Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Вертяев Кирилл Валентинович

Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект
<
Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вертяев Кирилл Валентинович. Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2000.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-23/74-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА І ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ

1. Основы формирования политической культуры курдов Турции. 23

2. Национальная политика Турции и курдский вопрос 39

ГЛАВА II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КУРДИСТАНА В 80-ЫЕ ГОДЫ.

1. Курдское движение в период власти военных (1980-1983). Характеристика курдских партий 49

2. Политическое развитие Турецкого Курдистана в период гражданского правительства. 80

ГЛАВА III. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОГО КУРДИСТАНА В 90-Е ГОДЫ.

1. Изменение политики властей в период правления президента Т. Озала (1989-1993) 111

2. Политика властей и курдское движение во второй половине 90-х годов: ужесточение позиций правительства 153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 205

ПРИЛОЖЕНИЯ 213

БИБЛИОГРАФИЯ 216

Введение к работе

Проблема регулирования межэтнических отношений занимает одно из центральных мест в общественной и политической жизни многих стран Востока. Это подтверждается хроникой последних десятилетий почти во всех государствах Азии и Африки - от стран Магриба до Филиппин и Индонезии.

Цель исследователя межэтнических проблем в обществе заключается в изучении и раскрытии взаимосвязи этнонациональных факторов с проблемами социально-экономического, политического, культурного развития данного региона. Общие процессы и закономерности этнонационального развития на Востоке заключаются в том, что в восточных обществах с одной стороны наблюдается процесс этнической и/или национальной мобилизации, а с другой стороны, модернизационные тенденции в экономики и политике, которые, казалось бы, должны были сплотить общество, на самом деле открывают дорогу различным формам этнического партикуляризма. Нередко подобные тенденции протекают здесь в иных условиях, нежели на Западе, и под воздействием ряда факторов, не игравших существенной роли на сопоставимой стадии развития западных полиэтнических районов мира.

Общими факторами, которыми определяют специфику этнонационального развития полиэтнических стран Востока, обычно считается разнообразие и беспрецедентное сочетание социальных структур - от родоплеменных до зрелых форм рыночных отношений; активное воздействие на ход этнических процессов со стороны государства, осуществляющего курс на интеграцию и "строительство нации", современных политических институтов, политических элит, влияние НТР, средств массовой информации, внешних факторов, роль которых возросла с интенсификацией международных связей.

С точки зрения вышеуказанного анализа Турция представляет особый интерес. Эта страна, не обладая сложным этническим составом населения, оказалась в эпицентре трудноразрешимого конфликта, а особая ситуация в стране, когда этническое меньшинство курдов было практически лишено прав, также делает этнонациональную ситуацию в Турции непохожей на процессы в других странах. Своеобразие этнической ситуации в стране обусловлено наличием крупного этнического меньшинства курдов, составляющих не менее 12% общей численности населения с одной стороны, и тенденцией к общетурецкой интеграции, "строительству нации" и фактическим непризнанием официальными кругами страны полиэтнического характера государства - с другой.

Многими исследователями курдский вопрос рассматривается как
историческая категория и политическая проблема, требующая

определенного ответа. В настоящее время большая часть курдов проживает на территории современных Турции, Ирана, Ирака и Сирии и практически во всех этих странах на соответствующих этапах истории суть курдского вопроса составляла борьба курдов за предание определенного политического статуса своему народу (независимость, автономия, федерация). Поэтому курдский вопрос объективно стал фактором политической жизни всех государств Западной Азии, где проживают представители этого народа.

Внимание к изучению курдского вопроса в Турции остается непреходящим, по крайней мере, по двум причинам. Турция является крупнейшим по численности населения государством Ближнего Востока (не менее 65 млн. человек к концу 1998 г.), которое обладает исключительно важным геополитическим и стратегическим положением. Турция объективно остается одной из ведущих держав Ближнего Востока, и в то же самое время стремится стать активным участником и полноправным членом Европейского сообщества.

С другой стороны, восточные и юго-восточные регионы страны являются очагом социальной нестабильности, где начиная с 1984 года шла

вооруженная борьба курдских повстанцев, направляемая Партией рабочих Курдистана (ПРК).

Курдский кризис является мощным дестабилизирующим фактором внутренней жизни Турции. При этом экономическая неразвитость восточных регионов страны, наличие маргинальных слоев, постоянная миграция населения в западные провинции, недовольство существующей экономической ситуацией во многом влияют и на политические взгляды живущего здесь населения.

Данная работа является попыткой анализа этнополитического
конфликта в Турции, влияния политической системы страны на характер
протекания затяжного этнического конфликта. Объектом изучения
является курдский конфликт в Турции на протяжении последних двух
десятилетий. Целью диссертации является изучение роли политического
аспекта в протекании межэтнического конфликта в Турции, политического
поведения различных групп населения, партий и элит, идеологических
установок режима по курдскому вопросу, особенностей политических
партий турецкого Курдистана, а также степени воздействия "курдского
фактора" на формирование внутренней и отчасти внешней политики
Турции. Автор стремился определить характер и динамику

взаимоотношений центральной власти с курдским меньшинством, характерные для Турции способы политического урегулирования конфликта, изучить роль курдских политических партий в курдском движении. В порядке постановки вопроса автор рассматривает проблему политической культуры в курдском движении, в основе которой лежит комплекс присущих данной общественной группе представлений о взаимоотношениях между личностью, группой, обществом и государственной властью.

