Содержание к диссертации
. СОСТОЯНИЕ И ПОСТАНОВКА ВОПРОСА ИССЛЕ-Д ОВАНИЯ
. Свойства нервной системы, темперамента и личности как факторы спортивной деятельности
.1. Свойства нервной системы и темперамента
.2. Свойства личности
. Индивидуальный стиль деятельности как один из путей приспособления людей с различными свойствами нервной системы, темперамента и личности к требованиям деятельности
.1. Признаки индивидуального стиля деятельности
.1.1. Концепция Е.А.Климова
.1.2. Концепция В.С.Мерлина
.2. Условия формирования индивидуального стиля деятельности
.3. Виды индивидуальных стилей деятельности
. Постановка вопроса, гипотезы и задачи исследования
. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
. Составляющие исполнительского стиля деятельности в художественной гимнастике
. Исполнительский стиль гимнасток с различными свойствами нервной системы
. Личностные особенности представительниц различных исполнительских стилей деятельности
.1. Свойства личности, характерные для гимнасток типового артистического исполнительского стиля
стр, 5
Взаимосвязь личностных свойств гимнасток типового артистического исполнительского стиля
Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового артистического исполнительского стиля со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности 93
Личностные особенности представительниц различных вариантов типового артистического стиля и артистический индивидуальный исполнительский стиль 96
3.3.2. Свойства личности, характерные для гимнас
ток типового технического исполнительского
стиля IQ9
3.3.2.1. Взаимосвязь личностных свойств гимнасток
типового технического исполнительского
стиля НО
Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового технического исполнительского стиля со свойствами нервной системы, темперамента и результативностью деятельности ИЗ
Личностные особенности представительниц смешанного технико-артистического стиля-варианта типового технического стиля и технический индивидуальный исполнительский стиль 116
3.3.3. Свойства личности, характерные для гимнас
ток типового композиционного исполнитель
ского стиля 127
Взаимосвязь личностных свойств гимнасток типового композиционного исполнительского стиля 129
Соотношение индивидуально-психологических особенностей личности представительниц типового композиционного стиля со свойст-
вами нервной системы, темперамента и ре
зультативностью деятельности 131
3.3.3.3. Личностные особенности представительниц
смешанного композиционно-технического
стиля - варианта типового композицион
ного стиля и композиционный индивиду
альный исполнительский стиль 134
3.3.4. Различия в совокупности личностных
свойств и структуре их взаимосвязей у
представительниц разных типовых исполни
тельских стилей 144
3.4. Корригирующий эксперимент 147
Индивидуальный исполнительский стиль деятельности по данным экспертной оценки 148
К вопросу о методике коррекции 150
Результаты корригирующего эксперимента 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161
ВЫВОДЫ 174
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 178
ЛИТЕРАТУРА 181
ПРИЛОЖЕНИЯ 198
Введение к работе
Исследование, результаты которого излагаются в диссертации, посвящено одной из разновидностей индивидуального стиля деятельности, а именно исполнительскому стилю спортсменок в художественной гимнастике. В советской психологии под индивидуальным стилем понимается оптимальная форма организации собственной деятельности в целях достижения ее высокой результативности и надежности, которая обеспечивается использованием разнообразных индивидуально-психологических свойств, относящихся к различным иерархическим уровням интегральной индивидуальности: свойств нервной системы, темперамента, личности и социального статуса личности (Е.А.Климов,1969; B.C.Мерлин,1970, 1980). Исполнительский же стиль рассматривается как система приемов выразительного исполнения гимнастических упражнений и организации их зрелищности, которая позволяет согласовать индивидуально-психологические особенности гимнасток с объективными требованиями исполнительской деятельности.
В настоящем исследовании была предпринята попытка решения вопросов о структуре исполнительского стиля в художественной гимнастике; его обусловленности свойствами трех иерархических уровней интегральной индивидуальности: свойствами нервной системы, темперамента и личности; о возможности и целесообразности коррекции сформировавшегося индивидуального исполнительского стиля в случае его несоответствия индивидуально-психологическим особенностям гимнастки. Изучение исполнительского стиля как разновидности индивидуального стиля деятельности позволило получить некоторые новые научные данные. Коротко говоря, они сводятся к следующему.
Составляющими исполнительского стиля в художественной гимнастике являются такие приемы деятельности, посредством которых
достигается выразительность и зрелищность выступления гимнастки. Направленность выразительных приемов позволяет объединить их в три компонента исполнительского стиля - музыкальный, технический и композиционный, которые и образуют его структуру. Преобладание музыкального компонента в этой структуре отличает типовой артистический исполнительский стиль, технического -технический, композиционного - композиционный. Для представительниц типовых стилей характерны определенные свойства темперамента и личности, образующие устойчивые структуры связей между собой, со свойствами нервной системы и результативностью соревновательной деятельности. Они могут рассматриваться как общие и необходимые условия каждого типового исполнительского стиля представительниц художественной гимнастики. Кроме того, существуют варианты типовых стилей: героико-драматический, ли-рико-романтический, технико-артистический и композиционно-технический. Они также подкрепляются своеобразным сочетанием индивидуально-психологических свойств, выступающих в качестве особенных и необходимых условий их успешной демонстрации. Установлено, что индивидуальные исполнительские стили - это вариации того или иного типового стиля, окрашенные индивидуально-психологическими особенностями личности конкретной гимнастки.
Все эти стили представляют собой разные уровни согласования индивидуально-психологических особенностей гимнасток с объективными требованиями исполнительской деятельности. На уровне типовых стилей происходит согласование с этими требованиями общих для определенных групп гимнасток психических свойств, на уровне вариантов - особенных, на уровне индивидуальных стилей-единичных психологических характеристик конкретной спортсменки.
В диссертации показана возможность и целесообразность коррекции неадекватного индивидуально-психологическим особен-
ностям гимнасток исполнительского стиля деятельности.
Все кратко изложенные выше положения и выносятся на защиту.
Автор выражает искреннюю признательность доценту А.Д.Га-нюшкину за существенную помощь на начальном этапе разработки темы.