Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Варданян Микаел Артаваздович

Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры
<
Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Варданян Микаел Артаваздович. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Москва, 2004 230 с. РГБ ОД, 61:04-19/339

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Проблема этнического самосознания в психологии

1 Психологические проблемы этнического самосознания в зарубежной психологии XX - го века 10

2 Психологические проблемы этнического самосознания в психологии стран СНГ 45

3 Обзор источников по проблеме этнического самосознания армян 81

Глава II Методы исследования этнического самосознания молодежи

1 Обзор методов исследования этнического самосознания армянской молодежи в рамках титулного этноса и диаспоры 111

2 Описание и обоснование методов настоящего исследования 118

Глава III Анализ результатов исследования этнического самосознания современной армянской молодежи, в рамках титульного этноса и сопряженной диаспоры

1 Анализ результатов исследования армянской молодежи в рамках титульного этноса и диаспоры г. Москва и г. Пятигорск методом депривации структурных звеньев самосознания 148

2 Анализ результатов исследования армянской молодежи в рамках титульного этноса и диаспоры г. Москва и г. Пятигорск методами экспресс диагностики межэтнической аккультурации и авторского опросника 193

3 Обсуждение общих тенденций самосознания армянской молодежи и различий, связанных с уловиями аккультурации 202

Выводы 216

Библиография 218

Приложение 229

Введение к работе

Актуальность исследования. Проходящие сегодня процессы дают основание говорить с одной стороны об интернационализации этносов, а с другой об этническом капсулированищ стремлении оградиться от других этносов. Однако есть народы, ментальность которых развивается в двух ипостасях: в условиях проживания на исконной территории в качестве титульного этноса ив условиях диаспор на территории других государств.

Исследование, посвященное изучению особенностей этнического самосознания этноса, в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры, обращено к проблеме психологических особенностей этнического самосознания армянской молодежи, как в условиях своей исторической Родины, так и в новых социокультурных условиях, в иноэтнической среде. Важно знать с каких позиций и как сегодня армянин строит взаимоотношения с представителями другого этноса, какие особенности самосознания личности позволяют продуктивно жить и работать в иноэтнической среде и в чем различия между этническим самосознанием армянской молодежи в титульном этносе и диаспоре (в нашем исследовании - в России).

Актуальность исследования как раз и состоит в изучении особенностей этнического самосознания армян в условиях проживания на исконной территории и в условиях миграции. Не являясь географически сопряженными, Армения и Россия исторически и конфессионально тяготели к налаживанию тесных взаимоотношений в различных сферах деятельности. Конфессиональная и духовная близость двух стран способствовала большому количеству мигрантов с обеих сторон на протяжении XVIII - го и XIX - го века. Исторические традиции и дальнейшая интеграция обеих стран продолжились в XX веке проживанием в едином государстве (СССР). Резкое возрастание в последние десятилетия количества мигрантов - армян и армянской молодежи в Москве ив России в целом, свидетельствует о необходимости изучения особенностей этнического самосознания столь многочисленной этнической группы, число которой только в Москве достигает около одного миллиона. Необходимо также отметить большую

социальную дисперсию армянской молодежи в Москве: если исследуемая нами выборка принадлежит среднему социальному статусу, то другая часть армянской молодежи, которая находится за рамками нашего исследования, принадлежит низкой социальной прослойке.

Методологическая основа исследования: Общей методологической основой исследования проблем этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры явилась марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, в нашем исследовании речь идет о присвоении традиционных ценностей и новых аккультурационных идей в процессе социализации личности. В процессе социализации индивид присваивает этнические характеристики присущие своему этносу, в том числе этническое самосознание.

Особенности этнического самосознания мы рассматриваем через принятую нами концепцию развития и бытия личности выдвинутую B.C. Мухиной.. Мы разделяем эту позицию и понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, включающую звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Мы рассматриваем этническое самосознание через анализ наполнения структурных звеньев самосознания, то есть мы исходим из того, что самосознание человека как личности включает пять звеньев: 1 идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2' — притязание на признание; 3 -половая идентификация; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях было подтверждено, что выделенные и описанные B.C. Мухиной звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому - либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и

от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического развития общества, в котором существует человек. Сегодня это: этнос, государство и тенденция всеобщей интеграции человечества.

Акцент на психологию личности является органичной позицией нашего исследования - ведь, исследуя особенности этнического самосознания, мы имеем дело с индивидульно, личностно представленными носителями.

