Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Савинова Ольга Вячеславовна

Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год)
<
Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савинова Ольга Вячеславовна. Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 202 c. РГБ ОД, 61:01-13/1321-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Разработка теоретических основ культурологического содержания школьного исторического образования в отечественной педагогике рубежа XIX- XX вв.

1.1. Историко-научные предпосылки формирования и развития культурологического содержания исторического образования 14

1.2. Научно-педагогическое обоснование содержания историко-культурного образования 38

1.3. Методические концепции развития культурологического содержания школьных курсов истории 67

Глава II. Реализация культурологического содержания курсов истории в средних общеобразовательных учреждениях

2.1. Отражение проблемы изучения истории культуры в официальных программно-нормативных документах 95

2.2. Культурологическое содержание учебников по истории для средних учебных заведений 121

2.3. Прогрессивные формы и методы преподавания истории культуры в деятельности передовых образовательных учреждений и учителей истории 143

Заключение 168

Список использованной литературы 176

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние полтора десятилетия значительно обновились подходы к преподаванию истории и его содержание, что было вызвано необходимостью гуманизации и гуманитаризации образования, теми существенными изменениями, которые произошли в нашем обществе. Отказ от детерминизма в изучении истории, приоритетного рассмотрения аспектов классовой борьбы позволил уделить должное внимание не только экономической и политической, но и духовной сфере общества, что необходимо для воссоздания целостного образа изучаемой эпохи, усиления мировоззренческо-воспитательного значения курса.

Перенесение акцента на культурологический аспект исторического образования определяется также его регионализацией и применением, наряду с формационным, цивилизационного подхода к изучению истории. Стратегия развития исторического образования предполагает обращение к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения. Возрос интерес к гуманистической парадигме воспитания и образования. Признается, что изучение вопросов культуры чрезвычайно важно для духовного становления школьников, формирования сознательной любви к большой и малой Родине, приобщения к общечеловеческим ценностям. Рассмотрение историко-культурных проблем способствует развитию эстетических вкусов и интересов учащихся, расширению их кругозора.

Предприняты и некоторые практические шаги для развития культурологического содержания исторического образования. Достаточно широкое распространение получил курс истории мировой художественной культуры, в ряде регионов введен курс краеведения, имеющий своей важной составной частью историко-культурный материал. Этому аспекту истории заметно больше места стало отводиться в пропедевтическом курсе. Расширились сюжеты по истории культуры (прежде всего, роли церкви в ее развитии, быту) в систематических курсах. Ведется поиск их структуры, наиболее способствующей приобщению учащихся к историко-культурным достижениям. Появился ряд учебников, выделяющихся тем, что истории культуры в них отводится заметное место, но, к сожалению, они иногда далеки от совершенства в дидактико-методическом плане. ^

Несмотря на позитивные сдвиги, преждевременно утверждать, что вопросы истории культуры заняли в школе место адекватное их значению. В практике преподавания историко-культурному материалу до сих пор нередко отводится чисто иллюстративная роль, труднопреодолимыми оказались клише, искажающие саму сущность историко-культурных процессов.

Насущная потребность в существенном усилении культурологического аспекта преподавания истории делает востребованным потенциал педагогического поиска прошлого, идеи, возникшие в его ходе и способствовавшие развитию теории и методики преподавания истории культуры, но реализованные лишь частично.

