Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Сравнительная интерпретация влияния произведений разнонационального художественного прикладного искусства на эстетическое воспитание младших школьников 10
1.1. Методологические и психолого-педагогические основы проблемы эстетического воспитания 10
1.2. Общечеловеческое и национально-специфическое в декоративно-прикладном искусстве народов Северного Кавказа 31
1.3. Истоки и пути развития разно национального декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа 48
Глава 2. Соотношение эстетических знаний, умений и навыков в процессе познавательной деятельности учащихся младших классов 64
2.1. Особенности познавательной деятельности учащихся младших классов 64
2.2. Современная характеристика задач эстетического воспитания 84
2.3. Педагогические условия развития эстетических знаний, умений и навыков 110
Глава 3. Технологии развития эстетических знаний, умений и навыков у младших школьников через народное искусство 133
3.1. Диагностика ypoвня эстетической подготовленности учащихся младших классов 133
3.2. Стимулирование развития эстетической культуры учащихся младших классов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству народов Северного Кавказа 151
3.3 .Методика работы кружка 174
Заключение 190
- Методологические и психолого-педагогические основы проблемы эстетического воспитания
- Особенности познавательной деятельности учащихся младших классов
- Диагностика ypoвня эстетической подготовленности учащихся младших классов
Введение к работе
В современном обществе имеется большое противоречие между направленностью социально-экономического курса на будущее страны и отсутствием должного внимания к тем, кто будет жить в этом будущем -детям. Следствием нестабильности общественной жизни, разрушения духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности, культ денег и личного благополучия; отчуждение от духовных ценностей, от искусства, народных традиций. Наш век поставил человечество перед острой проблемой спасения культурной памяти. Это не просто спасение памятников старины, но и" сохранение, естественное развитие органичных типов культуры. К ним в первую очередь относятся культуры малых народов, народное искусство всех регионов.
В чем же ценность, актуальность народного искусства для современности? Ведь еще совсем недавно, два-три десятилетия назад провозглашался его конец; казалось, что век индустрии навсегда покончил с ручным трудом, вытеснил ремесленника, тем более, народного мастера, народные традиции. Однако время сделало очевидным не только плоды технического прогресса, но и тот огромный ущерб, который нанесен природе, национальной и мировой культуре; в конечном счете - человеку, его нравственному, духовному, физическому здоровью. В центре всех проблем встал вопрос духовности человека, без чего, как оказалось, невозможно решить проблемы экологии - и природы, и культуры, и нравственного, и эстетического воспитания, ведь, в конечном счете - главный вопрос времени - сохранение жизни на земле. В такой контекст современных проблем включился и вопрос народного искуства как органического типа культуры. Возникает необходимость разработки нового уровня его научного познания. Утвердившийся подход - только как к бытовой культуре прошлого и только материальной не отвечает сегодняшнему дню. Вопрос народного искусства
не может быть ограничен сферой ремесла, или решаться как вопрос занятости человека в свободное время, хотя и это важно.
В январе 1995 года президентом КБР В.М. Коковым было издано распоряжение "О развитии народных художественных промыслов", которое предусматривало разработку конкретной программы по их государственной поддержке. А в марте 1998 года принято постановление Правительства КБР "О мероприятиях по сохранению, возрождению и развитию народных художественных, промыслов и ремесел Кабардино-Балкарии на период до 2005 года". (65, с.4)
Казалось бы, начало для конкретной работы в этой области уже положено, но ни в селениях, ни в городах ощутимых результатов пока не видно. Понятно, что трудностей здесь немало. Фактически на сегодняшний день дело возрождения народного искусства все еще остается в руках одиночек мастеров-энтузиастов, которые и не дают засохнуть его корням. Многие ученые, педагоги-практики осознают эту ситуацию и проявляют большую заинтересованность в возрождении народных художественных промыслов и дальнейшем их развитии.
В настоящее время происходит обновление народного образования, в том числе и начальной школы в направлении максимального удовлетворения интелллектуальных и духовных потребностей личности, так как гуманизация общества требует от педагогической науки и школы создания условий, обеспечивающих формирование эстетического отношения как системного образования. Прежде всего, это касается начальной школы, которая призвана обеспечить базу для последующего эстетического развития учащихся.
Обращение к искусству, народной культуре, их воспитательной силе в школе может -способствовать гуманизации социальных отношений в обществе, передаче новым поколениям высших человеческих ценностей, формированию нравственных качеств личности, ее духовному развитию и совершенствованию. В народном искусстве наиболее полно аккумулируется
опыт поколений. Всегда оно было неразрывно связано с жизнью в самых разных своих проявлениях. Праздничное, поэтическое начало, заложенное в его глубинах, стало необходимым, близким и понятным современному поколению.
Богатому этническому составу населения Северного Кавказа соответствует богатство культурных национальных традиций народного искусства. Однако в монографических и диссертационных исследованиях авторов этого региона недостаточно отражена данная проблема. Анализ работы общеобразовательных школ также выявил отсутствие целенаправленной системной работы по обучению младших школьников народному декоративно-прикладному искусству..
Недостаточная разработанность проблемы преемственности народных художественно-педагогических традиций и их значения для эстетического воспитания подрастающего поколения и потребность практики школ определили актуальность нашего исследования и обусловили выбор темы, которая сформулирована следующим образом: "Влияние этнопедагогических знаний на эстетическое воспитание младших школьников".
Целью исследования является определение сущности и содержания процесса эстетического воспитания младших школьников на основе влияния народных художественно-педагогических традиций.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства народов Северного Кавказа..
Предмет исследования - процесс влияния этнопедагогических знаний на эстетическую воспитанность учащихся.
Гипотеза" исследования - содержание и методы обучения основам народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа в начальной школе окажут эффективное воздействие на эстетическую воспитанность учащихся, если:
а) источниками эстетического воспитания будут служить средства
народного искусства, имеющие как национальную, так и общечеловеческую
ценность;
б) развитие эстетических знаний, умений и навыков будет основано на
приоритетных направлениях интегративного подхода: на межпредметных
связях и на воспроизведении совокупного интеллектуального, нравственного,
гражданского и культурного потенциала общества;
в) будут использоваться этнорегиональные художественно-педагогические традиции в эстетическом воспитании.
Для доказательства данной гипотезы необходимо решение следующих задач:
1) Выявить жизнеспособные, сохраняющие общечеловеческую
значимость источники эстетического воспитания, закрепленные в
содержании народной педагогики Северного Кавказа.
Выявить и раскрыть психолого-педагогические основы развития эстетических знаний, умений и навыков младших школьников в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством.
Показать возможности использования традиций эстетического воспитания, накопленных народами Северного Кавказа, в современной практике начального образования.
Методологической основой исследования явились основные положения эстетики как составной части философии; принцип связи теории и практики; аксиологический подход, отражающий закономерности формирования ценностных ориентации личности; культурологический подход, рассматривающий исследуемые ценности в контексте культуры национальной, а через нее и общечеловеческой. Также важное значение имел для нас деятельностный подход в обучении.
Теоретической основой послужили философские научные труды Д.Н. Джола, Л.А. Зеленова, М.С. Кагана, И. Канта, B.C. Корниенко, Ю.Г.
Нигмату длина, В.Н. Разова, В.Н. Самохина, Г. Ширматова и др.; труды психологов В.В. Давыдова, А.Б. Ительсона, Е.Н. Кабановой-Меллер, B.C. Кузина, В.Н. Мясищева, Д.Н. Овсянико-Куликовского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Рассматриваемая нами проблема нашла отражение в работах педагогов Ю.Б. Алиева, Б.А. Альмухамбетова, С.А. Аничкина, А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Н.Д. Деминой, М.А. Ершовой, Б.Т. Лихачева, А.Ж. Овчинниковой, П.М. Якобсона и др. В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов СМ. Броневского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, О.В. Маргграфа, В.И. Марковина, Б.Б. Пиотровского, Б.Е. Хижнякова и др.; искусствоведов Ю.К. Беджанова, Г.Г. Газимагомедова, А.Я. Кузнецовой, Д.М. Магомедова и др.
