Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема духовного бытия Бурцева Екатерина Александровна

Проблема духовного бытия
<
Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия Проблема духовного бытия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурцева Екатерина Александровна. Проблема духовного бытия : 09.00.01 Бурцева, Екатерина Александровна Проблема духовного бытия (экзистенциально-феноменологический подход) : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.01 Иваново, 2007 190 с. РГБ ОД, 61:07-9/453

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1- Духовное бытие как переживание приобщения личности к высшим трансцендентальным ценностям 19

1.1. Проблема ценностей в аспекте духовного самоопределения личности 21

1.2Лоиск истины в контексте проблемы духовного самоопределения личности 50

13, Добротворчество как определяющий принцип гуманистического мировоззрения духовной личности 62

1.4 Переживание красоты как момент приобщения личности к духовному измерению бытия 79

L5. Устремленность к Абсолюту как переживание приобщения личности к духовному измерению бытия 90

Глава 2, Проблема духовного бытия в аспекте творческой, культуропреобразующей деятельности 104

2.1 Духовное бытие как творческая самореализация личности 104

2.2. Проблема культуротворчества как способа духовной самореализации личности 125

23. Духовное бытие как онтология ноосферной личности 148

Заключение 170

Библиография 175

Введение к работе

Введение фиксирующей основу существования категории Бытия в философский оборот стало в истории не фактом как таковым, а превратилось в процесс осмысления этого понятия, не завершенный и по сей день, В XX веке наибольшую актуальность приобретает осмысление специфики собственно человеческого бытия как особого философского феномена, обладающего своеобразием и все возрастающей значимостью. Человеческое бытие выступает базовой категорией не только современной экзистенциальной философии, но и является центральной темой большинства философских исследований современности. В частности большое внимание тому, что М. Хайдеггер назвал Dasein, также уделяется в работах Ф. Ерентано, Э. Гуссерля, Н.Тартмана, Фр.-В. фон Херрманна, Ж.-П. Сартра и др. Это все указывает на то, что поставленная Парменидом в шестом веке до нашей эры проблема Бытия - не теряет своей актуальности и нуждается в дальнейших исследованиях в новых исторических условиях-

Причем, реалии XX столетия способствовали актуализации проблематики, связанной с формированием и развитием личности в духовном измерении бытия не просто в связи с возрождением собственно философского интереса к ним, но прежде всего как следствие проблемы сохранения духовного потенциала человечества. Обусловлено это, во многом, общей нестабильной ситуацией в современном мире, попытками найти выход из сложившегося глобального кризиса, обозначить новые перспективы развития человечества. Другими словами, в XX веке обретение духовности осознается как фактор выживания человечества, условие гармоничного развития человеческого общества в ближайшем и далеком будущем. Ведь, как писал еще Д. Андреев, чтобы грядущие времена не стали «угашающими все огни», само развитие цивилизации должно способствовать становлению личности в измерениях Истины, Блага и Красоты, Решение

многих глобальных проблем, угрожающих полноценному развитию человечества и требующих скорейшего устранения, во многом зависит от человека как главного субъекта преобразований в современном обществе. Как видим, ключевое значение в связи с этим приобретает проблема духовного самоопределения личности.

Поэтому, по-прежнему актуальны вопросы: как происходит развитие личности в духовном бытии? какие механизмы определяют направленность вектора ее совершенствования? что представляет собой духовное измерение личностного бытия? и т.д. На сегодняшний день философия дает, подчас, слишком много ответов на эти вопросы, но они нередко односторонне сиюминутны, подчинены господству «частных начал» (B.C. Соловьев). Между тем, как особенно подчеркивалось в русской традиции, духовное бытие является одним из фундаментальных философских понятий, имеющих особую значимость для изучения особенностей процесса формирования и развития целостной, гармоничной личности, ее самореализации и самоопределения.

Отметим, что проблема духовной самореализации личности по-разному звучит у представителей экзистенциализма, персонализма, психоанализа, спиритуализма, постмодернизма и др. С одной стороны, это можно оценивать как позитивный фактор, однако, в этой многоголосице мнений нужно определиться, придать ей целостность, найти точки пересечения разных позиций, определить расхождения.

Как ни странно, но понятие «духовное бытие» довольно редко употребляется в современной философской литературе. Плохо не то, что смысл его, как правило, остается неточным, размытым, а то, что авторы, оперирующие данной категорией, далеко не всегда осознают ее значимость, используя понятие «духовное бытие» зачастую мимоходом, произвольно. Подчас, глубокому осмыслению указанной проблемы препятствует и терминологическая неточность, отсутствие смыслового разграничения

понятий «духовное бытие» и «духовность». Понятие «духовное бытие» используется для характеристики самого жизненного процесса, представляет собой особое измерение бытия» обозначающее жизнь в ее ориентации на высшие, трансцендентальные ценности, выступающие в роли экзистенциальных символических структур, задающих вектор развития личности. Понятие «духовность» относится к характеристике человека как личности, обозначает уровень ее развития и проявляется в ориентации человека на трансцендентальное начало бытия, в стремлении к творческой самореализации, свободе, абсолютной полноте и гармонии бытия.

