Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Становление и развитие детского самодеятельного художественного творчества в Республике Саха (Якутия) 14
1.1. Идея культуры в трудах великих мыслителей и современников как феномен творческой, созидательной деятельности и воспитания человека 14
1.2. Из истории развития детского творчества в системе образования и культуры 33
Глава II. Реализация образовательных и воспитательных возможностей детского самодеятельного творчества 53
2.1. Теоретические аспекты изучения развития, образования и воспитания творческой деятельности у детей 53
2.2. Создание педагогических условий, способствующих реализации педагогического потенциала детского художественного самодеятельноготворчества (опытно-экспериментальная работа) 98
Заключение 161
Список использованной литературы и источников 166
Приложения 189
- Идея культуры в трудах великих мыслителей и современников как феномен творческой, созидательной деятельности и воспитания человека
- Из истории развития детского творчества в системе образования и культуры
- Теоретические аспекты изучения развития, образования и воспитания творческой деятельности у детей
- Создание педагогических условий, способствующих реализации педагогического потенциала детского художественного самодеятельноготворчества (опытно-экспериментальная работа)
Введение к работе
Актуальность исследования
В современном обществе не ослабевает потребность в развитии культуры социума и индивида. Люди стремятся осваивать ее в историческом и современном аспектах. Основная идея исследования связана с реализацией творческих возможностей человека как непреходящей ценности, в чем заключена одна из фундаментальных функций культуры. Обращаясь к наследию выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их творческие усилия приводили к прорыву из одной культурной парадигмы к другой (224).
Самую важную часть ценностей человека как объекта культуры составляют его креативные предпосылки, способности реализации замыслов и планов; природных задатков от нейродинамических систем мозга до самых утонченных и возвышенных эстетических идеалов и научных абстракций, от эмоциональных переживаний до сложнейших знаковых систем. Большие возможности заключены в самодеятельном художественном творчестве как способе приобщения к духовной культуре.
Различают самодеятельное и профессиональное творчество. И то, и другое является художественным творчеством, но люди, занимающиеся им, различаются по социальному положению, по уровню исполнения, соответственно подготовке и также по вознаграждению за труд. Самодеятельное - это значит зависящее от субъекта, его отношения, инициативы, заинтересованности, установок и убеждения (87, с. 86-89).
Особенности художественного самодеятельного творчества состоят в том, что его участники осваивают, прежде всего, духовные ценности своего народа (русского, немецкого, монгольского, якутского и т.д.): поют, декларируют, ставят спектакли народном языке, танцуют народные танцы.
Вовлечение в художественное самодеятельное творчество начинается в детстве, с самых ранних лет. Оно доступно и в этом состоит огромное развивающее, воспитательное и образовательное значение художественного
самодеятельного творчества. В процессе занятий художественным творчеством у детей развиваются восприятие (слух, зрение, органы движения, память (слуховая и зрительная)); воображение; мышление; чувств.
Одновременно происходит обучение и образование: при декламировании дети овладевают грамотной речью, учатся читать; овладевают нотной грамотой при пении и игре на музыкальных инструментах осваивают музыкальную грамоту, приобщаясь к танцам учатся соблюдать ритм. Образовательное значение художественного самодеятельного творчества становится более значимым по мере взросления детей. Они овладевают мастерством, становятся способными к самовыражению, творчеству, самоопределению в жизнедеятельности.
Неоценимо воспитательное значение занятий художественным самодеятельным творчеством для детей. Оно приучает соответственно относиться к себе, к другим, руководителям и педагогам, произведениям культуры и искусства как к непреходящей ценности. Ребята приучаются к дисциплине и ответственности, уважению и требовательности, к проявлению личной инициативы и коллективизма.
Осознавая, насколько важно развивающее, образовательное и воспитательное значение художественного самодеятельного творчества для детей, семьи, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования стремятся приобщать как можно широкий круг ребят к самодеятельному творчеству. Это большая общественно-государственная деятельность, имеющая особенности в регионах РФ, особенно в национально-государственных образованиях. В них наряду с русской культурой развиваются национальная культура, национальное искусство, функционируют национальный язык.
Вовлечение учащихся в художественное самодеятельное творчество на национальной основе имеет комплексное значение:
- содействует общему, художественному нравственному, эстетическому, физическому, умственному развитию детей;
формирует народный дух, национальное самосознание;
способствует действенному овладению родным языком, в целом культурой, искусством своего народа, а в отдельных случаях становится основой выбора будущей профессии.
