Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-философские и теоретические основания бытия ценностей субъекта 11
1.1. Развитие представлений о ценностях в истории философии: от осмысления феноменов к конструированию систем 11
1.2.. Природа ценностей субъекта 38
Глава 2. Система ценностей субъекта: формирование и развитие . 56
2.1. Система ценностей и ее структура 56
2.2. Познание ценностей как основа формирования их системы 77
2.3. Эволюция системы ценностей в процессе деятельности субъекта . 102
Заключение 119
Библиографический список 122
- Развитие представлений о ценностях в истории философии: от осмысления феноменов к конструированию систем
- Природа ценностей субъекта
- Система ценностей и ее структура
- Познание ценностей как основа формирования их системы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Осмысление бытия ценностей человека связано, в первую очередь, с условиями его существования в окружающем мире. Изменение природного и социального мира ведет к изменению и ценностного мира человека. С одной стороны, мощное воздействие социума на природу, ее безмерная эксплуатация, которая приводит к тому, что человек все больше отчуждается от природы, ее истинная значимость утрачивается, заменяется в его системе ценностей некоторыми «суррогатными» образованиями. С другой стороны, глобальные перемены происходят во. взаимодействии человека с окружающими его людьми. Ценность личности все еще измеряется-не ее собственным бытием, «тем, что есть человек», а его способностью получать материальные блага. Из-за этого происходит искажение общечеловеческих ценностей, потеря которых в системе ценностей субъекта ведет к ее разрушению.
Теоретические исследования ценностей дают возможность выявить основные причины кризисного состояния в системе ценностей общества. В современной ситуации назрела необходимость философского осмысления проблемы ценностей на уровне индивидуального субъекта. Исследование онтологического и гносеологического аспектов развития системы ценностей человека позволит объективно рассмотреть процессы, способствующие эволюции его ценностного мира.
Существуют крайние тенденции в формировании системы ценностей человека - это стремление к удовлетворению материальных потребностей в ущерб духовному развитию и, наоборот, уход в аскетизм для развития духовности и полный отказ от материальных благ.
В настоящее время наблюдаются изменения во всех основных способах бытия человека. Современный этап развития общества характеризуется усилением тенденции потребительского отношения к жизни, преобладания материальных ценностей над духовными. Становится очевидным, что преобладание материально-потребительской тенденции в развитии ценностных ориентиров человека повлекло за собой утилитаризацию такого многогранного и сложного понятия, как «ценность», искажение его истинного значения.
Изучение системного бытия ценностей индивидуального субъекта имеет большое значение как для понимания основных причин возникновения этой тенденции, так и для осмысления основных факторов, влияющих на развитие системы ценностей человека. Оно дает возможность создать целостное представление о развитии системы ценностей, выявить формы ее организации, влияющие на становление личности в сложных современных условиях.
Исследование ценностей индивидуального субъекта важно для понимания бытия человека в целом. Целостное представление о человеке необходимо для гармонизации отношений человека и мира, формирования мировоззрения личности, способной к творческой самореализации. Таким образом, не вызывает сомнения необходимость в дальнейшем исследовании ценностей, изучении средств их познания и способов выстраивания в систему ценностей субъекта.
Степень разработанности проблемы. На протяжении всего существования философии к проблемам ценностей, так или иначе, обращалось большинство философов. Однако представление об их природе постоянно изменялось, постепенно происходило осознание сложной природы этих феноменов.
В Новое время, с формированием рационально-сциентистского подхода к исследованию мира, появляется представление о ценностях как принадлежности человеческого бытия. В трудах Ф. Бэкона, Б. Спинозы и других исследователей ценности определяются как «аффекты души», модусы личности. Такой подход позволяет рассматривать эти феномены как некую целостность, выявляет наиболее общие основания для определения их бытия, дает возможность исследовать ценности на уровне не только их природы, но и бытия человека, общества.
Серьезный вклад в исследование ценностей внесли западные мыслители. Это представители немецкой классической философии Г. Гегель, И. Кант; неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт; феноменологиГ. Гуссерль, Н. Гартман, М. Шелер, представители «философии жизни» В. Дильтей, Ф. Ницше. Их исследования позволили составить широкое представление о ценностях, имеющих единую основу - неотъемлемую часть бытия человека. Они посвящены
группировке и классификации ценностей, выстраиванию различных вариантов иерархии ценностей, а также определению их природы.
Проблеме ценностей уделяли внимание и русские философы: Н.О. Лос-ский, Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский. В их работах рассматриваются ценности духовного мира человека. Здесь большой интерес представляет осмысление общечеловеческих ценностей, их духовного содержания как внутренней основы человеческого всеединства. Ценности человеческого бытия они видят в божественной духовности, преобразующей человека.
Для данного исследования представляют интерес работы, посвященные марксистской трактовке ценностей. Основоположники марксистской теории оценки К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин понимают ценности, в первую очередь, как явления общественного сознания. Последователи этого направления С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, В.П. Тугаринов и другие также рассматривают ценностный мир субъекта через призму общественных отношений. При этом большое внимание уделяется исследованию ценностей социальных групп, взаимосвязи ценностей субъекта с ценностями общества, формированию общечеловеческих ценностных универсалий.
Для осмысления природы ценностей большое значение имеют работы фи-лософско-психологической направленности, в которых значительное внимание уделяется исследованию психологического аспекта формирования ценностей у человека. Это работы западных психологов В. Франкла, 3. Фрейда, Э. Фромма. Психологическое исследование ценностей позволило подробно изучить механизмы их возникновения при реализации материальных и духовных потребностей. Труды российских психологов Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева помогли осмыслить процессы формирования ценностей в личностной структуре человека, выявить связь между развитием- его системы ценностей и деятельностью. Кроме того, эти исследования внесли значительный вклад в осмысление места и роли ценностей в жизни и деятельности человека.
Проблемы современной философии ценностей представлены работами О.А. Гусейнова, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, Б.В. Маркова, Н.С. Розова, М.В.Розина. Эти работы помогли выявить философско-кулыурологические ос-
нования для классификации ценностей, исследовать предлагаемые системные модели аксиосферы, систематизировать зарубежный опыт исследований проблемы ценностей.
Следует выделить многообразие современных региональных исследований, посвященных изучению ценностей. Они охватывают различные области знания. В педагогических исследованиях Т.Ю. Сычевой, Т.Б. Даниловой, Л.И.Жариковой рассматриваются проблемы формирования ценностей у различных возрастных групп пжольников и студентов; ценностного отношения преподавателей к педагогической деятельности и т.д. Большое внимание уделяется изучению ценностей в психологии. Это работы И.В. Михеевой, Ю.В. Трофимовой, посвященные ценностно-смысловой сфере личности, семьи, социальной группы. Философские исследования лежат в основном в области специально-философского знания: философии права, философии языка, философии образования и т.д. Эта специфика отражена в исследованиях Р.А. Крамаренко, И.В. Тимошкиной и др.
При осмыслении бытия ценностей особое значение имеют работы, посвященные использованию системного подхода. Труды Э.Г. Винограя, О.С. Разумовского, А.И. Уемова, Ю.А. Урманцева, Е.В. Ушаковой, посвященные осмыслению мира как системы, позволили реализовать системный подход при исследовании проблемы ценностей.
Объектом диссертационного исследования являются ценности как феномены человеческого бытия.
В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются системная организация ценностей субъекта и ее эволюция в онтологическом, гносеологическом и праксеологическом аспектах.
Целью работы является исследование становления и развития системной организации ценностей индивидуального субъекта.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Выявить основные аспекты исследования ценностей на основе анализа историко-философской литературы.
Исследовать природу ценностей индивидуального субъекта.
Раскрыть специфику формирования системы ценностей субъекта.
Определить роль познания ценностей в организации и развитии системы ценностей.
Показать связь эволюции системы ценностей субъекта с его духовной и материальной деятельностью.
Теоретическую основу исследования составляют следующие идеи, теории и концепции:
философская теория ценностей М.С. Кагана;
общая теория систем Э.Г. Винограя;
концепция личности, деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Методология исследования. Общефилософский уровень представлен
принципами диалектической методологии: единства исторического и логического, единства анализа и синтеза. Общенаучный уровень определили структурно-функциональный и системный подходы.
Методы исследования: исторический, логический, системный, структурно-функциональный, сравнительного анализа и конструктивного синтеза.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
Обоснована интерсубъективная природа ценностей субъекта, которая обусловлена субъект-субъектными отношениями. Эти отношения служат основой для формирования ценностных ориентиров, с которыми субъект, познающий ценности, соотносит свои представления об окружающем мире. При этом ценности органично включены в мировоззренческую структуру личности и играют важную роль в обеспечении соответствия между индивидуальным опытом и универсалиями общечеловеческого, культурного опыта.
