Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические вопросы исследования процесса развития законодательной власти
1. Парламентаризм: теоретико-методологические проблемы исследования и специфика развития
2. Структурные элементы и механизмы функционирования парламентаризма .
ГЛАВА II. Развитие парламентаризма в современном обществе: сравнительные особенности .
1. Общее и особенное в организации англо-американских систем парламентаризма .
2. Специфика развития профессиональных парламентов и их полномочия в Иране и Таджикистане .
3. Вопросы и перспективы развития парламентаризма в Иране и в Таджикистане .
Заключение
Список использованной литературы
- Парламентаризм: теоретико-методологические проблемы исследования и специфика развития
- Структурные элементы и механизмы функционирования парламентаризма
- Специфика развития профессиональных парламентов и их полномочия в Иране и Таджикистане
- Вопросы и перспективы развития парламентаризма в Иране и в Таджикистане
Парламентаризм: теоретико-методологические проблемы исследования и специфика развития
Парламент и парламентаризм в целом являются понятиями, которые уходят корнями в историю социальной и политической жизни человечества. Эти понятия подобно таким семантемам как власть, строй, государство, демократия, закон, политический режим и т.д. на протяжении времени и пространства в языковых, диалоговых, социальных и политических отношениях прошли свой путь изменений, преобразований и эволюции. Следовательно, для распознания и понимания понятия «парламента» и его производных терминов как парламентаризм, парламентская демократия, парламентская диктатура и т.п. необходимо обратить свой взор на истоки размышлений о парламентаризме, процесс формирования института парламента и динамику развития данных категорий. Идея, сущность и начальное формирование парламента в древние времена нашли сво отражение в таких институтах как Общее собрание города в Шумере1, Экбатана в Иране в период Мидийского царства2, Экклесия3 или народное собрание в Древней Греции4, сенат в Древнем Риме5, церковный совет в средние века6. Однако идею, размышление, системную и институциональную сущность парламента в современном периоде следует искать в воззрениях и политической философии таких мыслителей как Джон Локк, Монтескье, Жан
Касательно этимологии термина «парламент» некоторые отмечают, что он происходит от слова parliamentum и означает говорить или беседовать.1 Другие придерживаются мнения, что слово parliament - на французском языке parlement имеет этимологические корни в латинском выражении parlementum и означает место для бесед, раздумий, дискуссий, консультаций и принятия законов.2 Другая группа исследователей убеждены, что слово «парламент» заимствовано из английского parliament и означает разговаривать.3 Многие исламские ученые подчеркивают, что синонимом слова «парламент» на арабском и персидском языках является кораническое выражение «шура».4 Производным словом от термина «шура» является выражение «мушавере», означающее совещание, консультация и обращение одних лиц к другим с целью извлечения мнения или взгляда.5 По этой причине в исламских странах вместо слова «парламент» используют термин « маджлес-е шура», то есть «собрание совета».
Ученые в области политологии касательно сущности понятия парламента придерживаются различных оценок, суждений и воззрений. Так, Зокиров Г.Н. утверждает, что «Парламент представляет собой высший представительный и законодательный орган государства, наделенный обязанностями представительства социальных и политических сил страны и обладающий властью принимать законы».6 Ашури Д. рассуждает о том, что «парламент – это состав, который избирается народом страны для установления и введения законов, а также контроля над их исполнением».7 Кази А. рассматривает парламент через юридическую призму: «Главная цель
«Парламент означает собрание представителей, которое наделено обязанностями установления и введения законов. В Иране это Маджлес-е шура, а в США – конгресс. В западных странах с точки зрения сущности, степени власти и отношения с государством можно увидеть два типа парламента: парламентская республика, как Италия и конституционная монархия, например, Англия. Суть и принцип заключается в том, что парламент осуществляет контроль над всей деятельностью государства».2 Нельсон Польсбай для распознания понятия законодательной власти указывает на е следующие особенности: представляет собой один из основных официальных элементов современного государства, который служит механизмом и инструментом деятельности государственной власти. Он наделн такими обязанностями и ответственностью как представительство социальных сил, правовое упорядочение политических, социальных и законодательных отношений, осуществление политики, надзор за исполнением законов и деятельностью правительства, проведение консультаций и принятие мер для решения социальных и политических задач и проблем.
Определение парламента и парламентаризма в политических и социальных науках имеет широкое поле и спектр применения. Под парламентаризмом понимают политический режим той или иной страны до местного парламента, а под парламентом подразумевают Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций (всемирный парламент) до национальных собраний (национальных парламентов), от парламентской демократии до парламентской диктатуры. Далее мы рассмотрим несколько примеров применимости упомянутых понятий.
Структурные элементы и механизмы функционирования парламентаризма
, базирующееся на верховенстве уммы (народа) и исламская республика, основывающаяся на доктрине «велаят-е факих» (верховенство знатока шариата). 3. Политический Политический строй ограниченной власти, на которой основывается модель конституционной монархии Мухаммад Хусейна Найини и модель исламского правления, предложенного Рашидом Реза. 2. Политический строй демократического правления, на котором основываются модели теократического демократического правления, исламской демократии, выборное государствострой совещательного правления. Мухаммад Аль-Шави пытается доказать совещательный политический строй в исламе и разъяснить его превосходство над демократией, а также разработать модель всеобщего совета. По мнению этого ученого, элементами модели всеобщего совета являются: 1. Элемент закона, то есть всеобщий совет подчиняется исламскому шариату и обязан его соблюдать. 2. Элемент совета. Всеобщий совет, реализация которого возможна в рамках общего голосования, и специальный совет, то есть советы, которые формируются в различных сферах пропорционально нужной специализации как представительство от народа. Аль-Шави упоминает два основных специальных совета в качестве представительства народа: 1. Совет улемов (исламских богословов) или совет иджтихада (изучение и решение вопросов богословского - правого комплекса муджтахидами). 2. Совет вершителей дел, которые только в качестве представителей от уммы имеют право избрания правителей, надзора и контроля над их действиями, а также направления предложений в собрание иджтихада и протеста.1
Теории консультативной демократии и исламской советократии хотя и имеют различное генеалогическое происхождение, но обладают рядом сходств и подобий, в том числе: большинства к совещательному разуму, так и исламская советократия представляет собой результат от господствующего разума к совещательному разуму уммы. В обеих теориях легитимность и законность принятия решений и политического поведения достигается путм консультаций, и совещательный разум создает для них прочный фундамент.
В то время как консультативная демократия, подчеркивая необходимость достижения согласия в процессе совещания, и на основе совещательного разума дистанцируется от других теоретических моделей демократии, исламская советократия также, акцентируя внимание на реализации права властвования уммы в рамках совета, дистанцируется от других теоретических моделей религиозного государства.
Обе теории официально признают совет и совещательные институты в качестве одного из важных элементов политического строя. Консультативная демократия особо подчеркивает принятие решений в совещательном процессе, где консультации происходят между равными и свободными индивидами. Лица, участвующие в данном процессе, обладают правом высказывания точки зрения касательно своих и других приоритетов. В исламской советократии также официально признается подобный процесс, где участвующие лица на равном уровне и свободно обмениваются мнениями, с приведением доказательств и аргументов защищают свои приоритеты. Поэтому в обеих теориях внимание акцентируется на совете и совещательном принятии решений.
В противоположность распространенным моделям голоса большинства в совещательном принятии решений достижение согласия и консенсуса считаются важным и значимым. Если же консенсуса не достигается, то прибегают к голосу большинства. Принятие голоса большинства происходит не из-за его желательности, а в силу необходимости решения расхождений во взглядах, по которым невозможно достичь согласия и консенсуса. 5. Загадка свободы и равенства являются важнейшим вопросом, с которым сталкиваются классические теории демократии. Консультативная демократия и исламская советократия прилагают усилия к тому, чтобы изыскать соответствующий путь решения данной загадки. Обе концепции, базируясь на своих теоретических основах, выдвигают идею об отношениях и сопутствовании свободы и равенства и пытаются таким путем решить данную задачу.
6. Обе теории переходят через теории большинства, особенно концепцию либерал - демократии, и акцентируют внимание на формирование такого типа народного политического строя, в котором основным стержнем принятия решения и политического поведения будут служить не интересы большинства, а всеобщие интересы.1
Каждое политическое понятие, институт и система для своего проявления, выражения и развития нуждается в основах и гипотезах. Парламентаризм также, что в качестве политической категории и понятия, что в качестве политического института, с целью реализации, воплощения и объективизации имеет потребность в основании и инфраструктуре. Руководители каждой страны могут быть приверженными и верными парламентаризму тогда, когда они осознанно и убежденно воспринимают его неоспоримые основы и твердые, неизменные принципы. В противном случае формальное и показное формирование национального парламента не только не излечит боль и не развяжет затянувшийся узел проблем в странах, но само послужит причиной непригодности, напряженности, политических кризисов и инцидентов. Поэтому для осведомления основ и инфраструктуры парламентаризма далее рассмотрим такие понятия и категории как нация – государство, право на национальный суверенитет, законность, демократия и представительство.
Специфика развития профессиональных парламентов и их полномочия в Иране и Таджикистане
Выборы членов парламента должны быть свободными, свобода слова и дискуссий и исполнение парламентской работы не должны подвергаться интерпелляции или контролю в суде или вне стен парламента. Для компенсации и определения ущерба по всем жалобам, реформам, усиления и сохранения прав необходимо, чтобы парламент проводил регулярные заседания. Поэтому в ходе Славной революции парламент упразднил теорию божественного права монархии и добился своего неоспоримого участия в делах страны. Таким образом, парламент постепенно овладел реальной властью в Англии.1
С 1911 года роль Палаты лордов претерпела изменения и приобрела в основном форму дискуссионного заседания, а Палата общин с увеличением полномочий утверждения законов и выплатой пособия своим членам устремился в сторону демократизации и приобрел ещ больше власти.2 В 1949 году с утверждением Парламентского акта власть Палаты общин в ущерб Палаты лордов ещ больше усилилась, вследствие чего Палата лордов стала приобретать формальную и церемониальную форму.3 В парламенте Англии, с точки зрения избирательной структуры, со времени Славной революции до реформы Закона о выборах 1832 г. только аристократия и особые персоны обладали правом голосования, число которых не превышало 200 тысяч человек. Но в результате реализации реформы Закона о выборах соответственно в 1832, 1867 и 1884 гг. число голосующих стало увеличиваться. В 1918 году правом голоса обладали все мужчины старше 21 года и женщины старше 30 лет, а в 1928 году все английские мужчины и женщины старше 21 года стали обладать равными правами голоса. В 1949г. был отменн «двойной вотум» для студентов - право избирателя голосовать дважды, и был введн принцип «один человек - один голос».1
Познание реалий политической системы в Великобритании без изучения партий и партийной системы этой страны невозможно, так как формально политическая система государства является парламентской, но в действительности вс зависит от правящей партии. Корни партийной жизни восходят к появлению Стюартов и влиянию пуритан. С XIX века, когда в Англии реализовался вопрос всеобщего голосования и выборов, роль партий приобрела актуальный характер. В этот период партия вигов преобразовалась в Либеральную партию, а партия тори – в Консервативную. Первыми новыми партийными организациями были Избирательный комитет либералов и Национальный союз консервативных объединений, учрежденные в 1897 г., и в 1880 г. Гладстон начал первую избирательную борьбу в новой форме. До этого времени политические партии присутствовали лишь в парламенте или ограниченных собраниях. С этим преобразованием в качестве одной из основ английского правительства открыла себе путь двухпартийная система. В ХХ веке был основан Комитет рабочего представительства, который в 1906 г. был преобразован в Лейбористскую партию, которая с 1924 г. в качестве конкурента Консервативной партии вошла в игру властей, а Либеральная партия примкнула к мелким партиям. Лейбористская партия впервые захватила власть в 1945г. С того периода до настоящего времени перемена власти происходит между двумя партиями – консервативной и лейбористской.2 Ныне структура и организация английского парламента состоит из трех элементов: Палата общин, Палата лордов, Королева.
