Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Бобылева Екатерина Александровна

Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России
<
Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бобылева Екатерина Александровна. Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России : 23.00.02 Бобылева, Екатерина Александровна Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России (Региональный аспект) : Дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02 Саратов, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-22/387

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические основы этнорелигиозной толерантности 17

РАЗДЕЛ II. Причины проявления интолерантности в полиэтническом обществе 57

Раздел III. Политика и практика обеспечения этнорелигиозной толерантности в регионе 98

Заключение 139

Список использованной литературы 146

Приложение 159

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития в России происходят коренные изменения в социокультурной, политической и экономической сферах жизнедеятельности общества. Различные трансформационные процессы приводят к изменению межнациональных и межконфессиональных отношений, часто способствуя обострению этнорелигиозных конфликтов.

Распад Советского Союза вызвал к жизни процесс «этнического возрождения»1 в национальных республиках России, что, в свою очередь, обусловило резкое обострение межэтнических отношений в конце 80-х, начале 90-х годов. За несколько лет территория бывшего СССР превратилась в цепь национально-этнических вулканов: Карабах, Приднестровье, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Ингушетия и Северная Осетия и, наконец, Чечня .

Подъем национального самосознания привел к тому, что одной из новых реальностей современного этапа развития России стало так называемое религиозное возрождение. Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложились отношения повышенной конфликтности. Это касается взаимоотношений христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, а также противоречий между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе.

Для России как многонациональной страны, где проживают более ста народов, исповедующих каждый свою религию, проблема предотвращения этнорелигиозной напряженности особенно актуальна.

Шалин В. В. Российские социальные отношения и проблема толерантности // Социальное согласие и толерантность в современном мире. Вып.2. М., 2002. С.36. 2Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. С. 3.

Пока на территории СНГ удавалось избегать крупных столкновений на религиозной почве. Однако не стоит забывать, что религия как неотъемлемая часть культуры любого народа зачастую выступает в качестве катализатора обострения межнациональных конфликтов. Так, нельзя не обратить внимания на существующее противостояние на территории Северного Кавказа, в частности в Дагестане, между приверженцами различных течений ислама - вахаббитами и суннитами, а также среди различных течений в христианстве, как это было, например, на Украине . Анализируя динамику этнорелигиозных отношений, невозможно обойти стороной и проблему взаимоотношений традиционных религий с многочисленными новыми псевдорелигиозными организациями (относимых специалистами к тоталитарным сектам), которые порой выливаются в открытое противостояние между ними.

Парадокс сегодняшнего дня состоит в том, что несмотря на современный уровень цивилизации и осознание человечеством того, что любой конфликт, с учетом наличия атомного оружия, может перерасти в глобальную катастрофу, их количество и ожесточенность продолжают расти.

В настоящее время военная сила и вооруженное противостояние, которые всегда считались и, к сожалению, остаются основным средством решения межэтнических и межконфессиональных споров, оказываются неэффективными. В этой связи, возникает потребность в рассмотрении толерантности как одного из альтернативных путей урегулирования межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Вопрос о толерантности - это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь4. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различия и единство.

ъАптопяп Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004. С.35.

4Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социс. 2003. № 8. С.64-74.

Более того, поворот к толерантности как новому типу социальных отношений приводит к определенным изменениям в способе мышления и в менталитете, что вполне может содействовать разрешению существующих этнорелигиозных противоречий.

Таким образом, необходимо провести научный анализ существующих теоретических подходов к развитию толерантных отношений, оценить, в какой степени возможно формирование таких отношений в нашей стране в целом, а также в Саратовской области, которая имеет богатый опыт совместного проживания народов с различными этническими и религиозными традициями и ценностями.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся литературы показывает, что проблема этнорелигиозной толерантности как возможного пути развития межнациональных и межконфессиональных отношений в современном обществе в качестве предмета специального научного осмысления в настоящее время только начинает приобретать свое развитие.

Идеи толерантного сознания были заложены еще в античные времена и восходят к истории философской мысли и политическим учениям разных исторических периодов.