Выделены и раскрыты основные факторы эволюции системы ценностей: а) познавательная активность субъекта; б) соотнесение им ценностных предпочтений с интерсубъективными ценностями мира. Соотнесение субъектом собственной оценки предметов мира с интерсубъективным бытием ценностей является фактором, направленным на становление его системы ценностей.
Определены группы ценностей в иерархии системы ценностей индивидуального субъекта. Основанием для группирования являются уровни взаимодействия субъекта с окружающим миром. В фундаменте иерархии лежат родовые ценности,'познаваемые субъектом на уровне рода, семьи; центральной ступенью иерархии являются социальные ценности; вершину иерархии составляют экзистенциальные ценности.
Выявлены связи, которые в системе ценностей играют организующую и стабилизирующую роль. Эти связи возникают на разных уровнях эволюции системы и решают специфические задачи, характерные для данного этапа ее развития. При становлении системы ценностей человека образуются внутренние и внешние, прямые и обратные структурные связи, связи функционирования и развития. Необходимые и случайные, действительные и возможные, устойчивые и неустойчивые связи формируются в процессе дальнейшего развития системы, когда ее структура усложняется.
Определены особенности познания ценностей: 1) субъективный характер процесса познания, который проявляется в обретении значимости предметов или явлений мира для человека; 2) соотнесение субъектом собственных ценностных предпочтений с интерсубъективным бытием ценностей; 3) достижение результата познания - ценности, которая является истинной в первую очередь для познающего субъекта.
Положения, выносимые на защиту:
Бытие ценностей индивидуального субъекта системно. Ценности образуют в сознании субъекта активную систему, внутри которой, объединяясь в группы, выстраиваются в определенную иерархию. Система ценностей регулирует поведение человека при взаимодействии с окружающим миром, и является- как личностной принадлежностью, так и частицей социокультурного бытия.
Оптимальное состояние системы ценностей субъекта возможно, если вектор ее развития направлен на гармонизацию отношений элементов системы при ее взаимодействии с внешней средой. Критериями оптимальности являются: активное взаимодействие субъекта с окружающим миром; наличие в
системе всех групп ценностей - от родовых до экзистенциальных; способность к гибкой переиерархизации ценностей; преобладание в системе позитивных ценностей.
Познание ценностей играет определяющую роль в эволюции системы ценностей индивидуального субъекта и проявляется в соотнесении его ценностных предпочтений с интерсубъективными ценностями социума.
Система ценностей субъекта и его деятельность находятся в диалектическом взаимодействии, которое определяет практическую, социальную реализацию личностного развития субъекта в процессе жизни.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическое значение диссертации заключается в развитии представлений об онтологии ценностей субъекта, формировании ценностных ориентиров человека, в обосновании интерсубъективной природы феноменов ценностей. Полученные результаты исследования, таким образом, вносят вклад в развитие учения о бытии человека и социума и являются значимыми для онтологии. Работа имеет методологическую значимость, материалы исследования могут использоваться в социогуманитарных науках: культурологии, психологии, социологии, педагогике.
Содержание диссертации может стать частью лекционного материала учебных курсов: "Философия", "История философии", "Онтология и теория познания", спецкурса "Аксиология". Выводы диссертации могут быть использованы при подготовке специалистов образовательных учреждений.
Апробация полученных результатов. Результаты исследования прошли апробацию на Международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, 2003г.), на Международной научно-практической конференции «Социально-культурные туристические ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы» (Барнаул, 2004 г.), на Международной научно-практической конференции «Ком-муникативистика в современном мире: человек в мире коммуникаций» (Барнаул, 2005 г.), на всероссийских научно-практических конференциях «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2002, 2003 гг.), на всерос-
сийских научно-практических конференциях «Философия, методология и история знаний» (Барнаул, 2003, 2004 гг.), на всероссийской заочной конференции «Рациональное и иррациональное в русской философии и культуре: прошлое и современность» (Барнаул, 2003 г.).
