Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальные интересы как условие мирового порядка Ягубкин Вячеслав Александрович

Национальные интересы как условие мирового порядка
<
Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка Национальные интересы как условие мирового порядка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ягубкин Вячеслав Александрович. Национальные интересы как условие мирового порядка : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Волгоград, 2004 146 c. РГБ ОД, 61:04-23/273

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепты «мировой порядок» и «национальные интересы» в политологическом дискурсе 16

1.1. Основные политологические парадигмы анализа . проблематики мирового порядка и национальных интересов 16

1.2. Эвристический потенциал теорий мирового порядка и национальных интересов в объяснении тенденций развития международного политического процесса 38

1.3. Глобалистика как методологический подход к анализу становления нового мирового порядка 52

Глава II. Синергетическая онтология социальной эволюции 58

2.1. Основные понятия синергетики и закономерности эволюции самоорганизующихся систем 58

2.2. Геометрическая форма эволюционного процесса 67

2.3. Логика развития социальных институтов 77

Глава III. «Мировой порядок» и «национальные интересы» в ракурсе синергетической онтологии 106

3.1. Проблема определения параметров мирового порядка 106

3.2. Система межгосударственных отношений: от суверенитета государств - к суверенитету человека 114

3.3. Национальные интересы: средство для сохранения твердости духа... 123

Заключение 128

Библиографический список 136

Приложение 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что концепты «мировой порядок» и «национальные интересы» занимают центральное место как в гуманитарных общенаучных и дисциплинарных исследованиях, так ив общественно-политическом дискурсе по широкому спектру актуальных вопросов развития цивилизации. Однако в их эссенциальном осмыслении социальная наука сталкивается с рядом гносеологических проблем, которые не находят разрешения в рамках классических и модернистских историософских теорий: В результате эти концепты выступают лишь, как метафоры предельно широкого и неопределенного значения, что не позволяет придать им статус элементов понятийного аппарата политологии. Следствием такой ситуации является неопределенность научного сознания по фундаментальным вопросам о состоянии и тенденциях развития глобальной структуры межгосударственных отношений и социальной эволюции в целом.

Гносеологический кризис порождает идейно-политический кризис,
выражающийся в росте скептических настроений относительно
потенциала ведущих держав и международных институтов обеспечить
мировой порядок в условиях многообразия и конкуренции интересов
глобальных акторов, в частности; государств, руководствующихся
национальными интересами как всеобъемлющей формулой обеспечения
национальной безопасности. Возникающая интенция создания «нового
мирового порядка» обуславливает постановку научной задачи-
конструирования его геополитической модели и выявления роли
национальных интересов. "^

Вместе с тем; попытка решения практической глобальной экзистенциональной задачи противодействия международному терроризму наталкивается на неразрешенность философско-мировоззренческих проблем в понимании его природы. Поэтому применяемые

международным сообществом способы борьбы и наведения; безопасного мирового порядка приводят к противоположным результатам:

Указанные обстоятельства актуализируют проблему разработки новой теории международных отношений, в которой концепты «мировой порядок» и «национальные интересы» обрели бы терминологическое значение;

Относительно научной разработанности проблемы следует отметить, что концепт «порядок» является первообразом и философской матрицей мироописания со времена зарождения античной философии (Сократ, Анаксагор; Платон, Аристотель, Анаксимандр; Пифагор, Эмпидокп и др;). Устройство мира'осмысливалось в рамках геоцентризма (Птолемей), а затем - гелиоцентрической модели (Коперник, Галилей; Кеплер). В классических историософских концепциях история понимается как порядок, устанавливаемый в результате божественного проявления (Августин и др:), исторического круговорота (Дж. Вико и др.) или глобального прогресса (Ж.А. Кондорсе, И: Гердер, Г. Гегель, О Конт, К. Маркс и др.). В модернистских теориях историческая эволюция представляется жизненными циклами локальных цивилизаций (Н. Данилевский; О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин; т др.). Тезис о движении человечества к обострению межцивилизационных неуправляемых конфликтов - абсолютному хаосу характерен для философского деконструктивизма последней трети XX века (С. Хантингтон и др.). В субстанциональном подходе делается попытка выявления- закономерных основ организации бытия или і так называемого миропорядка (законы Ньютона, сохранения массы ш энергии, термодинамики, диалектического материализма, теория естественного отбора Дарвина и др.). Концепты «порядок» и проблематика «нового мирового порядка» занимали1 умы; социологов и социальных психологов (Ч. Кули, Р. Мертон, Л. Козер, Д. Ронг), гуманистов - радикалов (Р. Фолк, С. Мендловиц и др.). В первых теориях геополитики (Р. Челлен, Ф. Ратцель А. Мэхен, X. Д. МакКиндер, Й. Парч, Ф.Науман, Н.Я.

