Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности этнодемографических процессов
1. Этнодемографический процесс как объект демографической политики 23 — 50
2. Стратегия этнодемографического процесса . 51—76
3. Этноменталитет народов Кыргызстана 77 — 93
4. Кыргызы и их этнические взаимосвязи 94— 107
Глава II. Проблемы межнациональных отношений в условиях демократии
1. Межнациональные и межэтнические отношения в современных условиях 108— 135
2. Некоторые проблемы титульной нации 136— 154
3. Новые титульные нации и региональный менталитет русских 155—168
4. Этнополитика Кыргызстана и этноментальность его населения 169—189
5. Влияние демократии на межнациональные отношения 190 — 203
Глава III. Социальные и национальные аспекты миграции и демографическая политика.
1. Этнодемографические и этносоциальные проблемы миграции 204 — 219
2. Место миграции в этнодемографическом процессе 220 — 236
3. Социальные проблемы миграции 237 — 252
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 253-258
БИБЛИОГРАФИЯ 259-284
ПРИЛОЖЕНИЯ 285-293
- Этнодемографический процесс как объект демографической политики
- Межнациональные и межэтнические отношения в современных условиях
- Этнодемографические и этносоциальные проблемы миграции
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Человеческое общество представляет собой сложное этнодемографическое образование, сферы деятельности которого весьма многообразны. В самом же деле, общество как система общественных отношений предполагает взаимодействие людей как представителей прежде всего этнических общностей и демографических групп. Ибо этнодемографическая характеристика человека импликативно вытекает из объективных условий его рождения и воспитания в определенной этнодемографической среде. Правда, при универсальной всеобщности и устойчивости этнических его свойств (человек рождается и умирает представителем одной нации), демографические его качества (возраст, миграция, кроме тендерных различий) более подвижны и изменчивы.
Таким образом, под этнодемографическими процессами подразумеваются изменения этнической и демографической структуры конкретного региона, страны и общества.
Вопросы теоретического исследования этнодемогра — фических процессов всегда были и ныне особо актуальны, вызывая интерес у специалистов — обществоведов в силу того, что эти процессы имеют прямое отношение к любой сфере общественной жизни.
Чтобы понять, оценить и определить совершенствование этнодемографического процесса в Кыргызстане, необходимо комплексно исследовать указанные сферы деятельности населения республики.
Особую актуальность, этнодемографические процессы в / Кыргызстан приобретают в наши дни, в период коренных социально —экономических трансформаций: политического переустройства, смены хозяйственного уклада, изменения идеологии, моральных принципов.
Всестороннее изучение этнодемографических проблем современного Кыргызстана позволит, используя методологию социологии, прогнозировать и управлять в целом общественными процессами. Это станет реальностью, если мы будем увязывать воедино все этнодемографические процессы в трех временных измерениях: опыт настоящего времени с историческим опытом прошлого и с прогнозами на будущее.
Такой подход дает возможность выявить роль и место этнодемографических процессов в общественном развитии.
Во —первых, этнические характеристики населения той или иной страны выступают критериями самоопределения государств и обществ (например, Французское государство и французское общество и т.д.).
Во —вторых, этносы и демографические группы (мужчины и женщины, молодежь и др.) предстают главными всеобщими и универсальными субъектами общественных отношений во все времена истории человечества.
В —третьих, на ход общественного развития определенное влияние оказывает этнический менталитет различных демографических групп населения конкретных государств.
В —четвертых, этнодемографическая ситуация играет решающую роль в развитии экономики, в изменении социальной структуры общества.
Словом, очевидна актуальность исследования проблем этнодемографических процессов в Кыргызстане.
Объект и предмет исследования. Несмотря на то, что различные аспекты диссертации в большей или меньшей степени затрагивались в научной литературе, но сама проблема в комплексном виде поставлена и трактуется диссертантом впервые. Всем этим определяются выбор предмета и объекта исследования, которые характеризуются целостностью и динамизмом:
— предмет исследования — демографическое поведение этносов и этнических групп, населяющих Кыргызстан;
— объект исследования — состояние этнодемографических процессов в Кыргызстане.
Степень научной разработанности темы
Специальных работ, посвященных этнодемографическим процессам в Кыргызстане пока нет. Вместе с тем можно выделить несколько групп научных разработок в различных областях обществоведения близких к теме данного исследования. Некоторые аспекты этой проблемы были частично затронуты в литературе по философии, истории, этнографии1, а также в работах наших современников2.
