Содержание к диссертации
Введение
ВВЕДЕНИЕ 3:
Глава I. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ
ПЕДАГОГОВ 18
I. Воспитательная деятельность С.Т.Шацкого как самобытное явление отечественной педагогики Бпервой трети XX века 18
2. Формирование взаимосвязи педагогического творчества С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики в дооктябрьский период 34
3. Особенности освоения С.Т.Шацким зарубежной педагогической теории и практики в послеоктябрьский период 63
Глава 2. ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Т.ШАЦКОГО С ИДЕЯМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ 102
I. Факторы творческой взаимосвязи воспитательных идей и опыта С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики 102
2. Показатели реальной взаимосвязи идей и опыта БС.Т.Шацкого с зарубежной педагогикой 132
3. Воспитательная система С.Т.Шацкого как объект изучения и аналитической оценки зарубежными педагогами 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ 187
- Воспитательная деятельность С.Т.Шацкого как самобытное явление отечественной педагогики Бпервой трети XX века
- Формирование взаимосвязи педагогического творчества С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики в дооктябрьский период
- Факторы творческой взаимосвязи воспитательных идей и опыта С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики
class1 ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ
ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ
ПЕДАГОГОВ class1
Воспитательная деятельность С.Т.Шацкого как самобытное явление отечественной педагогики Бпервой трети XX века
Период становления советской педагогики (20-30-е годы XX в.)-период яркий в силу сложности постановки проблем формирования личности нового типа, остроты педагогических дискуссий о путях послеоктябрьского развития отечественной педагогики и юколы. В рассматриваемый период в творческих исканиях и идейной борьбе происходил трудный процесс овладения передовыми педагогами научно-материалистическим учением и связанной с ним концепцией о сущности воспитания как общественного явления и всестороннем гармоническом развитии человека.
Этот период представлен целой плеядой видных педагогов, таких, как Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блоиский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, М.Н.Покровский, А.П.Пинкевич, А.Г.Калашников и др. В их творчестве четко отрефлексирован дух времени - поворот внимания к человеку труда, требование глубокого исследования с иси-холого-педагогических позиций личности ребенка, формирования установки на учет его интересов, потребностей, особенностей.
С.Т.Шацкий, выдающийся советский педагог, творчество которого в 20-е годы нашего века получило широкую известность и высокую оценку на родине и за рубежом, занимает в этой плеяде достойное место. В его педагогическом творчестве идея изучения личности воспитанника занимала достаточно важное место.
Позиция и роль С.Т.Шацкого в становлении и развитии советской педагогики своеобразна и, вместе с тем, типична для тех пе - 19 -редовнх деятелей народного образования, которые не сразу, но после честных раздумий и сомнений искренне приняли Октябрьскую революцию .
Основой формирования его мировоззрения был разностороннее образование - характерная особенность дореволюционной российской интеллигенции.
Б 1896 г. С.Т.Шацкий окончил Шестую московскую классическую гимназию с Золотой медалью. Однако гимназическое образование не удовлетворило его своей оторванностью от жизни, формализмом,большим объемом неактуализированных знаний. Ice это превращало ироцеес учебы в отбывание службы в присутственном месте, а ученика - в маленького чиновника, вынужденного в конце концов уходить в себя или искать удовлетворения своих интересов вне школы. Система гимназического образования являла собой скорее антипод некоей пока несуществующей системы, которая бы позволяла молодому человеку найти себя в жизни. "Восемь лет школы крепко засели в голове простившегося с нею юноши, - вспоминает С.Т.Шацкий г одной из автобиографических работ. - Он всем сердцем ощущает, что годы учения были "не то", он стремился найти для себя настоящий выход; он знает свое бессилие в работе и ищет того, что могло бы его встряхнуть, захватить, заставить энергично и со смыслом действовать. Он весь полон исканий . Стремление к знаниям, к продолжению образования в рамках возможно более эффективной образовательной системы, наконец, поиски дела жизни приводят .6.Т.Шацкого в Московский университет. Эти поиски отчасти усложнялись тем, что его интересы были весьма разнообразны. Его увлекала учеба на математическом, медицинском, затем естественном факультетах университета, причем в этих весьма разноплановых образовательных сферах он проявлял заметные способности и не раз порывался посвятить себя науке,особенно под воздействием личности своего любимого университетского педагога профессора К.А.Тимирязева.
Яркую одаренность С.Т.Шацкий проявил и в сфере искусства. С гимназических лет он был знаком с мировой музыкальной классикой. Мечтая стать музыкантом, самостоятельно разучивал сочинения Моцарта, Бетховена, Шопена. Параллельно с учебой на естественном факультете, обладая красивым сильным баритоном, он посещал (вместе с великой Н.А.Неждановой) класс пения в Московской консерватории. Позднее он даже будет включен в оперную группу Большого театра, и перед ним откроется заманчивая перспектива служения Музе. Но как ни близка была СТ.Шацкому музыка, все же и здесь он чувствует себя "гостем". И он продолжает поиски своего места в жизни.
Формирование взаимосвязи педагогического творчества С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики в дооктябрьский период
Неудовлетворенный постановкой воспитания и образования в царской России, живо воспринявший идею просветительства от своего великого соотечественника и современника Л.Н.Толстого, осознав вместе со многими русскими интеллигентами необходимость демократизации существующей воспитательной системы, С.Т.Шацкий в бурном 1905 году с молодым энтузиазмом откликается на предложение своих едино-мышленников А.У.Зеленко и Л.К.Шлегер создать общество "Сетльмент". Оно должно было представлять собой культурный центр в рабочем поселке по образцу американских сетльментов, с работой которых А.У.Зеленко непосредственно знакомился в США.
В создании такого поселка, главной целью которого было повышение культурного уровня окружающей социальной среды, С.Т.Шацкий видел способ организационного оформления и практической реализации идеи, остро актуальной для России на рубеже веков - содействие через просвещение преодолению невежества и темноты широчайших народных масс.
В организации подобных культурных центров прогрессивно мыслящим российским интеллигентам виделся реальный путь решения этой проблемы в стране.
Учитывая, что С.Т.Шацкий, будучи одним из пионеров культуртре - 35 -герства в России, не имел достаточного опыта для проведения педагогических экспериментов подобного характера, его позиция, согласно которой прямая, механическая "пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены , представляется достойной уважения и, главное, свидетельствует о правильной ориентации педагогических поисков молодого энтузиаста.
class3 ФАКТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Т.ШАЦКОГО С ИДЕЯМИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ class3
Факторы творческой взаимосвязи воспитательных идей и опыта С.Т.Шацкого с теорией и практикой зарубежной педагогики
Распространение и внедрение передовых педагогических идей является одной из важнейших предпосылок прогресса в области просвещения и педагогики. Возникая первоначально и распространяясь в одной стране, педагогические идеи могут при определенных благоприятных условиях, прежде всего, при серьезном учете их национально-исторического своеобразия, реализовываться и в других странах, расширяя этим сферу своих влияний.
Этот важный вопрос "странствования" идей стал предметом изучения известного польского социолога Л.Крживицкого еще в конце
XIX столетия .
Уже тогда он предвидел, что процесс проникновения идей из одной страны в другие будет постоянно усиливаться в связи с развитием международных связей и научно-техническим прогрессом.
Проникая в страны, где существуют родственные, но не вполне, еще зрелые социально-политические условия, идеи выступают как фактор первичный, ускоряющий осознание и развитие определенных потребностей в области идеологии и культуры. Но в то же врезая новые идеи встречают на своем пути серьезные помехи. Прежде всего действует тормозящее наследие прошлого: установившиеся философские и правовые взгляды, нравственные убеждения, исторически сложившиеся моральные нормы. Между новыми идеями и существующей традицией реализуется сложная взаимосвязь во многих областях жизни.
Эти общие выводы, сделанные Я.Крживицким на основе рассмотрения богатого исторического материала могут стать теоретической точкой отсчета при изучении вопроса о распространении педагогических идей С.Т.Шацкого в разных странах с различными путями исторического развития их государственности.
Опыт прошлого (историческая судьба идей X.-Ж.Руссо, .Г.Песталоцци и др.) уоедительно показывает, что новне педагогические идеи находят живой отклик тогда, когда они содержат ответ на злободневные социальные и педагогические вопросы, волнующие людей данной эпохи, их воздействие усиливается, когда они предлагают новые методы и формы организации воспитания, выдвигают идеи переустройства школы в соответствии с идеалами прогрессивного развития общества. Особый интерес вызывают те педагогические концепции, которые содержат в себе гуманистические и демократические по своей сущности программы формирования личности, создания наиболее благоприятных условий для развития ее талантов и способностей.