Существенный вклад в развитие культурологического содержания исторического образования внес период с конца XIX в. по Октябрь 1917 г., характеризующийся не только богатством идей в данной области, но также являющийся специфичным и целостным. В предшествующее время развития школьного исторического образования изучению бытовой или культурной истории, в которой заметное место занимает собственно история культуры, не уделялось большого внимания, но эта проблема ставилась некоторыми педагогами и историкам. Это и создало определенные предпосылки для поиска ее решения в к. XIX - н. XX вв. Период же после Октября 1917 г., хотя и отмеченный интересными исканиями в области преподавания историко-культурного материала (особенно его методики), привел в 20-е годы к !) Вигасин А.А., Годер И.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 кл. М., Просвещение, 1999 г.; Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., Интерфакс, 1995; Жарова Л.Н., Мишина И.А. Новая история. 7 кл. М., Русское слово. 1999; Ионов И.Н. Российская цивилизация. 10-11 кл. М., Просвещение, 1999; Кацва Л. А., Юрганов А.Л. История России. Ч. I. 6 кл., ч. II. 7 кл. М.,Мирос. 1999; Саплина E.B., Саплин А.И. Введение в историю. 4.1. 3 кл., ч. II. 4 кл. М., Дрофа. 1999. ликвидации самого курса истории (а, значит и более или менее целостного рассмотрения истории культуры). Дальнейшее развитие школьного исторического образования ознаменовалось преподаванием истории на основе классовых и партийных приоритетов, моноидеологии, что вело к одностороннему отбору историко-культурного материала, к тому, что ему отводилась второстепенная роль в характеристике исторических эпох.

На рубеже XIX - XX вв. в русском обществе заметно возрос интерес к духовной сфере его жизни, что являлось питательной средой для развития литературы и искусства, переживавших подъем, известный как феномен «серебряного века». Одной из особенностей культурного развития России этого периода являлось стремление целостно осмыслить историко-культурные истоки и традиции, установить параллели современного художественного творчества с его лучшими образцами предшествующих эпох.

Для русского общества рубежа XIX - XX вв. был характерен рост национального самосознания. У творческой интеллигенции появляется потребность подчеркнуть величие русской культуры, преодолеть некую ущербность, которая присутствовала в оценке ее вклада в мировую культуру, а также при сравнении с культурой западной. Это также находило непосредственное воплощение в исторической науке.

Россия стояла перед решением проблемы трансформации общества, обращаясь в этом поиске как к общечеловеческому опыту, так и к национальным основам. Культура начинает рассматриваться, не как периферийный фактор истории, а как угол зрения на ее развитие.

В исторической науке, представленной такими именами как П.Н. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Д.М. Петрушевский, С.Ф. Платонов, Н.А. Рожков," в отличие, от предшествующих периодов ее развития, прагматическая или былевая история утратила свое приоритетное значение. Заметно возрос интерес исследователей к истории бытовой или культурной, в которую одной из важных составных частей входила и история культуры. Появился ряд конкретно-исторических работ по истории мировой и отечественной культуры, а также труды обобщающего характера по истории русской культуры.^ Посвященные рассмотрению культуры в широком смысле слова, они освещали и собственно историю культуры.

Образовавшееся созвучие интересов в исторической науке и российском обществе позитивно влияло на историко-педагогическую мысль, стимулирующе сказываясь на подходах к изучению историко-культурного материала и содержании программ и учебников, становилось достоянием передовых учителей. В этот период был сформулирован ряд идей, имеющих прогностическое значение, которые сохраняют значительный интеллектуально-нравственный потенциал.

Оценить то, что было накоплено исторической и педагогической мыслью и школьной практикой рубежа XIX - XX в.в., актуализировать их творческий поиск, не искажая конкретно-исторических реалий, призвано специальное изучение культурологического содержания школьного исторического образования рассматриваемого периода. РІменно тогда возникает термин культурология (1909 г.) для обозначения науки (которую исследователи отличали от социологии), занимающейся изучением культуры как специфического явления, присущего только человеку (В. Освальд). Как и большинство наук, появившихся на рубеже XIX - XX в.в., она является синтетической и включает в себя ряд взаимодействующих теоретических и исторических аспектов. Одна из составляющих ее частей - история культуры - попытка осмыслить культурное развитие человечества с точки зрения целей, потребностей и задач современности. Именно в ракурсе этого (исторического) аспекта культурологии и рассматривается развитие содержания школьного исторического образования в к. XIX - н. XX в.

Состояние изученности проблемы. ' Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х ч. СПб. 1905; Покровский М.Н. Очерки истории русской культуры. М, 1918.