Хронологические рамки исследования охватывают период 80-х - 90-х годов, что обуславливает актуальность выбранной темы, поскольку в этот период происходила резкая активизация курдского повстанческого движения в Турции. В диссертации рассматриваются периоды власти

военных после государственного переворота 1980 года (1980-1983 гг.),
период "ограниченной демократии" (1983-1989 гг.). Отдельным объектом
исследования становятся девяностые годы, а именно период правления
президента Тургута Озала (1989-1993) и Сулеймана Демиреля (1993 -
настоящее время). Особенностью этого периода была и остается до сих пор
ускоренная экономическая и социальная модернизация «курдского
региона», призванная сократить отставание восточных областей страны от
ее "центра" при условии сохранения республиканской традиции турецкого
национализма, наиболее ёмко выражавшейся в тезисе "одна страна - один
народ", служившей идеологической и политической основой режима.
Девяностые годы ознаменовались ростом политической активности курдов,
их стремлением занять определенную политическую нишу в

государственной системе страны, что в определенной степени противоречило политико-культурным установкам турецкого общества, подтверждая, по сути, что подобные характеристики весьма консервативны и устойчивы. Конкретные задачи исследования заключаются в следующем:

изучение воздействия политических характеристик (идеологических установок режима, политических решений) на протекание курдского конфликта на каждом этапе рассматриваемого периода, на принятие решений и способы их проведения в жизнь со стороны властей, на восприятие этих решений различными слоями общества, вовлеченными в конфликт;

изучение роли политических элит в конфликте и его оценка в программах ведущих политических партий страны;

изучение структуры и социального состава курдских партий и движений, оценка их политических требований;

исследование динамики изменения отношений центральной власти с курдскими политическими силами;

- исследование влияния идеологического (в частности, фактора национальной государственной идеологии "туркоцентризма") и религиозного факторов на протекание конфликта.

Следует также поставить вопрос о роли и уровне политической культуры в курдском движении, |основу которой, как уже отмечалось, (составляют присущие курдской этнической группе представления о взаимоотношениях между личностью, группой, обществом и государственной властью.

Актуальность исследования . Курдский вопрос в Турции, по крайней мере в течение последнего десятилетия, выходит за рамки узкого страноведческого интереса, став на определенном этапе фактором нестабильности во всем ближневосточном регионе. В исследовании учитьшается, что всякий политический анализ подразумевает поиск здорового баланса интересов, выявить которые, по мнению диссертанта, невозможно без точного представления о характере тех или иных политических сил и прогноза о вероятных направлениях внутреннего развития страны. Способы же политического урегулирования острых межэтнических конфликтов, перешедших в стадию вооруженной борьбы, имеют сейчас чрезвычайно важное значение.

К концу 1999 года политическая ситуация в Юго-Восточной Анатолии -районе компактного проживания курдов - стала характеризоваться относительной стабилизацией. В частности, это связано с заявлениями представителей Партии рабочих Курдистана об отказе от вооруженных форм борьбы и перемещении ее в политическую сферу. С другой стороны, арест и осуждение главы Партии рабочих Курдистана Абдуллы Оджалана, при всей неоднозначности отношения к лидеру курдских повстанцев в мире, вызвали широкий резонанс мировой общественности, вновь привлекли внимание к проблеме турецких курдов.

Опыт Турции, когда вооруженное противостояние под довольно радикальными лозунгами ("Война за создание независимого Курдистана") постепенно трансформировалось в политическую борьбу, дающую

возможность решения тех или иных насущных задач по обеспечению культурных прав курдов на базе политического консенсуса, безусловно, заслуживает самого внимательного рассмотрения.

Политическая значимость работы определяется выявлением характера и перспектив курдского движения в Турции, критическим анализом целей и идеологических установок политических партий курдов. Вместе с тем в работе предпринята попытка раскрыть сущность политики властей Турции в отношении курдского меньшинства.

На протяжении долгого времени курдский вопрос был трудным аспектом в отношениях между СССР (Россией) и Турцией. Большинство же выводов о характере вооруженной борьбы курдов в Турции нередко делалось у нас в угоду догме, объективность которых, по мнению автора, может быть поставлена под сомнение, ибо они формировались в основном под влиянием конкретных идеологических и политических задач внешней политики.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования исследователями проблем курдского движения. Выводы, приведенные в диссертации, могут быть полезны для выработки политических позиций по отношению к курдскому движению, которые в сегодняшней России характеризуются крайней непоследовательностью и во многом находятся под влиянием устаревших идеологических представлений.

Новизна исследования определяется использованием значительного объема новых документальных и аналитических материалов, освещающих реальные социально-политические процессы в Турецком Курдистане.

Широкое привлечение материалов турецкой и западной печати, в особенности периода 1990 - 1999 гг., позволило ввести в научный оборот многие новые факты, непредвзято оценить политику государственной власти по отношению к курдскому меньшинству.

Впервые в отечественном востоковедении делается политологический анализ этнополитического конфликта в Турции. Автор учитывает, что наиболее полное изучение межэтнического конфликта возможно при использовании комплексного междисциплинарного подхода, стоящего на стыке экономики, социологии, политологии, этнопсихологии и ряда других дисциплин. Учитывая это, особое внимание уделяется политологическому анализу конфликта, выделению его в качестве самостоятельной проблемы с целью наиболее полного освещения роли политических институтов в этом вопросе. Также анализу подвергаются политические процессы, протекавшие в Турции в исследуемый период с точки зрения их корреляции с "курдским фактором" внутри страны.

Объективно существующая в стране проблема "центра-
периферии" нередко рассматривалась в контексте социально-
экономической диспропорции развития Запада и Востока Турции.
Учитывая это, в работе предлагается выделить в качестве отдельного
объекта изучения юго-восточные районы Турции также в качестве
"политической периферии", обособленные как этническим своеобразием,
так и другими социальными особенностями, что накладывает

определенный отпечаток на политическую культуру и политическое поведение местного населения.

Используя политологический анализ сегодняшней этнополитической ситуации в Турции, рассматривается отношение этнических общностей к такому ресурсу, как власть, а также развитие политических отношений между политическим центром и курдской периферией.

Также дается проблемно-исторический анализ девяностых годов, - периода, который характеризуется наиболее существенными социальными и политическими сдвигами на "курдской периферии".

В качестве методологической основы работы берется
проблемно-исторический метод, включающий использование

возможностей, заложенных как в стадиально-формационном, так и в цивилизационном подходах. Стадиально-формационный анализ по-

прежнему остается актуальным в контексте рассмотрения проблем межэтнического конфликта и форм его конкретного проявления на примере Турции. Так, в рамках изучения закономерностей формационного развития общества и неравномерности процессов эволюции отдельных регионов, автор использовал концепцию "центра-периферии" (М. Хетчер), характеризующую особый тип отношений, когда периферийная группа (этническое меньшинство), проживающее в экономически отсталом районе страны, обладает комплексом своих социо-культурных, политических стереотипов, обусловленных не только этническими, но и экономико-географическими характеристиками данного этноареала. Ценность такого подхода заключается в том, что он демонстрирует все основные признаки социального конфликта, из которого вытекает, что в процессе развития общества этнические группы не обладают одинаковым статусом при распределении благ и ресурсов, в том числе и политических.

К проблеме методологии примыкает и понятийный аппарат, используемый в работе.

Важное место в исследовании занимает определение понятий этнос и нация применительно к курдам. Объективно проблема самоидентификации курдов усложнена определенными культурными, в том числе и язьпсовыми и политико-культурными различиями между представителями одного народа, проживающими в сопредельных странах (Турции, Ираке, Иране, Сирии). Большинство отечественных курдоведов признавали неоспоримой идентификацию курдов как нации, сложившуюся в результате исторического развития этноса на единой территории, но не обладающих собственной государственностью.

Учитывая, что вопрос этнической (национальной) самоидентификации курдов Турции в рамках различных методологий (марксизм, функциональные теории и проч.) существенно различается, автор оставляет вопрос о национальной идентификации курдов открытым для дискуссий, тем более, что среди курдов Турции нет единства по этому вопросу.

Важны также определения этнического и этнополитического конфликта, используемые в работе.

Словарь "Психология" так определяет этнический конфликт: " Это форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Источником этнического конфликта, как правило, являются внеэтнические социально-политические и экономические противоречия".1

Под этнополитическим конфликтом подразумевается конфликт с определенным уровнем политического действия, участия общественных движений, сепаратистских выступлений, гражданской войны, в которых противоречия происходят по линии этнической общности. Таким образом, этнополитический конфликт является наиболее важной и актуальной разновидностью этнического конфликта.

Этнополитология, как наука, занимается изучением политических устремлений этносов к приобретению тех или иных форм государственности, политического или правового статуса, права на самоопределение, равно как и к сохранению самих этих приобретений.2 Очевидно, что этнополитика относительно новое явление, выражающее, с одной стороны, внутреннюю политизацию современных этносов, их втягивание в активные международные процессы, а с другой стороны, необходимость для государства учитывать в свой деятельности этническую специфику.3

На примере Турции межэтнический конфликт можно рассматривать как явление, во многом усугубленное социально-экономическими последствиями модернизации общества. При этом могут быть рассмотрены неравномерность развития регионов в государстве, форсированное решение экономических проблем без проведения патерналистской политики к этноменыпинствам.

1 Психология. Словарь. М. 1999. Стр. 467

2 Краткий этнологический словарь. М.РАУ. 1994. стр. 92

3 там же

В связи с достаточной изученностью блока социально-экономических проблем Турецкого Курдистана и учитывая политологический характер настоящего исследования, автор считает достаточным остановиться на общих выводах специалистов, подчеркивая при этом роль социально-экономического блока в политических программах курдских партий.

Под политической властью понимается реальная способность данного класса, группы или индивида осуществлять свою волю, выраженную в политике и в правовых нормах. В предлагаемой диссертации термин «власть» будет также использоваться для краткого обозначения государственных институтов, осуществляющих политическую власть в Турции на сопоставимых этапах рассматриваемого периода - военное руководство, президент, кабинет министров, меджлис. В понятие политической системы включается совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов и принципов организации политической власти в обществе, подчиненных кодексу политических, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам данного общества. Формы организации власти и совокупность методов руководства страной объединены понятием «политический режим».

Политологический анализ курдского вопроса в Турции неразрывно связан с изучением исторических и этнополитических аспектов развития как собственно курдского этноса, так и проблем современной истории Турции.

Ценными и весьма плодотворными материалами для подобного изучения обладают труды отечественных курдоведов так называемого классического направления, собственно заложивших основы изучения этой дисциплины в России: В.Ф Минорского, академика Н.Я. Марра, В. Никитина. Если труды В.Ф. Минорского и Н.Я. Марра представляются значительными исследованиями с точки зрения этнографии,

происхождения курдского этноса, то книга В. Никитина «Курды», изданная в Париже в конце 50-х годов и опубликованная затем в СССР, стала первой попыткой комплексного изучения проблем «разделенного народа», акцентируя внимание и на цивилизационных особенностях общества, что представляется актуальным при анализе истоков политической культуры курдов.

Изучение курдской проблематики в советской историографии
(учитывая то, что работы Минорского и Никитина были опубликованы на
Западе) нередко увязывалось с исследованием собственно «курдского
вопроса», как исторической и политической реальности . Начавшись в
двадцатых годах, эти работы активно велись в шестидесятые годы. В
семидесятые-восьмидесятые годы наметилось возрастание интереса
І к социальным и политическим проблемам в Турции, правовым аспектам
. самоопределения курдского народа. Однако в целом

характеристики национально-освободительного движения курдов Турции все чаще стали приобретать черты «революционного и классово ориентированного движения». При этом правящий режим Турции в контексте его отношений с курдским меньшинством оценивался как "милитаристский", "шовинистический", "неодеспотический", а иногда и просто "фашистский" В целом справедливо критикуя политику турецкого государства в плане ограничения культурных прав этнических курдов и объективно анализируя причины, приведшие к обострению этого конфликта, отечественные авторы нередко преувеличивали роль ведущих политических сил курдского движения, в первую очередь - Партии рабочих Курдистана, представляя ее в качестве "авангарда рабочего и антиимпериалистического движения всей Турции". При этом не учитьшался догматический, популистский характер ее идеологии, попросту закрывались глаза на террор против мирного населения, проводимый это организацией. Подобная позиция находила свое отражение и на

4 см. НА. Халфин. Борьба за Курдистан (Курдский вопрос в международных отношениях XIX века -1917 г.М. 1963 г.; М.С. Лазарев. Курдистан и курдская проблема (90-е годыXIXвека -1917 г.) М. 1964.;

специфическом однобоком взгляде на характер повстанческого движения курдов Турции и в отечественных средствах массовой информации.