Данилевский, В. Семенов-Тян-Шанский и др.) национальные интересы государств и стиль их поведения на мировой арене детерминируются географическими факторами: «морские державы», обладающие мощными военными и торговыми флотами, возьмут под контроль «сухопутные» государства и таким образом установят «мировой порядок».

Однако в гуманитарных науках речь идет лишь отдельных атрибутивных характеристиках «порядка» и «хаоса». Поэтому для них; это даже не понятия, а некие понятийные пространства, где сопрягаются и пересекаются интуитивные: представления, культурно-смысловые контексты, конкретно-научные интерпретации и их философское осмысление.

Особый интерес к проблемам хаоса и порядка, проявили общенаучные концепции - кибернетика и общая теория систем. Решающая предпосылка «философского переворота» в осмыслении «порядка» была создана теорией колебаний, развитой Л.И. Мандельштамом и его школой, а также качественной теорией дифференциальных уравнений (А. Пуанкаре и др.), которые поставили вопрос о переосмыслении «линейного мышления», связанного с ньютоновской системой: Кроме того, на протяжении, первой половины XX века был открыт ряд новых диссипативных систем, которые придали проблеме взаимоотношения: порядка и хаоса совершенно новый смысл, что привело к развитию общей теории самоорганизации (И. Пригожий, Г. Хакен и др.).

Дискурс по смысловому содержанию концепта «национальные интересы» возник в начале XX века и продолжается по сей день. А.Мэхэн отстаивал идею защиты «справедливых национальных интересов что бы они ни; означали и где бы они ни были», Ч. Бирд и Дж. Смит первыми* обратили внимание на эволюцию термина (от «интересов династий» до «государственных соображений») и разную его интерпретацию в зависимости от типа общества. Р. Нибур, Г. Гуцков, А. Волбфэрс, К. Уолц, К. Дойч, Э. Фурнисс, М.' Каплан, Дж. Розенау и др. предложили различные иерархии интересов. На приоритете; свободы и экономическом,

6 благополучии настаивали А. Джордж и Р. Кеохане. С появлением

Концепции национальной безопасности США (1947 г.) формулировка национальных интересов практически стала синонимом формулы национальной безопасности. А. М. Салмин полагает, что «национальный -интерес» есть «политическая универсалия» и его «можно определить лишь эмпирически; ситуационно», Н.Н. Клюев трактует это понятие: как «потребность нации занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно-историческим и духовным: традициям». По мнению Г.М.Сергеева, «категория интересов - это категория американской политологии» не очень свойственная русской науке. С.С. Митрохин утверждает, что «национальные интересы» как скрижали исторической памяти не подвластны политической конъюнктуре. В итоге дискурса одни авторы, следуя Г. Моргентау, считают «национальный интерес» центральным понятием? международно-политической теории и главной, если не единственной движущей силой во взаимодействии государств, другие соглашаются с Р. Ароном, что содержание этого понятия слишком многозначно, ему трудно, если вообще возможно, дать объективное определение.

Таким образом, несмотря на солидную историю научного осмысления этих двух концептов, в фокусе современной теоретической и политической дискуссии по проблемам международной политики продолжают оставаться все те же фундаментальные взаимосвязанные вопросы: что имеем? («мировой порядок» или «мировой хаос»); какого «нового мирового порядка» хотим? (какова его идеальная1 модель?); кто или что и> как его будет наводить или уже наводит?; каковы будут действительные результаты реализации тех или иных проектов?

В пестрой палитре неоднозначных и противоречащих друг другу ответов на эти вопросы, а также когнитивных реакций на «особую фазу в процессе сдвига типов глобальных общностей»1, «конец эпохи Большого

1 Чешков М.А. К интегральному видению глобализации // Постиндустриальный мир и Россия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 134.

Модерна», «глобальный капитализм» пока скорее преобладает эмоциональная сумятица: скорбь по неожиданно быстрому краху легкодоступного пониманию «двухполюсного мира», недовольство наступившим якобы «однополюсным», желание если не создать «многополюсный»3, то хотя бы видеть его таковым. А поскольку «серьезное* столкновение с фундаментальными» проблемами обычно возникает в результате рассмотрения вполне конкретной задачи» , то попытки разрешения нового типа конфликтов, будь то Косово, Чечня или Ирак, сигнализируют о неадекватности имеющихся технологий, международных правовых норм и институтов, что порождает впечатление кризиса «мирового порядка» и прихода «мирового беспорядка»; Казавшаяся монолитной 11 сентября* 2001 года сплоченность основных геополитических акторов, объявивших войну международному терроризму, перед которым «одинаково уязвимы* и. всесильная Америка, и ослабленная потрясениями последнего десятилетия Россия, и более полувека живущий в состоянии повышенной боеготовности Израиль» , чуть, было не обернулась расколом; важнейших институтов «золотого миллиарда» - НАТО и ЕС - в феврале 2003 года при выборе средств и тактики достойного ответа. При живых и здравствующих главарях «Аль -Каиды» и Талибана в Афганистане, где намеревался, но еще не навел порядок «мировой полицейский» в статусе «единственной супердержавы», США и компания открыли второй фронт, но, и на этот раз, не в «сердце» Евразии, а на ее периферии (в Ираке), поскольку теперь.оттуда якобы исходила; главная угроза сложившимся в демократическом мире представлениям о «мировом порядке». Общепризнанное исламское происхождение последней волны і международного терроризма и выбор им вышеназванных стран в качестве объектов «джихада», казалось, явилось

1 Неклесса А.И. Конец эпохи Большого Модерна // Там же. С. 37-63.

2 Кастельс М. Глобальный капитализм и новая экономика: значение для России // Там же. С. 65-84.

3 «Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира:..». См.:
Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

4 Яковленко СИ. Философия незамкнутости // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 41.

5 Лукьянов Ф. А. Путеводитель по современному миру // Россия в глобальной политике. - 2002. - №1. - С. 9.

наглядным подтверждением теории «конфликта цивилизаций»^, но как провести границу цивилизационного разлома. в * раскладе позиций в Совете Безопасности ООН при обсуждении американской инициативы развязать иракский узел военным способом?2

Является ли военно-силовое свержение диктаторского иракского режима свидетельством того, что настал «не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть конец идеологической эволюции человечества: и универсализации западной либеральной демократии как окончательной» формы* человеческого правления»3, на национальном и глобальном- уровнях? Такой вывод представлялся бы обоснованным; если закрыть глаза на антиамериканский «бунт Европы» и согласиться с министром иностранных дел РФ И. Ивановым; что «Россия заинтересована: в: сохранении единого евроатлантического пространства, поскольку сама стала его частью»4. Но тогда как логически объяснить, что на протяжении последних 10 лет Россия выступала и до сих пор выступает против', расширения североатлантической военно-политической = системы (НАТО) на Восток, полагая; это противоречащим ее национальным интересам? Почему еще вчера ликовавшие иракцы, низвергнувшие с помощью американской бронетехники статуи диктатора, выходят на демонстрации с лозунгами «Янки, убирайтесь домой!» и из-за угла стреляют в своих освободителей, умножая ряды международного терроризма? Не: поспешил ли Ф. Фукуяма? Может быть, старая, как мир, история еще не закончилась, если новая; начинается- опять с насилия? И какого «Нового Мирового Порядка» мы хотим, если, наводя* порядок в одном месте, мы создаем беспорядок в другом, где скапливается выбрасываемый мусор?

Речь идет о теории С. Хантингтона.

2 По состоянию на 27 февраля 2003 года за военную операцию США в Ираке выступали
Великобритания, Испания и Болгария. Против были: Россия, Франция, Китай, Германия и Сирия.
Нейтральную позицию занимали: Ангола, Камерун, Чили, Гвинея, Мексика и Пакистан. Можно бьшо
наблюдать, как национальные интересы этих государств корректировались буквально по часам.

3 Фукуяма Ф. Конец истории? Цит. по: Цыганков АЛ. Несостоявшийся диалог с Фукуямой. О западных
идеях, многокультурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. - 2002.' - №8. - С. 3.

4 Костиков В. НАТО; бунт Европы // Аргументы и факты. - 2003. - №8. - С. 4.

Несмотря на то, что глобально - апокалиптические опасения последствий иракской кампании не оправдались, прочность системообразующего институционального каркаса существующего мирового порядка, а также состоятельность его теоретических и идеологических конструкций вновь поставлены под сомнение.

