Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТУРЦИИ
Поиск путей модернизации и сохранения целостности Османской империи 18
Идейные основы формирования светской политической системы республиканской Турции и место ислама 28
Включение религиозного фактора в идейно-политический инструментарий властных структур 44
ГЛАВА 2.ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ТУРЦИИ
2.1. Формирование и институциализация исламистского движения в легальном поле турецкой многопартийности 54
2.2. Возрождение религиозных объединений и усиление их влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь Турции 83
2.3 Идейно-политическая платформа ПСР и основные направления деятельности после прихода к власти 97
ГЛАВА 3 ПРОЦЕСС ВСТУПЛЕНИЯ ТУРЦИИ В ЕС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОБОРСТВА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ
3.1. Основные этапы интеграционного процесса 120
3.2 Внутриполитическая борьба вокруг политических аспектов вступления в ЕС 131
3.3. Основные проблемы современного этапа переговорного процесса и позиция ПСР 154
Заключение 171
Список использованных источников литературы 184
- Поиск путей модернизации и сохранения целостности Османской империи
- Формирование и институциализация исламистского движения в легальном поле турецкой многопартийности
- Основные этапы интеграционного процесса
Введение к работе
Актуальность исследования роли и места исламского фактора в общественно-политической: жизни Турции, идущей, по пути экономической, а ныне и политической; интеграции в, ЕС,,имеет существенное значение для понимания расстановки политических сил. в этой стране и перспектив ее развития. А с учетом. того, что современный политический ислам1 продолжает оставаться предметом
'Следует учесть, что понятия исламизм и/или политический, ислам используются далеко неоднозначно в научной литературе и тем более в публицистике. В данной работе под исламизмом или политическим исламом понимается идеология и практическая деятельность, направленная на слом светских основ государственности и создание политических условий для применения внутри государства и в межгосударственных отношениях норм шариата. Движения, идеология которых предусматривает реализацию
политических и научных дискуссий, политологический анализ эволюции исламского фактора в Турции и его роли на этапе проведения демократических реформ способствует более объемному видению этого явления.
Актуальность исследования связана и с тем, что Турция является давним политическим и экономическим партнером России. Сотрудничество стран развивается как на двусторонней основе, так и в рамках региональных интеграционных объединений. Выстраивание наиболее эффективного формата российско-турецкого сотрудничества требует дальнейшего изучения политических процессов, происходящих в Турции в контексте ее движения по пути интеграции с Европейским союзом.
Объектом исследования является политическая система Турецкой Республики на современном этапе мирового развития, когда активизация интеграционных процессов сопровождается растущим культурно-цивилизационным многообразием.
Предметом исследования выступает исламский фактор в общественно-политической жизни республиканской Турции во взаимодействии с
этой цели путем применения теоретически обоснованного насилия и террористических методов борьбы, обозначают как «джихадистские». Используется в работе и термин «про-исламские» или «умеренно исламские» партии, в отношении субъектов политики, которые не позиционируют себя как партии религиозные, однако, подчеркивают свою исламскую религиозно-культурную идентичность. Политический ислам часто отождествляют с фундаментализмом. Данный подход представляется справедливым, поскольку все идейно-политические направления в исламе выступают за возвращение к его основам (хотя по-разному трактуют это). Существует множество теоретических подходов к определению и классификации движений политического ислама, однако справедливой и обоснованной представляется позиция известного американского специалиста по мусульманскому Востоку Дж.Л. Эспозито, который в своей типологии исламской политической мысли выделяет консервативное, неотрадиционалистское (или неофундаменталистское) и реформаторское (неомодернистское) направления.
К консервативному направлению Эспозито относит большинство улемов, придерживающихся классической мусульманской богословской традиции, представленной каноническими правовыми школами на раннем этапе исламской истории. Это часть религиозного истеблишмента. Поскольку правящие режимы в мусульманских странах используют религиозные ценности в целях собственной легитимации и консолидации, они в свою очередь поддерживают клерикалов. На практике клерикалы не поддерживают иджтихад (право самостоятельного изучения и толкования Писания), выступая за традиционное толкование исламских законов. Неотрадищюналисты (неофундаменталисты) выступают за возвращение к шариату, однако, не связывают свою идеологию с какой-либо богословско-правовой традицией. Призывая к возвращению к основам религии они предлагают через практику иджтихада реинтерпретировать право в соответствии с современными условиями, поскольку, по их мнению, ислам самодостаточен и содержит все необходимые ответы на вызовы времени
В отличие от неофундаменталистов, реформаторы (неомодернисты) четко разделяют с одной стороны принципы и ценности религии, обусловленные, как они считают, историческими и социальными причинами с институтами и способом их функционирования, которые могут и должны быть изменены, чтобы стать эффективными и конкурентоспособными, в том числе путем сочетания с западными моделями. — см.: Esposito J.L. Islam: The Straight Path. N.Y., Oxford: Oxford Univ.Press, 1998. PP.228-231.
модернизационными демократическими процессами на пути интеграции в Европейский союз.
Целью исследования является анализ эволюции исламского фактора в общественно-политической жизни современной Турции и его воздействия на перспективы движения страны по пути интеграции в ЕС, а также сравнительный анализ позиций основных идейно-политических течений по вопросам развития национальных государственных институтов и отношения к вступлению в Европейский союз.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
показать особенности и роль религиозного фактора в общественно-политической жизни Турции в контексте модернизации страны по европейскому типу в рамках кемалистской политической системы;
исследовать причины возрастания исламского фактора в общественно-политической- жизни Турции, его «народные» и политические формы в легальном политическом поле;
проанализировать деятельность и эволюцию идейно-политических, течений партий исламистской ориентации во власти, прежде всего по вопросам модернизации политической системы и вхождения в единое политическое пространство ЕС;
рассмотреть современный этап развития отношений между Турцией и ЕС на институциональном и договорном уровнях, проанализировать расстановку политических сил в отношении этих процессов, а также общественно-политическую дискуссию по одному из узловых вопросов внутриполитических споров — развитию демократических норм в соответствии с европейскими критериями;
дать комплексное представление об основе и специфике политической системы современной Турции, обусловленной как цивилизационными особенностями ее развития, так и авторитарным характером европейски-ориентированной модернизации;
выделить факторы, способствующие и препятствующие сближению Турции
с ЕС, и оценить перспективы полноправного членства страны в Евросоюзе.
Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации предпринята попытка целостного изучения влияния культурно-религиозного фактора на процессы вступления Турции в Европейский Союз, что позволяет дать более объемное и глубокое представление о социально-политических процессах в Турции в контексте выбора европейского пути. Современный этап турецкого политического? процесса рассмотрен преимущественно в его взаимосвязи с переговорным процессом о вхождении Турции в ЕС, что не получило пока достаточного отражения в отечественной и зарубежной научной литературе. Комплексно рассматриваются* идеологические установки и практические политические шаги правящей Партии справедливости и развития по вопросам вступления Турции в ЕС и демократизации политической системы, а также анализируются определившие их факторы.
Ряд источников впервые вводится в научный оборот.
Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения современной политической, науки. Основным методом исследования стал системный подход, что позволило подойти к предмету изучения как комплексу проблем единого политического процесса, выявить взаимосвязь и взаимозависимость его различных элементов, проанализировать связи между различными субъектами политических отношений.
Применен также компаративный (сравнительный) метод исследования, позволяющий выявить причинно-следственные связи в эволюции политического процесса, за счет чего стало возможным провести сравнительное кроссовременное исследование отдельной страны при помощи анализа ее политических институтов и макро-политических переменных политической системы Турции в сочетании с историческим, культурным, социальным и экономическим контекстом.
Источники, использованные при написании работы можно подразделить на несколько групп.
В первую группу входят официальные документы Турецкой Республики. Аутентичные тексты конституций, принятых в Турции с момента образования республики, а также официальные документы Турецкой Республики представлены на интернет-сайте Великого национального собрания Турции и Министерства юстиции Турции2. Программы турецких политических партий, пакеты законодательных поправок, принятые правительством Турецкой Республики в рамках гармонизации национального законодательства с правовой базой Европейского союза и другие нормативные документы размещены на Интернет-портале . Архивные документы республиканского периода (с 1923 г. по н.в.), к сожалению, недоступны не только для российских, но и для турецких исследователей, поэтому работа выполнена на базе доступных исследователю документов. Это заявления, меморандумы, сообщения официальных представителей государственных структур Турецкой Республики. Для анализа идейных основ Турецкой Республики использованы труды теоретика турецкого национализма Зии Гекалпа3 и основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка4.
Использованы также интервью и заявления турецких политических деятелей, что явилось важным источником анализа внутриполитической борьбы, в Турции по вопросу о вступлении страны в ЕС. Большая их часть получена с использованием интернет-ресурсов.
Автором проанализированы программы основных политических партий Турции: Партии Отечества, Демократической левой партии, Партии верного пути, Партии националистического движения, Партии национального порядка, Партии благоденствия, Партии добродетели, Партии счастья, Партии справедливости и развития5. При анализе данных документов они рассматривались, прежде всего, в
2wvvw.tbmm.gov.tr. - сайт ВНСТ (парламент Турции), где опубликованы стенограммы заседаний;
wwvv.adalet ;
3G6kalp Ziya. Turkish Nationalism and Western Civilization. N.Y.,1959; Gokalp Ziya. Turkciilugiin Esaslan.
Isnanbul, 1963.
4Ататюрк M.K. Избранные речи и выступления./ Пер. с тур., ред. и вступ. Статья проф. А.Ф. Миллер. - М.:
Прогресс, 1966; Atattirk Un soylev ve demtecleri. Cilt. II, 1952; Ататюрк M.K. Путь новой Турции. 1919-1927.
T.2-4. М.: Госиздат, литиздат НКИД, 1929-1934.
5Anavatan Partisi Programi, Ankara, 1983 // ; Demokratik Sol
Partisi Programi, Ankara, 1985 // ; Dogru Yol Partisi Programi,
аспекте отношения той или иной партии к интеграции в ЕС и задач, встающих перед турецким политическим классом в области совершенствования демократических институтов в стране.
Еще одной весьма обширной группой источников являются, документы Европейского союза, в. частности политико-правовые акты ЕС, касающиеся его взаимоотношений с Турцией во второй половине XX в. Важным источником, характеризующим взаимоотношения между Турцией и ЕС, является ежегодный «Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции» . В' нем приводится краткая история взаимоотношений Турецкой Республики и Европейского Союза, анализируются-реформы, проводимые в Турции в таких областях, как экономика, политическая система, судебная система, защита прав граждан и др:
Информацию о деятельности Евросоюза, статистические данные, справки по различным сферам политики и правового регулирования получены из сборников решений Европейского Суда, обзоров, глоссариев: К таким изданиям относится*' публикуемый 10 раз в год «Бюллетень Европейского-Суда»?, являющийся отчетом о текущей"деятельности Европейской Комиссии-и других институтов-ЕС8.
В! качестве источников статистического и* фактического-материала,, помимо указанных, использовались издания международных организаций: МВФ; структур ООН< турецких и европейских государственных органов . Кроме того, были использованы и издания правозащитных организаций, «Хьюман Райте Уотч» и «Эмнести Интернэшнл», размещенные на официальных интернет-сайтах.10
Ankara, 1983 //; Milliyetci Hareket Partisi Programi, Ankara,
1969 // htrp://vvww.belgenet.com/parti/program/mhp.html; Milli Nizam Partisi Programi. Istanbul, 1970 //
; Milli Selamet Partisi Programi, 1973; Refah Partisi Programi.
Ankara, 1983; Fazilet Partisi Programi, Ankara" 2001; Saadet Partisi Programi //
; Официальные речи Н.Эрбакана - лидера исламистов
Турции - опубликованы на сайте: .; АКР Programi //
programi/
6Regular Report on Turkey's progress towards accession. Official Journal of the European Communities (OJ).//
http//wvw.europa.eu/int/t:urlex/en/oj/index.html
7Bulletin of the European Union (BELT) // //abc/doc/off7
8Ha сайте доступны ежегодные кумулятивные индексы, начиная с 1996 г., список ссылок на Официальный
Журнал Европейских Сообществ. Документы ЕС доступны на сайте
9См. соответственно: ; ; ;
; ; .
,0;
Значительный фактический материал получен из информационных источников, публикаций в периодической печати Турции, а также в западной печати. Работы большинства авторитетных турецких экспертов, пишущих о политических проблемах страны и о перспективах интеграции в ЕС, печатаются в Европе и США на английском языке, отчасти потому, что публиковать некоторые материалы ранее не позволяла цензура.
Турецкие СМИ представлены в работе такими изданиями и информационными ресурсами, как: Resmi Gazete, Cumhuriyet, Htirriyet, Milliyet, Radikal, Zaman, Turkish Weekly и крупнейший турецкий информационно-аналитический Интернет-портал Turkish Daily News. Западная печать представлена электронными версиями следующих изданий: английскими - The Times, The Financial Times, The International Herald Tribune, The Guardian; французскими -Liberation, Le Monde; итальянской La Repubblica; американскими - The Washington Post, The New York Times, The Los Angeles Times, The Washington Times; а также журналами - Economist, Journal of South Asian and Middle Eastern studies, Middle East Quarterly, International Journal of Middle East Studies, Turkish Studies, Newsweek.
Научная литература. Теоретической основой при выработке методологических подходов явились труды классиков политической науки Д.Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда, Дж.Пауэлла, К. Строма, Р.Далтона, Л.Пая11, а также известных российских экспертов в области истории международных отношений. Это работы Е.П. Бажанова, О.Н.Быкова, А.Д.Шутова, А.Г.Задохина, К.Н.Кулматова, Г.А.Рудова, В.Ф.Ли и др12.
Автор руководствовался также результатами теоретических исследований по проблемам религии и политики таких авторитетных западных и российских
"Истон Д Категории системного анализа политики. В кн.: Антология политической мысли. T.2. М.,1997; Парсонс Т. Система современных обществ. М., Аспект-пресс, 1997; Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002; Пай Л. Незападный политический процесс. «Политическая наука», №2,2003.
12Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды. В 3-х томах. - М., 2001; Бажанов Е.П. Современный мир. Избранные труды. - М., 2004; Быков О.Н. Международные отношения: трансформация глобальной структуры. - М., 2003; Шутов А.Д. Постсоветское пространство. - М., 1999; Задохин А.Г. Россия в Евразии и мировой политике. - М., 1998; Кулматов К.Н. Мир в начале третьего тысячелетия: взгляд из России. - М., 2001;Рудов Г.А., Пономарева Е.Г. Центральная Азия. Кавказ. Балканы. -М., 2006; Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. - М., 2003.
востоковедов, как Дж.Л.Эспозито, А.А.Игнатенко, З.И.Левин, А.В.Малашенко, Г.И.Мирский, Л.НСюкияйнен и др.
Исследование опирается на труды современных отечественных ученых-тюркологов Д.Е.Еремеева, Е.И.Уразовой, Н.Ю.Ульченко, Н.Г.Киреева, М.С.Мейера, П.П.Моисеева, Б.М.Поцхверии, В.И.Данилова, В.И.Шлыкова, П.В.Шлыкова, И.И.Ивановой, Н.З.Мосаки, А.АХурьева, Г.М.Зиганшиной, коллективные монографии и другие издания, подготовленные авторскими коллективами ИВ РАН, ИМЭМО РАН, ИСАА МГУ, Института Ближнего Востока, Московского центра Карнеги.
В работе учтены материалы монографии «Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX века», подготовленной коллективом авторов под редакцией доктора исторических наук НГ.Киреева. Важнейшие, фундаментальные изменения в экономике, политике, идеологии турецкого государства к исходу XX в. рассматриваются в этой работе как итоги европеизации, провозглашенной кемалистской властью после победы в национально-освободительной борьбе. При работе над исследованием использовались материалы справочника «Турецкая Республика»14.
Среди работ советских и российских исследователей, посвященных модернизации Турции, формированию новой государственной идеологии турецкого национализма, а также месту религии в турецком обществе следует отметить монографию Ю.А.Петросяна, положившего начало научному изучению
13Esposito J.L. Islam: The Straight Path. N.Y., Oxford: Oxford Univ.Press, 1998; Игнатенко A.A. Халифы без Халифата. M.: Наука, 1988; Игнатенко А.А. Эпистемология исламского радикализма. // , Игнатенко А.А. Об исламе и нормативной дефицитности Корана.// Отечественные записки. 2008. №4. СС.218-236; Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть. М., ИВ РАН Изд. «Крафт+», 2005; Малашенко А.В. Ислам для России. - М.: РОСПЭН, 2007; Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. М.: 2006..; Малашенко А.В. Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное противостояние // Отечественные записки. 2001. №1; Малашенко А.В. Два несхожих peHeccaHca.//; Мирский Г.И. "Политический ислам" и западное общество, ; Мирский Г.И. Вестернизация, рождающая терроризм// ; Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия ; Мирский Г.И. Цивилизация 6eflHbix//; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. M.: «Наука», 1986; Сюкияйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму. // Центральная Азия и Кавказ, 2002, №3 (21); Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и проблемы безопасности в Северной Африке и на Ближнем Востоке.// Ближний Восток и современность. Выпуск 27. M., ИБВ, 2006. "Турецкая Республика. Справочник.-М.,2000.
идеологии османских реформаторов, а также исследования Н.А.Дулиной, И.Л.Фадеевой, Д.Е.Еремеева, В.И.Шлыкова15.
История формирования исламистских партий рассмотрена в монографии Р.ПКондакчяна «Турция: внутренняя политика и ислам»16, в работах В.И.Данилова, М.С.Мейера и др. Многие проблемы, связанные с отделением религии от государства, подняты в работе В.И. Данилова «Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции».
В изучении развития политической системы Турецкой республики в XX в., в анализе причин трансформации взглядов исламистов, прежде всего партии Рефах и ее концепции преобразования турецкого общества, важную роль сыграли работы
1 R
Б.М.Поцхверии, С.Б.Дружиловского, Н.Ю.Ульченко . Влиянию политического
ислама на государственную политику Турецкой Республики посвящена
диссертация Н.Н. Буянова «Политический ислам в Турции. 70-е XX - начало XXI
вв.»19. і
В работе автор учел фундаментальные исследования по истории Османской Империи и Турции западных ученых Б.Льюиса, Э.Я.Цюрхера, Э.Мэнго, У.Хэйла20.
Петросян Ю.А. Младотурецкое движение в документальных источниках и мемуарах. // Тюркологический сборник. -М., 1975, С. 150-161; Петросян Ю.А. «Новые османы» и борьба за конституцию 1876 г. в Турции. М., 1958 г.; Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Решид-паша. М., 1984; Фадеева И.Л. От империи к национальному государству. Идеи турецкого социолога Зии Гек Алпа в ретроспективе XX века. - М., «Восточная литература» РАН, 2001; Фадеева И Л. Формирование новых политических установок в эпоху правления султана Махмуда II (первая треть XIX в.) // Тюркологический сборник. 1979. М., 1985, С. 140-158; Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии Османской империи (османизм - панисламизм). XIX -начало XX в. М., 1985; Еремеев Д.Е. Становление республиканской Турции (1918-1939 годы). М.: ИСАА МГУ, 2004; Шлыков В.И. Начальный этап формирования идеологии турецкого национализма и тюркские народы России // Россия и Восток: взгляд из Сибири. Иркутск. Изд-во Иркут. Ун-та, 1998; - Т. 1. С. 170-175; В.И. Шлыков. Религиозные институты и государство в Османской Империи в XIX веке. // 16Кондакчян Р.П. Турция: внутренняя политика и ислам.- Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1983. 17Данилов В.И. Эволюция политической структуры и особенности политической борьбы в Турции // Турция. История и современность. М., 1988; Данилов В.И. Политическая борьба в Турции. М.: Наука, 1985; Данилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии». М.: Наука, 1991; Мейер М.С. Роль ислама в социально-политической жизни Турции // Вестник МГУ. Востоковедение. 1986., № 4;. Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика. Москва, 2001; Киреев Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика. М.: «Крафт+» ИВ РАН, 2001. 18Поцхверия Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке. М., 2004; Дружиловский СБ. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока // Ислам и политика. М.,2001; Ульченко H. Ю.Эрбакан на распутье // Новое время. 1996. №26.
19Буянов H.H. Политический ислам в Турции: 70-е гг. XX - начало XXI вв.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: Краснодар, 2005.
20Zurcher, Eric J. Turkey: A Modern History. NY, 1995; Mango, Andrew. The Turks Today. London, 2004; William Hale. Turkish Politics and the Military. London: Routledge, 1994.
В трудах Бернарда Льюиса «Ислам и Запад» и «Рождение современной Турции» исследованы многие аспекты первичной османской европеизации или протовестернизации. В них рассматриваются также вопросы мультикультурности и мультиконфессиональности в Османской империи в сравнении с Европой. Анализируется и национальная политика, проводимая как в Османской империи, так и в Европе.
Значительный интерес представляют публикации представителей западной политологической школы: З.Бжезинского, Д.Роупера, С.Хантингтона,
И.Нельсона и др., где анализируется политика Турции в новых изменившихся условиях, и рассматриваются перспективы возможных путей достижения Анкарой роли регионального лидера.
Большой вклад в развитие османистики внесли работы турецких ученых: Кемаля Карпата, Шерифа Мардина, Ниязи Беркеса, Тарика З.Туная, Селима Дерингиля23. Труды этих авторов позволили существенно расширить представления о модернизационных процессах в мусульманских странах, в частности в Турции, представив развитие османского и иных восточных обществ во всей полноте политических, социальных и экономических аспектов.
Следует отметить также работу Кемаля Кирисджи «Между Европой и Средним Востоком: преобразование турецкой политики», автор которой исходит из того, что турецкая демократия представляет собой альтернативную модель24.
"Луис Б. Ислам и Запад. -М.: Издательство «Библейско-богословский институт» Св. Апостола Андрея, 2003; Bernard Lewis, The Emergence of Modern Turkey, London: Oxford University Press, 1975.
22Z.Bzhezinsky. The Consequences of the End of the Cold War for International Security // New Dimensions in International Security; Adelphi Paper 265 London: Brassey's for the International Institute for Strategic Studies, Winter 1991/1992, Part I; З.Бжезинский Великая шахматная доска. М., 1998; D.Rouper. Shaping Strategy without the Threa t// Adelphi Paper 257, America's Role in a Changing World. // Brassey's for the International Institute for Strategic Studies, Winter 1990/91. Part II; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., Издательство ACT», 2003; Huntington S., Nelson I. No Easy Choice: Political Participation in Developing Societies. N.Y., 1976. 23Karpar, Kemal H. Studies on Ottoman social and political history: selected articles and essays.- Leiden; Boston: Brill, 2002; Karpat, Kemal H. Social change politics in Turkey. A structural-hist. analysis. 1973; Karpat K. The Transformation of the Ottoman State, 1789 - 1908. // International Journal of Middle East Studies. L., 1972. Vol. 3, №. 3, PP.243 - 281; Mardin S. The Genesis of Young Ottoman Thought: A Study in the Modernization of Turkish Political Ideas. Princeton, 1962; Berkes, Niyazi. The Development of Secularism in Turkey. Montreal, McGill Univ.press,1964; Tunaya T. L. Turkiye'nin Siyasi Hayattnda Batihlasma Hareketi. Istanbul, 1960; Mardin S. Turk Modemlesmesi. Istanbul, 1991; Selim Deringil. Turkey including the Ottoman Empire: History, Politics. Bogazi University, Istanbul. 2004.
24Kemal Kirisci. Between Europe and The Middle East: The Transformation of Turkish Policy // Middle East Review of international affairs. Volume 8, № 1 - March 2004.
Процессы модернизации в современной Турции рассматриваются в работе Натали Тоцци «Европеизация в Турции: стартовый механизм или якорь реформ?» .
Исследованием политической жизни Турции и роли ислама в ней занимались такие известные турецкие исследователи как Исмаил Джем, Ахмад Фероз, Бинназ Топрак, Ахмет Сарыбай, Хакан Явуз, Сенер Ялчин26 и др. В этих работах дана история зарождения и деятельности исламских партий и организаций, реакция на них сторонников секуляризма, показана роль исламского и светского компонентов в политической жизни страны. Эти исследования отражают преимущественно исторический аспект проблемы и относятся в основном к периоду 1960-х - нач. 1980-х гг.
Трансформации политического ислама и феномену ПСР' посвящены работы Х.Явуза. «Появление новой Турции: ислам, демократия и ПСР»; А.Чаркоглу «Возвышение нового' поколения исламистов в Турции: феномен ПСР* на ноябрьских выборах 2002 г.», Зии Ониша «Глобализация и партийная трансформация: турецкая ПСР и ее перспективы», а также «Консервативные глобалисты против' националистов-охранителей: политические партии и парадоксы европеизации Турции» 27.
Отдельным проблемам политической и экономической эволюции Турции посвящены работы Фуата Кеймана и Ахмета Очдуйгу «Гражданство в глобальном мире: европейские вопросы и опыт Турции» , З.Ониша и Умута Тюрема «Бизнес,
Natalie Tocci, Europeanization in Turkey: Trigger or Anchor for Reform? // South European Society and Politics, Vol. 10, №1 ( April 2005). PP.73-83.
26smail Cem. Tilrkiye'de geri kalmisligin tarihi. Istanbul yayinevi, 1975; Tarih acisindan 12 Mart. 2 Cilt. Istanbul. Gemyayineve,1977; Ahmad Feroz. The Young Turks. The committee of union and progress in Turkish politics 1908-1914. Oxford, The Clarendon press, 1969; Ahmad Feroz. The Turkish Experiment in Democracy (1950-1975). L., 1977; Binaz Toprak. Islam and Political Development in Turkey. Leiden, 1981. Turkish Studies, Vol. 6, №. 2, June 2005, PP. 187-199; Toprak, Binaz. Politicization of Islam in a Secular State: the National Salvation Party in Turkey // From Nationalism to Revolutionary Islam. Oxford, 1984. P.l 13-133; Ahmed Sinbay. Tilrkiye'de modernlesme din ve parti politikasi (MSP ornekolayi). Istanbul: Alan yayincilik, 1985; Hakan Yavuz, Political Islam and the Welfare (Refah) Party in Turkey // Comparative Politics, Vol. 10, № 1; Yalcin Soner. Hangi Erbakan? Istanbul, Oteki yay.1995.
27Hakan Yavuz The Emergence of a New Turkey: Islam, Democracy and the AK Parti. Salt Lake City: University of Utah Press, 2006; Ali Carkoglu, The Rise of a New Generation of Pro-Islamists in Turkey: The Justice and Development Party Phenomenon in the November 2002 Elections // South European Society and Politics, Vol. 7, №3 (Winter2002). PP. 123-156; Ziya Onis, Globalization and Party Transformation: Turkey's Justice and Development Party in Perspective // Peter Burnell, ed., Globalizing Democracy: Party Politics in Emerging Democracies. London: Routledge, 2006. PP. 122-140.
28Fuat Keyman and Ahmet Qcduygu, eds., Citizenship in a Global World: European Questions and Turkish Experiences. London: Routledge, 2005.
глобализация и демократия: сравнительный анализ турецких деловых ассоциаций»29.
Особенности политической системы,современной Турции анализируются в докладах таких исследовательских центров как Rand Corporation и German Marshall Fund of the US (GMF), публикуемых на официальных сайтах этих организаций30. Использовались материалы Вашингтонского института ближневосточной политики, Вашингтонского Центра В. Вильсона и др.
Необходимой теоретической основой диссертации явились также работы-. отечественных ученых, занимающихся проблемами европейской интеграции. Особое место здесь занимают исследования- В.Г. Шемятенкова «Европейская интеграция» и работа, написанная коллективом авторов «Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития» .
Отношениям Турции и ЕС посвящен значительный-, пласт научных работ российских исследователей, среди которых можно отметить монографию В.В; Кунакова «Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции» . Однако>вних освещены преимущественно экономические,- а: не политические1 и культурно-цивилизационные аспекты интеграции Турции* в Европейский Союз. Развитие отношений' между Турецкой Республикой и ЕС рассмотрено в монографии Б.М.Иоцхверии «Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в.»33.
Вместе с тем проблема взаимосвязи между исламским фактором и процессом интеграции1 Турции в Евросоюз пока рассмотрена в отечественной и зарубежной политологической и востоковедной литературе очевидно недостаточно^ нередко лишь в своих отдельных аспектах. Среди имеющихся работ следует отметить статьи А.Р.Башировой, Г.М.Зиганшиной,
29Ziya Onis and Umut TUrem, Business, Globalization and Democracy: A Comparative Analysis of Turkish Business
Associations // Turkish Studies, Vol. 2, №2. Fall 2001, PP.94-120.
30 http//; http//
31Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. M., 2003; Европейский Союз на пороге XXI века: выбор
стратегии развития. М., 2001.
32 В.В.Кунаков. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М., ИИиБВ, 1999.
33Поцхверия Б.М.Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в. М.:Наука,1986.
Ж.Мансуровой, Б.М.Поцхверии, Г.И.Старченкова, Е.В.Загорновой, В.И.Данилова, Н.Г.Киреева, Ю.С.Кудряшовой34.
В изучении эволюции форм турецкого исламизма от «халифатистов» эпохи поздней Османской империи до «умеренных исламистов» Партии справедливости и развития значительный интерес представляет диссертационное исследование Г.М.Зиганшиной «Исламистские течения в общественно-политической жизни Турции (1970-2000-е гг.)» . Противоборство различных политических сил в Турции по вопросу о вступлении в ЕС рассматривалось в диссертации А.Р.Набиевой «Внутриполитическая борьба в Турции по вопросу о вступлении страны в ЕС. 80-е гг. XX - начало XXI вв. , однако она не охватывает последние пять лет турецкого политического процесса и текущей стадии переговорного процесса между Турцией и ЕС. Данная тема нашла широкое отражение в публикациях западных и турецких исследователей: Мехмета Упора и Нергис Джанефе «Турция и европейская интеграция: перспективы присоединения и задачи», Иоакима Парслоу «Политические партии Турции и Европейский союз: как турецкие парламентарии решают проблемы, связанные с выдвигаемыми Евросоюзом условиями», Вольфганго Пикколи «Роль турецких НПО в европеизации страны» .
Баширова А.Р.Исламский фактор в процессе интеграции Турции в Европейский Союз // Ислам на современном Востоке.-М.:Ин-т Востоковедения РАН, 2004; Зиганшина Г. Турция: марафон на пути в Европу // Азия и Африка сегодня.-2005.-№5.-СС.ЗЗ-40; Мансурова Ж. Турция на пути в ЕС // Вестник РУДН. Серия.: Юридические науки.-2002.-№2. СС. 113-117; Поцхверия Б.М. От ислама к модернизму // Независимая Газета. 29.10.2003; Старченков Г.И. Турция: долгий путь в Евросоюз // Современная Европа.-2002.-№4.-СС.75-81; Загорнова Е.В. Проблемы Турции на пути к членству в Европейском Союзе // ; Данилов В.И. Религия и политика в мусульманском обществе. Опыт Турции // Ислам и политика.-М.: Крафт+ИВ РАН, 2001; Киреев Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика .-М.: Крафт+-ИВ РАН.2001; Ю.С.Кудряшова. Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, препятствующий ее вступлению в ЕС // Востоковедный сборник. №7, 2006.
35Г.М.Зиганшина. Исламистские течения в общественно-политической жизни Турции (1970-2000-е гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2008.
36А.Р. Набиева. Внутриполитическая борьба в Турции по вопросу о вступлении страны в ЕС. 80-е гг. XX -начало XXI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 2005. 37Mehmet Ugur and Nergis Canefe, Turkey and European Integration: Accession Prospects and Issues. London and New York, Routledge, 2004; Joakim Parslow. Turkish Political Parties and the European Union. How Turkish MPs Frame the Issue of Adapting to EU Conditionality // ; Wolfango Piccoli. Enhancing Turkey's EU Membership Prospects via Securitizing Moves: The Role of Turkish NGOs in the Country's Europeanization. // Department of International Politics University of Wales, Aberystwyth. Paper presented for presentation at the: 7th Annual Kokkalis Graduate Student Workshop Harvard University, 4 February 2005. // http//
Автор опирался также на труды по истории взаимоотношений Турции и ЕС таких западных и турецких исследователей, как Эрик Ян Цюрхер, Али Чаркоглу, Барри М. Рубин, Мехмет Упор38. Следует отметить также работу турецкого автора Ильхана«Узгеля «Досье отношениймежду Турцией и ЕС, парадокс модернизации
и «секьюритизации»: турецкие Вооруженные силы против Европейского союза» .
Заслуживают внимания статьи по европейской интеграции, которые публикуются в междисциплинарном электронном журнале, посвященном исследованию европейской, интеграции «Austrian European Communities Studies Association (ECSA-AUSTRIA)40.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут найти применение в деятельности * государственных и неправительственных организаций, занимающихся- вопросами российско-турецкого сотрудничества, стать основой для. дальнейших научных разработок, быть использованы при» чтении лекций и спецкурсов по политической системе-Турции, по турецкому политическому исламу и политическим аспектам вхождения Турции в ЕС.
Структура» и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
38Erik Jan Zurcher. The European Union, Turkey and Islam. Amsterdam. Amsterdam University Press, 2004; AH Carkoglu, Barry M Rubin. Turkey and the European Union: domestic politics, economic integration. London; Portland, OR: Frank Cass, 2003; Meh met Ugur. The European Union and Turkey. Aldershot,' Hants, England; Brooktield,Vt.: Ashgate, 1999; Turkey and European integration: accession prospects and issues. London; New York : Routledge, 2004.
39Ilhan Uzgel, EU-Turkish Relations Dossier. The Paradox of Modernisation and Securitisation: The Turkish Military vs the European Union, 2003. 40
Поиск путей модернизации и сохранения целостности Османской империи
Проблема роли ислама, противостояния религиозной политической традиции и светских принципов конституционализма в современной Турции уходит глубокими корнями в историю Османской империи, значимой частью государственной структуры которой выступали некоторые элементы средневековой теократии. Глава османской администрации на протяжении нескольких столетий был и главой религиозной общины, а ислам являлся государственной религией и имел важнейшее значение в определении государственной политики41.