В период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе, наряду с идеями уникальной личности, этнического возрождения, утверждается идея интернационализации всей общественной жизни. Сегодня уникальной личности следует найти место в рамках не только своего этноса и государства, но и всего человечества, в условиях глобальной аккультурации. Именно новые условия изменяющегося мира надо иметь в виду, когда мы ищем ориентиры для методологических и теоретических основ исследования этнического самосознания отдельной личности в целом в период возникновения глобальных идей и практики всепоглощающей интеграции ценностей наиболее «развитых» цивилизаций.

Цель исследования: изучение психологических особенностей этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.

Объект исследования: армянская молодежь в условиях титульного этноса и диаспоры.

Предмет исследования: психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.

Исследование проводилось с 2001 по 2003 г. Обследовалась армянская учащаяся молодежь в условиях проживания титульного этноса в Армении (г. Ереван, г. Степанакерт) и в России -в диаспорах (г. Москва, г. Пятигорск).

Гипотезы исследования: Основанием для построения гипотез послужили: анализ этнологических, этнографических, психологических, политологических и исторических источников; долговременный опыт пролшвания на территории

титульного этноса - в Армении и в условиях диаспоры; практическая работа с армянской молодежью в разных условиях и др. В результате анализа всего комплекса проведенных работ были сформулированы следующие гипотезы:

  1. Этническое самосознание армянской молодежи находится под влиянием двух тенденций: традиционных этнических ценностей и ценностей, формулируемых процессами аккультурации.

  2. Этническое самосознание армянской молодежи в России отличается от этнического самосознания молодежи в Армении меньшей фиксированностью на традиционной культуре и большей интегрированностью к уровню общечеловеческих ценностей.

  3. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса могут менять свои показатели: от меньшей лояльности (внутри своего этноса) до большей (внутри чужого); от большей агрессии (внутри своего этноса) до меньшей (внутри чужого).

В соответствии с методологией, теоретической позицией и гипотезами были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать ключевые работы, посвященные общей проблеме этнического самосознания, а также проблеме этнического самосознания в условиях миграции и адаптации в новой этнической среде;

  2. Исследовать психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции.

Теоретическое значение и научная новизна. Исследуется проблема этнического самосознания армян - проблема, представляющая теоретический интерес с точки зрения психологии личности и этнопсихологии. Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении особенностей этнического самосознания армянской молодежи в ситуациях новой этнической среды и в ситуациях проживания титульного этноса. Новизна исследования состоит: в изучении проблемы этнического самосознания в условиях проживания титульного

этноса и в условиях миграции; в рассмотрении особенностей этнического самосознания молодежи - сензитивной к меняющимся социальным условиям.

Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования заключается: в выявлении отличий между этническим самосознанием армянской молодежи в России и в Армении; в определении типов реагирования армянской молодежи на ситуацию фрустрации внутри своего и чужого этносов. Указания на меняющиеся особенности этнического самосознания армян, проживающих на исконной исторической территории и в условиях диаспоры, позволяют правильно ориентироваться в проблемах межэтнических отношений.

Методы, использованные в настоящем исследовании:

  1. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К. А. Хвостов);

  2. Экспресс - диагностика межэтнической аккультурации (B.C. Мухина);

  3. Авторский опросник.

Результаты исследования подвергались математической обработке.

Исследовались 200 представителей армянской молодежи в возрасте от 17 до 27 лет (100 в России и 100 в Армении) по 50 человек в четырех городах - Москве, Ереване, Пятигорске и Степанакерте, по 25 мужчин и 25 женщин в каждой выборке.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Этническое самосознание армянской молодежи отличается

амбивалентностью: при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Сохранение национальной идентичности выражается в приверженности национальной культуре, языку и религии, поддержании и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявляются внутри титульного этноса, а так же у мигрантов (первого и второго поколения). Интеграция происходит посредством включения в социальные и общественные институты принимающего этноса: 7

семья, работа, клубы по интересам, посредством установления неформальных отношений с представителями принимающего этноса и т.д.

  1. Стигматизация кавказского населения в России, в том числе армян, приводит представителей диаспоры к психологическому напряжению. В то же время исследуемая выборка учащейся армянской молодежи проявляет специфическую ментальность - толерантность по отношению к гражданам страны пребывания.

  2. Этническое самосознание армянской молодежи в России менее фиксировано на традиционной культуре и более интегрировано к российским и общечеловеческим ценностям, что выражается как в большей степени лояльности по отношению к другой культуре и этносу, так и в аккультурационных процессах, происходящих у армянской молодежи в России. При формальном сохранении традиционных этнических характеристик армянская молодежь приобретает этнические характеристики титульного этноса, на территории которого она проживает.