Развитие отечественной историографии к середине девяностых годов было отмечено нараставшей тенденцией к отказу от преобладавших однобоких оценок курдского национального движения и политики "национального строительства", проводимой в Турции. Происходил переход к вопросу о типологии и социальной природе вооруженного конфликта в Турции, возможных способах его политического урегулирования.

В ряде работ современных отечественных и западных курдологов содержались чрезвычайно плодотворные размышления и выводы, ставшие отправной точкой для предлагаемого исследования.

Общетеоретическим проблемам курдоведения посвящены работы М.С. Лазарева5, которые помогли определить нынешние и потенциальные масштабы курдской проблемы в странах Ближнего Востока. Интереса заслуживает четкая систематизация М.С. Лазаревым блоков проблем (этнодемографические, географические, социально-экономические, внутри и внешнеполитические), которые лежат в основе обострения курдского вопроса.

М.А. Гасратян, рассматривая становление и развитие курдского национального движения в Турции, создал предпосылки для понимания многих аспектов современной политической ситуации вокруг Турецкого Курдистана6.

В работах М.А. Гасратяна и М.С. Лазарева есть заслуживающие внимания выводы и об особенностях национальных проблем в Турции, формировании национального самосознания курдов на современном этапе. При участии вышеуказанных авторов в конце 1999 года была опубликована

5 М.С. Лазарев. Курды и Курдистан. Факторы становления проблемы; в кн. "Национальный
вопрос в освободившихся странах Востока"; он же. Современный Курдистан. М. 1995. (гл. I),
он же. Курдистан в геополитическом аспекте.//Восток. №61998

6 Гасратян. М.А. Курдское движение в новое и новейшее время. М. 1987 (разделы глав IV- VIII).
Он же. К положению курдов в Турции; в кн. "Национальный вопрос в странах Востока. М.
1982; он оке. Курды в Турции в новейшее время. М. 1990

коллективная монография «История Курдистана» - первое комплексное изучение истории курдов с древнейших времен до наших дней.

В настоящей работе активно использовались труды российских востоковедов, касающиеся общеисторических, социальных и политических проблем в современной истории Турции: Н.Г. Киреева, М.С. Мейера, В.И. Данилова, Д.Е. Еремеева. "История этатизма в Турции" Н.Г. ІСиреева (М. 1991), дает обширный материал не только об этатистской традиции в экономической истории страны, но и содержит принципиальные выводы о влиянии этой традиции на политическую культуру страны, что представляется актуальным при анализе политических истоков курдского конфликта. Роль политических элит в политическом развитии Турции последних лет рассматривается в работе В.И. Данилова "Турция 80-х: от военного режима до "ограниченной демократии" (М. 1991), которая имеет большую прикладную ценность для анализа формирования политического режима страны. Определенный интерес представляют посвященные курдам страницы в книгах Д. Еремеева и А. Васильева

Из доступных автору диссертаций, связанных с разрабатываемой темой, особо следует отметить работу А. А. Исаева «Социально-политическое и социально-экономическое развитие Турецкого Курдистана в 70-ые - 80-ые годы» (М., 1989), которая, несмотря на преувеличение классовых противоречий в Турецком Курдистане содержит принципиальный вывод о необходимости комплексного междисциплинарного подхода к изучению проблем курдов. В диссертации особо отмечается роль экономических факторов, которые влияют на обострение конфликта. Диссертация также обладает богатым фактическим материалом.

Большое количество диссертационных работ по различным проблемам курдов, написанных еще в советское время, (по подсчетам автора этой работы - около 40) наглядно свидетельствуют о том, что тема

7 История Курдистана. М. 1999.

8 Д.Е. Еремеев. На стыке Европы и Азии. М. 1980

9 А. Васильев. Мост через Босфор. М. 1979

эта всегда вызывала интерес. Однако значительная их часть больше представляет интерес с точки зрения фактологии, нежели объективности политических выводов.

Затрагивающая социально-экономические проблемы курдов Турции кандидатская диссертация X. X. Хасана «Курды Северного Курдистана" (Ленинград. 1985), содержит интересный полевой этнографический материал, позволяющий проследить структуру формирования традиционных социальных связей у курдов.

Классических марксистских взглядов придерживается в своей кандидатской диссертации О. Хассо. «Курдская проблема в Турции после второй мировой войны» (М. 1980). Достоинством этой работы можно считать то, что автор пытается выявить характер экономических и политических отношений между центром и курдской периферией, которые имеют определенные черты "внутреннего колониализма".

Международно-правовым аспектам самоопределения курдов посвящены кандидатские диссертации А. А. Биштвана «Международно-правовые аспекты курдского народа на самоопределение» (Киев. 1989J и А.А. Дельсоза. «Проблема самоопределения курдского народа в свете международного права» (М. 1971J

Выработать позицию Российской Федерации в отношении курдского вопроса призвана кандидатская диссертация Ю.Р. Дасни "Курдский вопрос в региональной и мировой политике" (М. 1997). Однако фактический материал, касающийся Турецкого Курдистана основан на довольно устаревших данных, а сами турецкие источники используются в диссертации не всегда корректно.

Из работ курдских, турецких и других авторов по научной значимости особо следует отметить монографию М. Изади «The Kurds» (NY, 1990), которая содержит наиболее исчерпьтающую и хорошо систематизированную информацию о курдах и курдском движении по всему Ближнему Востоку. При этом работа характеризуется отсутствием

коньюктурных политических выводов, характерных для многих курдских ученых.

Проблемам формирования курдского национализма и политической ситуации в Курдистане посвящены работы и статьи А. Хассанпура 10, генерала X. Арфы11, И.Ш. Вашій.12

В частности X. Арфа одним из первых предпринял попытку систематизировать историю политических движений курдов в странах их проживания (H.Arfa. The Kurds. An historical and political study. London. 1966).