Так, для проведения этнодемографических исследований вообще, нашего в частности, не обойтись без опоры на историко — этнографических работы о кыргызах и других этносах, изданных в дореволюционное и советское времена. К сожалению, в постсоветский период такие исследования, особенно монографического характера, пока отсутствуют. До сих пор не потеряли своего значения весомые и богатые фактическими материалами работы Н.А.Аристова о кыргызских родоплеменных подразделениях1. А из первых изданий этнографов советского времени 20 —30 —х годов нашего века можно назвать основанные на. полевых материалах публикации Ф.А.Фиельструпа, Н.П.Дыренковой, А.В.Бурдукова и др.2 Особенно следует отметить научно —журнальные публикации С.М.Абрамзона Г который в послевоенный период особенно активно работал над различными сюжетами из кыргызской этнографии, публикуя их после полевых исследований. Их результатами стали две наиболее крупные его монографии3. При массе положительных откликов и рецензий специалистов, особенно на последнюю из них, оба труда и их автор все же подверглись шельмованию со стороны партруководства Кыргызстана и выразителей официальной историко — партийных взглядов. (Подробнее об этом изложено далее на страницах диссертации).
В 60 — 80 — х гг. нашего века интерес к историко — демографическим проблемам в Кыргызстане проявлял ряд местных авторов. В их числе назовем г—В М.Плоских4, В.Я.Галицкого1, Г.К.Кронгардта2. Последний издал несколько монографических работ по исторической демографии населения дореволюционного Кыргызстана и о его немецкой диаспоре3. Проблема взаимосвязи демографических процессов и демографической государственной политики, а также сходные их аспекты, как и особенности и отличия в Союзе и отчасти в его регионах рассматривались в трудах российских советских демографов4. В национальных республиках Союза — ныне независимых странах Центральной Азии ею стали интересоваться лишь после обретения ими суверенитета. В Кыргызстане этнодемографические процессы освещаются преимущественно на уровне публикаций в периодике, как учеными кыргызской национальности, так и представителями других этносов, главным образом представители из культурно — национальных центров. Между тем прогнозы и рекомендации по вопросам этнодемографической политики в республике напрямую зависят от степени изученности таких демографических процессов, как в масштабах регионов (областей), так и Кыргызского государства в целом.
Этнодемографический процесс во многом зависит от менталитета того или иного народа, выраженного в их демогра — фическом поведении. Впервые этот вопрос стали поднимать обществоведы Кыргызстана в 1992—1993 гг., и одним из первых был видный экономист Т.К.Койчуев, отмечавший не только положительные, но и отрицательные стороны кыргызского менталитета, сформировавшегося в советский период1.
Формирование менталитета современной кыргызской нации сопряжено с ростом ее самосознания, со всем духовным обликом и историко-культурным потенциалом, обогащавшимся на протяжении многих веков и под влиянием общения с другими этносами и их культурами. В этом отношении интересны работы А.А.Асанканов2, а также выводы в исследованиях ряда кыргызских авторов, изданных за последние два десятилетия о взаимовлиянии национальных культур дунган, татар, немцев и др. этносов с культурой кыргызской нации.
По мере постепенного превращения населения Кыргызстана из мононационально — кыргызского в многонациональное сообщество и особенно после включения его территории в российскую колониальную систему с 50 —70 —х гг. XIX в. и по мере втягивания затем народного хозяйства края в российский и мировой капиталистический рынок здесь устанавливались многие, причем различные по характеру взаимосвязи коренного населения с пришлыми переселенцами из соседних ханств (Бухара, Хива), Восточного Туркестана (ныне Китая) и больше всего из губерний и регионов России1. Не всегда и не везде, во всех уездах и во все времена, как в царское, так и в советское время они были исключительно дружественными, братскими2 и бесконфликтными, как зачастую с обильной лакировкой изображалось в исторической и др. общественно — политической литературе советского периода. Но в целом взаимоотношения кыргызов с представителями других этносов на местах были добрососедские, а в трудные годы Отечественной войны 1941—45 гг. теплыми, зачастую изобиловавшие фактами взаимопомощи. Все это нашло достаточно полное отражение в документальных сборниках и исторической литературе Кыргызстана.
