Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Аркавий Гузель Сагитовна

Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства
<
Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Аркавий Гузель Сагитовна. Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 200 c. РГБ ОД, 61:03-13/2363-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ССУЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 15

1.1. Состояние разработанности проблемы социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства в философской, педагогической и психологической литературе 15

1.2. Театральное искусство как фактор социально-нравственного воспитания 33

1.3. Опыт работы театральных студий и студенческих театров в процессе социально-нравственного воспитания 52

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ССУЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА 64

2.1. Организация деятельности студенческого театра в ССУЗ с социально-нравственной направленностью содержания его репертуара 64

2.2. Методика проведения практических занятий по психолого- педагогическому тренингу актерского мастерства, адекватная социально-нравственному поведению 76

2.3. Использование дискуссионных методов при анализе социально-нравственных ситуаций в театральных постановках 95

2.4. Результаты экспериментальной работы по социально-нравственному воспитанию студентов ССУЗ средствами театрального искусства 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132

БИБЛИОГРАФИЯ 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

Введение к работе

Актуальность исследования

Актуальность исследования проблемы социально-нравственного воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Ориентация общества на духовные ценности является одним из показателей уровня его развития. В настоящее время можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и рост бездуховности среди молодежи. Он проявляется в негативном отношении к истории своего Отечества, его культуре и традициям, в преклонении перед популярной западной культурой и уровнем жизни, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. Однако более всего бездуховность молодежи проявляется в негативных личностных качествах, таких как эгоизм, цинизм, агрессивность, стремление к насилию и утрате положительных моральных качеств и ценностей: честности, порядочности, сострадания, доброты, любви к ближнему и т.д.

4 Воспитание нравственности является самой важной задачей в

процессе становления личности и выступает одним из самых главных условий её жизнеспособности в любом обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности на основе социально-нравственных ценностей является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, ведущей целью

<* воспитательной работы социальных институтов.

Кризис российского общества отражает общие тенденции кризиса современного человечества, точнее - кризиса человечности: все, более

ориентируясь на материальный успех, внешние достижения человек, отходит от осознания духовных основ жизни и, тем самым, теряет основу своего человеческого бытия. Приоритет материальных интересов в общественной жизни ведет к кризису самого общества, постоянному нарастанию противоборства антагонистических сил различной направленности, что адекватным образом сказывается на социально-психологической обстановке в мире, государстве, регионе, городе, С СУЗ.

Современные социально-экономические реалии российского общества с точки зрения популярной в обществознании теории модернизации характеризуются термином «модернизм» и определяют его принадлежность к типу действительно «современного» социума. Атрибутами последнего являются, прежде всего, становление рыночных отношений, утверждение ценностей либерализма, светский характер социальной жизни, ориентация на инструментальные (т.е. регулирующие повседневное поведение и обеспечивающие успех в той или иной сфере деятельности) ценности, преобладание людей с деятельностным психологическим складом характера.

Между тем опыт стран, прошедших этап модернизации, показывает, что противоречивое сочетание универсальных достижений научно-технического прогресса с социально-ограниченными ценностями служит источником глобальных проблем современности. Необходимость их разрешения требует коренного преобразования социального устройства на основе переоценки ценностей. Именно ценности определяют смысловую направленность бытия, вектор развития общества и цель человеческих стремлений. Если основа социальности - это совместная деятельность людей, а идеалом деятельности объявлен социальный престиж, то такое общество, замкнутое на себе самом, на узко прагматических целях и ценностях, стагнирует. При этом игнорируется вторая важнейшая, помимо

социальности, составляющая сущности человека как родового существа -нравственность, возвышающая человека над миром природы.

Возможность выхода общества из замкнутого круга на новый виток
развития видится многим мыслителям-обществоведам в переходе к
постмодернистской модели социального устройства. В ней снимаются
противоречия конкретно-исторического и общечеловеческого,

общественного и личного, традиций и новаторства, духовности и практицизма через осознание целостности человечества (отказ от векового деления на «своих» и «чужих») и целостности человека как душевно-духовно-телесного существа. Характерное для постмодернизма совпадение инструментальных ценностей с ценностями метафизическими означает новое проживание старых (общечеловеческих) ценностей, выявление их гуманистического смысла и значения на языке практических, социально-одобряемых действий.

Сегодня, когда сама жизнь предлагает людям стереотипы асоциального поведения, весьма затруднительно направить энергию масс в русло просоциальной деятельности, сохранив при этом самоценность индивидуальности личности. Одним из путей возможного решения данной проблемы является, на наш взгляд, целенаправленное и последовательное социально-нравственное воспитание подрастающего поколения. Прежде чем осуществить деятельность просоциального характера, необходимо выработать установку на желаемое поведение, сориентировать человека на него с детско-подростковой поры. Задача педагога на этом этапе — помочь ребенку сориентироваться в социальной действительности, в мире смыслов и ценностей, выработать собственное отношение к этому миру, определить свое место в нем. Эффективная реализация названной задачи требует смены информационной модели образования на рефлексивную. В то же время отказ от догматичного мышления, свобода творчества не должны привести к анархии, эклектичному нагромождению педагогических средств, приемов,

методик в образовательном процессе. Критерием их адекватности задачам обучения и воспитания может служить осуществление процесса саморазвития сущностных сил человека. Проблемный, открытый, ценностно-смысловой характер воспитания позволяет развивать в ребенке критическое, творчески активное мышление, навыки саморефлексии, целостного и ценностного видения мира, обеспечивая тем самым его успешную ориентацию в социокультурном пространстве.

Выделяя лишь аксиологический аспект социально-нравственного
воспитания подрастающего поколения, отечественная педагогическая наука
еще не рассматривала данную проблему в качестве самостоятельного
объекта исследования в связи с проблемой формирования ценностно-
нравственных ориентации личности. Из всех исследователей,
занимающихся названной проблемой, можно выделить В.Г.Алексееву,
Л.М.Архангельского, В.В.Водзинскую, Л.А.Воловича, Е.Н.Прозументову,
З.М.Павлютенкову, В.А.Тихилову, А.К.Жакину, О.В.Ивановскую,
И.Г.Афанасьеву, С.Ф.Анисимова, рассмотревших общетеоретические
вопросы формирования и развития ценностно-нравственной ориентации
учащихся в советский период развития общеобразовательной и

профессиональной школы.

В настоящее время основательно исследуется проблема формирования духовности современной молодежи, и среди ученых, представляющих несомненный интерес для нашей темы, можно выделить следующих авторов: Л.М, Аболина, А.Г. Андрееву, П.П. Козлову, Н.Д. Никандрова, исследовавших философско-мето дологические и этические аспекты духовности и подвергших глубокому анализу такие категории, как «дух», «душа», «духовность», «духовное воспитание», «смысл жизни человека» и пр.

Следует также отметить научные изыскания философско-этического характера, посвященные общим проблемам морали, среди которых особо

следует выделить работы В.А.Блюмкина, Б.И.Бакштановского, Г.Н.Гумницкого, A.M. Попова, В.И.Писаренко и Ю.В.Сагомонова, Г.В.Цырлиной.

Немаловажное значение имеют также труды ученых, занимающихся изучением религиозной морали и ее влияния на формирование ценностных установок и нравственное развитие личности (М.А.Алиев, В.М.Кравец, Н.Г.Панфилова), исследующих новые формы, пути и методы сотрудничества различных религиозных конфессий и светских институтов воспитания, и разграничивших понятия «религиозное воспитание» -«религиозное просвещение». Ими определена специфика влияния религиозных организаций на процесс социализации молодежи (Ф.М.Байрамов, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров).

Значительный интерес представляют психолого-педагогические труды, имеющие отношение к проблеме формирования социально и нравственно устойчивой личности (В.Ф.Володько, А.И.Лавриненко, Л.Ю.Сироткин, В.Э.Чудновский и др.).

Социально-педагогические аспекты проблемы формирования социально-ценных качеств личности в условиях экономического развития страны исследуют Б.М.Бим-Бад, А.Ф.Валеева, Г.Г.Габдуллин, О.ПИльиных, М.А.Нугаев и др.

* Однако, несмотря на обилие работ философско-этического,
социологического и психолого-педагогического характера, следует отметить
недостаточную освещенность в научных исследованиях проблемы
формирования социально-нравственной ориентации учащихся. Признавая
жизненную необходимость последней для полноценного и гармоничного
«бытия» молодежи в обществе, ученые, тем не менее, не предлагают

* конкретных способов достижения этой цели на различных ступенях
системы образования.

Значительный интерес для нашего исследования представили психолого-педагогические труды, имеющие отношение к проблеме формирования социально нравственно устойчивой личности: Б.С.Алишева, В.Ф.Володько, Л.А.Воловича, А.И.Лавриненко, В.Ш.Масленниковой, Г.В.Мухаметзяновой, Л.Ю.Сироткина, Т.МТрегубовой, В.А.Фокина, В.Э.Чудновского, Р.Х.Шакурова и др.

В то же время заметим, что отечественная педагогическая наука еще не достаточно подробно рассматривала проблему социально-нравственного воспитания студенчества (в том числе студентов ССУЗ) в качестве самостоятельного объекта исследования, выделяя лишь ее аксиологический аспект в связи с проблемой формирования социально-нравственных ценностей личности.

Поэтому перед педагогикой высшей школы и системой среднего профессионального образования стоит задача социально-нравственного развития студенчества, которое является будущим нашей страны. Чтобы эта работа была наиболее эффективной, требуется знание механизма социально-нравственного воспитания. В решении этой задачи большую роль призвано играть искусство, следовательно, исследование проблемы социально-нравственного воспитания средствами искусства, в частности театрального, приобретает большую актуальность.

В то же время анализ исследований дает нам основание отметить недостаточную разработанность структуры и содержания социально-нравственного воспитания средствами искусства как важнейшего компонента целостной воспитательной системы, хотя необходимость использования средств театрального искусства как способа духовно-практического освоения мира очевидна.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью создания условий для повышения уровня социально-нравственной воспитанности студентов и недостаточностью теоретических и

практических разработок по проблемам формирования личности средствами искусства, в том числе театрального, в процессе социально-нравственного воспитания студента ССУЗ.

Требования разрешения указанного противоречия на фоне недостаточной научной разработанности и возрастающей актуальности проблемы формирования социально-нравственного воспитания студентов обусловили проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия эффективности социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства?

Названная проблема определила выбор темы исследования: «Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства».

Цель исследования — определить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства.

Объект исследования — социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства.

Гипотеза исследования. Процесс социально-нравственного воспитания средствами театрального искусства в ССУЗ будет эффективным при реализации следующих социально-педагогических условий:

организации деятельности студенческого театра в ССУЗ с социально-нравственной направленностью содержания его репертуара;

проведении практических занятий по психолого-педагогическому тренингу актерского мастерства, адекватных социально-нравственному поведению;

использовании дискуссионных методов при осуществлении
внеаудиторной работы по анализу социально-нравственных ситуаций в
театральных постановках.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

определить и обосновать сущность понятия «социально-нравственное воспитание студентов средствами театрального искусства»;

выявить характерные тенденции социально-нравственного воспитания в современной системе среднего профессионального образования средствами театрального искусства;

выявить комплекс педагогических условий социально-нравственного воспитания в ССУЗ средствами театрального искусства;

экспериментально проверить реализацию педагогических условий социально-нравственного воспитания в ССУЗ средствами театрального искусства.

Методологическими и теоретическими основами исследования служат: концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития; о человеке как главной цели педагогической деятельности, ее объекте и субъекте; о социально-экономических и политических первопричинах негативных социальных явлений и их влиянии на формирование личностных качеств; о влиянии профессиональной деятельности на личность человека; о гуманном подходе к профилактической педагогической деятельности; о целях, содержании и путях социально-нравственного воспитания и др.

Для достижения целей и решения задач исследования, проверки гипотезы использовалась комплексная методика, включающая скоординированное применение методов: научного познания (анализ, синтез, классификация, обобщение, типизация и др.); сравнительно-исторических (исторический, историко-логический и др.); педагогических

(наблюдение, беседа, изучение документов и результатов деятельности, опрос, педагогический эксперимент, изучение и обобщение опыта, тестирование и др.); психологических (проб и ошибок, рейтинг, социометрия и др.).

Экспериментальной базой исследования являются:

Лениногорский нефтяной техникум (ЛНТ) - театральная студия «Vita»;

Казанский социально-юридический институт (КСЮИ) — социальный театр «Этос».

Основные этапы исследования; исследование проводилось в течение 4-х лет и осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1999-2000гг.) изучалась научная и методическая литература, определялись теоретико-методологические подходы к данной проблеме, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (2000-2001гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, проводилась апробация педагогических средств, участвующих в социально-нравственном воспитании студентов в ССУЗ, проводилась первичная обработка экспериментальных данных.

На третьем этапе (2001-2003гг.) проводился анализ, обобщение и оформление результатов проведенного исследования, уточнялись основные моменты методических рекомендаций.

Достоверность результатов и обоснованность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивались общим методологическим подходом при определении исходных позиций исследования; использованием, сопоставлением, анализом и синтезом современного знания из различных отраслей педагогической и искусствоведческой наук; выбором комплекса взаимодополняющих

теоретических и эмпирических, количественных и качественных методов; исходными методологическими и теоретическими положениями, их непротиворечивостью и комплексом взаимодополняющих методов изучения, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, длившейся более 4 лет.

Достоверность результатов подтверждена педагогическим экспериментом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

уточнено понятие социально-нравственного воспитания студентов средствами театрального искусства являющееся целенаправленным педагогическим воздействием на формирование личностной композиции социально-ценностных отношений студентов средствами театральной педагогики. При этом средства театральной педагогики направлены на формирование ценностно-нравственно-ориентационного единства коллектива студенческого театра, театральной студии, выступающего как в качестве цели, так и в качестве критериев эффективности социально-нравственного воспитания;

дано определение театральной педагогики как отрасли педагогической науки о закономерностях обучения и воспитания творческой личности, способной воплощать образцы социально-нравственного поведения посредством сценических образов;

выявлены, педагогические условия эффективности социально-нравственного воспитания средствами театрального искусства, заключающиеся в: организации деятельности студенческого театра в ССУЗ с социально-нравственной направленностью; проведении практических занятий по психолого-педагогическому тренингу актерского мастерства, адекватных социально-нравственному поведению студентов в повседневной жизни; осуществлении внеаудиторной работы по анализу социально-нравственных ситуаций в театральных постановках с использованием дискуссионных методов;

выявлены и апробированы критерии ценностно-нравственно-
ориентационного единства, выявленные в процессе социально-
нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального

искусства.

Практическая значимость исследования:

разработано содержание репертуара театральной студии, адекватное социально-нравственному воспитанию студентов средствами театрального искусства;

подготовлена и внедрена в работу в КСЮИ и ЛНТ авторская

программа . социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства.

На защиту выносятся положения о том, что:

социально-нравственное воспитание средствами театрального искусства, реализуется в процессе целенаправленного педагогического воздействия на формирование личностной композиции социально-ценностных отношений студентов средствами театральной педагогики;

студенческий социальный театр и театральная студия как фактор социально-нравственного воспитания, способствует формированию системы социально-ценностных отношений личностей студентов в процессе активного участия в решении жизнеотношенческих ситуаций, предполагаемого жизненного сценария;

педагогическими условиями эффективности социально-нравственного

воспитания студентов средствами театрального искусства являются: о организация деятельности студенческого театра в ССУЗ с

социально-нравственной направленностью содержания его

репертуара; о методика проведения практических занятий по психолого-

педагогическому тренингу актерского мастерства, адекватных
социально-нравственному поведению;

о использование дискуссионных методов при осуществлении внеаудиторной работы по анализу социально-нравственных ситуаций в театральных постановках.

Апробация и внедрение результатов исследования

Теоретические положения, выводы и рекомендации обсуждались и получили одобрение на Всероссийских (2000, 2001, 2002гг.) и отраслевых (2002г.) конференциях, республиканском научно-методическом семинаре (2001г.), совещаниях лаборатории теории и истории социальной педагогики и социальной работы ИСПО РАО, педагогических советах КСЮИ и ЛНТ. Частные результаты исследования отражены в журнале «Профессиональное образование» (2002г). На основе проведенной работы подготовлено и используется в работе заместителей директоров ССУЗ по воспитательной работе методическое пособие по организации студенческого театра в учебном заведении «Театральная студия «Vita» Социальный студенческий театр «Этос».

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (300,источников) и приложений.

Состояние разработанности проблемы социально-нравственного воспитания студентов ССУЗ средствами театрального искусства в философской, педагогической и психологической литературе

Анализ показал, что в настоящее время к разработке методологических, теоретических и педагогических основ социально-нравственного воспитания средствами театрального искусства, выявлению общих и конкретных путей форм и методов воспитательной работы, особенностей их применения в социально-нравственном воспитании все чаще привлекается внимание исследователей.

Появляется много диссертационных работ рассматривающих социально-нравственное воспитание выпускников системы среднего и высшего профессионального образования /12, 126, 140, 158, 160, 247, 273 и др./.

Значительный вклад в разработку социально-психологических аспектов этой проблемы внесли ученые: Б.К. Ананьев, Л.И, Божович, Ш.И. Ганелин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Узнадзе и другие /26, 27, 134, 139, 217, 229 и др./.

Основательно исследуется проблема формирования духовности современной молодежи, и среди ученых, представляющих несомненный интерес для нашей темы, можно выделить следующих авторов: Л.М. Аболина, АХ. Андрееву, П.П. Козлову, Н.Д. Никандарова, исследовавших философско-методологические и этические аспекты духовности и подвергших глубокому анализу такие категории, как «дух», «душа», «духовность», «духовное воспитание», «смысл жизни человека» и пр. /1, 75, 76,84,82,112,187/.

Значительный интерес для нашего исследования представили психолого-педагогические труды, имеющие отношение к проблеме формирования социально-нравственно-устойчивой личности: В.Ф. Володько, А.И. Лавриненко, Л.Ю. Сироткин, В.Э. Чудновский и др. /45, 131, 225/.

Социально-педагогические аспекты проблемы формирования социально-це иных качеств личности в условиях экономического развития страны исследуют Б,М. Бим-Бад, А.Ф. Валеева, Г.Г. Габдулин, Ильиных, М.А. Нугаев и др. /19, 36, 53, 56,100/.

Обращение же к проблеме игровой деятельности как способу нравственного развития личности определило наше внимание к научным изысканиям, в которых игра рассматривается именно в аспекте формирования нравственности подрастающего поколения. Среди работ подобного плана необходимо, прежде всего, отметить труды В.И. Бакштановского, Р.И. Жуковской, В.М. Ивановой, А.Р. Усовой, ГЛ.Щедровицкого, Д.Б. Эльконина и др.. Вместе с тем, мы пришли к выводу, что все эти исследователи (кроме В.И. Бакштановского) рассматривают игру в структуре деятельности либо дошкольника, либо младшего школьника. В.И. Бакштановский же исследует проблему в плоскости аксиологии и праксиологии этических деловых игр /7, 10, 32, 33, 54, 61, 84, 91, 115, 131, 141 и т.д./.

Основополагающим моментом в нашем исследовании являются теоретические выводы научных работ авторов, которые непосредственно рассматривают проблемы формирования социально-нравственной личности учащихся, студентов ССУЗа и ВУЗа средствами театрального искусства, в т.ч. театрального (P.P. Лоскутова, В.Ш. Масленникова и др.) /140, 158/.

Анализ показал, что большинство исследователей, таких как М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.А. Сластении, П.А. Шептенко рассматривают социальное воспитание, как важнейшую функцию любого общества.

Так П.А. Шептенхо, под социальным воспитанием учащихся понимает «процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса»/273, с.66/.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой — необходимым условием успешного развития этого процесса.

Общественное социальное воспитание — педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определенной мере опережающей его развитие.

Театральное искусство как фактор социально-нравственного воспитания

Анализ показал, что нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанная трактовка весьма важна для нашего исследования. Ибо повышение уровня социально-нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных социально-ценностных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным Родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять уважение к коллективу, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, Родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие социально-нравственных отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих социально-нравственных отношений:

а) отношение к политике нашего государства, понимание хода и пер спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

б) отношение к Родине, другим странам и народам: любовь и преданность Родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание социально-нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных :норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив (от лат. iraperativus — повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы.

Организация деятельности студенческого театра в ССУЗ с социально-нравственной направленностью содержания его репертуара

Цель создания и работы театральной студии в учебном заведении вытекает из общих целей и задач воспитания студентов, которые сводятся в основном к воспитанию гармонически развитой личности. А так как содержание деятельности театральной студии заключается в творчестве обучаемых, то основную цель создания театральной студии можно сформулировать следующим образом: содействие социально-нравственному развитию личности студента средствами театрального искусства.

В 1999 году на базе Казанского социально-юридического института (КСЮИ) и Института среднего профессионального образования Российской академии образования (ИСПО РАО) был создан студенческий социальный театр «Этос». Студенческий театр - помощник в работе кураторов и преподавателей. Он расширяет кругозор обучаемых, помогает приобщиться к прекрасному, способствует развитию творчества в студенческом коллективе, делает молодежь коммуникативной, более требовательной к себе, более ответственной. Занятия в театре «Этос» проводили:

Бакунина, Галина Михайловна - режиссер народного театра, заслуженный работник культуры РТ;

Аркавий Гузель Сагитовна - руководитель социального театра, аспирантка ИСПО РАО, автор данного диссертационного исследования.

В 2000 году б,ыл создан театр в ССУЗ, в качестве экспериментальной площадки выбран Лениногорский нефтяной техникум (ЛНТ), названный самими студентами «Vita». К окончанию 2000г. сформировался постоянный состав участников-актеров. В 2001г. в театре, кроме актеров, появились костюмеры, бутафоры, гримеры.

Занятия в театре «Vita» проводили:

Режиссер-постановщик - Григорьева Е.П.

Педагоги:

по актерскому мастерству и истории театра — Пиганова М.М.;

по сценической речи и сценическому движению - Ахмерова Г.М.;

вокал - Андреева Е.Н.;

хореография - Шилинская Н.А.; 1 Концертмейстер - Еикеева М.С.

..Художник-оформителъ-бутафор - Ризванова Г.Р.

Портниха-костюмер - Зайцева Н.С.

Методист-сценарист — Горбачева Н.К.

Педагог-режиссер — Аркавий Г.С.

Руководитель театральной студии - Аркавий Г.С.

Заместитель директора по воспитательной работе - Ермакова Р.Ш.

В коллективе театров (социальный театр «Этос» и театральная студия «Vita») основными направлениями работы стали:

помощь в адаптации на начальном этапе обучения в ССУЗ и вузе;

развитие творческих способностей студентов;

воспитание квалифицированных слушателей и зрителей через привлечение студентов к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра;

- создание условий для эстетического и нравственного развития, приобщения обучаемых к театральной культуре, развития внимания и эмоциональной чуткости, раскрытия проявлений личных способностей каждого участника, формирования вкусов и культурных навыков, расширения кругозора;

обучение подростков понимать сказанное, чувствовать свое тело, владеть голосом, правильно говорить и двигаться, создавать свой оораз, в том числе и сценический;

формирование интереса к процессу творчества, созданию собственного образа, в том числе и сценического.

Практика показывает, что жизнеспособность любой молодежной организации во многом зависит от традиций, заложенных в данном коллективе. Традиции - это исторический опыт, который передается от поколения к поколению, кратко выраженный в виде главных идей организации, которые живут тогда, когда закрепляются в ее социально-значимых делах, в специальных знаках-символах, в предметах-атрибутах, в торжественных действиях - ритуалах, в церемониях, становятся нормой поведения, то есть обычаями /70/.

Самые важные традиции закрепляются в:

законах и Кодексе поведения членов организации;

торжественной клятве члена организации;

девизе и эмблеме организации.

Похожие диссертации на Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства