Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Жданов Игорь Вячеславович

Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв.
<
Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жданов Игорь Вячеславович. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саранск, 2003 238 c. РГБ ОД, 61:03-13/1553-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные направления общественно-педагогического движения в области музыкального образования в России второй половины XIX- начала XX века 19

1.1. Активизация просветительской деятельности музыкальных обществ России 20

1.2. Роль съездов в развитии музыкального образования в России 52

1.3. Участие российской журналистики и музыкальных издательств в развитии музыкального образования 85

Глава II. Система и педагогические основы музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX века 105

II. 1. Музыкальные учебные заведения и формы внешкольного музыкального образования в России 105

11.2. Организация учебного процесса в частных и общественных музыкальных учебных заведениях России 139

11.3. Становление и развитие педагогических основ музыкального образования 165

Заключение 197

Список использованных источников и литературы 202

Приложение 238

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях заметно повышается роль общественных организаций и движений. Поэтому возникает необходимость поиска форм, способствующих наиболее продуктивному взаимодействию государства и общественный сил в различных сферах современной жизни России, в том числе в области образования. Произошедшие в последние годы изменения в социальной и политической жизни создают для этого благоприятные условия, так как общественная деятельность получает распространение лишь в демократических общественных системах, основанных на принципах гуманистического мировоззрения. Проявление общественной деятельности становится возможным в обществе благодаря политическим и правовым гарантиям, обеспечивающим гражданам свободу личного самовыражения и возможность реализации их предложений.

С переходом России в 90-е годы XX века к новой системе социально-политических и экономических отношений, стало очевидным, что развитие общеобразовательной и профессиональной школы необходимо строить на принципах гуманизма и демократии, приоритета личности и общечеловеческих ценностей, широком использовании новейших педагогических технологий. Ликвидация монополии государства на образование открывает широкий простор для проявления частной и общественной инициативы в этой области. Всё это создаёт предпосылки для реформирования образовательных систем на качественно новый уровень. Этому также способствуют новое педагогическое мышление и плюрализм, которые постепенно ведут к раскрепощению массового педагогического сознания.

В настоящее время особенно остро стоит вопрос о необходимости усиления эстетического образования, важнейшей областью которого является музыкальное образование. На наш взгляд, это связано с недооценкой обществом, а отсюда и в образовательной системе роли музыки как важнейшего фактора формирующего общую культуру человека, его эмоции и воображе-

ниє, способствующего гармоническому развитию личности и нравственному самосовершенствованию. В этих условиях особую актуальность приобретает поиск путей и средств, способных вывести музыкальное образование на новый качественный уровень и придать его развитию необходимый динамизм. При этом, резервы развития музыкального образования находятся как внутри, так и вне образовательной сферы. Исторические корни данной проблемы в этой области уходят в прошлое и непосредственно связаны с общественно-педагогическим движением второй половины XIX — начала XX века. В условиях постоянно обострявшихся экономических и внутрисоциальных противоречий оно стало определяющим фактором развития глубинных процессов в разных областях образования. Таким образом, исследование истоков общественной деятельности в этой области, осуществлённое на основе современных педагогических концепций, позволит, на наш взгляд, более продуктивно подойти к проблемам современного музыкального образования.

Проведённый нами историографический анализ свидетельствует о том, что в историко-педагогической литературе, изучение деятельности общественно-педагогического движения в России началось с 1930-х гг. и было вызвано усилением интереса к школьным реформам 60-х гг. XIX в. и к деятельности общепризнанного родоначальника этого движения Н.И. Пирогова (Е.Н. Медынский, И.И. Ганелин, Ф.Ф. Королёв, Н.А. Константинов, В.З. Смирнов и другие) [305; 306; 254; 294; 290; 291; 337; 338; 342], а позже - в связи с изучением общественной деятельности в области школьного и внешкольного образования (Э.Д. Днепров, Р.Л. Доватор, С.Ф. Егоров и другие) [261; 262; 266]. Историографический анализ работ советского периода свидетельствует об их излишней политизации и стремлении рассматривать общественно-педагогическое движение на основе свойственного исследователям этого периода классового подхода к анал'.';гу истс^Ъ лёчдагогическлх явле-ний и с точки зрения развертывания в нем борьбы классов и сословий по вопросам образования рабочих и их детей.

