Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ МОРАЛЬНО- НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 11
1.1. Философско-культурологические аспекты моральных суждений 11
1.2. Психологический анализ исследований развития морального сознания личности 24
1.2.1. Общее представление о развитии морального сознания личности 24
1.3.Устойчивость моральных суждений как критерий развития морального сознания личности 38
ГЛАВА II. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ 58
2.1. Этнос как объект психологических исследований 58
2.2. Влияние этнической культуры на формирование психологических характеристик личности 66
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСТОЙЧИВОСТИ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ 80
3.1. Процедура и методы исследования 80
3.1.1. Общая характеристика исследования суждений старшеклассников 80
3.1.2. Процедура построения инструмента исследования устойчивости суждений старшеклассников 81
3.2. Анализ результатов и интерпретация данных исследования устойчивости суждений старшеклассников в связи с их этнической принадлежностью 99
3.3. Практические рекомендации по методам формирования и развития устойчивости суждений старшеклассников 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 126
ПРИЛОЖЕНИЯ 134
- Философско-культурологические аспекты моральных суждений
- Этнос как объект психологических исследований
- Процедура построения инструмента исследования устойчивости суждений старшеклассников
Введение к работе
Актуальность темы. В настоящее время одной из кардинальных проблем обучения и воспитания является формирование и всестороннее развитие личности человека в системе межгосударственных национальных отношений. Плодотворность решения данной проблемы зависит в первую очередь от того, насколько научно обоснованно она будет ставиться. Этническая психология может и должна сыграть свою роль в решении актуальных проблем обучения и воспитания, развития личности учащихся с учетом их этнической принадлежности. Чтобы планомерно и эффективно вести работу в этом* направлении, необходимо максимально использовать результаты психологических исследований, выполненных в аспекте изучения влияния этнического фактора на проявление психологических особенностей разного уровня. Изучение сущности, структуры, функций и механизмов влияния этнического фактора необходимо для познания закономерностей формирования мировоззрения человека, становления его личности.
Одной из важнейших сфер развития личности является его морально-нравственная сфера. Нравственные качества как тождественная с бытием определенность, проявляются как любые качества, через свойства, которые характеризуют взаимодействие, способ отношений людей друг к другу, характер и устойчивость суждений. В этом случае их можно рассматривать как типичные характеристики сознания и черты поведения, через которые личность осуществляет свои моральные функции.
Проблема морально-нравственого развития личности находилась в поле интересов многих отечественных (Божович Л.И., Братусь Б.С., Дробницкий О.Г., Кон И.С., Конникова Т.Е., Лавриненко А.И., Субботский Е.В., Чудновский В.Э. и др.) и зарубежных психологов (Аш С.Е., Айзенберг Н., Бронфенбреннер У., Гиллиган К. , Колберг Л., Пиаже Ж. И др.). Наиболее общим в сущности определения морально-нравственного аспекта личности является определяющая роль внутренней личностной позиции человека в формировании суждений и регуляции поведения, наличие нравственных переживаний, выражающих субъективное отношение человека к ситуациям морального содержания. Внутренняя личностная оценка морально-нравственной ситуации базируется на обобщенных нравственных принципах дол-
женствования и выражает субъективно принятые и разделяемые абстрактные нормы.
В морально-нравственном аспекте личности можно выделить ряд объектов рассмотрения: моральное сознание; моральные чувства, переживания и неосознаваемые установки; реальные действия личности, соответствующие различным моральным нормам.
Существуют значительные разногласия по поводу того, как у детей происходит развитие морального сознания и нравственной регуляции поведения. Объяснение морально-нравственного развития личности отражает общие методологические воззрения авторов. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря вознаграждению и наказанию за различные виды поведения, а также благодаря подражанию ролевым моделям (Скиннер Б.Ф., Бандура А., Роттер Дж.). Психологи, придерживающиеся психодинамического подхода, полагают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей и обусловлена действием бессознательного (КФрейд 3., Фромм Э., Хорни К.). Сторонники когнитивной теории считают, что, подобно умственному развитию, развитие морали носит прогрессивный стадиальный характер (Колберг Л., Пиаже Ж., Перре-Клемон А.-Н.). Отечественные психологи отмечают социальный характер становления морально-нравственной сферы личности и роль активного деятельностного участия ребенка в процессе овладения нормами и ценностями (Божович Л.И., Братусь Б.С, Дробницкий О.Г., Кон И.С.,Слободчиков В.И. Якобсон С.Г.)