Действительно, «невозможно отрицать, что выдвинутая столетия назад доктрина абсолютного и исключительного суверенитета более не действует, и фактически она не была настолько абсолютной, насколько это было задумано в теории»1. Национально-государственный суверенитет в глобализирующемся мире подвергается эрозии; под: воздействием транснациональных политических, экономических, миграционных, культурных процессов, нормотворчества и информационных сетей; Это не может не оказывать влияния на механизмы: аккумуляции, иерархизации, и артикуляции национальных интересов и их содержательное наполнение; Не убеждает ли нас глобализация в постепенном отмирании государства (по Марксу), по крайней мере, национального, то есть в трансформации такой его формы в= глобальное? Именно в, этом русле рождаются и обсуждаются идеи мирового правительства и глобального управления. Более того, важнейшие глобальные проблемы озвучиваются на Генеральных ассамблеях ООН, а решаются по преимуществу в кулуарах мировой политической сцены - на «G - саммитах» и элитных форумах в, курортном Давосе. И такая, форма «сжатия» общественного бытия во времени и пространстве2,, такая перспектива «мирового порядка», устанавливаемого сильными мира сего при;отсутствии на то легитимных оснований, делает неустойчивым общественное сознание; «Большинство людей - в том; числе, правителей, политиков^ ученых, тружеников -

Бутрос Бутрос-Гали. Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций. Исторические возможности укрепления всемирного органа // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. -№4. -С. 12-13.

2 Здесь нами перефразируется одно из определений глобализации как "сжатия времени-пространства», данное Д. Харвеем. - См.: Harvey, D. The Condition of Post-Modernity; an Inquiry into the Origins of Cultural Change, Basil-BIackwell. - London; 1989.

руководствуются в своей жизни, в политическом! выборе набором сиюминутных факторов, случайных интересов, преходящих, случайных эмоций. Мы стремительно утрачиваем общее представление о смысле, жизни, о логике истории, о задачах человека, о судьбе мира» .

Видимо, следует признать, что «прорыв» к новой модели мирового порядка, по всей вероятности, вообще невозможен на уровне теорий «среднего уровня» - здесь нужен философско-мировоззренческий переворот»2. И нельзя не согласиться с И: Валлерстайном в том, что «мы; вступили на очень трудную, очень неустроенную дорогу задавания вопросов о сутш нашего знания, наших представлений о времени и пространстве»3, то есть о «мировом порядке» как категории философии; истории;

Поэтому объектом диссертационного исследования являются: закономерности глобального социального развития; в; целом; и политического процесса в частности; способы оптимизации; управления процессами социальной эволюции для достижения социального прогресса.

Предметом исследования выступают понятийные* универсалии «мировой порядок» и «национальные интересы», а также их онтологическое и функциональное соотношения.

Цель, исследования; выявить и сформулировать объективные закономерности и механизмы эволюции глобального политического процесса И' его институциональной конструкции; определить эссенциальный смысл исследуемых концептов и? обозначаемых ИМИ' социальных реалий; выявить возможное наличие противоречия между национальными интересами; и императивами укрепления мирового

Евразийский взгляд (основные принципы доктринальной евразийской платформы). Манифест ОПОД

«Евразия». Кризис идей в современной России.

2 Алексеева T.A. Новый мировой порядок: альтернативы и возможости. Реформаторские идеи в развитии

России. -М., 1998. - С. 66-82.

3 Валлерстайн И. Реалии открытого пространства-времени: к пониманию нашей исторической системы.

11 порядка во взаимодействиях глобальных акторов, а также показать.

условия его разрешения.

Поставленная цель определяет комплекс задач, посредством

которых она достигается:

провести контент-анализ политологического дискурса по концептам «мировой порядок» и «национальные интересы»;

выявить эвристический потенциал используемых методологических подходов в объяснении закономерностей развития и состояния международного политического процесса, и его институтов;

рассмотреть исследуемые концепты через понятийный и аналитический инструментарий теории социальной синергетики и определить ее методологический потенциал в раскрытии их смысла и функционального соотношения;

определить. параметры степени упорядоченности мирового политического процесса, наличие условий для его перехода в радикально новое состояние, а также роль национальных интересов в управлении этим процессом.

Выбор теории социальной синергетики в качестве методологии исследования имеет следующие основания. Во-первых, центральной проблемой синергетики: является взаимоотношение порядка и хаоса (беспорядка). Во-вторых, социальная синергетика, по своему определению и достигнутым результатам, доказала не только возможность применения общей теории самоорганизации к исследованию социальной материи, но и; эвристический потенциал такого подхода в силу того, что в синергетике «на место традиционного динамического детерминизма (в духе П; Лапласа) приходит существенно новый «стохастический» или вероятностный детерминизм»1. Это позволяет по-новому взглянуть на старые понятия, поскольку «глубокие и основательные трансформации,

Бранский В.П. Социальная синергетика как посмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. - 1999, - №6. - С. 119.

подобные происходящим в век глобализации, питают спрос на новые концепты, новые теории и новые нарративы» .

Научная новизна исследования обусловлена следующими обстоятельствами и полученными результатами:

1. В изученной научной литературе автором1 не обнаружено работ по исследованию концептов «мировой порядок» и ; «национальные интересы» при комплексном использовании понятийного и аналитического аппарата социальной синергетики2.

2;'. Благодаря применению синергетической теории в качестве методологии исследования: решается задача эссенциального осмысления этих концептов, в результате чего они приобретают качества политологических терминов.

3. Значение термина «мировой порядок» радикально отличается от его *
традиционного метафорического понимания, что обуславливает и дает
возможность не только определения конкретно-исторических
характеристик глобальной^ социальной эволюции во времени: и
пространстве, но и прогнозирования ее вероятных тенденций.

  1. Результаты анализа эволюционного состояния социальных институтов (семьи, политических партий, ООН), а также тенденций развития межгосударственных и международных отношений контрастируют с тезисами, превалирующими в научной литературе.

  2. Терминологическое значение; «национальных интересов» раскрывает функциональность данного феномена1 в политическом процессе и общественном сознании.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать

1 Мартинелли А. Рынки, правительства и глобальное управление // Социс. - 2002. - №12. - С. 3.

2 Теория социальной , синергетики применяется преимущественно в исследованиях прикладного
характера, ставящих целью прогнозирование результатов конкретных социальных процессов или
последствий реформирования институциональных систем. В гуманитарных исследованиях
теоретического характера превалирует использование лишь отдельных синергетических понятий при:
зачастую неадекватной трактовке их изначального смысла. А поскольку синергетическая теория требует
ювелирного и комплексного применения своего категориального аппарата, любая неточность и
односторонность не позволяют добиваться разрешения теоретических проблем. В результате
необоснованно подвергается сомнению когнитивный потенциал социальной синергетики.

основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблема эссенциального осмысление концептов «мировой порядок» и «национальные интересы» не находит разрешения в рамках классических, модернистских и постмодернистских эволюционных и историософских концепций, поскольку:

- в этих концепциях, основанных на философии динамического
детерминизма, социальная реальность трактуется как прямое следствие
целенаправленной социальной деятельности;

- «порядок» выступает как; конечная; цель. социальной эволюции, а ее
упорядоченные структуры - как основной предмет научного анализа.

Обнаруживая несовпадение конкретно-исторической социально-политической действительности и идеальных «национальных интересов», традиционные концепции социальной;эволюции не.в состоянии объяснить его причины. В результате «мировой порядок» противоречит «национальным интересам», что актуализирует вопрос о наличии принципиальной возможности их реализации.

2. В синергетической историософии, синтезирующей классические и
постклассические научные подходы в исследовании социальной эволюции,
развитие рассматривается как нелинейный процесс стирания различий
между хаосом и порядком. Упорядоченность общественных отношений в >
одних сферах социальной деятельности возникает вследствие их
хаотизации в < других. Концепт «мировой порядок» приобретает более
глубокий и определенный смысл - глобальная совокупность социальных
субъектов, находящихся в регулярных отношениях между собой и
природной средой, возникающих в процессе системной самоорганизации.

3. Поскольку социальная реальность является результатом
сложнейшего взаимодействия эволюционных процессов на
онтологическом, гносеологическом и аксиологическом уровнях, она может
совпадать и не совпадать с ее идеализированными представлениями, в том
числе с конкретными: формулировками «национальных интересов».
Поэтому неопределенность и; динамизм конкретного содержания:

национальных интересов становятся источником функциональности: данного концепта. Он является универсальным средством легитимации последствий политических решений, выполняя функцию стабилизатора национального духа, позволяющего народам относиться к драматизму исторического процесса с позиций трезвого оптимизма.

4. Поскольку общественное сознание, стремится к устойчивости; национальные интересы являются идеалами оптимального соотношения социального порядка и свободы в данных исторических условиях. Поэтому национальные интересы не только не противоречат возможности обеспечения порядка в межгосударственных отношениях, но и являются условием его формирования.

4. Спонтанность и нелинейность процессов социальной
самоорганизации ставят под сомнение научную состоятельность
представлений о «полярности» структуры мироустройства; постановки:
задачи конструирования его геополитической и иных моделей.
Нигилистическая теоретическая критика существующего мироустройства с
позиций как либерально-демократической так и тоталитарно-
автократической идеологических традиций; навязывание народам
заведомо неприемлемых для них моделей модернизации и
несуществующих «объективных» критериев прогресса лишают нации
возможности выводить смыслы исторического процесса и добиваться
прогресса как результата реализации собственных идеалов. Вакуум
экзистенционального смысла является источником агрессии.против мира —
питательной средой международного терроризма.