В 90-е гг. XX в. в условиях демократического обновления общества и постепенного отхода от сложившихся стереотипов в анализе историко-педагогических реальностей, интерес ученых к проблематике истории общественно-педагогического движения значительно возрос. В целом ряде исследований был предпринят анализ задач, структуры и направлений, по которым осуществлялось участие общественных сил в развитии российского образования. В них дается общая характеристика общественно-педагогического движения (Б.К. Тебиев) [344], рассматривается педагогическая и просветительская деятельность общественных организаций (М.В. Михайлова) [310], формы взаимодействия общественно-педагогических сил и государственных учебных органов в области начального и среднего общего образования (А.Н. Шевелев) [366], роль общественно-педагогического движения в развитии отдельных областей и ступеней образования (профессионально-технического — B.C. Логинова, коммерческого — Н.Н. Калинина, начального — Т.Б. Соломатина) [363; 364, с. 3; 364], особенности развития общественно-педагогического движения в Российском Зарубежье (Е.Г. Осовский, В.А. Сухачева) [322; 365]. Благодаря этому представлена более широкая картина и новый, цивилизационный взгляд, на закономерности и тенденции развития общественно-педагогического движения. Однако в этих работах фактически не нашла отражения такая сфера образования, получившая развитие в конце XIX -начале XX века в России, как эстетическое образование в целом, так и музыкальное образование в частности.

Сказанное, однако, не означает, что данная проблема выпала из поля зрения историков и музыковедов. Отдельные стороны общественной и частной инициативы в области музыкального образования рассматривались попутно в работах по истории музыки, музыкальной культуры, исполнительства, истории отдельных учебных заведений. При этом изучение проблемы происходило в три этапа, каждый из которых отражал разные подходы к этому явлению.

На первом этапе (60-е годы XIX века - 1917 год) исследования по данной проблеме были предприняты современниками и участниками рассматриваемых событий. Они знакомили общественность, в основном, с историей возникновения и деятельностью музыкальных обществ (Е.К. Альбрехт, Н.Д. Кашкин, И.В. Липаев, В.И. Малишевский, Н.А Маныкин-Невструев, И Миклашевский, А.В. Никольский, А.И. Пузыревский, С.Г. Рыбаков, Н.Ф. Финдейзен, А.П. Чижов и другие) [104; 138; 151; 155; 156; 159; 173; 186; 196; 212; 213; 217; 142; 190; 220] и частных и общественных музыкальных учебных заведений (Е.К. Альбрехт, К.Э. Вебер, Н.Д. Кашкин, С.Н. Кругликов, СВ. Смоленский, В.В. Стасов, Ю.Д. Энгель) [105; 117; 140; 144; 203; 206; 222]. Однако данные исследования своей задачей главным образом ставили популяризацию лишь той или иной формы музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности общественных сил. Издания хотя и содержали большой фактический материал, тем не менее, они не поднимались до уровня исторических и теоретических обобщений.

Второй этап изучения проблемы относится к 30 - 80-м годам XX века. В советской литературе этих годов во многих исследованиях была отражена история музыкальных обществ (Н.Н. Емельянова, Б. Котляров, Е.В. Майбу-рова, А. Мшвелидзе, И.В. Нестьев, И.Ю. Харкеевич и другие) [269; 296; 303; 304; 318; 319; 350; 265; 328; 329; 351], частных и общественных музыкальных учебных заведений (Ю.Л. Ефимов, Б.И. Загурский, Я.И. Зак, Ю.В. Келдыш, Ю.А. Кремлёв, А.В. Свешников, СМ. Чемоданов, В.Я. Шебалин и другие) [271; 272; 273; 286; 297; 335; 353; 357; 13; 340; 281; 312; 348; 301; 320; 333; 334; 347; 352], краткосрочных летних музыкально-педагогических курсов (В.И. Адищев, Ю.П. Гнутикова, Г. Рогожникова) [225; 227; 257; 332], музыкальной журналистики (А. Ступель и И. Райскин, Б.С Яголим) [341; 360], музыкально-издательского дела (Б. Вольман, Г.К. Иванов, М. Кунин) [251; 274; 300]. Отдельное место занимают работы, посвященные педагогической и общественной деятельности видных музыкальных деятелей (О.А. Апраксина,

А.В. Астров, Л.А. Баренбойм, Т.Н. Батуринская, Ю.С. Горяйнов, И. Кунин, М.Г. Плохова, Д. Ткачёв, В.Ф. Шевлягина и другие) [232; 233; 234; 236; 238; 239; 240; 241; 258; 299; 325; 346; 358; 226; 228; 245; 283; 289]. Кроме того, различные эпизоды общественной деятельности отражались в воспоминаниях современников. В частности, Н.Е. Буренина, М.Ф. Гнесина, М.М. Ипполи-това-Иванова, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Н. Черепнина, В.Н. и СТ. Щац-ких [247; 256; 278; 331; 355; 356].

Главной особенностью музыкально-исторических исследований этого периода, на наш взгляд, является то, что частная и общественная деятельность в них рассматривалась, с одной стороны, в контексте борьбы демократических сил против правящего режима, а с другой - как способ аполитичного ухода от реальной жизни. Тем самым, господствующие в то время идеологические ограничения не позволяли исследователям в полной мере оценить деятельность общественно-педагогического движения, как в целом, так и в области музыкального образования, в частности.

Третий этап изучения проблемы начинается с 90-х годов XX века и характеризуется цивилизационным подходом к изучению частной и общественной деятельности данного периода. В работах последнего десятилетия происходит переоценка значимости частной и общественной инициативы как важного фактора просвещения народа, раскрываются ранее не упоминавшиеся факты, что характеризует более широко и объективно деятельность и гуманистическую роль частных лиц и общественных объединений в распространении музыки и музыкального образования.

Среди последних работ, освещающих инициативу общественных сил в области музыкального образования и просвещения, обращает на себя внимание энциклопедия И.Ф. Петровской «Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801 — 1917» [324]. В ней освещена деятельность многих музыкальных обществ, частных музыкальных учебных заведений и видных музыкальных педагогов, дана обобщающая ха-

рактеристика отдельных сторон их организационной, музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности.

Заслуживают внимания также последние музыкально-исторические исследования, посвященные музыкальным обществам (Б.Л. Березовский, О.И. Великанова, О.Л. Данскер, Г.В. Копытова, М.П. Рахманова, А. Слепов и другие) [243; 250; 260; 292; 330; 336; 307; 314], музыкальным учебным заведениям (Н.С. Афанасьева и М.С. Блюмкина, В.А. Васильев, Е.К. Карпова, Н.А. Миронова) [237; 248; 284; 308; 309] и работы, в которых находят отражение различные формы частной и общественной инициативы в области музыкального образования и просвещения (СВ. Белов, В.Д. Булгаков, СИ. Дорошенко, Т.М. Казовская, И.С Кобозева, Л.З. Корабельникова, В.А. Королева, Г.А. Праслова, Н.А. Терентьева, Е.Н. Федорович и другие) [242; 246; 264; 282; 288; 293; 295; 327; 345; 349; 253; 263; 298; 317; 321; 339; 343].

Проблема влияния общественных сил на развитие некоторых сторон музыкальной культуры и образования неоднократно поднималась на различных конференциях. Например, на V Международной научно-практической конференции: История музыкального образования как наука и как учебный предмет в Москве в 1999 г., на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции в Екатеринбурге в 1999 г. [280; 359].

Вышеперечисленные исследования, в значительной степени, базируются на современных, не подверженных политической конъюнктуре методологических подходах. Они создают реальные предпосылки для объективного и комплексного осмысления роли общественно-педагогического движения в области музыкального образования. Однако данные работы, как и ранее, отображают лишь отдельные стороны общественной деятельности в этой сфере.

Таким образом, историографический анализ свидетельствует, что в ис-торико-педагогической и музыкально-исторической литературе накоплен определённый материал, характеризующий общественно-педагогическое движение, как в целом, так и отдельные его аспекты, стороны, институты. Одна-

ко и по сей день, отсутствуют исследования, которые бы обобщали практическую и теоретическую деятельность общественно-педагогического движения в области музыкального образования, и в которых оно выступало бы самостоятельным предметом исследования в этой сфере. По существу, обозначилось противоречие между объективной потребностью в научном осмыслении роли общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX — начале XX века и отсутствием комплексных исследований, позволяющих на основе современной методологии составить целостное представление об этом процессе в его историческом развитии. Это и определило выбор темы диссертационного исследования.

Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: какова историческая роль и социокультурное значение общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России второй половины XIX — начала XX вв.

Целью исследования является изучение исторического опыта деятельности общественно-педагогических сил России второй половины XIX — начала XX века в области музыкального образования и просвещения.

Объект исследования — государственная политика и общественно-педагогическое движение в области образования и просвещения в России второй половины XIX - начала XX вв.

Предмет исследования — общественно-педагогическая деятельность в области музыкального образования в России во второй половине XIX — начале XX века.

Проблема, цель, объект и предмет исследования предопределили следующие задачи:

- выявить предпосылки и факторы, обусловившие возникновение в России общественно-педагогического движения в области музыкального образования во второй половине XIX — начале XX века;

проанализировать роль общественных организаций, съездов и периодической печати в развитии музыкального образования и просвещения в России;

показать становление системы музыкального образования, дать характеристику музыкальных учебных заведений трех ступеней и форм внешкольного музыкального образования для детей и взрослых;

дать характеристику уровня развития теории и методики музыкального образования.

Большое значение для понимания сущности исследуемой проблемы имеет понятийный аппарат. Под общественно-педагогическим движением в области музыкального образования нами понимается активная деятельность различных социальных сил (учительства, ученых- педагогов, музыковедов, музыкантов, издателей, дворянства, интеллигенции, религиозных деятелей и т.п.), направленная на формирование общественного мнения и организацию различных объединений общественности вокруг вопросов музыкально-эстетического воспитания и развития; оказание влияния на государственную политику в этой области; инициирование и организацию системы музыкального образования для детей, молодежи и взрослых; создание изда-тельско-просветительской базы; разработку основ музыкальной педагогики и методики преподавания музыки.

Учитывая сложность и многоплановость исторически складывавшейся системы музыкального образования, само понятие «система музыкального образования» рассматривается нами в нескольких аспектах.

Система музыкального образования рассматривается нами, во-первых, по официальной принадлежности и источникам финансирования как совокупность государственных и негосударственных (частных и общественных) учебных заведений; во-вторых, как группа учреждений, дающих общее музыкальное образование и готовящих профессиональных музыкантов разных специальностей; в-третьих, с точки зрения преемственности, как дающих на-

чальное, среднее и высшее музыкальное образование; в-четвертых, как многообразие различных форм внешкольного музыкального образования (краткосрочные летние музыкально-педагогические курсы, обучение при хорах, обучение при Народных домах и др.).

Теоретико-методологической основой исследования являются современные концептуальные подходы к отечественной истории, истории культуры и образования, социокультурный подход, рассматривающий музыкальное образование как феномен национальной культуры и цивилизацион-ный подход, опирающийся на принципы научности, историзма и плюрализма, идеи взаимосвязи политических, экономических, социальных, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов, позволяющие объективно проанализировать роль общественно-педагогического движения в области музыкального образования в России во второй половине XIX — начале XX века.

Важную роль в методологическом осмыслении проблемы сыграли фундаментальные исследования по истории общего образования и её методологии (Э.Д. Днепров, Е.Г. Осовский, З.И. Равкин и другие), философско-педагогические концепции истории образования (М.В. Богуславский, И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, Л.А. Степашко и другие), работы по истории музыкального образования (В.Д. Булгаков, СИ. Дорошенко, Н.А. Миронова и другие).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использова
лись сопоставительный, сравнительно-исторический, историко-
ретроспективный, проблемно-хронологический методы, а также методы ана
лиза, систематизации и обобщения архивных и опубликованных материалов.

Территориальные рамки нашего исследования охватывают Европейскую, Южную и Азиатскую часть России, Сибирь и Дальний Восток. Прибалтика и Западная Украина не включены в рамки исследования, поскольку

национальные традиции в сфере музыкальной культуры и образования на этих территориях имели свои особенности.

Важно подчеркнуть, что нами не рассматривается музыкальное образование, дававшееся в общеобразовательных начальных и средних школах.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до Октябрьского переворота 1917 г.

Источниковой базой диссертационного исследования являются, прежде всего, документы и материалы второй половины XIX - начала XX века. Среди них: 1) архивные документы Центрального Государственного Исторического Архива С.-Петербурга (ЦГИА СПб); 2) печатные документы по вопросам организации и деятельности музыкальных обществ, частных и общественных музыкальных учебных заведений, краткосрочных летних музыкально-педагогических курсов и всероссийских съездов (уставы, отчёты, учебные программы и учебные планы, инструкции, правила, положения, сведения и условия приёма, труды, протоколы, резолюции и постановления); 3) материалы периодической, в основном музыкальной, печати (статьи, заметки, обзоры, комментарии, хроника), содержащие богатый фактический материал по проблеме исследования («Русская музыкальная газета», «Музыка и жизнь», «Русский музыкальный вестник», «Хоровое и регентское дело», «Музыкальное самообразование», «Музыка» и др.); 4) труды, монографии, очерки учёных и педагогов - деятелей общественно-педагогического движения.

Следующая группа источников по исследуемой проблеме представлена историко-педагогическими и музыковедческими трудами исследователей и учёных последних десятилетий. В первую очередь, это монографии, очерки и статьи, отражающие музыкально-культурную жизнь России, деятельность музыкальных обществ, музыкальных учебных заведений, а также работы, посвященные педагогическому наследию выдающихся музыкальных деятелей.

Научная новизна исследования состоит в том, что на основе изучения различных источников и с позиций современной историко-педагогической науки, в нём впервые осуществлён анализ общественно-педагогического движения в области музыкального образования в России второй половины XIX - начала XX века: выявлены исторические предпосылки, условия и факторы возникновения в России общественной и частной инициативы в этой области образования; дан анализ деятельности и функций общественных организаций, съездов, периодической печати в сфере музыкального образования и просвещения; воссоздана целостная картина становления и развития системы музыкального образования и осуществлён анализ её музыкально-образовательной деятельности; выявлен вклад общественной педагогической мысли в разработку концептуальных, организационно-практических, дидактических и методических основ музыкального образования.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты обогащают научные представления об общественно-педагогическом движении в России второй половины XIX - начала XX в. раскрывая его влияние на развитие музыкального просвещения, системы музыкального образования и музыкальной педагогики в России. Анализ и обобщение выявленных историко-культурных и музыкально-педагогических фактов отражают методологию цивилизационного подхода к истории музыкального образования и музыкально-педагогической мысли в России. Тем самым, дана современная и более широкая интерпретация истории развития общественно-педагогического движения, изучены недостаточно освещенные направления и формы деятельности общественно-педагогического движения в области музыкального образования. Всё это позволяет более полно воссоздать объективную и реальную картину деятельности общественно-педагогического движения во всём её многообразии и неоднозначности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может служить для обогащения соответствующих разделов курсов истории пе-

дагогики и истории музыкального образования для педагогических и музыкальных учебных заведений. Полученные результаты исследования можно широко использовать при разработке спецкурсов и спецсеминаров по соответствующей проблематике для педагогических и других факультетов педвузов и музыкальных учебных заведений, при чтении лекций, проведении семинарских занятий, написании рефератов, дипломных и курсовых работ. Кроме того, материалы диссертации, на наш взгляд, создают предпосылки для более углубленной исследовательской работы в данном направлении.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, источниковой базой, включающей в себя впервые введенные в научный оборот часть архивных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

- Общественно-педагогическое движение сыграло решающую роль в
становлении и развитии музыкального образования в России во второй поло
вине XIX - начале XX века. Отсутствие государственной системы специаль
ных музыкальных учебных заведений и специальных государственных ин
ститутов, занимавшихся проблемами музыкального образования и просве
щения, обусловила активную деятельность общественно-педагогических сил
в этой области образования. Опираясь на широкую материальную поддержку
российской общественности, музыкально-просветительская и музыкально-
образовательная деятельность общественно-педагогических сил носила, в
целом, демократическую направленность и ориентировалась на самые разные
социальные слои. Общественно-педагогические силы постоянно подталкива
ли государство к изменению политики в этой сфере образования.

- Основными организационными направлениями общественно-
педагогического движения в области музыкального образования были: музы-

кальные общества, музыкальные съезды, и музыкальная журналистика. В данной сфере образования, они являлись важнейшими факторами консолидации и упорядочения общественно-педагогических сил. В сложившихся условиях, они выполняли функции профессионально-творческих и музыкально-методических инстанций, служили каналами повышения квалификации и мастерства различных музыкальных деятелей, являлись очагами музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности.

Просветительская деятельность музыкальных обществ и просветительская направленность музыкальной журналистики стимулировали развитие и распространение музыкального образования в стране. Этому же способствовала и музыкально-издательская деятельность. Музыкально-просветительская деятельность в различных её проявлениях и формах приобщала к музыке российское общество и тем самым повышала роль музыки в жизни общества, его культурный уровень. Что значительно расширяло круг лиц, становившихся музыкально-образованными людьми.

Во второй половине XIX — начале XX века в России постепенно сложилась система музыкального образования. Она носила, преимущественно, негосударственный характер и состояла, в основном, из частных и общественных музыкальных учебных заведений, которые были её важнейшей составляющей, и различных форм внешкольного музыкального образования. Наибольшее распространение получили музыкальные учебные заведения начальной и средней ступени. Высшее музыкальное образование осуществлялось в столицах, а с 1910-х годов в Киеве, Одессе, Саратове. Специфическими особенностями музыкальных учебных заведений были: относительная преемственность между низшими и высшими ступенями, одновременное сочетание в высших низших ступеней, отсутствие в названиях однотипности, преимущественная ориентация на общее музыкальное образование. Организация ряда форм внешкольного музыкального образования (краткосрочные летние музыкально-педагогические курсы, обучение при Народных домах)

сочетала государственную и негосударственную деятельность, что свидетельствовало о намечавшейся тенденции к сотрудничеству. Сложившаяся система музыкального образования отражала, с одной стороны, потребности населения в общем, музыкальном образовании, а с другой - потребности страны в профессионально подготовленных музыкальных деятелях.

— Организация учебного процесса в частных и общественных музы
кальных учебных заведениях осуществлялась с учётом индивидуальных спо
собностей каждого учащегося. Обозначились определённые тенденции к раз
ностороннему музыкальному развитию, активизации и мотивации учащихся.
Объём преподаваемых музыкальных дисциплин зависел в каждом отдельном
случае от статуса, специализации, взглядов учредителей на решение постав
ленных музыкально-образовательных целей и задач, местных условий.

- Педагогические основы музыкального образования формировались и
развивались в русле передовой русской педагогики, для которой была харак
терна гуманистическая направленность и демократизм. Руководствуясь эти
ми принципами, теория и методика музыкального образования развивалась с
учётом уважительного отношения к личности ребёнка, его природных на
клонностей и дарований. Её развитие характеризовалось отходом от уста
ревших методов преподавания и руководство методами, ведущими к созна
тельности, творческой активности и самостоятельности, ориентацией на
связь обучения с воспитанием.

Апробация и внедрение. Результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева «Евсевьев-ские чтения» (1999 - 2002), на II Всероссийской научной конференции фин-но-угроведов (Саранск, 2000), на Всероссийской научно-практической конференции «Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2000), на межрегиональном научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы

национально-регионального музыкального образования в аспекте взаимодействия Школа — ССУЗ - Педвуз» (Саранск, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2002).

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

  1. Просветительская деятельность музыкальных обществ России в конце XIX - начале XX вв. // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 13. - Саранск, 1999. - С. 36 - 39.

  2. Роль музыкально-педагогических курсов в развитии и распространении музыкального образования в России в конце XIX - начале XX в. // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 14. - Саранск, 2000. - С. 19 - 22.

3. Формы общественного музыкально-образовательного движения в
России второй половины XIX - начала XX вв. // Современные проблемы
психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. - Саранск,
2000. - С. 42 - 44.

  1. Роль частной инициативы в распространении музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX в. // Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (30-31 марта 2000 г.). - Саранск, 2000. - С. 66 - 69.

  2. Музыкальное образование национальных педагогических кадров в Казанской инородческой учительской семинарии (Вторая половина XIX -начало XX в.) // Финно-угорский мир: история и современность: Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (Исторические и педагогические науки) (2 — 5 февраля 2000 г.). - Саранск, 2000. - С. 133 — 135.

6. Концертная деятельность музыкальных обществ как одна из форм
массового просвещения в России (вторая половина XIX — начало XX в.) //

* Актуальные проблемы национально-регионального музыкального образова-

ния в аспекте взаимодействия Школа — ССУЗ — Педвуз: Материалы межрегионального научно-практического семинара (17 января 2001 г.). — Саранск, 2001.-С. 68-72.

  1. Роль съездов в развитии музыкального образования в России в конце XIX — начале XX вв. // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. - Саранск, 2001. - С. 85 - 91.

  2. Музыкальное просвещение в общественно-педагогическом движе-нии России (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 17. Ч. 2. — Саранск, 2001.-С. 10-13.

  3. Российская журналистика о проблемах музыкального образования и просвещения в России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. — Саранск, 2002.-С. 65-71.

Активизация просветительской деятельности музыкальных обществ России

С 60-х гг. XIX века с развитием общественных движений в России с небывалой активностью начинают создаваться совершенно разные по своим целям и задачам, характеру и направлениям деятельности общественные организации - музыкальные общества.

Если до 60-х гг. музыкальные общества создавались по инициативе аристократов-любителей и носили элитарный, замкнутый и камерный характер, приобретая форму салонов и т.п. то в пореформенный период, они приобретают всесословный характер. В первую очередь, это относится к российской интеллигенции, для которой стремление к групповым объединениям было традиционным.

Быстрый рост музыкальных обществ в России рассматриваемого периода был обусловлен несколькими причинами, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, к середине XIX века произошло окончательное размежевание музыкального сочинительства и исполнительства, которое стало самостоятельным видом искусства. Это повлекло за собой появление новых исполнительских коллективов и солистов.

Во-вторых, развитие самого музыкального искусства значительно повлияло на увеличение количества лиц, интересующихся им.

В-третьих, отсутствие государственной системы в области музыкального образования и просвещения подтолкнуло к активной деятельности в этой области.

Проявление общественной инициативы в области социокультурной жизни было результатом не только российских явлений рассматриваемого периода, но и всего мирового процесса. Организация же музыкальных обществ, как формы социокультурной деятельности, была лишь одной из сторон активизации общественной жизни в целом. В своей деятельности музыкальные общества отражали многие тенденции культурно-творческого, музыкально-образовательного и социально-экономического развития страны. Большой заслугой музыкальных обществ являлось то, что они, во-первых, объединяли основные музыкальные силы для решения наиболее острых и важных проблем национальной музыкальной культуры, музыкального образования и просвещения;

во-вторых, были своеобразной творческой школой и способствовали профессиональному совершенствованию музыкантов и музыкальных педагогов;

в третьих, служили очагами музыкально-просветительской и музыкально-образовательной деятельности и осуществляли в широком масштабе музыкальное просвещение, являясь «трансляторами» музыкальных ценностей для широкой аудитории.

Характерно, что наряду с многочисленными музыкальными обществами, в рассматриваемый период было много создано и таких обществ, которые объединяли в себе как любителей музыки, так и любителей других видов искусств. Например, музыки и литературы, или музыки и драматического искусства. (В нашем исследовании, мы причисляем их к музыкальным обществам). Среди них можно выделить следующие: Московский Артистический кружок (1865) [239, с. 93 — 94], С- Петербургский музыкально-драматический кружок любителей (1877) [276, с. 9], Тамбовское общество любителей музыкального и драматического искусства (1879) [269, с. 19], Екатеринбургский музыкальный кружок (1881) [304, с. 52], Самарское общество любителей музыкального и драматического искусства (1882) [351, с. 181], Иркутское общество любителей музыки и литературы (1882) [350, с. 57], Могилёвское музыкально-драматическое общество (1886) [350, с. 57], Владимирское общество любителей музыкального и драматического искусства (1887) [350, с. 57], Севастопольский Артистический кружок (1887) [350, с. 57], Саратовское общество любителей изящных искусств (1889) [350, с. 57], Киевское литературно-артистическое общество (90-е годы) [279, с. 434], Батумский Артистический кружок (1905) [318, с. 207], Кутаисский кружок любителей драматического и музыкального искусства (конец XIX века) [318, с. 195].

