Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Тепленева Ирина Алексеевна

Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека
<
Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тепленева Ирина Алексеевна. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01.- Барнаул, 2002.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-19/359-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения рефлексии и рефлексивных возможностей человека 10

1.1 Развитие представлений о рефлексии: историко-психологический анализ

1.2 Образ мира и его ценностно-смысловые составляющие 37

1.3 Рефлексия как условие становления образа мира человека 52

Глава 2. Приемы исследования уровней рефлексивных возможностей 66

2.1 Диагностика рефлексивных возможностей 66

2.2 Описание процедуры исследования и полученных результатов 77

2.3 Проявления рефлексивных возможностей в условиях реальной жизнедеятельности 90

Глава 3. Организация моделирующего эксперимента и психологические последствия его реализации 131

3.1 Описание условий и форм организации моделирующего эксперимента по активизации и развитию рефлексивных возможностей 131

3.2 Активизация рефлексии в процессе взаимодействия в реальной жизнедеятельности 153

Заключение 171

Список литературы 175

Приложения

Введение к работе

Актуальность работы. Как справедливо отмечает Д.А.Леонтьев, в современной психологической науке актуализировалась работа по методологическому осмыслению оснований психологии и построению нового ее образа. В российской психологии это выразилось в первую очередь в возрождении идущей от Л.С. Выготского идеи «неклассической психологии» (Д.Б. Эльконин), получившей в последние годы содержательное наполнение в работах А.Г. Асмоло-ва, В.А. Петровского и др. В связи с этим меняется представление о предмете науки, в качестве которого все чаще выступает «целостный человек» в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми, предметами и самим собой.

Конструирование жизненного мира человека невозможно без способности действовать и ориентироваться в надситуативных «целостностях» социальной среды (идеалы, мораль, истина и подобные человеческие ценности) (Е.А.Климов, 1997). Ценностное сознание, наличие собственных личностных смыслов конкретной деятельности определяет духовность человека, восхождение к которой проявляет степень «человеческого в человеке» (А.Н. Леонтьев, 1983; Е.Ю.Артемьева, 1999; А.Г.Асмолов, 1996, 1999; Б.С.Братусь, 1981; В.П.Зинченко, 1991; В.Е.Клочко 1991, 1999, 2000; Э.В.Галажинский, 1999; О.М.Краснорядцева, 1996, 1998, 1999, 2000; Д.А.Леонтьев, 1987, 1999; В.А.Петровский, 1992, 1996; В.В.Петухов, 1984; В.И.Слободчиков, Е.Н. Исаев, 1995; С.Д.Смирнов, 1981, 1985 и др.). Вопросы о том, как человек открывает в себе и для себя эту степень «человеческого» и что в нем самом позволяет ему делать эти открытия, исследованы крайне слабо, а с ростом общественного и научного интереса к явлениям самоактуализации личности делаются попытки решать эти вопросы системно (А.В.Петровский, 1992, 1996; Д.А.Леонтьев, 1999; В.Е.Клочко, Э.В.Галажинский, 1999 и др.). Исследование причин и возможностей выхода человека за рамки собственной адаптивности и наличной

конкретной ситуации остается до сих пор проблематичным не только ввиду глобальности исследуемого явления, но и вследствие того, что такое исследование требует для своего решения нового подхода, системного, междисциплинарного по сути (В.Е.Клочко, Э.В. Галажинский, 1999).

Исследования процесса становления ценносто-смысловых составляющих мира человека предполагает изучение не столько актуального уровня их развития, сколько необходимость поиска адекватных методов, позволяющих выявлять потенциал личностного развития и возможности становления жизненного мира человека. Понятие «жизненный мир человека» (Ф.Е.Василюк) относится к онтологическому аспекту изучения человека, и его исследование требует, по словам Д.А.Леонтьева, неспецифических методов и поиска инновационных путей его изучения. Одним из таких путей является изучение рефлексии, задающей контекст смыслоосознания.

Рефлексия обеспечивает открытость человека самому себе, новому опыту, другому человеку и тем самым создает необходимые предпосылки для превращения физического пространства человеческого бытия в пространство возможностей (Б.Д.Эльконин, Е.П. Варламова, М.Ю.Елагина, Г.П.Звездина, И.С.Ладенко, М.И.Найденов, А.А.Найденова, В.М.Розин, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов). Реализация рефлексивных возможностей в конкретных ситуациях означает выход за пределы этой ситуации, самостоятельный анализ и принятие собственных решений. Это означает устойчивость самоидентификации, рост резистентности по отношению к внешним воздействиям манипулятивного плана. Изучение роли рефлексивных возможностей в процессе становления и трансформации жизненного пространства человека, происходящих изменений в системе ценностно-смысловых координат, которые влекут за собой перестройку всей картины мира, образа мира человека, составляет проблемное поле данного исследования.

Объектом исследования является рефлексия как психологический феномен.

Предметом исследования стала рефлексия как условие трансформации ценностно-смысловых составляющих образа мира.

Цель исследования - определить роль рефлексии и проявление рефлексивных возможностей человека в процессах становления ценностно-смысловых координат жизненного пространства и их отражения в сознании (образе мира человека).

Задачи исследования:

  1. В ходе теоретического исследования определить тенденции в развитии понятия «рефлексия» и его современный психологический смысл.

  2. Выявить уровни рефлексивных возможностей человека и особенности проявления их в становлении ценностно-смысловых составляющих образа мира.

  3. В моделирующем эксперименте определить условия, способствующие становлению рефлексивных возможностей, включая в число этих условий и различные стратегии взаимодействия психолога с субъектами рефлексивной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что:

- рефлексию можно рассматривать в качестве механизма трансформации (развития, становления) ценностно-смысловых составляющих образа мира;

- уровень рефлексивных возможностей определяет степень оценки челове
ком ценностно-смысловых оснований индивидуального бытия;

- в специальных условиях организации деятельности можно повысить
уровень рефлексивных возможностей человека, что должно проявиться как в
динамике ценностно-смысловых составляющих образа мира, так и в содержа
нии деятельностей, совокупность которых образует образ жизни человека.

В качестве теоретико-методологических оснований исследования использованы труды виднейших представителей культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский, М.Коул, А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко, А,Г.Асмолов и др.). Методологические построения базировались также на идеях теории психологических систем (О.К.Тихомиров, В.Е.Клочко, О.М.Краснорядцева и др.) и теории субъективной семантики Е.Ю.Артемьевой, идеях философской антропологии, выдвинутых Б.Г.Ананьевым, В.Н.Филипповым. В качестве теоретического основания экспериментальной части использовались исследования в области рефлексивной психологии творчества (Е.П.Варламова, Е.И.Исаев, И.Н.Семенов, В.И.Слободчиков, С.Ю.Степанов и др.).

Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение существующих в философии и психологии представлений о понятии рефлексии; анкетирование, анализ самоотчетов, протоколов, видео- и аудиозаписей бесед, консультаций, тренингов; включенное наблюдение в процессе осуществления испытуемыми профессиональной деятельности; моделирующий эксперимент, включающий в себя создание и апробацию моделей взаимодействия психолога с испытуемыми и испытуемых с другими людьми; методы статистической обработки данных исследований (в том числе корреляционный и контент-анализ).

Научная новизна исследования заключается в выделении особой функции рефлексии в качестве условия становления образа жизни человека. Показано, что в условиях специально организованной деятельности развитие рефлексивных возможностей человека проявляется как в изменении содержания деятельности, так и в трансформациях в структуре ценностно-смысловых составляющих образа мира человека и связанного с ним образа жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рефлексия рассматривается в контексте ее участия в самоорганизации человека как открытой системы. Уровень рефлексивных возможностей проявляется в осознанности человеком своих личностных смыслов и ценностей в ситуациях решения «задач на ценность», «задач на смысл».

Практическую значимость имеет разработанный нами прием определения уровня рефлексивных возможностей, который может быть использован в качестве экспресс-диагностики в конкретной практической деятельности. Предложенные методические приемы работы психолога с другими участниками профессионального взаимодействия позволяют создавать условия для расширения рефлексивных возможностей субъектов деятельности. Предложенный прием анализа речевых высказываний в процессе осуществления деятельности может быть использован психологами в процессе сбора эмпирических данных или наблюдения как диагностический прием, позволяющий выявить стереотипные способы восприятия и интерпретации (в том числе психологической). Выделенные характеристики рефлексивных возможностей позволяют создавать соответствующую развивающую среду для участников взаимодействия (управленческий компонент).

Опытно-экспериментальная база:

Школы (№№ 2,3,10,12,14,15) г. Заринска Алтайского края, научно-практическая лаборатория учебной деятельности. Всего в исследовании приняли участие 174 испытуемых (педагоги, воспитатели детских садов, методисты, психологи).

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в школах №2, 3, 10, 12, 14, 15 г. Заринска.

Основные положения исследования изложены в выступлениях на региональных (г. Барнаул, 1998, 1999, 2000гг., г. Бийск, 2000 г.) и краевых (г. Барнаул, 1996, 1997, 1999, 2000 гг.) научно-практических конференциях психологов, которые опубликованы в научных сборниках.

Положения, выносимые на защиту:

1. По мере онтологизации процесса психологического познания рефлексия начинает пониматься как механизм оценки человеком своего жизненного мира, его ценностно-смыслового состава и изменений, происходящих в нем.

  1. К числу функций, которые современная наука обнаруживает в рефлексии как психологическом феномене, можно добавить еще и функцию участия рефлексии в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира человека.

  2. Уровень рефлексивных возможностей человека определяется особенностями постановки и решения «задач на смысл», «задач на ценность».

  3. В специально организованных условиях деятельности уровень рефлексивных возможностей человека может повышаться. Такое изменение рефлексивных возможностей проявляется как в динамике ценностно-смысловых составляющих образа мира, так и в содержании деятельностей, совокупность которых образует образ жизни человека.

Надежность и достоверность результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений психологии рефлексии (Е.П.Варламова, И.С.Ладенко, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.), экспериментальной и практической проверкой результатов в реальных условиях практической деятельности.

Этапы исследования:

I этап (1995-1996 гг.)- поисковый, в процессе которого был проведен ана
лиз литературы по проблеме, отработка понятийного аппарата исследования,
определены концептуальные подходы в разработке темы, изучены биологиче
ские и психологические основания формирования и развития рефлексивности
и рефлексии человека.

II этап (1996-1998 гг.) - опытно-экспериментальный, в процессе которого
проведено пилотажное исследование по выявлению уровней рефлексивных
возможностей в лабораторных и естественных условиях. Проведен модели
рующий эксперимент, определены некоторые закономерности в развитии и
реализации рефлексивных возможностей в различных условиях (специально
организованных, моделируемых и естественных).

9 III этап (1998-2000 гг.) - обобщающий. Проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, выявлены тенденции в проявлении и развитии рефлексивных возможностей в различных условиях. Определены функции рефлексии в механизме трансформации ценностно-смысловых составляющих образа мира человека.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (226 наименований) и 5 приложений. В работе имеется 4 таблицы, 6 гистограмм, 2 диаграммы. Общий объем работы 221 страница.

Развитие представлений о рефлексии: историко-психологический анализ

Термин «рефлексия» возник в эпоху научной революции (в XVII веке). Однако задолго до античной науки в Шумеро-Вавилонской математике можно реконструировать элементы рефлексивной деятельности (согласно исследованиям Н.Г. Алексеева): затруднение в решении задач, остановка, отстранение, объективация, переход в «перпендикулярную» мета предметную позицию, анализ совершенной деятельности, наличие двух разных позиций.

Понятие рефлексии оказалось многозначным и недостаточно определенным. В современной науке объяснение происхождения слова «рефлексия» не однозначно. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Б.М. Волина, и Д.Н. Ушакова это понятие трактуется как позднелатинское «исходное значение». В Большой Советской энциклопедии как «внутреннее отражение» и «обращение назад, отражение» и определяется как «форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Рефлексия, в конечном счете, есть осознание практики, предметного мира культуры» [23,Т.22,153].

Рефлексия не просто включена в процесс познания индивидом окружающего мира, себя и своей роли в процессе познания, она является необходимым элементом, позволяющим отделять содержание от механизма возникновения этого содержания. Рассмотрение рефлексии с позиции разделения функции позволяет определить ее как «размышление индивида о процессах его собственного сознания» [134,63].

Рефлексия как «принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок» [175,745] позволяет индивиду не только осознать свою отделенность от окружающего мира, но и осмыслить собственные средства освоения этого мира. В этом контексте «философия, по способу теоретического освоения действительности и есть культивированная, приобретшая вид традиции форма рефлексии» [7,25].

В философии и психологии нет единого подхода к определению понятия рефлексии и пониманию механизмов ее возникновения. В известных нам определениях рефлексии (Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого, И.С. Ладенко, СЮ. Степанова, И.Н. Семенова, В.М. Розина, Т.Э. Сизиковой, А.А. Тюкова и других) можно выделить ряд общих положений, определяющих сущность рефлексии, основывающихся на том, что это «духовный», идеальный феномен. Он является результатом деятельности сознания человека и направлен на себя, на понимание внутренних движений сознания и души человека.

Личностью, как справедливо заметил С.Л.Рубинштейн, «человек не рождается; личностью он становится. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю» [156,245]. Иметь свою историю, значит иметь свою культуру, хранящую историю развития всего человечества. Понимание себя как части и причем самодеятельной созидающей части культуры позволяет человеку осваивать и изменять природу и окружающий мир.

Рефлексия возникает и формируется как компонент общечеловеческой культуры и положение Антипова Г.А. о том, что «рефлексивность - свойство только человеческой психики» [7,25], позволяет говорить о том, что существуют как биологические, так и общественные, культурные предпосылки возникновения, формирования и развития рефлексии индивида.

Рефлексия присуща только человеку и является результатом осмысления им своего места в мире. Продуктом этого процесса строительства, изменения мира является культура, которая является совокупностью «материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством» [191,226].

Семенов Е.В. [161; 229-230] относит существующие в настоящее время определения рефлексии к четырем основным группам:

1. натуралистические определения (рефлексия рассматривается по аналогии с отражением света от поверхности предмета);

2. психологические определения (рефлексия как размышление, полное противоречий, анализ своих мыслей, переживаний);

3. логико-гносеологические определения (рефлексия как исследование познавательного акта, принцип человеческого мышления);

4. социально-философские (рефлексия как самосознание системы).

Понятие рефлексии обладает высоким уровнем обобщения, поэтому при каждой попытке конкретизировать его ускользает целостность и многообразие проявлений этого феномена в конкретных ситуациях и деятельностях.

Кумскова С.Н. подчеркивает, что рефлексия «оформляет на разных этапах человеческой истории или в разных обществах на одном этапе разные образцы мышления» [103,27]. Следуя этой мысли, можно утверждать, что содержание и предмет рефлексии, на разных этапах исторического развития общества, определяются общими тенденциями развития процесса познания, науки и общества. Это положение подтверждается анализом исторического развития подходов к пониманию рефлексии.

Возникновение особой мыслительной деятельности по проникновению к механизмам изменения, расширения содержаний сознания стало необходимым условием развития философии как науки, предпосылкой же этого процесса явилось возникновение потребности общества в особых «мета-знаниях», «чистых» знаниях, прямо не ориентированных на конкретный, предметно выраженный результат.

С возникновением и развитием философии как науки, не имеющей непосредственного «выхода» в практику возникла потребность построения гипотетических, обобщенных, абстрактных моделей и научных концепций, требующих от исследователя выделения собственной позиции наблюдателя и своей познавательной деятельности как особой не слитой воедино с наблюдаемым и описываемым явлением. Этот процесс отделения себя как исследователя от окружающего мира позволил определить предмет науки как-то, что «не-Я». Таким образом, происходит разделение мира на то, что «Я» (субъективное) и то, что « не-Я» (объективное). Большинство объяснительных теорий строилось на этом разделении мира на объективную и субъективную реальность. Изучение явления начиналось с позиции исследователя, относящего это явление к одному из полюсов. Рефлексия, за которой прочно закрепилось представление как о явлении субъективной реальности, имеет богатую историю исследования и отражает историю развития науки. Если содержание понятия «рефлексия» разрабатывалось в науке с возникновения ее самой, то сам термин был введен и определен только в Новое время, в период всплеска научной мысли.

Диагностика рефлексивных возможностей

Рефлексия проявляется в деятельности и неотделима от жизнедеятельности человека, отражает содержание и структуру его образа мира. Проявления рефлексивных возможностей в значимой деятельности определяет степень включения субъекта в деятельность или ситуацию и значимость (наличие личностного смысла) для человека ее результатов. Так как профессиональная деятельность является одной из важнейших сфер жизнедеятельности субъекта, то и изменения в этой деятельности влекут за собой трансформации в личностной сфере человека, меняются установки и структура ценностей и смыслов.

Диагностика рефлексивных возможностей необходима, прежде всего, в ситуациях, требующих принятия решений, перестройки деятельности, при переключении на другую деятельность. В этом смысле она может быть востребована в современном обществе как показатель, ориентирующий исследователя относительно наличия или отсутствия у человека таких ценностей как самосовершенствование и самореализация.

«Личность может сама регулировать процессы собственного осуществления, что и констатирует понятие «самореализация личности» [80; 144]. Самосовершенствование, при этом, рассматривается, как способность выходить за пределы конкретной ситуации, норм и общепринятых стандартов.

Степень реализации испытуемым в реальной жизнедеятельности своих рефлексивных возможностей является признаком принятия ценности самосовершенствования. Готовность человека отказаться от неэффективных, мешающих дальнейшему собственному развитию установок, изменить свое поведение, деятельность, свой образ жизни определятся ценностно-смысловыми составляющими образа мира человека. Очевидно, что диагностика наличия и степени сформированности этой готовности к изменению (проявляющаяся в рефлексивных возможностях), позволяет фиксировать происходящие трансформации в ценностно - смысловых структурах образа мира.

Диагностическая процедура должна предшествовать любому сколько-нибудь направленному воздействию, предполагающему изменение ситуации, отношений или деятельности. Сложившаяся в психологической науке практика дает широкие возможности для экспериментов разного рода, не подкрепленных достаточно сформировавшимся и адекватным целям исследования диагностическим инструментарием. В силу того, что диагностический инструментарий практического психолога не соответствует тем целям и задачам, которые ставит в настоящее время перед ним современное общество, ожидая не диагнозов, а конкретной помощи людям, актуальными представляются разработки диагностических приемов и инструментария для исследования человека, его отношения к миру себе и другим людям в реальной жизнедеятельности. Все чаще в психологической литературе [9,68,92,16,33,32] встречается указание на необходимость и (что важно) возможность создания таких диагностических приемов. Такой подход к диагностике как к специально организованной процедуре не только диагностирующей, но и обеспечивающей создание условий для личностного развития человека и реализации его возможностей определяет необходимость разработки не «рафинированных», а включенных в реальную жизнедеятельность диагностических процедур.

Целью нашего исследования стало изучение проявлений рефлексивных возможностей людей в условиях реальной жизнедеятельности.

Задачи настоящего исследования заключаются в том, чтобы: - Изучить и проанализировать существующую диагностическую методику, позволяющую фиксировать уровень развития рефлективности. - Опираясь на принципы диагностики рефлексивности как базового качества, выявить уровень рефлексивных возможностей испытуемых в конкретных ситуациях, предложить собственный диагностический прием.

Выделить и описать проявления рефлексивных возможностей в значимой для человека деятельности, несущей в себе личностные смыслы. Этапы исследования:

I. Подготовительный.

Он предполагает изучение существующих методик и подготовку диагностического инструментария по изучению рефлексивных возможностей.

II. Диагностический.

Предполагает осуществление диагностических процедур, фиксирование результатов наблюдения во время диагностики.

III. Аналитический.

Этот этап предполагает анализ полученных результатов, их обобщение, сравнение, выделение общих тенденций и особенностей проявления рефлексивных возможностей в конкретной значимой для человека деятельности.

На I этапе нами была изучена специальная психологическая и методическая литература [9,21,33,32,54,95,92], выделены основные теоретические положения, для составления собственного диагностического инструментария. Основанием для составления нашего диагностического материала послужил ряд исследований СЮ. Степанова и Е.П. Варламовой [33,32,178] и СБ.Мессера [219].

Описание условий и форм организации моделирующего эксперимента по активизации и развитию рефлексивных возможностей

Рефлексия, как необходимый компонент механизма «гуманизации мышления» ( М.Ю. Елагина,Т.П.Звездина, 1996) человека, действующего в определенной среде, которая создается не только социумом, но и самим человеком, его образом мира и образом жизни, является условием реализации его личностного и интеллектуального потенциала. Рефлексивные возможности могут реализоваться только в определенных условиях, так как рефлексия активизируется в ситуациях интеллектуального или личностного конфликта, определения человеком позиции другого как принципиально отличной от своей, в ситуациях неопределенности и нестабильности (как социальной, так и личностной). Каждый человек только сам может пережить события и изменения своей жизни, однако процессом переживания можно «в какой-то мере управлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс в идеале вел к росту и совершенствованию личности» [36: 11].

Вопрос о развитии рефлексивных возможностей затрагивает проблему создания интеллектуально и творчески насыщенной среды для человека, включенного в деятельность, в том числе совместную, и наличия личностно значимых смыслов в этой деятельности. К такому виду деятельности, рельефно проявляющему как социальную, так и личностную, смысловую компоненту, относится профессиональная деятельность человека [78,79]. Наличие подходов к организации такой «рефлексивной среды» (И.Н.Семенов, 1990)для профессионалов которая обеспечивала бы саморазвитие как ценность в деятельности, может стать необходимым компонентом профессиональной психологической подготовки. Организация условий (в то числе и в системе переподготовки) для овладения и развития рефлексией как одним из средств саморазвития и повышения профессиональной и личностной компетентности служит условием трансформации ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Рефлексивные механизмы таких трансформаций повлекут за собой изменения как в структуре и содержании осуществляемой деятельности, так и в целом в образе жизни человека.

Исходя из понимания необходимости изучения условий таких трансформаций и их механизмов, мы организовали моделирующий эксперимент, позволяющий моделировать и осуществлять эти процессы в реальной практической деятельности.

Одним из ведущих показателей формирования групп было уровень развития рефлексивных возможностей. Оценка результатов моделирующего эксперимента проводилась на основании происходящих изменений в ценностно-смысловых составляющих образа мира испытуемых. Возможность такой диагностики ограничена, прежде всего, отсутствием методик, позволяющих проводить такие исследования. Поэтому необходимым являлось определение критериев такого отслеживания.

Критериями оценки результатов являлись:

1. Принятие ценностей не директивного взаимодействия;

2. Изменение профессиональных установок;

3. Изменения в профессиональном поведении.

Основными задачами эксперимента являлись:

1. Определить условия, способствующие развитию рефлексивных возможностей в конкретной деятельности;

2. Рассмотреть приемы активизации рефлексивных возможностей и наиболее оптимальные формы организации этих приемов;

3. Изучить и описать приемы взаимодействия в деятельности, способствующие развитию рефлексивных возможностей и созданию рефлексивной «развивающей» среды;

4. Выяснить психологические и профессиональные последствия активизации рефлексивных возможностей.

Эксперимент проводился в течение ряда лет (с февраля 1996 по май 2000г.).

Основными этапами осуществления эксперимента были:

I этап (февраль - май 1996 г.) -подготовительный, включающий в себя подготовку программ, разработку основных методов и приемов, организацию условий для возникновения мотивационной готовности испытуемых участвовать в эксперименте.

II этап (сентябрь 1996 г. - май 1999 г.) - основной, включающий серию индивидуальных консультаций, семинаров, тренингов и других форм.

III этап (сентябрь 1999 - май 2000г.) -аналитический, анализ и обобщение полученных результатов.

На I этапе кроме подбора специальных методик, составления программ мы считали необходимым создание специальных условий, способствующих возникновению мотивации участия в эксперименте и взаимодействие с экспериментатором.

Основными условиями являются:

1. Принцип добровольности участия и выхода из эксперимента;

2. Создание ситуации «принятия» любых мнений и позиций и высокая готовность психолога к взаимодействию с любым участником;

3. Активная, сознательная и творческая позиция участников эксперимента, взаимодействие психолога и испытуемого «на равных», использование различных, в том числе психологических источников информации, диагностических методик.

Создание и использование актуальных и проблемных именно для данной группы людей ем и ситуаций.

4. Использование в качестве средства взаимодействия психологов и испытуемых рефлексивных методик и приемов, включая эти средства в проблемно насыщенный тип взаимодействия, добиваясь эффекта «погружения» и «проживания» собственного опыта участия в этом процессе;

5. Центральное место в таком взаимодействии должна занимать «ценностно-смысловая структура ситуации» (О.М.Краснорядцева, 1998) и главным является не столько нахождение конкретного решения, выхода, сколько решение «задач на смысл» (А.Н.Леонтьев, 1983);

6. «Целенаправленное постоянное подкрепление, отражающее сознание человека «на себя» (А.А.Бизяева, 1993) возможное только при высоком уровне развития рефлексивных возможностей самого ведущего различные тренинги и семинары.

7. Организация взаимодействия в форме диалога, обеспечивающего не только «обмен смыслами, но и выяснение позиций, определение в целях и т.д.» (Н.Р. Якунина, СБ. Якунин, 1989) между участниками процесса взаимодействия.

8. Процесс взаимодействия должен реализовываться в различных сферах существования рефлексии: в мышлении, коммуникации (кооперации) и самосознании (В.И.Слободчиков,1995, И.Н.Семенов, 1990). В этих сферах существования рефлексии, она выступает в различных функциях, о чем пишет Г.А. Цу-керман:

Похожие диссертации на Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека