Введение к работе
Актуальность исследования. Пристальный интерес ученых к проблемам духовности, народности, национального менталитета обусловливает необходимость осмысления культурных ценностей народов России (в том числе мордовского) в их историческом аспекте, раскрытия богатейших сокровищниц национального искусства. В контексте сказанного большое значение приобретает выявление накопленных мордовским народом традиций подготовки детей к будущей семейной жизни, их национальной специфики и самобытности.
В силу особых природных условий формирования, истории, религии каждый народ специфичен. Существует необходимость учитывать традиционные особенности воспитания детей в современных условиях. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением, воспитанием детей и подготовкой их к будущей семейной жизни.
Традиционное воспитание, в первую очередь, связано с семьей, которая является одной из важнейших составляющих жизни каждого человека. В последние годы происходит разрушение института семьи, у молодых людей сокращается потребность в создании, развитии и сохранении семейных взаимоотношений.
Для аргументации вышесказанного мы обратились к данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по республике Мордовия, где представлены данные по количеству заключаемых браков и разводов за период с 1990 по 2009 гг. Итак, на 1000 браков в 1990 году приходилось 25 % разводов, а в 2002 г. - уже 98 %. С 2003 по 2009 гг. ситуация стабилизировалась на отметке 50 %.
Что касается заключаемых браков на 1000 человек в рассматриваемый период, то тенденция их численного сокращения очевидна: 1990 г. – 90 %, 2002 г. – 62 %, с 2002 по 2009 гг. – 70 % на 1000 человек.
Представленные материалы приводят к выводу, что число зарегистрированных браков сократилось на 20 %, а разводов – увеличилось на 25 %. Это говорит о том, что сокращается потребность людей в образовании семей, и доказывает необходимость возврата к истинным человеческим ценностям, важнейшим из которых является семья.
Семья служит источником социальных идеалов и образцов поведения. Велико ее значение в организации совместного быта, трудовой деятельности, уклада жизни. Именно здесь ребенок получает свое представление о мире, в семье закладывается фундамент человеческой личности, происходит его подготовка к будущей семейной жизни.
Данная проблема имеет не только теоретический, но и практический интерес. Для того чтобы понять образ жизни того или иного народа, особенности его социальной истории, необходимо знать специфику процесса воспитания детей, их подготовку к будущей семейной жизни.
Традиционная обрядность являлась самой простой и доступной формой передачи народной культуры и поэтому широко использовалась как средство укрепления единства социальной группы и коллективного сознания, как форма регуляции поведения. Обычаи, обряды, устно-поэтическое творчество – основа культуры воспитания.
Те или иные аспекты проблемы народных традиций подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни привлекали внимание целого ряда исследователей:
- в работах многих авторов до 1917 года рассматривались родильные обряды, приемы лечения детей, способы имянаречения, ряд вопросов семьи и семейных отношений;
- нормы обычного права мордвы, взаимоотношение детей и родителей, роль отца и матери в воспитании, положение девушек, место и роль общины в традиционной культуре (В.Н. Майнов);
- обряды и обычаи детского цикла (Т.Т. Федянович);
- проблемы бытовой культуры сельской мордвы (В.А. Балашов);
- обычаи и обряды имянаречения, истоки религиозного мировоззрения мордовского народа (Н.Ф. Мокшин);
- обрядовая культура мордвы (Г.А. Корнишина);
- фольклор мордовского народа (К.Т. Самородов, Э.Н. Таракин, А.Д. Шуляев и др.);
- трудовая деятельность мордовского народа, а именно, промыслы и занятия (А.С. Лузгин);
- традиции воспитания детей у мордвы (Н.Ф. Беляева).
Однако подготовка детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа недостаточно исследована теоретически.
Актуальность исследования обусловлена разрешением противоречий между:
- утратой современной семьей традиционных ценностей воспитания, недооценкой накопленного опыта воспитания и необходимостью активизации субъектной позиции при максимальном использовании прогрессивных традиций народного воспитания;
- потребностью изучения подготовки детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа и отсутствием системных исследований данной проблемы;
- востребованностью специалистов, способных к взаимодействию с семьей с учетом ее специфики при подготовке детей к будущей семейной жизни и недостаточной подготовкой кадров для требуемой работы.
Отмеченные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Традиции подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 – начале 20 вв.».
Проблема исследования: каковы теоретические основы, структура, содержание традиций подготовки детей к семейной жизни у мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв.? Решение ее составляет цель исследования.
Объект исследования - семейное воспитание детей у мордовского народа.
Предмет исследования - процесс традиционной подготовки детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.
Задачи исследования были определены в соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования:
1. Раскрыть на основе анализа философской, психолого-педагогической, этнологической литературы формирующий потенциал традиций мордовской народной педагогики в организации подготовки детей к семейной жизни в исследуемый период.
2. Определить особенности брачно-семейных отношений у мордовского народа.
3. Выявить и обосновать группы ценностно-образующих традиций подготовки детей к семейной жизни у мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретический анализ источников, сравнение, обобщение историко-педагогического опыта, систематизация, изучение архивных материалов, нормативно-правовых актов, беседа, наблюдение, обобщение.
Источниковедческая база исследования включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты Российской федерации, Республики Мордовия, монографии, произведения классиков педагогики, диссертации, статьи, материалы из фондов Мордовского научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики, Российского Географического Общества, Российского Государственного Архива Древних Актов, Ковылкинского архива, краеведческие этнографические работы.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве общего, особенного и единичного; системный подход, характеризующийся поиском и нахождением целостных, взаимосвязанных педагогических фактов и явлений; комплексный подход к построению методов и способов изучения явлений действительности; этнологический; культурологический и аксиологический подходы.
Теоретической основой исследования выступают: учение о целостном педагогическом процессе (Ю.К. Бабанский, В.И. Жог, В.С. Ильин, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); диалогический и субъект-субъектный подход в воспитании (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Л.Н. Толстой, Н.Е. Щуркова и др.); принцип народности в воспитании (Н.Ф. Бунаков, А.Н. Джуринский, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д.И. Латышина, С.А. Рачинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.); теоретические проблемы этноса и этнических отношений, стереотипов и установок (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, И.С. Кон и др.); идеи о целостном изучении образа жизни семьи как социального и педагогического явления (И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.); признанные в психолого-педагогической литературе положения о культурно-опосредованном подходе к организации семейного воспитания и формирования социокультурных навыков (Л.И. Божович, Г.Н. Волков, Д.И. Латышина, Н.М. Лебедева, В.Г. Крысько, Т.Г. Стефаненко и др.)
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2007-2008 гг.) определялось поле исследования, уточнялись методологические подходы и категориальный аппарат, устанавливались цели, задачи исследования.
На втором этапе (2008-2009 гг.) собирался, систематизировался и анализировался историко-педагогический материал по теме исследования.
На третьем этапе (2009-2010 гг.) сделаны теоретические выводы, произведено литературное оформление диссертационной работы.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, их научная новизна:
- аргументировано доказана актуальность, выявлена сущность и предназначение традиций народной педагогики мордвы в подготовке детей к семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.;
- определены характерные особенности мордовской семьи в исследуемый период: самобытность, прочность, устойчивость, многодетность, главенство старшего мужчины в семье, высокий статус его жены, равноправие полов, теплота отношений между всеми ее членами, уважение и почитание родителей при свободном контакте с ними;
- впервые выделены группы ценностно-образующих педагогически-центрированных традиций мордовского народа по подготовке детей к будущей семейной жизни: ориентирование ребенка с ранних лет на создание семьи в будущем (наблюдения за образом жизни своих родителей, их взаимоотношениями, фольклорные произведения по семейной тематике); включение детей в празднично-обрядовую культуру (свадьба, обряды первого года жизни детей и др.); раннее вовлечение детей в трудовую деятельность (виды детского труда в семье); процесс физической подготовки детей к будущей семейной жизни;
- установлено, что подготовка детей мордовского народа к семейной жизни, основанная на традициях народной педагогики, есть сложный, системный педагогический процесс, включающий в себя следующие этапы:
1). Ёлмашабат (пер. с морд. «младенчество») – характерно наблюдение детей за жизнью всех членов семьи, простые игры, формирующие речь и основные физические навыки.
2). Шабат (пер. с морд. «детство») – привлечение к трудовой деятельности, знакомство с ремеслами, игры, помогающие учиться строить взаимоотношения со сверстниками, родственниками, соседями, знакомыми и чужими взрослыми людьми.
3). Отюшабат (пер. с морд. «подростковость») – активный домашний и сельскохозяйственный труд, овладение основными навыками того или иного ремесла, участие в посиделках, общинных и семейных обрядах, праздниках.
4). Отт (пер. с морд. «молодёжь») – девушки и юноши владеют всеми необходимыми умениями и навыками, которые необходимы для создания своей семьи;
- рассматриваемый педагогический процесс направлен на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры;
- реализован системный подход в целенаправленном изучении народных традиций подготовки мордовских детей к семейной жизни во второй половине 19 – начале 20 вв., охватывающий различные сферы деятельности семьи и общества.
Теоретическая значимость исследования:
- расширены имеющиеся теоретические представления о традициях мордовского народа по подготовке детей к семейной жизни во второй половине 19 - начале 20 вв.;
- дано определение традиций воспитания детей по подготовке к семейной жизни;
- раскрыт педагогический потенциал семьи и общества у мордовского народа, обусловленный особенностями исторического развития этноса и его своеобразием;
- выявлен и обобщен опыт воспитания мордовских детей по подготовке их к семейной жизни в исследуемый период.
Практическая значимость исследования.
Полученные автором результаты исследования могут быть использованы при разработке:
- методических материалов для детей, обучающихся в общеобразовательных и специализированных средних школах республики Мордовии;
- соответствующих программ спецкурсов для студентов высших и средних педагогических образовательных учреждений;
- рекомендаций для родителей по использованию народных традиций подготовки детей к семейной жизни.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, системным взглядом на историко-педагогическую действительность; системно-структурным подходом в анализе изучаемых явлений; многоаспектным рассмотрением проблемы; применением методов исследования, адекватным объекту, предмету, цели, логике исследования; объемом собранного материала, его разносторонним анализом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Традиции мордовского народа во второй половине 19 – начале 20 вв. позволяли осуществлять сложный процесс подготовки детей к семейной жизни. Системное и последовательное педагогическое воздействие, направленное на формирование субъективно-значимого опыта, обеспечивает приобщение ребенка к ценностям народной культуры, приоритетными среди которых выступают семейные.
2. Особенности брачно-семейных отношений у мордовского народа в исследуемый период воспроизводятся из поколения в поколение, детерминируя традиции подготовки детей к семейной жизни. Комплекс ведущих детерминант включает в себя самобытность, устойчивость многодетность семьи, теплоту отношений между ее членами.
3. Среди комплекса традиций подготовки детей к семейной жизни на данном историческом этапе выделяются четыре ведущие группы: ориентирование ребенка с ранних лет на создание семьи; включение детей в празднично-обрядовую культуру; раннее вовлечение детей в трудовую деятельность; целенаправленное физическое воспитание детей.
4. На личностном уровне готовность к семейной жизни выступает как качественное образование, характеризующееся освоением детьми и подростками принятыми в данной социокультурной среде традициями семейной и общественной жизни.
5. Целенаправленная и эффективная подготовка детей мордовского народа во второй половине 19 - начале 20 вв. традиционно обеспечивалась пролонгированными усилиями семьи и всего общества.
6. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта призвана стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены на:
- заседаниях кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета,
а также конференциях:
- международной: «Методологическая культура педагога: история и современность» (Самара, 2008г.);
- IV Всероссийской, посвященной году семьи (Стерлитамак, 2008 г.);
- Всероссийской, посвященной 100-летию со дня рождения российского ученого-педагога С.И. Архангельского (Москва, 2009 г.).
По результатам исследования опубликовано 5 работ общим объемом 1,75 п.л., из них 2 статьи в журналах, входящих в перечень ведущих периодических изданий ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость работы, этапы и методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Теоретические основы подготовки мордовских детей к будущей семейной жизни во второй половине 19 – начале 20 вв.» раскрыто понятие народных традиций в воспитании, проанализированы брачно-семейные отношения мордовского народа.
Во второй главе – «Подготовка детей к будущей семейной жизни в традициях мордовского народа во второй половине 19 – начале 20 вв.» дана характеристика традиций воспитания детей в мордовской семье: описаны традиции подготовки детей к созданию семьи, проанализирована обрядовая культура мордвы, охарактеризована организация трудовой деятельности в мордовской семье, рассмотрен процесс физического воспитания детей.
В заключении обобщаются полученные в ходе исследования выводы, описывается состояние вопроса подготовки детей к будущей семейной жизни в Республике Мордовия на сегодняшний день, рассматривается возможность применения народных традиции в современном воспитательном процессе детей.
Список литературы включает 148 наименований.
В приложениях представлены: фольклорные материалы, используемые при подготовке детей мордовского народа к будущей семейной жизни во второй половине 19 – начале 20 вв. (Приложение 1); физическое развитие мордовских детей при подготовке их к будущей семейной жизни во второй половине 19 – начале 20 вв. (Приложение 2); сочетание христианской религии и древних языческих верований мордвы (Приложение 3); современная работа по подготовке детей к будущей семейной жизни в республике Мордовии (Приложение 4); фотоматериалы по теме исследования (Приложение 5).