Развитие представлений о ценностях в истории философии: от осмысления феноменов к конструированию систем
Исследование представлений о ценностях предполагает анализ их осмысления в различные исторические периоды. Используя принцип историзма, как наиболее эффективный для решения поставленных задач, рассмотрим античный, средневековый периоды, эпоху Возрождения, Новое и Новейшее время. Такой подход позволяет охватить многообразие представлений о ценностях в процессе развития философии в целом. Однако, следует отметить, что в данном параграфе представлены наиболее характерные для той или- иной исторической эпохи тенденции развития философской мысли по отношению к ценностям.
Античный период характеризуется представлением о ценности как явлении, безусловно, положительном-, единичном, целостном. В античном мире понятие «ценность» не несло того смыслового значения, которым мы наделяем его сейчас. Его заменяли понятия Блага, Добра и т.д., которые содержали в себе множество качественных характеристик предмета, вещи, явления.
Вопросы блага, добра и зла античные философы рассматривали через призму метафизических знаний, а также с социальных, общественных позиций [8;9;10;125;126;127]. В этот период предметом философствования были Природа, Космос, Бог, Вселенная, которые включали в себя человека и ценности его земной жизни. Именно в период античности появился термин «прекрасное» (каллос), например прекрасный космос, прекраснейшая гармония и т.д. этот термин нес оценочный объектный смысл. Основой же этой оценки являлось соотнесение ее результата с понятиями гармоничность, соразмерность и т.д. Впоследствии этот термин получил статус самостоятельной ценности.
Основное развитие представления о феноменах ценностей (понятие Блага и др.) получают в работах Платона и Аристотеля [8;9;10; 125;126;127], хотя начало обращения к вопросам ценностей античные философы связывают с именем Сократа. Об этом мы узнаем из диалогов Платона, так как сам Сократ не оставил после себя письменных сочинений.
Этот античный мыслитель важную роль в философии отводил нравственным проблемам. Он считал, что именно философия призвана служить духов- ному воспитанию людей, способна отвратить их от пороков. Основные свои усилия Сократ направлял на исследование понятий блага и добродетели, как высших ценностей человеческого бытия.
Благо, по мнению Сократа как полезное явление, как счастье - есть стремление человека к благостной жизни (здоровью телесному и душевному, развитию умственных способностей и нравственных качеств). К достижению блага ведет добродетель, которая, по его мнению, есть единое целое, состоящее из нравственных норм, ума, доброты и мудрости, понимания прекрасного, -истинного и т.п. [125;126;127].
Сочинения Платона достаточно подробно раскрывают философскую позицию Сократа по данному вопросу. Кроме того, сам Платон в своих произведениях поднимает проблему существования и истинности Блага, Добра, Красоты и т.д. для человека. Он подходит к рассмотрению этого понятия с идеалистических позиций, утверждая существование понятий Блага, Добра, Красоты независимо от человека и определяет место этих ценностных феноменов в мире идей. Таким образом, в его понимании эти идеи существует объективно [125Ц26].
Аристотель определяет сами ценностные явления, в первую очередь понятие «Блага», как социально значимого для формирования духовных начал жизни человека. Он отрицает наличие ценности как явления, присущего всему окружающему миру. «В «Большой этике» он пытается упорядочить представления о ценностях (благе): «Из благ одни относятся к ценимым, другие к хвалимым вещам, третьи - к возможностям. Ценимым я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое - это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести»» [8. С. 68].
Значение античного периода для развития философии ценностей состоит в исследовании природы ценностей, выявлении их сущности, постановке проблем, требующих философского осмысления. При этом рассматриваются, в основном, проблемы нравственно-этического характера.
Средневековье приносит в рассмотрение проблем мира ценностей несколько более конкретный смысл, однако расширение представлений об этом мире осуществляется, в основном, в религиозном направлении. Все понимание «ценного» носит теперь божественный характер и определяется в реальной жизни через христианскую этику. Природа ценностей при таком подходе к их пониманию таюке постулируется религиозными канонами.
Средневековье характеризуется в философии как период поклонения божественному началу. Ценности рассматриваются с позиций божественного блага. Деятельность человека, его духовный мир, взаимоотношения между людьми также рассматриваются в преломлении божественных идеалов и ценностей, где прекрасное - носитель духовных ценностей, а безобразное есть признак зла, бесполезного, неприглядного. Крупнейшие представители средневековой религиозной философии, такие как Аврелий Августин, Фома Ак-винский и др., в своих исследованиях уделяли внимание таюке и ценностной проблематике [2; 140; 141].
Природа ценностей субъекта
В результате философского осмысления феноменов ценностей, выяснилось, что при определении природы ценности у исследователей нет единого мнения. Существуют разные подходы к пониманию природы ценностей.