В многочисленной литературе, посвященной этой тематике, чаще всего используется понятие «духовность», хотя и понимается оно неоднозначно. Нередко под духовностью авторы понимают и наличие у человека возвышенных идеальных устремлений, и приобщенность к искусству, и религиозность, и высокий уровень образованности, и степень интеллектуального развития. Думаем, что отсутствие в современном дискурсе единой, целостной концепции духовности объясняется смешением проблемы сущности духовности с проблемами ее спецификации, осуществляющейся через понятия «духовные ценности», «духовное производство», «духовное творчество» и т.д,, в которых проявляются различные фани и стороны духовности. Большинство современных мыслителей обращаются к исследованию отдельных аспектов и компонентов духовности, сосредоточивая свое внимание на рассмотрении ее отличительных черт, роли в общественной жизни и в становлении личности, обращаются к определению места духовности в мировоззрении, культуре и т.д. Думаем, что настало время сделать акцент на целостности, представив духовность сложным, многоуровневым образованием, не сводимым к одному из своих частных, отдельных проявлений.

Именно в указанном контексте многообразия рассмотрения вопросов в их единстве и должно происходить прояснение проблемы реализации

личности в высоком измерении бытия. На этом фоне по иному предстают вопросы формирования духовного начала в человеке, происходящего в результате определенной работы человека над собой, сопряженной с определенными усилиями. К сожалению, «душевная лень» становится знаком нашей эпохи, а потому особую значимость приобретает исследование механизмов духовно-нравственного развития личности.

Такого рода исследование в контексте идей, обозначенных, например,

A. Бадью в «Манифесте философии» и совершенно естественных для
русской философии, может сыграть свою синтезирующую и очищающую
роль как в теоретическом плане, так и в практическом отношении через
влияние на динамику становления личности в ситуации нестабильности,
постмодернистского иронического отношения к традиционным ценностям.
Все это будет способствовать формированию новых конструктивных
взглядов, строящихся на почтительном отношении к духовным традициям.

Степень разработанности проблемы

Проблема духовного аспекта личностного бытия осмысляется как отечественной, так и западной философией. В западной философии XX века она актуализируется в ряде направлений и школ, существенно отличающихся в своих подходах к постановке и решению указанной проблемы- В частности, работы В. Дильтея, Г. Плеснера, У, Джеймса представляют антропологическое направление исследований этого рода. Заметный вклад в осмысление проблемы духовного становления личности вносят работы

B. Франкла, который рассматривает духовность, свободу и ответственность
как основополагающие модусы бытия человека, подчеркивая
непосредственную взаимосвязь духовности с поисками человеком смысла
бытия. Особый подход разрабатывает экзистенциальная философия
(М. Хайдеггер, Ж.-П Сартр, А. Камю и др.), представители которой
рассматривают личность как открытое миру, незавершенное существо,

формирующее себя в процессе трансцендирования, выхода за свои пределы» и тем самым достигающее уровня духовного бытия, что стало существенным вкладом не только в исследование, но и в постановку проблемы.

В отечественной философии исследованием духовно-нравственного развития личности, как вопроса бытийного, занимались Г. П. Меньчиков, В. И. Ксенофонтов, В, У. Бабушкин, В, С. Барулин, А. Я- Канапацкий, В, А. Лекторский, В, Н. Волков, EL С. Катунина, В- Г. Федотова, Р.Г. Апресян, Т\И. Адуло, Л. А. Шумихина.

Большое значение имеют работы, в рамках которых проблема духовного бытия рассматривается с позиций социокультурного подхода (Р. Л, Лившиц), в рационалистическом аспекте (В. Е, Кемеров), в контексте проблемы реализации способностей и потребностей личности (В, А, Лекторский), Изучению социально-философских аспектов проблемы духовного бытия также посвящены работы Ы. Н. Басковой, В- Д. Шадрикова, А. А. Кулыевой, А- М- Буттаевой. Психологические аспекты проблемы глубоко разработаны Б. С. Братусь, В. И. Слободчиковым. Представляют интерес исследования, посвященные анализу перспективы дальнейшего. существования и развития человека как духовного существа, находящегося в процессе единого эволюционного движения по направлению к ноосферному этапу бытия (Н. R Моисеев, В.П. Казначеев, Г- С. Смирнов, Я, В. Рейзема).

Как отмечалось выше, нередко, проблему духовного бытия рассматривают в аспекте обретения человеком высокого уровня образованности, интеллектуальности, большого объема знаний- Такую позицию разделяет, в частности, Г, П. Меньчиков, для которого духовное бытие непосредственно связано с «фундаментальной образованностью», «развитой интеллектуальностью»1. Между тем, полагаем, что понятие

Меньчиков ГЛ. Духовная реальность человека. Духовность и религиозность // философские науки. 2000.№З.С. 117,118.

духовного бытия невозможно подменить высоким интеллектом и эрудицией, поскольку объем данного понятия, безусловно, шире. Поэтому нам близка позиция Т« Ф, Лркиной, по мнению которой духовное развитие личности не исчерпывается уровнем «образованности, начитанности, умением разбираться в стилях, жанрах и направлениях искусства,.,», В этом же ключе рассматривает интересующую нас проблему Л, П. Буева, по мнению которой духовное - это нечто большее, чем просто высокий уровень интеллектуального развития личности2,

Заслуживают внимания исследования, в рамках которых духовное рассматривается как некое единое первоначало универсума, выступающее в роли творческой, преобразующей стихии жизни и представляющее собой высшую силу, определяющую бытие мироздания. В данном случае духовное воплощает собой творческую энергию бытия, привносящую в мир гармонию и упорядоченность. В рамках данной концепции дух не имеет отношения к бытию личности, он внеличностен, надындивидуален, хотя вместе с тем находит свое выражение в индивидуальном бытии человека . В современной философии подобное понимание духовного прослеживается в работах А. И. Ковалева, для которого духовное начало непосредственно связано с прообразом некой высшей силы, организующей мироздание по законам совершенства, «Лишь при наличии духовного начала мироздание может приобрести организованный и целенаправленный характер» <...> «При этом именно духовное начало помогает строить мир по законам рациональности и

Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика. .

2 См.: Буева ЛЛ. Духовность и проблемы нравственной культуры. (Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. №. 2.

Подобное понимание духовности получило широкое распространение в философии эпохи античности, где понятие духа использовалось для обозначения тончайшей субстанции, пронизывающей собой окружающий мир и воплощающей творческую стихию жизни, преобразующей инертный хаос материального мира в упорядоченный космос и придающей миру организованность, логическую завершенность и гармонию.

красоты...», - отмечает автор. Это, в свою очередь, является продолжением разговора» начатого А. Бергсоном.

В конце прошлого столетия сложилась концепция, в рамках которой человеческая бытийственность рассматривается на фоне проблем глобального культурного кризиса, выживания человечества в эпоху крушения духовно-нравственного фундамента современной цивилизации. В рамках данной концепции возрождение высших духовных ценностей, возвращение человечества к нравственным основаниям бытия выступает как одно из необходимых условий выживания, спасения от грядущей цивилизационной катастрофы. Размышления об этом, об утрате человеком духовных оснований бытия содержатся в работах В. А; Кутырева, Л, П. Буевой, А.Н.Ананьева, А. И. Плиша, А. В.Кивы, В Л. Океанского. Обращение к духовным основаниям бытия в данных концепциях выступает как средство преодоления глобального культурного кризиса.

Так, А- В. Кива, характеризуя современную общественно-политическую ситуацию в России как глубоко кризисную, говорит о необходимости формирования новых духовных ценностей, способных объединить человечество в кризисных условиях- Одной из задач, стоящих перед обществом, по мнению автора, становится преодоление бездуховности и обращение человека к высшим нравственным ориентирам бытия. В этом же ключе рассматривают проблему возрождения духовности А, Н. Ананьев и А. И. Плиш: «Нация не может восстанавливать свой духовный потенциал, не опираясь на духовное культурно-историческое наследие, на нравственность народа, на все, что вырабатывалось веками»2, - отмечают авторы. Рассматривая изнашивание духовного потенциала цивилизации как главный фактор современного кризиса, авторы приходят к выводу о необходимости

Ковалев AM. Способ духовного производства в структуре общества: Идеи, размышления, гипотезы-М-,200К С. 79-80.

2 Ананьев А.Н., Плиш А-И. Духовный мир личности и система ценностей // Духовное возрождение. Сб. научных и научно-прикладных трудов, вып. 14. Белгород, 2003. С. 225.

возвращения человека к своим корням, обращения к творчеству и возвышающему совершенствованию.

Значимый вклад в изучение проблемы внесла русская религиозная философия. Духовное бытие личности здесь рассматривается в аспекте проблемы морально-нравственного самоопределения личности, обретения человеком милосердия, любви, добродетели, сострадания (И.В. Киреевский» А.С. Хомяков, В. В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С, Л. Франк, Е« Н. Трубецкой и др.). Духовное бытие в рамках религиозной концепции предполагает устремленность личности к Богу, сопряженную с процессом постоянного нравственного совершенствования во имя приобщения к божественной сущности. Приближение к Богу и достижение совершенства возможно только при условии интенсивной работы духа человека над устранением своих несовершенств, преодолением силы грехов и соблазнов, очищением от низких помыслов, аскетическим подавлением личностью своей изначальной природы. В связи с этим уровень совершенствования личности измеряется близостью к Богу, способностью человека достичь вершины нравственного развития.

Мы бы не стали ограничиваться лишь традицией осмысления духовного в рамках религиозной проблематики, которая, будучи подкрепленной многовековым опытом, безусловно, имеет право на существование. Но тем не менее, нам представляется, что подобное понимание духовной ипостаси человеческого бытия можно расширить. Смысл понятия духовного включает в себя также свободное совершенствование и творческую самореализацию личности, не скованной религиозными догмами и предписаниями. Считаем возможным дополнить ставшее уже традиционным понимание духовного бытия как обращенности человека к Богу, и отделить проблему возвышения и самореализации личности от лишь религиозного понимания человеческого бытия. В данном

вопросе нам близка позиция Л. IL Буевой1, Д. А. Леонтьева2, Е. М. Мелетинского3, В, П. Зинченко4, не отождествляющих духовную сферу бытия только с религиозно-нравственной установкой.

Большое распространение получил подход, согласно которому духовное бытие личности связывается с эмоциональной жизнью человека, Б этом аспекте проблему рассматривают Ю. Г- Буртин , В. И. Ксенофонтов , К- А. Абульханова-Славская7, связывая духовную сферу личностного бытия с богатой палитрой чувственно-эмоциональной стороны человеческой природы, с миром социально-нравственных чувств.

Широкую известность получил подход, сторонники которого акцентируют внимание на проблеме сознания. В рамках данной концепции понятия «дух», «духовное» фактически отождествляются со сферой сознания. Особенно это бьшо характерно для советской философской традиции. Тем не менее другие авторы считают подобное отождествление неправомерным и, наоборот, обращают внимание на важность разграничения понятий «духовная сфера бытия» и «сознание». Подобного мнения придерживаются М. С- Каган8. Т. П. Матяш9, ' А. И. Яценко0, Авторы коллективной монографии «Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности» подчеркивают, что отождествление понятий «дух» и «сознание» не имеет под собой достаточных оснований: «В собственно философском плане понятия

Буева ЛЛ. Духовность и проблемы нравственной культуры (Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. № 2,

2 Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной
психологии (Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета), 2005,
№7.

3 Мелетинский Е. М. К вопросу о современном понимании «духовности» // Звезда. 1995. № 8.

4 Зинченко B.IL Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической
психологии. М,, 1997.

5 См. Природа и человек. 1989. Лг2 2.

6 Ксенофонтов В.К Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991,
№12.

7Абульханова-СлавскаяК.А, Стратегия жизни. М., 1991.

8 Каган М.С, О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9.

9 Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988.

10 Яценко А.И. Целеполагание и идеалы, Киев, 1977,

«сознание», «мышление», «дух», «психика» и тл. как правило, рассматриваются в качестве синонимов, без уточнения заключенных в них смысловых оттенков- Однако в случае социально-философского анализа сознания такое «синонимическое» использование родственных понятий вряд

ли оправданно <,,.> Они не настолько тождественны, чтобы можно было пренебречь, видимо, не случайным различием между ними-.,»1. Более того, А, Н. Книгин, обращаясь к проблеме соотношения понятий «дух» и «сознание», приходит к следующему выводу: «Сознание и дух - разные ипостаси человеческого бытия. Сознание атрибутивно. Духовная жизнь - это не всеобщее, а специальное, частное проявление сознания»2.

Мы не разделяем позицию авторов, рассматривающих духовную сферу бытия и сознание в качестве синонимов, свободно заменяющих их в контексте. Считаем, что сфера духовного бытия значительно шире по объему, чем сфера сознания, поэтому не имеет смысла отождествлять данные понятия.

Одной из влиятельных традиций в осмыслении проблемы духовного бытия является традиция отождествления духовного аспекта личностного бытия со сферой идеального. Стоит отметить, что данный подход приобрел наибольшее распространение в философии советского периода. Вопрос о статусе идеального и ныне выступает одним из наиболее сложных и заслуживающих отдельного рассмотрения. Подчас, идеальное отождествляется с сознанием, психикой человека. Ряд авторов рассматривают идеальное в качестве синонима внутреннего духовного мира (Ю. И, Романов3, В. Б. Кучевский4).

В рамках вопроса идеальное предстает как совокупность культурных ценностей, вырабатывающихся человечеством на протяжении всей его

1 Духовное производство. Социально-философский аспсет проблемы духовной деятельности. М,,

1981. С. 21.

1 Книгин А.Н, Философские проблемы сознания. Томск, 1999. С. 295.

3 Романов Ю.И. О категориальном статусе идеального // Философские науки. 1992. № 3.

4 Кучевский В.Б- Философское учение о бытии и субстанции, М, 1993.

истории и передающихся из поколение в поколение. Это нормы, ценности, которые интериоризируются человеком, становясь достоянием его внутреннего духовного мира. В рамках этой традиции идеальное выступает синонимом объективного духа, внеличностной формой бытия духовного, проявляющей себя в виде норм, традиций, оценок, знаний, ценностей и т.д. Тогда идеальное, как некая духовная целостность, существующая вне зависимости от индивида, являющаяся выражением духовной культуры человечества, охватывает собою духовное, будучи более широким понятием.

Заслуживает внимания и трактовка проблемы духовного бытия в современной психологии. В течение длительного времени отечественная психологическая наука, особенно естественнонаучного типа, исключала из поля зрения рассмотрение духовной проблематики. Предметом исследования психологии выступало психическое в его естественнонаучном понимании. Подобное невнимание к духовному миру человека было связано прежде всего с тем, что сам факт существования духовной ипостаси человека подвергался сомнению из идеологических соображений. Изучение духовного бытия происходило, главным образом, в рамках идеалистической философии, религии и т. п. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась не только в отечественной, но и в западной психологии. Однако постепенно все большее влияние стала приобретать так называемая гуманистическая психология, которая обратилась к изучению многообразных явлений, связанных с духовной сущностью человека. Тем не менее, следует признать, что собственно психологии духовности как особого направления исследований так и не было построено, а феномен духовного мира долгое время продолжал оставаться загадочной и мало изученной областью.

Между тем представители отечественной и западной философии обращают внимание на взаимообусловленность и тесную взаимосвязь духовного и психического (Л. С, Выготский). Подчеркивается важность изучения духовной сущности человека как необходимого элемента

исследования его психического мира. Отмечается» что рассмотрение обеих ипостасей человека изолированно друг от друга препятствует созданию целостной картины в исследовании человеческой психики.

Работы отечественных психологов В, П. Зинченко, Б, С. Братуся,
Ф. Е, Василюка1 формируют основы духовной психологии как особого вида
научного знания, посвященного изучению развития духовного мира человека
в процессе его индивидуальной жизни. Следует выделить последовательный
и проработанный подход В. Франкла, который вводит в психологию
представление о духовности как одном из базовых «экзистенциалов»
человеческого бытия. Мы также опираемся на выработанные

экзистенциалистской мыслью представления о человеке как существе, способном к самосозиданию, самоконструированию, к построению своего индивидуального «жизненного проекта».

Объектом диссертационного исследования является природа, сущность и особенности феномена «человеческое бытие».

Предмет исследования - феномен духовного бытия, его смысловое и ценностное выражение.

Целью данного исследования выступает изучение особенностей реализации личности в сфере духовного бытия.

Для осуществления поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. Выявить и проанализировать основные подходы и принципы изучения проблемы духовного бытия;

  2. Определить основные принципы формирования понятия духовного бытия, выявить его важнейшие признаки;

См. Зинченко ВЛ., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994; Братусь Б.С. Психология, Нравственность. Культура, М? 1994; Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций, М, 1984;

3. Дать характеристику высших ценностей, выступающих ориентирами

личности, реализующей себя в духовном измерении бытия, показать

их значимость для самоопределения личности; 4« Рассмотреть понятия «культура», «кулыуротворчество» и «личность»

в их взаимовлиянии в процессе созидания единого социокультурного

пространства современности;

  1. Выявить роль духовной личности в формировании ноосферной парадигмы универсума;

  2. Раскрыть роль творчества в процессе духовного становления личности.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды представителей экзистенциализма М. Хайдегтера, Ж, -П. Сартра, К. Ясперса, работы по феноменологии Э. Гуссерля, а также труды отечественных исследователей М, К, Мамардашвили, В, Н. Волкова, В. И. Ксенофонтова, В. Д, Губина, А, Я. Канапацкого, Р. Г. Апресяна, Г. П. Выжлецова. Теоретической базой исследования также выступают идеи В. И. Вернадского о ноосфере и их дальнейшая разработка в трудах Н. Н. Моисеева, В, П. Казначеева, Н. П. Антонова, М. А. Кузнецова и др.

Методология исследования. Методологической основой

диссертационного исследования выступает экзистенциально-

феноменологический подход. В экзистенциальной проблематике нас привлекает прежде всего обращение к изучению индивидуального существования, внимание к проблеме «человеческого бытия», исследование которого выступает ключевым моментом в постижении и осмыслении процессов, происходящих на уровне культуры, социальной практики. Принципиально важными, значимыми для нас являются представления экзистенциалистов о человеке как существе незавершенном, находящемся в постоянном духовном поиске, не удовлетворяющемся своими исканиями и стремящемся к новым рубежам духовного развития.

Феноменологический метод, основой которого выступает изучение «чистого сознания», рассматриваемого как поток переживаний» восприятий, ощущений, и построенного как искусственно сконструированная, абстрактная общетеоретическая модель, из которой устранены все реальные социально-исторические характеристики конкретного индивида, дает дополнительную возможность исследовать духовное бытие вне конкретных социально-исторических условий человеческого существования и сосредоточить свое внимание на изучении особенностей процесса, в ходе которого личность осуществляет конструирование особой, ценностно-смысловой сферы сознания, реализуя себя в творческой, созидательной деятельности, направленной на продуцирование высших идеалов бытия. Научная новизна работы заключается в следующем:

Выявлена специфика духовного бытия как особого измерения жизненного процесса, характеризующегося устремленностью личности к общечеловеческим ценностям, потребностью в творческой самореализации, ориентацией на трансцендентальное начало реальности.

Духовное бытие представлено как незавершенный, не имеющий конечного результата, итога, процесс, в ходе которого личность раскрывается в качестве существа, ориентированного на бесконечное самосозидание и совершенствование, способного к постоянному расширению границ духовного существования,

Показано, что в духовном измерении бытия высшим ориентиром, определяющим направленность вектора духовного развития личности, выступают общечеловеческие ценности.

Показано, что личность, живущая духовным измерением бытия, выступает активным участником процесса культуротворчества, реализуя себя в процессе формирования единого социокультурного пространства современности.

Духовное бытие рассмотрено в ноосферном измерении; определена роль духовной личности в формировании ноосферной парадигмы бытия.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Духовное бытие представляет собой особое, ценностно-смысловое измерение бытия, где главным ориентиром личности выступают высшие, трансцендентальные ценности;

  2. В духовном измерении бытия высшие ценности выступают в качестве единых смысловых универсалий, имеющих трансцендентальный характер и эмоционально проживающихся личностью;

  3. В духовном бытии происходит конституирование личности как свободного, открытого к бесконечному самоопределению существа, расширяющего границы наличного бытия и способного к творческому самосозиданию;

  4. В духовном измерении бытия человек выходит на качественно иной уровень развития, выступал как участник культуросозидающей деятельности, реализуя себя как главный субъект ноосферной динамики;

Теоретическое и практическое значение исследования.

Диссертационное исследование проясняет процесс развития личности как духовного существа, раскрывает механизмы формирования нравственной личности, выявляет основные закономерности ее самореализации. Диссертация вносит вклад в разработку проблем онтологии личности, способствует расширению представления о процессах формирования личностного и духовного начал в человеке- Результаты работы могут быть использованы в практике философских, психологических, социологических и культурологических исследований, в разработке спецкурсов, посвященных изучению феномена духовного бытия.

Апробация работы. Основные идеи, результаты диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Современные проблемы терроризма», Иваново, 2005 г.; «Истина и пути ее постижения», Иваново, 2006 г.; «Философские вопросы гуманитарных, технических и естественных наук», Магнитогорск, 2006 г,; «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность», Шуя-Юрьевец, 2006 г.; «Гуманизм в российской культуре XXI века», Сергиев-Посад, 2006 г.; «Гармония и хаос: этико-эстетнческие аспекты», Санкт-Петербург, 2006 г., «Природа-Экономика-Человек. Устойчивое развитие: комплексные биосферно-ноосферные исследования, проектирование и реализация», Иваново, 2006 г. Значимые положения диссертационного исследования использовались в практике лекционных и семинарских занятий. Материалы исследования нашли отражение в восьми публикациях общим объемом 1,8 пл. Лично автору принадлежит 1,8 пл.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, библиографию.

Проблема ценностей в аспекте духовного самоопределения личности

Ценности имеют особую значимость в индивидуальном, личностном бытии человека. Ценности - это необходимый элемент бытия личности, они определяют особенности ее мировоззрения, раскрывают специфику мироотношения человека, воплощают смысл бытия личности в мире. Совокупность ценностных ориентации имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. «Ценности и идеалы социального мира, сопричастность и самоотдача им дают человеку уверенность в незыблемости того, что ставится и ценится выше его собственного существования, что будет сохранено и передано грядущим поколениям, с чем человек соизмеряет собственные поступки и развитие» , - отмечает Г. Л. Тульчинский. Наличие ценностных ориентации обеспечивает гармоничное и всестороннее развитие личности, тогда как утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей оборачиваются угрозой ее распада и деградации.

Ценностные ориентации подкрепляются и корректируются жизненным опытом индивида и всей совокупностью его жизненных характеристик. Они позволяют человеку осознать значимость тех или иных явлений, обусловливают стабильность и устойчивость линии поведения, обеспечивают возможность гармоничного существования личности. Ценности пронизывают собой душевный и духовный мир личности, придавая смысл всей жизни человека, определяя все его потребности, помыслы, устремления, желания и мысли.

Личность живет в определенной системе ценностей. При этом разные ценности имеют для человека разное значение. Каждый человек не просто выбирает ценности, но и придает им различную значимость, т.е. выстраивает их в определенной иерархической системе.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Конкретная система ценностных ориентации и их иерархии выступает регуляторами развития личности, служит критерием норм и правил поведения личности.

Понятие ценности трактуется в различных философских направлениях и учениях по-разному, В философии сформировалось несколько типов теорий ценностей. Так или иначе, многообразие подходов связано с различным пониманием статуса ценностей, их субъективного или объективного характера существования.

С точки зрения представителей натуралистического психологизма (Дж, Дьюи, Р.Б.Перри) ценности следует рассматривать как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник следует искать в биологических и психологических потребностях человека. В этой концепции любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

По мнению представителей аксиологического трансцендентализма, В, Виндельбанда и Г, Риккерта, ценности представляют собой не актуальную реальность, а идеальное потенциальное бытие. В рамках данной концепции ценности рассматриваются как независимые от субъекта. В качестве таких ценностей выступают добро, истина, красота, которые являются самодостаточными и самоценными, независящими от субъективных характеристик человека. Ценность, таким образом, является не воплощенной реальностью, а скорее возможностью, идеалом, носителем которого является сознание «вообще», т.е, трансцендентальный субъект.

Марксистская философия решает вопрос о природе ценности на основе понимания человека как творца истории и самого себя, его деятельной сущности, В данном случае ценность рассматривается как общественно-историческое явление и включает в себя момент практического взаимодействия субъекта и объекта. Марксизм, исходя из специфики общественной природы всяких ценностей, считает их предметом изучения социальной философии и видит высшую ценность в свободном, творческом саморазвитии человека, В более широком, историческом плане проблема ценностных ориентации в марксистском учении непосредственно связана с проблемой смысла общественного прогресса, его должного направления.

Феноменологическая философия Э. Гуссерля, М, Шелера, Н, Гартмана, Г. Шпета выявила одну из важнейших аксиом аксиологии интенциональность ценностного отношения. Феноменологическая аксиология трансформировалась в различные трактовки ценности в экзистенциализме Ж, П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера.

Представители социологической концепции ценностей, М. Вебер и Э- Дюркгейм, осуществляли в аксиологии социологический подход и саму аксиологическую проблематику осмысляли социологически. Они рассматривают ценность как норму, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

В современной философской литературе существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека» Существует понимание ценности как идеала, как нормы. Зачастую ценность трактуется как значимость чего-либо вообще для человека. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, поэтому их следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Представленные понимания ценности имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. Вместе с тем, не следует сводить ценность лишь к одному, достаточно узкому понятию, поскольку категория ценности, как нам кажется, безусловно, шире отдельных, связанных с ней понятий. В этом отношении нам близка позиция Г. П. Выжлецова. Обращаясь к проблеме определения понятия «ценность», автор отмечает: «Ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме, идеалу. Она представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения а через них и на социальную практику» .

Переживание красоты как момент приобщения личности к духовному измерению бытия

Дня раскрытия специфики духовного бытия необходимо обратить внимание на одну из особенностей личности, живущей духовным измерением бытия, а именно - устремленность к красоте. Н. О. Лосский непосредственно связывает красоту с духовной составляющей человеческого бытия. По его мнению, «красота...всегда есть духовное или душевное бытие...»1 Мы не случайно обратились к красоте как высшей ценности духовного бытия личности. Переживание красоты, ее ощушение наиболее полно и гармонично осуществляется в духовной жизни, поскольку именно в духовном измерении бытия человек ощущает потребность приобщения к прекрасному и желание преобразовывать жизнь по канонам красоты. В духовном измерении бытия личность по-иному выстраивает свои цели и ценностные предпочтения, поскольку здесь человек переходит на более высокий уровень личностного развития, характеризующийся отказом от примитивно-повседневного, обыденного и ориентацией на возвышенное, трансцендентальное, недоступное личности, находящейся на более низкой ступени духовного развития. Красота в данном отношении выражает ту потребность личности, которая связана со стремлением выйти за пределы косности, ограниченности и соединиться с чем-то несоизмеримо более гармоничным, совершенным и прекрасным, почувствовать свою органическую связь с высшими смыслами бытия. Стремление к красоте - это стремление постичь тайну бытия и желание приобщиться к загадочной и манящей своей прелестью гармонии универсума.

Свою цель в данной части исследования мы видим в выявлении внутренних механизмов, побуждающих духовную личность стремиться к красоте, что будет способствовать прояснению специфики духовного бытия как особого философского феномена.

Красота - это высшая ценность человечества. Стремление к красоте, к воплощению в жизнь идеалов прекрасного определяет духовное богатство человека, свидетельствует о его стремлении к духовному и нравственному совершенствованию. Красота - «одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Высшей степенью красоты, выражением ее сущностного эстетического начала является прекрасное»]. Прекрасное является главной категорией эстетики и выражается радостным чувством при восприятии совершенных форм, явлений в природе, в искусстве, в литературе, в практической деятельности. Прекрасное оказывает благотворное влияние на чувства, вызывает положительные переживания, воображения, фантазии. Без способности переживания красоты, а также суждений о прекрасном невозможно полноценное бытие духовной личности.

В истории философской мысли сложились разные подходы к определению сущности красоты. В самом общем виде можно говорить о двух подходах в понимании красоты как эстетической категории - объективно-идеалистическом и субъективно-идеалистическом. Представители объективного понимания красоты рассматривают красоту как нечто объективно существующее, как независимое от человека качество бытия. Сторонники подобного понимания стремятся обнаружить абсолютно прекрасное, т.е. красоту саму по себе, которая не зависит от случайных, временных, изменчивых форм, относительных проявлений сущности. Традиция понимания красоты как абсолютного, независимого от реального бытия личности качества связана с именем Платона, в философии которого прекрасное выступает как безличное, идеальное начало, существующее независимо от всего материального. Подлинное, неизменное, вечное прекрасное, по Платону, существует в мире идей, вне времени и пространства. Эта безусловная красота выступает в качестве образца, эталона и представляет собой наиболее совершенное выражение чувственно-воспринимаемых вещей, их предельное смысловое развитие.

Духовное бытие как творческая самореализация личности

С целью изучения специфики духовного бытия мы обращаем особое

внимание на проблему творчества, созидания, которое является неотъемлемым атрибутом бытия личности. Творческий элемент присущ любому бытию, и каждый человек в этой связи может рассматриваться как потенциальный творец. Подлинное раскрытие творческой природы человека происходит в духовном бытии, где личность реализует себя как творческое существо, обнаруживает свое творческое призвание. Творчество в данном случае рассматривается предельно широко: не только как деятельность человека по созданию новых ценностей культуры, но и в первую очередь как самосозидание, формирование себя как целостной, гармоничной личности. Творчество становится источником преобразований в культуре социуме, оказывает непосредственное воздействие на ритмы развития человечества как единого организма, движущегося по направлению к новому эволюционному состоянию - ноосфере, В этой связи с целью изучения специфики духовного бытия считаем целесообразным обратиться к проблеме творческой самореализации личности.

Духовное бытие как творческая самореализация личности Свою цель в данной части исследования мы видим в выявлении особенностей творческой самореализации личности, живущей духовным измерением бытия. Мы попытаемся показать, чем обусловлено стремление личности к творчеству, как происходит процесс творческого самоопределения и развития личности. Надеемся, что обращение к проблеме творчества будет способствовать более полному и глубокому осмыслению специфики духовного бытия»

Обращаясь к проблеме творческой самореализации духовной личности, необходимо раскрыть смысл понятия «творчество»» Проблема творчества является одной из наиболее актуальных философских проблем и вместе с тем выступает одной из самых сложных и трудно разрешимых задач философии. Вопросы о том, в чем сущность понятия «творчество», как происходит реализация человека в творческой деятельности, в чем особенности мировоззрения творческой личности, специфика и своеобразие творчества как значимого феномена человеческого бытия, интересуют философскую мысль на протяжении длительного времени.

Проблема творчества является одной из самых сложных и в силу того, что она изучается и разрабатывается многими науками, что определяет разнообразие подходов и аспектов исследования этого феномена. Множественность подходов к исследованию проблемы порождает неоднозначность решения многих существенных вопросов, связанных с проблемой творчества»

В современной философской литературе существуют различные трактовки феномена творчества, высказываются порой противоречивые суждения о природе, объективной основе творчества, структуре творческого процесса, о наличии и формировании творческих способностей человека.

Одной из наиболее распространенных точек зрения на феномен творчества, ставшей уже традиционной, является та, где творчество рассматривается как созидание нового, в частности, новых материальных и духовных ценностей. Согласно данной концепции, творческой деятельностью можно считать лишь такую деятельность, результатом которой является создание нового, ранее не существующего объекта. Именно таким образом рассматривает феномен творчества В. С. Барулин: «Творческое созидание человека - это изменение наличного мира, имеющее результатом создание совершенно нового объекта, нового порядка вещей»1, В этом же ключе проблему творчества рассматривает А. Т. Шумилин: «Творчество в своем первом определении выступает как деятельность человека, создающая новые духовные и материальные ценности» ..основным признаком творчества является создание нового; новых духовных или материальных ценностей, новой вещи или способа деятельности (технологии)»1. По убеждению автора, определяющим признаком творческой деятельности выступает «существенная новизна продуктов деятельности», А. Н. Ерыгин указывает: «Под творчеством понимается процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые, никогда ранее не бывшие - материальные и духовные ценности» . В, П. Григорьев обращает внимание на то, что творчество как деятельность связано с «созданием материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью» .

В приведенных выше определениях творчества в качестве главного критерия творческой деятельности выступает новизна, появление новых, никогда ранее не бывших объектов реальности, в то время как вопрос о реализации и развитии личности в творчестве остается недостаточно разработанным.

Безусловно, в процессе творческой деятельности происходит создание новых объектов действительности, новых материальных и духовных ценностей. Сама сущность творчества неотделима от созидания нового, ранее не существовавшего и в этом заключается, по всей видимости, само предназначение творчества, его смысл. Однако, па наш взгляд, не стоит забывать о том, что в процессе творческой деятельности человек создает что-либо новое не только в объективной действительности, но, главным образом, в себе, в своем внутреннем мире. В процессе преобразования окружающего мира происходит самосозидание личности, тем самым реализующей себя в акте самостроительства. На наш взгляд, в данном случае уместно было бы обратиться к высказыванию Е. Трубецкого: «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает...свой человеческий образ...». В этом же аспекте трактуют смысл творчества С. С. Голдентрихт и Л, А. Пьянова: «Творчество в своей основе есть производство и реализация преобразующей сущности человека. В творчестве человек предстает...как самодеятельное, саморазвивающееся существо, как субъект и одновременно результат своей собственной деятельности» . Авторы определяют творчество как «универсально-преобразующую, целостную культурно-историческую самодеятельность, в процессе которой осуществляется самопроизводство и саморазвитие социальных сил человека»3. По нашему мнению, при определении смысла творчества следует акцептировать внимание не на продуктивной стороне творчества, а в первую очередь, учитывать значимость творческой деятельности для самоосуществления личности.

Духовное бытие как онтология ноосферной личности

Смысл духовного бытия как особого феномена раскрывается не только в индивидуальном развитии личности, достигающей новых рубежей совершенства, но и в бытии социума, культуры, цивилизации в целом. Бытие духовной личности органично «встроено» в бытие универсума, всего человечества в целом. Динамика духовного развития личности оказывает непосредственное влияние на развитие человечества как единого организма. Особенно наглядно эта взаимосвязь прослеживается в эпоху смены вектора развития, перехода человечества к новым перспективам и ценностям бытия. Очевидно, что решение многих глобальных проблем, с которыми -столкнулось человечество в XX веке, возможно лишь при условии изменения сознания личности как главного субъекта преобразований в современном обществе, формирования у человека понимания своей ответственности за судьбы мировой цивилизации, осознания им необходимости выработки нового, космопланетарного мышления как основы для перехода к новым рубежам развития. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотреть проблему духовного бытия в аспекте ноосферных реалий современности, формирования человечества как единого планетарного организма,

В XXI веке человечество столкнулось с крушением прежних мировоззренческих установок, утратой духовно-нравственных оснований бытия. На данном этапе человечество переживает мучительный и весьма болезненный процесс смены вектора развития, поиска новых перспектив и направлений движения. Современная эпоха - это время поиска человечеством духовных ориентиров, новых бытийных смыслов и ценностей. Как отмечают ученые, «...речь идет об эпохе поиска духовных ориентиров, о приобретении человечеством бытийных смыслов» . Ситуация осложняется тем, что, отказавшись от прежней системы ценностей и идеалов, человечество столкнулось с необходимостью выработки новых духовных ориентиров бытия, которые находятся еще в сталий становления, зарождения. Человечество не имеет возможности возвратиться к прежнему типу мировоззрения, поскольку возврат к прошлому был бы равнозначен отказу от дальнейшего развития и деградацией, но вместе с тем еще не выработало новых линий развития, находясь в сложном поиске. Современная эпоха - это переломный момент, когда разрушено старое, а новое еще не построено, находится в процессе зарождения. Поэтому человечеству важно осознать необходимость формирования новых мировоззренческих установок, важность перехода к новым вершинам развития. Как подчеркивают М. А. Кузнецов, Г. В, Суворов, «необходим качественный прорыв, переход к иным основаниям дальнейшего развития»1.

Одной из возможных перспектив дальнейшего развития человечества является переход к ноосферному этапу бытия. Определяющей мировоззренческой парадигмой в ближайшее время может стать ноосферная парадигма, согласно которой человечество по мере своего развития постепенно образует единый духовный организм» В. И. Вернадский, создавший учение о переходе биосферы в ноосферу, очень тонко почувствовал и осознал всю важность и необходимость перехода человечества к новым рубежам и векторам своего развития. М А. Кузнецов характеризует деятельность В.И.Вернадского следующим образом: «Он осознал необходимость нового мышления в условиях, когда человеческая деятельность приняла общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу»2- Учение Вернадского о переходе биосферы в ноосферу подчеркивает необходимость ноосферного этапа развития человечества как единого планетарного организма, формирование нового мировоззрения и духовно-нравственных ориентиров бытия.

Обращаясь к проблеме перехода человечества к ноосферной парадигме бытия, необходимо определить смысл понятия «ноосфера». Следует иметь в виду, что понятие ноосферы принадлежит к числу тех явлений, смысл которых не поддается точному и однозначному толкованию, В современной философии существует множество концепций ноосферы, каждая из которых имеет право на существование. Не считая возможным дать анализ всех существующих концепций, ограничимся рассмотрением лишь отдельных, наиболее традиционных подходов к определению данного понятия.

Термин «ноосфера» был введен в научную литературу в 1927 г. французским философом и математиком Э, Леруа, который отмечал, что биосфера под влиянием разумной человеческой деятельности испытывает глубокие качественные изменения и переходит в новое состояние, которое ученый назвал «ноосферой»»

В. И. Вернадский определяет ноосферу как качественно новый тгап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его осмысленной разумной деятельностью. Переход человечества к ноосферному бытию В.Вернадский связывает с планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода, масштабностью человеческой деятель поста, направленной на преобразование окружающего мира, В. Вернадский подчеркивает: «Человек своим трудом - и своим сознательным отношением к жизни - перерабатывает земную оболочку -геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу»1.

В работах П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливалась как чисто духовное я&іение. По убеждению мыслителя, ноосфера представляет собой «...действительно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных, вне биосферы и над ней»1.