Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Глумной Андрей Викторович

Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области)
<
Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глумной Андрей Викторович. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:05-13/776

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография проблемы 16

1.1. Проблемы духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов 16

1.2. Психолого-педагогические особенности развития и ценностных ориентации учащихся 37

1.3. Особенности и специфика духовно-нравственного воспитания в современной системе образования 56

Выводы по главе 1 76

Глава 2. Организационно-педагогические условия функционирова ния региональной системы 79

2.1. Взаимодействие систем основного и дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании 79

2.2. Подготовка педагогических кадров к реализации системы духовно-нравственного воспитания 102

2.3. Разработка комплексной региональной программы по духовно-нравственному воспитанию 122

Выводы по главе 2 136

Заключение 141

Список литературы 148

Введение к работе

Актуальность исследования. Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов, формирующих смысл человеческой жизни и общечеловеческие ценности. Школьники, равно как и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни.

Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Приобретая сумму знаний, но не имея представлений о духовности, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым.

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, исторически сложившейся российской ментальности. На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004г. и др.), выступления и публикации ведущих спе циалистов в этой области педагогики: Ш.А.Амонашвили, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Б.З.Вульфова, В.А. Караковского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, В.Д.Шадрикова, Н.Е.Щурковой и др.

Разлагающим фактором духовной жизни является ориентация нашей жизни на западную культуру, которая противоречит российскому менталитету и отечественным традиционным педагогическим традициям. Становится понятным, что мир, основанный на предлагаемой сегодня всем народам системе либеральных ценностей, не может быть устойчивым. Обозначенные негативные явления имеют тенденцию к усилению: процессы глобализации и технологи-зации все больше деформируют сознание сегодняшнего человека, вовсе лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия или подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя.

Современный этап развития российского общества, связанный с интенсивными изменениями в политико-экономической и социокультурной жизни, происходящими под воздействием рыночных реформ, существенно сказывается на выявлении акцентов и приоритетов в развитии системы образования. В настоящее время главные направления ее развития связаны со сменой педагогических парадигм, обновлением содержания образования, вхождением в мировое образовательное пространство.

Среди тенденций развития образования важнейшей является интеграция образовательных систем, основывающаяся на формировании единых подходов к обязательной передаче опыта, общих ценностных ориентиров, в качестве которых на первый план выходят духовно-нравственные ценности, связанные со становлением мировоззрения подрастающего поколения.

Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов, обладающих высокими духовно-нравственными качест вами.

Повышенного внимания сегодня требуют такие вопросы, как формирование у подрастающего поколения целостной и многогранной картины мира и человека в нем, включая представления о национальных и общечеловеческих ценностях, воспитание чувства гражданственности и ответственности за все происходящее, поддержка вхождения молодежи в глобализованный мир, открытое информационное сообщество.

Решение этих вопросов невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого. В связи с этим, большое значение принадлежит региональной системе образования, отличающейся автономностью, мобильностью, гибкостью, учетом и развитием национальных и региональных особенностей. Региональная направленность образования, ориентирующая школу на потребности личности, реализуемой в конкретной социальной и социокультурной среде, на учет местных особенностей в повседневной деятельности тем более важна, что в последние годы в нашей стране сложилась неординарная ситуация: с одной стороны, демократизация общества привела к всплеску национального самосознания, повышению интереса к национальным обычаям и культуре; с другой стороны, происходит забвение нравственных идеалов, смена ценностных ориентиров, особенно в среде молодежи.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Анализ научной литературы показал, что идея системного подхода в науке не нова: основы системного подхода применительно к общественным явлениям были разработаны К. Марксом. Данный аспект достаточно полно и глубоко раскрыт в научной философской (В.Г. Афанасьев, А.Н. Кочергин, В.П.

Кузьмин, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, и др.) и педагогической литературе (Н.В. Кузьмина, В.П. Симонов, В.М. Полонский и др.).