Одни философы утверждают, что ценности в мире существуют независимо от того, познаются они человеком или нет, они выводятся из отношения человека к миру. Мир при этом признается объективно существующим. Это сторонники объективизма, «...направления, ... которое признает объективные ценности и предписания и пытается установить объективный критерий и объективную цель нравственного действия» [183. С. 314].
Взгляды представителей данного направления базируются на следующем утверждении, которое характеризует их концептуальную позицию по данному вопросу. «Необходимая связь ценностей с субъектом, именно то обстоятельство, что всякая ценность есть ценность для какого-нибудь субъекта, не дает права говорить, что ценности субъективны... Ценность есть нечто выходящее за пределы противоположности субъекта и объекта, так как обусловливается отношением субъекта к тому, что выше всякого субъектного бытия, именно к абсолютной полноте бытия» [1, с.63]. Таким образом, ценности являются принадлежностью объективного бытия.
Другая крайняя точка зрения сформировалась под влиянием феноменологического представления о мироустройстве. При таком подходе природа ценностей определяется как субъективная, где ценность - есть феномен сознания. Ценность воспринимается субъектом и характеризуется как ценность только в его сознании. При таком подходе процесс познания характеризуется как внут-рисубъектный и его можно определить как самопознание.
Особенно ярко такой подход к проблеме определения природы феноменов ценности проявился в философской антропологии М. Шелера. В своей критике объективно-идеалистической позиции Канта в этических вопросах он подчеркивает, что «Эмпиризм здесь ошибочен не потому (как это представляет себе Кант), что долженствование нельзя «извлечь» из бытия, но потому, что бытие ценностей нельзя извлечь из какой-либо формы реального бытия (будь то реальные действия, суждения, переживания долженствования), а качества и связи ценностей не зависимы от этих последних» [197. С. 265]. Эта позиция, безусловно, представляет интерес, однако, в данном исследовании представлена в информативном качестве.
Позиция, которую разделяет автор данного исследования, находится в сфере материалистического миропонимания [7;11;12;20;22;24;51;53;56;89; 92;103;104;106;129;144;179;191]. Ее приверженцы полагают, что феномен ценности возникает только в процессе взаимодействия субъектов внутри социума, когда объект оценки обретает для субъекта значимость.
Результатом взаимодействия субъектов является желание оценить обладающий значимостью предмет и «...именно в процессе оценки нечто нам является как прекрасное, священное, полезное или справедливое; объективная сущность ценности только в процессе оценки приобретает свой облик, делается явной субъекту как ценность» [22. С. 27].
С этой точки зрения ценности носят интерсубъективный характер, где интерсубъективность - это «...структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов» [156. С. 355]. Здесь определяющую роль играет восприятие ценностей в соотнесении их с ценностями других субъектов. Оценка предметов мира при интерсубъективном понимании природы ценностей зависит не только от индивидуальности познающего субъекта, но и от окружающих его людей, социального устройства, роли и места этого субъекта в обществе и т.д.
Ценности формируются в результате социокультурного взаимодействия людей. Вероятно, первоначально, на ранних этапах развития общества возникали ценностные константы, которые несли в себе основные ценностные установки, позволяющие сориентировать следующие поколения в многообразии ценностей социокультурной среды. Эти константы определялись уровнем общественных отношений. Отношения между членами рода формировали родовые константы, с которыми соотносятся родовые ценности. Отношения в социуме (на разных уровнях социального взаимодействия) послужили основой для социальных констант, соотносимых с социальными ценностями. Религиозные отношения определили религиозные константы как основу формирования религиозных ценностей, а осознание человеком себя, собственной значимости для всего окружающего мира - определило экзистенциальные константы, заложив основы для экзистенции человека, его самореализации.
С течением времени те из них, которые отвечали потребностям культурной среды, условиям существования общества и успешному взаимодействию людей, обрели устойчивость и сформировали интерсубъективное общественное бытие ценностей.
«Ни об одной из известных нам «вещей» - известных с детства или с какого-либо другого «момента» нашей жизни - нельзя сказать, что мы узнали ее самостоятельно. Самостоятельно мы понимаем «материю вещей»- то, что воспринимаем непосредственно: органами чувств и, скажем, в интуитивных усмотрениях сущностей. Исходя из несамостоятельного характера познания мира, знание которого представляется нам «воспитанным» в нас интерсубъективно, кажется естественным, если возникает сомнение в чем-то, уже известном, обращаться за разрешением этого сомнения к «области» объективных значений, в основании которой лежит интерсубъективное понимание генезиса фундаментальных структур этого мира, как они значимы для нас, и опыт других людей» [192. С. 156].
Система ценностей и ее структура
Философское осмысление ценностей, определение их природы, основных онтологических характеристик показало, что рассмотрение ценностей требует исследования их в системной организации. Система ценностей в данной работе рассматривается на уровне индивидуального субъекта - человека.
Очевидно, что понятие «система ценностей» употребляется применительно к данным феноменам достаточно часто. Однако, как систему, это явление исследовали очень мало. Тем не менее, следует учитывать, что системный подход позволяет наиболее глубоко и целостно рассмотреть основные проблемы феноменов ценностей.
Системный подход - одно из современных направлений в теории и методологии познания, в основе которого лежит понимание объектов как систем.
Системные исследования феноменов ценностей, предпринимаемые российскими исследователями, первоначально ограничивались, чаще всего, только сферой этических проблем [11;89;112;124;150]. Так, например, Л.М.Архангельский, исследуя систему этических знаний, определил ряд мировоззренческих проблем, внутри которых эти знания являются ядром мировоззрения, формирующимся через отношение человека к миру.
М.С. Каган в своей работе «Философская теория ценностей» систематизирует ценности более широко, выводя ценностную проблематику на уровень культуры, и называет эту систему «аксиосферой культуры» [68].
Однако, более широкий, общефилософский системный анализ, вероятно, еще предстоит провести современным философам. Очевидно, что применение системного подхода в исследованиях, посвященных феноменам ценностей, имеет большие перспективы.
Важную роль в исследовании системной организации ценностей играет четкое определение общего понятия системы. «Системой называют совокупность элементов, взаимосвязанных между собой таким образом, что возникает определенная целостность, единство. Система характеризуется следующими особенностями:
1) целостностью - свойства целого принципиально несводимы к сумме свойств составляющих ее элементов, зависимость каждого элемента системы от его места и функций в системе;
2) структурностью - поведение системы обусловлено не столько особенностями ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;
3) взаимозависимостью системы и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой;
4) иерархичностью - каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система сама является элементом более широкой системы...» [42. С. 172].
Такое широкое определение понятия «система» допускает в данном исследовании рассмотрение системной организации феноменов ценностей. При этом должны быть соблюдены определенные условия, которые позволяют конкретизировать анализ рамками одной системы - системы ценностей индивидуального субъекта (СЦС).
При рассмотрении системы ценностей индивидуального субъекта следует отметить, что элементами данной системы являются группы ценностей.
Целостность системы проявляется в формировании ценностных ориентиров субъекта, оказывающих определенное влияние на деятельность субъекта в окружающем мире. Структурность системы ценностей представлена основными ее составляющими, элементами системы - ценностями, между которыми, с помощью системообразующих факторов возникают и функционируют внутрисистемные связи (от сигналов, импульсов, инстинктов до экзистенциальных проявлений личности субъекта).
Формирование любой системы, в том числе и СЦС происходит при взаимодействии системы с окружающей средой. Взаимосвязь СЦС и среды очевидна т.к. сами ценности рождаются в результате познания субъектом - носителем системы ценностей, объектов мира - среды. Отсутствие же взаимодействия со средой прекращает дальнейшее развитие системы ценностей субъекта, ее эволюционирование.
В процессе формирования системы ценностей в сознании индивидуального субъекта в процессе познания создается иерархия системы ценностей. При этом место в иерархии та или иная ценность или группа ценностей занимает на определенный период сообразно мировоззренческим установкам субъекта, половозрастным характеристикам, его роли в социуме и т.д.
Иерархия в СЦС обладает подвижностью. Подвижность иерархии проявляется при взаимодействии субъектов. С одной стороны, там, где происходит взаимодействие их ценностных ориентиров, она может послужить основой для перестройки элементов в иерархии системы ценностей одного из субъектов. С другой стороны, каждый элемент системы ценностей, или группа ценностей, в процессе взаимодействия людей может транслироваться от субъекта к субъекту и, тем самым, послужить основой для создания новой иерархии в системах ценностей других субъектов.
Познание ценностей как основа формирования их системы
Формирование системы ценностей человека происходит в процессе познания окружающего мира. Познание ценностей - «воспитание чувств», процесс постижения ценностей, обретения отношения к знанию, поиск смысла через гуманистическое восприятие, «вполне самостоятельный тип познания, ничуть не менее важный для человека, чем познание теоретическое, понятийное, объективное. ...Понимание, знание - сами по себе социальной...позиции человека не определяют. Позиция и поведение определяются отношением к жизни, обществу, людям, тем, во имя чего индивид живет, какие чувства и настроения у него вызывают те или иные явления. Даже польза, понятая рассудком, сама по себе не создает стимула к ее достижению. Сама наука в ее исканиях истины черпает стимулы для вдохновения в мире ценностном» [118. С. 14].
Главная особенность познания ценностей заключается в особенности достижения конечного результата. Если научное познание осуществляется для ответа на вопрос: что есть предмет исследования, каковы способы его существования и т.д. независимо от человека, то познание ценностей есть ответ на во прос: насколько значим (полезен - вреден) предмет для данного человека или для целей познания мира.
Результатом научного познания является достижение объективной истины, а результат познания ценностей - ценность, в которой отражается отношение субъекта познания к познаваемому предмету. «В отличие от теоретического суждения, объективная истинность которого достигается путем максимально возможного освобождения от влияния свойств субъекта на процесс познания, оценочное суждение предполагает такое влияние, в нем находят свое отражение не только свойства познаваемого объекта, но и свойства познающего субъекта, его отношение к предмету» [7. С. 6-7].
Однако, это не значит, что познание ценностей не может быть по своему характеру научным. Ценности, становясь объектом аналитического исследования, подвергаются, так или иначе, анализу с целью установления их истинности (пусть даже только для субъекта познания), они становятся предметом науки.
Несомненно, акт научного познания предмета нельзя отождествить с познанием ценностей т.к. познанный предмет оценивается субъективно, но нельзя отрицать, что оценка - это акт познания, только, в большей степени чувственного, чем рационального. Если научное познание включает в себя широкий комплекс методов, то познание ценностей избирательно, проявляется через чувства, эмоции, оценку познаваемого субъектом предмета, и только потом востребуется рационально.
Отличительная черта познания ценностей еще и в том, что познанный предмет может подвергнуться познавательному акту не единожды, и результат (оценка) повторного познания, зачастую, оказывается совершенно иным. Та ценность, которая сформировалась в сознании субъекта, в силу разных причин, в основном социальных факторов, возрастных характеристик и т.д. со временем может подвергнуться переосмыслению, истинность ее становится менее очевидной и происходит переоценка. Причем, если научная истина подвергается сомнению только в результате новых научных фактов, то переориентация ценностных установок глубоко субъективна.
Таким образом, область оценок, как и все сферы сознания субъекта «...представляет собой диалектическое единство изменчивого и устойчивого, особенного и всеобщего» [7. С. 10].
Оценка информации происходит (в широком смысле этого слова - как обретение знания) через самосознание, через сложившиеся этические, нравственные критерии, в первую очередь, у самой личности. Более широко познание ценностей можно рассматривать через призму отношений внутри социума и между различными социальными группами.
Как коллективный (групповой) субъект, социум взаимодействует с окружающим миром, в первую очередь, на уровне познания и практики. Наличие общей цели при формировании социума говорит о существовании разумной оценки места и роли каждого из взаимодействующих субъектов внутри него, что позволяет определить значение каждого субъекта в данном социуме. Важность ценностных ориентиров при взаимодействии субъектов внутри социума очевидна, так как в результате происходит «естественный» отбор субъектов, по той или иной причине объединяющихся в, так называемый, коллективный субъект.
Необходимо при этом учитывать то обстоятельство, что ценности характеризуются принципом долженствования. Они не осязаемы, их нельзя увидеть или услышать. Таким образом, процесс познания ценностей безусловно отличается от общепринятого познания, как приобретения знания о фактах. Это позволяет утверждать, что познание ценностей как процесс оценки, особая форма получения знания о ценностях.
Рассматривая познание ценностей, нужно акцентировать внимание на особой его роли в формировании творческой и гармоничной личности. В процессе познания ценностей происходит интерсубъективное взаимодействие. Главная движущая сила этого процесса - естественное стремление человека к гармонии как внутри своего мировоззрения, так и с окружающим миром, социумом.