Вместе с тем было бы не объективно отрицать, что в обстановке нараставшего экономического кризиса со второй половины 80 —х гг. и в начале 90 —х гг. нашего века общественные настроения у разнонационального населения Кыргызстана были далеки от идиллии не лишены острых противоречий в сфере межнациональных отношений (что в частности проявилось во время трагических событий в Оше и Узгене в 1990 г. ив массовой миграции русских и русскоязычных жителей Кыргызстана в 1992 — 1993 гг. в Россию и на Украину, выезде значительной части кыргызстанских немцев в ФРГ, а евреев в Израиль и США и т.п.)3. Это, естественно, повлияло на изменение этнодемографической ситуации в Кыргызской Республике и отмечено в публикациях демографов, историков и социологов. Правда, не со всеми их положениями в части предпосылок и последствий этих перемен мы согласны, о чем будет сказано далее и на страницах данного исследования.
Опираясь на известное высказывание В.И.Ленина о миграции, они, как правило, оценивали в своих работах миграционные потоки (чаще всего мигрантов называли переселенцами, а их потоки — переселением), положительно, причем о насильственных вынужденных переселениях в конце 20 —х и начале 30 —х гг., т.е. в период коллективизации и советизации айылов в Средней Азии, включая Кыргызстан, и в Кыргызстане, зачастую, умаливалось. В этом особенно преуспели наши экономисты Н.Х.Кумскова1 и Е.П.Чернова2, которые не связывали вопросы миграции и подготовки национальных рабочих кадров с изменениями этнополитической обстановки в республике. В 90—х годах в связи с массовой миграцией русских и представителей других этносов научная и широкая общественность Кыргызстана вновь стала обсуждать вопросы усиления миграции, ее причины, последствия и «рецепты» торможения миграции. Но не со всеми рекомендациями, которые публиковались по этому вопросу различными авторами, мы можем согласиться.
Явление миграции населения столь же старо, как и всемирная история человечества. Она была характерна и для Российской империи и для Союза ССР. На различные ее виды и последствия обращали внимание в своих трудах многие западно — европейские и российские демографы. А в 70 — 80 гг. нашего века не только интересовались теоретическими вопросами изучения миграции, но и плодотворно исследовали различные конкретные аспекты территориального передвижения населения и Ю.В.Арутюнян, Т.Н.Заславская, В.Л.Переведенцев, Б.С.Хорев, В.М.Моисеенко и др.1. Не обходили вопрос о различных видах и формах миграции, ее влиянии на экономику дореволюционного и советского Кыргызстана и его обществоведы; историки, востоковеды, а особенно экономисты.
Распад СССР с его партийно —тоталитарной системой управления Кыргызстаном и другими союзными республиками из Центра означал крах всей советской системы, включая ее идеологию марксизма —ленинизма — идейно—теоретический фундамент КПСС. Перемены в общественно — политической жизни в России, Кыргызстане и во всех других странах СНГ после 1991 г. уже сами по себе и без всяких научных трактатов, показали несостоятельность большевистской стратегии и тактики по национальному вопросу и по межнациональным взаимоотношениям. Им, якобы были не свойственны антагонистические ситуации2. Политологи насчитали 70 «горячих точек» на территории бывшего Союза, в том числе и несколько в Кыргызстане1. Так сама жизнь развенчала миф о новой исторической общности людей — «едином советском народе».
Трудно отрицать влияние экономических и социально-экономических факторов на состояние этнодемографической ситуации, на национальные и социальные аспекты миграции, выработку демографической политики или на определение стратегии прогнозирования демографических процессов в Кыргызстане, но и уловить, проследить и верно проанализировать их взаимозависимость от экономической политики государств удается далеко не всякому, даже крупным экономистам и другим специалистам — гуманитариям. И если мы в целом согласны в этом отношении с позицией Т.К.Койчуева2, то резко расходимся со взглядами на эти кардинальные вопросы социологии с его коллегами по «цеху экономической науки» Н.Х.Кумсковой и Е.П.Черновой, изложенных в их работах.
С ростом демократии по мере расширения и углубления экономических реформ в постсоветский период в суверенном Кыргызстане синхронно растет и влияние демократии, хотя и опосредствованно на состояние национального вопроса и межнациональных взаимоотношений3, которые в свою очередь влияют на этнодемографические процессы в Кыргызстане.
Так о первых шагах Президента страны А.А.Акаева, а также политических партий и общественных движений, направленных на установление, защиту и укрепление гражданских демократических свобод, продвижения Кыргызстана по пути строительства правового государства написано уже немало, хотя позиции и оценки разных авторов различны, нередко неоднозначны даже диаметрально противоположны1. Этого нельзя сказать о политологической литературе (за редким исключением)2, где бы отражалось то, как названные официальные и неформального характера мероприятия и действия реально содействовали достижению общенационального согласия в межэтнических взаимоотношениях в нашем полиэтническом государстве и социально — расслоенном обществе. Проблемы этнодемографических процессов в Кыргызстане подняты и в выступлениях и работах Президента А.А.Акаева.