Однако все исследователи отмечают социальность самой сущности морального сознания и социальный характер, обуславливающий морально-нравственное развитие личности. При этом некоторые выделяют ведущую роль непосредственного окружения ребенка (Кольберг Л., Пиаже Ж., Перре-Клермон А.-Н., Фрейд 3.). Другие исследователи наряду со значением непосредственного окружения, отмечают значимость более широкого культурно-исторического контекста, или макроуровня (Эриксон Э., Айзенберг А., Бронфенбреннер У., Гиллиган К. и др.).
Учитывая отмеченные особенности становится очевидной необходимость исследования влияния этнического фактора на становление морального аспекта личности.
Одним из аспектов развития морально-нравственного сознания личности является устойчивость его моральных суждений. Проблема устойчивости суждений личности продолжает оставаться актуальной на рубеже XX-XXI веков. Наличие у человека собственных взглядов, способность критически оценивать воззрения и поступки придают его взглядам известную устойчивость, независимость от сторонних воздействий среды. Для личности значимы не только идеалы и нравственные нормы, принципы и убеждения, но и устойчивость принципов и идеалов, моральных установок личности. Под устойчивостью, вслед за Л.И.Божович, понимается «способность к невосприятию деструктивных воздействий окружающей среды».
Развитие морально-нравственного аспекта личности старшеклассника происходит в контексте наиболее значимых психологических образований данного возраста: становления мировоззрения (социально-экономического, политического, научного, культурного, религиозного, морально-нравственного), а также самоопределения (идентичности).
Из круга вопросов, связанных с проблемой устойчивости суждений личности, были выделены вопросы анализа устойчивости суждений старшеклассников в условиях оказываемого влияния взрослых и сверстников у представителей различных этносов.
Проблема устойчивости суждений личности разрабатывалась и разрабатывается в разных странах и в разных аспектах, прежде всего, с позиций исследования ее моральной устойчивости. Ряд авторов рассматривали данную проблему в свете проблемы внушения (А.Бине, В.М.Бехтерев, Д.М.Болдуин, Ф.Тома и др.). В исследованиях отечественных психологов и педагогов та же проблема рассматривалась в связи с изучением взаимоотношений коллектива и личности, за рубежом -группы и индивида (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А. Оллпорт, А.Л. Шнирман и др.). Значительный вклад в исследование проблемы устойчивости вербального поведения личности связан с именами С. Аша, Р. Кратч-филда, Ю. Бронфенбреннера, Ч. Осгуда, Е. .Холландера, Г. Монтмоллина.
В отечественной психологии проблема моральной устойчивости личности решалась в связи с изучением устойчивости усвоенных ребенком форм поведения (Л.И. Божович, Е.С. Махлах, Н.Ф. Прокина, Л.С. Славина, С.Г. Якобсон), возник-
новением устойчивости самооценки (Л.И. Божович, М.З. Неймарк, Е.И. Савонько, Е.А. Серебрякова), формированием устойчивости мотивации (Л.И. Божович, М.З. Неймарк, Л.С. Славина, В.Э. Чудновский).
Нравственный образец не может быть представлен только с помощью слова, как сумма готовых понятий и нравственных правил. Нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа его представления. Он должен быть интегрирован в канву реальных отношений. Динамика как возрастной, так и ситуативной устойчивости моральных суждений в значительной мере определяется содержанием соответствующих моральных коллизий, фактором этнической принадлежности, половозрастными признаками.
Таким образом актуальность нашего исследования определяется недостаточной ясностью, в каком сочетании, каким образом обозначенные выше факторы (содержание моральных коллизий, фактор этнической принадлежности, половозрастные признаки, особенности социальной среды) сказываются на становлении личности, на формировании устойчивости ее моральных суждений на рубеже веков в полиэтнической среде.
Цель исследования: выявить роль этнического фактора в специфике содержания морально-нравственной сферы личности и проявлении устойчивости суждений старшеклассников при экспериментально организованном давлении взрослых и сверстников.
Объект исследования: морально-нравственные суждения старшеклассников.
Предмет исследования: особенности и устойчивость морально-нравственных суждений старшеклассников различной этнической принадлежности при экспериментально организованном давлении взрослых и сверстников.
Выборка исследования - учащиеся старшего возраста (всего 390 человек). Из них - 185 чел -русские (89 юношей и 96 девушек); 104 чел - адыги (53 юноши и 51 девука); 101 чел - армяне (50 юношей и 51 девушка), контрольная группа - в 160 человек.
Гипотезы исследования: 1) важными социально-культурными факторами, определяющими особенность развития морально-нравственного сознания и устойчивость суждений старше-
классников, являются этническая принадлежность и пол;
показатели устойчивости и содержания моральных суждений представителей различных этнических групп в условиях давления социальной среды являются одной из качественных особенностей их менталитета, требующих учета в педагогической деятельности;
повышение устойчивости моральных суждений старшеклассников может быть достигнуто комплексным применением факторов психолого-педагогического воздействия.
Задачи исследования: Теоретические:
Проанализировать современные психологические концепции морально-нравственного развития личности, уточнить спектр факторов, влияющих на устойчивость моральных суждений личности, выявить особенности морального аспекта сознания старшеклассников.
Установить особенности влияния этнического фактора на становление морально-нравственного аспекта личности.
Эмпирические:
Эмпирически исследовать особенности и устойчивость суждений старшеклассников различной этнической принадлежности, в условиях экспериментально организованного внешнего давления.
Выявить типы реагирования старшеклассников на внешнее давление с точки зрения изменения высказываемых суждений.
3. Определить, экспериментально организованное давление какой группы
(взрослых или сверстников) больше сказывается на характере откликов старших
школьников.
4. Выяснить различия в особенностях и устойчивости суждений старших
школьников в зависимости от пола.
5. Определить условия, позволяющие воздействовать на формирование ус
тойчивости суждений старшеклассников. На основе полученных в исследовании
данных обосновать и апробировать методы психолого-педагогического воздейст
вия, способствующие становлению устойчивости суждений старшеклассников с
учетом их этнической принадлежности.
Методы и методики исследования. В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы -анализ и интерпретация научных текстов; эмпирические: модифицированный вариант методики исследования устойчивости суждений У.Бронфенбреннера и адаптированной А.И.Лаври-ненко; методика «Ценностных ориентации М.Рокича»; методика «Неоконченные предложения» Дж.Сакса и С.Леви; формирующий эксперимент по развитию морально-нравственной сферы и повышению устойчивости суждений старшеклассников; методы статистического анализа.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции
развития личности, разработанные отечественными учеными (К.А.Абульханова,
Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Б.С.Братусь), основные положения
концепции личностно-ориентированного образования (А,Г,Асмолов,
Е,В,Бондаревская, В,В,Давыдов, И.В.Дубровина, В.П.Зинченко, А.М.Матюшкин, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.), концептуальные понимания развития морального сознания (К.Гиллиган, Л.Колберг, Ж.Пиаже, С.Г.Якобсон,), результаты исследования особенностей морального развития личности в старшем школьном возрасте (Ф.Н.Аванесова, Л.И.Божович, О.Г.Дробницкий, И.С.Кон, Т.Е.Конникова, Д.И.Фельдштейн, Е.Шпрангер, Э.Эриксон) и исследований влияния этнического фактора на особенности формирования и развития личности (Э.Г.Александренков, Б.С.Братусь, У.Бронфенбреннер, И.С.Кон, Н.М.Лебендева, Т.Г.Стефаненко).
Достоверность и надежность обеспечиваются большим объемом и репрезентативностью выборки (390 человек), использованием адекватных статистических методов, соотнесением результатов, полученных при помощи различных методик и их соотнесения с данными, полученными другими исследователями.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился один из регионов Краснодарского края. Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом, поисково-теоретическом, этапе (1996 - 1997 гг.) изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, определялись его цели и задачи, разрабатывался понятийный аппарат. Для построения исходной гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, включавший первичную диагностику.
На втором, опытно-экспериментальном, этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялось конструирование образовательно-воспитательного процесса. Выявлялись ди-
дактические условия и система средств, обеспечивающих его эффективность. Этот этап завершился формирующим экспериментом.
На третьем, обобщающем, этапе (1998 - 2000 гг.) осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, оформлены результаты исследования.
Основные положения диссертации выносимые на защиту:
В условиях организованного давления социальной среды устойчивость моральных суждений старшеклассников определяется комплексом факторов, значительную роль в которых играют этническая принадлежность и пол испытуемых.
Анализ устойчивости суждений представителей различных этнических групп в условиях организованного давления социальной среды позволяет уточнить особенности менталитета принявших участие в эксперименте представителей этнических групп.
Характеристики социальной среды - источника давления (группа взрослых или группа сверстников) - оказывают различное влияние на устойчивость моральных суждений старшеклассников. Характер влияния зависит от совместного действия факторов этнической принадлежности, пола, размера социальной общности (город - село).
В условиях существующего давления социальной среды девушки (независимо от этнической принадлежности) в большей степени чем юноши склонны к изменению высказываемых ими моральных суждений.
В условиях существующего давления социальной среды изменчивость высказываемых моральных суждений старшеклассников представителей армянской этнической группы ниже, чем у представителей остальных этнических групп, участвовавших в исследовании (русских и адыгов).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в работе впервые для современного российского общества поставлена задача анализа устойчивости суждений старшеклассников при экспериментально организованном социальном давлении в зависимости от соотношения этнического
фактора и пола, разработаны структурно-методические и психолого- педагогические подходы, обуславливающие устойчивость суждений старшеклассников.
Практическая значимость работы обусловлена использованием её резуль-татов для решения задач, связанных с повышением эффективности процесса формирования устойчивости суждений личности, с адекватным выбором методов педагогического воздействия на учащихся различных этнических групп и пола с целью квалифицированного прогнозирования их поведения в условиях столкновения противоречивых требований.
* Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положе-
ния и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Армавирского лингвистического университета, факультетов дошкольной педагогики и психологии, педагогики и методики начального обучения Армавирского государственного педагогического института, их филиалов в гг. Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Усть-Лабинске, Кропоткине, Курганинске, на межвузовских научно-практических конференциях преподавателей АГПИ, АЛУ, на научно-практических конференциях в гг. Москве, Нальчике, Карачаевске, Пятигор-
^ ске.
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы , приложения.
«
Философско-культурологические аспекты моральных суждений
Приступая к исследованию свойств и характеристик суждений, в частности, их устойчивости и н устойчивости необходим анализ категориального аппарата, в котором присутствуют такие понятия как суждение, формы и виды суждений, моральные суждения, устойчивость и неустойчивость моральных суждений, долг и нравственный идеал, нравственные качества, нравственная стойкость. Данные категории рассматриваются в различных науках, таких как философия, логика, этика и психология. Перед рассмотрением собственно психологических исследований в данном направлении целесообразно остановиться на философско-культурологическом аспекте в понимании обозначенных выше понятий.
Суждение - это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о феноменах окружающего мира, о связях, отношения процессов, предметов, их характеристиках и свойствах. Предполагается, что предложения, представляющие собою формулировки суждений, являются осмысленными и содержательными.
Суждения имеют различные формы и структуру. Ермоленко В.Д. считает, что различия суждений в смысле их формы могут быть сведены к четырем основным моментам - количеству, качеству, отношению и модальности, соответственно которым получается столько же различных видов суждений» (40). В частности, атрибутивные суждения утверждают или отрицают принадлежность предметов. свойств, состояний, видов активности. Они состоят из трех элементов: субъекта. предиката, связки. Субъект суждения - это понятие о предмете мысли. Предикат суждения - понятие о признаке или состоянии, наличие которого фиксируется в суждении. Субъект и предикат - два понятия, входящие в состав суждения. Но элемент утверждения или отрицания в суждение вносит связка, без которой суждение распадается на два нейтральных друг другу понятия,
Суждения, в которых оценивается характер связи между субъектом и предикатом, называются модальными. Слова, которые стоят перед суждением и оценивают характер, выражаемой связи (возможно, необходимо, случайно) называются модальными операторами. Различают несколько видов модальностей: физическая, логическая, эпистемическая, деонтическая, аксиологическая.
Особым типом модальных суждений являются моральные суждения, представляющие собою предмет настоящего исследования. Моральное суждение - это высказывание, выражающее какое-либо положение сферы нравственности в форме предписания или оценки. Моральное суждение всегда выражает то или иное нравственное требование, поэтому в его логических свойствах так или иначе отражаются особенности этого требования и морального сознания вообще. По своей модальности моральные суждения всегда нормативны. Долженствование и ценность, зафиксированные в них, носят безличный характер, то есть не подразумевают волю какого-либо субъекта. Моральные суждения в той или иной форме одобряют одно и порицают другое.
Согласно Гегелю в моральных суждениях заключено противоречие, объясняющееся противоречивой природой морального сознания (27). Противоречивость природы моральных суждений может быть раскрыта через противоречивость морального сознания. Гегель обосновывает как противоречивость моральных суждений выражается в наличии моментов их устойчивости и изменчивости. Из его концепции следует, что моральные суждения предстают в единстве устойчивости и изменчивости, которое заключено в самих суждениях, хотя раскрывается лишь в сопоставлении с внешней действительностью.
Гегель соглашается с Кантом в том, что моральное мировоззрение представляет собою целое гнездо противоречий (28, 46). В гегелевской концепции морального суждения можно вычленить следующие моменты, отражающие двойственную природу суждения этого типа: сознание всегда должно прогрессировать в моральности, в силу чего оно оказывается подвижным. Завершение этого прогресса, однако, отодвигается до бесконечности, достигнуть завершения невозможно, его можно мыслить только как абсолютную, а, значит, недостижимую статичную цель.
Этнос как объект психологических исследований
В настоящее время одной из кардинальных проблем обучения и воспитания является формирование и всестороннее развитие личности человека в системе межгосударственных национальных отношений. Плодотворность решения данной проблемы зависит в первую очередь от того, насколько научно обоснованно она будет ставиться. Этническая психология может и должна сыграть свою роль в решении актуальных проблем воспитания, формирования культуры межнациональных отношений. Чтобы планомерно и эффективно вести раббту в этом направлении, необходимо максимально использовать результаты психологических исследований, выполненных в аспекте изучения влияния этнического фактора на проявление психологических особенностей разного уровня. Изучение сущности, структуры, функций и механизмов влияния этнического фактора необходимо для познания закономерностей формирования мировоззрения человека, становления его личности.
Прежде чем приступить к исследованию проблемы влияния этнического фактора на формирование и развитие морально-нравственной сферы личности, необходимо обратиться к рассмотрению наиболее общих вопросов касающихся проблемы определения понятия этноса, его психологической структуры и наиболее основных механизмов влияния на личность.
Проблема этноса как особого социально-культурного явления относится к числу наиболее актуальных исторических, этнографических, социологических, психологических исследований. Важность этой проблемы определяется как социально-политическими причинами, обусловленными особенностями взаимодействия различных этнических групп, так и задачами познания особенностей общественно-исторического процесса, включая культурно-исторические формы его проявления. С точки зрения проблем педагогической психологии знание особенностей психологических характеристик детей в аспекте этнического фактора помогут оптимизации процесса обучения и воспитания, созданию наиболее эффективных условий развития личности учащихся, формированию адекватных развивающих программ.