Палата общин имеет 659 депутатов из 659 избирательный округов, которые избираются сроком на 5 лет гражданами старше 18 лет. Избирательная система концентрируется на партиях. Глава исполнительной власти или премьер-министр назначается указом Королевы от партии большинства парламента, и он формирует кабинет министров из числа членов своей партии. Большую часть депутатов Палаты общин составляют мужчины, лица, принадлежащие к белой расе, выходцы из среднего класса, при этом женщины образуют менее 20% представителей. Зарегистрироваться в качестве избирателя при выборах в парламент могут лица, которые имеют возможность внести залог на сумму 500 фунтов стерлингов и собрать не менее 10 подписей в свою поддержку.
Палата лордов состоит из 1192 членов. Лорды становятся членами Палаты двумя способами – по наследованию и по назначению. Основную часть Палаты составляют лорды, которые наследовали свою власть. Их пост наследуется лишь лицам мужского пола. Однако Акт о пэрах 1963 года распространил право быть членами Палаты лордов на женщин, которые назначались членом Палаты по привилегии. К тому же, по предложению премьер-министра указом Королевы членами Палаты лордов назначаются два архиепископа.1 Было время, когда члены Палаты лордов избегали общения с депутатами Палаты общин и отдельно проводили заседания в Вестминстерском дворце, а члены Палаты общин собирались в маленькой церкви. Сегодня обе палаты расположены в Вестминстерском дворце.2 Третий элемент британского парламента – Монарх («Королева - в -парламенте»). Раз в год парламент открывает монарх, который, прибывает в Вестминстер из Букингемского дворца в карете, запряжнной лошадьми, в сопровождении королевской конной гвардии. В специальной одежде и короной на голове монарх произносит ежегодную Тронную речь. Одной из обязанностей монарха является назначение премьер-министра, который возглавляет партию большинства. Монарх также вправе распустить парламент.3
Вопросы и перспективы развития парламентаризма в Иране и в Таджикистане
Критика и патология парламентаризма. Одним из способов изучения тематики парламентаризма является критический метод исследования с целью распознания его недостатков и патологии для активации, модернизации и повторного инжиниринга системы и субсистем парламента. Кажется в современном периоде применение критической методологии в сфере культуры и литературы имеет давнюю историю и масштабный характер. Но в политической философии и политологии даная методология вошла в практику в основном со времнсовременных политических революций в Великобритании, Америке, Франции и Советском Союзе, она бросила вызов застывшим в своих традициях обществам и побудила их к реформам и преобразованиям с целью развития политической жизни. В философском марксизме, Франкфуртской школе и постмодернистских теориях фундаментальная и философская критика, разрушающая основы, выступила в качестве новой идейной системы с целью создания преобразований, динамизма, прогресса и преодоления консервативного дискурса при анализе политических явлений. Мы также в данном исследовании с помощью поисковой и конструктивной критики вкратце займемся изысканием идейных, структурных, методических и систематических недостатков и дефектов, присущих парламентаризму с тем, чтобы
Ествественно, критика парламентаризма может быть направлена на основы и фундамент, среду, условия или элементы системы, как то: данные, процессоры, выходы и процессы, изучение которых в рамках данной диссертации не представляется возможным. Поэтому мы лишь кратко опишем критические замечания по данной тематике.
