Введение к работе
Актуальность темы состоит в том, чго хотя уже предложено множество вариантов, схем и планов объединения Кореи, вопрос культурной интеграции общества, преодоление двойственности объединенной культуры до сих пор не имеет конкретных научно обоснованных рекомендаций. Кроме того, большинство работ носит политологический характер, а социологический подход к проблеме интеграции разъединенных обществ вообще разработан мало.
Степень разработанности темы.
Политическая и военная стороны проблемы интеграции изначально, с первых дней корейской войны, считались важными. Однако осуществившееся в начале 1990-х гг. внезапное объединение Германии обратило внимание и на социально-культурный аспект объединения Кореи. Ведь изменение международной обстановки не является единственной причиной объединения Германии, очень большую роль в этом процессе сыграло и культурное единство, достигнутое за счет экономического и гуманитарного обмена . Благодаря культурному обмену были заложены основы объединенной культуры в будущем, и достигнуто единение традиционной культуры. Культурный обмен был дополнен экономическими связями. Следовательно, объединение Корейского полуострова - это не только политическая, экономическая и социальная интеграция, но и интеграция систем ценностей и образов мышления северных и южных корейцев.
Среди последних исследований в Северной Корее получили распространение идеи «внутреннего» и «внешнего сближения».
Концепция «внутреннего сближения» следует лишь логике социализма, а, следовательно, склоняет все в «левую» сторону. Во-вторых, она может показывать лишь положительные стороны северокорейского социализма. Такое
' Пэк Сын Де. Исследование проблем объединения. №1 // Понимание системы Северной Кореи. Сеул, 1997.
явление мы видим в подавляющем большинстве северокорейских исследований, когда полностью игнорируются интересы второй стороны. Последователи этой концепции совершенно не освещают ошибки северокорейской системы, либо полностью замалчивая их, либо лишь вскользь касаясь, либо списывая все на историческую реальность. В результате видно, что полностью игнорируется пропагандируемая последователями «внутреннего сближения» критическая функция этой концепции2.
Последователи теории «внешнего сближения» изучают общество с позиций внешнего наблюдателя, и поэтому их исследования более объективны, чем исследования сторонников «внутреннего сближения». Эта теория объединяет разные методы изучения: сравнительный метод исследования социализма, метод моделирования и др. Однако такой метод изучения опасен тем, что его приверженец может действовать в своих интересах, устанавливая удобные для сенбя принципы.
Каждый исследователь предлагает собственное определение понятия объединения. Чо Мин говорит, что это - «культура, в которую включены достижение объединения, система ценностей, в которую заложено стремление к объединению, действия, направленные на объединение». Ян Хын Мо определяет его следующим образом: «Все северные и южные корейцы должны принять эту идею мирного объединения; образование, право, политическая и экономическая системы, искусство и мораль - все должно подчиняться воссоединенному образу жизни». Ким Чхан Сун говорит, что объединенная культура должна стремиться преодолеть и объединить возникшее в течение 40-летнего разделения отчужденность в праве, морали, искусстве, вере, образовании, привычках, а сама объединенная культура является сложным сплавом стремлений, планов и обрядов» .
" О Ги Сон Теория культурной интеграции Северной и Южной Кореи. Сеул, 1999. С. 44-
45. 3 Цит по: Юн Док Хве. Идея, создание, формирование и развитие объединенной культуры
// Объединенная культура и создание национального сообщества / Центр исследований
объединения Сеул.1994
Концепции основы объединения обычно могут быть разделены на два типа. Первый как социально-научная теория касается всесторонних контактов, изучает «ценности и действия, связанные с объединением» и стремиться конкретизировать все это с точки зрения взаимоотношений социальных структур Севера и Юга. В этом случае объединенная культура понимается как «объединенная система ценностей и действий», а объектом изучения выбирается система ценностей и мировоззрения, которые определяют социальные действия индивидуума4.
Объединенная культура также понимается как принятые всеми корейцами идеи о мирном объединении образования, права, политической и экономической системы, искусства, морали и всех остальных составляющих образа жизни. Кроме того, объединенная культура может определяться как сложный сплав стремлений, планов и обрядов, который стремиться преодолеть и объединить возникшее в течение полувекового разделения отчужденность в праве, морали, искусстве, вере, знаниях, привычках. И еще, понятие объединенной культуры должно «включать в себя культуру, которая стремиться к объединению, и культуру, которая остается живой и после объединения»5.
Исходя из вышеизложенного, первым шагом в культурной интеграции КНДР и РК может быть, по моему мнению, теоретическое обоснование существующей в этих странах двойственной культуры. Для начала важно признать эту двойственность, разделенность корейской культуры. Отсюда следует выбор темы диссертации, ее объект, предмет и цель.
Объею- исследования: Эволюция корейского национализма как политической идеологии национального объединения и интеграции в связи со сложным развитием двух корейских обществ, затрагивающая многие сторо-
4 Ли Ин Чжон, Чхве Хэ Ген. Действия индивидуумов и социальная ситуация. Сеул, 1995,
с.207.
5 Там же, стр. 208.
ны: не только политическое, экономическое и социальное объединение, но и интеграцию систем ценностей и мировоззрений.
Предметом исследования является выявление тенденций изменения идеологии национализма в Республике Корея (РК) и Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР), с учетом которых проводится разработка концепции интеграции двух корейских обществ.
Цель диссертации заключается в разработке социологической концепции интеграции двух корейских обществ. Для этого решаются следующие задачи:
-
Проанализировать основные понятия и важнейшие концепции объединения и интеграции общества в фундаментальной социологической теории и в теориях среднего уровня.
-
Обобщить политику интеграции и объединения в разных странах (Йемен, Вьетнам, Германия и др.) и извлечь из нее уроки для Кореи.
-
Проанализировать эволюцию идеологии национализма в Северной и в Южной Корее и выявить ее конструктивные тенденции для объединения страны и интеграции обществ.
-
Обобщить анализ в форме социологической концепции объединения двух корейских обществ, опирающейся на социологическую теорию общества и учитывающей опыт объединения разных стран, сформулировать практические рекомендации.
Теоретико-методологическая основа исследования.
При разработке фундаментальных вопросов интеграции общества использовались теории классиков социологии П. Сорокина, Т. Парсонса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса, У. Бека, прежде всего, теория социальных систем и теория всемирного общества Лумана и двухуровневая концепция общества Ю. Хабермаса (система и жизненный мир), а также теоретические разработки их последователей.
При рассмотрении системы современного капитализма и стратегий модернизации развивающихся стран привлечена теория мировой капиталиста-
ческой системы И. Валлерстайна и его типология стратегий модернизации («стратегия возможностей», «стратегия развития по приглашению» и «независимая стратегия»).
Раскрывая сущность национализма как идеологии национального единства, соикатель пользовался трудами европейских, американских и южнокорейских ученых, в частности, теоретическими положениями, содержащимися в них, о том, что национализм соединим с другими идеологиями, может быть наполнен ими (например, такими идеями, как коммунизм, анархия, монополизм, тоталитаризм, колониализм, империализм). Этот тезис подтверждается для Южной Кореи эмпирической закономерностью: когда в стране активизируется демократия, активизируется и национализм. Когда она ослабевает, национализм тоже ослабевает7.
При оценке роли международной обстановки в объединении названных стран мы опираемся на концепции международной системы: теория двухполюсной системы мира (СССР и США) и теорию системы международного баланса сил.
Эмпирическая база и источники исследования.
Во-первых, это исторические и политические материалы, события и факты о процессе разделения, объединения и интеграции государств и обществ Йемена, Вьетнама, Германии, Кореи, начиная с периода после Второй мировой войны. О Йемене - до провозглашения единого государства 22 мая 1990 г. и последующего 4-х-летнего переходного периода. О Вьетнаме - до поражения Сайгона и США во вьетнамской войне 30 апреля 1975 г. и последую-
6 Син Бок Ён. Корейский национализм эпохи объединения //Исследования проблем объе-
динения / Министерство по делам объединения. Т.5, Сеул, 1993. С. 44-58, Кам Ён Чжак. Исследования национализма: идеи и реальность. Сеул, 1989; Carr, Nationalism and After. London, 1968, pp. 6-7; Син Бок Ён. Самоопределение нации. Сеул, 1962. С. 7.
7 Motyl A.J. The Modernity of Nationalism. Nation, States and Nation-States in the Contempo-
rary World//Journal oflntemational Affairs. Vol. 45. No 2. 1992, pp 315-316; ЧхаГи Бек. Национализм и демократия на примере Кореи. Вып. 31. Сеул, 1992 С. 227-265; Чха Ги Бэк. Национализм и демократия в Корее // Хан Бэ Хо (Ред.). Капитализм и демократия Кореи, С. 363-377.
щих экономических реформ «доимой» (с 1986 г.). О Германии - до создания правовой базы объединении страны и его завершения 3 октября 1990 г. О Корее - от провозглашения двух государств до настоящего времени.
Во-вторых, документальные источники по идеологии национализма КНДР и РК: доктрины нации и национального объединения лидеров КНДР Ким Ир Сена, Ким Чен Ира, в частности, «10 основных пунктов единения всей нации для достижения объединения Родины», официальные правовые и политические документы РК, документы ожнокорейских партий и политических движений.
В-третьих, для вторичного анализа идеологии национализма в Северной и Южной Корее использованы труды южнокорейских ученых.
Научная новизна результатов диссертации.
В отличие от политических и экономических аспектов объединения, которые, как правило, затрагиваются во всех исследованиях этой проблемы, культурный аспект, интеграция систем ценностей и мировоззрений, рассматривается в данной диссертации первую очередь. В то время, как в других исследованиях обычно считается, что неполитическая сфера, к которой относится культурная интеграция, вторична по сравнению с политическим и военным объединением, здесь, исходя из фундаментальной социологической теории разработана концепция объединения и интеграции двух корейских обществ на основе соединения подсистем культуры.
Теоретические положения, выносимые на защиту:
1. Сущность объединения и интеграции обществ состоит в создании разделенными социальными группами единой хорошо функционирующей общественной системы из двух и более частей. Процесс интеграции есть выявление и создание условий, позволяющих достичь этой цели и устранить ее препятствия. Условия интеграции есть укрепление основных принципов устройства единой общественной системы, а затем ее поддержание после завершения интеграции.
2. Теория социальных систем и теория всемирного общества Лумана позволяет скорректировать устаревшую модель национального государства как наилучшей формы объединения разрозненных обществ. В силу функциональной дифференциации обществ на подсистемы в период глобализации снижается роль территориальных и региональных границ и повышается значимость социального объединения и интеграции на основе единения подсистем культуры. Однако в рамках социологической концепции объединения теория социальных систем Лумана выступает дополнением двухуровневой теории общества Хабермаса (система и жизненный мир).
-
Национализм как общекорейская политическая идеология должен поставить во главу угла идею культурного объединения обществ. Пятитысяче-летняя общая история и культура Кореи, чувство единства нации есть основа прекращения соперничества и идеологической борьбы между частями страны и их объединения. Концепция нации, ставящая во главу угла понятие общества, содействует объединению подсистем культуры Севера и Юга в рамках общенациональной культуры.
-
Эволюция национализма в Южной Корее состоит в переходе от идеи военного объединения на основе антикоммунизма к мирной форме на базе демократического национализма, соединенного с идеологией экономической модернизации. В итоге здесь, как и в некоторых других странах Юго-Восточной Азии, сложилась идеология «меркантильного национализма», содержательно отражающая успешное вступление этих стран в мировую капиталистическую систему, политику выборочного сотрудничества с развитыми странами, сильные традиции государственности и конфуцианской культуры.
К особенностям этой идеологии относятся: а) отсутствие антиимпериалистической направленности; б) сочетание государственного национализма, направляемого сверху, и общественного этнонационализма «снизу», включающего в понятие «корейского общества» и «единой страны» на весь Корейский полуостров.
-
В КНДР социалистическая идеология быстро срослась с идеей нации, вытеснив «пролетарский интернационализм» и полностью размежевавшись с южнокорейским национализмом. Проводя осторожные реформы в ответ на внешнеполитические вызовы и внутренние трудности и постепенно открываясь, руководство страны в 1980-90-е гг. рамках идей чучхе провозгласило концепцию «превосходства северокорейской нации» и «развития социализма своим путем», а также выдвинуло концепцию паннационального государства как равноправной федерации Севера и Юга, что означает начало сближения с южнокорейским национализмом.
-
К общезначимым факторам объединения и интеграции, обнаруженным в практике ряда стран, относятся: (6.1) Содействующие: создание доверия между частями страны; развитие чувства национального единства в обществах; действия сильного политического лидера (Вьетнам, Германия); поддержка населения (Германия) и сильная идеология нации (Вьетнам); (6.2) Препятствующие: форсированное насильственное объединение и интеграция на основе одной (коммунистической) идеологии (Йемен, Вьетнам), ведущее к дезинтеграции; слабая роль политической элиты; отсутствие поддержки народа; (6.3) Позиция сильных мировых и региональных держав.
(6.4) Частные уроки из опыта отдельных стран, полезные для Кореи:
Йемен: пропорциональное распределения власти между выходцами с Юга и Севера; недопустимость двойственности военной системы; необходимость тщательного подготовки объединения подсистем общества.
Вьетнам: поддержание легитимности и стабильности власти; соединение идеологии нации с прагматизмом.
Германия: преодоление идеологической враждебности; восстановление чувства национального единства, широкий культурный, экономический и человеческий обмен; правовая подготовка объединения.
7. Основой концепции концепция объединения и интеграции корейского общества является признание факта двойственности культуры Севера и Юга и начало его публичного обсуждения. Приоритетами интеграции являются: (7.1): соединение традиционной идеи нации с общечеловеческими и демократическими ценностями; (7.2) невыпячивание южнокорейской демократии; (7.3) демонтаж сложившихся отношений «враждебной зависимости» двух Корей, начало сближения их культур; (7.4) укрепление в обществе идеи единой нации.
Практические рекомендации об объединении страны: 1) развитие гражданской культуры, т.к. интеграция плюралистического общества трудна; 2) создание атмосферы толерантности по примеру Германии; 3) расширение культурных и социально-экономических связей между частями страны.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что разработана концепция объединения и интеграции обществ, в которой обоснован приоритет культурной интеграции. Практически-политическая значимость диссертации заключается в рекомендациях, углубляющих научную и общественную дискуссию об объединении Кореи.
Апробация работы состоялась на V Чичеренских чтениях в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, Чичеренский центр, 18-19 мая 2006 г. Предварительная экспертиза работы прошла на кафедре социологии политических и социальных процессов факультета социологии СПбГУ. Диссертация рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из пяти глав. В 1 и 2 главах формулируется проблема и теоретические основы исследования. В главе 3 анализируется опыт объединения и интеграции обществ с разным социальным и политическим строем с учетом внешнеполитической ситуации. В главе 4 исследуется национализм в Северной и Южной Корее. В главе 5 на основе полученных ранее выводов и обобщений формулируется концепция объединения и интеграция страны. В заключении подводятся итоги работы.