  3. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса меняют показатели: внутри своего этноса наблюдается меньшая лояльность и большая агрессия.

  4. Притязание на признание и половая идентификация являются ключевыми звеньями в структуре самосознания, депривация которых у армянской молодежи вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Тендерные различия в особенностях типов поведения армянской молодежи в ситуации фрустрации проявляются в следующих тенденциях: более высокая толерантность у девушек; более высокая агрессивность у юношей.

  5. Армянская молодежь в титульном этносе и в диаспоре проявляет выраженное стремление к интеграции в мировое сообщество, однако, армянская молодежь в титульном этносе обнаруживает стремление к сохранению своей этнической самобытности, а армянская молодежь в диаспоре более интегрирована к иной культуре.

7. Мигранты второго поколения более склонны к ассимиляции, чем мигранты

первого поколения. Армянская молодежь в России в целом более

подготовлена для вступления в мировое сообщество, менее подвержена

этническому капсулированию, более лояльно относится к другим этносам.

Армянская молодежь в России более адаптирована, хотя у нее менее

выражены этноконсолидирующие факторы.

Апробация работы

Отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались: 1 - на III съезде Российского психологического общества «Психология и Культура» (Санкт - Петербург, 2003 г.); 2 - на региональном конгрессе Международной Ассоциации кросс - культурной психологии «Культуры во взаимодействии» (Будапешт - 2003 г.); 3 - на объединении молодых ученых при кафедре психологии развития МПГУ; 4 - на кафедре психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ.

Результаты исследования включены в материалы лекций по курсам «Феноменология развития личности» и «Этнопсихология».

Основные положения исследования изложены в статьях, тезисах, научных докладах (общим объемом около 1,2 п.л.).

Структура и объем диссертации

Работа выполнена на 211 страницах, состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Библиография включает 190 источников, из них 61 на иностранных языках.

Психологические проблемы этнического самосознания в зарубежной психологии XX - го века

В зарубежной психологии представлено много трудов, как по проблеме этнического самосознания, так и по таким связанным с этническим самосознанием вопросам как этнос, этничность, миграция, национализм, аккультурация и т.д. Надо отметить, что попытки определения этноса, этнического самосознания и этнической идентичности в зарубежной психологии не столь многочисленны. Сами же психологические проблемы этнического самосознания и этничности активно исследовались в зарубежной психологии на протяжении конца ХГХ и всего XX века. В этой связи необходимо назвать такие имена, как В. Вундт, Г. Лебон, Э. Дюркгейм, Л. Леви - Брюль, Э. Эриксон, Д.У. Берри, М. Барретг, которые внесли особый вклад в разработку проблемы этнического самосознания. Мы позволяем себе в этой главе использовать понятия «этническое самосознание» и этническая идентичность» как синонимичные (что в принципе отражает точку зрения многих исследователей проблемы), и не определяем этническое самосознание и этническую идентичность как различные феномены ввиду отсутствия какой - нибудь явной демаркации между ними в зарубежной психологии.

Если говорить о развитии понятия этнической идентичности в зарубежной психологии, то необходимо попытаться проследить данную концепцию в ранних трудах социологов и психологов. Интерес к рассмотрению этнической идентичности и этнического самосознания существовал в истории психологии практически всегда, хотя и не всегда отмечался рассмотрением этих категорий как отдельных составляющих. Так, этническое самосознание всегда представлялось в контексте с другими конструктами, неразрьшно связанными с ним (миграция, национализм и т.д.). В дальнейшем мы попытаемся представить некую эволюцию идей об этносе и этническом самосознании и некоторые пути, по которым развивалась данная проблема Проблема этнического самосознания в зарубежной психологии неразрывно связана с такими проблемами, как межэтнические отношения, межнациональная неприязнь, национализм, этнические конфликты и т.д. Изучение вопроса привело к таким проблемам, как психологическая адаптация иммигрантов, ассимиляция, слияние с другой культурой, аккультурация как на личностном уровне, так и на уровне этноса При этом большое влияние оказали два подхода к этническим исследованиям в зарубежной психологии и социологии - эмический (emic) и этический (etic). Свое название эти подходы берут от аналогичных окончаний слов фонемика и фонетика. Соответственно с названием приверженцы эмического подхода (или эмики) пытаются найти некие универсальные элементы в разных культурах, а этического подхода - различные или культурно -специфические.