Такие общества, как правило, состояли из двух, трёх и даже четырёх самостоятельных отделений или секций. Тем самым, они осуществляли свою деятельность, в целях пропаганды искусства, в рамках тесного сотрудничества. Необходимо отметить, что такая тенденция к объединению была достаточно распространённым явлением.

Музыкальные учебные заведения и формы внешкольного музыкального образования в России

На протяжении второй половины XIX - начала XX века в России постепенно складывалась система музыкального образования, которая включала в себя различные музыкальные учебные заведения и формы внешкольного музыкального образования.

Но, поскольку понятие система предполагает наличие её целостности, ступенчатости и преемственности между отдельными ступенями образования, то в отношении музыкального образования предпочтительно говорить, как об относительно сложившейся системе, так как строго регламентированной преемственности содержания образования в ней не было. Поэтому, к анализу системы музыкального образования, на наш взгляд, следует подходить с различных точек зрения. Во-первых, соотношения государственного и негосударственного музыкального образования. Во-вторых, разделения музыкально-профессионального и общего музыкального образования. В третьих, функционирования начальной, средней и высшей ступени музыкального образования. В четвёртых, структуры музыкальных учебных заведений. В пятых, дневной, вечерней, воскресной и заочной форм музыкального образования. В шестых, типологии музыкальных учебных заведений.

Важнейшей составляющей системы музыкального образования в России были музыкальные учебные заведения.

Рассматривая систему музыкального образования с точки зрения многопрофильной сети государственных и негосударственных учреждений, следует обратить внимание на то, что учебные заведения сферы музыкальной культуры, за небольшим исключением, были сосредоточены в негосударственном секторе. Это позволяет констатировать, что в образовательную политику государства музыкальное образование не входило.

В рассматриваемый период единственным государственным музыкальным учебным заведением были лишь Регентские (1846 — 1917) и Инструментальные (1858 - 1917) классы Придворной певческой капеллы в С.Петербурге [282, с. 38; 324, с. 114, 246]. Двумя другими государственными учебными заведениями сферы культуры, где учащиеся получали музыкальное образование, были Театральные училища в Москве и С.-Петербурге [282, с. 38]. Это были специальные музыкально-драматические учебные заведения. Между тем, как мы уже отмечали выше, многочисленные музыкальные учебные заведения, существовавшие в России, находились в негосударственном секторе образования. К ним относились частные и общественные музыкальные учебные заведения. Сюда же следует отнести и Синодальное училище церковного пения в Москве (1886 - 1917), находившееся в Ведомстве Святейшего Синода [158, с. 26; 267; 272].

Период конца XIX - начала XX века характеризует беспрецедентный размах частнопредпринимательской инициативы в организации музыкальных учебных заведений. Если, в середине XIX века частные музыкальные учебные заведения были представлены едва ли не единицами, да и то, преимущественно в столицах, то на рубеже XIX - XX века в России действовало уже несколько тысяч частных музыкальных учебных заведений [352, с 102]. Это свидетельствовало о появлении большого числа музыкально-образованных лиц, для которых музыка была профессией и, которым надо было обустраиваться. Таким образом, преследуя коммерческие цели, многочисленные частные музыкальные учебные заведения одновременно выполняли функции музыкально-образовательных учреждений.

Особенно много частных музыкальных учебных заведений было открыто в столичных городах. Объяснялось это тем, что столицы, в рассматриваемый период, были центрами музыкального образования. В них было сосредоточено наибольшее количество музыкально-педагогических сил. Так, только в С- Петербурге со второй половины 60-х гг. по 1917 г. было открыто около 130 частных музыкальных учебных заведений [324, с. 315]. Многие из них были кратковременные, однако были и такие, которые существовали по 30 и более лет. Например, музыкальная школа К.И. Даннемана (1883 - 1917), музыкальные курсы И.А. Гляссера (1886 — после 1917), С- Петербургская музыкальная школа (1887-после 1917) [324, с. 100-101,93-95,264-267].

Если в Москве в 1875 г. действовали только общедоступные музыкальные классы Ю.К. Арнольда, то в 1907 г. частных музыкальных учебных заведений было уже 38 [5, с. 584; 24, с. 261 - 263]. В их числе такие известные учреждения, как музыкальное училище А.И. Андреева, музыкальные классы А.П. Буниной, музыкальное училище Е. и М. Гнесиных, музыкальное училище В.Ю. Зограф-Плаксиной, музыкальная школа Л.Э. Конюс, музыкальная школа М.С. Михайловой-Плевинской, музыкальная школа И.Н. Протопопова, музыкальная школа В.А. Селиванова [24, с. 261 - 262; 7, с. 461 - 463; 281, с. 9].

Организация учебного процесса в частных и общественных музыкальных учебных заведениях России

Частные и общественные музыкальные учебные заведения в рассматриваемый период не имели единообразных учебных программ и учебных планов. Они составлялись в каждом отдельном музыкальном учебном заведении с учётом его особенностей и специализации, зависевших от взглядов учредителей на решение тех или иных музыкально-образовательных целей и задач. Однако, несмотря на существовавшие различия, организация учебного процесса, в этих учебных заведениях имела свои особенности и строилась на основе общих принципов обучения. Проведённое исследование позволяет выделить и рассмотреть ряд важнейших принципов и особенностей, наиболее характерных для организации учебного процесса большинства этих учебных заведений. В основном, это относится к средним и высшим музыкальным учебным заведениям, поскольку, организация учебного процесса в них отличалась от начальных музыкальных учебных заведений большей сложностью структуры.

При приёме в средние и высшие музыкальные учебные заведения, как правило, соблюдался принцип отбора и учёта музыкальной подготовки поступавших. Поскольку, во многие данные учебные заведения принимались, как лица, не имеющие музыкальной подготовки, так и лица уже имеющие музыкальные знания и навыки игры на тех или иных инструментах [32, с. 4; 51, с. 4; 52, с. 4; 53, с. 3; 54, с. 4; 71, с. 1; 72, с. 5; 73, с. 3 - 4; 83, с. 2]. Между тем, следует констатировать, что большинство музыкальных учебных заведений всё же было рассчитано на лиц, не имевших музыкальной подготовки [32, с. 6; 52, с. 4; 54, с. 4; 56, с. 13; 58, с. 3; 71, с. 1; 73, с. 3; 75, с. 3].

Однако был целый ряд музыкальных учебных заведений, для поступления в которые непременно требовались элементарные музыкальные знания или наличие музыкальных данных. Например, знание нот в скрипичном и басовом ключе или «нормальный» музыкальный слух [15, с. 60; 51, с. 4; 53, с. 3; 60, с. 3]. Иными словами, в них существовали определённые требования к поступающим. Следует отметить, что достаточно высокие требования предъявлялись к поступавшим в консерватории и музыкальные училища ИРМО, причём, не только в музыкальном отношении, но и по отношению к общеобразовательной подготовке. По Положению С- Петербургской консерватории от 1887 г. для поступления в приготовительное отделение требовалось: хороший музыкальный слух, знание нот (в скрипичном и басовом ключах) и уменье таковые писать, а в научном знании — читать и писать по-русски, простое правило (в арифметике) и главные молитвы» [13, с. 69]. Для поступления в музыкальные училища требовались «... познания не ниже тех, которые должны иметь поступающие в первый класс мужской гимназии Министерства Народного Просвещения» [90, с. 12 - 13].

Для лиц, не имевших музыкальной подготовки, действовали приготовительные курсы или младшие (или низшие) курсы в тех музыкальных учебных заведений, где не было приготовительных. Характерно, что лица, поступавшие в средние и высшие музыкальные учебные заведения, для продолжения своего музыкального образования, принимались сразу на средние и даже старшие (или высшие) курсы. Но для этого было необходимо соответствовать уровню программных требований низших курсов. Поэтому, несмотря на различие программных требований, общим являлось то, что они могли поступить на эти курсы (как и поступающие в приготовительные и младшие курсы тех музыкальных учебных заведений, где требовались определённые музыкальные знания), только после приёмных экзаменов [13, с. 57; 15, с. 53; 22, с. 4; 51, с. 3; 52, с. 4; 53, с. 3; 54, с. 4; 56, с. 14; 71, с. 1; 72, с. 5; 73, с. 3; 83, с. 2; 90, с. 13; 98, с. 6]. Тем самым, принцип отбора в данные музыкальные учебные заведения осуществлялся посредством приёмных экзаменов, служивших для определения уровня музыкальной подготовки в целях распределения поступающих на те или иные курсы.

В учебном процессе средних и высших музыкальных учебных заведений соблюдался принцип чёткой структурной организации и ступенчатости. При этом, организационная структура учебного процесса, как правило, зависела от количества специальностей и, исходя из этого, количества классов или отделений. Такими отделениями могли быть: фортепианное (для обучающихся игре на фортепиано), вокальное (для обучающихся сольному пению), оркестровое (для обучающихся игре на струнных и духовых инструментах) и теоретическое (для изучающих теорию композиции). Каждое отделение, согласно учебным программам, делилось на курсы, которых могло быть четыре: приготовительное, младшее (или низшее), среднее и старшее (или высшее). Курсы же, исходя из учебных планов, могли быть рассчитаны на несколько лет обучения.

Похожие диссертации на Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX - начале XX вв.