Работы турецких авторов условно можно разделить на две группы. В первую войдут исследования по социологии, политике и экономике, написанные на основе статистических данных, где анализируются меры правительства по ликвидации отставания курдского региона13. Близкий к марксистам турецкий социолог И. Бешикчи резко критикует идеологию и политику властей в отношении курдов . Его работы представляют интерес с точки зрения изучения взаимосвязи социально-экономической ситуации в регионе с политическим развитием курдского движения.

Вторую группу составляют откровенные официозы, проникнутые духом национализма и туркоцентризма15. Даже сегодня цензура в Турции такова, что не все исследования по курдской проблематике могут быть здесь опубликованы. Это вынуждает многих курдских и турецких авторов печататься на Западе.

Большой интерес представляют работы западных ученых по проблемам политического развития Турецкого Курдистана, которые, к

10 A. Hassanpur. Nationalism and language in Kurdistan. San.-Fr. 1992; он же. The Kurdish
Experience. Middle East Report, July-August 1994

11 H. Arfa. The Kurds. A historical and political study. London. 1966

12 Le Kurdes et le Kurdistan. Paris. 1981; он же. Курдский национальный вопрос. В кн.
Современное состояние курдской проблемы, (научный симпозиум). М. 1995

13 М. Erkal. Bolge acisindan az gelismislik. I. 1982; K. Boratev. Gelir dagilimi. 1. 1980. GuneyDogu
Anadolu. Gogmen sorulari. Ankara. 1995

UJ. Besilcci. Dogu Anadolu'nun duzeni. Sosyo-ekonomik ve etnik temelleri. Ankara. 1969; он же. The

Kemalist state and the Kurdish question. NY. 1990; он же, Devletterarasi somurge Kurdistan

(Kurdistan - an interstate colony) //Ismail Besikgi, Selected Writings, Kurdistan Information Centre.

15 S. Sabri-pasa. Van tarihive kurt ttirkleri. A. 1982

сожалению, еще мало известны у нас в стране. В первую очередь, это бельгийский исследователь М. Ван Бруйннесен, опубликовавший программную работу " Agha, Shaikh and State on the social and political organization of Kurdistan". (Utrecht. 1978), где, в частности, дан глубокий анализ зарождения традиционных основ для политической солидарности в Курдистане.

Среди книг, посвященных современным политическим проблемам курдов в Турции и вышедших в других странах, на первое место по справедливости нужно поставить работу американца М. Гюнтера "Kurds in Turkey: a political dilemma". (NY. 1990) 16, в которой была сделана одна из первых попыток к комплексному политическому анализу курдской

17 1 Я

проблемы в Турции, а также труды Р. Олсона , Д. МакДоуэла , Дж. Буллок и X. Морриса.19 В большинстве этих работ авторы справедливо критикуют как политику властей Турции, так и террористические методы ведения борьбы многих политических курдских групп.

В последнее время в западных научных изданиях публикуется большое количество аналитических материалов, связанных с политическими изменениями вокруг Турецкого Курдистана. В первую очередь следует отметить публикацию Ф. Робинса "Turkey and Kurds" в британском "International Affairs" (Vol. 69. №4. 1993), где дан глубокий анализ причин политических неудач в разрешении конфликта. Заслуживают особого внимания аналитические статьи М. Яппа "Kurds, Turks and Gulf War" (в кн. "The Gulf War" H.Maui, O. Pick ed. London, б.г.) и К. Кучеры "Mad Dreams Of Independence. The Kurds Of Turkey and the PKK. в "Middle East Report" (July-August 1994), где критически анализируются политические требования ведущих сил курдского движения.

16 см. также: М. Gunter. The changing Kurdish problem in Turkey. NY. 1994

17 R. Olson "The Kurdish Nationalist Movement in the 90-es"; он же "The emergence of Kurdish
nationalism and the Sheikh Said Rebellion" Austin. 1989

18 D. McDowell "The Kurds. A Nation Divided. (London. 1992)

19 J. Bulloch and H. Morris, No Friends but the Mountains: The Tragic History of the Kurds. London,
1992

Отдельно автор хотел бы выделить труды, освещающие общетеоретические вопросы, посвященные проблемам развития этноса, его политической социализации, формирования политической культуры, теории элит, нации, которые были изложены в работах Л.Н. Гумилева , Ю.В. Бромлея21, А.А. Празаускаса22, В.А. Михайлова23, Э.А. Позднякова.24 Наиболее полно тема этнополитического конфликта разрабатывается сейчас на Западе, где эти исследования активно проводились с середины 60-х годов. Это в первую очередь работы К. Дейча , Г. Блумера У американского исследователя М. Хетчера несомненную методологическую ценность представляет программный труд «The Celtic fringe in British development" (London, 1975), в которой анализируются основы и причины политического обособления «периферии» в рамках одного государства, формирование там специфической политической культуры. В плане выработки общих подходов к проблеме интерес представляют монографии, в которых обобщается опыт исследования этнополитических конфликтов в

других восточных обществах .

Интересные исследования приведены в коллективной монографии "Ethnic Group and State". (London. 1985), где рассматриваются взаимоотношения этнических групп в процессе строительстве "нации-государства", что представляется актуальным и для Турции.

При анализе принципов национального строительства в стране использовались работы 3. Гекальпа28, И. Бешикчи29, а также коллективная монография "Ethnic groups in Turkey". (Weisbaden. 1989J.

