Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Тюкова Елена Викторовна

Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского
<
Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тюкова Елена Викторовна. Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2005 184 c. РГБ ОД, 61:05-13/1026

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы системы развивающего обучения К.Д. Ушинского 10

1.1. Концептуальные положения системы развивающего обучения К.Д. Ушинского 10

1.2. Дидактический подход к системе развивающего обучения в педагогической теории К.Д. Ушинского 36

1.3. Психолого-педагогические основы дидактической системы К.Д. Ушинского 64

ВЫВОДЫ ПО Г ГЛАВЕ 89

ГЛАВА II Педагогические условия реализации системы развивающего обучения 91

2.1. Реализация системы развивающего обучения в учебниках и в методических пособиях К.Д. Ушинского 91

2.2. Организационные основы отечественной школы 121

2.3. Развитие идей К.Д. Ушинского в трудах его последователей 134

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 158

Заключение 161

Литература 165

Введение к работе

Качественно новый этап развития педагогической мысли в России,

начавшийся в 90-е г. XX в., обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью углубления, уточнения и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей отечественной педагогической мысли, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского.

По мнению многих исследователей, всестороннее развитие учащихся, а не только вооружение знаниями и навыками - главная задача педагогов. Разрабатывая методику развивающего обучения, они опираются на классическое наследие, используя труды великих предшественников.

В отечественной теории развивающего обучения отражены прогрессивные тенденции школьного обучения. Ее расцвет связан с развитием демократической мысли России, основоположником которой был М.В. Ломоносов, его последователи и ученики, профессора Московского университета, революционеры-просветители - А.Н. Радищев, в 30-40 годах ХТХ в. революционеры-демократы - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, в 60-х годах - Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Важнейшими качествами образованного человека Н.Г. Чернышевский считал обширные знания и привычку мыслить. Н.А. Добролюбов писал, что в процессе обучения необходимо воспитывать смелость и самостоятельность ума, развивать способности детей. Решительным противником муштры и зубрежки был Л.Н. Толстой, утверждавший, что каждый урок должен развивать творческие способности детей и чувствоваться ими как шаг вперед в учении. Они выступали за народность воспитания, за формирование человека, способного к сознательной деятельности. Их объединяла гуманистическая направленность взглядов на воспитательный процесс. Стремление к преодолению недостатков существующей системы образования и воспитания, изучение родного языка, народной поэзии, литературы, истории, географии своей страны рассматривались в качестве важнейшего средства в воспитании народности.

4 Изучение культуры своего народа прививает любовь к Родине, формирует чувство патриотизма

В XIX в. было много блестящих педагогов, методистов, достойно представлявших психолого-педагогические науки, но среди них не было педагога-философа, педагога-теоретика и в то же время практика, равного К.Д. Ушинскому. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, которая актуальна и значима и в наши дни. В его работах раскрывается суть и значение развивающего обучения, которое формирует гармоничную личность, «совершенного человека».

Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе на основе использования системного подхода к раскрытию проблемы развивающего обучения переосмысливаются вопросы единства умственного и духовного воспитания, возникает необходимость сохранить национальные особенности воспитания в период широкой интеграции в мировую педагогическую культуру.

Современные теоретики и практики образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Этим проблемам посвящены серьезные научные труды (Л.С. Выготский, П.Я, Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.Д.Кириллова, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), учебники и методические пособия. На государственном уровне пересматриваются концепции, стандарты современного образования, разрабатываются специальные программы по развивающему обучению. Все это свидетельствует о том, что проблемы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся весьма актуальными.

На современном этапе особенно остро встает проблема национального воспитания. С одной стороны, ставится вопрос об особенностях российской школы, а с другой - об интеграции с педагогическими идеями и практикой обучения западной педагогики.

В трудах К.Д. Ушинского содержится идея не просто развивающего обучения, а обучения, основанного на принципе народности. Однако богатая литература, посвященная изучению психолого-педагогического наследия К.Д. Ушинского, не содержит работ, освещающих его взгляды на целостность и системность развивающего обучения и влияние принципа народности на их обеспечение.

Продолжать и углублять изучение творческого наследия К.Д. Ушинского необходимо, ибо ряд сущностных положений развивающего обучения -целостность, православие, народность и другие - при рассмотрении его многогранной теоретической и практической деятельности остались неосвещенными. Нельзя говорить об исчерпывающем анализе его творчества еще и потому, что это был ученый, в трудах которого ставятся и решаются проблемы, созвучные нашему времени. Все это диктует необходимость комплексного творческого подхода к изучению педагогического наследия в области развивающего обучения.