В Древнем мире идеи и практика толерантности выражались, прежде всего, в терпимости к иноплеменным богам и культам. Древние правители, зачастую из политических соображений, мирились с почитанием покоренными народами своих национальных богов, нисколько не сомневаясь в том, что «чужие» боги столь же реальны, сколь и «свои». В этико-политической доктрине древнекитайского мыслителя Конфуция идеями толерантности пронизана норма «жень», основная мысль которых сводится к следующему рассуждению: «Чего сам не желаешь, того не делай другим»5.

В условиях религиозно-политической нетерпимости Средневековья идеи толерантности содержатся в политических воззрениях христианских

5Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе. Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. политич. наук. Ставрополь. 2003. С. 12.

гуманистов Ф. Аквинского, Н. Кузанского, М. Падуанского, В. Оккама6.

В период Возрождения идеи толерантности были связаны с восстановлением прав и достоинства человеческой личности, ее индивидуальности и независимости от церкви, а в движении Реформации — возникновением протестантского направления в христианстве, пересмотром фундаментальных догматов католицизма и формированием мировоззрения, отвечающего потребностям развития рациональных экономических отношений, которые сформулировал М. Вебер как «дух капитализма» .

Качественным скачком в развитии идей толерантности стали пересмотр европейского опыта религиозных войн и признание конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе, давшим толчок развитию либерализма в Новое время8.

Дух либерализма, гуманизма и терпимости лучше всего отражается в творчестве Дж. Локка, П. Бейля, Т. Гоббса, Ф. Вольтера9 и других просветителей, потребовавших фундаментальную свободу религий, аналогичную личностному праву на свободу.

Идеи толерантности проходят через всю российскую гуманистическую философию и литературу и звучат в произведениях B.C. Соловьева, И.А. Ильина, П. Флоренского, Н.А. Бердяева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского10 и т.д. Они рассматривали проблему веротерпимости в

ьХомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и

социальной антропологии. 2003. №4.

1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения.

М. 1990.

%Гадэюимирзаев М.М. Указ. соч. С. 13.

9Локк Дж. Послание о веротерпимости II Локк Дж. Сочинения. Т. 3. М., 1988; Бейль П.

Исторический и критический словарь: в 2 т. М., 1968; Вольтер Ф. Философские

сочинения. М., 1996; Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства

церковного и гражданского II Гоббс Т. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1991.

10Соловьев B.C. Великий спор и христианская политика // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М,

1989; Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Соб. соч. в 10-ти т. Т.1. М.,

1993; Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1876 г., сентябрь II Достоевский Ф.М. Поли.

соб. соч. в 30-ти т. Л., 1984, Т.26; Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990; Толстой Л.Н.

Принцип ненасилия. М., 1991.; Флоренский П. Культ, религия и культура // Богословские

труды. М., 1977. Сб. 17.

России в ретроспективе русского православия, истории христианской цивилизации, осмысливали ее во всей сложности и противоречивости. Большинство русских мыслителей, которых интересовала проблема веротерпимости, рассматривали ее в контексте развития христианской цивилизации.

Среди трудов современных зарубежных авторов известностью и авторитетом в области изучения толерантности пользуются исследования Дж. Роулса, К. Дж. Нидермана, М. Уолцера, Дж. К. Лорсена, П. Николсона, М. Крэнстона, Д. Хейда, Дж. Грея и др.и Работы этих исследователей содержат как сравнительный анализ реализации принципа толерантности в различных типах политических систем, так и особенности, и пределы терпимости, обусловленные необходимостью сохранения демократической системы.

Анализу проблем толерантности в целом, а также ее этнической и религиозной составляющим посвящены труды таких современных российских ученых как М.П. Мчедлов, А.А. Галкин, Ю.А. Красин, В.Н. Петров, В.М. Соколов, М.Б. Хомяков, А.В. Шипилов, В.В. Шалин, В.А. Лекторский, А.Ю. Шадже, О.Н. Дамениа, О.Ф. Киреева, В.А. Васильев и др.