Наконец, следует сказать, что особенно полезным подспорьем в оценке этнодемографической ситуации в Центральной Азии, включая Кыргызстан оказались статьи и выступления Президента Кыргызской Республики А.А.Акаева3
Президентов Казахской Республики Н.А.Назарбаева1 и Республики Узбекистан И.А.Каримова2.
Из всего вышеизложенного очевидна недостаточная разработанность в научной литературе проблемы этнодемографических процессов в Кыргызстане, что и подтверждает актуальность и новизну темы данной диссертации.
Обоснование методологии и методики исследования:
Методологию данного исследования составило философский анализ проблемы, исходя из диалектики общего и особенного, исторического и логического и т.д.
Конкретными методами изучения проблем этнодемографических процессов явились:
— сравнительно —исторический анализ эволюции этнодемографических процессов;
— контекст—анализ статистических материалов по этнодемографическим процессам;
— опрос — интервью социологических исследованиях;
— моделирование этнодемографических процессов в Кыргызстане как особого объекта социологического исследования для обоснования этнодемографии как особой отрасли теории социологии.
Цель и задачи исследования
Основной целью данной работы является выявление тенденций этнодемографического процесса в Кыргызстане для выработки методологии и практических принципов (стратегии и тактики) новой демографической политики молодого, независимого государства.
Для достижения этой цели ставились следующие задачи:
определение методологических основ исследования этнодемографических процессов;
применение парадигм социологического изучения к статистике этнодемографических процессов;
- сравнительный анализ истории и современного состояния демографического поведения народов Кыргызстана;
Цель и задачи исследования. Для достижения этой цели ставились следующие задачи:
определение методологических основ и обоснование методики исследования этнодемографических процессов ;
сравнительный анализ методологических подходов и парадигм социологического изучения этнодемографических процессов Кыргызстана;
анализ и систематизация исследовательских подходов определенных видов этнодемографических процессов в ходе социологического изучения.
Источниковой базой исследования является комплекс первоисточников:
-международные сборники: отчеты ПРООН, МБ, МВФ и др.;
-всесоюзные переписи населения: 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.;
-ежегодные стат.сборники ЦСУ СССР, Кыргызской ССР;
-тематические стат.сборники: женщины в СССР и т.д.;
всесоюзные переписи населения СССР в границах Киргизской ССР: 1970, 1979, 1989 гг.; статистические таблицы (демографических и др. данных) в кн.: Кыргызская республика. Отчет о человеческом измерении. 1995 г.; 1996 г.; 1997 г.;
ежегодные статистические сборники ЦСУ СССР и материалы республиканского статуправления и др. статистические издания;
материалы демографического ежегодника Кыргызской Республики;
данные конкретно — социологических исследований, с участием автора диссертации (1977 г. и 1982 г.) и непосредственно конкретно — социологических исследований под его руководством (1993 —1994 гг.).
А именно: конкретно — социологические исследования, проводимые в 1977 г. сектором этносоциологии Института этнографии АН СССР под руководством профессора Ю.В.Арутюняна и Л.М.Дробижевой, в которых непосредственно принимал диссертант на Иссык-Куле, в Джумгале и в г.Фрунзе (Бишкеке);
материалы пилотажного исследования, проведенного в 1982 г. в с.Чычкан—Дархане Иссык —Кульской области под руководством профессора Р.Ачыловой;
материалы социологических исследований, проведенных автором диссертации в 1993 г. в г.Бишкеке ив 1994 г. в г.Оше по вопросам миграции.
Совокупность выявленных, собранных и проанализированных документально — статистических материалов позволила объективно и аргументировано решать поставленные перед нами задачи.
Научная новизна диссертации заключается в попытке обосновать возможность и необходимость модернизации социологического изучения этнодемографических процессов в республике путем выделения этнодемографии в специальную социологическую теорию на стыке этнографии, демографии и социологии, тесно соприкасающаяся с социологией политики, управления и организации. В социологии Кыргызстана данное диссертационное исследование является одной из первых попыток комплексного изучения этнодемографических процессов в республике:
— на основе сравнительно — исторического анализа прослежена эволюция этнодемографических процессов в республике, дана поэтапная классификация их разработки в истории обществоведческой мысли Кыргызстана;
— осуществлен сравнительный анализ парадигм и подходов в изучении этнодемографических процессов в Кыргызстане;
выявлены изъяны в научной неточности данных статистики по этнодемографическим процессам в республике, отсутствие вовсе точной информации о внутренней миграции;
предложено авторское понимание методологических основ этнодемографических процессов в Кыргызстане, их структуры и содержания;
зафиксирована и упорядочена стадиальная глубина основных этапов генезиса и эволюции этнодемографических процессов в Кыргызстане;
— выдвинута и обоснована авторская модель этнодемографических процессов в Кыргызстане;
— классификация феномена менталитета на основе авторского его исследования национальные и региональные менталитеты), как важный фактор этнодемографических процессов;
раскрыты традиционные и нетрадиционные формы их воздействия на этнодемографические процессы;
с позиций новых социологических исследовательских подходов систематизированы и проанализированы наиболее эффективные и значимые виды этнодемографических процессов, подлежащие государственному регулированию;
выработана концепция новой демографической политики независимого Кыргызстана.
Основные положения диссертации выносимые на защиту
1. Эволюция исследовательских подходов к изучению феномена этнодемографических процессов привела к ситуации, когда можно констатировать наличие широкой скрытой и неотрефлексированной методологической базы конкретно — социологического анализа в изучении этнодемографических процессов в республике, особенно в изменившейся политической ситуации суверенного Кыргызстана.
2. Дальнейшая концептуализация, предметное самоопределение и развитие этнодемографических процессов в республике невозможно изучать в отрыве от политической ситуации в стране, что подтверждает анализ социологической исследовательской практики.
3. Методологические основы этнодемографических процессов выступают как особый структурный уровень данной научной дисциплины, в котором присутствуют следующие элементы:
— категориальный аппарат этнодемографии;
— общие принципы и логика познания феномена этнодемографии, новые исследовательские подходы к его изучению;
— стратегия сопряжения и взаимодействия этнодемографии с другими научными дисциплинами и механизмами включения ее в общекультурный и общеполитический контекст.
4. Потенциал этнодемографии не исчерпывается ее взаимодействием с разными ветвями социологии. Он может быть более полно реализован при создании общей теории этнодемографии методом политологического анализа.
Научно-практическая значимость данного исследования заключается: в возможности их использования в формировании новой демографической политики в республике.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок проблем этнодемографических процессов Кыргызстана и создания обобщающих трудов политологического, социологического и демографического характера.
Выводы и обобщения, фактические материалы данной работы могут использоваться для разработки лекционных спецкурсов и для составления учебных и методических пособий, тематических учебных материалов по национальному вопросу и межнациональным взаимоотношениям в вузах и специальных средних учебных заведениях гуманитарного профиля. Они могут быть полезны и при выработке практических рекомендаций по национальным проблемам и по демографическим прогнозам для республиканских и региональных органов Кыргызстана.
Материалы данной диссертации дадут возможность и исследователям других стран СНГ, особенно Центральной Азии для сравнительного изучения этнодемографических процессов между разными независимыми государствами, напоминая необходимость совместных усилий для решения конкретных задач миграции и т.д.
Апробация результатов исследования
Ряд теоретических и практических положений диссертации использовался при чтении спецкурса в Бишкекском Гуманитарном Университете (бывший Пединститут русского языка и литературы), где ее автор проработал более десяти лет. Там же на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава мы неоднократно выступали, освещая разные аспекты этнодемографических, этносоциальных процессов в республике. По этой же проблеме автор докладывал в Тбилиси 1988 г., в г.Алмате 1989, 1990 гг, в г.Оше 1994 г., в г.Санкт—Петербурге 1996 г., а в г.Бишкеке 1996 г. (научно-теоретическая конференция по проблемам — «Построение гражданского общества»).
Основное содержание диссертации, ее выводы и теоретические положения доложены автором диссертации на одиннадцати научно —теоретических и научно — практических конференциях:
О социальной структуре сельского населения. Научно-теоретическая конференция «Формирование и развитие основоположниками марксизма —ленинизма материалистического понимания истории». — Фрунзе, 13—15 ноября 1980 г.;
Семья как фактор изменения социальной структуры общества. II Межреспубликанская научная конференция молодых ученых КиргССР, УССР и БССР, посвященная XXVI съезду КПСС. - Фрунзе, 20-21 мая 1981 г.
Место семьи в изменении социальной структуры общества. Научная конференция профессорско — преподавательского состава Педагогического института русского языка и литературы. - Фрунзе, 15-16 июня 1983 г.