Методы исследования:
1) теоретический анализ философской, историко-этнографической, художественной, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме; 2) изучение национальных обычаев и художественно-педагогических традиций народов Северного Кавказа, связанных с эстетическим воспитанием; 3) наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов; 4) беседы, анкетирование и интервьюирование; 5) психолого-педагогический развивающий эксперимент; 6) изучение продуктов деятельности школьников (эскизов, художественных поделок, и т.п.)
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (1996-1997гг.) осуществлялся анализ педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, народных традиций воспитания, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (1997-1998гг.) проводилась подготовительная работа к основному эксперименту в школах г. Карачаевска с целью предварительного выявления уровня эстетических знаний, умений и навыков учащихся младших классов и проверки своих отдельных методических, экспериментальных разработок. Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на этом этапе, логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы работы кружка по народному декоративно-прикладному творчеству; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств эстетического воспитания и развития младших школьников в процессе работы над произведениями народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа.
На третьем этапе (1999-2000гг.) проводился повторный констатирующий эксперимент по разработанным нами уровням и критериям эстетической воспитанности младших школьников и формирующий эксперимент. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении обучения по специально разработанной программе в экспериментальном кружке с установкой на эффективное художественно-эстетическое развитие школьников по разработанным нами методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в контрольном кружке. В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
находит психолого-педагогическое обоснование реализация эстетических способностей младших школьников в ходе занятий по народному декоративно-прикладному искусству;
- выявлены и раскрыты педагогические условия развития эстетических знаний, умений и навыков;
определен воспитательный потенциал занятий народным декоративно-прикладным творчеством;
разработаны критерии для оценки уровня эстетической воспитанности младших школьников;
разработана программа и содержание кружковой работы по народному прикладному творчеству.
Теоретическая значимость. Обосновано положение о том, что взгляды народа на эстетическое воспитание дополняют современную науку подлинно научными, апробированными временем знаниями, заключающими в себе гармоническое единство национальных и общечеловеческих гуманистических традиций; обоснована целесообразность и возможность эстетического развития младших школьников в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства Северного Кавказа
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1) оно может стать основой для дальнейших исследований
этнопедагогических традиций в эстетическом воспитании;
2) разработанная методика обучения основам народного декоративно-
прикладного искусства создает реальную основу эстетического воспитания
учащихся начальных классов;
3) на базе созданной программы работы кружка могут быть
разработаны спецкурсы и факультативы;
4) отдельные выводы и методические рекомендации могут явиться
дополнением при изучении предметов педагогики, психологии, этики и
эстетики в системе высшего педагогического образования.
Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов исследования задачам работы,,апробацией результатов. Научные выводы и методические
рекомендации получены в результате теоретико-практического исследования психологов, методистов самых различных направлений и школ, что позволяет говорить о достоверности и объективности проделанной работы. На защиту выносятся:
Источники эстетического воспитания, отраженные в педагогике народов Северного Кавказа.
Психолого-педагогические условия, необходимые для успешного развития эстетических знаний, умений и навыков младших школьников.
Воспитательный потенциал разнообразных художественных форм декоративно-прикладного искусства, воплощающих в себе эстетические воззрения народов Северного Кавказа.
Содержание и методика работы кружка по народному декоративно-прикладному творчеству.
Апробация и внедрение в практику. Основные положения и результаты исследования были получены в ходе работы организованных нами экспериментальных кружков на базе Кабардино-Балкарского Центра научно-технического творчества учащихся г. Нальчика и школ г. Карачаевска.
