшим социальным слоям, вынужденных существовать при наличии отношений феодальной зависимости, то есть в рамках государства традиционного типа, не имели сколь-нибудь достаточных представлений о культуре демократии, определяющей культуру гражданского общества, а потому не могли полноценно отстаивать и реализовывать свои права, зафиксированные в Конституции 1906-1907 гг.. Таким образом, конституционализация иранской политической системы создала ситуацию в виде бинарной оппозиции, выраженной в том, что при наличии правовой базы, теоретически позволяющей установить сбалансированный паритет между элитой в целом и обществом, баланс сил был частично установлен, но только внутри сообщества элиты, что послужило катализатором к образованию «тектонических трещин» в системе взаимоотношений между обществом и властью.

Тем самым, иранская модель государственного устройства начала XX в. была заметно противоречивой в силу ее внутренней неорганичности, выраженной, главным образом, во всеобъемлющем столкновении традиционного и современного типов политических и социально-экономических институтов. Однако, если до начала 1950-х гг. данное столкновение не оказывало серьезного, решающего давления на политическую систему Ирана, опирающуюся на межэлитный компромисс и политическую пассивность масс, то в начале второй половины столетия ситуация стала меняться коренным образом. В целом, поддержание равновесия компонентов политической системы Ирана могло быть достигнуто как при условии ненарушения сторонами рамок своей нормативной компетенции, так и, что очень важно, предотвращения возможности развязывания нового конфликта на экономической основе. Тем не менее, именно этого вида конфликта в дальнейшем избежать не удалось по ряду объективных причин.

Идеологические предпосылки и институциональные следствия процесса контр модернизации иранской государственности последней четверти XX в

Идентификация определенной социальной или политической системы становится возможной на основе наличия характерных следствий их дискретного генезиса, демонстрируемых, например, какой-либо утвержденной социальностью или политической данностью. Такими следствиями могут являться специфический социетальный план, или результаты трансформационных сдвигов, особым образом, воздействовавших на институциональную архитектуру политической системы. Исходя из того, что любые консеквенты или социально-политические новшества предполагают наличие причины - базиса их предметной актуализации и включенности в уже существующую организацию различных элементов, социальная и политическая системы ввиду присущей им причинно-следственной схемы развития представляют собой синтетическую статико-динамическую упорядоченность. Однако, подобное, эмпирически наблюдаемое многомерное сложение различных элементов, обуславливается фактором социального действия. При этом, учитывая изначальную множественность акторов - производителей социального действия и, одновременно с этим, сингулярность, а также эксклюзивность, характеризующую формализованные и институализированные результаты данных актов, становится очевидным, что они представляют собой редукцию социальной комплексности или количественной и качественной многомерности. Кроме того, утвержденные структуры и институты социальных и политических систем как постселективная фиксация деятельных актов предполагает, что изначально все эмпирические следствия являются наиболее конкурентабельными интеллектуальными проектами и обоснованиями, созданными определенными социальными акторами и гарантирующими адекватность их дальнейшей институциональной фиксации. Таким образом, все процессы, а также институциональный базис и надстройки антропоцентрических систем в структурно-содержательном плане представляют собой оригинальные интеллектуальные концепты, одним из главных условием утверждения которых служит необходимая флексибильность, выражающаяся в учете автором-субъектом различных социальных требований и особенностей социально-политической среды - объекта их размещения, т.е. создание некой компромиссной эксклюзивно-инклюзивной модели. В этой связи, наличие ряда системообразующих реперных идей, которые посредством специальных коммуникативных инструментов (текстуальность, различные социально-политические институты) получают инклюзивное выражение или общедоступность, приводит к формированию политического дискурса. Именно синхронное сложение, но не обязательно кроссинговер разнородных интеллектуальных моделей образуют структуру или дискурс, поддерживающийся данными моделями. Однако сами смыслы, включенные в дискурс, обладающие социальной валидностью, во-первых, из-за их содержательной завершенности, во-вторых, обладания автором идеи статуса лидера мнений и, в-третьих, возможности требуемого коммуникационного рассеивания, характеризуются обязательной диахронностью. Так, с одной стороны, легитимация смысловой позиции в рамках определенного общества, а значит и гарантия встроенное в дискурс" предполагает производность и непротиворечие системы идей уже существующему набору нематериальных культурных ценностей или образцов, заключенных в генеральную мифологему. С другой стороны, сам факт причинной актуализации данной позиции как реакции на вызовы социально-политической современности и необходимости ее упорядочивания посредством предварительно отраженного от реальности какого-либо собрания авторских идей, обуславливает создание идеологем, которые, в отличие от мифологем сугубо частичны и не претендуют на всеобъемлющее описание и объяснение порядка вещей. Тем не менее, если мифологемы фиксируют порядок вещей в виде социально-культурной традиции и становятся нечувствительными к реальности, а являются только сосредоточением примеров для интерпретаций в значениях мифологической логики и онтологии, то идеологемы, несмотря на их меньшую предварительную укоренненность в обществе и частичность, наоборот заметно рационализированы реальностью. Данное утверждение подтверждается тем, что идеологема как компонент политической идеологии структурно согласуется с ней и распадается на два уровня: 1) теоретико-концептуальный - уровень формирования основных положений политической теории, обоснования группами интеллектуалов определенных ценностей и идеалов, составляющих основу предлагаемого политического и социально-экономического устройства, 2) программно-директивный уровень, в рамках которого абстрактные социально- философские идеалы переводятся в конкретные политические программы, отвечающие социальным ожиданиям адептов определенной элиты. Таким образом, политический дискурс поддерживается набором разных интеллектуальных позиций, которые в рамках своего формирования должны пройти стадию развития от мифологемной релевантности до теоретико- практической идеологической новизны, при чем именно реалистичность идеологемы позволяет институциализировать пропагандируемые каким-либо интеллектуальным концептом определенные положения, а, тем самым, и зафиксировать политический дискурс в элементах действующей политической системы. В виду этого, представляется актуальным рассмотрение трансформационных сдвигов, повлиявших на функционирование макросистемного порядка иранской государственности, с точки зрения анализа релевантной и трансляционной включенности созданного посттрансформационного институционального устройства политической и социально-экономической систем, в ранее утвержденный дискурсивный контекст.

Похожие диссертации на Политическая трансформация государств традиционного типа: теоретические основы и практика политического процесса : На материалах Ирана