Разносторонние развивающие, образовательные и воспитательные возможности художественного самодеятельного творчества нами обознаются использованием обобщенного, объединяющего понятия "педагогический потенциал". Итак, под педагогическим потенциалом детского художественного самодеятельного творчества понимаются возможности (потенции), заложенные в нем для разностороннего развития; общего и художественного образования; эстетического, нравственного, духовного, физического воспитания детей. Унаследованные детьми задатки, силы и способности развиваются и раскрываются в процессе занятий в детском, самодеятельном, художественном творчестве.
Понятие «потенция» трактуется как возможность того, что существует в скрытом виде и может проявляться при известных условиях. (221 - с. 395).
В ходе исследования нами установлено, что имеются работы, в которых рассмотрены проблемы, близкие к теме нашего исследования (Макушиной Е.Б.(128), Дворцовой Н.Б.(52), Козловского В.И.(92), Куруленко Э.А.(П2), Сафонова Е.Ю.(210), Великановой Е.В.(36), Лценко Н.П.(124), Николаева А.В.(152), Гусейнова И.Г.(50)). Раскрытие развивающих образовательных и воспитательных потенций можно проследить на содержании и особенности какой-то одной культуры предметно и глубоко. Руководствуясь диалектикой философских понятий общего, особенного и единичного, мы остановили выбор на развитие детского самодеятельного художественного творчества, с позиции территориального, регионального подхода в Республике Саха (Якутия). Наряду с тем общим, что характерно для детского художественного самодеятельного творчества РФ, в Саха (Якутии) имеются процессы и явления, имеющие особенное и единичное.
Основополагающим принципом в политике Республики Саха (Якутия) является понимание культуры как всеобъемлющего явления, охватывающего все сферы жизни и деятельности человека: материальной, социально-экономической и духовной. Поскольку целевые назначения и функционирование культуры непосредственно связаны с развитием человека и включены во все аспекты его деятельности, данное направление признано приоритетным в общественно-государственной жизни. Это подтверждают следующие акты республиканского уровня. 22 августа 1999 году был создан Указ Президента PC (Я) № 516 "Об объявлении в Республике Саха (Якутия) 1999-2000 гг. Годом детства и детского спорта", 3 марта 1999 года издано Распоряжение Правительства PC (Я) "О государственной поддержке художественного детского творчества".
Правительство республики, понимая важность духовного возрождения народа, всячески поддерживает развитие детского самодеятельного художественного творчества. Основной базой развития творческих способностей детей являются коллективы художественной самодеятельности при общеобразовательных школах, центрах детства, улусных, городских, поселковых улусах, социально-культурных комплексах.
Развитие детской художественной самодеятельности определяется внешними, общественно-политическими и социально-культурными условиями ее функционирования. В частности, нарастающие процессы политизации общественной жизни, кризисные состояние экономики страны, межнациональные конфликты способны отвлечь немалую часть населения от любительских занятий искусством (197, с. 192). Деятельность по организации и руководству художественной самодеятельностью осложняется и в связи с новыми явлениями и процессами в массовом сознании, которые характеризуется усиливающейся потребностью людей в индивидуальных, самостоятельных способах существования в личной автономии, в самовыражении, в самореализации.
Таким образом, детское самодеятельное художественное творчество представляется деятельностью в Республике Саха (Якутия), которая до настоящего времени не был предметом специального научного анализа с позиции развития, образования и воспитания. Более того, исследований крайне недостаточно и они не раскрывают основные тенденции развития детского самодеятельного творчества в целом.
Попытки научного анализа любительского искусства вообще, различных форм и видов художественной самодеятельности были еще в дореволюционный период в отдельных работах. Специальные научные исследования, художественной самодеятельности целенаправленно стали развиваться лишь с конца 1950-х гг. (А.Д. Шаров, А.Т. Егоров, И.И. Земцовский, В.П. Ильин, Г.З. Апресян, X. Диамент, Е. Робинович и др.)
В 1960-70-х гг. научные исследования по художественной самодеятельности имели философскую направленность, были посвящены ее эстетическим аспектам и педагогическим сторонам (Л. Коган, Е.И. Смирнова, М. Розовский, Ф.Ф. Королев, О.В. Лармин и др.) В этот период начинаются комплексные исследования художественной самодеятельности в научно-исследовательском институте культуры Министерства культуры РСФСР. Благодаря этому теория художественной самодеятельности стала приобретать статус самостоятельной научной дисциплины (87, с. 248). Хотя она развивается на стыке ряда наук, ведущее значение в ней занимает педагогика. Поэтому одной из важных проблем теории художественной самодеятельности можно считать - содействие самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию и самореализации личности.
В настоящее время теория художественной самодеятельности выделена в самостоятельную отрасль научного знания. Основная часть современных исследований раскрывает методики руководства художественными самодеятельными коллективами. Многие авторы рассматривают особенности учебно-воспитательной работы в них, (B.C. Казармов, Т.В. Лаврова, А.П. Сердюк, А.Б. Бережное, В.Г. Кузнецов, Ю.А. Лагутин). Историко-
педагогические, психолого-педагогические, социально-педагогические аспекты художественной самодеятельности в той или иной мере раскрываются в диссертациях, выполненных на материалах некоторых регионов России (И.А. Раса(197), Т..Д. Дугаровой(59), Е.В. Великановой(Зб), В.И. Солодухина(224), В.Р. Дедюк(53), А.С. Звонок(73), О.Р. Голованова(44), A.M. Рахматулиной(200), Т.Н. Санаевой(209) и др.).
Что касается Республики Саха (Якутия), то здесь, прежде всего, следует назвать только работу А.К. Пахомова "Культпросвет учреждения Якутии" (171). Это позволяет предположить что специальное целостное изучение эволюции, современного состояния и перспектив развития педагогического потенциала художественного детского творчества в PC (Я) предпринимается впервые.
Анализ практики работы показывает, что, несмотря на осознание Президентом, Правительством PC (Я), руководителями социально-культурных учреждений, коллективов художественной самодеятельности необходимости новых подходов, идей, реальное обеспечение педагогического потенциала детского художественного самодеятельного творчества остается недостаточно организованным, системным. Мы полагаем что, основное противоречие состоит в том, что с одной стороны, осознается задача воспитания, развития и обучения личности в условиях детского художественного самодеятельного коллектива, а с другой стороны, еще не сложилась целостная программа развития детского художественного самодеятельного творчества, как необходимое условие для всестороннего развития личности. Не претендуя на решение комплекса сложных проблем, связанных с созданием такой программы, мы ставим своей целью анализ процесса реализации педагогического потенциала детского самодеятельного художественного творчества.
Выбор темы диссертации «Реализация педагогического потенциала детского художественного самодеятельного творчества» продиктован потребностью общества в более глубоком и всестороннем изучении влияния
художественного детского самодеятельного творчества в развитии воспитании, образовании личности.
Объект исследования - процесс развития детского самодеятельного художественного творчества как часть социально-культурной деятельности в Республике Саха (Якутия).
Предмет исследования - пути, формы, методы, условия организации и реализации педагогического потенциала детского художественного самодеятельного творчества.
Цель исследования - на основе анализа становления и развития художественного детского самодеятельного творчества в Республике Саха (Якутия) выявить эффективные условия реализации его педагогического потенциала.
Задачи исследования:
рассмотреть культуру как феномен творческой, созидательной деятельности в трудах великих мыслителей и современников;
проанализировать исторические предпосылки становления, современное состояние и тенденции развития самодеятельного художественного творчества в исследуемом регионе РФ;
выявить особенности традиционной культуры якутов и показать их преломление в детском творчестве;
изучить теоретические проблемы развития, образования, воспитания детей, занимающихся художественным самодеятельным творчеством;
провести опытно-экспериментальную работу по выявлению педагогического потенциала детского художественного творчества в развитии, воспитании, образовании личности;
выработать практические рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих реализации педагогического потенциала детского самодеятельного художественного творчества в современных условиях.
Гипотеза исследования - детское художественное самодеятельное творчество, являющееся важнейшей частью духовной культуры, может стать
одним из основных средств развития, образования и воспитания детей при условии:
создания единого образовательного и культурного пространства, в котором центром должна стать школа;
приобщения учащегося к детскому самодеятельному художественному творчеству посредством родного языка и литературы, народных традиций, обычаев;
приобретения опыта участия в разных мероприятиях, конкурсах, смотрах, фестивалях;
расширения и обогащения содержания художественного репертуара;
изучения российских, международных достижений творчества детей и мирового искусства в целом;
освоения и внедрения в практику новых информационных технологий;
применения новых педагогических технологий и развития детского самодеятельного художественного творчества, основанного на положениях трудов классиков мирового искусства;
непрерывного обучения кадрового потенциала детского художественного самодеятельного творчества, его соответствия научно-методическим, организационно-педагогическим требованиям.
Методологическую основу исследования составляют труды
исследователей самодеятельного художественного творчества А.Б.Бережнова
Б.А.Брылиной, В.С.Казармова, А.С.Каргина, Т.В.Лавровой, А.П.Сердюк, , и
др. Анализ проблемной ситуации возвращения к истокам своих культур и
традиций потребовал обращения к культурологическим, историческим,
социально-психологическим, философским, педагогическим трудам
П.П.Блонского, Л.И.Борсович, Г.Н.Волкова, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,
А.И.Гоголева, В.В.Давыдова, А.Дистервега, М.С.Кагана, П.Ф.Каптерева,
А.С.Каргина, И.С.Кона, Н.К.Крупской, А.А.Леонтьева, А.Н. Леонтьева,
Б.Т.Лихачева, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, Г.Ц.Молонова,
А.П.Оконешниковой, А.Я.Пахомова, И.С.Портнягина, С.Л.Рубинштейна,
В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, Л.Н.Толстого, А.А.Ухтомского, К.Д.Ушинского и др.
Методами диссертационного исследования явились:
- историко-сравнительный анализ материалов, отражающих состояние
художественной самодеятельности в разные годы;
структурный анализ текущей документации научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы, общеобразовательных школ, учебных планов, программ, учебно-методической литературы, применяемых в системе подготовки руководителей художественной самодеятельности в Республике Саха (Якутия);
опрос участников и руководителей самодеятельных коллективов;
- проведение диагностического исследования ценностных ориентации,
творческого мышления.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключена в следующем:
выявлена специфика реализации педагогического потенциала для развития художественного творчества школьников и на этой основе определена сущность и значимость культуры в контексте воспитания, развития и образования личности;
раскрыты социально-педагогические, исторические особенности детского художественного самодеятельного творчества;
исследована проблема становления и развития детского художественного самодеятельного творчества в Республике Саха (Якутия);
- определены и практически обоснованы понятия и условия развития
педагогического потенциала детского художественного самодеятельного
творчества;
- научно обоснованы рекомендации по созданию педагогических условий,
способствующих реализации педагогического потенциала детского
художественного самодеятельного творчества.
Практическая значимость заключается в создании учебных программ по педагогике народно-художественной культуры, социально-культурной деятельности для обучения студентов Колледжа культуры и искусства PC (Я), Якутского факультета Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Арктического государственного института культуры и искусств. Материалы диссертации также могут быть использованы для разработки комплексных региональных и локальных программ по совершенствованию системы развития детского художественного самодеятельного творчества и подготовки педагогических кадров для этих целей.
Этапы исследования
1. Поисковый этап (1990-1994) - изучение истории, теории, методологических
основ педагогики и нормативных документов, выработка методики
исследования.
2. Основной этап (1994-1998) - изучение содержания работы и форм
самодеятельных художественных коллективов.
3. Завершающий этап (1998-2002) - проведение опытно-экспериментальной
работы, определение педагогического потенциала детских самодеятельных
художественных коллективов. Систематизация полученных данных, анализ
результатов исследования и оформление диссертации.
Экспериментальной базой исследования послужили: народный танцевально-хоровой ансамбль «Кэнчээри» Усть-Алданского улуса, социально-культурный комплекс п. Кюндядя Нюрбинского улуса, Мюрюнская средняя школа № 1,2, Кюндядинская средняя школа Нюрбинского улуса, политехническая школа № 2 г. Якутска, Дворец детства г.Якутска, Колледж культуры и искусства PC (Я), Якутский факультет Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, Бурятский национальный лицей - интернат № 1 Республики Бурятия.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на семинарских занятиях студентов Якутского
факультета Восточно-Сибирской академии культуры и искусств в 1995-2002гг., на региональных творческих лабораториях, проводимых Научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры Республики Саха (Якутия) (1990-1994гг.), на международной научно-практической конференции «Восток-Запад: диалог культур» в г. Улан-Удэ в 1998 г., на межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура XXI века» в г. Улан-Удэ в 2000 г., на научных конференциях преподавателей и сотрудников Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в 1996-2002 гг., на методологических советах региональных факультетов Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств в 1995-2002 гг. На защиту выносятся следующие положения;
Самодеятельное художественное творчество является условием для самоутверждения и самоопределения детей, где происходит глубинное преобразование их духовного мира и совершенствуется процесс развития интеллектуальных, эмоционально-чувственных, нравственных и творческих возможностей личности.