Rawls J. A theory of justice. Oxford, 1973; Nederman C, Laursen J. Problem of Periodization in the History of Toleration II Storia della Storiografia. 2000. № 37; Walzer M. On Toleration. New Haven, 1997; Laursen J.Ch. Orientation: Clarifying the Conceptual Issues II Religious Toleration: The Variety of Rites from Cyrus to Defoe. New York, 1999; Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal II Aspects of Toleration. London, New York, 1985; Cranston M. John Locke and the Case for Toleration II John Locke: A Letter Concerning Toleration in Focus. London, N.Y., 1991; Toleration. An Elusive Virtue I Ed. D. Heicl. Princeton, 1996; Gray J. Pluralism and Toleration in Contemporary Political Philosophy II Political Studies. Oxford, 2000. Vol. 48. пМчедлов М.П. Терпимость и политическая культура в России // Обновление России: трудный поиск решений. М.,1995; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11; Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Краснодар, 2000; Форсова В.В. О религиозных корнях толерантности // Социс. 2004. № 1; Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. М., 1999. №2; Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5; Шипилов А.В. Демократия и толерантность // Социс. 2005. № 3; Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. 2003 № 8; Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социс.

Особое значение при рассмотрении этнорелигиозной толерантности имеет изучение проблем развития этносов. Методологическая основа исследования этносов и этнических отношений заложена в работах Б. Андерсена, Р.Г. Абдулатипова, В.О. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Э. Геллнера, Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеевой, З.В. Сикевич, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, А.И. Элез и др.

Особо можно выделить авторов, занимающихся изучением межэтнических конфликтов, - это В.А. Авксентьев, Ю.М. Антонян, М.Д. Давитадзе, А.Г. Здравомыслов, Д.Т. Жовтун, В.И. Мукомель, Я.Г. Шемякин14 и др.

Специфику межэтнических и межконфессиональных отношений зачастую определяют особенности национального самосознания того или иного народа, а также этнорелигиозные стереотипы, существующие в обществе. Данным проблемам посвящены труды таких авторов как В.Ю. Хотинец, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцов, Г.У. Солдатова,

2003. № 8; Петров В.К Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // Социс. 2003. № 7; Киреева О.Ф. Толерантность и терпение как фактор стабильности общества // Социальное согласие и толерантность в современном мире. Вып. 2. М., 2002; Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.

13А6дулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995; Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветском пространстве. М., 2003; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990; Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М., 1989; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (К методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. №11; Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М., 1999; ЭлезА.Й. Критика этнологии. М. 2001; Андерсен Б. Воображаемые сообщества. М., 2001; Геллнер Э. Нации и национализм. М, 1991.

ХААвксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь, 1996; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.,1996; Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Указ. соч.; Мукомель В.И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. 1999. № 6; Жовтун Д.Т. Конфликтология: Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1; Шемякин Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Г.В. Старовойтова, Н.М. Лебедева, Н.О. Лосский, Л.Н. Гумилев15 и др.

Некоторым вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, проблемам региональной национальной политики и достижению социального согласия в современном российском обществе уделяют внимание целый ряд саратовских ученых, например: Х.Б. Тадтаев, A.M. Викулов, В.А. Шабалин, В.Ю. Пономарев и др.16 В апреле 2006 года в рамках Саратовского МИОНа прошел всероссийский научный семинар «Ислам и межнациональные отношения».

Несмотря на это, в настоящее время в научной литературе нет четкого и однозначного понимания принципов этнорелигиозной толерантности и недостаточно разработана методика их внедрения в повседневную жизнь общества.

Исходя из вышесказанного, следует, что проблема этнорелигиозной толерантности остается малоизученной и требует более глубокого и детального изучения, в том числе и на региональном уровне, что и обусловливает выбор темы данного исследования.

Цель настоящего исследования состоит в социологическом анализе состояния и основных тенденций развития этнорелигиозной толерантности в современной России, что предполагает решение следующих задач:

- провести анализ теоретико-методологических подходов в определении содержания понятия толерантность, выявляя при этом

15Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996; СолдатоваГУ. Психология межэтнической напряженности. М., 1998; Старовойтова Г.В. Этнические особенности поведения и внешности в восприятии горожан // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999; Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Гумилев Л.Н. Психологическое несходство этносов // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998; Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996; Хотипец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. 16Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания. Саратов, 2001; Викулов A.M. Региональная национальная политика в современной России. Саратов, 2003; Пономарев В.Ю. Достижение социального согласия в условиях современного российского общества (социологический анализ). Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Саратов. 2004.

этническую и религиозную составляющую данного термина;

дать авторскую интерпретацию понятия «этнорелигиозная толерантность» и раскрыть ее социальное наполнение;

выявить основные факторы, препятствующие установлению толерантных отношений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на современном этапе развития российского общества;

раскрыть основные нормативно-правовые механизмы регулирования этноконфессиональных отношений в Российской Федерации и в Саратовской области;

на основе данных эмпирического исследования охарактеризовать особенности проявления этнорелигиозной толерантности в регионе (на примере Саратовской области).

сформулировать практические рекомендации по дальнейшему формированию толерантных установок в этнорелигиозной сфере.

Объектом исследования выступает этнорелигиозная сфера жизнедеятельности современного российского общества.

Предметом исследования является процесс формирования этнорелигиозной толерантности как фактора гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Методологическая основа и теоретические источники исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют, прежде всего, общенаучные принципы и методы исследования: принцип системности, всесторонности, историзма, принципы дополнительности и преемственности, субъектно-деятельностный подход, а также такие методы исследования как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и ряд других методов.

Исследование основано на идеях и концепциях классиков социологической мысли, трудах современных отечественных и западных

исследователей, посвященных общетеоретической разработке подходов к феномену толерантности, изучению этнических и религиозных конфликтов и поиску путей их предотвращения и профилактики.

Эмпирическая база исследования. Исследование строится на привлечении в качестве эмпирической основы данных авторского социологического исследования «Особенности этнорелигиозной толерантности жителей г. Саратова», которое было проведено в ноябре 2005 года методом стандартизированного интервью (опрошено 360 жителей г. Саратова старше 17 лет, отобранных по квотно-стратифицированной выборке). В процессе работы использовался сравнительный анализ научной литературы, периодической печати, статистических сборников, материалов конкретных социологических исследований, проведенных исследователями различных регионов страны. В ходе исследования был также использован ряд нормативно-правовых документов государственных и муниципальных органов власти, регулирующих этноконфессиональные отношения.

Научная новизна диссертационного исследования связана с актуальностью предложенной темы, постановкой проблемы, не получившей достаточно полной социологической интерпретации и освещения в научной литературе. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения:

раскрыта социальная значимость понятия «толерантность», а также противоположного ему термина «интолерантность» с точки зрения межнациональных и межконфессиональных отношений;

предложена авторская интерпретация содержания понятия «этнорелигиозной толерантности» как феномена современности;

выявлены основные факторы и условия, препятствующие процессу установления этнорелигиозной толерантности в современном российском обществе;

дана социально-политическая оценка роли федеральных и региональных национальных программ в формировании этнорелигиозной

толерантности у населения региона;

введен в научный оборот пакет эмпирических данных, характеризующих региональную специфику проявления этнорелигиозной толерантности;

сформулированы практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственной власти и муниципального управления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Положения, выносимые на защиту. В ходе диссертационного исследования полученные обобщения и выводы предлагаются как положения, выносимые на защиту, которые имеют не только теоретический интерес, но и практическую значимость.

1. В понятии толерантность люди выражают свое отношение к взглядам других индивидов и связанным с этими взглядами действиями. Реализация принципов толерантности предполагает: с одной стороны, свободное исповедание социальным субъектом, общественной группой или обществом в целом свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений, а с другой - проявление лояльности, терпимости и уважительного отношения к аналогичному выбору других. Однако, толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, дискуссии и, тем более, от собственных убеждений, а также исключает примиренчество с нарушениями правовых и нравственных норм. Понятие толерантности внутренне противоречиво: оно подразумевает терпимость ко всем, кроме тех, кто сам интолерантен и, значит, само включает в себя свою противоположность. Интолерантность, соответственно, обычно означает учет интересов только своей группы (собственных интересов), нетерпимость к другим точкам зрения и бескомпромиссную борьбу (или призывы к борьбе) с ними, в первую очередь насильственными методами.

  1. Наиболее острыми и трудноразрешимыми в современном мире являются конфликты на этнической и религиозной почве. Опыт показывает, что насильственные методы разрешения таких противоречий в большинстве случаев не приносят желаемых результатов. Поэтому принятие принципов толерантности в качестве основы этнорелигиозных взаимоотношений является наиболее оптимальной формой и методом профилактики и предотвращения межэтнической и межконфессиональной напряженности на современном этапе развития цивилизации. С этой позиции этнорелигиозная толерантность - это готовность представителей различных национальных и конфессиональных групп к взаимоуважительному диалогу и сотрудничеству в целях утверждения согласия и взаимопонимания.

  2. Россия, традиционно, - многонациональное и поликонфессиональное государство, что само по себе является источником конфликта в силу культурных различий той или иной этноконфессиональной общности и не благоприятствует установлению толерантных отношений. Однако, в настоящее время ситуация обостряется еще и ростом миграции из стран бывшего Советского Союза и ряда регионов России, которая вызвана их экономической и политической нестабильностью. Негативное отношение к приезжим, прежде всего, связано с социально-экономической обстановкой в самой России: экономическим кризисом, слабыми социальными гарантиями, бедностью, резким социальным расслоением, безработицей. Каждый мигрант или вынужденный переселенец ввиду этого рассматривается в качестве потенциального конкурента в достижении социально-экономических благ: будь то работа, образование или жилье и т.д.

  3. Существенным барьером в процессе формирования этнорелигиозной толерантности на сегодняшний день являются проявления различных видов экстремизма. Экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность радикально крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы, ценности и правила. Многие экстремистские действия сегодня нередко связываются с

религиозными мотивами. В экстремизме все чаще стали обвинять исламских фундаменталистов, объектом агрессивных нападок которых становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются, по их мнению, главным препятствием на пути установления основ исламского порядка.

В силу участившихся террористических актов, как в Российской Федерации, так и во всем мире ислам сегодня внушает опасения и страх многим жителям нашей страны. Но обстановка усугубляется и тем, что современные средства массовой информации зачастую односторонне оценивают ситуацию и предпочитают показывать картины терактов без необходимых пояснений населению. Отсюда и неадекватное понимание обстановки в стране и в мире. Следствием чего является рост исламофобии и проявление бытового национализма, направленного в российских городах на «чеченцев», «кавказцев», и прочих «инородцев».

5. Большое значение для развития этнорелигиозной толерантности имеют различные федеральные и региональные программы, осуществляемые в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Мероприятия, проводимые в рамках таких программ, в значительной мере помогают сгладить противоречия, возникающие как на национальной, так и на религиозной почве, и повысить уровень толерантности.

Сегодня основным программным документом, формулирующим и структурирующим цели и задачи национальной политики региональной власти является «Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003-2006 годы)». Ее приоритетными направлениями выступают: гармонизация межнациональных отношений, противодействие национализму, экстремизму, преодоление ксенофобии в обществе, а также формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость этнорелигиозных отношений.

6. В целях предупреждения роста этнорелигиозной напряженности
в регионе, процесс осуществления национальной и конфессиональной
политики местными органами власти должен основываться на социально-
экономической поддержке и обеспечении достойных условий жизни всем
этническим группам региона; на духовно-нравственном воспитании
населения, формировании ценностных установок, взглядов и типов
поведения, способствующих межкультурному общению и