Среди работ, посвященных педагогическому наследию К.Д. Ушинского, можно выделить работы, написанные до 1917 г.: Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.И. Острогорский, Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, Н.В. Чехов, а также работы современных исследователей: Е.П. Белозерцев, З.И. Васильева, Ш.И, Ганелин, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.А. Константинов, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, Н,В. Седова, В.Я. Струминский, М.Ф. Шабаеваи др.

Вопросы разработки теории и практики развивающего обучения, содержания и методов обучения, народности в теории К.Д. Ушинского анализировались в работах Р.Л. Доватора, И.Г. Дубина, И. Кадырова, Н.Н. Леева, В.М.Меньшикова, М. Песковского, С.Л.Репина, В.З.Смирнова, Я.И, Ханбикова, Н.А.Шитова и др.

Идеи объективной направленности педагогической мысли и ее практической реализации нашли освещение в диссертационных исследованиях

Т.М. Бедновой, М.Н. Дементьевой, Е.В. Душиной, Л.Н. Исаева,

Л.П. Михайловой, У.М. Силенко, Л.И. Тихвинского, А.Ф. Успенской, Ж.Т. Филипповой, И.А. Френкеля, Н.Д. Харченко, Л.А.Черных.

Так как целостная система развивающего обучения К. Д. Уши некого не изучалась, тема нашего исследования: «Система развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского».

Цель исследования - выявить сущность целостности системы развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Объект исследования - теория развивающего обучения К.Д. Ушинского.

Предмет исследования - особенности системы развивающего обучения К.Д. Ушинского.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи.

1. Выявить теоретические основы системы развивающего обучения
К.Д. Ушинского.

  1. Проанализировать дидактическую систему в педагогической теории К.Д. Ушинского.

  2. Раскрыть психолого-педагогические основы дидактической системы К.Д. Ушинского.

  3. Показать системообразующую роль принципа народности в системе развивающего обучения К.Д. Ушинского.

5. Обосновать методологическую роль целостного формирования
личности ребенка в системе развивающего обучения К.Д. Ушинского.

6. Проследить реализацию основных положений системы развивающего
обучения К.Д. Ушинского в организации народных школ и учебной литературе.

7. Проанализировать развитие идей К.Д. Ушинского в работах его
последователей.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов педагогического исследования: историко-теоретический, сравнительно-педагогический анализ разработки данной проблемы в исследуемый период, критический анализ учебных книг конца XIX - начала XX в.

Методологию исследования определили личностный, деятельности ый, системный подходы, гуманистическая концепция образования.

Источннковая база исследования:

1. Опубликованные в печати первоисточники и К.Д. Ушинского и его
последователей (в том числе учебники и учебные пособия, также тексты для
детского чтения).

  1. Труды отечественных педагогов, философов, науковедческая литература, включающая материалы по изучаемой проблеме.

  2. Публикации периодической печати.

Хронологические рамки исследования: 60-е годы XIX в - начало XX в.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось поэтапно.

На начальном этапе (2000 - 2001 гг.) была обоснована актуальность темы, осуществлялся теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы. Определялся научный аппарат: цель, объект, предмет, задачи, методология.

Завершающий этап (2002 - 2004 гг.) - анализ, научная систематизация материалов исследования и результатов, формулирование научных выводов работы и положений, выносимых на защиту, оформление.

Научная новизна результатов:

- выявлено, что система развивающего обучения К.Д. Ушинского
основывается на целостном подходе к личности ребенка, которая в его
понимании представляет единство народных и индивидуальных качеств;

— определено, что целостное развитие личности в педагогической теории
К.Д. Ушинского достигается в результате целостного обучения,
системообразующим фактором которого является принцип народности;

- определены истоки, повлиявшие на формирование современной
системы развивающего обучения.

Теоретическая значимость:

раскрыто, что принцип народности, являясь системообразующим, влияет на целевой, содержательный и процессуальный компоненты системы обучения;

установлена взаимосвязь внешних (религия, язык) и внутренних (духовность и нравственность) факторов воспитания и развития личности;

выявлен целостный подход к личности ребенка;

раскрыта зависимость между целостным подходом к личности ребенка и целостностью образовательного процесса;

выявлено, что религия является необходимым компонентом духовного и нравственного развития личности.

Практическая значимость состоит в применении результатов исследования для оптимизации педагогических и психолого-педагогических условий развития ребенка в образовательном процессе, деятельности учителей; активизации интереса педагогической общественности к богатейшему наследию К.Д. Ушинского; разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории педагогики.

Основные положения, выносимые на защиту:

- на основе принципа народности К.Д. Ушинский создал универсальную
и единственную в мире модель системы развивающего обучения, которую
можно реализовать в любой стране с учетом национальных особенностей и
достижений педагогической науки;

~ идея развивающего обучения, уходящая своими корнями в народную педагогику и ставшая потребностью общественного развития, получила научное обоснование в педагогической системе К.Д. Ушинского на разных уровнях: методологическом (народность, христианская духовность и наука), теоретическом (цель, содержание, методы, принципы обучения), методическом (методические пособия для учителей) и практическом (учебники для учащихся, проекты построения народной школы);

особенностями отечественной системы развивающего обучения, основанной на принципе народности, является изучение языка, православия, истории народа, его традиций, культуры, психологии, географии;

теория развивающего обучения К.Д. Ушинского предопределила прогрессивные тенденции в решении жизненно важных проблем отечественной педагогики: обеспечение системности процесса обучения; взаимодействие педагогики и психологии; синтез образования и воспитания; связь материального и формального образования; формирование целостной личности (сочетание физического и духовного развития);

- раскрывая систему развивающего обучения, основывающуюся на идеях
народности, православия, научности, среде (природной и социальной),
общественных прогрессивных требованиях, К.Д. Ушинский обосновал
особенности организации отечественной школы, ее самобытность и в то же
время достойное место в образовательной системе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:

системным характером теоретико-методологических оснований;

преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положений;

многообразием фактического материала и методами, адекватными цели и задачам исследования.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (2000-2002 гг.), при обсуждении материалов исследования на заседаниях кафедры педагогики Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, в научных публикациях, практике педагогической деятельности.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающей 242 источника.

Концептуальные положения системы развивающего обучения К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский - основоположник русской педагогической науки и народной школы.

Его педагогическая теория и практическая деятельность по созданию русской школы отвечали государственным и общественным потребностям.

Время, в которое разворачивалось его творчество богато событиями, красноречиво убеждающими в необходимости преобразования системы образования и просвещения народных масс: война 1812 года, восстание декабристов, Крымская война, отмена крепостного права, Французская революция. Все, в том числе и правящая власть, понимали, что развитие России во многом будем зависеть от реформ образования.

Политические преобразования в России, произошедшие к середине 50-х годов XIX в. привели к тому, что общество признавало в качестве важнейшего средства освобождения и развития личности просвещение. Реформы 60-х годов внесли коренные изменения в ход развития научной жизни. Наука приобретала высокую ценность, она была призвана изменить содержание и методику педагогической деятельности.

Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г., по выражению К.Д. Ушинского «во многих отношениях важнее петровских преобразований» [197; с,320]. С падением крепостного права в сознании русского человека стала внедряться мыль о достоинстве всякой человеческой личности, о необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Реформы этого периода вызвали чрезвычайно широкое демократическое движение.

Эпоха реформ кончилась прежде, чем были в достаточной мере осуществлены задуманные политические и экономические преобразования. С конца 60-х годов начался период длительной политической реакции.

Общественность выступала за создание условий для полноценного образования народа - образования, обеспечивающее его развитие. Прогрессивные реформы и пути их реализации сменялись контрреформами. Однако это только усугубило потребность в поисках путей развития образования.

Министр просвещения С.С. Уваров изложил свои основополагающие концептуальные положения в поданной на имя императора «Записке». Он указал, что основой просвещения в России должны стать: православие, самодержавие, народность.

На разных уровнях и в зависимости от политической обстановки понятие «народность» становится реакционным и националистическим, как преграда прогрессивному влиянию Запада, и патриотическим, защищающим русскую самобытность. Поиск «самобытного» просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию 40-х г. XIX в. на славянофилов и западников.

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе.

Западники представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, В.Ф.Одоевский, П.Г. Редкий, Н.В.Станкевич и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию.

Славянофилы также не были едиными в своих воззрениях. Вместе с тем их объединяли существенные мировоззренческие и педагогические подходы. Первые славянофилы, такие как философ и публицист И.В. Киреевский, философ и поэт А.С. Хомяков, исходили из убеждения в самобытном историческом пути русского народа. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему,

Наряду с широкой просветительской работой большое внимание стало уделяться и теоретическим вопросам воспитания и обучения. Важнейшим стал вопрос о конечной цели воспитания, выработке четкого представления о том, кого должна готовить организованная система воспитания и каковы должны быть в связи с этим принципы ее организации. Дело в том, что, начиная с петровских времен и до середины XIX в., педагогическая система ставила своей основной задачей подготовку человека к выполнению определенной служебной деятельности. Какие нравственные качества сформируются в результате воспитания, какими человеческими достоинствами будет обладать воспитанник, не играло существенной роли, К.Д. Ушинский же своим ведущим методологическим принципом провозглашает философское положение о том, что человек - наивысшая ценность. Основным предметом науки воспитания и образования он считал человека, его природу (физиологическую, анатомическую, психическую, социальную и др.) и свой капитальный труд он назвал «Человек как предмет воспитания».

Таким образом, К.Д. Ушинский своим творчеством реализует потребности общества. Он создает научную образовательную систему, обеспечивающую развитие личности. При этом разработанная им система основывается на принципе народности. Решая эту проблему, он исходил не из политических и националистических принципов, а из научного педагогического обоснования. Изучив постановку образования разных народов, он показал, что каждый народ имеет свою педагогическую систему, но его система развившощего обучеігия, реализующая принцип народности, не имеет аналогов в мировой педагогике. Применительно к России он выделял три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку [L38;c.208].

Европейская научная мысль середины XIX в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется решением проблемы развития человека, общества и образовательной системы.

Термины «развивающее обучение», «развитие метода» используются и трактуются К.Д, Ушинским неоднократно. Суть развивающего обучения, по его мнению, состоит в незаметном введении детей в область знаний с помощью приобщения к богатствам, накопленным историей и самобытностью народа, тех сведений, которые «уже приобретены ими непосредственно из самой жизни» [199; с.11].

Говоря о концепции развивающего образования К.Д. Ушинского, следует иметь в виду, что для того время она была принципиально новой, поскольку противостояла традиционному представлению о школьном образовании лишь как об усвоении знаний, излагаемых учителем.

Различные аспекты теории развивающего обучения педагогической системы К.Д. Ушинского так или иначе характеризовали и освещали отечественные авторы: И.Д. Антипов [7], Е.И. Бражник [23], A.M. Дедюхин [57], Г.Д. Кириллова [88], Т.А. Шаптукаева [232], О.С. Щеткина [238] и другие.

Прежде чем характеризовать саму систему развивающего обучения, рассмотрим теоретические основы, которые определили ее особенности.

Основными работами, в которых раскрывается система развивающего обучения К,Д. Ушинского, являются: «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и другие. Изучение данных работ привело нас к выводу, что система образования, по его мнению, должна основывается на принципе народности. Данное положение отразилось, прежде всего, в определении целей воспитания.

Распространение гуманистических взглядов в русском обществе 60-х годов XIX в. привело к появлению новой трактовки целей воспитания. До сих пор сохраняют для нас значение взгляды К.Д. Ушинского на цели и задачи воспитания. Цель воспитания - подготовить человека совершенного, всесторонне развитого в физическом, умственном и нравственном отношениях, полезного своему народу. В детях следует воспитывать религиозность, патриотизм, чувство общественного долга, гуманизм, твердость убеждений, честность, дисциплину и трудолюбие.

Фундаментальным методологическим положением педагогической системы Ушинского является целеобразование. Определить содержание убеждений и мировоззрения учащихся - такова, по его мнению, основная задача воспитания.

Он выдвигает в качестве цели воспитания развитие человека, живущего общественными интересами, стремящегося к истине, правде, добру и человечности, сочетающего интересы всего человечества с интересами своего народа и своими личными.

Дидактический подход к системе развивающего обучения в педагогической теории К.Д. Ушинского

К.Д. Ушинский выступал за разработку научных основ обучения и воспитания, поскольку школа России испытывала потребности в новом, научном подходе к делу образования и обучения. В середине XIX в. возникает необходимость в передовой научной дидактической теории. Такой теорией русская педагогика в то время не располагала. Разрабатывая основы научной педагогики, К.Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения - дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики.

В этом параграфе анализируются содержание, исходные дидактические положения, которые в дальнейшем легли в основу современных принципов обучения, методы, система условий, при которых обучение максимально влияло на развитие учащихся в теории развивающего обучения К.Д. Ушинского. В основе раскрытия этих вопросов положен анализ его работ; «О первоначальном преподавании русского языка», «Методические статьи и материалы к первому изданию «Детского мира», «Родное слово. Книга для учащихся», «Человек как предмет воспитания», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Воскресные школы» и исследования современных ученых: М.П. Барболина [13], В.В.Давыдова [55], А.А.Лебедева [102], И.Я. Лернера [104,105], Т.С. Нарзаровой [124], В.А. Неровных [127], А.А.Никольской [130], Е.В. Поваровой [144], П. А. Рябиничева [154], Л.В. Черновой [224] и др.

В раскрытии дидактического подхода к системе развивающего обучения К.Д. Ушинский исходил из единства содержательной, деятельной и организационной сторон обучения.

Содержательная сторона данной системы нашла свое отражение, прежде всего, в отборе содержания образования, которое К.Д. Ушинский определял с позиций целостности и народности.

Для более глубокого понимания данного вопроса необходимо остановиться на проблеме формального и материального образования, которая, относится к числу определяющих в построении системы развивающего обучения и влияет на соотношение содержательной и деятельной сторон познавательного процесса.

Заслуга К.Д. Ушинского состоит в том, что обе эти теории порознь считал односторонними, не удовлетворявшими действительным потребностям жизни общества, не обоснованными с позиций научной психологии и педагогики. В статье «Воскресные школы», давая развернутое раскрытие общих идей, положенных в основу разработанной им системы, ученый подчеркивает, «что в обучении следует иметь в виду постоянно две цели и не увлекаться ни одной из них настолько, чтобы позабыть другую» [191; с.501].

Гениальность К.Д. Ушинского состояла в том, что он диалектически подходил к разрешению вопроса о взаимосвязи содержания образования и методов обучения. Отсюда выбор предметов начального образования. Ставя в центр развитие ребенка, он выбирает средство - реальное содержание образования, с которым сталкивается ребенок в жизни.

Решение этого кардинального вопроса неоднозначно и занимает дидактику до сих пор. П.Н. Груздев, указывает в своей книге «Вопросы воспитания и образования» [54; с.54], что идея единства содержания и метода вошли в дидактику и конкретный путь ее решения может быть эклектическим и диалектическим. Эклектическим он становится тогда, когда решается но формуле «и то и другое», когда эти понятия рассматриваются как отдельные слагаемые. Диалектический подход основывается на том, что метод внутренне присущ знанию.

К.Д. Ушинский уже в то время данную проблему решает диалектически и на уровне теории, и на уровне практики при написании учебников и методических пособий.

Определяя цели обучения, он писал: «Первая цель, формальная, состоит в развитии умственных способностей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка.

Вторая цель школьного обучения, реальная, столь же важная, как и первая, да еще, если хотите, и важнее первой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходим разумный выбор предметов для наблюдений, представлений и соображений» [191; с.500-501].

Теория формального образования обращает внимание, главным образом на форму, а не на содержание, при обучении же внимание должно обращаться преимущественно на содержание. Резко выступая против «чистых» теорий формального и материального образования, в гносеологических основах которых лежали различные виды идеализма (рационализм в первом случае и позитивизм во втором), К.Д. Ушинский хорошо понимал, что при правильно организованном образовании всегда будет решаться цель формальная. Однако это вовсе не исключает цели реальной (материальной) в образовании, заключающейся в выборе самих предметов для наблюдений и размышлений.

Формальное развитие может происходить только в реальных знаниях, так как знания, отвечают потребностям развивающейся жизни, и здесь важны и естественнонаучные, и гуманитарные знания. Только на материале этих наук, в процессе овладения ими может успешно решаться формальная задача -развитие общих мыслительных способностей.

Уже в своей речи «О камеральном образовании» [185], опубликованной в 1848 г., К.Д. Ушинский решительно ставил вопрос об изменении содержания образования, обосновывая такую необходимость быстрым развитием науки и изменившимися условиями жизни в России.

С точки зрения ученого, содержание образования определяется не только суммой учебных предметов, объемом знаний, а главным образом общей идеей, которая должна объединять все эти предметы. Надо понять и осознать современное состояние научных знаний, требования и интересы общества.

К.Д. Ушинский, определяя содержание общего образования с позиций научности и народности, считал, что единственно верный путь к воспитанию подлинного гуманизма лежит главным образом через изучение родного языка и литературы. Он говорил, что «лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» [193; с.561 ].

Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщаться к тому огромному опыту, который накопило человечество. Но, прежде всего, родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир, историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, чуждый народным истокам, глухой к отечественной культуре, не способен воспринимать и мировой опыт.

Содействуя развитию сознания ребенка, родной язык сообщает ему массу новых понятий, заключенных в слове. Все обучение родному языку должно быть подчинено этой задаче. К.Д. Ушинский связывал умственное и нравственное развитие школьников с изучением живой речи, образцовых художественно-литературных произведений.

Родной язык в школе, считал К.Д. Ушинский, надо изучать не только как отдельный предмет, а через изучение всех учебных предметов. Он рассматривал родной язык как средство вхождения ребенка в жизнь и изучения народной жизни.

К.Д. Ушинский, называя родной язык удивительным педагогом, отмечал: «Являясь полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. ...Не условным только звукам учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей» [193; с.558].

Реализация системы развивающего обучения в учебниках и в методических пособиях К.Д. Ушинского

Практическая направленность работ К.Д. Ушинского была ориентирована на организацию основных идей: на личностный подход и построение обучения, соответствующего реальному постижению ребенком окружающей действительности, целостность в восприятии ребенка и опора на его умственное, физическое и духовное развитие. Этому соответствовала целостная образовательная система, базирующаяся на взаимосвязи формального и материального обучения. Ребенок в учебном процессе у К. Д. Уши некого выступает как личность, где идет развитие его духовных и умственных сил, учитывается психология, мировосприятие детей, обеспечивающее формирование «совершенного человека».

Проблеме целостности понимания сущности ребенка соответствовала проблема целостности образовательного процесса: единство воспитания и обучения, целостность и всесторонность воздействий на личность ученика, взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности ребенка, гуманистический характер образования, создание условий в которых ребенок оказывался активным участником учебной деятельности. При этом ребенок анализирует и наблюдает окружающий его мир. При решении этих вопросов осуществляется принцип народности. Ребенок постигает окружающие его предметы, он изучает историю своего народа, географию своей родины, нравственные ценности, уходящие своими корнями в христианскую религию и народную педагогику.

Все это основывается на использовании богатства родного языка. В теории К.Д. Ушинского язык является не просто предметом изучения, а предметом, позволяющим постичь самого себя. Поэтому для него большое значение имело содержание учебных книг и логика расположения материала в них.

Сознавая невозможность в современных ему социально-исторических условиях создать полезную и доступную книгу для народа, К.Д. Ушинский свою ближайшую задачу видел в определении круга и направления детского чтения. Он прекрасно понимал, что русской школе нуж.ен учебник,.по которому можно было бы обучать детей живому русскому литературному языку. Ученый взял на себя огромную смелость нарушить вековые традиции старой и і колы.

Учебники К. Д. Уши некого «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) представляют собой одну из самых первых и смелых попыток составить развивающие художественно-литературные пособия для детей младшего возраста.

«Родное слово» и «Детский мир» - общепризнанные классические учебные книги русской дореволюционной начальной школы. Книги непрерывно переиздавались по несколько раз в год, употреблялись в народной школе вплоть до Октябрьской революции. По общему признанию, учебники К.Д. Ушинского вместе с руководством к ним произвели переворот в работе начальной школы второй половины XIX века. «Родное слово» и «Детский мир» - лучшие образцы учебников, претворившие идею развивающего обучения. В них реализуется идея системного раскрытия содержания образования, идея единства материального и формального, содержательной и деятельной сторон обучения.

К.Д. Ушинский выступил в этих учебных книгах не только как гениальный педагог, но и талантливый писатель. Большинство страниц его учебников заполнено оригинальными произведениями. Так, во всех книгах «Детского мира», имеющих объемом 660 страниц, только 80 - составляют перепечатки (в основном стихотворения), остальное написано самим ученым или переработано им таким образом, что может считаться оригинальными сочинениями. Из 208 произведений, вошедших во вторую часть «Родного слова», К.Д. Ушинский выступает как автор 129 произведений. (62%) [69; с.ЗЗ].

Рассказы и сказки К.Д. Ушинского являются классическим образцом литературы для детей. Многие из них благополучно прошли испытание временем и дожили до наших дней, продолжая издаваться как отдельно, так и в сборниках.

Однако, как известно, реакционно-настроенные министерские чиновники, особенно чиновники духовного ведомства, увидели в учебниках К.Д. Ушинского угрозу схоластической феодальной школе. Установка этих учебников на познание и осмысление ребенком окружающего мира дала повод обвинить их автора в атеизме и исключить «Детский мир» и «Родное слово» из списка книг, рекомендованных для применения в школах, подведомственных Министерству просвещения [234; с.83].

О «Родном слове» написано самое большое количество статей, рецензий, отзывов и работ, какие когда-либо писались об учебной книге у нас. Выдающиеся русские педагоги Н.А. Корф, Л.Н. Модзалевский, В.Я. Стоюнин и другие не только давали высокую оценку «Родному слову», вызвавшему переворот в жизни русской школы, но что главное, отстаивали принципы, на которых оно было построено.

Учебные книги К.Д. Ушинского стали предметом глубокого и всестороннего изучения и в наши дни. Видные педагоги П.А. Данилов [56], Н.А.Константинов [93], Е.Н. Медынский [113], В.Я. Струминский [172] и многие другие в своих работах не только раскрывают научно-педагогическую и методическую сущность «Родного слова», но, что главное, показывают, чем актуальны эти книги в последующем развитии школы.

Раскрывая этот вопрос, мы опираемся на работы следующих авторов: И.И. Августевича [1,2], В. Вдовина [32], Н.К.Гончарова [50], Т.Л. Горностай [51], И.А. Горячевой [52], Д.А. Емеца [69], А. Жигулева [71], Н.Г. Зеленева [75], Т.Лихаревой [108], Д.О. Лордкипанидзе [109], Т.Ф.Новиковой [131], О.П. Охрипенко [136], Ф.И. Сетина [156], Л.В.Тодорова [181].

В этом параграфе мы ставим задачу показать те методолога -педагогические позиции К.Д. Ушинского, которые положены в основу его учебных книг, а именно: 1. Идея народности воспитания, как общепедагогическая концепция К.Д. Ушинского, пронизывающая все содержание его учебных книг. 2. Дидактическое учение К.Д. Ушинского, как общеметодологическая основа «Родного слова» и «Детского мира». Для раскрытия сущности идеи народности как общепедагогической основы «Родного слова» и «Детского мира» необходимо установить: 1.1. как реализуется учение К.Д. Ушинского о целях воспитания и обучения в его учебных книгах; 1.2. теория воспитывающего обучения К.Д. Ушинского и решение вопроса о соединении обучения с воспитанием качеств «совершенного человека» в «Родном слове» и «Детском мире»; 1.3. положение К.Д. Ушинского о решающем значении родного языка, которое он реализует в отборе фольклорного и литературного материала. Для раскрытия дидактического учения К.Д. Ушинского в учебных книгах мы остановимся на следующих вопросах: 2.1. соответствие обучения возрастным особенностям детей - основа учебных книг К.Д. Ушинского; 2.2. методы, реализующие концепцию развивающего обучения и способствующие формированию целостной системы изучаемого материала в содержании «Родного слова»; 2.3. приемы, используемые в учебных книгах К.Д. Ушинского для развития мыслительных способностей ребенка.

Задача литературы для детей, считал ученый, состоит в решении и разработки важных нравственных проблем, сообщении сведений о мире и человеке. 1.1. Мысль К.Д. Ушинского о целях и задачах обучения нашла свое отражение в содержании его учебных книг в единстве формальной и материальной целей образования. Исходя из широкого понимания задач начального обучения, он считал, что книга для чтения должна содействовать всестороннему развитию учащихся, способствовать овладению языком, как основным орудием человеческого общения и приобретения знаний, о широком круге явлений окружающей жизни. Учебная книга должна служить обогащению личности- ребенка- нравственными и- эсгетическими- чувствами- и понятиями, овладение речью на основе развития мысли. Центральная идея методологического наследия К.Д. Ушинского по проблемам преподавания родного языка состояла в задаче не просто заучивать правила, а постигать язык во всем его многообразии. «Родное слово» и было такой книгой, Здесь учитель находил разумную систему знаний, понятий, впечатлений в основу которой положена забота о развитии в детях активной мыслительной и нравственной деятельности и самодеятельности. «Родное слово» включало азбуку, книги для чтения, грамматику родного языка. Развивающий характер обучения определяется в «Родном слове» прежде всего содержанием читаемого материала. Из общего круга человеческих знаний К.Д. Уши некий выбирает предметы естественной истории как наиболее доступные для детей и удобные для того, чтобы «приучить детский ум к логичности», показать связь между наукой и жизнью. 1.2. Следующая идея К.Д. Ушинского о воспитывающем характере обучения в его творчестве связано с задачей воспитания патриотических чувств, высокого чувства человечности, гуманизма. Вообще педагог уделял большое внимание воспитанию у детей гуманных чувств. Об этом свидетельствуют такие его рассказы, как «Горбун и мальчик», «Дедушка» и ряд других. Одновременно в этих произведениях высмеиваются человеческие недостатки и пороки. Например, в «Горбуне и мальчике» осуждается жестокость ребенка, но без морализаторства: поучение вытекает из самого содержания рассказа.

Организационные основы отечественной школы

Теоретическая концепция образования, разработанная К.Д. Ушинским, требовала перестройки организации обучения.

Во второй половине XIX в. мысль о необходимости модернизации общего образования завоевала популярность, но что реально вкладывать в решение этой задачи, какими средствами ее осуществлять, во многом было не ясно, рождало порой ожесточенные споры, в частности, между сторонниками формального и материально образования, классического и реального.

Анализу поисков решения проблем образования этого периода посвящены работы Ш.И. Ганелина [46], Э.Д. Днепрова [63], А.В. Ососкова [134], Д.И. Тихомирова [180], А.И. Пискунова [142], Н.Л. Шеховской [236] и др.

Школьная жизнь и внутренняя логика развития новой народ ной школы, выражавшие объективную потребность русской действительности, вызвали необходимость теоретического обоснования зарождавшейся педагогической практики. «Сила вещей невольно выдвигает вперед жизнь, показывая, что наука не должна указывать окончательные цели жизни, а жизнь указывает практические цели и самой науке»[208; с. 16]. Эти слова о взаимодействии педагогической теории и практики были сказаны К.Д. Ушинским, которому и суждено было встать у истоков новой народной школы России в качестве ее основоположника и теоретика.

Как указывалось в I главе исследования - фундаментальным методологическим положением педагогической системы К.Д. Уши некого является целеобразоеание.

Естественным следствием разработки вопроса о характере и назначении народной школы явилось обращение ученым к проблеме теории общего образования, которые в 60-х годах XIX века, в связи с подготовкой школьной реформы, был предметом горячих обсуждений, как в России, так и за рубежом. Основная теоретическая борьба развернулась по вопросу о цели общего образования.

В своих теоретических и практических исканиях К.Д. УшинскиЙ, прежде всего, стремился найти ведущие, основные идеи строительства русской школы. Он был глубоко убежден, что невозможно «устраивать народное воспитание, не сознавая ни цели, ни средств, ни почвы, на которой мы хотим работать». «Прежде, чем учреждать народные школы, - писал он в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии», - следовало выработать до ясности понятие о том, чем должна быть народная школа, и выработать не одному человеку, не в кабинете только, не на бумаге, а целому обществу педагогов. В столкновениях и борьбе мнений, в практических попытках провести свою идею в жизнь» [195; с.95].

«Как ни проста нам кажется теперь идея, что цель народной школы состоит не в том, что внести в головы детей известное количество определенных знаний, которые они потом позабудут, и сообщить им технический навык чтения и письма, которым они не воспользуются, но в том, чтобы школьным занятием развить способности детей, естественным путем раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности»[195; с.95] -так определял цель народной школы К.Д. Ушинский.

Исходя из своего практического опыта, педагог пересмотрел всю систему обучения на всех этапах. Основное внимание он сосредотачивал на перестройке начальной школы, которая охватывала большую часть населения и закладывала фундамент развития ребенка.

Официальная педагогика России середины XIX в. резко ограничивала цели и задачи начальной школы. Главным в начальной школе считалось научить ребенка элементарным навыкам чтения, письма и счета. Вопреки этой традиции К.Д. Ушинский ставил иные цели и задачи перед начальной школой: первоначальное обучение должно подготовить ребенка к получению дальнейшего образования, оно должно развивать в нем душевные и духовные силы. Он выдвинул совершенно новую, никогда ранее на стоявшую перед русской начальной школой задачу - развивать ребенка, его умственные и нравственные силы, формировать волю, характер.

В I главе отмечалось, что К.Д. Ушинский разрабатывал вопросы содержания образования с позиций целостности, народности и научности.

Чтобы показать его громадные заслуги в разработке вопросов устройства отечественных школ, следует хотя бы в общих чертах воссоздать картину, чему и как учили в школе до К.Д. Ушинского. П.Ф. Кантерев писал об этом периоде развития школ: «... с освобождением крестьян чрезвычайно усилился запрос на всякого рода школы: элементарные, средние, высшие, общие, профессиональные, мужские, женские. Образование и школа того времени были скудны, казенны, мертвенны... педагогическими вопросами почти никто не занимался» [85; с.50].

В учебном плане начальной школы господствовали закон божий, церковно-славянская грамота, церковное пение. На эти предметы выделялось 12 часов из 27. Неудивительно, отмечает С.Ф. Егоров [68; с.24], что окончившие начальную школу зачастую не получали даже простейших навыков чтения и письма.

В учебном плане классической гимназии с двумя древними языками на изучение языков отводилось 65% учебного времени, 18% времени оставалось на математику и закон божий. На остальные предметы - естествознание, география, история, рисование - всего лишь 15,5% [80; с.215].

Этой старой школе с крепостническими порядками и устаревшими взглядами на цель и задачи обучения и воспитания К.Д. Ушинский решительно противопоставил новую гуманную школу с гуманными задачами и методами работы. Он выступил за разработку научных основ обучения и воспитания, поскольку школа России испытывала потребность в новом, научном подходе к делу образования и обучения. Его философские, психолого-педагогические и методические труды способствовали возникновению и становлению дидактической теории, которая вооружила учительство знанием психолого-педагогических закономерностей учебного процесса. Дидактическое учение К.Д. Ушинского заложило прочный фундамент педагогической науки.

Узловой проблемой учебно-воспитательного процесса на всех уровнях системы образования того времени была связь теории с практикой. Ученый считал, что одним из главных недостатков школы является отрыв содержания образования от жизни, от потребностей общества. При определении содержания образования, он считал, что необходимо учитывать внешние условия, в которых живут дети: историю данного народа, его природную среду, традиции. Он много думал над созданием таких программ для школ, которые отличались бы стройностью, системностью, которые были бы свободны от мертвого балласта, от лишнего, устаревшего материала.

Исходя из того, что цель народной школы состоит в том, чтобы школьными занятиями развить способности детей, раскрыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности, он разработал новый учебный план начального обучения.

К.Д. Ушинский предложил учебный курс народной школы в составе двух циклов — цикла элементарного (пропедевтического) и собственно начального (систематического) обучения.

На элементарной ступени обучения дети, по его мнению, должны были в основном овладеть родным языком. Для него он отводил первые два года начальной школы,

Похожие диссертации на Система развивающего обучения в трудах К. Д. Ушинского