20 Гумилев. Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М. 1993

21 Ю. В. Бромлей. Очерки теории этноса. М. 1993

22 Празаускас А.А. Слагаемые национального единства. Pro et Contra. №3, 1997; он же.
Межэтнические конфликты в странах зарубежного Востока (главы I, II

23 Михайлов В.А. Принцип воронки или механизм развертывания межэтнического конфликта.
Кишинев. 1993

24 Э.А. Поздняков. Нация, национализм, национальные интересы. М. 1994

25 Deutsch К. Social mobilization and political development//American political science review. #55.
Sept. J 961

26 Блумер. Г. Коллективное поведение//Американская социологическая мысль. М. 1994

21 А.А.Празаускас. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. 1990; А.Ю. Другое. Индонезия: политическая культура и политический режим. М. 1997

28 Z. Gokalp. The Ideal of Nationalism //Nationalism in Asia and Africa. London. 1970

29 Dr. I. Besikgi. The Kemalist state and the Kurdish question. NY. 1990

Автор старался использовать и максимально объективно анализировать первоисточники как турецкого официоза - документы органов власти Турции, тексты конституции, так и документы ряда оппозиционных партий прокурдской ориентации, причем нередко распространяемые в форме самиздата. Идеологию властей страны в национальном вопросе раскрывают тексты конституции Турции 30, а также опубликованные официальные документы.31

В качестве политических источников в настоящей работе используются программные документы курдских нелегальных партий (Партия рабочих Курдистана , Социалистической партии Турецкого Курдистана , Национальные освободители Курдистана (НОК)34, Авангардная рабочая партия Курдистана , Демократическая партия Курдистана/Север и др.,), а

также легальных политических партии страны, где отражаются позиции в отношении курдского вопроса.

Ценность для исследования политических и идеологических аспектов курдского движения представляют книги и статьи лидеров ряда крупных политических движений Турецкого Курдистана: А. Оджалана38, К. Буркая39, Дж. Сейфи.40

В частности, в опубликованных у нас книгах А. Оджалана было наглядно продемонстрировано, что лидер ПРК рассматривает свою партию не только в национальном, сколько в классовом аспекте.

30 TurkAnayasalari metinleri. Ankara. 1982

31 Milli guvenlik konseyince Icabul edilen kanunldr. A. 1981; Turk vatandaslik hukuku, Ankara. 1959

32 Partiya Karkaren Kurdistan. PKK. Program, 1981;, PKKIIlkongre surecine ikiskin genel
sekreterlik talimatlari. 1986, A. Ocalan. Illkongre konusmalari. 1986, PKK, 5. Kongre kararlari 1995

33 Ttirkiye Ktirdistan Sosyalist Partisi Programi, 1. 1985, см. также
. aol. cotrv'Kurdis6065/Psk htm

34 KUK Birinci konferansi kararlari. 1981

35 Kurdistan Oncu Partisi Programi. 1984

36 Сервер Демократической партии Курдистана (Север)

37 Dogru yol partisi tuziikve programi., 1983; Demokrasi;

38 А. Оджалан. Социализм и проблемы революции. М. 1995 см. также «Курдистанская
действительность с XIX века по настоящее время и движение РПК (М. 1998),
«Проблема личности в Курдистане, особенности революционного борца и
партийная жизнь» (Ереван, 1994)

39 Kemal Burkay. The kurdish question, its history and present situation. Источник:

Основной объем информации по теме диссертации был почерпнут автором из имевшихся в его распоряжении периодических изданий. Учитывая, что анализ и освещение проблем, связанных с курдским вопросом, существенно разнились в материалах, подаваемых турецкими и западными изданиями, автор использовал как турецкие, так и западные издания. При/чем турецкая периодика использовалась в основном для сбора фактов ("Миллиет", "Хюрриет", "Джумхуриет", "Заман", "Теркиш Дейли Ньюс" и др.), а западные - такие как "Нью Йорк Тайме", " Ля Круа", "Интернешенел Геральд Трибьюн", "Монд", "Монд дипломатик", "Индепендент", "Ньюс Уик", "Эспрессо", "Гардиан", "Репубблика", "Панорама" - в качестве аналитических материалов.

Особую группу источников составляют регулярно публикуемые в западных странах информационные бюллетени всевозможных правозащитных организаций и межпарламентских групп -такие как "Международная амнистия", "Хельсинские наблюдатели", региональные комиссии по правам человека. В последние годы, после создания турецкого представительства комиссии по правам человека, такие бюллетени стали выходить и в Турции. В этих документах беспристрастно излагаются факты нарушения политических прав в Турции, преследования за инакомыслие, имеются аналитические материалы. При написании глав о политическом развитии Турецкого Курдистана активно использовались аналитические отчеты внутреннего пользования о ситуации в Турции, публикуемые на Западе/2

Интерес представляют материалы по политическим событиям в Курдистане, распространяемые через сеть Интернет, где содержатся ссылки на газетные статьи, политические программы. К сожалению, значительная часть источников по курдской проблематике носит здесь

40 Cengiz, Seyfi. Dynamics of the Kurdish & Kirmanc-Zaza Problems in Anatolia. Australia, 1996

41 Turkish Democracy Foundation, Human Rights, Democracy, Terrorism in Turkey. Ankara: Turkish
Democracy Foundation, J 995

42 East or West? Turkey cheks its compass. A minority stuff report (comm. Of foreign relations. US.
Congress. 1995

откровенно пропагандистский характер. Ценность представляют электронные страницы, принадлежащие международным общественным организациям, (www, kurdlibrary. com/politics, html) а также научным учреждениям, занимающимся проблемами Курдистана: таким, например, как Вашингтонский курдский институт или Курдский институт в Париже (www. ) В последнее время некоторые курдские газеты стали выходить в онлайновом режиме (www. ozgurpolitika. com).

Периодические издания курдских партий и общественных движений ("Берхведан", "Серхвебун", "Рия Азади", "Озгюрлюк", "Озгюр политика", "Денге комкар", "Армандж", "Хебат") могут служить ценными источниками при критическом подходе к содержащимся в них материалах.

Апробация диссертации. Над политическими аспектами межэтнических конфликтов автор начал работать в середине девяностых годов. Нынешняя диссертация является более расширенным продолжением начатой автором в Институте стран Азии и Африки при МГУ работы по анализу предпосылок курдского конфликта в Турции. Результаты исследований были изложены в депонированной статье автора «Политический аспект курдского вопроса в Турции в 90-ые годы», а также в ряде публикаций как научного, так и публицистического характера.