По одной из важных основ парламентаризма – демократии высказан целый ряд критических замечаний. Так, группа ученых убеждена в том, что демократия, возможно, может привести к политической нестабильности в силу того, что при демократах существуют пути широкого участия рабочих и неимущих слов для выражения своих нужд и потребностей. Следовательно, вероятность возникновения политической нестабильности в подобных правительствах больше, и демократические государства не способны себя защитить от натиска и социального противостояния.1 Джованни Джентиле (1875-1944) – итальянский философ и теоретик итальянского фашизма в одной из своих статей пишет: «Демократические системы создают представления, что у народа есть власть, а на самом деле власть принадлежит особым интересам, которые скрываются за кулисами. Демократия – это противоположность строя, которым публично правит один монарх. Демократия это строй с несколькими тайными монархами, которые претворяют коллективную тиранию и деспотию. Эта тирания намного хуже, чем любая явная и открытая деспотия.2
Целый ряд критики направлен также в адрес другой из основ демократии – принципу представительной системы. Так, плюралисты убеждены, что представительная система, основанная на географических округах, не может выражать интересы различных интересов, она на самом деле передает бразды правления абсолютной властью общим органам с тем, чтобы они действовали якобы в национальных интересах и во имя общего блага. К тому же, по мнению плюралистов, в большинстве случаев избиратели просто не знают, почему и для чего они отдают свои голоса. Как правило, одерживает победу слабое большинство избирателей, которые на самом деле составляют меньшинство от всего общества. Плюралисты полагают, что представительство не является исключительно индивидуалистским явлением, наоборот, оно должно опираться на интересы групп, поэтому они требовали выражения групповых интересов, нужд и потребностей.
«Важнейшие критические замечания, высказанные в адрес парламентов, это следующее: неравное качество депутатов; поддержка и приверженность депутатов к партийным позициям вместо национальных интересов и наказов своего избирательного округа; тесная связь между депутатами и влиятельными группами; воспроизведение этнического и социального раскола на парламентском уровне; неспособность к привлечению внимания народных масс к своей деятельности; нарастающее сложное и бюрократическое свойство парламентской структуры; двойственное поведение депутатов при тайных соглашениях с оппонентами с одной стороны, и демонстративное конкурирование с ним с другой стороны; рост снижения основного роли парламента, то есть законодательства».2
Одной из важных особенностей отношений современного государства и общества в европейских странах после Второй мировой войны является расширения явления переговоров и трехсторонних договоров между рабочими, работодателями и государствами касательно экономической политики, особенно, политики цен, заработных плат, планирования и капиталовложения, что происходит вне стен парламента. Данное обстоятельство свидетельствует об ослаблении представительных и парламентских институтов в этих странах. В некоторых странах говорят даже об экономическом парламентаризме в смысле попыток адаптации и
Французский критик ХХ века Шарль Моррас отрицал парламентскую монархию как парламентскую республику и был убежден, что монархическое государство должно быть антипарламентским, так как назначенное правительство является личным и ответственным. На взгляд Морраса, парламентская система ослабляет государство, мало того, что эта политическая система не предоставляет необходимые частные гарантии гражданам, она отдает государство партиям, то есть делает его пленником личных интриг и тайных соглашений этнических раздоров, а также маленьких союзов и коалиций, в результате государство слабеет. Моррас полагает, что парламентский режим это паразит, который съедает государство, выходит из своей зоны обитания и становится препятствием исполнения государством своих основных задач. Несомненно, парламентское правительство не оберегает свободу, даже если какой-либо правитель упорядочит и урегулирует его, вс равно это режим, который опирается на подавлении меньшинства и конкуренции партий. Парламентский режим чреват национальным расколом и гражданской войной. По мнению Морраса, сильное антипарламентское монархическое правительство может основываться на представительстве. В этом случае монарх правит через советы, которые осуществляют надзор над административным аппаратом. Эти советы образовываются из достойных и компетентных людей, которых назначает монарх. А советники монарха должны приложить усилия и старания к тому, чтобы гармонировать правительство благоденствия с национальными, профессиональными, нравственными и религиозными нуждами и интересами.2