Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе : конец XIX - первая треть XX веков Бекоева, Елена Дмитриевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекоева, Елена Дмитриевна. Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе : конец XIX - первая треть XX веков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Бекоева Елена Дмитриевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2012.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1001

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Теория и практика обучения северокавказских народов связаны с историческими, культурными, религиозными, нравственно-этическими традициями и особенностями каждого народа, его представлениями о человеке и человеческих ценностях. Улучшение качества обучения и воспитания молодёжи, повышение их уровня до современных требований возможно только путем освоения воспитательно-образовательных идей деятелей педагогической науки прошлого. Осмысление их творческого наследия является актуальным, так как идеи, выдвинутые прогрессивными просветителями и педагогами, предполагали сосуществование и взаимообогащение различных педагогических систем.

Изучение проблем развития просвещения, жизни и творчества педагогов, их профессиональной деятельности на Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий стало необходимым этапом комплексного исследования проблем воспитания и обучения. Перед просветителями, вышедшими из среды горцев, на протяжении десятилетий стояли задачи создания алфавитов родных языков и широкого развития системы светского образования. Объективная оценка развития педагогической мысли и школьной практики предполагает творческий подход к изучению педагогических воззрений и просветительской деятельности интеллигенции в конце XIX - первой трети XX столетий.

Анализ историографии проблемы исследования.

Архивные источники. Просветительско-педагогическая литература и публицистические произведения передовых деятелей культуры и просвещения северокавказских этносов представлены, в основном, на русском языке. На национальных языках народов Кавказа были составлены азбуки и книги для чтения, изданы записи произведений устного народного творчества. С русского языка делались переводы учебных пособий, предназначенных для национальных школ.

В Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия -Алания мы изучали следующие фонды: ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области), ф.124 (Северо-Осетинский отдел народного образования. 1923 - 1936 гг.), ф. 150 (Ардонская духовная семинария). Работая в Архиве Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института, мы обратили внимание на рукописи А. X. Джанибекова «Исторический очерк ногайской литературы» (ф. 2, оп. 2, д. 12), «Мое жизнеописание» (ф. 4, оп. 27, д. 9), «Сокровищница слов, или ногайский фольклор» (ф. 2, оп. 2, д. 9).

Исследование проблем становления и развития системы просвещения на Северном Кавказе проходило в три этапа - дореволюционный, советский и постсоветский. В процессе подготовки диссертационного исследования анализировались педагогические и историко-этнографические труды учёных-кавказоведов XIX—начала XX веков. В это время попытки осмыслить ведущие тенденции развития просвещения в России были предприняты П.Г. Бутковым,

В.П. Вахтеровым, М.В. Красновым, СИ. Миропольским, Н.В. Чеховым и другими авторами. В них была рассмотрена деятельность некоторых миссионерских организаций, представителей церковной интеллигенции, а также и педагогов. И.Поповым был сделан историко-биографический очерк жизни и деятельности И.Чепиговского, но не все его просветительско-педагогические труды, в том числе «Осетино-русский букварь» (1895), были проанализированы.

Большой вклад в развитие педагогической мысли России внёс в начале XX века К.П. Яновский - попечитель Кавказского учебного округа, автор книги «Мысли о воспитании и обучении» (1900), который в своих отчётах предоставлял подробные сведения о ходе учебного дела в крае. По инициативе просветителей в регионе печатались научные периодические сборники «Сборник сведений о кавказских горцах», «Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества», «Журнал Министерства народного просвещения» и другие издания. В газетах «Терек», «Кавказ», «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»), «Северо-Кавказский учитель», издании «Владикавказские епархиальные ведомости» также появлялись статьи чиновников кавказской администрации Ц.Гадиева, Г.Гарданова, Х.Цомаева и др.

Большое значение для нашего исследования имеют педагогические труды представителей горской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков М.К. Гарданова (Гарданти) «К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии», «К школьному вопросу Северной Осетии», «Селение Христиа-новское (Школьное дело. Захват общественной земли)», «Дигорон дзурд (Родное слово)»; Г.Гуриева «Начальная книга» (1924), Г.Гуриева, Ц.Гадиева «Свет просвещения» (1930), Г.Гуриева, Б.Катукова «Начальная книга для взрослых на осетинском языке» (1935); А.-Х. Джанибекова «Балалар уьшин ногай элип-беси эм элипбеден сонъ окув дерислери (Ногайский букварь для детей и уроки чтения после букваря)» (1929), «Ногай тили. Грамматика. Учебник для начальной школы» (1935); епископа Иосифа (Чепиговского) «Осетино-русский букварь» (1895); священников С.Мамитова «Книга для детей» (1908), «Мир Божий» (1909), Х.Цомаева и др. Что касается исследования деятельности вышеназванных просветителей, то обращение учёных к данной проблеме не дает целостного представления об их просветительско-педагогических воззрениях.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность горцев рассматривались в советский период РХ. Керейтовым, РН. Клыче-вым, Х.С. Черджиевым и др. Но обращение этих авторов к данной проблеме носило фрагментарный характер, так как они не занимались изучением просветительско-педагогической деятельности названных выше представителей горской интеллигенции.