Однако последнее обстоятельство не дает основания для того, чтобы однозначно определять османскую систему правления как халифат. Эта система была скорее религиозно-бюрократической, поскольку на протяжении многовекового существования империи в государственной политике наличествовал определенный баланс влияния между военно-служилой элитой (капыкулу) и духовенством (улема), находившимся на содержании государства наравне с другими чиновниками. В сфере ответственности улемов находились три важнейшие области: система образования, судебная система и область толкования и применение мусульманского права (шариата). За ее пределами оставались оборона, безопасность и им подобные функции, которые находились в компетенции капыкулу42.
Роль и участие религиозного сословия, в определении, как внутренней, так и внешней политики не оставались неизменными не только в Османской империи, но и ранее, в государстве Сельджукидов. Так, с XVII в. намечается тенденция к теократизации, султанская власть постепенно ослабевала, все больше уступая влиянию шейх-уль-ислама43, местных муфтиев и прочих представителей религиозного сословия, обретших значимую власть, как над внутренней, так и над внешней политикой Османской империи , даже вопросы войны и мира определялись тогда фетвами шейх-уль-ислама. Баланс стал смещаться в пользу светской власти лишь в поздний период существования империи. В 1683 г. поражение от европейских армий у ворот Вены знаменовало начало медленного угасания могущественной империи Османов. Приостановление ее внешней экспансии пошатнуло устои империи, построенной на завоеваниях и развивавшейся благодаря- военным победам. Упадку Блистательной Порты способствовали как мощное геополитическое давление со стороны северных соседей Австро-Венгерской и Российской империй, так и крупные экономические потери в связи с постепенной переориентацией главных торговых путей из района Средиземноморья на. океаны. Следствием отмеченных процессов явился подрыв авторитета султанской власти, что с неизбежностью вело к дезорганизации государственных порядков, а также к усилению центробежных сил в провинциях империи.
Власти еще долго не придавали значения все более увеличивающемуся технологическому разрыву, отделявшему Порту от передовых европейских стран. Только к концу XVIII в., когда факт безнадежного отставания был еще не раз подтвержден множеством военных поражений, стало очевидным, что реформирование является единственным путем к сохранению государства. В поисках путей выхода из кризиса, османская элита начала осознавать неизбежность модернизации.
Плачевное состояние государственной системы империи подталкивало общественных деятелей к поиску возможностей сочетания новых, уже опробованных на Западе общественно-политических моделей с традиционными ценностями культуры Османской империи. Именно тогда начинают разгораться ожесточенные споры между «западниками» (alafranga), утверждавшими необходимость широкого реформирования государственных институтов, а также системы образования по западному образцу, и традиционалистами (alaturka), выступавшими за ограниченные формы реорганизации с заимствованием лишь технических достижений Европы.
Формирование и институциализация исламистского движения в легальном поле турецкой многопартийности
Некоторая демократизация общественно-политической жизни страны после принятия Конституции 1961 г. происходила на фоне проявившейся в десятилетие правления Демократической партии тенденции к пересмотру кемалистского толкования лаицизма, расширения поля деятельности духовенства и ослабления контроля со стороны государства над религиозной сферой, поощрения национализма. Эти условия способствовали оформлению движений исламистского (по-турецки eriatciler, «шариатисты») и пантюркистского толка, которые к середине 1960-х гг. начали создавать легальные политические партии в рамках сложившейся в Турецкой Республике многопартийной системы.
В 1960-е гг. еще более обозначилась поляризация кемализма, представленного Народно-республиканской партией (НРП), считавшей- себя продолжательницей революционных принципов кемализма и теперь заявлявшей о своей социал-демократической ориентации под лозунгом «левее центра», и Партией справедливости. Созданная первоначально при поддержке генералитета, позже эта последняя, когда ее возглавил Сулейман Демирель, представляла правоцентристскую часть политического спектра и заявляла себя политическим преемником запрещенной в 1960 г. Демократической партии. При этом НРП занимала более жесткую позицию в отношении исламизма и в целом роли религии, нежели ПС, которая призывала терпимее относиться- к религии, признавая неоспоримый вклад ислама в созидание единой турецкой нации. Обе партии при этом выступали за полную европеизацию1 политической- системы. Например, в программе ПС указывалось: «Мы считаем демократический» строй в западном понимании самым передовым и совершенным строем общества».111 Раскол кемализма на правое и левое течения, различие его интерпретаций двумя самыми влиятельными политическими объединениями 1960-1970-х гг., свидетельствовали о кризисе переживаемом государственной идеологией.
Идеологическим кризисом в стане республиканской элиты и некоторой либерализацией общественной и политической сфер умело воспользовались активизировавшие свою деятельность организации исламистского, а также анархистского и фашистского толков, теперь открыто выступавшие за пересмотр официальной кемалистской идеологии. В антисистемных акциях с ярыми религиозными фундаменталистами солидаризировались сподвижники Альпарслана Тюркеша1 ", хотя идеологически это крайне правое националистическое течение опиралось не на религиозные догматы, а на расовые теории113.
Доминирование светской кемалистской элиты не только в политической, но и в экономической сфере, отсутствие равных конкурентных условий и поощрение центральной властью преимущественно крупного бизнеса порождали протест среди нарождавшихся мелких и средних предпринимательских слоев Анатолии и малоимущего населения турецкой провинции. Крупный турецкий капитал, стремясь в процессе своего распространения подчинить эту «глубинку», вызывал сопротивление мелкой и средней буржуазии. Представители этих слоев редко и с трудом добивалась поддержки со стороны властей; государственная политика субсидирования бизнеса была адресована в основном крупному бизнесу, в то время крайне монополизированному. Идейно-политической формой солидаризации этих слоев в противостоянии натиску столичного капитала и несправедливому общественному порядку выступила религиозная традиция, устоявшиеся мировоззренческие категории морали, этики и социальной справедливости, разбавленная великодержавными националистическими установками. В новых условиях многопартийности и существенно расширившихся демократических процедур религиозные ценности ислама становились объединяющим началом для мелких и средних буржуазных слоев центральной и восточной Анатолии в противостояния ориентированной на1 Запад республиканской элите, «узурпировавшей» основные средства производства-.
Все эти процессы нашли свое выражение в создании1 (январь 1970 г.) и деятельности Партии национального? порядка. (ПНП - Milli Nizam Partisi), организованной на основе религиозно-националистической фракции внутри Партии справедливости. Основателем и руководителем этой новой исламистской партии (и последовательно-сменявших ее партий под другими названиями) стал Неджеметтин Эрбакан (род. в 1926 г.).
Социальную базу ПНП составляли мелкие предприниматели провинции, низшие слои с окраин крупных городов, а также беднота турецких провинций. Хотя их мировоззрение формировалось в светских, образовательных учреждениях уже при республиканском, режиме, в силу ограниченного характера реформ, практически не затронувших бытовые стороны жизни анатолийской провинции, они во многом сохраняли традиционный жизненный уклад.
Основные этапы интеграционного процесса
После окончания Второй мировой войны начался качественно новый этап в отношениях Турции с западноевропейскими странами. Значительное влияние на него оказала, начавшаяся «холодная война», в, которой Турция, и по политическим, и по экономическим мотивам встала на: сторону Запада. Избранная!; внешнеполитическая ориентация; была закреплена в; 1952 г. вступлением страны, одновременно с Грецией;. в НАТО-Неэффективность, автаркическотмоделт развития? перед, лицом, внешних обстоятельств: заставляла.турецкое руководство вести поиск новой концепции национального экономического развития Наиболее быстрый и, пожалуй, единственно возможный в тех условиях выход был найден Bi подключении Турции; к послевоенным экономическим программам западных стран; в- том числе ипутем вхождения в.различные их организациишігруппировки; .Уже в 1947 г. Турция вступила в МВФ и МБРР, в, 1951; г. - в»ТАТТ. Следует отметить также участие Турции в «плане Маршалла» — в. 1948 г. страна: вошла в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), позднее преобразованную в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Хотя средства, полученные Турцией в рамках «плана Маршалла», были американскими, сам факт ее подключения к указанной программе стал не только свидетельством принятия Турцией прозападной ориентации,. но и первым шагом на пути координации своей экономической: политики с западными странами.
Очередной шаг на, пути; дальнейшего сближения с западными; в, первую очередь - европейскими;, странами „Турция; сделала в 1958 г.. К середине этого года в экономике. страны явственно обозначились кризисные: явления . причиной которых стала поспешная либерализация внешнеэкономических связей страны.
Для стабилизации экономического положения в стране правительство А.Мендереса обратилось за помощью к ЕЭС. Помощь по «стабилизационной программе Мендереса» стала первым случаем значительной технической и экономической помощи Турции со стороны европейских стран, в том числе входивших в состав ЕЭС. С этого момента ее сотрудничество с западноевропейскими странами приобрело характер многостороннего взаимодействия; при этом США утратили роль ведущего и единственного донора Турции. Совокупная доля стран «Общего рынка» («шестерки») во внешней торговле Турции превысила американские показатели, как по импортным, так и по экспортным операциям. Таким образом, к рубежу 1950-60-х гг. США начали терять доминирующие позиции в системе внешних связей Турции, уступая их странам Западной Европы.
Как представляется, уровень экономического взаимодействия, достигнутый между Турцией и европейскими странами к указанному периоду, в сочетании с продолжением кемалистского курса на европеизацию страны, обеспечивал предпосылки, подтолкнувшие Турцию к попытке перевода этого сотрудничества на уровень интеграционного сближения- со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС), что и было воплощено в ее ассоциированном членстве в этой организации.
Подписание 12 сентября 1963 г. в Анкаре договора об ассоциации Турции и ЕЭС стало результатом планомерных усилий турецкого руководства в рамках стратегической линии на модернизацию страны и положило начало структурированному процессу движения- Турции к интеграции в ведущую европейскую экономическую группировку.
Данное соглашение явилось отражением стратегических установок обеих сторон на взаимное сближение. Стремление Турции к интеграции с ЕЭС было естественным продолжением вестернизации, принятой в качестве государственной политики, ее участия в таких организациях, как НАТО или ОЭСР. Турецкое руководство исходило при этом как из своих политических, так и экономических интересов. Присоединением к ЕЭС Турция укрепляла европейский вектор своей политики, а также стремилась уравнять свои позиции с Грецией, предполагая, что уже поданная на тот момент заявка Греции о вступлении в Сообщество поставила бы Турцию в менее выгодное положение. Турция рассчитывала воспользоваться применяемыми Сообществом таможенными льготами, получить важную для экономики страны финансовую помощь в рамках создаваемой с ЕЭС ассоциации, обеспечить модернизацию турецкой промышленности и рост уровня занятости населения, в том числе путем эмиграции избыточной рабочей силы261.
Что касается ЕЭС, то его заинтересованность в установлении более тесного экономического сотрудничество объяснялась потребностью, в Турции как поставщике хромовой и медной руды, марганца, табака, хлопка и иной аграрной продукции, кроме того, Европа нуждалась в дополнительной рабочей силе. Существенную роль играли, как представляется, и политические соображения. Сбалансированность подхода к Греции и Турции была направлена на укрепление южного фланга НАТО, где Турции отводилась роль, «заслона от СССР и «моста» к Ближнему и Среднему Востоку.