Креативный старт в начале жизненного пути выступает как один из основных факторов становления и развития личности.
Детское художественное самодеятельное творчество обладает большим педагогическим потенциалом с его развивающими, образовательными и воспитательными возможностями.
Занятия детским художественным самодеятельным творчеством способствуют формированию смысловых ценностей и выбору будущей профессии.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
культуры в трудах великих мыслителей и современников как феномен творческой, созидательной деятельности и воспитания человека
Древнее латинское cultura (уход, возделывание, воспитание) было широким понятием, включающим смыслы, связанные с современными представлениями о культуре. Термин же «культура» даже в латиноязычной литературе античности, создававшейся несколькими столетиями позже классических эллинских произведений, употребляется практически как синоним греческому найдеш (воспитание в соответствии с традициями эпоса, нрава-традиции). В античной культуре именно воспитание отличает человека от животного, сущностным образом связанное с формированием достойных «свободнорожденных» гражданских нравов, воспитание имело столь универсальные функции, что предваряло идею культуры. Даже в современном греческом языке сохранились отголоски этой древней парадигмы: на новогреческом «культура» - причастность гражданству, от древнего политейа (гражданство) (81. с. 17-18).
Отсутствие особого выделения собственно идеи культуры в древности объясняется тем, что ни одна историческая эпоха не ощущает себя молодой, еще только раскрывающей историческую перспективу, чаще всего мироощущение находится в рамках идеи вечного возвращения или прямого воспроизведения прошлого в настоящем. Поэтому любая перспектива для античности - почти то же, что и ретроспектива: будущее и прошлое совпадают, как только речь заходит о значительных временных промежутках. Ощущая себя итогом, завершением времен, античность не дублирует в себе прошлое и не предвосхищает будущее, содержит оба модуса времени, свернутые в конечный набор сюжетов, определяющих поведение людей и «поведение» исторических событий. Поэтому культуросозидающая деятельность и концентрировалась вокруг идеи воспитания. Воспитывалось же соответствие космическому строю, соответствие, привязанное к местным условиям, к местной традиции и не отрицающее благородного противостояния слепой стихии судьбы. В этом плане человеческое установление (номос) является естественным продолжением установления природного (фюсис). Природа охватывает все человеческое, в том числе и специфическую человеческую деятельность, которую мы ныне отождествляем с культурой. Воспитание - также природный процесс (81. с.8).
Предпосылки для складывания идеи культуры возникнут, когда появится представление о специфически человеческом, отличающемся от природного, -т.е. во времена Возрождения. При этом специфически человеческое выступит как предмет воспроизведения, культивирования, оно будет как бы сосредоточено в прошлом, идеальном с точки зрения реализации принципа человечности (humanitas). "Рождение" культуры - т.е. осознание факта ее, культуры особой реальности - будет Возрождением, воспроизведением идеала, совмещенного с прошлым. Прошлое будет восприниматься именно как прошлое, прошедшее, поэтому его возвращение уже не станет гарантировано неким космическим законом, но будет плодом деятельного усилия (81. с. 19).
Более всех остальных близкими возрожденческими кажутся представления Цицерона, от которого ведет происхождение концепция humanitas (предпосылка «гуманизма»). Обычно данный термин переводят как «человечность», «обходительность» и.т.п., однако точнее переводить его как «человеческое достоинство». Достоинство - отличительная особенность римского эпоса, подразумевающая не просто существование в объективных условиях и укладе жизни Города, а благие поступки, подвиги лучших сыновей Рима. Считалось, что только напряженный воспитательный труд делает римлянина «первым среди мужей». Когда же не без влияния эллинской (аристотелевской и стоической) философии к гражданской доблести истинного римского мужа добавляется постоянное стремление к знанию, образованности и творческой утонченности (то, что мы ныне называем «культурностью»), тогда он приобретает черты «достойного», сочетающего в себе политическую зрелость, чувство долга и способность занять любой государственный пост, с высоким художественным вкусом, отточенным языком оратора и творческой плодовитостью. Однако, даже у Цицерона представления о «собственно» культуре остаются в лоне традиции государственного (и философского) воспитания «образцовых мужей» (81. с. 19).
Стремление к аккумуляции знания, к закреплению традиции учености, «энциклопедического» образования, имело целью если не «всезнайство», то по крайней мере, осведомленность даже в частных вопросах. Философия, отвечающая идее «Признак знатока - способность научить», в большей степени дидактична, а дидактика требует разбираться в обилии преподаваемого материала. Именно дидактика разбивает преподаваемое на множество предметов: для убеждения нужен не только нравственный пример и сила умозрения, но и умение демонстрировать выдвигаемые принципы на примерах многоразличных сфер бытия (знания) (81. с.21).
В период поздней античности воспитание становится уделом «избранных», кардинально отличающихся от большинства сограждан и оказывается предпосылкой индивидуализма теоцентрического толка. Естественно, что образованность «возрожденческого типа», средством которой становятся риторика и поэтическое слово, чужда такому воспитанию. Ограниченность человеческого языка вливается во всеобщность языка божественного, не воспроизведя его, но отождествляясь с ним.
В итоге, ни о какой культуре как феномене, самостоятельно создаваемом человеком, средневековье не знало. Оно трактовало, созерцало уже наличное и по сути внеисторическое, хотя и выраженное в исторической форме Откровение-Знание. Стесненная ритуалами и догматами не только в «духовидении», но и в душевной страстности, личность была вынуждена держать про себя свои мысли, чувства и переживания (81. с.20).
истории развития детского творчества в системе образования и культуры
Формирование детского самодеятельного творчества тесно взаимосвязано с развитием народного образования в республике. Начальные формы художественно-творческих объединений появились именно в школах. В 1734 г. была организована первая Епархиальная школа, к 1911 г. действовало 63 церковно-приходских и 71 министерских школ. Известно, что в Вилюйской школе был организован оркестр и хор учащихся под руководством М.Н. Жиркова (172, с.21).
После октябрьской революции, ведущую роль в развитии детского художественного творчества сыграло принятие в апреле 1932г. ЦК ВКП (б) постановления «О работе пионерских организаций», которое усилило воспитательную работу среди школьников. Пионеры становились инициаторами культурного досуга и спортивных соревнований. В эти годы сформировалась группа организаторов пионерского движения - СМ. Гаврильев, Е.М. Титова, Г.П. Багынанов, Г.П. Ладейщиков, Д.С. Шепелев, И.Ф. Григорьева, К.А. Коммунаров, Ф.И. Авдеева и др.
В начале тридцатых годов во всех семилетних и средних школах республики были сформированы кружки художественной самодеятельности (43. с.44). Одним из самых важных моментов в становлении художественной самодеятельности в целом и детской, в частности, явилось расширению сети культурно-просветительных учреждений. Клубы, избы-читальни становились опорными пунктами массовой политической и культурной работы среди населения.
В 1937г. в Якутске был открыт Дома пионеров и школьников, где первоначально действовало 7 кружков и занимались 200 детей. В 1940 году во Дворце уже работало 10 кружков, всего занималось около 400 детей. В 1943 году во Дворце пионеров прошла первая республиканская выставка детского труда и творчества, было представлено 1270 экспонатов. Вслед за столичным Домом пионеров стали создаваться сельские дома пионеров.
В годы Великой Отечественной войны все усилия были направлены на помощь фронту, так, Дом пионеров г. Якутска становится штабом интересных пионерских дел. Кружковцы совместно с пионерским активом города собирали и отправляли на фронт посылки, помогали семьям красноармейцев, шефствовали над ранеными.
Характерной чертой периода начала 50-х гг. являлась проведение смотров художественной самодеятельности. В 1953 г. было принято постановление ЦК КПСС «О проведении смотра сельской художественной самодеятельности», «как массового праздника народного творчества, отражающего возросшую культуру советской деревни», основной задачей которого явилось «дальнейшее повышение идейно-художественного уровня самодеятельности, широкое вовлечение в самодеятельные коллективы колхозников, работников МТС и совхозов, сельской интеллигенции, улучшение культурного обслуживания сельского населения» (315). Впервые детские коллективы художественной самодеятельности приняли участие на республиканском смотре в 1969.
По данным отчета министра культуры ЯАССР Г. Попова, в смотре 1954 г. принимали участие 209 человек из 16 районов. После его окончания было признано, что в коллективах художественной самодеятельности одно из ведущих мест занимает хоровое пение. Если в 1952 г было представлено только три хоровых коллектива, то в смотре 1954 г. их количество увеличилось до шести. Постепенно выравнивается распределение коллективов по жанрам (316).
В конце 60-х годов ведущее место в художественной самодеятельности республики занимали:
- вокалисты-солисты (оперные, камерные, эстрадные, камерные ансамбли, дуэты, трио, квартеты и др.); - инструменталисты и музыкальные коллективы (солисты, исполнители ансамблей - дуэты, трио, квартеты и т.д.);
- исполнители разговорного жанра (чтецы-мастера художественного слова, фельетонисты, конферансье, куплетисты, исполнители отрывков из художественных произведений);
- хореографический (танцевальные коллективы и солисты);
- хоровые коллективы, хоры в ансамблях песни и пляски (академические, народные хоры, хоры юношей и девушек);
- драматические и музыкальные спектакли (пьесы многоактные и одноактные, театрализованные музыкальные представления и концерты, оперетты, балеты, оратории и др.);
- иллюзионисты и исполнители эстрадного, спортивного и оригинального жанра;
- исполнители якутских народных песен и импровизаторы. (315). Проведение фестивалей принимает традиционный характер и способствует дальнейшему подъему культуры народа, усилению культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы среди населения, выявлению талантов, укреплению художественных коллективов, обогащению их репертуаров и умножению культурного инвентаря клубов, библиотек. Практика организации фестивалей способствовала увеличению количества художественных коллективов, их участников. Так, например, из функционирующих в настоящее время 816 коллективов художественной самодеятельности 176 созданы в периоды проведения фестивалей.
В ходе проведения самодеятельных художественных смотров и фестивалей постепенно выделялись лидеры - коллективы Оймяконского, Сунтарского и Орджонекидзевского районов. Особенно следует отметить хоровые коллективы Ленского, Кобяйского, Амгинского, Верхоянского, Момского, Верхневилюйского, Вилюйского и Верхнеколымского районов, которые характеризуются высоким уровнем подготовки (319).
Теоретические аспекты изучения развития, образования и воспитания творческой деятельности у детей
В данном исследовании изучается роль самодеятельного художественного творчества в развитии, социальном воспитании и обучении детей. Воспитание и обучение составляют функциональное содержание деятельности учреждения образования, в частности детского художественного самодеятельного творчества и являются основой развития человека.
Развитие как свойство всего (природы, общества, человека) происходит как закономерное, обязательное проявление. Человек независимо от того, хочет этого или нет, будет физически, интеллектуально и эмоционально развиваться. Рассмотрим с точки зрения приведенного определения Г.Ц. Молонова, как развивается человек.
Новообразования. Образование новых качеств и состояний происходит в жизни каждого человека, например, физическая и умственная работоспособность, умение рассуждать и доказывать, навыки сочинять литературные или музыкальные произведения, решать задачи и т.д. Направленность. В старших классах у ребят может обнаружиться естественно-биологическая, физико-математическая, гуманитарная, художественно-эстетическая, технико-трудовая, физкультурно-спортивная и т.д. направленность.
Необратимость. В физическом развитии ребенка некоторые стороны необратимы: рост, эмоциональное развитие, развитие интеллекта, потребность в творчестве, разумеется, при создании условий.
Кроме всего, существуют в развитии человека периоды интенсивного физического или умственного развития. Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития, - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего, его местом и функциональным значением в общей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:
1. Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
2. Основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);
3. Основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).
Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают.
Эмпирические наблюдения позволили обнаружить два типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами). Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.
В целом, по мере формирования отдельных особенностей и качеств человека, происходит его становление как целостной личности - человек становится частью общества - социализируется.
Коротко можно сказать: социализация - это есть усвоение опыта человечества и вхождение в общество (173, с.97). Она характеризуется воспитанностью, культурностью: образованностью, технической грамотностью, жизненным опытом, законопослушностью, и т.п. В свою очередь социализация зависит от уровня культуры и цивилизации, ближайшего окружения, региона, страны: высокой производительной культуры, развития фундаментальных, прикладных и гуманитарных наук, богатства и развития видов искусства, культуры общения и поведения в обществе, традиции и обычаев в быту, достаточным развитием сети образовательных, культурных и спортивных учреждений.
Развитие и социализация осуществляются в одном русле, но могут не во всем совпадать. Поэтому целенаправленность взаимодействия ребенка с внешними факторами в процессе развития и социализации требует соответствующей практической помощи и осуществляется как сложная деятельность, нуждающаяся в теоретической разработке.
Когда мы говорим об обучении, то имеем в виду специально организованный процесс воздействия на ребенка. Психическое развитие происходит в обучении - организованном регулировании процессов взаимодействия ребенка с той идеальной формой, которой он должен достичь.
По Л.С. Выготскому, обучение должно учитывать наличные возможности школьника, но главной своей целью иметь расширение этих возможностей, их развития. Внутреннюю связь обучения и развития Л.С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития», суть которого состоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоятельно. Усвоение детьми научных понятий с помощью учителей ведет за собой развитие их сознания и мышления.
Многие авторы, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают несостоятельность односторонней ставки лишь на рационализацию процесса обучения, игнорирование воспитательной проблематики в проводимых школьных реформах.
Создание педагогических условий, способствующих реализации педагогического потенциала детского художественного самодеятельноготворчества (опытно-экспериментальная работа)
Опытно-экспериментальная работа должна определить эмпирические показатели влияния занятий детским самодеятельным художественным творчеством на развитие, воспитание и образование личности, отдавая предпочтение художественному творчеству своего народа.
Целью конкретно опытно-экспериментальной работы является анализ процесса реализации педагогического потенциала самодеятельного художественного творчества..
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы для выбора специальной методики изучения.
2. Изучить влияние занятий детским самодеятельным художественным творчеством на развитие, воспитание и образование личности ребенка.
Данные задачи исследования конкретизировались в следующих подзадачах:
1. Сопоставить и сравнить результаты ответов школьников, занимающихся и не занимающихся детским самодеятельным художественным творчеством, а также студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» в Колледже культуры и искусства PC (Я);
2. Сопоставить и сравнить результаты ответов девушек, занимающихся и не занимающихся детским самодеятельным художественным творчеством и отдельно юношей, занимающихся и не занимающихся художественным творчеством .
Исследование состоит из двух этапов:
I этап: пилотажное исследование, целью которого было выявление основных критериев влияния самодеятельного художественного творчества на личность; подбор методов исследования.
В пилотажном исследовании изучались мотивы занятий самодеятельным художественным творчеством школьников и студентов, степень влияния художественного творчества на выбор будущей профессиональной деятельности, степень развития тех или иных личностных качеств.
При планировании пилотажного исследования были выбраны три группы респондентов:
- Первая группа - школьники, занимающиеся творчеством в детских самодеятельных коллективах - основная группа;
- Вторая группа - школьники, не занимающиеся творчеством - основная группа;
- Третья группа - студенты среднего специального учебного заведения, участники Детских самодеятельных коллективов - контрольная группа.
Определены основные показатели различий школьников, занимающихся и не занимающихся творчеством.
Для получения наиболее полной информации было решено использовать два метода:
1. Анкетирование. Составлено два текста анкеты - отдельно для детей, занимающихся творчеством и не занимающихся.
- Анкета для детей, которые занимаются детским творчеством, состоит из 10 вопросов: 5 из которых направлено на выявление "паспортных" данных, а также включает вопросы на выявление вида занятий, мотива занятий, степени развития личностных качеств и влияния занятий творчеством на выбор будущей профессии.
- Анкета для детей, которые не занимаются детским творчеством, состоит из 9 вопросов: 5 из которых направлено на выявление "паспортных" данных, а также включает вопросы "Каким видом творчества хотят или вообще не хотят заниматься", степени развития личностных качеств и "Какие занятия помогут сделать выбор будущей профессии".
2. Тест самоопределения предпочтительных видов деятельности. Данный тест выявляет развитость 9 качеств у ребенка:
- Наличие целеустремленности - недостаточность целеустремленности;
- Потребность в творческом общении - слабая потребность в творческом общении;
- Умение управлять собой - спонтанность, непредсказуемость;
- Оригинальность, богатство фантазии - дефицит оригинальности, фантазии;
- Умение быть настойчивым и доказательным - нейтральное отношение к ситуации;
- Наличие интереса к культурным ценностям - слабый интерес к культурным ценностям;
- Наличие логических и аналитических навыков - недостаточность логических и аналитических навыков;
- Стремление к техническому изобретательству - нейтральное отношение к техническому изобретательству;
- Наличие стремления к простым исследованиям - слабое стремление к простым исследованиям.
В пилотажном исследовании приняло участие 148 респондентов: из них 52 школьника не занимающихся творчеством в возрасте от 11 до 17 лет (основная группа), 62 школьника занимающихся творчеством (основная группа) и 34 студента среднего специального учебного заведения, бывших участников детских самодеятельных коллективов в возрасте от 16 до 21 года (контрольная группа). Основные группы составляли участники ансамбля «Кэнчээри» Усть-Алданского улуса и Кюндядинского СКК Нюрбинского улуса, контрольную группу - студенты Колледжа культуры и искусств PC (Я), бывшие участники самодеятельных коллективов PC (Я).