Изменения социальной структуры сельского населения Киргизии в условиях зрелого социализма. V—я научная конференция профессорско — преподавательского состава
Педагогического института русского языка и литературы. — Бишкек, 25 — 26 апреля, 1984 г.;
Национальные отношения и семья. Научно —теоретическая конференция, организованная Киргосуниверситетом по теме «Актуальные проблемы теории наций и национальных отношений», посвященная 50 — летию со дня рождения члена — корреспондента АН КиргССР, доктора философских наук, проф. А.Т.Табалдиева (1935-1975). - Фрунзе, 25-27 января 1985 г.
Влияние сельской семьи на динамику производительной структуры населения. VI —научная конференция профессорско- преподавательского состава Педагогического института русского Ф языка и литературы. — 25 мая, 1985 г.;
Вопросы социально — классовой структуры Кыргызстана. VIII внутривузовская научная конференция профессорско-преподавательского состава Педагогического института русского языка и литературы. — Фрунзе, 9—10 июня 1986 г.;
О взаимовлиянии социального происхождения и образования молодежи. VII летняя философская школа молодых ученых «Концепция образования: Историко-философские методологические аспекты». — Алма-Ата, июнь 1989 г.;
Миграция и национальный вопрос. Научная конференция «Межнациональные проблемы и конфликты: Поиски путей их решения». — гг. Бишкек— Чолпон—Ата. —12—14 сентября 1991 г.;
Проблемы миграции и национальные вопросы. Республиканская научно — методическая конференция
«Киргизская нация: проблемы становления и развития, (методология исследования)». — Бишкек, 21—22 ноября 1991 г.
Динамика численности населения Кыргызстана.
Межкафедральная научная конференция профессорско — ™ преподавательского состава Бишкекского педагогического института русского языка и литературы. — Бишкек, 28 — 29 апреля 1992 г.
Кроме того, основные идеи диссертации автором использовались в обсуждении проектов законов «О миграции», «О беженцах» и т.д.
По теме диссертации опубликовано 34 научных работ Ф общим объемом- 42 п;л., в том числе 3 индивидуальных монографии: «Парламент и некоторые вопросы социальной политики» Ош, Облтипография, 1994, 6,0 п.л. (на кыргызском языке); «Этнодемографические проблемы в Кыргызстане» Ош, Облтипография, 1994, 10 п.л. (на кыргызском языке); «Этнодемографические процессы Кыргызстана (вчера, сегодня, завтра)» Бишкек, 1997, 16 п.л. Структура и объем диссертации:
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 293 стр., включая приложения.
Этнодемографический процесс как объект демографической политики
Демография (от греч. Demos — народ и grapho — пишу)1 — общественная наука, исследующая численность народонаселения, его состав, структуру, расселение на данной территории и закономерности его развития. Основной объект демографии — процессы, связанные с изменениями в численности, составе населения, под влиянием естественной динамики (рождаемость, смертность), расселения и миграционной активностью населения. Демографические процессы определяются социально-экономическим состоянием общества, условиями жизни населения, протекающими в конкретной исторической среде.
Долгое время демографию подразделяли на следующие составные ее части: структурная демография — исследование состава населения и его изменений, роста рождаемости, состояния здоровья, смертности и ее причин; миграция — внутренняя, внешняя и международная; прирост населения — смена поколений и их обновление2. Названные части наглядно подтверждают, что научные теории о народонаселении закономерно трансформируются в специальную науку о закономерностях прироста населения. Исследование демографических процессов в государствах, приобретших суверенитет, как, например, Кыргызстан, начались серьезно в советский период, если не брать во внимание политическую их направленность.
Стремления, направленные на познание механизмов прироста населения и изучение закономерностей этого процесса, особенно в региональных масштабах, стоят на переднем плане этой науки. Будем ли называть ее теоретической или чистой демографией — цель у нее одна.
Целесообразно напомнить и о частях, разработанных в качестве критериев самой демографии. Например, в нее входят: дифференциальная демография, по соответствующим признакам определяющая различные виды динамики роста численности населения; региональная демография, исследующая вопросы изменения численности населения по районам, а также некоторые другие ее направления. Если говорить конкретнее, — демография расселения, стоящая особняком и вбирает сегодня в себя очень серьезную проблему этнодемографии Кыргызстана.
Кроме того, в последнее время на основе специализации других наук возникла историческая демография. Она включает палеодемографическую историю, изучающую древние письменные и археологические источники о современном населении, а также историю народа государства, в т.ч. и историю демографии. В этом плане в среднеазиатско — казахстанском регионе плодотворно работает алматинский демограф М.Татимов1.