Основы формирования политической культуры курдов Турции

Курдский конфликт по праву считается одним из самых затяжных и трудноразрешимых этнических конфликтов в мире. Известно, что сферы возникновения конфликта охватывают различные сопредельные дисциплины, которые в большей или в меньшей степени влияют на его дальнейшее протекание. Одна из задач исследователя заключается в определении баланса таких явлений, специфических междисциплинарных черт этнополитического развития, которые в конечном итоге и лежат в основе конфликта. "Многогранность социальных явлений, раскрываемых в ходе конфликта, - писал в свое время Курт Манхейм, - позволяет фиксировать определенные структурные элементы общества, изменение которых и влечет изменение оценочных суждении в его развитии

Как известно, формирование курдской народности издревле происходило на территории их современного проживания, поэтому они считаются автохтонным народом ближневосточного региона. Исторические условия препятствовали политической консолидации курдов, которые в итоге стали крупнейшим в мире этносом (30 млн. человек), не имеющим собственной государственности. Собственно история курдского вопроса неразрывно связана с историей курдов: после раздела Османской империи странами Антанты при подготовке Севрского мирного договора курдский этномассив был разделен между четырьмя странами: Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Значительная часть курдского этноареала (около 50%) расположена на Юго-Востоке и Востоке Турции, формируя так называемый Турецкий Курдистан. Следует отметить, что используемое понятие "Турецкий Курдистан" носит условный характер. Как пишет М.С. Лазарев, "Курдистан - понятие этнографическое и в большой степени неопределенное. У него отсутствуют фиксированные границы, ибо никогда не было такого государства - Курдистан".44 В Турции принято обозначение района компактного проживания курдов Тюней-догу" - (Юго-Восток) которое носит скорее экономико-административную характеристику.

Итак, этот район, по сей день остающийся «заповедником» экономической отсталости, куда на 1 января 1998 года входили илы (турецкие провинции) Адыяман, Батман, Газиантеп, Диярбакыр, Мардин, Сиирт, Урфа, Ширнак и Килис, является местом компактного проживания курдского национального меньшинства. Помимо этих илов курды более или менее компактно проживают в илах Агры, Бингель, Битлис, Ван, Каре, Муш, Тунджели, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, которые географически относятся к Востоку Турции.

Сведения о численности этнических курдов в Турции носят приблизительный характер. Последний раз турецкая статистика приводила эти данные под весьма двусмысленной формулировкой, как о "части населения, считающего курдский язык родным". Было это еще в 1965 году. Тогда цифра эта составила 2 370 189 чел.45

Среди специалистов курдологов до сих пор нет единого мнения относительно численности курдофонного населения Турции. Согласно объективным и, на наш взгляд, наиболее исчерпывающим данным, приведенным Мерхадом Изади, в 1990 году курдское население Турции составило 13,65 миллионов человек или 24,03% всего населения страны. Турецкий социолог Сервет Мутлу оценивает курдское население на 1990 г. в 7 046 150 чел. Или 12,6% всего населения.46 Согласно данным переписи населения 1965 года примерно пятая часть всех турецких курдов проживала в западных провинциях. В 1990 году численность курдов, переселившихся в западные районы, достигла уже пропорции один к трем.

Ряд предыдущих исследований показывают большую насущность и актуальность использования междисциплинарного подхода в изучении национальной политики Турции. Многие политические силы внутри самой страны предлагают различные "рецепты" обеспечения мира в этом этнополитическом пространстве: одни говорят об экономических истоках резкой люмпенизации населения на Юго-Востоке страны, и как следствие, возникновение на этой почве радикальных экстремистских движений, другие сетуют на непродуманность национальной политики властей, требуют предоставления больше культурных прав курдам, третьи заявляют, что курдская проблема - искусственное явление, которое явилось результатом целенаправленной деятельности внешних сил.

Основная категория определения этничности - культура, которая служит рациональной основой, на которой могут формироваться иррациональные причины этнополитического конфликта, возникающие в сознании этнических групп. Известно, что культурное наследие этнической группы формирует существенные элементы и политической культуры (социально-политические нормы, представления о путях достижения и функциях власти, политические ценности и политическое поведение). Проще говоря, под политической культурой курдов мы подразумеваем присущие данной этнической группе культурные стереотипы, формирующие их отношение к власти и регулирующие отношения с ней.

Курдское движение в период власти военных (1980-1983). Характеристика курдских партий

Обострившаяся в восьмидесятых годах борьба турецких курдов имеет давнюю историю. Среди факторов, повлиявших на рост национального самосознания курдов в начале XX века, отмечаются поражения Османской империи в первой мировой войне, крах политики паносманизма, предполагавшей насильственную туркизацию национальных меньшинств: "...турецкая буржуазия натолкнулась на противодействие курдского национального движения, имевшего к моменту распада Османской империи свои общественно-культурные и политические организации, которые осуществляли деятельность по укреплению национального сознания курдов и их организацию в борьбе за независимость". 0

Единства мнений о путях и методах национального развития курдов Турции не было. К началу двадцатых годов активизировалась деятельность таких организаций, как Комитет независимости Курдистана ("Азади"), Общество возрождения Курдистана (созд. в 1918, председатель Сеит Абдулькадир), связанное с ним студенческое движение «Хеви» и Курдское общество возрождения (Kurt teali cemiyeti), Курдская национальная партия и Ассоциация курдских общественных организаций (Kurt teskilati ictimaiye cemiyeti), созданная бывшими членами Общества возрождения Курдистана.

В целом в национальном движении курдов к моменту провозглашения республиканской Турции выделялось пять течений, выражавших политические устремления различных группировок: движение за достижение полной независимости Курдистана (Комитет независимости Курдистана); за автономию Курдистана в рамках турецкой государственности (Общество возрождения Курдистана), достижение независимости под протекторатом Ирана и образование независимого единого Курдистана под протекторатом англичан. Пятое течение выступало за полное подчинение курдов Турции. К этому течению примыкали курды, состоящие на государственной, дипломатической службе, игравшие важную роль в жизни новой Турции.