При анализе проблемы этнического самосознания необходимо отчетливо представлять многоуровневый характер этого явления, требующий междисциплинарного подхода, учитывать его экономический, политический, этнокультурный, социально -психологический аспекты, причем рассмотрение каждого из этих вопросов должно осуществляться не изолировано друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, то есть путем системного анализа предмета исследования. В данном феномене как бы скрещивается и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы. Принципиальным методологическим требованием осуществления этнопсихологических исследований является комплексный подход, всестороннее и целостное рассмотрение проблемы.

Пожалуй, одним из первых затронувших проблему этнического самосознания и этноса был В. Вундт( 1832 - 1920). Замечателен его вклад в юзникновение этнопсихологии или же так называемой «психологии народов» («Volkerpsychologie»). В. Вундг входит в полемику с М. Лацарусом и Г. Штейнгалем по поводу предмета этнопсихологии, отмечает необходимость изучения этнопсихологии как отдельной дисциплины и выделяет «три основные области психологии народов: язык, мифы и обычаи»1. «Психология народов» В. Вундга это, по сути, описательная и историческая психология высших психических процессов, методом которой является анализ проявлений человеческого духа в различных формах культуры (в языке, религии, обычаях, мифах)1.

К проблеме этнического самосознания обращается Г. Лебон (1841 - 1931), утверждающий, что судьбы человечества решаются не с помощью институтов, созданных волей человека, а через общее сознание народов. Г. Лебон придавал большое значение религиям, считал их важным элементом любой культуры. Он полагал, что каждый народ имеет свою невидимую душу, находящую выражение в его жизни, искусстве и общественных институтах, говорил о «душе расы», которая обладает «известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как и анатомические признаки»2. При этом данные психологические особенности «воспроизводятся наследственностью с правильностью и постоянством» . Однако Г. Лебон не выделяет эти психологические особенности в душе расы.

Обзор методов исследования этнического самосознания армянской молодежи в рамках титулного этноса и диаспоры

Каждая теория располагает более или менее универсальными методами исследования, подтверждающими и развивающими ее. Этим теория отличается от предшествующих ей результатов познания, в частности от концепции. Этническое самосознание является категорией, обладающей своими уникальными особенностями. Эти особенности входят в круг проблем рассматриваемых этнопсихологией, в которой мы видим слияние этнологических принципов и методов с психологическими. Как отмечают Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и А.А. Сусоколов, многие ученые стараются реализовать в своих исследованиях комплексный подход, предполагающий учет особенностей микро- и мезосреды -конкретную обстановку в различных административных единицах, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их взаимодействия, различия по этническому составу и т. д.1.

Для того чтобы определить методы исследования этнического самосознания, надо сформулировать понимание автором данного явления. Как отмечено выше, мы специально не разграничиваем понятие этнической идентичности и этнического самосознания ввиду частого совпадения и смешения этих двух понятий в отечественной литературе, а также фактического отсутствия какого - либо различия в зарубежной психологии. Мы в целом солидарны с определением этнического самосознания, которое дала В.Ю. Хотинец: «Этническое самосознание есть относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса. В итоге формирования данной системы человек осознает себя в качестве представителя этнической общности»2.

Мы, как и В. С. Мухина, понимаем этническое самосознание как «социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом»1.

Надо отметить разнообразие методов этносоциологического исследования. В современной этнопсихологии принято разделение исследовательских этнопсихологических методов на две группы: методы, выявляющие кросс-культурные различия, и методы исследования этнического самосознания . К первой группе методов относятся сравнительные исследования испытуемых, принадлежащих к различным этническим группам, с целью выявления либо сходства, либо различия в их познавательной и личностной сферах. Для второй группы характерно изучение категории «Мы как этнос» в противопоставлении себя другим - «Мы» и «Они», и в выявлении специфики индивидуального самосознания в рамках своего этноса - «Мы» и «Я».

Для изучения этнического самосознания используются среди прочих методы наблюдения, эксперимента, интервью, беседы, анализ документов, контент - анализ текстов, многочисленные формы экспертного опроса, психосемантические методики, проективные методы. Все вышеперечисленные методы имеют свои преимущества, однако каждый из них имеет слабые стороны, вследствие чего исследователи часто комбинируют несколько методов одновременно, что в принципе дает более адекватный инструментарий.