Процесс формирования этнодемографии как комплекса наук сопровождался изменением, расширением предмета науки в указанных направлениях исследовательской деятельности. Дифференциальная, или перспективная демография, упомянутая выше теоретическая демография, демографическая политика и другие, конечно в этом случае наполняются сегодня новым содержанием.
Предполагать, что этнодемография и в прошлом рассматривалась как специальная наука излишне: при отсутствии концепции единой этнодемографической теории, определяющей общее теоретическое и методологическое единство, внутреннюю связь ее элементов. Различное положение людей в разных регионах, обусловленное развитием общества, формирование на основе национальных изменений и многих других факторов общей теории народонаселения позволило не только по —новому осознать значимость этнодемографии, но и определить ее место среди общественных наук. Кроме того, это дает возможность построить новую теоретическую конструкцию, основанную на принципах общей теории народонаселения и теоретической демографии, определить содержание и структуру системы демографических наук в более широкой научной системе и в более высокой по уровню системе знаний о народонаселении государства.
Межнациональные и межэтнические отношения в современных условиях
Когда речь идет о межнациональном отношении, тоьУ подразумеваются нации как их субъекты. В то же время, мы здесь используем и понятие «этнос» применительно к относительно малочисленным народностям республики. А вообще в теории этнографии понятия «этнос» и «народ» как правило используются отождествляя1. Если рассмотрим еще глубже, известный американский ученый Л.Г.Морган в своем труде «Древнее общество» (1877) использовал термин «этнический период» для обозначения стадий, пройденных человечеством в ходе своего развития. Он далее писал, что «этнический период... представляет собой определенное состояние общества и отличается свойственным этому периоду образом жизни»2.
Согласно распространненому среди специалистов мнению, народы — этносы являются основным исследовательским объектом этнографической науки. Однако изучение этнической проблематики этнографией далеко не исчерпывается. Скажем, историка и археолога интересует этногенез, лигивиста — этнолингивистические процессы, психолога — этнические особенности психики и т.д. и т.п. А мы интересуемся этнодемографией.
Анализируя этнографические литературы можно отмечать, что только последнее время термин этноса (этнический) начинает употребляться в научной литературе всамостоятельномзначении. И, естественно появился ряд специальных статей и работ, посвященных разработке понятия «этнос» и производных от него категорий1.
В нашей республиканской общественной науке с самого начала употребление, термина этноса, как и в бывшем Союзе за ним установилось значение «народ». Хотя с точки зрения ученого — этнографа в методологическом плане может быть неверно, но мы, преследуя практическую сторону, используем термин «нация» применительно относительно крупным нациям как кыргызы, русские, узбеки, а остальные обозначаем как «этнос».
Особенность современного Кыргызстана как многонациональной страны состоит не только в большом количестве различных наций, но и в разнообразии самих исторических форм этносов. Подобная дифференциация понятий «национальные группы», «этнические группы» существует и в нашей литературе. Скажем, дунгане, уйгуры, проживающие в Кыргызстане, составляют национальную группу. Потому что нет у них тесного взаимодействия и преемственности с коренной нацией, и они не придают этому особого значения1.
Поскольку осели они в Кыргызстане еще в конце 70—х и начале 80—х гг. XIX вв., то свою историческую родину они уже редко вспоминают. Однако следует сказать и другое. Живя бок о бок с другими нациями и этносами, к примеру, с кыргызами в Кыргызстане, с узбеками в Узбекистане, казахами в Казахстане, они не ассимилировались, и нельзя сказать, что в будущем они могут ассимилироваться этими этносами, компактно проживая в сельских местностях среди других коренных жителей. Независимо от такого расселения у них, как правило, почти не встречаются смешанные браки2. В других же взаимоотношениях со своими иноэтническими соседями они проявляют высокие качества человечности, доброжелательности и гостеприимства.
Ученые Национально—демократического института международных отношений (НДИ), штаб — квартира которого находится в Вашингтоне, автор имеет тесный контакт с ним, является одной из ведущих организаций, занимающихся проблемами развития демократического процесса в странах, находящихся на переходном этапе от тоталитаризма к демократии. НДИ проводит свои программы в более чем 70 странах, включая Россию, Казахстан, Киргизию, Грузию, по их данным правительство если проводит сбалансированную политику, больше пользы дают этнические группы перемешанные между собой, чем этнически однородным населением3.
Анализируя в условиях суверенитета развитие этнических и этнодемографических процессов, можно констатировать, что свобода дает всестороннюю возможность формирования
национально — культурных центров всем большим и малым народам, населяющих Кыргызстан. Такой центр вот уже несколько лет успешно существует. В этом направлении хорошо работала ассамблея народов Кыргызстана.
В период так называемого развитого социализма утверждалось, что в ближайшее время произойдет слияние подобных национальных групп с коренными нациями региона, в результате их совместного проживания, а также обогащения таким путем своей духовной культуры. Одной из важных проблем, которые не решались в послевоенное время, являлась малочисленность или даже отсутствие национальных школ с обучением учащихся на родном языке.
В Конституции республики прав граждан особенно указывается, что все в Кыргызской Республике равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой—либо дискриминации, ущемлению прав и свобод по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким—либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера.
Этнодемографические и этносоциальные проблемы миграции
После распада СССР и обретения суверенитета миграционная активность населения на территории Кыргызстана значительно возросла. Пик миграции по нашим наблюдениям приходится на 1991 — 1993 годы. Следовательно за последние годы миграционный процесс стабилизировался и идет на убыль. Однако, внешняя миграция все еще носит отрицательный знак. Отток населения превышает прибывших в 1,8 раза.
Еще накануне распада СССР в связи с всеобщим глубоким социально — экономическим кризисом, охватившим все постсоветские государства, нарушением привычной сферы обитания и образа жизни многих людей, «ослаблением контроля» за порядком в бывшей советской «коммуналке», где местожительством человека считалось «не дом, не улица, а Советский Союз», возможности появления этих «нужных» моментов, конкретных причин и поводов значительно расширились и снятие межэтнических конфликтных ситуаций стало государственной проблемой «номер один»1
После 1990 г. на юге республики, в особенности в Ошской области, усилились миграционные процессы, отток сельского населения в города, с одной стороны, отток в особенности русскоязычного населения, в другие республики и переселение кыргызов из других республик в Кыргызскую Республику, с другой. Основные причины такого поворота событий связаны с создавшейся экономической и социальной ситуацией в регионе. Этому способствовали известные трагические события в Оше — Узгене в 1990 г., распад Союза, события в соседнем Таджикистане.
По данным областных управлений статистики, в 1989 г. из Ошской области уехало 16532 чел., а прибыло 12714 чел., уменьшение составило 3818 чел., в 1990 г. отрицательное сальдо составило 16335 чел., при оттоке в количестве 28838 чел. и притоке всего 12503 чел.1
Следует сказать, что миграция из дореволюционной России в Кыргызстан играла ли прогрессивную роль или регрессивную — это другой вопроса. Но точно можно констатировать миграцию из России в Кыргызстан начиная с 60 —х г. и до начала 1970 —х годов не выполняла прогрессивную роль. В результате такой миграции во многих регионах Кыргызстана кыргызы составляли меньшинство и нарушено этнодемографический баланс. С другой стороны массовым оттоком населения в сторону Кавказа и Средней Азии в России тысячи и тысячи сел Нечерноземья остались безлюдными.
Почти во всех городах северной части Кыргызстана, где представители титульной нации по своей численности составляют меньшинство среди горожан.
Нельзя возлагать надежды на то, что в условиях рыночной экономики при интенсивном демографическом росте населения, с развитием индустриальных центров и городов, дополнительно будет появляться в массовом порядке и новая рабочая сила. Одним из приемлемых методов развития городской субкультуры в сельской местности является реурбанизация. В настоящее время, пусть и в хаотичной форме, но этот процесс продолжается.
В 1960 — и первой половине 1980 —х гг. в Кыргызстане возрастала численность населения, занятого непосредственно не сельскохозяйственным трудом, а в других сферах деятельности — в промышленности, строительстве, науке же реурбанизация пусть не очень быстрыми темпами, однако позволяет решить вопросы занятости населения.
Одним из сложных демографических и миграционных вопросов является несоответствие требований трудовых ресурсов сельской местности современному производству. В свое время известный ученый экономист Т.А.Заславская отмечала: «В ближайшее десятилетие рост населения и накопление трудовых ресурсов Средней Азии приведет к сокращению потребностей в рабочих силах в сельском хозяйстве, привлечению" тружеников сельского хозяйства к современному типу производства, перемещению их в другие регионы страны, к недостаточности социального, культурного, территориального и профессионального уровней подрастающего поколения, к неприспособленности их к другим условиям жизни (ведь привыкли к коллективному образу жизни)»1.