Ход исследования и выводы обсуждались на кафедре педагогики и психологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на семинарах аспирантов, докладывались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях университета (Карачаевск, 1999 г.), на региональных и межвузовских конференциях (Карачаевск, 1998,2000 г.), на семинаре учителей профильных школ г. Нальчика (1999 г.)
Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Нальчика, г. Карачаевска и Карачаевского района.
^
Методологические и психолого-педагогические основы проблемы эстетического воспитания
Принято считать, что в школе дети живут в атмосфере радости, игры, искусства, которыми насыщены учебные предметы и внеклассная работа. На самом же деле, жизнь школьников обедняется настолько, что очень скоро уроки и внеклассная деятельность, фактически лишенные этих элементов, перестают увлекать и интересовать их. (133, с.З)
В процессе анализа школьной практики мы выяснили, что степень познавательной активности младших школьников к концу начальной школы невелика, интересы поверхностные, эпизодические, отношение к учению чаще безразличное, нередко негативное. Это говорит о том, что школа теряет свою привлекательность уже на первом этапе обучения. Одну из причин мы видим в недостаточном внимании к эстетическому фактору в обучении: во-первых, у учителя зачастую отсутствует глубокое понимание эстетики как важного источника знаний; во-вторых, не всегда учитывается сила влияния искусства на детей; в-третьих, существующие направления эстетического воспитания недостаточно нацелены на развитие интеллектуальной сферы личности; и, наконец, в четвертых, слабо реализуется теснейшая связь эстетики с проблемой нравственности. Именно это, на наш взгляд, объясняет в определенной мере кризис духовного развития нашего общества. Современные условия требуют определить роль эстетики в процессе формирования познавательной и социальной активности, а также утвердить эстетический фактор как центральный в воспитании школьников. (49, с.4)
С этой целью мы обратились к анализу отдельных идей и концепций, имеющих методологическое значение для нашего исследования. В теории и практике эстетического воспитания в зарубежной школе известны такие философские школы, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм, экзистенционализм и др.
Согласно фрейдистской концепции эстетического воспитания, занятия искусством должны были освобождать детей от накопившейся эмоциональной энергии, переключать их с "эроса" на творческую деятельность. Само творчество основывалось на инстинктивных подсознательных влечениях, отсюда центр тяжести переносился с реальных жизненных явлений на их субъективное восприятие.
Прагматическая концепция отрицала строго определенную программу и обязательные занятия по искусству. Главное в эстетическом воспитании -способствовать самореализации личности, удовлетворять ее спонтанные интересы и желания. Учитель не руководил эстетическим развитием детей, а шел вслед за их свободно проявляющимися интересами и выступал лишь в роли консультанта. Прагматисты выступали за накопление опыта, который нуждался в обобщении, а в качестве критерия искусства признавали пользу и выгодность.
Сторонники неотомизма придавали большое внимание искусству в религиозно-нравственном воспитании. Дети должны чувствовать строгую красоту храма. Дети должны петь в церковном хоре и участвовать во всех религиозных обрядах. Постижение прекрасного, с точки зрения неотомистов - божественный дар.
Наиболее влиятельной являлась экзистенциалистская концепция. Она утверждала крайний индивидуализм во всем, а в искусстве особенно. В идеале - изолированный, одинокий индивид, сосредоточенный всецело на самом себе, враждебный обществу. Экзистенциалисты отрицали необходимость целенаправленного эстетического воспитания, так как каждый человек - это непознаваемый мир, который развивается по своим внутренним законам. Занимаясь искусством, школьник должен стремиться к свободному самовыражению. (120, с. 172) Эти концепции, безусловно, представляют интерес, но мы полностью отвергаем положение о том, что развитие ребенка можно пускать на самотек и в результате он станет полноценной, развитой личностью. Индивидуальное развитие человека осуществляется на основе освоения ценностей, созданных обществом, которые выступают как важнейшее средство формирования его духовного облика, мировосприятия. (173, с Л 6) Здесь можно даже привести такой пример. Наблюдения над "дикими детьми", вскормленными зверями, произведенные доктором Сингом (Индия), профессором Джезеллом (США) подтвердили тот факт, что "человечность" чувств, эстетическое отношение к миру формируются, развиваются лишь в обществе на основе освоения ценностей материальной и духовной культуры. (98, с. 10)
Особенности познавательной деятельности учащихся младших классов
Как следует из вышеизложенного, народ создавал общечеловеческие ценности через такую форму материального воздействия как практика. Философское положение об отражении материи как способности предметов в процессе взаимодействия воспроизводить особенности одного предмета в особенностях другого (66, 69, 156), включает в себя отражаемое, отражающее и отображение, между которыми устанавливаются определенные связи и отношения. Отображение не является слепком, оно преобразуется под воздействием отражающего, его способности воспринимать. Практика и познание - это две стороны человеческой деятельности, причем знание также является продуктом общественной, материальной и духовной деятельности людей (практики). Познавательная деятельность, являясь одной из форм отражения, обеспечивает приобретение и усвоение знаний. Исходя из того, что процесс отражения явление активное, то истолковать познание можно и как воспроизведение предметов внешнего мира, и как воспроизведение деятельности, осуществляемой с познавательными предметами. Следовательно, феномен активности складывается из двух составляющих: практической активности и познавательной активности.(49, с.18)
Познание как отражение имеет два уровня: репродуктивный и продуктивный. Отличие их в полноте отражения и характере протекания познавательных процессов. На уровне репродуктивного познания объект воспринимается в том виде, в каком дан внешнему восприятию. Психологическая основа воспроизводящей деятельности - запоминание, сохранение и воспроизведение ранее усвоенного материала. При этом он не подвергается реконструкции и воспроизводится в том виде, в каком был усвоен. Высший уровень познания - познание продуктивное, активное. Одно из ведущих требований к школе сегодняшнего дня - формирование творческой личности - тесно связано с проблемой развития познавательной активности школьников. В последние годы дидакты (3, 26, 28, 49, 113, 154, 172, 176) стали целенаправленно исследовать проблемы познавательной активности. Обучение перестало получать трактовку лишь "передачи и усвоения знаний, умений и навыков", как об этом писалось во всех учебниках педагогики ранее.
Познавательная активность, как и репродуктивная, есть познание, но оно протекает при более интенсивной деятельности учащихся. Для него характерно преобразующее отношение субъекта к объекту. В ходе этого взаимодействия изменяется и объект воздействия, и воздействующий субъект. Активность - психологическая деятельность, которая по форме направлена вовне, а по содержанию всегда обращена внутрь субъекта и как свойство личности влияет на характер деятельности. (49, с.21) Внутренняя суть этой активности подчеркивает следующие признаки: целеустремленность деятельности, мотивированность, осознанность собственных волевых усилий, плодотворная деятельность, качества личности. Формирование познавательной активности требует наличия у субъекта мотивации познавательной деятельности, организации и управления деятельностью и применение познавательных методов".(49, с.22).
Таким образом, познавательная активность - одна из ведущих характеристик качества деятельности младшего школьника, при ней происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционального оценочного отношения к процессу и результату познания.
В познавательной деятельности учащихся начальной школы педагоги (120, 121 и др.) выделяют три взаимосвязанных компонента: 1) овладение знаниями; 2) овладение приемами (способами) учебной работы и лежащими за ними приемами умственной деятельности; 3) овладение навыками. Исходя из этого, рассмотрим особенности познавательной деятельности младших школьников.
Глубокое познание действительности возможно в единстве чувственного и рационального. Под чувственным опытом понимается отражение действительности в сознании ученика в чувственных образах посредством ощущений, восприятий, представлений и их систематизацию. Понятия, в основе которых находится чувственный опыт, будем называть элементарными. В процессе живого созерцания учащиеся приобретают тот фактический материал, который является базой постижения научных знаний. То есть, на основе чувственного опыта развертывается мыслительный процесс абстрагирования.
Диагностика ypoвня эстетической подготовленности учащихся младших классов
Известно, что для успеха начального обучения необходимо достигнуть определенного соответствия между обучением и развитием детей. Опасно для дела воспитания переоценивать возможности ребенка и перегружать его непосильными заданиями, но не менее опасно недооценивать эти возможности, искусственно задерживая прогрессивный ход этого развития.(27, с.7)
Главнейший вопрос общественной дидактики - вопрос о постепенном формировании готовности ребенка к учению и труду. Под этой готовностью мы понимаем определенный уровень и направление общего развития ребенка, характеризующиеся ростом его общей одаренности и обучаемостью, как свойством общего развития. В таком понимании готовность ребенка есть одновременно общий результат дошкольного воспитания и внутреннее условие обучения и воспитания ребенка в школе.
Необходимо, чтобы весь учебный процесс строился на постепенном усложнении содержания, способов, характера деятельности педагога и учащихся. Без этого невозможно движение учащихся вперед, поэтапное движение на пути к знаниям, умениям, навыкам, к познанию научных истин. Это движение определено социально, оно выражено в структуре учебных планов и программ. Но оно зависит от педагога, который вовремя увидит на основе внимательного анализа уровень развития своих воспитанников и возможностей их перехода на более сложный уровень учебного процесса, приоткрывающий перед учащимися "зону их ближайшего развития". Впервые ввел это понятие психолог Л.С. Выготский. Такой зоной является отрезок пути развития, который предстоит пройти учащемуся, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной, новой для него высоты учащийся достигает в результате обучения и воспитания, многократных, последовательно усложняющихся упражнений. (78, с.53)
Собственно учебная деятельность детей способствует значительному обогащению личного эстетического опыта. Большую эстетическую радость младшим школьникам доставляет успешно выполняемая учебная работа. Это происходит, прежде всего, потому, что, будучи по существу натурами деятельными, активными и творческими, в практической учебной деятельности ребята проявляют свое творческое отношение к жизни так же, как до школы они проявляли его, главным образом, в игре. (86, с.211) Добиваясь успеха в работе, ребенок познает не только радость от развития своих возможностей, но и красоту учебного труда, красоту, например, более рационального решения задачи, обоснования темы, красоту логики познания вообще. Он получает эстетическое наслаждение от этой красоты, от сознания собственной силы и самоутверждения.
В то же время неуспех, сознание собственного бессилия, хотя другие, находящиеся рядом, этого бессилия и не проявляют, разрушают гармоничное отношение к учебной деятельности, вызывают чувство отвращения, ликвидируют условия, необходимые для познания красоты. Именно на основе этого, не до конца осознанного опыта, развивается эстетическое отношение к миру, формируется личный эстетический опыт в самостоятельной учебной деятельности. Стало быть, с этой точки зрения учителю важно рационально организовывать труд детей, помогать им добиваться успеха, раскрывать эстетическую сущность учебной работы.
Исходя из всего выше сказанного, мы пришли к выводу о необходимости учитывать влияние многообразных (а не единичных) условий, как в непосредственный период конкретной эстетической деятельности ребенка, так и в предшествующий и последующий за ней периоды. Нет сомнения, что содержание такого предпосылочного состояния, как состояние перед восприятием, зависит и от уровня общей и эстетической развитости ребенка, и от индивидуальных его особенностей и от многих других объективных и субъективных условий. (8,т.1,с.16) Если бы удалось найти благоприятное сочетание таких объективных и субъективных условий, при которых его способности развиваются наиболее эффективно, - многие вопросы в области формирования личности решались бы педагогикой успешнее.