Принципиальное значение для выполнения этой работы имели труды известных педагогов, посвященные различным аспектам личностного становления педагога-профессионала, педагогического взаимодействия (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, И.И. Зарецкой, И.А. Зимней, Н.В. Киселёва, В.Ф. Кри-вошеева, А.В. Мудрика, В.В. Серикова, Ю.П. Сокольникова, А.В. Хуторского, СТ. Шацкого, И.С. Якиманской и др.).

Значимыми для нашего исследования являются научные работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации и ценностных ориентации (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Г. Здравосмыслов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов, И.С. Якиманская).

Научный интерес представляют также исследования, связанные с вопросами профессионального самоопределения и развития творческой личности, рассмотренные в трудах В.И. Андреева, Е.П. Белозерцева, Л.И. Божович, Е.Н. Кабановой-Меллер, B.C. Семашко, В.Н. Шубкина и др.

Современное состояние уровня развития общеобразовательных систем учебных заведений в России, испытывающих на себе разноплановые воздействия общественного реформирования, наиболее полно отражено в работах Б.С. Гершунекого, Э.Д. Днепрова, А.А. Каспаржака, В.Ф. Кривошеева, К.М. Ушакова и других.

Проблемы регионализации образования в контексте гуманизации освещены в работах ученых-педагогв П.Р. Атутова, Э.Д. Днепрова, В.Г. Кинелева, СВ. Наумова, В.В. Николиной, М.Г. Тайчинова и др.

Разработка концепций моделей общеобразовательных учебных заведений освещена в трудах Ю.К. Бабанского, И.С Батракова, А.В. Гаврилина, А.Г. Кар-маева, О.А.Кармаевой, B.C. Леднева, В.А. Сластенина, Е.А. Ямбурга и других.

Различным аспектам интеграции посвящены работы таких авторов как Берулаева М.Н., Е.В. Бондаревская, Гершунский Б.С, Данилюк А.Я., Егоров Ю.Л., Краевский В.В., Кларин М.В., Куркин Е.Б., Мясников В.А., А.Н. Нови ков, Паладьев С.Л., Поташник М.М., Ровкин Д.В., Рябова СВ., Семенов В.Д., Сериков В.В., Слободчиков В.И. и других.

Анализ литературы показал, что в последние годы выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических разработок по вопросам функционирования национальной школы и духовно-нравственному воспитанию (Е.П. Белозерцев, Т.С. Буторина, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилов, Н.К. Елаев, М.Г. Тайчинов, В.К. Шаповалов и др.). Одни ученые и общественные деятели связывают проблему духовно-нравственного воспитания с вопросом о необходимости возрождения православного образования в России (В.А. Беляева, Б.В. Емельянов, А.И. Осипов, В.Н. Сагатовский, В.П. Секерин, А.Н. Стражев, Т.А. Петрунина, Т.И. Петракова, Н.А. Печерская и др.).

Другие тоже именно нравственный аспект считают основным, но понимают его шире, связывая духовное воспитание не только с религией, но и со всей русской традиционной культурой (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Е.И. Власова, И.Ф. Гончаров, В.Н. Ганичев, Н.Д. Никандров, Л.Н. Погодина, ВЛО. Троицкий и др.).

В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности в духовно-нравственном воспитании, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система дополнительного образования детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, творческий потенциал ребенка, «усилить» его природные способности (Л.К.Балясная, В.В.Белова, В.А.Березина, П.П.Блонский, А.К.Бруднов, Г.П.Буданова, О.С.Газман, О.И.Грекова, Е.Б.Евладова, И.А.Зимняя, И.П.Иванов, М.Б.Коваль, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Е.Н.Медынский, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий и др.).

Таким образом, к настоящему времени в этой области педагогики возникли противоречия между:

-признанием значимости решения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в современных сложных социокультурных

условиях и неразработанностью этой проблематики (прежде всего, на содержательном уровне);

- необходимостью разработки адекватной системы духовно-нравственного воспитания и реальным положением школы, снижением ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившемся обществе;

- утверждением принципов личностно-ориентированного образования и консервативным подходом в решении проблем системного воспитания школьников в практике общеобразовательных учреждений;

- реальной потребностью в создании эффективных условий для духовно-нравственного воспитания школьников и неумением использовать пространство и возможности дополнительного образования детей.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: при каких организационно-педагогических условиях развития региональной системы образования возможно эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - региональная система образования и духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования - содержание и формы духовно-нравственного воспитания школьников в системе основного и дополнительного образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Определить возможности взаимодействия основного и дополнительного образования как условия духовно-нравственного воспитания.

3. Разработать программно-методическое обеспечение региональной системы духовно-нравственного воспитания.

4. Выявить организационно-педагогические условия развития региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно нравственное воспитание школьников в условиях взаимодействия систем основного и дополнительного образования будет результативным, если:

- конкретизирована теоретическая основа духовно-нравственного воспитания школьников и особенности ее реализации в системе непрерывного образования;

- учитываются особенности социокультурного окружения образовательных учреждений;

- определены педагогические условия, способствующие эффективному духовно-нравственному воспитанию учащихся на занятиях в системе основного и дополнительного образования.

Задачи исследования:

- определить круг наиболее перспективных идей, которые могут стать теоретической основой духовно-нравственного воспитания учащихся в системе основного и дополнительного образования;

определить и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;

- изучить возможности развития региональной системы образования во взаимодействии школы и учреждений дополнительного образования;

- разработать и экспериментально проверить авторскую образовательную программу, ориентированную на развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся, обеспечивающую содержательную основу для сотрудничества учителей школы и педагогов дополнительного образования;

- выяснить эффективность предложенных программно-методических и организационно-педагогических условий развития системы духовно-нравственного воспитания учащихся.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о целостности мира, общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; о человеке как целостном

природном и социальном явлении, о взаимосвязи происходящих социально-экономических изменений и обновлением системы образования в новых условиях; концептуальные представления о становлении и развитии систем, положение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, идеи непрерывного образования, теории системного подхода к изучению явлений.

Для решения поставленных задач также использовался ряд подходов, каждый из которых предполагал проработку конкретного аспекта общего процесса инновационного взаимодействия образовательных систем: личностно-ориентированный подход, опирающийся на культурно-исторический и дея-тельностный подходы; аксиологический подход, позволяющий анализировать интеграционные процессы через детерминацию ценностно-смыслового отношения личности к педагогической деятельности, к своим духовным способностям и профессиональным качествам; акмеологический подход, определяющий влияние природных и культурологических факторов на развитие образовательных систем.

Теоретическую базу исследования составили идеи философов, педагогов, психологов, культурологов, в работах которых рассматриваются проблемы целостности системы образования, особенностей интеграционных процессов в современном образовании, системного подхода к учебно-воспитательному процессу, сущности и роли дополнительного образования детей, специфики духовно-нравственного воспитания детей в школьном возрасте.

Предметом особого изучения стали:

- исследования внешкольного образования как особой сферы развития личности К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Н.А.Корф, Е.Н.Медынский; С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской,

- труды по проблемам воспитания школьников на основе системного, комплексного подхода, культурологического подхода, по вопросам воспитания средствами искусства, народной культуры Е.В. Бондаревской, В.А.Караковского, B.C. Кузина, Э.И. Кубышкиной, М.Ю. Новицкой,

Н.Л.Селиваной, Э.И.Сокольниковой, Е.Б.Евладовой, И.С.Марьенко

Т.И.Петраковой, ВЛ.Коровиной, Т.Я.Шпикаловой;

- труды ученых в области гуманизации и гуманитаризации образования (П.П.Блонского, В.И.Бочкарева, Б.З.Вульфова, О.С.Газмана, И.С. Збарского, И.И.Зарецкой, П.Ф.Каптерева, В.А.Караковского, Т.Ф. Курдюмовой,

А.С.Макаренко, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой; Т.И.Петраковой,

В.А.Полякова, В.А.Сухомлинского, М.Г.Тайчинова, Е.А.Ямбурга); по различным аспектам подготовки учителя (СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Ю.К. Васильев, Б.С. Гершунский, Л.Ф. Колесников, В.Ф. Кривошеев, М.М. Левина, М.Л. Левицкий, Н.Д. Никандров, В.К. Розов, В.А. Сластенин, В.Н. Турченко и

др.).

Кроме указанных выше работ, большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых (М.И.Андреев, А.Дауге, В.В.Зеньковский, С.С.Куломзина, М.А.Куплетский, П.И.Линицкий, Г.Мартенсен, арх.И.Маслов, В.В.Несмелов, Б.В.Ничипоров, В.Парамонов, Н.Пестов, А.К. Рабчевская и др.).

Существенное влияние на формирование общей концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов и богословов (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, арх.Л.Войно-Ясенецкий, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский, А.И.Осипов, С.Н.Трубецкой, В.С.Соловьев, С.Л.Франк).

Методы, источники и организация исследования. Исследование осуществлено с помощью комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективно-перспективный, историографический, биографический, контент-анализ); метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, беседа, анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования были: Воронежский институт высоких технологий, Московский государственный открытый университет им. М.А. Шолохова и его филиалы; общеобразовательные школы № 14, 25, 78 г. Воронежа.

Организация и этапы исследования. Диссертация выполнена в контексте реализации Закона РФ «Об образовании»; «Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации», одобренной Правительством РФ 04.10.2000 г.; Федеральной программы развития образования; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг.

Первый этап (1999 - 2000 гг.) связан с анализом теории и практики духовно-нравственного воспитания, раскрытием историографии и современного состояния исследуемой проблемы, формулированием рабочей гипотезы, выявлением объекта и предмета исследования, уточнением категориально-понятийного аппарата исследования, формированием библиографической базы исследования.

Второй этап (2000 - 2003) предусматривал разработку программно-методического обеспечения занятий по основам духовно-нравственного воспитания, определения основных направлений и механизмов взаимодействия систем основного и дополнительного образования, способов диагностирования уровня изменений в духовно-нравственной сфере школьников в условиях организованной социокультурной среды, а также программы опытно-экспериментальной работы. Уточнялся научный аппарат исследования на основе систематизации полученных материалов, велась подготовка авторских публикаций к печати.

Третий этап (2003 - 2004) был посвящен проверке эффективности функционирования разработанного содержания, форм и методов деятельности комплексной региональной программы по духовно-нравственному воспитанию, а также систематизации и обобщению результатов исследования, их апробации; формулированию выводов рекомендаций исследования; подготовке автореферата к защите и завершению оформления диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что:

- разработаны подходы и принципы отбора содержания духовно-нравственного воспитания школьников (опора на базовое содержание образо вания; выделение основных воспитательных «линий»; учет социокультурного окружения; отбор основных духовно-нравственных понятий, вокруг которых должна строиться деятельность педагога и учащихся);

- определен комплекс педагогических путей и условий (программно-методических, организационно-педагогических), ориентированных на повышение эффективности духовно-нравственного воспитания: создание единого образовательного пространства путем взаимодействия систем основного и дополнительного образования, моделей организации образовательного и воспитательного процесса в рамках комплексной региональной программы духовно-нравственного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации основных результатов (в педагогической печати и в сборниках научных трудов); в ходе обсуждения на заседаниях кафедры педагогики Воронежского института высоких технологий, в выступлениях автора на городских конференциях и научно-практических семинарах. Основные результаты исследования представлены и получили одобрение на ученых советах Воронежского института развития образования, кафедры психологии Воронежского военного авиационного инженерного института, Института общего образования Минобразования РФ. По результатам исследования были подготовлены методические рекомендации для руководителей органов образования и педагогических работников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе анализа теоретических работ определены положения, идеи, подходы, наиболее значимые для духовно-нравственного воспитания в региональной системе образования; сформулированы требования к программно-методическому обеспечению занятий учащихся по основам духовно-нравственного воспитания; выявлены исходные методологические основания развития системы духовно-нравственного воспитания в условиях инноваций.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработаны и внедрены в школьную практику программно-методические ма териалы, обеспечивающие развитие системы духовно-нравственного воспитания. Подготовленные в ходе исследования материалы могут быть использованы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также при построении национальных, региональных и муниципальных программ развития образования и духовно-нравственного воспитания.

Достоверность результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов - цели и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных научных положений.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Духовно-нравственное воспитание школьников является актуальной проблемой современной педагогической теории и практики, требующей специального изучения.

2. Духовно-нравственное воспитание может быть эффективным в условиях развития региональной системы, деятельность которой обеспечена программой, имеющей широкую историко-культурологическую основу, которая рассматривается как модель совместной добровольной деятельности, активного общения педагога и ребенка, инструмент развития способности осваивать национальные и общечеловеческие ценности;

3. Успешность реализации духовно-нравственного воспитания учащихся зависит от создания организационно-педагогических и содержательных условий:

- интеграция основного и дополнительного образования как необходимое условие целостности образовательного пространства;

- создание системы подготовки и переподготовки педагогических кадров

к реализации духовно-нравственного воспитания;

-разработка комплексной региональной программы по духовно-нравственному воспитанию.

Проблемы духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных педагогов

Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе практической деятельности, общечеловеческих и национальных гуманистических взаимоотношений в целом.

До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные ценности духовной культуры, ее традиции, особенности, недооценивался опыт народной педагогики. Между тем, еще К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью». (250, 156).

Необходимым принципом педагогической теории Ушинский считал единство просвещения, обучения народа - с его нравственным воспитанием. Он определил задачу воспитания, исходя из самих взглядов на народность, их своих общих благородных убеждений просветителя. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. Нравственность следует любовно прививать, заботливо холить. Нравственность - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть». Ушинский ратовал за искреннюю, беззаветную любовь к своему народу, его языку, к родной природе, истории и возмущался тем, как мало внимания в школе уделяется родной истории, географии.

Выводя воспитательные цели из национальных ценностей, К.Д. Ушинский исходил, прежде всего, из психологических особенностей развития личности ребенка. По мнению Ушинского, духовный, внутренний мир ребенка действительно формируется под воздействием религиозно-нравственного воспитания, которое желательно начинать с младшего школьного возраста. Великий ученый пишет, что вместе с азбукой в этом же возрасте ребенок должен усваивать язык, природу, географию и историю своей ближайшей и обширнейшей Родины, «как человек и гражданин, точно так же, как и первые основания своей религии». (251, 33).

Основанием всей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея единства воспитания и обучения, при ведущей роли воспитания. Обучение само по себе, вне воспитания, есть, по. Ушинскому, бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека.

Очень интересным для нашего исследования является педагогическое наследие В.И. Даля, который заявил себя не только выдающимся лингвистом, автором Толкового словаря великорусского языка, просветителем-практиком, снискавшим всеобщее признание, но и теоретиком педагогической мысли. Его размышления о путях просвещения вызывали противоречивые споры общественности того времени.

В 60-е годы XIX века в России была проведена школьная реформа, ей предшествовала публичная дискуссия 50-х годов, обсуждавшая проблему соотношения воспитания и грамотности. Как последовательный демократ, В.И. Даль не мог остаться в стороне от проблем народного просвещения.

Дискуссию открыл в 1856 году авторитетный тогда «Морской сборник» статьей видного педагога Бема «О воспитании». Публикация получила широкий общественный резонанс. Одним из первых откликнулся В.И. Даль. В том же журнале он поместил статью «Мысли по поводу статьи о воспитании», в которой сформулировал свой главный педагогический принцип - «воспитатель сам должен быть тем, чем хочет сделать воспитанника», т.е. быть живым примером воспитания.

Анализируя школьную практику того времени, Даль акцентировал внимание читателей на главном ее недостатке: «На деле нередко упускается из виду безделица, которая важнее всего остального - личный пример учителя». Он считал, что в процессе воспитания этот фактор самый верный и надежный, без которого данную задачу не решить. А способ менторского назидания без личного примера Владимир Иванович категорически отвергал как бесплодный и даже вредный, потому что порождал двоедушие и лицемерие.

«Кто полагает, - писал он, - что можно воспитать ребенка обманом, что достаточно, поучая его словами, остерегаться при нем неосторожных выражений и поступков, словом, кто дело воспитания считает задачей ловкого надувательства, тот жестоко ошибается и берет на себя страшный ответ». Мотивируя свою позицию, Владимир Иванович советовал учителям: «Что вы хотите сделать из ребенка? Правдивого, честного, деятельного человека, который думал бы не столько об удобствах и выгодах личности своей, сколько о пользе общей? - Будьте же сами таковыми, другого наставления вам не нужно... Вот в чем заключается наука нравственного воспитания»(56, 3).

В.И. Даль считал, что «просвещение и грамотность не одно и то же, что грамота, сама по себе, ничему не вразумит крестьянина, она скорее собьет его с толку, а не просветит». Далее Владимир Иванович язвительно отвечал критикам: «Перо легче сохи, вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, не в пахари, он склоняется не к труду, а к тунеядству» (56, 2). Даль полагал, чтобы «грамотность была полезна, ей нужно предпослать совести, то есть нравственность, ибо грамота без всякого умственного и нравственного образования...почти всегда доводит до худа». (56,1).

Психолого-педагогические особенности развития и ценностных ориентации учащихся

Анализ существующей психолого-педагогической литературы показывает, что в основе всей воспитательной системы, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей, лежит ориентация на личность каждого ученика, ее свободное развитие и творческую активность в процессе общения.

В работе по психологии общения авторов В.А.Петровского, А.М.Виноградовой, Л.М.Кларина, К.Н.Поливанова и др. сформулированы основные идеи такого подхода к воспитанию: личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;

суть процесса развития личности состоит в активном приобщении ребенка к миру в единстве его четырех ипостасей: вхождение в мир природы (нерукотворный мир), в мир предметов человеческой культуры (рукотворный мир), в мир значимых Других, возникновение самосознания;

рассмотрение личности и взаимодействий между взрослыми и ребенком с позиций трансактного анализа - анализа «взаимодействий», в котором используется особая модель описания личности (индивидуальности) и межиндивидуального взаимодействия.

Воспитатель в процессе общения выполняет особую профессиональную роль, «заключающуюся в принятии на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника) через приобщение его к миру человеческой культуры». (172, 14)

При этом за профессиональной ролью воспитателя «вырисовывается реальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что поступками, иногда помимо собственной воли, люди изменяют условия жизни друг друга, находя свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого». (173, 16)

Поэтому, воспитатель (учитель) как человек, профессионально работающий с детьми, должен отличаться от других специалистов не только профессиональными качествами и знаниями, но и прежде всего особым видением ребенка, особым отношением к нему, и для успешного общения с детьми должен постоянно заниматься психологическим анализом как ситуации, так и индивидуальности воспитуемого. .

Внутренний мир детей настолько своеобразен и отличен от мира взрослых, что «совершенно недопустимо предъявлять к детям любые взрослые требования, приписывать им свое видение и свое понимание» (172, 41), а стремиться к партнерскому общению с детьми по типу логической позиции «рядом и вместе». Указанные авторы в своих работах созвучны со сторонниками педагогики сотрудничества (В. А. Сухомлинский, Ш.А.Амоношвили, В.А.Караковский, И.П.Иванов), а идеалом педагога-психолога у них выступает Я.Корчак. Подводя итог своим исследованиям по психологии общения, авторы намечают общие ориентиры воспитательного процесса:

самоизменение воспитателя как условие развития личности ребенка, его самосовершенствование (снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения стать на точку зрения другого);

бережное отношение к ребенку, заключающееся, во-первых, в включении риска нанесения душевной травмы ребенку, а, во-вторых, вере в возможность его духовного и интеллектуального роста (такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик ребенка, регулирует развитие в отличие от возможных угроз и наставлений); в-третьих, в отношении к ребенку как к существу «не менее совершенному», взрослые, нужно отказываться от убеждений взрослых о своем превосходстве, так как ребенку свойственно переживание целостности и слитности себя с миром, общности с другими людьми, которое лежит в основе эстетического и нравственного освоения мира;

непрямое воздействие на ребенка, когда воспитатель, исключая наставления, создает ситуации, в которых у ребенка с высокой вероятностью возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру (организует систему поддержки, повышает статус ребенка, предоставляет право на самостоятельное разрешение трудных, конфликтных ситуаций).

В работах психологов А.М.Матюшкина, И.С.Авериной, Г.Д.Чистяковой, Н.Б.Шумановой и, др. обсуждаются вопросы, как научить школьника овладевать знаниями, использовать возможности своего внимания, памяти, мышления, рассматриваются задачи развития познавательной активности в процессе обучения.

Авторы отмечают, что сложившиеся в педагогической науке и педагогической практике разделение познавательных процессов затрудняет работу учителя по развитию всей интеллектуальной системы ребенка в обучении (внимания, памяти, мышления, способностей и личности).

На самом деле в жизни, на уроке каждый познавательный процесс всегда взаимосвязан со всеми остальными, и в процессе обучения необходимо способствовать развитию всей интеллектуальной системы, а не отдельных познавательных процессов.

Поэтому, рассматривая развитие познавательных процессов, понятие «ителлектуальная система» можно представить как развитие интеллекта человека, включающего все познавательные процессы, уровень знаний, систему интеллектуальных операций и обеспечивающего возможности усвоения, воспроизведения и использования знаний в жизни.

Взаимодействие систем основного и дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании

В условиях кардинальных перемен в общественной жизни и сознании кардинальные изменения неизбежно затрагивают образование. Даже само понятие «образование» имеет множество неоднозначных интерпретаций. Так сегодня образование понимается как:

- форма общественной практики или особая социальная инфраструктура, пронизывающая все сферы общественной жизни и обеспечивающая целостность общества;

- способ трансляции исторического и культурного опыта от одного поколения людей к другому;

-механизм социально- культурного наследования, определяющий целостность общности людей, способа их жизни, сохранения норм общей жизни во - времени;

- культурно - историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры.

Признавая правомерность каждого определения, мы выделяем последнее, как наиболее полно выражающее гуманистический смысл образования и сохраняющее законодательно определенные принципы государственной политики в области образования, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (Закон РФ «Об образовании»,ст.2).

Гуманистический характер образования предопределяет нормативность его обращения к потребностям, интересам, психофизиологическим возможностям личности, направленность образовательного процесса на развитие личности и общества, формирование чувства терпимости и стремления к сотрудничеству в отношениях между людьми (68, 46).

В контексте нашего исследования нельзя не согласиться с определением гуманизации образовании, данного В.В. Краевским. Отмечая, что гуманистическая парадигма не является абсолютно новым явлением в педагогической науке, ученый подчеркивает такую его характеристику как «построение отношений участников образовательного процесса.... на принципах уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к культуре, взятой в аспекте социального опыта.

Опираясь на данное определение, мы понимаем содержание образования как основу и результат процесса обеспечения саморазвития человека, где под обеспечением следует понимать создание условий развития личности человека.

В современной педагогической литературе представлены разные концепции содержания образования. Если взять за основу то, как трактуется в них человек (его место, роль, участие и пр.), то можно говорить о двух близких по смыслу концепциях:

- императивной, согласно которой содержание образования есть совокупность знаний, умений, навыков, подлежащие обязательному усвоению учениками. Предполагается, что таким образом «содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обуславливающих гражданскую позицию личности, ее отношение к миру и определение своего места в нем» (115; 266).

- традиционно - сциентисткой, ограничивающей содержание образования педагогически адаптированными основами наук, изучаемых в школе. При этом наивысшей ценностью считается стиль и общие методы построения знания, свойственные точным наукам.

Подготовка педагогических кадров к реализации системы духовно-нравственного воспитания

Проблема духовно-нравственного обновления российского общества на форумах различного ранга определяется в выступлениях и докладах ученых, общественных деятелей, работников министерства образования как проблема государственного значения. При этом признается, что решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если ею будут заниматься на всех уровнях государственной и общественной жизни. Система образования в этом случае выступает фактором и педагогическим механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного оздоровления граждан, начиная со школьной скамьи и заканчивая послевузовским образованием, является непременным условием его эффективности (Беляева В.А.).

Вместе с тем, в педагогических вузах система подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию детей, молодежи и взрослого населения еще не сложилась. Категориальные понятия «духовность» и «нравственность» среди практикующих педагогов и чиновников управленческих структур до сих пор не являются устоявшимися и зачастую признаются либо синонимами, либо показателями приобщенности человека к ценностям искусства и нормам морали. Остаются невостребованными слова великого К.Д. Ушинского о том, что «...там, где личность понимается как совокупность общественных отношений, а нравственность как мораль, все дело воспитания превращается в бесполезную схоластику». Все это является серьезным тормозом в решении поставленных перед образованием задач.

Профессионально-педагогическая подготовка учителя на протяжении десятилетий в условиях педагогического единообразия имела строго определенную мировоззренческую направленность. Знания о духовном мире ребенка, воспитании его души были изъяты из области педагогических знаний и тезауруса. Вместе с тем, теория и опыт педагогической культуры России свидетельствует о том, что российское государство и его система образования в различные периоды истории имели положительные примеры воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, яркие примеры бескорыстного служения Отечеству и своему народу.

Духовная и нравственная культура учителей России выросла на лучших традициях русской народной культуры, в основе которой находится тысячелетний опыт православной веры. Духовная сущность человека, возвышающая его над всем другим биологическим миром, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение от дурных привычек и поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в общественную жизнь всегда были предметом рассмотрения основоположников святоотеческой педагогики.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, выступая на прошедших в 2000 году Рождественских образовательных Чтениях, изложил концептуальную программу практического делания современного учительства в области духовного возрастания во имя спасения человеческой цивилизации. «История последних лет, - подчеркнул Святейший, - показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре и языку, заботу о его будущем». Эти положения получают все большую поддержку Министерства образования Российской Федерации, ряда других федеральных и региональных государственных структур, общественности. Так на рубеже третьего тысячелетия мы становимся свидетелями удивительного и вселяющего надежды процесса: после эпохи богоборчества и атеизма стала возникать симфония Церкви и Государства в решении общенациональной задачи духовно-нравственного возрождения.

Предстоящая работа школы, семьи, общества в этом направлении неизмеримо сложна. Современный учитель, который прошел путь атеистического воспитания и образования, не находит в собственном опыте, учениях, идеях, которыми питалось общество на протяжении столетия, ответов на жгучие вопросы духовного делания. И тогда он может обратиться к опыту православных педагогов, одним из которых являлся архиепископ Фаддей ( в миру Иван Васильевич Успенский), который был святителем и педагогом в одном лице и принял мученическую смерть в 1937 году.

Документальное наследие архиепископа Фаддея пока не полностью выявлено и собрано, в большой части оно остается неизвестным, в том числе и современному педагогу. Его главный труд по педагогике и воспитанию «Заметки по дидактике» (248), никогда на переиздавалась и является библиографической редкостью.

Архиепископ Фаддей был убежден, что самая прочная основа для жизни общества и государства полагается деятельностью учителя. Обязанность учителя как просветителя народа, в основе своей просветительской деятельности иметь веру Христову; обладать умением весь разнородный материал просвещения, из которого духовно созидается человек, приспособить к единой высшей цели приготовления каждой души для обитания в ней света вечного и истинного.

Формируя требования к учителю, его духовно-нравственные качества, он рассматривал призвание, как основное и непреложное условие плодотворной работы учителя, подчеркивал неоднократно, что это призвание заключается вовсе не в том, чтобы научить ребенка читать, писать, считать. Это первая необходимая ступень, не требующая большого искусства. Важно не только учить, но и воспитывать детей. Детские сердца то же, что земля, принимающая семена. Учитель исполнит свое призвание и достигнет успеха только в том случае, если он внушит детям сознание не одного лишь человеческого достоинства, но и христианского, и таким образом приведет детей к Христу.

Архиепископ Фаддей постоянно работал над вопросами о совершеннейших путях обучения и воспитания, разнообразных, но всегда имеющих «живую душу» методах, приемах учительской работы для ее большей осмысленности и целедостижимости. Особое значение он отводил роли святоотеческого наследия, подвижнических писаний святых отцов в деле народного просвещения (свт. Василия Великого, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Филарета Московского и др.).

Похожие диссертации на Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся (На материалах Воронежской области)