Положения Севрского договора 1920 года предусматривали создание в пределах Турции автономных областей, населенных преимущественно курдами, а также возможность обращения курдов в Лигу наций с требованием предоставления им независимости. В общих чертах Севрский договор предусматривал создание в пределах Турции курдской автономии с возможным превращением ее в независимый Курдистан. По выражению В. Никитина, после подписания Севрского договора международное значение курдской проблемы не вызывало больше сомнений Об этом же свидетельствует и участие курдских делегатов в работе Лозаннской конференции.

Почти беспрерывный процесс повстанческого движения, наблюдавшийся в 20-х и 30-х годах в восточных вилайетах Турции, свидетельствовал о постоянно действующих факторах, которые обуславливали закономерность курдских восстаний: Выступления курдов в Майатье (1919), в районе Кочкири и Дерсима (1920-1921), курдское восстание под руководством шейха Сайда (1925), Араратское восстание (1927-1931), восстание курдов Дерсима (1936-1938) . Усиление политического и военного давления на курдских повстанцев вьшуждало их идти на создание по сути военизированных политических организаций. В 1927 году из представителей Курдской национальной партии был организован комитет "Хойбун" - политическая организация, особое внимание уделявшая вопросу создания специальных военных формирований в Курдистане для "борьбы против турок В середине сороковых была создана партия "Рызгари" ("Освобождение"), которая придерживалась левых взглядов.

Требования курдов о предоставлении им культурных прав, экономическом развитии районов их проживания были оправданы, учитывая неспособность центрального правительства обеспечить достойную жизнь населения на Юго-Востоке: «На протяжении всего правления Исмета Иненю {преемника Ататюрка на посту президента страны КВ.) вопрос в восточных вилайетах не рассматривался как часть национальной проблемы. Решение вопроса лишь в плане административном или военном породило безнадежную неопределенность» ОС - писал турецкий историк Ш.С. Айдемир .

Изменение политики властей в период правления президента Т. Озала (1989-1993)

В начале девяностых годов взгляды правящей элиты в Турции на национальный вопрос претерпели значительную трансформацию.

Аннексия Ираком Кувейта привела к сосредоточению в регионе миротворческих международных сил, в которых Турция принимала непосредственное участие. Определенная открытость границ, обусловленная военными действиями, способствовала усилению контактов проживающих здесь курдов из двух сопредельных государств. Еще в начале этой военной операции Анкарой особо оговаривалось непременное условие - не допустить создания курдского государства.

Актуализация в Турции курдского фактора в начале девяностых годов имеет несколько причин. Условно их можно разделить на внешние и внутренние факторы. Во-первых, как уже отмечалось, изменение ситуации в Северном Ираке вдохновило на борьбу повстанцев в самой Турции. Стимулом к действиям, направленным на приобретение политического статуса Турецкого Курдистана, мог служить процесс обретения независимости национальных государств в бывших СССР и Югославии. Возрастание подобных центробежных тенденции в мире в целом, когда за короткий период в 1990-1991 годах на месте союзных образований Югославии и СССР были созданы новые государства, в Европе произошел мирный раздел Чехословакии, а, например, в Африке в результате вооруженной борьбы от Эфиопии отделилась Эритрея, не могло не выпадать из поля зрения курдских политических элит в Турции. "Наблюдая за тем, как курды получают автономию в соседнем Ираке и как страны бывшего СССР обретают независимость, курды Турции решили, что пришел и их черед", - писала в начале 1992 года "Нью-Йорк Тайме". Другим немаловажным фактором является актуализация национальной идентичности как фактора объединения ряда стран: объединение Германии в Европе и Йемена в Азии, общая тенденция к интеграции в Европе могла бы стать своеобразным стимулом общекурдской мобилизации, поиску компромиссного политического решения о будущем страны.

Не секрет - и это мы увидим ниже, - что у ведущих сил национального движения в Турецком Курдистане - ни у СПТК ни тем более у ПРК, - не было достаточно продуманной концепции будущего административного или государственного устройства Курдистана. В целом можно сказать, что национальный фактор в мире реализовывался в контексте как центробежных, так и центростремительных тенденций. Возможно, что для курдов не существовало условий ни для одного из подобных вариантов: любые разговоры об отделении на корню пресекались как в Турции, так и в сопредельных странах: Сирии, Иране и Ираке. С другой стороны, создание национального государства курдов было невозможно и по другим причинам: слишком разительны были противоречия во взглядах политических курдских элит в этих странах, их идеологии были если не взаимоисключающими, то весьма противоречивыми. То же самое касалось и методов политической борьбы, социально-экономических факторов в регионах проживания курдов. Таким образом, автономия или членство в составе федеративного государства стали в 90-ые годы основным требованием курдских политических организаций в Турции. Вторым внешним фактором стала проблема курдских беженцев из Ирака. Как следствие, курдский вопрос в целом приобрел международную значимость. Об "исходе" курдов заговорил весь мир, а ряд западных правозащитных организаций стали все чаще обращать свой взор на проблему нарушения прав человека на Юго-Востоке Турции.

Но были и внутренние факторы актуализации курдской проблемы в Турции. Демократизация страны, пришедшая на смену авторитарной власти военных, ставила все более широкие задачи в деле решения курдской проблемы, в том числе и политического характера, несмотря на то, что консервативная часть политической элиты Турции выступала за жесткое подавление любых сепаратистских тенденций в среде курдов.

В марте 1989 года правящая Партия Отечества потерпела серьезное поражение на выборах в местные органы власти. За этим последовала отставка главы МИДа Турции Месута Йылмаза - одного из авторитетнейших политиков ПО, чью отставку связывают с желанием дистанцироваться от непопулярного руководства. Для привлечения поддержки вооруженных сил и националистически настроенного электората ПО решила ужесточить свою позицию в отношении Юго-Востока. Косвенным подтверждением тому, уже после избрания лидера ПО Тургута Озала президентом (ноябрь 1989), стало назначение на пост премьер-министра бывшего министра внутренних дел Йьыдырыма Акбулута, сторонника жестких силовых мер давления на сепаратистов.

Похожие диссертации на Курдский вопрос в Турции в 80-90-е годы : Политический аспект