Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи
1.1 Современное состояние патриотических настроений в российском обществе и факторы, влияющие на их развитие 13
1.2 Сущность патриотизма и патриотического воспитания и его общественно-государственное значение 28
1.3 Военно-патриотическое воспитание как составная часть воспитания патриотизма 45
Глава 2. Педагогическая характеристика основных концепций системы военно- патриотического воспитания допризывной молодежи
2.1 Основные концепции патриотизма и их использование в системе военно-патриотического воспитания допризывной молодежи Российской Федерации 64
2.2 Оценка проводимого военно-патриотического воспитания допризывниками 85
Глава 3. Практическая реализация основных направлений военно-патриотического воспитания в условиях ульяновской области в 1990-е ш-годы XX века-начале XXI века
3.1 Деятельность общеобразовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию 105
3.2 Общественные организации и их роль в военно-патриотическом воспитании допризывников 125
3.3 Государственные учреждения и их роль в военно-патриотическом воспитании молодежи 144
Заключение 176
Библиография 187
Приложения 217
- Современное состояние патриотических настроений в российском обществе и факторы, влияющие на их развитие
- Сущность патриотизма и патриотического воспитания и его общественно-государственное значение
- Основные концепции патриотизма и их использование в системе военно-патриотического воспитания допризывной молодежи Российской Федерации
- Деятельность общеобразовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию
Введение к работе
Актуальность исследования. Патриотизм является одним из основных признаков национального согласия в обществе, а чувство патриотизма всегда было необходимой составляющей воспитательного процесса. Для любой страны во все времена были характерны всплески и спады национального единства, а сила страны в очень большой степени определялась и чувством патриотизма ее народа. В настоящее время в российском обществе чувства духовного единения и патриотизма после перерыва, связанного с объективными историческими процессами, вновь стали по-настоящему востребованы. Поэтому актуальность данного исследования мы видим в анализе сильных и слабых сторон воєнно - патриотической работы, проводимой в отдельно взятых регионах сравнительно недавно, с тем, чтобы данный опыт воспитания допризывной молодежи помог в выработке мер по восстановлению и укреплению духовных основ, выражающих общегражданские интересы всех слоев и групп в России, укрепил доверие к центральным органам власти, Верховному командованию Российской армии, органам местного самоуправления, и, в конечном итоге, способствовал бы одобрению и поддержке молодежью как внутренней, так и внешней политики нашего государства.
Возрождение российской государственности на основе российской национально-духовной идентификации, осознание национальных интересов страны потребовало воссоздания системы патриотического и военно-патриотического воспитания на совершенно новых основах, отказа от навязанных народу России чуждых народу прозападных ценностей. Особенность современного положения дел поставила на повестку дня создание системы патриотического и военно-патриотического воспитания на основе ранее практически опробованных и понятных единых духовных ценностей.
Проблема модернизации всей системы военно-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий с
обоснованием организационно-педагогических условий повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.
Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленного советской педагогической школой, нашли отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, B.C. Ильина, Н.М. Конжиева, И.Ф. Выдрина. Вопросы военно-патриотического воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в работах А.Г. Базанова, А.В. Барабан-щикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова, А.А. Черкасова.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михнева, Н.А. Сиволобо-вой, В.Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания военно-патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса диверсификации образования, существование различных типов и видов организаций, осуществляющих военно-патриотическое воспитание с использованием региональных особенностей, показаны недостаточно полно.
Анализируя научную литературу по данной теме, целый ряд диссертационных исследований на основе современного опыта организации военно-патриотического воспитания трудно не заметить ряд противоречий:
между потребностями общества, государства в личности гражданина -патриота, как носителя национальных культурно-исторических традиций, и процессом преимущественной ориентации молодежи на иные моральные и материальные, порой искусственно насаждаемые, ценности;
между стремлением сформировать в общественно-политическом сознании демократические идеалы, идеалы правового государства и недостаточным уровнем патриотического и гражданского сознания значительной части населения, в том числе, и допризывной молодежи;
между потребностями старшеклассников в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием учебных программ основных гуманитар-
ных дисциплин, порой недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;
между желаниями допризывников принимать участие в социально -значимой деятельности и реальными возможностями для включения учащихся в военно-патриотическую деятельность;
между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных технологий и способностью государственных учреждений, общественных организаций к внедрению новых технологий в области военно-патриотического воспитания.
Возникает естественный вопрос: каким образом следует изменить подходы к проектированию, содержанию, организации военно-патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую направленность и эффективность? Поиск ответа на него и стал темой нашего исследования.
Цель исследования: оценка, обобщение и научно-педагогическое осмысление накопленного в 1990-х годах XX - начале XXI века государственными учреждениями и общественными организациями опыта военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.
Объект исследования: военно-патриотическое воспитание старшеклассников средних образовательных учреждений допризывной молодежи в государственных учреждениях и общественных организациях.
Предмет исследования: организационно-педагогический опыт военно-патриотического воспитания старшеклассников и допризывников в государственных учреждениях и общественных организациях.
Гипотеза исследования: организационно-педагогический опыт военно-патриотического воспитания старшеклассников и допризывников будет более позитивным, если:
показать значимость патриотических настроений российского общества для укрепления обороноспособности страны, а также факторы, влияющие на его состояние;
раскрыть содержание и особенности военно-патриотического воспитания в ус-
6 ловиях современности как часть системы патриотического воспитания;
проанализировать основные концепции патриотизма, сложившиеся в условиях современной России, а также исследовать возможности их использования в военно-патриотическом воспитании допризывной молодежи;
исследовать отношение допризывников и старшеклассников к проводимым с ними мероприятиям военно-патриотического воспитания;
раскрыть направленность и эффективность военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, осуществляемого государственными учреждениями и общественными организациями.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
Показать значимость патриотических настроений российского общества для укрепления обороноспособности страны, а также факторы, влияющие на его состояние.
Раскрыть содержание и особенности военно-патриотического воспитания в условиях современности как часть системы патриотического воспитания.
Проанализировать основные концепции патриотизма, сложившиеся в условиях современной России, а также исследовать возможности их использования в военно-патриотическом воспитании допризывной молодежи.
4. Исследовать отношение допризывников и старшеклассников к
проводимым с ними мероприятиям военно-патриотического воспитания.
5. Раскрыть направленность и эффективность военно-
патриотического воспитания допризывной молодежи, осуществляемого го
сударственными учреждениями и общественными организациями.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили: философские положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как способе самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и практики; системный и аксиологический подходы к
исследованию педагогического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к организации военно-патриотического воспитания.
Теоретическую основу исследования составили теории социализации личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.Н. Шиянов); интегративного подхода к проектированию воспитательного процесса (B.C. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования (А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); поликультурного образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, B.C. Библер, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов); положение теории патриотического воспитания (А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А.А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы, документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (2001 - 2002 гг.) был связан с теоретическим анализом философской, исторической, социологической, психолого-педагогической, краеведческой литературы, разработкой программ исследования, определением понятийного аппарата.
Второй этап (2003 — 2005 гг.) — проведение самого исследования на основе оценки степени эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию, проводимому государственными учреждениями и общественными организациями (объединениями) ее роли в формировании патриотического сознания допризывников.
Третий этап (2006-2007 гг.) — завершение исследовательской работы, анализ полученных данных, обобщение полученных результатов, оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились 27 школ г. Ульяновска, Пензы, Ульяновской и Пензенской областей в проведении исследования, опросах приняли участие 591 учащийся, 56 учителей, 66 работников образования, членов правлений и координационных советов общественных организаций, представители администраций Ульяновской и Пензенской областей.
Научная новизна. На основе историко-педагогического анализа опыта военно-патриотического воспитания допризывной молодежи выявлены основные подходы к организации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже XX-XXI вв.; систематизировано научное знание в области организации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на примере материалов Ульяновской и Пензенской областей, дана оценка состояния военно-патриотического воспитания в общественных организациях и средних образовательных учреждениях в Ульяновской и Пензенской областях.
Исходя из выявленных тенденций, изученного опыта организации и военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже XX-XXI вв. в Ульяновской и Пензенской областях, обозначены приоритетные направления развития военно-патриотического воспитания, обоснованы условия проведения эффективного и социально значимого военно-патриотического воспитания старшеклассников и призывников с учетом реальных возможностей общеобразовательных учреждений, особенностей социально-педагогической среды; выявлены особенности организации, этапов, спо-> собов, форм содержания военно-патриотического воспитания старшеклассников и допризывников в процессе внеклассной и внеучебной деятельности.
Содержащаяся в исследовании упорядоченная совокупность идей, принципов и подходов к организации военно-патриотического воспитания может быть квалифицирована как решение научной проблемы выявления организации и педагогического опыта военно-патриотического воспитания допризывной молодежи опыта на рубеже XX-XXI вв.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в ходе теоретического анализа опыта организации военно-
патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже XX-XXI вв.
в Ульяновской и Пензенской областях во всей многоаспектности и сложности
раскрыты понятия «патриотизм», «военно-патриотическое воспитание»;
- выявлены особенности опыта организации военно-патриотического
воспитания допризывной молодежи в Ульяновской и Пензенской областях;
- доказано, что выявленная специфика организации военно-
патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже XX-XXI вв.
в Ульяновской и Пензенской областях адекватна общим тенденциям органи
зации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже
XX-XXI вв. в России в целом;
в ходе теоретико-методологического обоснования проблемы исследования организации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи выделены его основные признаки, раскрыта организационная система патриотического воспитания допризывной молодежи на рубеже XX-XXI вв.;
разработаны и обоснованы условия проведения эффективного и социально значимого военно-патриотического воспитания старшеклассников и призывников с учетом реальных возможностей общеобразовательных учреждений, особенностей социально-педагогической среды;
изучены и обобщены наиболее эффективные способы повышения эффективности процесса патриотического воспитания, проводимого при участии государственных и общественных организаций, определении методики эффективного включения старшеклассников в социально значимые виды деятельности, имеющей военно-патриотическую направленность.
Практическая значимость исследования состоит:
- в изучении эффективности функционирования системы военно-
патриотического воспитания в рамках общеобразовательных и общественных
организаций, описанный в исследовании опыт организации в Ульяновской и
Пензенской областях весьма поучителен для современных образовательных
систем;
конкретизации основных направлений и форм организации военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, обозначен спектр взаимосвязанных задач и организационно-методических подходов, необходимых для их реализации в современных условиях;
в формулировке требований к организации патриотического воспитания допризывной молодежи в современных условиях на основе теоретического анализа на рубеже XX-XXI вв. в Ульяновской и Пензенской областях;
конкретизации основных целей осуществляемой в настоящее время модернизации системы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи.
Помимо этого, обобщенный в исследовании опыт теоретического и практического решения изучаемой проблемы, рассмотренной с учетом регионального компонента, может дополнить соответствующие разделы курсов теории и истории педагогики, связанные с вопросами военно-патриотического воспитания, а также при создании нового поколения учебных пособий по истории педагогики и образования, спецкурсов в военно-учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность данных исследования обеспечивались целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; разнообразием научных исследовательских методов и приемов, их взаимосвязанностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Ульяновского высшего военно-технического училища, научных семинарах, всероссийских, региональных научно-практических конференциях.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Объективная сторона военно-патриотического воспитания в настоя-
11 щее время состоит в том, что при его организации приходится опираться на все, сложившиеся в стране концептуальные виды патриотизма: государственный, националистический, социокультурный, советский (коммунистический), а также на совместное производное - российский практический патриотизм, образовавшийся в результате их слияния и взаимопроникновения..
Подвергся значительному изменению главный объект военно-патриотического воспитания - допризывная молодежь: старшеклассники, учащиеся профессиональных училищ, студенты вузов, персонал предприятий и учреждений, состоящий из лиц допризывного возраста, а также кандидатов для поступления на контрактную службу. Большинство опрошенных молодых людей имеют достаточно зрелое, полностью сформировавшиеся представления о таких ценностях, как «Родина», «отечество», «патриотизм», но упоминают также о факторах, формирующих их нынешнее мировоззрение: неудовлетворительное материальное положение, чувство неуверенности в завтрашнем дне, невозможность реализовать свой личностный потенциал, снижение чувства коллективизма и др.
Проведенное исследование показывает, что во многом контрпродуктивным явился отказ от воспитания у допризывной молодежи патриотических убеждений на основе советских подходов. Безусловное наше время никто из молодых людей не хочет работать и служить безвозмездно. Однако пример трудовых и военных подвигов советского народа в разные периоды не всегда эффективно используется как форма воспитания представителей молодого поколения и здесь нужно использовать принцип согласованности и преемственности.
4. Восстановление в полном объеме системы военно-
патриотического воспитания молодежи в общеобразовательных учрежде
ниях не является чисто отраслевой проблемой, так как и школа, и другие ор
ганизации, занимающиеся воспитанием допризывной молодежи, нуждаются
в особой государственной поддержке, помощи со стороны общественных
организаций.
5. Международная напряженность и внутренняя обстановка в России, представляющие определенную опасность для российской государственности, привели к общественному подъему, возрождению патриотизма и усилению роли военно-патриотического воспитания, тем самым вызвав появление общественных военно-патриотических организаций новой формации.
Структура исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложения.
Современное состояние патриотических настроений в российском обществе и факторы, влияющие на их развитие
Патриотизм, как явление национального согласия в обществе, сегодня актуален для российской действительности, так как сила любой страны в очень большой степени определяется чувством патриотизма ее народа. Разобщенность социальных слоев, разрыв взаимопонимания и взаимодействия граждан страны и государственной власти, низкая эффективность планов и программ развития общества, 40 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, — эти и многие другие процессы, и факты реальной российской действительности свидетельствуют об отсутствии духовного единства общества. Они указывают на то, что необходимы неотложные меры по восстановлению и укреплению духовных основ, выражающих общегражданские интересы всех слоев и групп в России. Необходимо доверие населения к центральным органам власти, властным структурам субъектов федерации, органам местного самоуправления, а также одобрение и поддержка как их внутренней, так и внешней политики.
Современная Россия должна определиться и в духовном отношении. Проблема духовного самоопределения России и представляет собой объективно-необходимый процесс обретения страной и народом своего менталитета — стержневой оси приоритетных духовных ценностей, соответствующих историческим, культурным и духовным традициям России. Как показывает историческая практика, данная проблема неотделима от решения экономических, социальных, политических проблем и всегда обострялась на переломных, переходных этапах исторического развития.
Необходимость духовного самоопределения современной России оче видна, она обусловливается причинами и обстоятельствами внешнего и внутреннего порядка. Во-первых, с начала 90-х гг. XX в. под прикрытием конституционного запрета на партийно-политическую идеологию при активном содействии господствующей политической элиты в Россию стали проникать западные либерально-демократические духовные ценности — эгоцентризм, накопительство, предприимчивость, алчность, прагматизм и утилитаризм. Эти ценности, как известно, противоречат традиционно-духовным ценностям России — коллективизму, соборности, общинности, романтизму, открытости.
Наши граждане и сегодня хотят знать, кто мы есть и какую Россию думают возродить нынешние реформаторы, какую Родину должны защищать российские воины, какое государство имеется в виду, когда говорят о воспитании военнослужащих на основе идей государственного патриотизма. Все это — далеко не праздные вопросы для российских людей, особенно для тех, кто избрал своей профессией государственную службу и служение Родине.
Вот уже более десяти лет Россия в сфере духовности продолжает оставаться на перепутье: то ли продолжать уже далеко зашедший духовный беспредел под лозунгами так называемой «духовной свободы», навязанными нам извне, то ли все-таки обеспечить, соответствующее российской ментальности, истории и традициям, стабильное протекание духовных процессов, вызревающих на почве российской традиции? Как справедливо утверждают некоторые авторы, духовная жизнь России переживает двойственное состояние: с одной стороны — кризисность, аморфность, падение духа и нравов, а с другой — настойчивое сохранение народом и армией родовых и вековых признаков общенациональной и национально-этнической самоидентичности в условиях выживания [132, С. 31].
Выделим и кратко охарактеризуем основные факторы, влияющие на развитие патриотических настроений в российском обществе. Во-первых, это имеющие место в общественной жизни откровенно чуждые стереотипы западной идеологии и психологии под маской духовной свободы: жестокое имущественное расслоение вместо конкретного социального равенства и справедливости, презрение власть и деньги имущих к нуждам простых людей, эгоцентризм вместо соборности и коллективизма, утилитарный прагматизм вместо высокой духовности, жажда наживы и денег вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, низкопробная и развлекательная «массовая культура» вместо художественной классики, культ силы и откровенного секса вместо благонамеренности, любви и целомудрия. В результате, в начале XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, ее народ, историю и культуру великой страны у значительной части населения бывшего СССР. О неблагополучном состоянии патриотизма говорят социологические исследования. По готовности населения сражаться с оружием в руках за свою страну в случае агрессии Россия, всегда стоявшая впереди других (до 90-95% взрослого населения в канун и годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.), сейчас находится на 13 месте среди западных государств, так как количество молодых людей, готовых с оружием отстаивать интересы страны сейчас не превышает 35-37 % [130]. Падение духовности и нравов в России зашло так далеко, что вполне правомерно поставлена проблема духовной безопасности нашего государства, о чем убедительно пишут некоторые авторы. Во-первых, духовный хаос и беспредел размывают патриотическое сознание народа и его армии, разъедают души, лишают граждан страны единых духовных ориентиров профессиональной воинской деятельности [310].
Во-вторых, немаловажным фактором, продолжающим оказывать влияние на формирование патриотических настроений является то положение, что в настоящее время в России, по существу, нет политики государства в области духовной жизни общества, нет общепризнанных духовных ориентиров и приоритетных духовных ценностей, которые должны утверждаться в общественном и индивидуальном сознании людей, определяя духовный менталитет народа и формируя соответствующий тип личности россиянина. Это ведет к тому, что образовавшийся вакуум заполняют националистические и псевдопатриотические воззрения, далекие от коренных интересов страны и ее граждан. [235].
Сущность патриотизма и патриотического воспитания и его общественно-государственное значение
Для того, чтобы вести речь о патриотизме, как ценностном феномене, рассмотрим его сущность. С этой целью необходимо обратиться к осмыслению таких понятий как «патриот» и «патриотизм». Впервые эти понятия стали употребляться в период Великой Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики, подчеркивая тем самым свое отличие от приверженцев монархии. В.И. Даль дал следующее толкование понятия «патриот» - это «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Современная трактовка данного понятия может быть раскрыта при помощи такого определения: «Патриот-человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [252, С.7].
Само понятие «патриот» определяет лексическое значение патриотизма как нравственного качества: «Патриотизм-это любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу». Философское осмысление позволяет опреде лить данную категорию следующим образом: «Патриотизм (от греч. Patria -отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
В Словаре русского языка С.И.Ожегова «патриотизм» - преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. Именно эти качества отличали людей исконно русских и тех, кто порой не имел прямой принадлежности к ним, чьи имена всегда будут ассоциироваться с именем Святой Руси и Великой России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр Великий, Александр Суворов, Александр Пушкин, Петр Багратион и многие другие. На подпитываемой ими русской идее, на примере самой их жизни воспитывались многие поколения граждан нашего государства. В истории русской фи-лософско-педагогической мысли высвечиваются различные грани этого понятия. Русский критик-демократ В.Г. Белинский утверждал, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы, делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, - подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» [29, с. 489]. Великий русский педагог К.Д. Ушин-ский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [289, С. 417].
В России феномен патриотизма всегда имел глубокие исторические корни. В период существования Древнерусского государства патриотизм русских людей выражался в верности идее святой, православной Руси. Быть православным тогда и означало быть русским патриотом. Эту идею Русь сохранила и в период татаро-монгольского нашествия. На этапе формирования и утверждения Русского централизованного государства вплоть до реформ Петра І в сознании русского народа и его воинов продолжала господствовать идея православно-христианской Руси, дополненная мессианской идеей «Москва — третий Рим».
Этап существования Российской империи как самодержавно-монархического государства, который длился от реформ Петра до падения монархической власти в 1917 году, характеризовался в духовной сфере господством триединой идеи: «Православие. Самодержавие. Народность». За Веру, Царя и Отечество длительное время сражалось российское воинство. Этап утверждения и существования Советского государства после социалистической революции 1917 г., который завершился к началу 90-х гг. XX века, характеризовался безраздельным господством коммунистической идеи, суть которой состояла в лозунгах: «За социалистическое Отечество. За победу коммунизма. За Советскую власть» [267].
С начала 90-х годов до настоящего времени Россия ведет отсчет нового, постсоветского периода своей истории, когда осуществляется переход к принципиально новым формам и принципам жизнедеятельности общества. Для российского народа проблема духовного возрождения и самоопределения страны представляет особую значимость. Ведь своеобразие русского национального характера заключается в особой духовности, в той предметно-духовной созерцательности, которая позволяет нам постичь самих себя, рассуждать о Родине и патриотизме, искать правду жизни и понять ориентиры дальнейшего развития страны [184].
А.В. Беляев рассматривает патриотизм как сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Он считает, что патриотизм как составная часть входит в состав понятия «гражданственность» и находит выражение в деятельности, направленной на благо отечества. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества — конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды.
Основные концепции патриотизма и их использование в системе военно-патриотического воспитания допризывной молодежи Российской Федерации
В данном параграфе мы не ставим целью раскрыть все концепции патриотического и военно-патриотического воспитания, разработанной в дореволюционной России и СССР, однако покажем процесс преобразования советского концептуального подхода в деле патриотического и военно-патриотического воспитания, а также охарактеризуем основные современные концептуальные подходы, затрагивающие вышеуказанную проблему.
В советское время существовала единая концепция «военно-патриотического воспитания», которая пришла на смену понятию «подготовка молодежи к защите Родины». Термин «военно-патриотическое» воспитание наиболее полно раскрывает суть проводимой работы, хотя по формальным признакам выглядит более узко, чем «подготовка молодежи к защите Отечества», которая, по сути, должна включать и его. В советский период происходит полная «социализация» термина патриотизм. Теоцентриче-ские трактовки не рассматриваются в энциклопедиях и словарях даже с позиций критики. Крайне фрагментарно отмечаются психологические аспекты. Даются широко развернутые разъяснения о социально-классовой сущности патриотизма. Наиболее подробно и последовательно изложил взгляды российских марксистов на патриотизм Г.В. Плеханов. В работе «Патриотизм и социализм» он справедливо отмечает, что капитализм «по самому характеру своему стремится выйти за пределы всякого данного «Отечества» и проникнуть в каждую страну, захватываемую международным обменом...» [103, С. 63]. Совершенно ясно и определенно патриотизм в понимании Г.В. Плеханова не выходит за пределы национализма. Г.В. Плеханов допускает совместимость социалистического интернационализма с «самой неутомимой работой на благо родной страны; но он совершенно несовместим с готовностью поддерживать родную страну там, где ее интересы приходят в противоречие с интересами революционного человечества» [103, С. 69].
Идеи патриотизма были извращены другими основоположниками марксизма-ленинизма, когда ими патриотизм был поставлен в зависимость от узко-партийных, политических целей «классовой борьбы и классовых интересов пролетариата». В.И. Ленин, развивая идеи марксизма в 20-е годы, подчеркивал противоречивость задач патриотизма и социализма. Он считал, что «... первична для большевизма классовая борьба и вторичны вопросы патриотизма». Это видно из его следующего замечания. «Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны. Но судьбы страны его интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой позиции [168, С. 45-46]. Отказ от традиционно понимаемого патриотизма не только ленинская идея. Л.Д. Троцкий по этому вопросу писал: «... линия поведения международного пролетариата и его национальных отрядов должна определяться не вторичными политическими или национальными признаками, а основным антагонизмом международного пролетариата и капиталистического режима в целом» [285, С. 113].
В основе советской концепции военно-патриотического воспитания было, так называемое, учение В.И. Ленина «о защите социалистического Отечества». Определенная группа ученых, в основном философов, полагала, что основой патриотического, военно-патриотического воспитания является «марксистско-ленинское учение о патриотизме» [81; 191,С. 121-125.]. Противоречивших классическим марксистским и ленинским постулатам подходов не было, что вполне объяснимо, так как все, что не укладывалось в заранее подготовленные схемы, объявлялось далеким от науки, чаще всего просто враждебным господствовавшей идеологии. Таким образом, господствовавшей в стране концепцией «патриотического и военно-патриотического воспитания» был идеологический подход в русле доминировавшей в общественном создании и науке марксистско-ленинского учения.
Формирование патриотических качеств в системе военно-патриотического воспитания носило национально-государственный, милитаристический характер. У молодого поколения культивировалась преданность государству (отождествляемому с Партией, подменившей религию). Основными формами патриотического воспитания были «пионерские мероприятия», военизированная игра «Зарница», уроки по начальной военной подготовке (позднее названные «Основы гражданской обороны»). Партгосзаказ четко определил важность формирования в советских людях сознательного патриотизма, как понимания коренного «превосходства» социализма над капитализмом и, таким образом, упора в идеологической и воспитательной работе на особый род сознательности - коммунистическую.
Патриотизм ориентирован на осознание значения своей преобразовательной деятельности в борьбе за коммунизм. На сознательное сочетание патриотизма и интернационализма. Ведь, согласно одному из идеологических тезисов той поры, построение социализма было «великим патриотическим подвигом советского народа и в тоже время его бессмертной интернациональной заслугой». Словом, следуя мысли Д. Волкогонова, «главная отличительная особенность советского патриотизма заключается в том, что любовь к Родине нерасторжимо слилась с преданностью коммунистическим идеалам».
Деятельность общеобразовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию
Если проанализировать деятельность средних школ, профессиональных училищ, то можно выявить перечень мероприятий, которые реально проводятся с детьми в рамках военно-патриотического воспитания (См.: Приложение, таблица 3).
Проведенное исследование показывает, что даже при отсутствии систематической работы по патриотическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях проводятся хотя бы разовые мероприятия, направленные на формирование гражданской сознательности и патриотических воззрений. В рамках исследования были выявлены мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в которых принимают участие учащиеся общеобразовательных учебных заведений.
Наиболее распространенными мероприятиями по мнению взрослых, и школьников являются: встречи с героями ветеранами войны, чествование памятных дат, дней воинской славы, проведение вахт памяти. Третье место по количеству выбора заняли коллективные посещения городских музеев и тематических выставок.
Реализация государственной программы патриотического воспитания на местах требует от школьных коллективов конкретизации их усилий с учетом особенностей, реальных возможностей, наличия опыта и методов патриотического воспитания в данном образовательном учреждении. Отражением готовности к проведению такой работы может быть наличие плана мероприятий по ее исполнению. Когда в 2005 году прошла проверка, проводенная областным управлением образования, наличия планов воєн но-патриотического воспитания в школе, она выявила следующие результаты (Таблица 11)
Из приведенных в таблице данных следует, что больше половины обследованных образовательных учреждений имеют такой план, но в каждом пятом - он отсутствует. Кажется удивительным то, что 18,9% респондентов затруднились ответить. Настораживает также, что три четверти директоров образовательных учреждений, в которых проводилась проверка, заявили о наличии плана, в то время как осведомленными об этом оказались лишь 57,9% учителей. Вероятно в ряде школ разработанные администрацией планы не доводятся до всех членов коллектива, то есть работа по патриотическому воспитанию не стала функцией каждого учителя.
Естественно, что воспитанием, как и обучением должен заниматься каждый член коллектива образовательного учреждения. Однако должностные обязанности накладывают определенный отпечаток на этот процесс. Администрация школы призвана обеспечить организационную функцию (планирование, финансирование, контроль выполнения и т.д.), а конкретное исполнение в большей степени, конечно, ложится на учительские кадры. Именно они могут найти оптимальные методы, формы, время и место проведения мероприятий по формированию патриотических качеств у школьников, как непосредственно в ходе преподавания учебных дисциплин, так и в свободное от уроков время.
Нами был проведен опрос учителей средних школ и профессиональных училищ, когда был задан вопрос: «Кто из учительского состава, а также школьных общественных организаций в наибольшей степени занимается вопросами военно-патриотического воспитания?». О том, как распределились ответы, позволяет судить представленная диаграмма (Рис.9.).
Основная роль в работе по патриотическому воспитанию отводится классному руководителю - на это указали более 40% респондентов. Треть опрошенных указали на то, что в военно-патриотическом воспитании участвует каждый учитель и немногим более четверти экспертов отдают приоритет директору образовательного учреждения, Показательно, что респонденты не выделили среди учителей-предметников преподавателей каких-либо дисциплин, наиболее ответственных за воспитание патриотизма. Оценка приоритетности роли различных категорий участников воспитательного процесса в патриотическом воспитании школьников представлена на рисунке.
Что касается непосредственного участия учителей в гражданском и патриотическом воспитании учащихся в процессе преподавания своего учебного предмета, то результаты исследования показали: осуществляют
его 81,8% учителей, а не участвуют в нем - 18,2% из числа ответивших на этот вопрос. При этом более трети (36,4%) часто используют в воспитательном процессе примеры из жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых, полководцев, героев, ветеранов, 54,6% - редко, 9% - никогда. В связи с этим считаю важным отметить, что действенным фактором государственного развития России является патриотизм, базирующийся, прежде всего, на исторической памяти граждан.