межконфессиональному согласию; а также на профилактике этнического и религиозного экстремизма. Необходим регулярный анализ динамики и состояния уровня этнорелигиозной толерантности в массовом сознании людей, мониторинг их изменения, в том числе и под воздействием средств массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы и обобщения, полученные диссертантом в результате проведенного исследования, могут быть применены при разработке основ национальной и религиозной политики в Российской Федерации и в ее субъектах, использованы в учебном процессе в вузах при преподавании религиоведения, этноконфликтологии, а также при разработке специальных и факультативных курсов.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть полезны органам государственной власти, взаимодействующим с религиозными и национально-культурными образованиями, полномочным представительствам в регионах Российской Федерации в работе по реализации государственной национальной политики, гармонизации межнациональных отношений, формированию этнорелигиозной толерантности и достижению согласия среди населения. Результаты и подходы могут служить критериями оценки реализации «Областной целевой программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003-2006 годы)», а также основой механизма формирования этнорелигиозной толерантности у населения региона.

Апробация работы включала участие соискателя в научных и научно-практических конференциях. Теоретические положения и эмпирические данные, содержащиеся в работе, докладывались автором на методологических семинарах аспирантов социологического факультета, а также отражены в материалах, представленных на научных конференциях различного уровня, таких как международная научная конференция «Социальное расслоение, власть и гражданское общество в современной России», г. Саратов, 2004 г.; международная научно-практическая конференция «Организация в фокусе социологических исследований», г. Н. Новгород, 2005 г.; межвузовская научно-практическая конференция «Православие и правосознание в России: история и современность», г. Москва, 2005 г.; ежегодная межвузовская научная конференция «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества», г. Саратов, 2005 и 2006 гг.

Теоретико-методологические основы этнорелигиозной толерантности

Проблема толерантности возникла еще в античные времена и наиболее остро стояла там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (империя Александра

Македонского и диадохов) . Первоначально, проблема толерантности возникла именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе.

Обращаясь к понятию «толерантность», необходимо уточнить смысл, который вкладывается в этот термин. Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако, при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности. Это во многом связано с тем, что среди представителей социальных наук отсутствуют единство в понимании сущности этого феномена и исследовательская традиция.

Сам термин «толерантность» в России стал широко употребляться сравнительно недавно. На это указывает, например, то, что в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (изд. 1907 года) дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. По своей сути, понятия «толерантность» и «терпимость» здесь представлены как синонимы. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (изд. 1940 года), «толерантность» - производное от французского tolerant - терпимый. В

словаре В.И. Даля (изд. 1880 - 1882 гг.) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердію, снисхожденью». Аналогичным образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «...терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией A.M. Прохорова трактует «толерантность» как «...терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Более широкое определение толерантности содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) -терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

Итак, мы видим, что нередко в различных источниках в качестве синонима толерантности - термина латинского происхождения — используется русский термин терпимость. Обращаясь к латыни, праматери новых европейских языков, следует заметить, что в этом языке имеется два глагола со значением «терпеть»: pati и tolerare. Первый означает смирение и терпение; второй имеет гораздо больше трудноуловимых смыслов. Первоначально глагол tolerare был достаточно близок к pati, затем, начиная уже с Исидора Севильского (VII в.), эти термины различаются19. Постепенно tolerare приобретает специальное социальное значение допущения существования другого, внутренне чуждого. Под этим «другим» в виду может иметься все что угодно: человек, религия, культура, цивилизация. Фома Аквинский (XIII в.), например, употребляет этот термин в значении допущения существования ересей20. В новых европейских языках особое значение tolerantia окончательно оформляется в XVI - XVII вв., во время религиозных войн, поставивших христианскую цивилизацию Запада перед насущной необходимостью признать неизбежность существования культурных и религиозных различий.

В связи с вышесказанным, будет весьма обоснованным замечание о том, что буквальный перевод с латинского (tolerantia - терпение) неточно передает содержание понятия толерантности, обедняя его, так как на русском языке терпимость традиционно означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже некое превосходство по отношению к иным - терпимым - воззрениям. Тогда как толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству.