Монографические исследования процесса развития системы просвещения начали появляться в 30-е - 40-е годы XX века. Работы этих авторов характеризуются утверждением марксистско-ленинской методологии. Образовательная политика России на Кавказе рассматривалась ими как колонизаторская (А.Я. Га-беев, П.И. Симонов и др.). Тенденция к переосмыслению понятий «русифика-

ция» и «колонизация» предпринимается в работах Н.А. Смирнова, М.М. Блиева, В.В. Смиренина. М.С. Тотоева, А.В. Фадеева и других. В вышеназванных научных изысканиях основное внимание уделено общественно-историческим проблемам. Авторы охарактеризовали влияние России на становление горской интеллигенции, выявили поступательный характер российско-кавказских связей, присоединение Кавказа к России стало рассматриваться как явление прогрессивное.

Проблемы просвещения северокавказских народов рассматриваются в обобщающих монографических работах и учебниках: «История Кабарды с древнейших времен до наших дней» (1957), «Очерки истории Адыгеи» (1957), «История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (1967), М.Михайлова «Советская школа: этапы становления» (1967), Т.Ф. Аристовой «Развитие народного просвещения и быт народов Северного Кавказа» (1968),«Очерки истории Карачаево-Черкесии» (1967, 1972), В.Тугова «Очерки истории абазинской литературы» (1970), И.Х. Калмыкова «Черкесы: историко-этнографический очерк» (1974), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века» (1976), «История педагогики» (под ред. М.Ф. Ша-баевой) (1981), «История народов Северного Кавказа» в двух томах.

Просветительская, научная и частично педагогическая деятельность некоторых представителей горской интеллигенции изучались в советский период в исследованиях С.А. Айдаровой, А.А. Галазова, З.В. Кануковой, Н.Б. Ромае-вой, Б.П. Лолаева, СБ. Узденовой, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой и некоторых других. В работах историков Ш.А. Курмангулова, РА. Губахановой, Г.Ш. Кай-маразова деятельность представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции по созданию светских школ исследована не была.

В начале 90-х годов XX века начался процесс пересмотра марксистско-ленинской методологии в исследовании истории Кавказа. В это время вышла работа Л.С. Гагатовой «Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в.» (1993), в которой изучался поиск вариантов освоения полиэтничного и внутренне конфликтного региона. В книге В.К. Кочисова и СР. Чеджемова «История развития народного образования в Осетии» (1995) рассматривались основные проблемы истории развития народного образования, а учебное пособие В.К. Кочисова «Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения» (1996) было посвящено этнопедагогическим вопросам. Авторами большинства историко-педагогических исследований, изданных в 20 - 90-е годы XX века, педагогическое наследие служителей церкви в сфере просвещения народов России не подвергалось объективному анализу. О букварях и учебных книгах многих дореволюционных священнослужителей и представителей светской интеллигенции можно найти лишь фрагментарные и неполные сведения, а имена многих до сих пор находятся в забвении.

В 2000-е годы изучение вопросов просвещения на Кавказе в XIX столетии продолжалось. Появились монографии А.В. Черджиева, А.Ю. Белогурова,

СР. Чеджемова, С.А. Айдаровой, «История Северной Осетии: XX век» (2003), Э.М.-Г. Зулыгукаровой. В 2006 г. и в 2008 г. вышли книги игумена Андрея (Мороза), И.Е. Хатаева, в 2011 г. - монография СР. Чеджемова, в которых рассматривались проблемы просвещения в регионе и деятельность некоторых просветителей Северного Кавказа. Не умаляя достоинств этих трудов, отметим, что их авторы не ставили своей задачей исследование педагогических взглядов таких видных представителей церковной интеллигенции, как священники Б. Кочиев, С. Мамитов, И.И. Чепиговский, Х.Д. Цомаев, а также светских просветителей Г. Гуриева, М. Гарданова, У Микерова, Т. Табулова, А.-Х.Ш. Джанибекова. Однако именно их научные изыскания, практическая деятельность, профессионализм и гуманизм позволили кавказской школе стать источником просвещения на родных языках, что значительно обогатило теоретическую педагогику.

В процессе работы над исследованием нами также были изучены и использованы труды учёных, работающих в области истории отечественной педагогики, А.В. Бабаян, Б.М. Бим-Бада, PC Бозиева, Г.Н. Волкова, Г.Б. Корнетова, Б.Т. Лихачева, А.Ф. Меняева, Н. Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого, З.И. Равки-на, А.В. Райцева, Н.Б. Ромаевой, Е.Г. Силяевой, Л.Л. Супруновой, Б.А. Тахохо-ва, Б.К. Тебиева, З.Б. Цаллаговой, Е.Н. Шиянова, Д.И. Фельдштейна и других.

В конце XX - начале XXI веков в Северо-Осетинском государственном университете появляются диссертационные исследования Л.И. Гасиевой, РФ. Дзерановой, Л.Б. Кусовой, Л.Т. Калаевой, РА. Хатаевой, Ф.Н. Цораевой и других, в которых рассматриваются педагогические аспекты деятельности горских педагогов А.Г. Ардасенова, Г.А. Баева, А.А. Гассиева, Г.И. Дзасохова, И.Д. Канукова, А. Коцоева, Х.А. Уруймагова, С. Хан-Гирея, К.Л. Хетагурова, однако работы просветителей М.Гарданова, Г.Гуриева, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б.П. Кочиева, С. Мамитова, У Микерова, Т. Табулова, X. Цомаева, И. Чепигов-ского ими не анализировалась.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что до сих пор нет работ, посвященных комплексному исследованию педагогических взглядов вышеназванных просветителей и педагогов. С учётом этого нами была сформулирована тема диссертационного исследования, проблема которого состоит в выявлении роли просветительско-педагогической деятельности представителей духовной и светской интеллигенции в данном процессе (на примере Осетии, Дагестана, Карачая и Черкесии) и выяснении условий формирования педагогической мысли на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX столетий. Эта проблема послужила основой для определения темы диссертации: «Просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе (конец XIX - первая треть XX веков)».

Целью диссертационной работы является выявление вклада представителей духовной и светской интеллигенции в процесс развития системы образования в Северо-Кавказском регионе (конец XIX - первая треть XX веков), гуманистической направленности их просветительско-педагогической дея-

тельности, анализ специфики работы по созданию учебных книг для национальных школ.

Объект исследования - история педагогики и образования России, в частности, процесс становления и развития системы образования в Северо-Кавказском регионе в конце XIX - первой трети XX веков.

Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность представителей духовной и светской интеллигенции Г. Гуриева, М. Гардано-ва, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, Y Микерова, Т. Табулова, Х.Д. Цомаева, И.И. Чепиговского на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков и их роль в развитии образования.

Задачи исследования вытекают из объекта, предмета и цели диссертационной работы и заключаются в следующем:

выявить особенности просветительской политики России на Северном Кавказе в XIX - первой трети XX веков, проанализировать педагогические процессы, происходившие в системе начального образования края, благодаря которым произошли позитивные изменения в работе учебных заведений в регионе;

реконструировать этапы жизни и педагогической деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), горских священников и педагогов С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева, а также представителей национальной интеллигенции Г. Гуриева, М. Гарданова;

раскрыть роль просветительско-педагогической деятельности церковной интеллигенции в сфере образования, показать её гуманистический характер (на примере деятельности архимандрита Иосифа (Чепиговского), С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева), конкретизировать содержание и особенности их просветительских взглядов;

выявить содержание и особенности просветительско-педагогических воззрений осетинских, абазинских и ногайских просветителей конца XIX - первой трети XX веков (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Y Микерова, Т. Табулова), рассмотреть их специфику;

- проанализировать вклад представителей национальной культуры
(ГГуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова,
Y Микерова, Т. Табулова X. Цомаева), а также украинского священника Иоси
фа (Чепиговского) в развитие педагогической мысли и просвещения народов
Северо-Кавказского региона, показать роль духовной и светской интеллиген
ции в распространении грамотности среди горского населения, в формирова
нии прогрессивных взглядов соотечественников на проблемы образования и
культуры.

Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составляют принцип историзма, законы диалектики и философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы и педагогической мысли.

При решении основных задач исследования применялись следующие конкретные методы исследования:

общенаучный комплекс методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение собранных материалов;

историко-биографический, теоретический (сравнительно-сопоставительный, историографический, ретроспективный), историко-системные методы;

сравнительный анализ архивных и статистических данных;

изучение и обобщение воспитательного опыта;

методы научного анализа и интерпретации историко-педагогических, литературных и публицистических источников, изучения и обобщения воспитательного опыта;

анализ и обобщение результатов деятельности дореволюционных педагогов, учёных и публицистов, а также исследований современных авторов по истории педагогики и просвещения в России.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении трёх этапов:

Первый этап (2007 - 2008 гг.) был связан с постановкой проблемы исследования, поиском, изучением и анализом литературы, а также нахождением архивных документов по теме диссертационной работы, в это время произошло предварительное ознакомление с проблемой развития школы и педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона. Нами были определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска.

Второй этап (2008 - 2009 гг.) включал в себя теоретическую постановку проблемы, определение методов, задач, источниковой базы исследования, тогда же собиралась научная информация и сведения о горской научной интеллигенции, производились систематизация и анализ материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, лингвистических и литературных источниках.

Третий этап (2010 - 2011 гг.). В это время шли обобщение материалов, определена структура результатов и конкретизированы основные положения исследования, на всех этапах шли подготовка и издание статей, опубликованных в научных изданиях, а также литературное оформление диссертации. Итоги исследования стали основой для докладов, сделанных на международных, всероссийских, региональных и Интернет-конференциях.

Научная новизна данной работы определяется ее предметом, подходом к решению задач, источниковой базой, полученными результатами и заключается в следующем:

рассмотрена специфика просветительской политики России в Северо-Кавказском регионе в XIX - первой трети XX веков, освещены позитивные изменения в начальном образовании горцев, которое стало всеобщим посредством проведения ряда мероприятий по ликвидации неграмотности;

проанализирована просветительско-педагогическая деятельность представителей православной интеллигенции - архимандрита Иосифа (Чепигов-

ского), священнослужителей С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева и учителей светских школ, составителей национальных алфавитов и учебников осетинского языка Г.Гуриева, М. Гарданова, реконструированы этапы их жизни и деятельности;

- выявлены, обоснованы и конкретизированы содержание и роль
просветительско-педагогической работы церковной интеллигенции в систе
ме образования региона, показан гуманистический характер её деятельности,
рассмотрены особенности просветительских воззрений архимандрита Иосифа
(Чепиговского), С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева);

обозначены специфика и содержание просветительско-педагогических воззрений представителей осетинской, абазинской и ногайской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джа-нибекова, Y Микерова, Т. Табулова), строивших свою деятельность на основе демократизации и гуманизации процесса воспитания и обучения горцев с учётом народных педагогических традиций, проанализирован их вклад в развитие педагогической мысли и просвещения народов Северного Кавказа;

показана роль как церковной, так и светской интеллигенции (Г. Гуриева, М. Гарданова, А.-Х.Ш. Джанибекова, Б. Кочиева, С. Мамитова, Y Микерова, Т. Табулова, X. Цомаева, а также украинского священника Иосифа (Чепиговского) в процессе обучения и воспитания горцев в полиэтнической образовательной среде в конце XIX - первой трети XX веков, в научный оборот введены новые архивные и письменные источники, подтверждающие выводы автора.

Теоретическая значимость исследования. В диссертационном исследовании внесён определённый вклад в процесс изучения просветительско-педагогической деятельности представителей светской и духовной интеллигенции, произведена систематизация факторов, влияющих на изменения в работе начальных учебных заведений на Северном Кавказе в конце XIX - первой трети XX веков. Выявлено и теоретически обосновано значение педагогического опыта горских педагогов и священнослужителей в сфере образования в Северо-Кавказском регионе, проанализированы, систематизированы и обобщены просветительско-педагогические воззрения представителей светской и духовной интеллигенции на обучение и воспитание соотечественников в поликонфессиональном образовательном пространстве.

Рассмотрены и уточнены особенности просветительской деятельности архимандрита Иосифа, С. Мамитова, X. Цомаева, Б. Кочиева Г. Гуриева, М. Гарданова, Y Микерова, Т. Табулова, А.-Х. Джанибекова, дана оценка их вкладу в процесс изменения характера образования, увеличения количества национальных школ и качества преподавания. Обоснована, конкретизирована и показана роль интеллигенции в развитии педагогической мысли в полиэтнической образовательной среде (методические разработки и учебники представителей духовной интеллигенции и педагогов эффективно использовались в национальных школах региона при изучении родного и русского языков и до революции, и в период ликвидации неграмотности). Поставленная и решенная

в исследовании проблема вносит вклад в процесс теоретического изучения вопросов просвещения в регионе в конце XIX - первой трети XX столетий.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы диссертационной работы конкретизируют содержание учебных курсов по истории педагогики Северо-Кавказского региона, при изучении истории просвещения и культуры народов Северного Кавказа.

Похожие диссертации на Просветительско-педагогическая деятельность духовной и светской интеллигенции в Северо-Кавказском регионе : конец XIX - первая треть XX веков