5. Достичь повышения уровня действенности политического
управления > глобальными процессами социальной эволюции * можно тогда,
когда'оно осуществляется в моменты бифуркационного (неустойчивого)
состояния социальных систем. Для этого нужно так повлиять на
соотношение конкуренции: и кооперации социальных сил и их идеалов и
выбрать такой способ разрешения конфликта, чтобы будущее состояние
социальной системы оказалось более устойчивым к данному виду

внешнего воздействия по сравнению с предшествующим. Последнее означает, что в решении глобальных проблем нужно снижать уровень конкуренции глобальных акторов, стремясь к усилению их кооперации. Такая тенденция будет развиваться только при условии синтеза утилитарной и духовной составляющих глобальной социальной эволюции. Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в нем продемонстрированы возможность и способ применения синергетического образа мышления в разработке нелинейных стратегий управления социальными процессами. Реализация таких стратегий позволяет не только повысить точность прогнозов будущего, но и добиваться его становления.

Основные политологические парадигмы анализа . проблематики мирового порядка и национальных интересов

Со времен мифов и космогонии «порядок» является первообразом и философской матрицей мироописания. В историю понятийного мышления ее вводит Анаксагор, у которого «нус» (разум) приводит мир- «из беспорядка в порядок». По Сократу, разум должен дать человеку целевые -ориентиры и, прежде всего, в этической области. Платон обосновал мировую роль разума-димиурга: (творца мироздания), у Аристотеля разум -. выступает как движущим, так и целевым началом мира, а логика -способом обнаружения «божественного? порядка вещей». Начиная с Анаксимандра, Пифагора и Эмпидокла, мировой порядок выражается через «космос» или «гармонию» (в терминах эстетики). Базовые понятия в мировых религиях («дхарма» - вбуддизме, «сансара» - в индуизме, «Бог-Творец» - в христианстве, «дар аль-ислам» - в исламе) так: или иначе обозначают истоки и принципы бытия1. Устройство мира, «созданного Творцом», приобрело: вначале геоцентрическую модель (Птолемей), а затем благодаря Копернику, Галилею и Кеплеру - гелиоцентрическую. В Новое время важным мировоззренческим вопросом, вокруг которого разворачивалась борьба материалистических и; идеалистических представлений, о миропорядке, был вопрос о непрерывности и стационарности закономерностей бытия. В субстанциальном подходе мир стал рассматриваться под углом зрения эффективной самодеятельности вещей как частей целого, что поставило проблему выявления закономерных основ организации бытия или так называемого миропорядка (законы Ньютона, сохранения массы и энергии, термодинамики, диалектического материализма; теория естественного отбора Дарвина и др.). Однако как в естественных, так ив гуманитарных науках речь шла не об изучении феноменов порядка и хаоса как таковых, а об исследовании отдельных атрибутивных характеристик этих феноменов. Поэтому для них это даже не понятия, а некие понятийные пространства; где сопрягаются и; пересекаются, интуитивные представления, культурно-смысловые контексты, конкретно-научные интерпретации и их философское осмысление. Научными направлениями, проявившими особый интерес к проблемам хаоса и порядка; были социология и общенаучные концепции (кибернетика, общая теория систем), в которых хаос и порядок сопрягались с. развитием социальных систем разного уровня. Именно благодаря последним двум направлениям сложилась целая система понятийных антиномий, в рамках которых определялись основные параметры (атрибуты) порядка как организации: равновесность -неравновесность, открытие - закрытие системы, устойчивость -неустойчивость, динамика — гомеостаз, единообразие - разнообразие, симметрия - асимметрия, линейность - нелинейность, актуализациям -потенциальность, предсказуемость - непредсказуемость.

О материализации метафоры «мировой порядок» для описания состояния и развития международной политий представляется возможным говорить, начиная со времени возникновения, нормативно-политических систем международных отношений - Вестфальского мира. (1648 г.), Венского конгресса (1815 г.)1, Версальского мирного договора и Лиги Наций (1919-1946 гг.). Общепризнано, что решения Потсдамской конференции1 и создание ООН (1945 г.) заложили нормативно-правовые основы современного политического миропорядка.

Если у Гегеля объективная закономерность истории выступает как «хитрость мирового разума», а у Маркса - как смена экономических формаций, то отцы-основатели геополитики развили возникшую едва ли не с образованием первых государств древней цивилизации идею о том, что внешнюю и военную политику государства определяют географические факторы. На рубеже XIX-XX вв., когда борьба за переустройство мира- в очередной раз вступила в фазу насильственного передела, который нужно было теоретически обосновать и легализовать, в политической географии произошло информационно-теоретическое приращение: вкачестве аналитического материала ввели элементы теории международных отношений, военный, технологический- аспекты, что привело к возникновению геополитики как политологическо-географическому взгляда на теорию международных отношений1. В теориях геополитики, которую, как считают некоторые авторы, «можно рассматривать как синтез идей Н. Данилевского о «культурно-исторических общностях», модели архетипов психолога К. Юнга и «гипотезы цивилизаций» английского историка А. Тойнби»2, была сделана попытка детерминировать национальные интересы государств и стиль их поведения на мировой арене.

Основные понятия синергетики и закономерности эволюции самоорганизующихся систем

Основанием для выбора социальной синергетики в качестве методологии исследования интересующих нас концептов, в первую очередь, является то, что «синергетика: по своей природе исторична: Или, если сказать более жестко, понятие «историческая синергетика» тавталогично, ибо синергетика не может быть не исторической...», поскольку «историческая синергетика» «есть лишь частный случай выражения общих принципов развития Универсума в применении к социуму, принципов, которые И. Пригожий назвал законами процессов творческого открытия эволюции сложных систем»2. Вместе с тем, «тот факт, что о самой синергетике, ее междисциплинарной роли и методологическом значении многое; сказано и написано, отнюдь не означает, что в современном естествознании сформировалось систематизированное представление об; этой пока еще молодой науке» . Одна из причин этого, на наш взгляд, кроется в том, что синергетика как философия «главным: образом выросла из: теории колебаний, развитой Л.И: Мандельштамом и его школой, и качественной теории дифференциальных уравнений, начало которой было положено в трудах Анри Пуанкаре»4, которые поставили вопрос о переосмыслении «линейного мышления», связанного с ньютоновской системой; Поэтому в идеальном случае для реализации и развития методологического потенциала синергетики в теоретическом объяснении исторических явлений и процессов; ученые-обществоведы должны быть еще и математиками, а последние - обществоведами. Однако те и другие, идя навстречу друг другу, создали; такой1 понятийные аппарат социальной; синергетики, который доступен; пониманию человека, освоившего элементарные общенаучные абстракции.

В 1973 году немецкий физик Герман Хакен предложил именовать «синергетикой» (от греческого «синергия» - согласованность, взаимодействие) общую теорию самоорганизации1. Последняя трактуется как свойство системы, к самодействию без целенаправленного организующего: внешнего воздействия. Другим фундаментальным КОНЦЄПТОМІ синергетики является «диссипативная структура», то есть такая; структура, которая обменивается с окружающей средой, информацией; энергией, веществом. «Структура - это локализованный і в определенных участках среды процесс. Иначе говоря, это - процесс, имеющий определенную геометрическую форму, способный, к.тому.-же,, перестраиваться и перемещаться в этой среде. Структура (организация) есть процесс или, иначе, блуждающее в среде пятно процесса» . Диссипация (букв: «рассеивание») в;виде обмена;происходит не только между данной структурой и средой; но имежду элементами;структуры. Из: этого: очевидно, что человек, социум, Человечество являются диссипативными, то есть принципиально открытыми системами, хотя и с некоторыми оговорками: Человек открыт обществу и, природной, среде; если полностью закрыться от природы ему никогда не удастся в силу его современной физиологии, то степень его открытости перед обществом может варьироваться. Однако и? отшельник, изолировавший себя; от цивилизации, пользуется какими-то цивилизационными навыками; предметами, так или иначе испытывает влияние цивилизации; на окружающую его природную среду. Аналогично обстоит дело с конкретным социумом. Человечество открыто по отношению к природе, но оно не взаимодействует (по крайней мере, пока) с другой внешней социальной системой, если не принимать во внимание НЛО и связанные с этим гипотезы о внеземных цивилизациях. Тому и другому уделяется повышенное внимание, поскольку внешнее воздействие на Человечество и его природную среду может привести к непредсказуемым последствиям для нашей цивилизации.1

Исследуя общие закономерности социальной самоорганизации, как качественного и притом структурного изменения объективной реальности; то есть ее развития, социальная синергетика определяет взаимоотношения социального порядка и социального хаоса. Порядок в общем плане рассматривается как множество элементов любой природы, между которыми существуют . устойчивые («регулярные») отношения, повторяющиеся в пространстве (статический) или во времени (динамический), или; в том и другом. Хаосом называется множество элементов, между которыми нет устойчивых (повторяющихся) отношений.

Проблема определения параметров мирового порядка

Нельзя, отчасти, не согласиться, что «дополнительная причина широкого распространения; эсхатологических настроений (в осмыслении проблематики мирового порядка. - В.Я.) связана со спецификой восприятия человеком исторического времени в «пограничных» (или «канунических») ситуациях, когда один порядок - век, тысячелетие -сменяется другим. Такой переход - всегда переход границы, (нередко окрашиваемой культурной традицией в сакральные тона), отделяющей один экзистенциальный цикл от другого». Как полагает Э.Я. Баталов, такой переход «формирует «кануническое» сознание, рождающее массу ожиданий, надежд и еще больше - фобий»1.

Затрагивая эсхатологическую проблему, автор статьи2 пытается смягчить ее г остроту, ссылаясь на исторический опыт: «казалось бы таившие смертельную угрозу недуги; в большинстве случаев преодолевались», поэтому «нас ожидают не «конец истории» и не «конец, света», а новые катастрофы и новые испытания».

Надежда человека на то, что он не умрет завтра, дает ему силы для выживания сегодня, но не избавляет, от уверенности в наступлении смерти. Для избавления от страха перед смертью нужно понимание бессмертия -через «загробную жизнь», продолжение своей жизни в жизни потомков, своих дел - в делах человечества. Человечество хочет знать, есть ли естественный и закономерный конец его существования. Ф. Фукуяма не пророчествует «конец света», гибель человечества. Он поспешил, представив промежуточный и локальный аттрактор (либеральную демократию) в качестве глобального суператтрактора: Доказывать потенциальную возможность гибели человечества представляется излишним - стоит только вспомнить об! атомном оружии, атомных электростанциях, «парниковом эффекте» и тысячах астероидов, пересекающих траекторию Земли.

Поэтому «кануническое» сознание - лишь эмоциональный повод, но не причина? актуализации проблемы мирового порядка в научном сознании?, которое не может понять, наступит ли новый порядок после «краха» («кризиса», «развала») настоящего, или человечество вступило на траекторию, ведущую к закономерному финалу его истории: Неразрешенной осталась эсхатологическая проблема - самая острая: проблема традиционной «философии; истории», концепции которой разделились на финалистские и инфинитные по отношению к главному вопросу «существует ли у социальной истории конец или такого конца может и не быть?». И эта проблема, действительно, не может быть решена ссылками на оптимистическую эмпирику исторического опыта.

Как уже было показано при описании природы глобального суператтрактора, предел культурного развития человечества есть, но движение к нему должно быть бесконечным. И с этой точки зрения, эсхатологический вопрос поставлен некорректно, поскольку в такой постановке исключает возможность однозначного ответа2. Возможность гибели человечества в результате атомной катастрофы не: вызывает сомнений, однако, сама реализация этой возможности зависит от каждого из нас.

Из этого следует, что социальная синергетика, разрешая эсхатологическую проблему на гносеологическом уровне, снимает ее и на. аксиологическом; уровне, утверждая приоритет ценности человеческой жизни и настаивая на всеобщей ответственности за ее сохранение. Не уклоняясь от вопроса «что будет?» она дает понимание «что делать?», чтобы то или иное будущее состоялось1.

Чтобы более или менее предметно рассуждать о новом мировом порядке, нужно посмотреть на состояние имеющегося. Но здесь мы сталкиваемся с вопросом - о каком порядке (порядке чего!) идет речь? Э.Я. Баталов для осмысления концепта «мировой порядок» считает нужным «пройтись по цепочке понятий»: «порядок» - «социальный порядок» - «политический порядок». «Ибо только располагая ответом на общий, абстрактный (философский) вопрос «что есть порядок вообще, порядок как таковой!», мы сможем составить представление о том; что такое порядок в мировой политике, мировой порядок, глобальный порядок, меэюдународный порядок» . Отмечая, что о «порядке» писали такие крупные социологи и социальные психологи, как Ч. Кули, Р. Мертон, Л. Козер, Д. Ронг, а над проблемой «нового мирового порядка» «бились» гуманисты - радикалы Р. Фолк, С. Мендловиц и другие, автор подчеркивает, что наибольший вклад в разработку концептуального аппарата, необходимого для исследования проблемы, внес X. Булл в своей теперь уже классической книге «Анархическое общество. Исследование порядка в мировой политике». По мнению Булла, «сказать о некотором количестве вещей, что они образуют порядок, - это значит, сказать, в самой простой и общей форме, что они соотносятся друг с другом определенным образом, что их отношения не носят чисто случайного характера, а постороены в соответствии с некоторым отчетливо выраженным образцом.

Похожие диссертации на Национальные интересы как условие мирового порядка