Причины проявления интолерантности в полиэтническом обществе

Основная гипотеза, возникающая при анализе этнорелигиозных конфликтов на территории Российской Федерации, состоит в том, что напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях объясняется, прежде всего, полиэтничностью и поликонфессиональностью самого состава российского населения, что, в свою очередь, мешает установлению толерантных отношений. Для того чтобы оценить достоверность данной гипотезы, необходимо проанализировать этнические и конфессиональные особенности населения РФ.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается до 142 национальностей100, представитель каждой из которых имеет равное право называться российским гражданином.

Можно выделить несколько групп этносов, по генетическому признаку образующих как бы отдельные, но органично слитные части населения:

1. Собственно русские - потомки древнерусской народности, с которыми на протяжении тысячелетия сожительствовали и активно ассимилировались многие народы, располагавшиеся в пределах современного российского пространства. По данным переписи 2002 года русских на территории Российской Федерации 115868,5 тысяч человек, что составляет 79,8 % от всего населения страны (см. приложение 1).

2. Этносы, проживавшие на тех территориях, которые в разное время и разными способами (добровольно или путем насильственного присоединения) вошли в состав российского государства и стали, наряду с этническими русскими, титульными народами общей для них страны;

3. Народы, выходцы из которых некогда осели по различным причинам в России и интегрировались в ее население. Одни из них это сделали на правах подданных Российской империи (например, поляки), другие во времена Петра I и Екатерины II были приглашены на жительство и уравнены в правах с коренными гражданами (немцы, чехи), третьи оказались здесь в качестве пленных (французы) и т.д.

4. Представители титульных наций стран нового зарубежья, составлявших республики бывшего Советского Союза .

Среди коренных народов России этнографы выделяют три основные региональные группы, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически103:

1. Народы Поволжья и Урала - башкиры, калмыки, коми, марийцы, мордва, татары, удмурты и чуваши.

2. Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры).

3. Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера.

Обращаясь к этническому составу населения, А.Г. Здравомыслов104 делит все население России на русское и нерусское. Что касается групп нерусского населения России, то оно распределяется автором в статусном отношении на две значительные подгруппы.

Первая подгруппа - это так называемые титульные народы с фиксированной «своей» территорией, например, татары, осетины, ингуши. «Титульность» соответствующих народов закреплена в Конституции 1993 г. в названиях соответствующих республик, автономных округов и областей. В своей основе титульная характеристика территории имеет во всех случаях, кроме Еврейской АО, «этническую укорененность» соответствующей группы на данной территории: здесь данный народ жил и продолжает жить, он не является «пришлым», «переместившимся» или «перемещенным», его историческое пребывание на этой территории не оспаривается и не подвергается сомнению. Социальная нагрузка самой идеи титульности состоит в том, что титульная группа рассматривает себя в качестве «хозяина» на данной территории, в то время как представители иных этнических групп рассматриваются ею в качестве «гостей», «инородцев», своего рода «миссионеров» или «колонизаторов».

Политика и практика обеспечения этнорелигиозной толерантности в регионе

Российская Федерация и абсолютное число ее субъектов являются по составу населения многонациональным и поликонфессиональным. Наиболее ярким представителем в этом отношении является Саратовская область.

Этнический состав населения области по переписи 2002 года представлен сегодня 111-ю национальностями, из которых наиболее крупными группами являются: русские - 85,9% от всего населения, украинцы - 2,5%, казахи - 2,9%, татары - 2,2%, мордва - 0,6%, чуваши -0,6%, белорусы - 0,5%, немцы - 0,5%, другие нации и народности - 4,3% .

В составе населения области представлены не только нации и народности нашей страны и стран ближнего зарубежья, но и многих зарубежных стран: немцы, поляки, болгары, греки, венгры, корейцы, турки, финны, чехи и другие.

Различия в национальном составе по территории области довольно значительны. Особенно сложен национальный состав населения городских поселений. Наибольшей пестротой национального состава отличаются Саратов, Энгельс, Балаково. Национальный состав других городов, особенно расположенных на западе области, отличается однородностью -преобладанием русского населения. Особенно однороден национальный состав северо-западных районов области, где доля русского населения превышает 90%. Однородный национальный состав населения нарушается в Аркадакском и Аткарском районах, в которых проживает много украинцев.

Расселение лиц украинской национальности по территории Саратовской области характеризуется следующими показателями: 25,6% из общей численности украинцев, проживают в г. Саратове, 14,5% - в г. Энгельсе, 6,8% - в Самойловском районе, где они составляют более 1/4 части общей численности населения района; 4,8% - в Калининском районе, в г. Балаково - 6,2%, г. Балашове — 3,3%.

Население казахской национальности преимущественно размещены в сельских степных районах Заволжья, что отражает специфику их трудовой деятельности, главным образом - скотоводство. Так, в Алгайском районе проживает 8 тыс. человек казахов, их удельный вес составляет 46,6% от общей численности населения района. В Дергачевском районе их проживает 5,6 тыс. человек или 19,3% от состава населения района, в Питерском районе казахи составляют 20,5%), Ровенском -16,2% населения этих районов. В городах областного подчинения казахов проживает 8,3 тыс. человек (11,3% от общей численности казахского населения области).

Следующей наиболее значительной группой в составе области является татарская диаспора. Татары размещены как в Правобережных, так и в Левобережных районах области. Так, в г. Саратове их проживает 26,6% от общей численности татарской общины, в г. Энгельсе - 8,9%, г. Балаково -6,4%, г. Пугачеве - 4,7%, Дергачевском районе - 10,0%, Ершовском районе -4,7%, Базарно - Карабулакском районе - 4,5%. В тоже время татарское население занимает значительный удельный вес в общем составе населения отдельных районов, так, например, в том же Дергачевском районе они составляют 17,4%, в Петровском районе - 8,1%. Наибольшая по численности татарская диаспора, размещенная в г. Саратове, представлена в Волжском районе — 7,2% от общей численности татар области.

Численность мордовской национальности составляет 23,4 тыс. человек или 0,9% от общей численности населения области. Наибольшее число лиц мордовской национальности проживает в Петровском районе - 2,4 тыс. человек или 15,5% от численности населения района, в Хвалынском районе -1 тыс. человек (6,5% от состава населения района), 23,5% мордовского населения живет в г. Саратове, 10% - в г. Энгельсе, 7% - в г. Балаково, 5,2% - в г. Петровске, 10,4% - в Петровском районе, других городах и районах области - 33,9%.

Наибольшее число чувашей проживает в Базарно - Карабулакском районе - 3,1 тыс. человек (15,5% от общего состава), они составляют 8,6% населения этого района. В г. Саратове размещены 13%, в г. Балаково -7,5%, г. Вольске и г. Энгельсе по 4%, в Вольском районе - 6%, Пугачевском, Балаковском и Энгельсском районах - по 3%, других городах и районах области - 41% от общей численности в области населения чувашской национальности.

На территории области проживает 17,8 тыс. человек белорусов, из которых 12,3 тыс. человек (69%) в городах. Так, в городе Саратове - 4,9 тыс. человек (28,8%), в г. Балаково - 1,5 тыс. человек (8,8%), в г. Энгельсе -1,6 тыс. человек (10,6%).

Среди национальностей проживающих в основном за пределами России и СНГ и имеющие более глубокие исторические корни пребывания на территории Саратовской области, наиболее многочисленно представлены немцы. Сейчас их проживает 17 тыс. человек или 0,7% населения области. Из других национальностей, избравших местом жительства Саратовскую область, в составе населения области представлены: поляки - 1,2 тыс. человек, греки - 0,8 тыс. человек, корейцы - 0,5 тыс. чел., болгары - 0,5 тыс. человек.

Наиболее компактно немцы проживают в Марксовском районе - 3,7 тыс. человек (или 11,9% от общей численности населения района), в Ровенском - 1,3 тыс. чел. (7,1%), в Энгельсском - 3 тыс. чел. (7,1%), в Красноармейском - 0,7 тыс. чел. (2,9%), в городе Марксе - 0,6 тыс. чел. (1,9%). В сельской местности области проживает 10 тыс. человек немцев или 63,9% от их общей численности.

Похожие диссертации на Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России