В современной этнологической науке не существует единой интерпретации понятия этноса, его сущности, природы, структуры (2, 3, 6, 16, 20, 66, 68, 89, 101, 106, 122, 123 и др.). Наиболее распространенным и общепринятым является определение этноса, данное Ю.В. Бромлеем: этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании (20).
Ю.В. Бромлей отмечает, что с самого начала употребление термина «этнос», за ним установилось значение «назад», как общее понятие термина для всех таксономических уровней этнических образований. Как полагает академик Д.И. Фельд-штейн, именно в таком понимании «этнос» может стать предметом не только социального исследования, но и при обобщенном подходе к нему явлением естествен-ноисторического процесса в целом (111).
Этнические группы развиваются в сложном взаимодействии друг с другом. Этнос - плод реально существующего различия человеческих коллективов, действующих в исторической действительности, обеспечивающих социокультурное многообразие исторически действующих субъектов. Правомерна постановка вопроса о наличии общего основания этой множественности, включенной в биоэнергетические процессы системы биосферы и воспроизводящей в особой социальной форме многообразие культурного мира.
Л.Н. Гумилев рассматривал этнос как природное явление (31). В его понимании этнос - это коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя прочим коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения. При этом этнический стереотип поведения не передается по наследству, а усваивается в процессе культурной социализации, являясь практически неизменным в течение всей жизни человека.
Процедура построения инструмента исследования устойчивости суждений старшеклассников
Данный этап эмпирического исследования проходил в течение двух лет (1996-1998 г.).
Наличие предварительной стадии эксперимента, ориентированной на конструирование оптимальной системы вопросов - важнейшее отличие примененной в исследовании методики от классической методики У. Бронфенбреннера.
В эксперименте принимали участие ученики трех 10-х классов школы-гимназии № 1 г. Армавира (64 человека) и учащиеся г. Курганинска, пос. Майского Курганинского района Краснодарского края, (адыги - 104 человека, армяне - 101 человек, русские городские жители - 100 человек, сельской местности - 85 человек).
Исходя из целей настоящей работы, психодиагностические исследования составили основу данного этапа и были ориентированы на выявление особенностей суждений старшеклассников.
Методика, применяемая в настоящем" исследовании, является дальнейшим развитием получившей широкое распространение в исследованиях устойчивости суждений методики У.Бронфенбреннера (21, 132, 133).
Примененный в исследовании вариант методики отличается от версий, применявшихся в работах автора. Методика У.Бронфенбреннера, адаптированная А.И.Лавриненко к реалиям советской школы образца 68-го года, использовалась при проведении серии экспериментальных исследований в 67-69 гг. (65). В частности, в экспериментах использовались взятые из жизни, близкие и понятные школьникам рассказы-коллизии, отражавшие конфликтный характер столкновения требований взрослых и учащихся. Кроме того, предполагалось, что учебная деятельность является одной из важнейших для формирования личности детей школьного возраста, а школьные взаимоотношения - главным содержанием их жизни. В работе Аванесова Ф.Н. система рассказов-коллизий в силу необходимости получения сопоставимых результатов изменений не претерпела (1).
При выполнении данного исследования апробированная в 68-ом году система рассказов-коллизий была заменена новой, более полно отражающей реалии развития российского общества в целом и системы образования (35, 55, 56, 120). Было учтено, что ситуация в обществе значительно изменилась: то что представлялось коллизией в 1968-ом году, могло перестать быть ею в 1998-ом; значительная роль учебной деятельности в 1968-ом году могла не оказаться столь значительной в 1998-ом. Ревизии подвергся сам принцип формирования системы вопросов-коллизий, применявшийся в методике Бронфенбреннера, до пяти было увеличено количество вариантов ответов. Появился вариант ответа «Ни да, ни нет».
Цель данного предварительного этапа - построение системы вопросов, максимально чувствительной к условиям, в которых готовится и формулируется ответ опрашиваемых. Для этого был составлен первоначальный вариант списка, из которого для участия в констатирующем этапе эксперимента были отобраны такие вопросы, ответы на которые претерпевали наибольшие изменения в зависимости от изменения условий, в которые был поставлен отвечавший.