Так, метод наблюдения представляет собой «планомерное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность проследить течение какого - либо явления или те изменения, которые происходят в объектах восприятия»3. СИ. Королев указывает на наблюдение как на важнейший метод изучения психологии этносов. Начальные наблюдения, по мнению автора дают материал для выработки рабочей гипотезы, построенной на сведениях об образе жизни, культуре народа, особенностях его самосознания . Для решения прикладных задач этнической психологии наиболее подходит включенное наблюдение, так как члены той или иной этнической группы привыкают к «наблюдателю» и возвращаются к своим обычным действиям и поведению, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Интерес представляет особенно метод полевого включенного наблюдения, побуждающий к доверительному заинтересованному общению и необходимости психологического сопровождения исследуемого (респондента) или группы исследуемых.

И.С. Кон также указывает на правомерность использования наблюдения, фиксирующего особенности нравов, обычаев, традиций и т.д. той или иной этнической общности в качестве метода этнопсихологических исследований .

Продуктивным вариантом метода наблюдения является включенное погружение в обыденную жизнь, через позицию человека со значимым для исследуемого этноса статусом.

Одним из важных методов является метод беседы, в котором необходима организация и проведение беседы как действенного средства проникновения в сферу представителей изучаемого этноса. Отношения исследователя и исследуемого строятся здесь по типу субъект - субъектных отношений.

Среди методов опроса следует выделить метод «Я, Мы, Они» Д. Катца и К. Бреши, в котором респонденту предлагается выбрать «свой» ответ из списка заранее сформированных ответов. Ответы здесь показывают, с какой группой идентифицирует себя испытуемый.

Анализ результатов исследования армянской молодежи в рамках титульного этноса и диаспоры г. Москва и г. Пятигорск методом депривации структурных звеньев самосознания

Москва один из немногих городов в мире с разнообразнейшим этническим раскладом. Как отмечают многие социологи - если текущее демографическое состояние продолжится в дальнейшем, через два поколения у большинства москвичей будет темная кожа и волосы, а также множество родственников на Кавказе и в Центральной Азии1. Основными причинами этого социологи считают усиленную миграцию, а также низкую рождаемость среди этнических русских, в отличие от семей мигрантов.

На протяжении последних десятилетий миграция армян в Москву приобрела широкий размах. Можно сказать, что Москва стала вторым большим городом армянского расселения вне Армении после Лос - Анджелеса. Многие мигранты -армяне приезжают в Москву с целью заработка, так как не могут найти достойного заработка у себя на Родине. Здесь большое значение приобретает время иммиграции. Так, мигранты в 70 - е, 80 - е гг. сильно отличаются как по своему материальному положению, так и по психологическим параметрам. Многие из них сумели довольно успешно интегрироваться в местную среду. Их дети в большинстве своем находятся на начальной стадии ассимиляции - уже здесь наблюдается плохое владение армянским языком, незнание армянских традиций, армянского быта. По различным сведениям в Москве проживает от 700 000 до миллиона армян.

В противоположность Москве, г. Ереван был на протяжении всей своей истории мононациональным городом, где армяне составляли более 90 % населения. Среди других этнических меньшинств также выделялись курды, иранцы, русские, грузины, езиды. Сильное возрождение и собственно становление города наблюдалось особенно в 60 - е гг. XX -го века, когда с одной стороны усилилась репатриация, а с другой - экономический подъем дал мощный толчок строительству и наращиванию производственной мощи города. Казалось, Ереван должен был стать одним из прочих десятков городов - химер, порожденных советской гигантоманией. А вместо этого он оказался точкой собирания армян, разбросанных по всему миру. Вновь обретенная столица стала в 60 - е 70 - е гг. центром всего армянства в мире и в этом плане ее роль трудно переоценить.

Надо отметить, что в сознании ереванцев Ереван и нынешняя Армения тождественны. Как будто есть Ереван и прилегающая к нему сельская местность. Не Ереван как столица принадлежит стране, а страна прилагается к Еревану. При этом Ереван как город творческой и рабочей интеллигенции имел закрытую структуру по отношению к остальной Армении. Обосноваться в Ереване для людей из провинции было нелегкой задачей, потому что ереванцы преимущественно общались в своеобразных «шрджапатах» - круги общения, с размытой границей, в которые может получить доступ только человек, которого ты считаешь достойным.

С другой стороны - Ереван всегда отличался своим терпимым отношениям к другой культуре. Большинство ереванцев являлось и является носителями русской культуры и русского языка. Многие ереванцы знали и понимали русскую культуру лучше, чем свою собственную. Этническая толерантность присутствовала по отношению ко всем этносам, населяющим Ереван, однако, продвижение «своих» и предпочтение клановой структуре распределения должностей и продвижения кадров всегда незримо присутствовало, что возможно и послужило причиной того, что Ереван являлся одним из самых моноэтничных городов СССР.

Похожие диссертации на Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры