Введение к работе
Актуальность исследования, В условиях складывающихся в экономике России рыночных отношений актуализируется важнейшая задача общеобразовательной школы — трудовое обучение и воспитание, экономическое образование учащихся. Необходимо не только критически переосмыслить перегибы и перекосы, допущенные в этой области в последние годы, но и ВЕлработать новую стратегию, присущую школе как самостоятельной системе, и обеспечивающую ее целостность, преобразующую деятельность, открытость.
Диалектически объединяет, систематизирует эту образовательную стратегию, по нашему мнению, функция гуманизации. Думается, что именно она отражает наиболее общую, иерархически главную цель воспитания и обучения на всех ступенях, целый комплекс высших ценностей, идеалов, отношений, выработанных человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития.
Функция гуманизации реализует достижение высшей цели школы — формирование всесторонне развитой личности, выступает критерием развития общества. Эта функция выражает систему отношений человека к другому человеку, самому себе, окружающему миру (природе, труду, обществу). Она означает изменение отношении ко всем компонентам педагогического процесса, проявляющиеся и в целях школы, и в содержании, формах, методах и средствах воспитания и обучения.
Таким образом функция гуманизации школы, способствуя развитию активности личности, усилению внимания к жизненным, общечеловеческим интересам является как бы внутренним регулятором ее деятельности, определяет ее поведение, стимулирует ее деятельно-критическое отношение к людям, самой себе, окружающему миру, побуждает к преобразованию и совершенствованию гуманных отношений в обществе, стимулирует отношение общества к школе. Иными словами, функция гуманизации становится критерием прогресса общества, а общеобразовательная школа (ее цели) выступают инвариантом общего среднего образования.
В целостной системе наук, где каждая отрасль знаний питает другую, в искусстве, где один вид художественного творчества опирается на другой, в системе нравственных норм, где осуществление каждой нормы предопределяет осуществление всех других и обеспечивает моральное здоровье общества — во всей системе духовной жизни общества каждая утрата может затормозить и
приостановить духовный прогресс в целом, Пагубно отразившись также и на экономической и социальной жизни.
Наше общество предоставляет вступающим в жизнь юношам и девушкам огромные возможности для социального развития во всех сферах жизни. И очень важно учить с детских лет делать нравственно-обоснованный выбор, преодолевать эдакую жизненную суетливость^ когда смыслом жизни становится бездумное потребительство, отрицание духовных ценностей и погоня за некритично воспринятой престижностью, за искушениями XX в. — за вещами, о которых «все говорят».
Сегодня быть подлинно современным — это значит своим поведением, образом жизни, нравственными принципами отвечать тем нормам, которые соответствуют цивилизованным рыночным отношениям.
В развитии личности школьника ценности культуры могут быть и целью, и средством. Это и ориентиры "в формировании свойств личности, и сами эти свойства (качества ума, воображение, способности), находящие воплощение в различных видах деятельности. Известно, например, что искусство, принадлежащее к высоким духовным ценностям общества, не только служит развитию эстетических способностей, но и оказывает облагораживающее влияние на нравственный облик учащихся.
Велика роль эстетического фактора и в трудовом воспитании. Видение красоты труда не только способствует развитию дальнейшего интереса к этой науке, но и часто помогает в решении про-' блем трудового воспитания, являясь подчас «компасом», указывающим кратчайший путь к ответу. В трудовое воспитание учащихся каждый предмет вносит свою лепту и каждый имеет свои определенные функции.. Изобразительное искусство обладает рядом исключительных особенностей, способствующих формированию трудовой культуры учащихся, большими воспитательными возможностями в развитии личности ребенка, формировании его отношения к труду.
Методика преподавания 'изобразительного искусства за последние годы накопила значительный багаж методов и приемов передачи эстетических знаний учащимся, но способы, которые помогли бы школьникам превращать свои знания в инструмент познания, начали разрабатываться сравнительно недавно. Отсюда, вероятно, и возникло главное, на наш взгляд, противоречие нынешнего учебного процесса вообще, я преподавания изобразительного искусства, в частности: противоречие между стремлени-' ем воспитать творческую, нравственную личность и преобладающими в практике формами и методами, носящими в большинстве своем пассивный характер.
Конечно, степень воздействия трудового обучения на эстетическое развитие детей зависит от ряда условий. Исследования позволили установить, что непременными педагогическими условиями влияния уроков труда на эстетическое развитие школьников выступают следующие: эстетика условий труда учащихся (оборудование и оснащение кабинета труда и рабочих мест учащихся); благоприятный морально-психологический климат на уроке; наличие необходимых инструментов, материалов, приспособлений; отбор объектов труда, отвечающих законам композиции, цветоведения, формообразования, способных вызвать интерес'учащихся своим видом, практической значимостью, доступностью для воспроизведения учащимися данного возраста; привлечение учащихся к анализу, эстетической оценке объектов труда; стимулирование фантазии, творческой активности при определении способа выполнения задания, поиске гармоничной формы и цветовом решении предмета труда.
Значение уроков труда для эстетического развития младших школьников возрастает при их органической взаимосвязи с уроками по изобразительному искусству. Именно на уроках «ИЗО», как показали наши исследования, практическая деятельность в качестве учителя этого предмета, школьники получают первое представление об основах цветоведения, композиции. В процессе изобразительной деятельности постигают секреты смешивания красок, получения нужного тона, учатся сочетать цвета по контрасту и нюансу, знакомятся с понятием холодных, теплых цветов. Жаль, что эти знания и практические умения в области цвета, ритма, композиции редко используются на уроках труда. А ведь именно в предметной деятельности, которая типична для процесса трудового обучения, все эти знания, полученные на уроках «ИЗО», приобретают прикладной характер, а потому успешнее усваиваются.
Взаимосвязь эстетической и трудовой деятельности, как мы считаем, оказывает благотворное влияние па духовное развитие школьников, развитие бережного отношения к природе, результатам своего труда и труда других людей, заботливого отношения к народным традициям: стремления их сохранять и продолжать. Заложенные в этом возрасте старательность и аккуратность в выполнении любой работы, стремление к качественным результатам труда, сформируют способность подходить к явлениям действительности с эстетической мерой.
Школа нуждается в научно обоснованных рекомендациях по организации трудового обучения и воспитания младших школьников, в разработке разнообразных форм и методов данного процесса, способствующего взаимосвязи эстетической и трудовой деятельности. Об актуальности этой проблемы свидетельствует вни-
мание к ней основоположников нашей педагогики: Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, В.П. Бахтерова, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., в трудах которых нашли отражение некоторые теоретические вопросы по проблемам трудового, эстетического и художественного воспитания школьников.
Развитию у учащихся потребности и интереса к труду в той или иной мере уделялось внимание в исследованиях K.11L Ахиярова, А.Ф. Ахматова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.К. Васильева, А.Д. Сазонова, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко.а также известных методистов Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, Т. . Шамовой и др.
Наше исследование опирается на положения и выводы ученых-педагогов, внесших весомый вклад в разработку таких актуальных проблем, как нравственное воспитание школьников (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Р.Г. Гурова, И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников, И.Ф. Харламов, Г.Н. Филонов и др.), а также на работы известных психологов, посвященных таким проблемам, как психологические аспекты восприятия искусства, активизация познавательных способностей, формирование творческих интересов школьников (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б.Ф. Ломов, Б.С. Мейлах, С.Л. Рубинштейн, Б.Т. Теплов, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон).
Методологические и общетеоретические вопросы роли предметной трудовой деятельности в развитии личности рассмотрены в трудах В.Г. Афанасьева, В.Г. Божович, А.Г. Здравомыслова, Д.А. Кикнадзе, А.В. Ковалепа, В.Н. Мясищева, Н.А. Леонтьева, В.Г. Подмаркова, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чангли, В. А. Ядова и др.
Вопросам трудового, эстетического воспитания, проблемам технического творчества учащихся большое внимание уделяется в трудах И.П. Волкова, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, В.Г. По-холкина и др.
Различные вопросы школьной и вузовской художественной педагогики раскрываются в трудах таких современных исследователей, как А.Д. Алехин, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, С.Е. Игнатьев, B.C. Кузин, Э.И. Кубышкина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, В.А. Нукало, Ю.В. Новоселов, В.М. Непомнящий, Л. В. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.
Проблемам взаимосвязи уроков труда и изобразительного искусства посвящены объяснительные записки программ B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, Б.П. Юсова и др. В них особое место занимают вопросы развития художественного вкуса учащихся, расширения эстетического кругозора, но недостаточ-
ное внимание уделяется формам и методам его взаимосвязи с практической, трудовой деятельностью учащихся. К сожалению, именно по этой важнейшей проблеме специальных исследований не проводилось.
Актуальность и значимость поставленной проблемы, недостаточная ее разработанность в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Взаимосвязьтрудового и эстетического воспитания is общественно полезной деятельности учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства».
Объектом исследования является трудовое воспитание учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования — содержание, формы и методы трудового воспитания учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства.
Цель исследования: определить организационно-педагогические условия влияния художественно-эстетической деятельности учащихся начальных классов на их трудовое воспитание.
Гипотезы исследования включают положения о том, что активное участие учащихся начальных классов в процессе изобразительной деятельности будет способствовать их трудовому воспитанию, если:
усилить внимание к взаимосвязи уроков труда и изобразительного искусства на основе интеграции содержания;
сформировать у учащихся навыки и умения подходить к явлениям действительности с эстетической мерой;
включать учащихся в деятельность по совершенствованию учебно-материальной базы школы на основе реализации изделий, полученных па уроках «изо» и труда.
В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи исследования:
-
Изучить теорию и практику формирования трудового воспитания у учащихся начальных классов.
-
Разработать формы и методы трудового воспитания учащихся средствами изобразительного искусства.
-
Определить организационно-педагогические условия влияния изобразительной деятельности на трудовую воспитанность учащихся начальных классов.
4. Выработать научно обоснованные рекомендации в адрес
учителей труда и «ИЗО» по трудовому воспитанию учащихся на
чальных классов средствами изобразительного искусства.
Теоретико-методологической основой диссертации являются: теория и практика трудового ооучения и воспитания подрастающего поколения; идеи демократизации, гуманизации и дифференциации образования; концепция системного и личностно-деятель-
ного подходов к исследованию проблем нравственного становле^ ния школьников, приобщения их к художественному творчеству.
Это потребовало применения разнообразных методов исследования. Методы теоретического анализа и эмпирические методы (опытная работа, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ и обобщение школьной практики) использовались в течение продолжительного времени непосредственной деятельности автора как учителя изобразительного искусства, классного руководителя, директора школы, а также как научного сотрудника научно-исследовательского Института общего образования Министерства образоізания Российской Федерации.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования, как нам представляется, заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка теоретически обосновать педагогические условия трудового воспитания учащихся начальных классов средствами изобразительного искусства, определить пути совершенствования и условия повышения эффективности этого процесса на основе взаимосвязи двух предметов; исследовать проблемы нравственной направленности форм и методов включения учащихся в разнообразные виды трудовой и изобразительной деятельности, влияющие па приобщение их к художественному творчеству; внести изменения в традиционно существующие подходы к определению принципов и содержания этой работы в условиях дифференцированного, интеграционного обучения.
Практическая ценность исследования заключается в том, что в нем представлена целенаправленная система воспитания школьников в труде средствами изобразительного искусства; обобщен положительный- опыт нравственного становления личности учащихся; разработаны методические рекомендации учителям, классным руководителям но формированию у учащихся социально-ценных мотивов нравственной направленности трудовой деятельности. Результаты исследования могут быть применены в массовой школе и использованы при разработке заданий для методических пособий по изобразительному искусству.
Исследование проводилось с 1978 по 1994 годы. Поставленные задачи определили его логику и основные этапы. На первом этапе изучались труды выдающихся представителей отечественной педагогики, анализировались публикации периодических педагогических изданий, социологическая, философская и психологическая литература, обобщался передовой педагогический опыт работы учителей изобразительного искусства. На втором этапе проверялась эффективность выработанной методики формирования потребности школьников в художественном творчестве, активно влияющем на их трудовое становление, правильность определения
педагогических условий, путей и средств этого процесса. Третий этап был посвящен обработке, обобщению и анализу полученных результатов, разработке условий повышения эффективности трудовой и изобразительной деятельности учащихся начальных классов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения методических консультаций для учителей изобразительного искусства Белгородской, Курганской, Тамбовской областей. Основные положения результатов исследования докладывались и получили одобрение на педагогических чтениях, научно-практических конференциях в городах Белгороде, Кургане, Ессентуках, Москве (1985 — 1988 гг.). Своим опытом, изложенным в диссертации, автор делился во время служебных командировок с учителями Германии, Польши, США, Японии (1980-1995 гг.). По проблеме исследования диссертант опубликовал ряд статей, методических рекомендаций, тезисов докладов в педагогических журналах и газетах, научных сборниках.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (175 наименований).