В научной литературе имеются исследования, которые освещают различные аспекты исследуемой проблемы. В некоторых из них рассматриваются вопросы изучения культуры в школьном курсе истории (Л.Г. Колосков, Г.Р. Косова), ее содержательный и методический аспекты, а также ретроспектива решения в дореволюционной школе.

Имеются также исследования разных лет, как опубликованные, так и диссертационные, посвященные вопросам преподавания истории в средней общеобразовательной школе в XIX в., когда заметно усилилось внимание к изучению истории культуры, прежде всего отечественной (что получило дальнейшее развитие в рассматриваемый период), и в начале XX в. (И.В. Бабич, Л.П. Бушик, В.А. Ищенко, Е.В. Кузьмина).25 В них, наряду с другими проблемами преподавания истории, рассматривалась и проблема цели и места изучения истории культуры, однако авторы не ставили задачи детального и всестороннего ее рассмотрения.

В ряде работ освещается творческое наследие педагогов и методистов рубежа XIX - XX вв., внесших заметный вклад в теоретическое и методическое осмысление проблемы культурологического содержания исторического образования: Н.И. Кареева (В.П. Золотарев), М.Н. Коваленского (B.C. Ситник), М.Н. Покровского (К.К. Когонашвили), Н.А. Рожкова (О.В. Волобуев).15

При исследовании массива учебников данного периода (А.Н. Фукс) рассматривались и подходы в них к изучению истории культуры. Однако на их ' Бабич И.В. Преподавание русской истории в гимназиях и политика Министерства народного просвещения в к. XIX - н. XX в. Ав-т ....к.п.н. М., 1989; Бущик О.П. Очерк развития школьного исторического образования в СССР. М., 1961; Ищенхо В.А. Школьное историческое образование в России в к. ХГХ - н. XX в. Ав-т ...к.п.н. Ставрополь. 1997; Кузьмина Е.В. Теоретическое обоснование содержания школьного исторического образорвания в педагогике России 60-х годов XIX века.. Ав-т ...к.п.н. М., 1995. Х) Золотарев В.П. Н.И.Кареев как методист //Ученые записки МОПИ им. Н.К.Крупской. т. 121. Вып. 5., 1965. С. 294-330; Ситник B.C., М.Н.Коваленский - историк и педагог. Воронеж. 1976. ; Когонашвили К.К. Педагогическая и общественная деятельность М.Н.Покровского в годы первой русской революции // Ученые записки МОПИ им. Н.К.Крупской. т. 238,1968; Волобуев O.B. Н.А.Рожков - методист-историк. М., 1965. оценку наложил существенный отпечаток классовый подход к изучению истории.2)

Имеются исследования, посвященные отдельным вопросам теории и методики преподавания истории в рассматриваемый период, относящиеся к изучению ее культурологического аспекта: проблеме места, которое отводилось различными методическими направлениями истории культуры в курсах всеобщей и отечественной истории (СИ. Синицкий), проблеме обеспеченности наглядностью изучения тем по истории культуры и методике ее использования в рассматриваемый период (В.Н. Никифоров).3)

Однако, кроме работ, написанных в последние полтора десятилетия, проблемы преподавания культурологического аспекта истории рассматривались с моноидеологических позиций, что препятствовало их адекватной оценке.

Историографический обзор показывает, что с одной стороны, некоторые аспекты теории и практики преподавания истории культуры в школьных курсах истории конца XIX - н. XX в. являлись предметом анализа исследователей, с другой, - отсутствуют специальные исследования, в которых системно и с современных позиций были бы рассмотрены научные предпосылки, теоретическое и методическое обоснование, реализация культурологического содержания исторического образования в программно-методических документах, учебной литературе и развитие практики изучения данного аспекта истории. Не освещался также ряд значимых для современности вопросов (проблема изучения взаимовлияния культур, культуры элиты и масс, вопросов быта, интеграции культурологических аспектов гуманитарных дисциплин).

Проблемой исследования является противоречие между тем, что отечественной исторической наукой, педагогикой и школой рассматриваемого 2) Фукс А.Н. Историческое значение учебников и учебных пособий по русской истории для средних учебных заведений (90-е г.г. XIX в. - 1917 г.). Ав-т... к. и. н. М., 1983. периода были выдвинуты прогностические идеи и методические концепции развития культурологического содержания исторического образования и недостаточным осмыслением этого актуального и значимого идейно-творческого потенциала с современных позиций, что является препятствием для адекватного и действенного его использования.

Все это стало основанием для выбора темы исследования «Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе» (к. XIX в. - 1917 г.).

Объект исследования - развитие содержания общего среднего исторического образование в отечественной педагогике и школе к. XIX в. -1917 г.

Предмет исследования - связь теоретической, методической разработки культурологического содержания исторических дисциплин и практики их преподавания в отечественной средней общеобразовательной школе рассматриваемого периода.

Цель исследования - раскрыть культурологический аспект содержания школьного исторического образования и выявить его идейно-сущностный потенциал для совершенствования современного общего среднего исторического образования.

Задачи исследования^

Раскрыть культурологическую составляющую концепций видных отечественных историков и ученых-педагогов начала XX в. (в аспекте общего исторического образования).

Охарактеризовать вариативные подходы отечественных методистов к изучению вопросов истории культуры в школе.

Определить тенденции и противоречия в реализации культурологического потенциала курса истории в официальных программах, учебниках и учебно-методической литературе. 3) Синицкий СИ. Структура и взаимосвязь курсов отечественной и всеобщей истории. Ав-т ... к. п. н. Л., 1968; Никифоров Д.Н. Методы наглядного преподавания истории в русской дореволюционной средней школе. М,

Охарактеризовать передовой педагогический опыт изучения вопросов культуры в школьном курсе истории.

Выявить пути использования соответствующего позитивного теоретического, методического и практического потенциала прошлого в современном российском общем среднем образовании.

Источниковая база исследования,.

Труды по истории русской и зарубежной культуры (Ю.В. Готье, Ф.Ф. Зелинский, В.О. Ключевский, М.К. Любавский, П.Н. Милюков, М.Н. Покровский, Н.А. Рожков).

Работы общетеоретического, дидактического плана, в которых вопросы изучения истории культуры в школе рассматривались в связи с общими проблемами содержания общего среднего образования (П.П. Блонский, В.П. Вахтерев, П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский).

Работы по вопросам теории (П.Н. Виноградов, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, П.В. Платонов) и методики преподавания истории (А.Ф. Гартвиг, Е.А. Звягинцев, М.Н. Коваленский, Н.А. Рожков, Я.С. Кулжинский).

Программы курсов истории и другие соответствующие официальные нормативные документы Министерства Народного Просвещения.

Учебники и учебно-методическая литература по курсам всеобщей и отечественной истории.

Описание опыта изучения историко-культурологических вопросов в средней общеобразовательной школе рубежа XIX - XX вв., как опубликованные, так и архивные (ГАТО, Ф. 11, Ф. 12, Ф. 21, Ф. 56, Ф. 59, Ф. 510).

Научные труды и публикации по проблеме исследования (С.Ф. Егоров, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский).

1947.

Методологическую основу исследования составляют

1. Теории и концепции культурологов (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, М. Блок, v Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, И. Хейзинга, О.

Шпенглер, К. Юнг, К. Ясперс, Э.С. Маркарян, З.А. Орлова, Э.В. Соколов).

Современные подходы к изучению истории культуры (А.С. Ахиезер, Л.Н. Гумилев, А.Я. Гуревич).

Методологические подходы к изучению историко-педагогического процесса: аксиологический (З.И. Равкин ). культурологический (И.А. Колесникова), цивилизационный (Г.Б. Корнетов), парадигмальный (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин).

Для решения поставленных задач использовался комплекс современных методов исследования: историко-структурныи, конструктивно-генетический и историко-компаративистский.

Положения, выносимые на защиту.1. Культурологическая проблематика в начале XX века занимала одно из приоритетных мест в отечественной исторической науке, что нашло определенное отражение как в развитии дидактической мысли, так и в программах и учебниках. Однако связь эта носила не линейный, а опосредованный характер. #- 2. Связь теории и практики развития культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе начала XX века находила адекватное воплощение в вариативных методических концепциях, специфично трактующих цели, направленность, содержание историко-культурной проблематики.

Основываясь на теоретическом и методическом осмыслении важности развития культурологического содержания исторического образования, передовая педагогическая практика в некоторых аспектах данной проблемы опережала теорию, стимулируя педагогический поиск.

В отечественной педагогике рубежа XIX - XX вв. был накоплен теоретический и методический потенциал изучения истории культуры, который при условии современной инструментовки можно использовать в школьном преподавании истории в наше время. Теоретическая значимость.

На основе культурологического подхода представлена и обоснована целостная модель изучения истории культуры в отечественной педагогике и школе начала XX века, включающая в себя историко-научные, теоретико-педагогические, методические, нормативно-учебные и практические страты.

Выявлены вариативные подходы к определению структуры курсов истории, проведено сравнительно-сопоставительное исследование их возможностей, благоприятствующих изучению культурологического аспекта истории.

Определены успешно апробированные в начале XX века подходы к конструированию учебников и учебных пособий, обладающие потенциалом оптимального раскрытия историко-культурного материала.

Научная новизна.

Применен современный культурологический подход к ретроспективному изучению истории, что дало возможность получить новое знание об известных феноменах.

Представлены и охарактеризованы вариативные методические концепции изучения истории культуры в средней общеобразовательной школе, выявлен их положительный потенциал для приобщения учащихся к историко-культурным достижениям.

В аспекте реализации региональной направленности исследования вовлечены в научный оборот архивные источники по изучению истории культуры в учебных заведениях Твери.

Практическая значимость

Изложенные в исследовании теоретические положения и выводы, обобщенный в нем исторический опыт может быть использован при разработке программ и учебных пособий как для систематических курсов истории, так и для факультативных курсов по истории культуры. В системе подготовки и переподготовки учителей на его основе могут быть разработаны спецкурсы и спецсеминары для курсов повышения квалификации учителей истории. Материалы исследования также могут быть использованы при написании учебных программ по методике преподавания истории в средних специальных и высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в выступлениях на научно-практической конференции педагогического факультета ТвГУ «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности будущего педагога» (Тверь, 1999), на ХХ-й сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли ИТОиП РАО «Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (к. XIX - 90-е г.г. XX в.в.)» (Москва, 2000 г.), на международной конференции «Проблемы современного учебника истории» (Ярославль, 2000), на Всероссийской научной конференции «Образование на рубеже тысячелетий» (Тверь, 2000), нашли отражение в публикациях автора.

Историко-научные предпосылки формирования и развития культурологического содержания исторического образования

На рубеже XIX _ XX вв. в русском обществе заметно возрос интерес к духовной сфере жизни. Получили распространение идеи, связанные с осмыслением судеб человечества, России, ее места в мире. Общественная мысль искала истоки настоящего в историческом прошлом, иногда отражая его адекватно, иногда идеализируя и противопоставляя недостаткам современной жизни.

Эти идейные искания явились питательной средой для развития литературы и искусства, культурного подъема, известного как феномен «серебряного века». Одной из особенностей культурного развития России этого периода было стремление осмыслить историко-культурные истоки и традиции, установить параллели современного художественного творчества с его лучшими образцами предшествующих эпох. Наглядно это проявилось, например, в творчестве художников «Мира искусства», каждый из которых имел свои особые пристрастия в прошлой культуре и использовал ее стилистику в новых условиях. То же мы видим в творчестве архитекторов, актуализировавших старые стили, а также музыкантов, обратившихся к народной музыке.

Для этого периода развития русского общества характерен рост национального самосознания. У творческой интеллигенции появляется острая потребность подчеркнуть величие русской культуры, преодолеть некую ущербность, которая присутствовала в оценке ее вклада в мировую культуру, а также при сравнении с западной культурой. В связи с этим возникает необходимость познания, изучения отечественной культуры, проникновения в ее историю.

Эти потребности общества нашли отражение и собственно в исторической науке, проявившись в усилении интереса к культурологическому аспекту истории. Проблемы культуры в концепциях историков начинают приобретать большую значимость, что связано с формированием цивилизационного подхода к изучению истории. Вопрос о соотношении прагматической или былевой истории и культурной или бытовой, возникший еще в XIX в. в этот период решался уже в пользу последней.

Рубеж XIX - XX вв. - время расцвета исторической науки. На ее авансцене находились такие выдающиеся ученые, как П.Н.Виноградов, Р.Ю.Виппер, Ю.В.Готье, И.М.Гревс, Ф.Ф.Зелинский, Н.И.Кареев, А.А.Кизеветтер, В.О.Ключевский, А.СЛагого-Данилевский, М.К.Любавский, П.Н.Милюков, С.Ф.Платонов, Н.А.Рожков, Б.А.Тураев и многие другие.

Они разрабатывали проблемы как всеобщей, так и отечественной истории. Существовал ряд научных школ и направлений, противостоящих друг другу, испытывающих взаимовлияние, обогащавшее их, что способствовало развитию исторической науки, ее движению вперед, а это, в свою очередь, отражалось на преподавании школьного курса истории.

Несмотря на констатацию приоритетности культурной истории над былевой, дискуссии не утихали. Их мотивом являлось стремление найти соотношение этих "двух историй". Причем, эти споры лежали как в плоскости самой исторической науки, так и в плоскости ее преподавания.

Прежде всего необходимо выяснить, что на рубеже XIX-XX вв. вкладывалось в понятие культуры. Наиболее развернутые определения дают энциклопедические словари Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона и А.Гранат и К0. Подходы к дефиниции культуры в них практически аналогичны и в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом: Сначала рассматривается данное понятие в широком значении слова. В этом случае "имеют в виду культуру в смысле быта вообще" и даже относят к ней "все, что служит для поддержания и роста общежития".

Культура в "широком смысле" разделяется на материальную (жилище, одежда, орудия, вооружение, украшения и т.п.), духовную (язык, обычаи и нравы, верования, знания, литература и т.п.) и общественную (государственные и общественные формы, законы).

Подчеркивается, что в более узком смысле под термином культура понимается культура par excelence (именно в этом смысле трактуется культура, например, в словаре В.Даля).

С дефиницией культуры тесным образом связано понятие культурной истории.(368, б, 367,174).

В этот период уже и в справочных изданиях, как о деле бесспорном, говорится о приоритете культурной истории над былевой. Так, в словаре Брокгауза и Эфрона в статье "Цивилизация" достаточно категорично утверждалось, что главное содержание истории составляет культурная история или история цивилизации, так как она рассматривает наиболее широкообъемлющие явления, охватывающие жизнь всех слоев населения и являющиеся "наиболее устойчивыми, такими, в которых статический элемент (элемент состояния, пребывания) преобладает над элементом динамики (движения, изменения)". События же внешней истории (войны, политические перевороты и т.д.) "интересуют нас лишь постольку, поскольку они имеют отношение к тем явлениям, которые входят в понятие "культура". (369,146).

Научно-педагогическое обоснование содержания историко-культурного образования

Разработка исторической наукой проблем культурологического аспекта истории как в концептуальном плане так и в изучении истории культуры различных эпох и стран способствовала распространению идеи важности изучения истории культуры в средней общеобразовательной школе. На этот процесс влияли сами ученые-историки через педагогическую секцию ОРТЗ, путем написания учебников, хрестоматий и книг для чтения.

В период с рубежа XIX-XX вв. до 1917 г. шла разработка теоретических подходов к изучению историко-культурного материала в курсах истории, в которой можно выделить периоды на основании следующих критериев: Какова виделась аксиологическая направленность изучения культурологического аспекта истории, как и курса в целом, преимущественно на общечеловеческие или преимущественно на национальные приоритеты?

Какая роль отводилась изучению истории культуры относительно других факторов исторического развития и, соответственно, какое место предполагалось отвести культурологическому аспекту истории в школьном курсе?

Каким должно быть соотношение изучения всемирной и отечественной истории культуры, а в рамках отечественной _ культуры элиты или народа, а также общероссийской и местной культуры?

Каковыми виделись возможности истории культуры в качестве факторов модернизации и трансформации всего курса истории?

Важнейшие направления поиска проходили через весь рассматриваемый промежуток времени (1900 _ февраль 1917 гг.). Однако в отдельные периоды на первый план выходили те или иные вопросы изучения историко-культурного материала. С учетом этого и на основании предложенных критериев первый период (1900 _ 1904 гг.) можно назвать педагогическим, второй (1905 - 1913 г.г.) - предметно-содержательным, третий (1914 _ февраль 1917 г.) _ аксиологическим.

Важнейшими теоретическими проблемами в рассматриваемой области, проходившими через все периоды, были:

Проблема цели. Иными словами, какие цели и задачи ставили дидакты перед изучением истории культуры. Преимущественно воспитательное или преимущественно образовательное значение они в ней видели.

Проблема классицизма. Отношение к классическому образованию и его влиянию на подходы к изучению историко-культурного материала.

Какие ценностные приоритеты, общечеловеческие или национальные, ставились в основу преподавания культурологического аспекта истории.

Тесно связанная с предыдущей проблема доминирующего изучения всеобщей, отечественной или местной истории культуры.

Проблема пластов в истории культуры, иными словами, какие ее виды, сюжеты должны преимущественно изучаться.

Все эти проблемы были взаимосвязаны и оказывали друг на друга взаимное влияние. Теоретическое осмысление основ изучения в школе истории культуры осуществлялось известными педагогами (П.П. Блонский, П.Ф. Кап-терев, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский), специалистами в области гуманитарного образования (Ф.Ф. Зелинский. Т.А. Локоть), учеными-историками, занимавшимися проблемами преподавания истории в школе (Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев) и специалистами в области истории культуры (С. Цыбульский, А .Яцимирский).

Отражение проблемы изучения истории культуры в официальных программно-нормативных документах

Генезис культурологического содержания исторического образования в практической плоскости прежде всего проявился в программах курсов истории, как в сформулированных в них подходах к преподаванию этих курсов, так и в предусмотренной ими номенклатуре знаний.

При рассмотрении этой проблемы целесообразно за основу взять программы мужских гимназий, т.к. программы других средних учебных заведений составлялись на их основе. При этом, конечно, учитывалась их специфика (женских гимназий, реальных и коммерческих училищ), что в той или иной степени отражалось на изучении культурологического аспекта истории.

Всего с к. XIX в. по февраль 1917 г. действовало три программы истории мужских гимназий (1890, 1902, 1913 г.г.). Кроме того был разработан проект программы 1915 г., который внес существенные изменения в подходы к преподаванию истории культуры и поэтому рассматривается нами наравне с программами. Из этих программ наиболее важными с точки зрения данной проблемы, являются программы 1890 и 1913 гг., коренным образом отличающиеся в подходах изучения истории культуры, каждая из которых имела свои особенности в отношении к преподаванию историко-культурного материала. В основе программы 1890 г. лежала прагматическая история. Программа 1902 г. сделала шаг по пути превращения школьного курса истории из чисто прагматического в сочетающий изучение прагматической и культурной сторон истории. Программы 1913 г. имела ярко выраженную культурологическую на Эта программа была принята до исследуемого периода, но также рассматривается, т.к. она являлась действующей на рубеже ХГХ - XX в.в. правленность. Проект программы 1915 г. несмотря на иную структуру, в отношении изучения историко-культурного материала развивала те начинания, которые были заложены в программе 1913 г. Вместе с тем подходы к преподаванию культурологического аспекта истории в ней имел и свои особенности, вызванные в том числе и политической конъюнктурой (войной).

Изменение в программах подходов к преподаванию историко-культурного материала определялось рядом факторов, которые можно разделить на две группы:

1) методологического характера

2) школоведческого характера.

Похожие диссертации на Развитие культурологического содержания исторического образования в отечественной педагогике и школе (Конец XIX века - 1917 год)